Научная статья на тему '\ страноведение \ арабское лето'

\ страноведение \ арабское лето Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ страноведение \ арабское лето»

Алжир, отпраздновавший 3 июля полвека своей независимости от французов, пережил «арабскую весну» еще в конце 80-х годов прошлого века, когда в результате народного бунта Фронт национального освобождения вынужден был отказаться от единоличного правления.

Ирина

воробьева

Провинция Алжир

Алжир был завоеван французами в 1830 году и объявлен французской территорией через 18 лет. В XX веке предоставление Алжиру права на самоопределение чуть не стоило жизни легендарному президенту Франции генералу Шарлю де Голлю. Террористическая «Секретная вооруженная организация», созданная французами, протестовавшими против отделения Алжира, организовала 15 покушений на президента.

Алексей Подцероб, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол (экс-посол России в Ливии и Тунисе, экс-сотрудник посольства СССР в Алжире),

рассказывает: «Для миллиона французских колонистов Алжир к тому времени уже стал родиной. Помимо нефти, газа и великолепного алжирского вина Франция обладала военно-морской базой в Мерс-эль-Кебире и полигоном для ядерных испытаний в Сахаре вблизи города Регган.

Несмотря на освободительную войну с метрополией (1954-1962), в которой зверствовали обе стороны (если алжирцы взрывали школьные автобусы с французскими детьми, то французы жгли алжирские деревни напалмом. — Ред.), у алжирцев нет и не было ненависти ни к Франции, ни к французской культуре.

Приехав в Алжир в 1967 году из Сирии, я по привычке обратился к продавцу в одном из магазинов на арабском, и тот ответил по-французски, что он цивилизованный человек и говорит на французском языке. Страна жила по французским стандартам: в кинотеатрах шли французские фильмы; первая программа телевидения и радио вещала на французском; издавали французские газеты, журналы, книги; мода тоже была французской. До сих пор у алжирцев прекрасный французский, в чем, кстати, их огромное преимущество как моста между Африкой и Европой. В то же время их литературный арабский (государственный язык в Алжире) и сейчас оставляет желать лучшего, хотя и говорят они на нем более свободно, чем 40 лет назад».

Борьба освободителей

Однако победившие французов борцы за свободу начали делить власть уже между собой. «С одной стороны, шла борьба между племенными командирами партизанских отрядов, составлявших так называемую внутреннюю Армию национального освобождения (АНО), — рассказывает Алексей Подцероб, — с другой — существовала еще и внешняя АНО, стоявшая на границе Алжира с Тунисом и Марокко».

'¿г

У

В начале 1960-х, после восьмилетней войны Алжира за независимость, советские саперы с риском для жизни ликвидировали 600 км минных заграждений и обезвредили около 1,5 млн мин.

«Командиры внутренней армии в основном были выпускниками арабских военных вузов, — поясняет ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Сергей Бабкин. — Внешняя армия преимущественно формировалась из перешедших на сторону АНО алжирцев-офицеров и унтер-офицеров французской армии (таковых насчитывалось к 1962 году около 20 тыс.)».

Внешней АНО командовал Хуари Бумедьен — талантливый организатор, блестяще говоривший по-арабски выпускник Каирского университета Аль-Азхар. Именно Бумедьен после недолгих боев установил контроль над столицей и поддержал во внутренних разборках народного кумира и первого алжирского президента Ахмеда бен Беллу (1963-1965), весьма способствовавшего советско-алжирскому сближению. Небывалую популярность бен Белле во многом обеспечили декреты о самоуправлении, разрешавшие создание крестьянских кооперативов на землях брошенных французами поместий. Алексей Подцероб: «Лозунги социальной справедливости, которые выдвинул бен Белла, а потом и Бумедьен, сразу же нашли горячий отклик среди алжирцев — народа в целом одинаково бедного. В колониальный период все богатство было сосредоточено в руках французов: лучшие земли, заводы и фабрики, образование. Алжирцы были гражданами Франции, но один голос француза приравнивался к пяти голосам алжирцев-мусульман».

Однако всего через два года своего президентства бен Белла был смещен Бумедьеном, занявшим пост председателя Ревсовета, а затем и президента (1967-1978). Впрочем, в отличие от многих своих соратников Ахмед бен Белла дожил до глубокой старости и умер год назад в Алжире в возрасте 96 лет. К концу 1960-х обстановка в стране стабилизировалась и стрельба прекратилась.

«Бумедьен продолжил курс на строительство алжирского социализма, — продолжает

наш собеседник, — но делал это в отличие от своего предшественника взвешенно и постепенно. В Алжире сложилась экономика смешанного типа: комитетам самоуправления принадлежала только треть земель, остальное находилось в частных руках, как и торговля, ремесленное производство, небольшие фабрики. При ориентации на Советский Союз Бумедьен поддерживал отношения с Францией и США. Именно тогда были заложены основы нынешнего гигантского товарооборота между Алжиром и Штатами».

Русский друг едва не ушел

Алексей Подцероб: «Я работал в нашем посольстве в АНДР с 1967 по 1971 год, затем неоднократно приезжал в эту страну и могу сказать, что в конце 1960-х и в 1970-е алжирцы жили очень неплохо. В магазинах было все, что угодно; работала промышленность, причем не только нефтедобывающая; университеты, государственные структуры, сельское хозяйство». Благополучие Алжира во многом обеспечила помощь СССР, которая с развалом Советского Союза тоже сошла на нет.

Из статьи востоковеда, доцента кафедры дипломатии МГИМо (У) МИД России Евгения Богучарского «Дипломатия и внешняя политика независимого Алжира: эволюция главных направлений и приоритетов» (Восток. 2008. №2): «После подписания в 1962 году Эвианских соглашений между правительством Франции и ВПАР (Временное правительство Алжирской Республики. — Ред .) о прекращении военных действий и предоставлении Алжиру права самоопределения начался массовый выезд из Алжира французских специалистов. Экономика страны, и без того подорванная восьмилетней войной, оказалась в тяжелом положении. Алжир нуждался в серьезной помощи для ликвидации последствий колониализма и длительной войны. В начале 1960-х годов 100 советских саперов с риском для жизни ликвидировали 600 км

\СТРАНОВЕДЕНИЕ \

Год назад из-за коррупционного скандала в алжирской нефтегазовой госкорпорации ЗопМтаоН неоднократно сменялось руководство компании.

минных заграждений, обезвредили около 1,5 млн мин, установленных в Алжире до 1962 года».

Алексей Подцероб: «Считалось, что создание тяжелой промышленности — путь сначала к экономической, а затем и подлинной политической независимости. Построенный в АНДР с нашей помощью металлургический комбинат в Эль-Хаджаре был одним из крупнейших как в арабском мире, так и в Африке; на нашем счету строительство обогатительной свинцово-цинковой фабрики в Аззабе, фабрики по производству ртути, теплоэлектростанции в Аннабе, сооружение плотин, геологоразведка. СССР выдавал Алжиру долгосрочные дешевые займы, кстати, по кредитам на гражданские объекты Алжир, как и большинство арабских стран, пусть и бартером, но расплатился: сельхозпродукцией, в частности, вином, цитрусовыми, оливковым маслом, пробкой, а также нефтью, шедшей на реэкспорт. На 90% алжирская армия была оснащена советским оружием и на 10% французским».

«До сих пор в алжирском посольстве в любой стране мира россиянина встречают словами «пришел русский друг», — добавляет Сергей Бабкин.

Падение цен... и президента

В начале 1980-х упали мировые цены на нефть и газ — главный источник валютных поступлений в бюджет страны, к тому же началась быстрая либерализация, имевшая, как и в Советском Союзе, крайне негативные социальные последствия.

«Помимо значительного экономического спада, — поясняет Алексей Подцероб, — Алжир оказался еще и в идеологическом вакууме, что предопределило рост происламских настроений. Капитализм ассоциировался с освободительной войной против французов, в которой погибли 1 млн человек — каждый 10-й алжирец. Социалистическая система, как и у нас, достигнув пика, дала сбой в условиях постиндустриального общества, когда экономика строится на быстром внедрении научных открытий и знании потребностей рынка».

Первые многопартийные выборы, состоявшиеся в 1991 году, Фронт национального освобождения проиграл в 25 провинциях из 48 Исламскому фронту спасения (ИФС). Военные схватились за голову, аннулировали результаты первого тура выборов и отменили второй, сместив президента Шадли Бенджедида. Верховная власть в стране перешла к Высшему государственному совету Алжира в составе пяти человек. Сергей Бабкин: «Глава совета Мохаммед Будиаф отправил десятки тысяч сторонников запрещенного Исламского фронта спасе-

ния в Сахару — в лагеря на юге Алжире. К лету 1992 года, когда обстановка немного стабилизировалась, их начали выпускать. Но освобожденные взялись за оружие, и первой их жертвой пал сам Будиаф».

«Исламисты не исключали подобной реакции властей на результаты выборов и заранее подготовили базы в горах, — продолжает Алексей Подцероб. — Пик противостояния пришелся на середину 1990-х. В это время исламистские бандформирования контролировали даже некоторые регионы страны, но правительственные войска все же взяли верх, разгромив их основной костяк. Нынешнему президенту Абдельазизу Бутефлику удалось добиться успехов в реализации политики примирения, объявленной им в 1999 году после прихода к власти. Свою роль сыграло и улучшение экономического положения. Если у человека есть работа, крыша над головой, его дети сыты, обуты и ходят в школу, он не будет бегать с автоматом по горам. Но примирились, тем не менее, не все. После отказа Исламской армии спасения от вооруженной борьбы ее продолжили Вооруженная исламская группа (ВИГ) и Салафитская группа проповеди и джихада (СГПД). Потери были огромны — жертвами междоусобицы пали около 200 тыс. человек. СГПД связалась с Усамой бен Ладеном и вошла в созданный им Всемирный фронт джихада, а затем переименовала себя в организацию «Аль-Каида» в странах исламского Магриба (ОКИМ), которая время от времени и устраивает теракты в стране».

Потоп «арабской весной»

В январе прошлого года, вслед за революциями в Тунисе и Египте, по Алжиру тоже прокатились волнения, что весьма воодушевило исламистских политиков.

«Алжир располагает огромными углеводородными валютными резервами, но до последнего времени их не использовали в интересах большинства граждан», — говорит Сергей Бабкин. По данным Ра^Ьоок ЦРУ, из 35 млн алжирцев около 23% живут за чертой бедности. Средний уровень безработицы — 10%, среди молодежи — более 20%. Стране не хватает жилья, в особенности для молодых семей. Наряду с Египтом Алжир — один из главных в мире экспортеров зерна, в том числе российского, подорожавшего накануне арабских революций.

«Главная проблема Алжира, — считает Алексей Подцероб, — контроль военной бюрократической буржуазии над экономикой, когда человек, занимающий административный пост, связан с какой-либо компанией. Он является ее владельцем лично или через родных и оказывает ей помощь, используя положение чиновника».

В 2011 году выручка Алжира от экспорта углеводородов достигла $75 млрд, что составляет 97% всего экспорта страны, около 60% доходов бюджета и 36% ВВП. Страна является 13-м в мире производителем нефти (около 77 млн т в год). Согласно данным BP STATISTICAL REVIEW OF WORLD ENERGY за 2011 год, доказанные запасы нефти Алжира — 1,5 млрд т (четвертый показатель в Африке после

Ливии, Нигерии и Анголы). По объему производства газа Алжир — на 8 месте в мире, третий поставщик газа в Евросоюз после России и Норвегии. По информации OIL AND GAS JOURNAL, доказанные запасы газа Алжира — 4,5 трлн куб. м. (10-й показатель в мире). На Алжир приходится примерно 7% мирового экспорта сжиженного природного газа.

7 ~ *

Г ■

! т

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

40

прямые инвестиции / № 7 (123) 2012

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

Измученные междоусобицей и терактами алжирцы проголосовали за Фронт национального освобождения, проигравший 20 лет назад исламистам.

Все алжирские президенты за исключением действующего Абдельазиза Бутефлики были выходцами из Алжирской народной армии.

С коррупцией дела в Алжире обстоят немного лучше, чем у нас. В коррупционном рейтинге международной неправительственной организации Transparency International 2011 года Алжир занимает 112 место из 183 (у России — 143-е). Испуганные арабской улицей власти назвали «арабскую весну» потопом и, не откладывая, пошли на реформы. Была разрешена легализация новых партий (в предшествовавшие 10 лет не было выдано ни одного разрешения); закончилась полувековая госмонополия на аудиовизуальные СМИ. В институтах власти за женщинами зарезервировали от 20 до 40% мест. Власти увеличили минимальную заработную плату с 15 до 18 тыс. динаров (150 и 180 евро соответственно) и подняли пенсию до 15 тыс. динаров.

Еще в начале 2010 года был утвержден план по развитию инфраструктуры на 2010-2014 годы, предусматривающий инвестиции в размере $286 млрд. Речь идет о железнодорожном и автодорожном строительстве, гидропроектах, строительстве 2 млн ед. жилья и создании 3 млн рабочих мест. В результате на прошедших в мае парламентских выборах измученные исламистами алжирцы, многие из которых помнят спокойные социалистические времена, проголосовали за Фронт национального освобождения. Альянс исламистских партий «Зеленый Алжир» пришел к финишу третьим.

Главный оружейник

Такой расклад, по мнению Сергея Бабкина, вполне соответствует российским интересам: «России ближе действующее руководство, при котором наша страна сохранила статус крупнейшего поставщика вооружения для Алжира — основу российско-алжирского товарооборота.

Покупке российского оружия в немалой степени способствует тот факт, что около 4 тыс. офицеров алжирской армии учились в Советском Союзе. К примеру, начальник Генштаба Ахмед Салах — выпускник Военной академии имени Фрунзе. Кроме того, Россия продолжала поставлять вооружение Алжиру во время внутриалжирского противостояния, в то время как американцы и европейцы ввели необъявленное эмбарго. Алжирское руководство это не забыло, и во время визита Владимира Пути-

на в марте 2006 года были подписаны внушительные контракты на поставки вооружения». По данным СМИ, их общая сумма составила $7,5 млрд, что и вывело Алжир на 2 место после Индии среди крупнейших импортеров российского оружия. Правда, Россия взамен списала Алжиру долг перед СССР в $4,5 млрд. Однако как долго мы будем оставаться главным партнером Алжира даже в этой области, неизвестно. Алжирцы официально поставили перед собой цель диверсифицировать покупку оружия.

Что касается нефти и газа, то в 2006 году алжирская госкомпания Sonatrach, контролирующая недра страны, и Газпром подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий возможность обмена активами, создание СП, участие в тендерах по разведке и добыче нефти и газа, обмен информацией о проектах. Евросоюз расценил меморандум как шаг к созданию «газовой ОПЕК». И уже в 2007 году Sonatrach объявила о прекращении действия соглашений. Пока самым серьезным совместным проектом в этой области является разведка и разработка углеводородов на сухопутном участке Эль-Ассель, тендер на участие в котором Газпром выиграл в декабре 2008 года. Доля Газпрома в проекте составляет 49%, Sonatrach — 51%.

Иными словами, до дружбы советских времен с Алжиром сейчас далеко. Несмотря на соглашение о стратегическом партнерстве российско-алжирский товарооборот не превышает $2-3 млрд в год. Для сравнения: товарооборот США и Алжира достигает $18 млрд, главным образом за счет сырьевого экспорта Алжира. Американские компании (Anadarko, ConocoPhillips, Shell) — ключевые иностранные инвесторы в добывающую промышленность страны. Из европейских фирм там работают ENI (Италия), Statoil (Норвегия), Total (Франция). «Примечательно, что в ходе войны исламистов с режимом, — говорит Сергей Бабкин, — от их рук гибли наши специалисты, французские, американцам же до последнего времени везло». Так что Запад, прочно обосновавшийся в Алжире, старается не нагнетать обстановку, несмотря на все алжирские проблемы. «Главный итог этих выборов, — заключает Сергей Бабкин, — в том, что алжирцы отвергли исламистов, прервав цепь побед, одержанных ими в Марокко, Тунисе, Египте».

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

прямые инвестиции / № 7 (123) 2012

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.