Федоровская Наталья Александровна, Лоншакова Ольга Игоревна ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются новые приемы художественной выразительности, сформированные в рамках психоделического изобразительного искусства. Выявлено использование редко встречающихся в естественной природе цветовых сочетаний с максимально усиленными характеристиками контрастности и яркости; введение ритмически организованных структур любой формы, создающих оптические иллюзии. Установлено, что новые приемы не только передают полученный визионерский опыт, но и вносят в художественную практику новый эталон визуальности. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/12-4M8.htm!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 187-190. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
7. Кемулария Л. А. События на дальнем востоке в августе-сентябре 1945 г. в контексте Великой Отечественной войны (историография проблемы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. 2. С. 83-86.
8. Королев А. Б. Водолазание в России от древних времен до наших дней. М.: Моркнига, 2004. 142 с.
9. Крюков И. В. К вопросу о боевой подготовке личного состава дальневосточной группировки войск к войне с Японией в 1945 г. // История государства и права. 2013. № 8. С. 11-15.
10. Макаренко В. Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. 2015. № 2 (88). С. 76-90.
11. Орбели Р. А. Исследования и изыскания. Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней. Л.: Речиздат, 1947. 284 с.
12. Орнацкая Т. А. Деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности СССР в 1941-1943 гг. // Военно-юридический журнал. 2015. № 2. С. 15-21.
13. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-2243. Оп. 1.
14. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК «Гангут», 2015. Кн. 3. Т. 1. 316 с.
15. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК «Гангут», 2016. Кн. 3. Т. 2. 272 c.
16. Ткачева Г. А. Женщины в частях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2017. № 6. С. 25-30.
17. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Исторические хроники. М.: Пан пресс, 2010. 575 с.
18. Усов А. В. К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке Аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 63-66.
19. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 436. Оп. 21.
20. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1.
21. Цуканов С. С. К 100-летию органов безопасности (рецензия на монографию А. В. Грачева, Ю. Н. Ципкина «Чекисты в борьбе за обеспечение государственной безопасности советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны») // Военно-юридический журнал. 2017. № 8. С. 30-32.
22. Чикер Н. П. Служба особого назначения. М.: ДОСААФ, 1975. 225 с.
SKIN DIVING AT THE PACIFIC FLEET (1941-1945)
Usov Aleksei Vyacheslavovich, Ph. D. in History Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Branch) in Vladivostok
The article examines the problems of skin diving development at the Pacific Fleet in the years of the Great Patriotic War and the Soviet-Japanese operations. The author uses the documents from the Branch of the Central Archive of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Navy Archive, Gatchina), its archival department at the Pacific Fleet (Vladivostok) and the Russian State Navy Archive (Saint Petersburg). The majority of the documents are introduced into scientific use for the first time. Special attention is paid to numeral strength and training of skin divers, adoption of new specialities. The paper discovers the interrelation between skin divers' training system and their efficiency when performing military missions.
Key words and phrases: naval safety; Far East; Great Patriotic War; Soviet-Japanese operations; Pacific Fleet; diving; divers; Emergency Rescue Department of Pacific Fleet; emergency rescue service; training exercises.
УДК 7.036; 75.03 Искусствоведение
В статье рассматриваются новые приемы художественной выразительности, сформированные в рамках психоделического изобразительного искусства. Выявлено использование редко встречающихся в естественной природе цветовых сочетаний с максимально усиленными характеристиками контрастности и яркости; введение ритмически организованных структур любой формы, создающих оптические иллюзии. Установлено, что новые приемы не только передают полученный визионерский опыт, но и вносят в художественную практику новый эталон визуальности.
Ключевые слова и фразы: психоделия; психоделическое искусство; современное искусство; новые приемы художественной выразительности.
Федоровская Наталья Александровна, д. искусствоведения, доцент Лоншакова Ольга Игоревна
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток [email protected]; [email protected]
ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Искусство XX века ознаменовалось поиском новых форм, приемов и средств художественной выразительности, способных наиболее полно отразить внутренний мир художника и его отношение к действительности. Изучение творчества абстракционистов, сюрреалистов, фантастических реалистов и представителей
других авангардных направлений свидетельствует об их повышенном интересе к опытам с человеческим сознанием, позволяющим расширять границы восприятия, погружаться в трансовые состояния, медитацию и визионерские практики, направленные на получение доступа в подсознание и мир сновидений. Достижение требуемого для творческого процесса состояния измененного сознания осуществлялось далеко не всегда безопасными для художника способами. Алкоголь и наркотические средства стали стимуляторами для переживания пограничных эмоциональных состояний, которые вызывали яркие, необычные образы, повышали чувственное восприятие действительности.
Среди направлений современного искусства, на которые оказало влияние использование подобного рода стимуляторов, особое место занимает так называемое психоделическое искусство. Термин "psychedelic" происходит от греческого "yuxrç" (душа, дух) и "Sn^eív" (видимый). Считается, что его ввел в научный обиход британский психиатр Х. Осмонд (Humphry Fortescue Osmond), изучающий в конце 50-х годов XX века воздействие на человека ЛСД и мескалина.
Долгое время психоделическое искусство напрямую связывалось с приемом психотропных препаратов и деятельностью маргинальных личностей, воспитанных на культуре хиппи и близких ей по духу субкультур. Однако по прошествии лет становится очевидным, что неординарная философия и яркое художественное наследие оказали несомненное влияние на социум в целом и привлекают внимание не только специфического контингента, но и серьезных исследователей в области психологии, социологии, философии, культурологии. В этой связи интересны работы отечественных исследователей О. В. Колбасиной, В. А. Кузьминой и М. В. Миндолиной, рассматривающих психоделическое искусство в контексте контркультуры, субкультуры хиппи и общих социокультурных тенденций [2; 5; 6].
В то же время сам феномен психоделического искусства и его специфические стилистические черты, позволяющие выделять это направление среди других современных стилевых течений, изучены явно недостаточно. В рамках данной статьи рассматриваются новые приемы художественной выразительности, появившиеся в рамках психоделического стиля и оказавшие влияние на многие направления современного изобразительного искусства.
Первоначально психоделическое искусство 60-70-х годов XX века было связано со стремлением передать те изменения, которые происходят в сознании человека в процессе приема определенных стимуляторов, когда мозг иначе обрабатывает информацию, полученную органами чувств (обонянием, осязанием, зрением, слухом, вкусом). В результате меняется восприятие действительности и создается, по сути, иная реальность. Изобразительное искусство работает со зрительными образами. Поэтому основными средствами, воплощающими психоделическую специфику, наряду с навеянными приемом стимуляторов сюжетами и образами, становятся формальные элементы - цвет и связанные с ним категории (свет, контраст, насыщенность, колорит и т.д.), а также линия и пятно.
Традиционная передача цвета в академическом изобразительном искусстве связана с человеческой физиологией, формирующей особенности восприятия человеком окружающей действительности. Большое значение в искусстве приобретает показатель так называемой естественности, природности цвета (использования определенных цветов и их сочетаний в природе) и отклонений от этой условной естественности с целью передать характер, эмоциональное состояние и т.п. Применение стимуляторов меняет человеческое восприятие, заставляя «видеть» мир иначе. В результате возникает иная реальность, имеющая свою «визуальную естественность», в которой значительно усиливаются яркостные и контрастные характеристики цвета, активно используется практически весь цветовой спектр.
Причем, если первоначально приобщение к иной «визуальной естественности» было связано непосредственно с применением самих препаратов, то затем оно стало стилевой чертой, которая должна была создать иллюзию погружения в данное состояние. За время своего существования стиль приобрел характерные черты, касающиеся передачи цвета: максимально насыщенная цветовая гамма, использование редко встречающихся в естественной природе сочетаний синего, желтого, фиолетового, оранжевого, малинового, бирюзового и т.д.
Например, в творчестве американского художника Алекса Грэя (Alex Grey, 1953 г.) активно используются характерные для психоделического искусства приемы работы с цветом. Как известно, использование психоделического стиля в его творчестве связано с воплощением в живописи художественных образов, навеянных восточной философией и духовными практиками, в частности медитативной практикой Ваджраяны (тантрическое направление в буддизме). Творения А. Грея можно охарактеризовать как смесь священного, мистического и постмодернистского искусства с использованием психоделических приемов.
Так, в своей работе «Космический Христос» (1999-2000 гг.), что изображает Бога-Творца в окружении множества символов, как традиционно-религиозной, так и современной космической направленности, автор использует, казалось, характерные для христианской символики цвета - красный и синий (Пример 1). Однако далекий от традиционного подбор оттенков и их сочетание свидетельствуют о применении именно психоделического стиля, который создает непривычную яркость цветовой палитры, иллюзию свечения, объемности и многослойности изображения. Роспись выполнена на резном дереве и оформлена в позолоченную раму, что усиливает связь с иконописной христианской традицией. В то же время внешний вид рамы указывает на влияние восточных духовных практик.
Особое отношение к цвету проявляется и в отечественном варианте психоделического направления. Одним из таких примеров является творчество российской художницы Ниты Кравец, которая в настоящее время работает на Украине. Она создает фантастические образы: очеловеченные существа, многоглазые коты,
грибы и т.д. Картины художницы обладают повышенной детализацией, имеют ярко выраженную декоративность и сказочность. В Примерах 2-3 приведены работы Н. Кравец, которые демонстрируют характерную для психоделического стиля цветовую гамму с доминированием сине-фиолетовых, желто-оранжевых, зелено-розово-бирюзовых оттенков, которая усилена яркостью и контрастностью. Работы выполнены флуоресцентным маслом, что повышает психоделический эффект.
Пример 1. Алекс Грэй «Космический Христос», резное дерево/масло, 1999-2000 гг. [1]
Пример 2. Нита Кравец «Кот Баюн» [3]
Пример 3. Нита Кравец «Похищение мухомора» [4]
Немаловажным художественным средством, характерным для психоделического стиля, стала передача в изобразительном искусстве ощущения текучести, иллюзорности форм, исчезновения резкости и четкости восприятия действительности. Для создания этого эффекта художники, наряду с цветом, широко используют линию и пятно. Эти важнейшие формальные элементы изобразительного искусства позволяют воплощать динамические изображения-иллюзии, которые во многих случаях сближаются с Op-art (optical art, искусство оптических иллюзий). Однако если Op-art часто работает с монохромными изображениями, то психоделическое направление использует именно цветные оптические иллюзии, для которых характерна ритмическая организация ярких цветных линий и пятен.
Например, у А. Грея линии резного витража образуют четкий ритм, который вместе с цветом имитирует пульсацию огненно-оранжевого облика Творца. Н. Кравец создает иллюзию ритмичного вращения за счет орнаментально-декоративных полос, которые являются фоном для изображаемых персонажей. Благодаря этому ритму в работе «Кот Баюн» возникает эффект погружения, поглощения персонажа, тогда как в «Похищении мухомора» орнамент выводит действующих лиц на передний план.
Иной принцип динамики используется в работе "The Summoning" 2015 г. знаменитого художника-психоделиста Исаака Абрамса (Isaac Abrams, 1939 г.), основавшего в 1965 году в США первую в мире галерею психоделического искусства. Благодаря контрастным цветовым пятнам, цветовым волнам, завихрениям, спиральным взрывам, разводам и линиям создается эффект «призыва», зарождения, проявления из ничего нечто (Пример 4).
Пример 4. Исаак Абрамс "The Summoning ", 2015 г. [7]
Пример 5. Матти Кларвейн. Обложка альбома Майлза Дэвиса "BitchesBrew", 1970 г. [9]
Ярким примером использования психоделических выразительных средств служат работы немецкого художника-сюрреалиста Матти Кларвейна (Mati Шагает, 1932-2002 гг.). В 60-70-х годах XX века на художника сильное влияние оказала культура и философия хиппи. Интересен в этой связи его опыт сотрудничества с мировыми рок-звездами Китти Лиллаз, Джими Хендриксом, Майлзом Дэвисом, развивающими в своем творчестве музыкальное психоделическое направление. Стремление визуализировать образы и экспрессивный настрой песен музыкантов потребовали обращения к психоделическому направлению в искусстве. Оно
как нельзя лучше передавало максимально насыщенную эмоциями субкультуру рок-музыки, в которой также активно использовались усиливающие восприятие стимуляторы. В работах М. Кларвейна удивительным образом переплетены этника, эротика и религиозная тематика, которые, благодаря использованию волнообразных декоративных линий, цветовых разводов, перетекания одного объекта в другой, создают необходимый эффект.
Так, в обложке к альбому Майлза Дэвиса "Bitches Brew" 1970 г. сюрреалистические образы, отражающие название альбома, органично соединяются с психоделической подачей - смешением, текучестью и двойственностью форм и линий. Это проявляется, в частности, в зеркальности изображенных в центре лиц шоколадного и розового цветов (используется замещение традиционного контраста черного-белого). Эффект усиливается тем, что зеркальность лиц, помещенная на сгибе обложки, с помощью линий и цветового контраста плавно перетекает в нереально переплетенные между собой пальцы рук. Благодаря линиям и цветовым пятнам на правой стороне этой обложки визуализируются расслоение пространства и слияние персонажей с природой.
Таким образом, психоделическое изобразительное искусство стало отражением мистического и визионерского опыта последователей восточных медитативных практик - тех, кто искал новые ощущения, визуальные образы и способы их воплощения. Безусловно, данный стиль связан с приемом психотропных препаратов, так как считалось, что именно они раскрывают незаурядные творческие способности. Однако творчество современных художников подтверждает тот факт, что для создания подобных работ давно не требуется обращение к стимуляторам.
Изучение психоделического искусства свидетельствует о том, что благодаря экспериментам с сознанием были выявлены новые приемы художественной выразительности, которые не только отразили иную «визуальную естественность», связанную с изменением мировосприятия после применения стимуляторов, но и оказали влияние на все современное искусство, создав новый эталон визуальности. Эти приемы нашли отражение в значимых формальных элементах изобразительного искусства - цвете, линии и пятне.
Для психоделического стиля характерно использование практически всего цветового спектра с максимально усиленными характеристиками контрастности и яркости, непривычных, редко встречающихся в естественной природе цветовых сочетаний, в частности флуоресцентных оттенков фиолетового, желтого и зеленого; синего, желтого, фиолетового; оранжевого, малинового, синего. Психоделический эффект линии и пятна проявляется в основном в сочетании с цветом. Линия и пятно, используемые для создания ритмически организованных полос и динамических структур любой формы, часто декоративного свойства, образуют оптические иллюзии и эффект подвижности изображения.
Все это позволяет рассматривать психоделическое искусство как одно из ярких направлений современного искусства, обладающего самостоятельными приемами художественной выразительности и позволившего художникам и зрителям увидеть новые краски привычного мира, повлияв этим на все современное искусство.
Список источников
1. Алекс Грей / Alex Grey - художник, визионер, мыслитель [Электронный ресурс]. URL: http://art.mirtesen.ru/blog/ 43142187401/Aleks-Grey--Alex-Grey—hudozhnik,-vizioner,-myislitel (дата обращения: 02.12.2017).
2. Колбасина О. В. Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов: автореф. дисс. ... к.и.н. Краснодар, 2006. 32 с.
3. Кравец Н. Кот баюн [Электронный ресурс]. URL: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/ 6773268/ (дата обращения: 02.12.2017).
4. Кравец Н. Похищение мухомора [Электронный ресурс]. URL: http://flura.ua/bilder/open%20foto/141.html (дата обращения: 02.12.2017).
5. Кузьмина В. А. Становление психоделического искусства: между архаикой и современностью: автореф. дисс. ... к. культурологии. М., 2006. 24 с.
6. Миндолина М. В. Контркультура: сущность и существование: автореф. дисс. ... к. филос. н. Белгород, 2006. 29 с.
7. Abrams Isaac [Электронный ресурс]: официальная страница на Facebook. URL: https://www.facebook.com/Isaac-Abrams-Artist-1516711075275534/?rc=p (дата обращения: 02.12.2017).
8. Masters R., Houston J. The Varieties of Psychedelic Experience: The Classic Guide to the Effects of LSD. Rochester VT, US: Park Street Press, 2000. 650 р.
9. Mati Klarwein [Электронный ресурс]. URL: http://www.matiklarweinart.com/artworkgallery.php (дата обращения: 20.07.2017).
PSYCHEDELIC ART AND NEW TECHNIQUES OF ARTISTIC EXPRESSIVENESS
Fedorovskaya Natal'ya Aleksandrovna, Doctor in Art Criticism, Associate Professor Lonshakova Ol'ga Igorevna
Far Eastern Federal University, Vladivostok [email protected]; [email protected]
The article deals with new techniques of artistic expressiveness, formed within the framework of psychedelic art. The use of colour combinations rarely found in the nature with maximally enhanced contrast and brightness characteristics is revealed; the introduction of rhythmically organized structures of any form creating optical illusions is identified. It is stated that the new techniques do not only convey the obtained visionary experience, but also introduce a new standard of visuality into the artistic practice.
Key words and phrases: psychedelia; psychedelic art; contemporary art; new techniques of artistic expressiveness.