Научная статья на тему 'Странный урожай, храм Шамблы и св. Альберт Хофманн: психоделия в цифровом информационном пространстве'

Странный урожай, храм Шамблы и св. Альберт Хофманн: психоделия в цифровом информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ПСИХХОДЕЛИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ПРИЕМЫ / ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТИРАЖИРОВАНИЕ / ПРИНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина В.А.

Автор показывает особенности психоделического направленияв искусстве. Законы интернет-пространства позволяют посетителям сайтов сохранять максимальную анонимность и минимум цензуры. Цифровая технология позволяет тиражировать психоделические приемы (фрактальные узоры, оптические иллюзии, синтетические звуки); создавать 3D-изображения и голограммы, интерактивные картины и флэш-ролики. Принт удачной работы используется для создания брендовой одежды и аксессуаров, флайеров, граффити, образцов бодиарта и татуировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Странный урожай, храм Шамблы и св. Альберт Хофманн: психоделия в цифровом информационном пространстве»

В. Кузьмина

СТРАННЫЙ УРОЖАЙ, ХРАМ ШАМБЛЫ И СВ. АЛЬБЕРТ ХОФМАНН: ПСИХОДЕЛИЯ В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Термин «психоделия» был введен в научный оборот британским психиатром Х. Осмондом в 1956 году. Он образован греческих слов рsусhе (душа) и dеlеin (декларировать), или dеlоun (показывать, открывать), и означает обычно целый пласт необычных состояний, характерных для опыта так называемого «открытого», «расширенного» или «освобожденного» сознания, которое характерно для религиозного опыта, пиковых переживаний сновиденческого мышления, последствий приема некоторых психоактивных соединений и т. д. История зарождения психоделического направления в искусстве (применительно к изобразительным формам часто используют термины psy-art и visionary art) восходит к 1960-м годам, отсылая нас к непринужденной атмосфере хиппового Сан-Франциско и свингующего Лондона. С тех пор прошло почти полвека, многие работы этого течения получили мировую известность, а разнообразные творческие приемы и методы успели стать академическими.

Крупнейшие центры, в которых регулярно выставляются образцы психоделического искусства, находятся в Соединенных Штатах. Это в первую очередь Музей современного искусства и CoSM в Нью-Йорке, а также Музей визионерского искусства в Балтиморе; огромный и малоисследованный материал предлагают крупные и региональные трансовые вечеринки и опен-эйры. Конечно же, Интернет к сегодняшнему дню превратился в кладезь подобных артефактов самого разного качества и содержания. Здесь нашли себе место как корифеи, такие как Р. Гриффин, М. Клярвайн, Х. Гиггер, так и целая плеяда молодых мастеров, о которых мы поговорим подробнее.

Уже в 60-е г. художники и исследователи этого направления проявляли интерес к реалиям киберпространства (Т. Лири ставил в один ряд компьютерное и психоделическое сознание; Дж. Лилли называл человеческий мозг биокомпьютером), однако общедоступными они стали только в 90-е годы, ознаменовавшие второй по значимости всплеск психоделической культуры со времени легендарных шестидесятых. Законы интернет-пространства, как правило, позволяют посетителям сайтов сохранять макси-

мально доступную степень анонимности, имея при этом дело с минимумом цензуры. Кроме того, цифровая реальность предоставляет возможность тиражировать приемы, в 60-е получившие название психоделических (фрактальные узоры, оптические иллюзии, синтетические звуки); художники создают 3D-изображения и голограммы, интерактивные картины и флэш-ролики. Принт той или иной работы становится возможным использовать для создания брендовой одежды и аксессуаров, флайеров, граффити, образцов боди-арта и татуировок, чем, собственно, и пользуются художники.

Но если психоделия старой школы сегодня — это практически мертвая культура, законченный и сформировавшийся конгломерат исторических событий, легендарных героев и канонических произведений, вновь и вновь с разными вариациями воспроизводящий самое себя, то в 90-е годы в этом течении снова крепнет дух эксперимента. Необыденные состояния сознания прекращают быть фетишем и становятся объектом исследования. И, тем не менее, специальная литература, посвященная этой теме, гораздо ближе к области религиоведения, чем художественной критике. Американский художник А. Грей в интервью журналу «Хай таймс» говорил: «Каждый художник, который по-настоящему поглощен работой, растворяется в потоке творчества, который, как я полагаю, сродни легкому трансу. Да, я переживаю озарения в процессе художественного творчества, которые являются катализатором вдохновения, они необходимы для того, чтобы рисовать их. Можно использовать «вещества», можно мечтать или это может быть гипнотическое состояние перед тем, как провалиться в сон, это может произойти в процессе прослушивания музыки или даже ожидания поезда в метро»1.

На заре своего формирования, в 1960-е годы прошлого века, огромный пласт изобразительного искусства психоделического направления был направлен на оформление чего-либо, обслуживая потребности клубов, изданий, музыкальной индустрии. В итоге в этой области накопился целый массив художественных артефктов, на основе которого можно выделить как минимум самостоятельное под-направление. Для него характерна смесь ясной плакатной техники, витиеватых монохромных рисунков, изобилующих мелкими деталями с тонкой прорисовкой в манере О. В. Бердсли. И именно оно, как нам кажется, заложило фундамент современного цифорвого психоделического искусства, наводнившего к сегодняшнему дню просторы Интернета. Среди немаловажных аспектов анализа этих произведений можно выделить цифровую обработку образов, работу с фонами и фактурой, образный строй. Это работы, которые предназначены не для логического осмысления или эмпирического проживания и «прочувствования», а, скорее, для медитативного созерцания и интуитивного постижения.

Скажем несколько слов о Ларри Карлсоне (Larry Carlson). Этот самобытный художник родился в Нью-Джерси. Он стал одним из первых художников, выставивших свои произведения в сети Интернет. Сам он так прокомментировал свой выбор: «Я работаю лучше в некоем трансовом состоянии, в котором влияние света, цвета, образ, ритм и получаются на интуитивном уровне. Мучай машину, пока из нее не вылетит призрак. Эти психоактивные эффекты... лучше всего показывают себя в Интернете. Ведь это позволяет мне получить доступ к аудитории, которая, как правило, спокойна, находится дома и более открыта гипнотическим состояниям»2. Художник называет себя коллекционером образов — это могут быть грфи-ческие, аудио- и видеофайлы. Виртуозное владение коллажной техникой позволяет мастеру создавать лейт-образы, кочующие из картины в картину, попадающие в различные контексты, развивающиеся таким образом и взаимодействующие. Мир, в котором обитает современный человек, огромен, изменчив, нерпредсказуем. Л. Карлсон берет столько образов, сколько в состоянии вместить пространство работы, и смешивает их. В результате получается невероятно концентрированная реальность, характеризующаяся огромной плотностью информационного потока. Журнал High Times называл его искусным повелителем мозга, G4Tech TV — Сальвадором Дали наступающего века. Он выставляет свои работы в Бразилии, Швеции, Франции, Германии, а также на всей территории США, в частности в музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.

Л. Карлсон создает удивительные, ошеломляющие миры, характерной особенностью которых является синтез несочетаемого: его излюбленный художественный принцип — это оксюморон, главный конек — эффект неожиданности. Образы подбираются по принципу множественных контрастов, активизируя работу правого полушария и выключая левое. Внимание воспринимающего свободно скользит по веренице видений — нарочитых, кричащих, поданных в лаконичной, урохолловской манере. Соответственно, процесс созерцания одной такой работы может весьма затянуться, постепенно разворачивая перед изумленными зрителями все новые и новые смыслы.

Весьма показательны в этом плане его Weird Wolds Skrolls — свитки странных миров. На сайте larrycarlson.com имеется девять таких свитков, каждый из которых имеет свое название: «Оккультный огонь внутри солнца», «Странный урожай», «Тропа в покои короля» и т. д. Размер каждого из них составляет 750х10.000 пикселей — то есть высота практически в 13 раз превышает ширину, поэтому масштаб не позволяет разглядеть все изображение сразу, а только в качестве последовательности фрагментов. Эти

полотна, постепенно разворачивающие перед зрителем свое содержание, можно прочитать и как диафильмы, и как своеобразные аналоги вертикальных шаманских путешествий.

Подобные работы можно встретить и у других мастеров. В качестве примера приведем картину Л. Брауна Totemik Spectrumatrix (432х2579), отражающую особую «многослойную» картину мира, позаимствованную, по всей видимости, из тибетского тантрического буддизма. Люк Браун (Luke Brown) — молодой канадский художник, работающий на пересечении цифрового искусства и живописи. Его произведения выставлялись в разных странах наряду с полотнами таких мастеров, как Х. Гиггер, Р. Веноза, Э. Фукс и т. д. Их характеризует тончайшая прорисовка, яркий колорит. Они изобилуют самыми разнообразными декоративными элементами — этнические геометрические орнаменты соседствуют с арабскими, индийскими и кельтскими «плетенками» и фрактальными узорами. Очень часто встречаются круговые мандалообразные и калейдоскопические элементы.

Работы Л. Брауна — это полисемантические произведения с наслаивающимися друг на друга планами. Они перенасыщены мистической изотерической символикой, в числе которой можно увидеть знак «ОМ», паци-фик, лотос, звезду Давида, пентаграмму и т. д. Очень существенное место в этом ряду занимает глаз. Этот символ важен, так как призван обозначать осознанность действий, мыслей и чувств. Это еще одно напоминание о том, что психоделический опыт сложен, неожидан, опасен и что столкнувшемуся с ним человеку в первую очередь необходимо четко представлять себе свои цели, а также сохранять спокойствие и бдительность. Множественные изображения глаза мы можем видеть на ладони, в области сердца, в середине лба (так называемый третий глаз) и, разумеется, вписанным в равносторонний треугольник, воспроизводящий известный масонский символ, а также отсылающий нас к творчеству Р. А. Уилсона.

Нельзя в этой связи не вспомнить и о том, что равносторонний треугольник лежит в основе фрактальной геометрии, а поэтому еще и очень удобен в чисто техническом отношении. Названия часто содержат игру слов, которая характерна для произведений психоделической культуры и хиппи-литературы вообще (Транс-Дзэн-Дэнс , Скарабеска, Уоллфлауэр, где обыгрываются слова «волк» (wolf), «цветок» (flower) и «стена» (wall) — видимо, не без аллюзии на произведение «Пинк Флойд»).

На его полотнах мы видим представителей буддистского и индуистского пантеона — Майтрея, Оришаганеша, Сарасвати, Чакрасамвара, драконов и нимф, архетипические стихии и сущности, позаимствованные из культур различных этносов (элементали, акбаль — синяя ночь из древне-

майяской мифологии); а также разнообразные образцы психоактивной флоры (Каннабис, Сальвия Дивинорум, кактус Лафафора Уильямса). Художник работает в самых разных техниках и использует разные материалы. Среди его работ 3D и стереоизображения, голограммы, татуировки, стрит арт и скульптура (в частности, группа под общим названием «Храм Шамбалы»).

Алекс Грэй (Alex Grey) — один из самых известных художников, работающих в жанре visionary art. Он считает искусство неотъемлемой частью духовной практики. Его полотна отражают идею синергии Вселенной и волновую природу реальности.

Грэй долго изучал изобразительное искусство в разных арт-колледжах Америки, а также 5 лет подготавливал препараты, работая в морге при Гарвардской медицинской академии, что позволило ему досконально изучить строение человеческого тела «из первых рук». Потом в продолжение 10 лет работал медицинским иллюстратором, что оказало неизгладимое влияние на авторскую манеру письма.

Произведения Грэя наполнены глубоким символизмом и сакральным смыслом, множеством религиозных символов. На своих полотнах он детально изображает анатомическое строение тела — скелет, нервную, кровеносную и лимфатическую системы, метафизические материи и расслоение реальности — отражения пережитых психоделических опытов. Одна из наиболее известных его картин — «Св. Альберт Хоффман». На ней изображен знаменитый швейцарский ученый, держащий в руках структурную модель молекулы ЛСД, очерченный сияющим огненным ореолом, с нимбом вокруг головы, третьим глазом и элементами изображенного вещества в организме.

Еще одна работа, о которой хотелось бы упомянуть, называется «Теолог». Это полотно очень знаменито и широко растиражировано. Сам художник в интервью для фильма Liquid Crystal Vision говорит о ней так: «Единство божественного и человеческого сознания, плетущее ткань пространства и времени. Внутри него находится «Я» и его элементы... В своей работе я пытаюсь показать связь между физическим измерением и метафизическим. В человеческом теле это показано акупунктурными меридианами, чакрами, аурой и всем, что к этому относится... Эта картина — одна из моих любимых. Ее рождение связано с одним моим старым опытом. Это был опыт с большой дозой ЛСД. Я завязал глаза и сел в позу лотоса. Я смотрел широко открытыми глазами внутрь повязки. Я называю это «повязкой на разум». Смотря в темноту, неким образом я видел электрическую решетку, которая простиралась во все стороны до самого горизонта. Невероятная сеть в перспективе.

И мне казалось, что это я сам проецировал ее, кроме того, что на нее смотрел. Она была в моей голове. Это сбивало меня с толку, но я чувствовал, что это и есть ткацкий станок пространства и времени. Это похоже на сновидение, но сновидение в пространстве. И это пространство ты всегда создаешь сам. Каким-то образом наш мозг создает окружающее нас пространство. Но как это изобразить?! Я решил это, разместив тут сидящего Будду. Точка перспективы на линии горизонта совпадает с его третьим глазом, вибрации от которого расходятся во все стороны. Кажется, что он проецирует пространство, в котором сидит»3.

Герои изображены молящимися, целующимися, медитирующими, вынашивающими детей, рождающимися или умирающими. Каждая картина — послание людям и духовная практика для самого Грэя, его личный шаг к просветлению. В основе авторского стиля, с одной стороны, сюрреализм академического толка в духе С. Дали, с другой — тибетские иконописные традиции, на влияние которых указывают характерные ветвящиеся язычки пламени, подчеркнутые, прорисованные «завитушки» на облаках, угловатый тибетский вариант знака «ОМ», вместо более расхожего санскритского начертания и т. д.

Центром творчества А. Грея является Капелла Священных Зеркал (CoSM, Chapel of Sacred Mirror) в Нью-Йорке. Это проект, который существует на пожертвования общины (сумма членского взноса за год составляет 100 $). По сути это выставочный зал, концертная площадка, художественная мастерская и клуб одновременно. В Капелле отмечаются праздники, даются обеды, проходят хепенинги и перфомансы. Здесь выставляются работы Р. Венозы, скетчи Дж. Гарсии и коллажи Уэйви Грэйви. Это место с очень свободной атмосферой, выдержанной в духе лучших традиций психоделических хепенингов: здесь можно сидеть или лежать на полу, танцевать и свободно перемещаться; у посетителей причудливая одежда, раскрашенные лица. Также Алекс Грей проводит тематические психоделические вечеринки, совмещенные с его творчеством. На глазах у присутствующих он рисует свои новые работы прямо у танцпола. Хэппенинги А. Грея — это синтез музыки, живописи, видеоарта, лайт-шоу; каждое такое событие — одновременно и моноспектакль, священнодействие, и сеанс группового гипноза.

В качестве примера приведем перфоманс World spirit — одно из наиболее знаменитых его творений. Концепция, как признается художник, позаимствована из так называемой интегральной философии Кена Уилбера — американского философа и писателя, последователя идей Шри Ауробин-до и друга художника, в частности из такой его книги, как «Свадьба рассуд-

ка и души». Вот как говорит об этом сам Алекс Грей: «Искусство является Я (оком) Духа4. Одним из основных положений этой книги является то, что и научное, и трансцендентальное знание основываются на проверяемых предписаниях: «Если вы желаете это знать, вы должны сделать (это и то)». Для науки это может включать годы обучения определенному методу. То же самое и с мистицизмом: годы медитации ведут к духовным состояниям сознавания, идентичным описаниям сотен мистиков, собранных за тысячелетия. Для меня особое значение имеет «духовное предписание» для художников: чтобы творить визионерское искусство, вы должны испытывать визионерские переживания»5.

Предметом осознания и интерпретации в этом произведении становятся ключевые общефилософские абстракции — бытие, сознание, познание, существование; кульминационными точками — рождение, смерть и связующий их момент зачатия, творческой задачей - реконструкция и ретрансляция сопровождающих их чувств, ощущений и геш-тальтов. По сути, World spirit представляет собой трансляцию полноценного психоделического трипа в том смысле, как его понимает Т. Лири. С одной стороны, это ритуал перехода типа смерть-возрождение, с другой — хроника необычных состояний сознания, последовательно сменяющих друг друга в подчиненности определенной логике. В фильме, который представляет видеоверсию перфоманса, также использованы многочисленные и разнообразные способы цифровой обработки изображения, наложения, коллажа, стробоскопические мелькания, свето- и цветофиль-тры, элементы полиэкранности и другие секреты и ухищрения современных видеохудожников.

Логика изложения материала соответствует процессу постепенного «волнообразного» развертывания психоделического трипа. Действие разворачивается начиная с первых симптомов потери «Я» — «герольдов трансцен-денции»6. Далее следует «плато», состоящее из нескольких последовательно сменяющих друг друга эпизодов, в каждом из которых также просматривается своя драматургия, кульминационный и смысловой центры. И, наконец, автор подводит нас к завершающей стадии приключения, суммирует, делает выводы, наставляет, успокаивает.

Мы видим, как вначале художник появляется на возвышении, с распущенными длинными седеющими волосами, облаченный в белые одежды, здоровается с публикой и спокойно начинает повествование. Постепенно вещи, о которых говорит автор, становятся все менее очевидными, более личными и сложными для понимания, параллельно постепенно «включаются» красочные гипнотические визуальные эф-

фекты, музыка (это эмбиент, — пожалуй, наиболее сложный, интеллектуальный и медитативный из электронных стилей) становится более осязаемой — звучание приобретает напряженность, фактура уплотняется. Во время передачи наиболее интенсивных переживаний голос художника умолкает, не отвлекая, позволяя зрителям погрузиться в них наиболее глубоко, потом же начинает звучать снова, комментируя. В нескольких местах слово предоставляется жене и дочери художника, которые появляются в качестве эпизодических (но не второстепенных) действующих лиц спектакля. И, наконец, после блестящей экскурсии по фантастическим мирам невероятно красивых и глубоких переживаний наступает концовка, несущая в себе ощущения внутренней гармонии, счастья, радости и эмпатии.

1 Gray, A. Visions of Alex. The High Times interview by Thomas Lyttle http:// www.alexgrey.com/interviews/hightimes.html.

2 Larry Carlson talks to Ry Fyan. http://www.nyartsmagazine.com/index. php?Itemid=714&id=56006&option=com_content&task=view.

3 http://archives.maillist.ru/55618/799751.html.

4 Art is the I of Spirit.

5 Грей, А. Кену Уилберу, духовному другу художника. // http:// integralportal.ru/docs/DOC-1312;jsessionid=793D2472915AA336A1263208189 6AE95.

6 Термин Т. Лири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.