В. Кузьмина
TECHNICOLOR WEB: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ
Технические особенности Интернета как средства массовой информации позволяют наблюдать социокультурные явления, адекватное представление о которых нельзя получить другими способами. В особенности это касается таких проявлений общественной жизни, которые традиционно вытеснялись обществом и государством в криминальную сферу. Одно из них — психоделическая культура. Сегодня в пространстве одного только рунета можно обнаружить множество сайтов, посвященных культуре употребления изменяющих сознание веществ. Однако в связи с законодательными запретами, касающимися пропаганды и вопросов распространения, приобретения и изготовления оных, владельцы интернет-ресурсов во избежание неприятностей всегда предупреждают о самых жестких санкциях, вступающих в силу при первом же появлении «нелегальной» информации. Пользователи, в свою очередь, тоже стараются проявлять разумную осторожность. Здесь, кстати, уместно будет добавить, что характерная черта тематических ресурсов, посвященных психоделическому движению — это практически полное отсутствие сетевых хулиганов, несогласных и провокаторов при сравнительно мягкой системе модерирования. И это в известной степени закономерно, учитывая исконную склонность адептов психоделического движения и сопричастных ему субкультурных образований к автаркии, самодостаточности и самоорганизации.
Не вызывает сомнений, что Интернет на сегодняшний день остается наиболее общедоступным рупором психоделического движения и относительно безопасным местом его распространения, а эсид фрики даже в реальной жизни не признают никаких законов, кроме своих собственных. И все же риск утратить личные статус, свободу и благополучие порождает специфические, недоступные непосвященным способы коммуникации, провоцирует возникновение крайне жестких форм контркультурной самоидентификации. Психоделическая эстетика, отличающаяся необычайной красочностью, яркостью, декоративностью, всегда была перенасыщена разного рода символикой, роль которой трудно переоценить.
Материал из самых глубин человеческого сознания, на репрезентацию которого направлены усилия художников, с одной стороны, глубоко дискретен и не пригоден для систематического детального описания, с другой же — достаточно универсален и унифицирован, для того чтобы быть по-
нятным каждому. Символы окончательно размывают принцип нарратива и образуют некий альтернативный метаязык, абстрактный и нелинейный, но интуитивно понятный каждому, при этом органично и естественно вплетаясь в ткань выстраивающихся художественных образов. Это язык архетипов. Он не повествует, а указывает и намекает. Тем не менее при всей своей метафоричности он очень плотно насыщен информацией и легко распознаваем. Значение символов в коммуникационном процессе очень велико, человек не может отреагировать на символ равнодушно. А сами веб-дизайнеры утверждают: «Символ — это визуальная метафора, к которой мы пришли, чтобы использовать попеременно идею или понятие. Мы используем символы как в некотором роде визуальную стенографию, для того чтобы быстро передавать идеи или понятия. Символы служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах, и каждый дизайнер должен стать коллекционером символов, которые впоследствии должны быть интегрированы в рекламу, WEB-дизайн и т. д.»1.
Специфическое качество психоделической культуры — бытовое спонтанное творчество — стало причиной органичного включения всех этих символов в художественный текст; непрерывную интеграцию, взаимодействие этих аспектов. В результате конечный продукт оказывается полисемантичным и перенасыщенным информацией и в то же время необыкновенно эффектным и зрелищным.
Смысловую нагрузку приобретают не только символы и персонажи, но и цвета и их сочетания, звуки, как элементы оформления шрифты, а также фоны. Здесь в первую очередь необходимо упомянуть самоподобные квазикристаллические структуры, основанные на принципе рекурсии: фракталы, мозаики Пенроуза, оптические иллюзии (например, метаморфозы — зачастую завуалированные или даже прямые цитаты из М. Эшера; спирали и водовороты, активизирующие туннельное зрение, узнаваемую характерную особенность ДМТ-трипов), стереоизображения и другие художественные приемы, опирающиеся на феномены неевклидовой геометрии. Эти и подобные графические трюки, которые часто используются при выполнении фонов и заливки, безусловно, также несут специфическую семантическую нагрузку. Также здесь можно усмотреть и намек на некоторую сопричастность научным открытиям второй половины ХХ века (в т. ч. в областях прикладной математики, биологии, химии и др.), своего рода попытку «объять необъятное», проскальзывающую в трудах теоретиков и произведениях художников на протяжении всей истории движения.
Помимо прямых аллюзий на произведения психоделического изобразительного искусства, в котором они активно использовались и про-
должают использоваться до сих пор, это еще и декларация принципа бесконечного самовоспроизводства и самоподобия как одного из основных качеств и расширенного сознания, и мировой информационной паутины. Например, пользователь, заходя на такой сайт, оказывается как бы в зеркальном коридоре: символы, использованные в дизайне сайта и подобранные пользователем для своего рабочего интерфейса, как бы «отражают» друг друга. В то же самое время сам интернет-ресурс предстает неким «ядром», смысловым центром, содержащим определенный набор символов, от которого тянутся «ветви», на своем собственном уровне воспроизводящие «ядра» (или его элементы) с разными степенями погрешности. Таким образом, в последнем случае возникает коммуникационная система, семиотическое содержание которой являет собой модель, строящуюся уже по принципу фрактала.
Говоря про психоделический интерфейс, нельзя обойти вниманием шрифты, которые, надо заметить, всегда играли важнейшую роль в психоделическом дизайне. Значение, которое придавали им художники-оформители, заметно уже в 1960-е, когда в контркультуре возник острый спрос на оформление андеграундной прессы, рекламы, вывесок, плакатов и афиш.
Надписи, сопровождающие оформительскую продукцию 1960-х годов, характеризует необычный формат строк с «плавающими» междуслов-ными пробелами и междустрочными интервалами, а также необычайно самобытные и узнаваемые дизайнерские шрифты — контурные, фактурные, орнаментальные, с обилием вензелей и других декоративных элементов. При этом текст был весьма трудночитаемым, но выглядел при этом необыкновенно эффектно, ярко и эпатажно.
Современные художники-дизайнеры довольно активно обращаются к наследию плакатистов той эпохи, создавая стилизованные компьютерные шрифты, вдохновленные знаменитыми художниками-оформителями 1960-х годов, такими как Р. Гриффин, В. Москозо, У. Уилсон; культовыми рок-клубами Америки (например, Avalon или Filmore), а также альбомами и исполнителями. Многие из них находятся в открытом доступе и свободны для скачивания. Они (или подобные им) имеют широкое применение как у простых пользователей с целью разнообразить интерфейс системы своего личного компьютера, так и у профессиональных дизайнеров при оформлении сайтов. Вот что пишет по этому поводу сайт fontcraft.com: «Надписи на этих плакатах оставили более яркий след в народном воображении, чем какой бы то ни было из других более или менее недавних стилей — в том смысле, что они являются отра-
жением определенного общепринятого представления о том, как должны были выглядеть 60-е, или Психоделическая эпоха. Внешний вид этих надписей находился под сильным влиянием модерна конца XIX века, однако наиболее яркие художники подняли образы присущих ему свободных, как бы сказочных надписей на совершенно новый уровень. В работах таких дизайнеров, как Уэс Уилсон и Дэвид Сингер можно увидеть влияние Мухи и других модернистов, и в то же время в их работах есть что-то большее — то, что можно назвать духом 60-х»2. Эту цитату в полной мере подтверждает дизайн крупнейших сайтов, посвященных различным аспектам психоделического движения, и та роль, которая в нем отведена оформлению надписей. В качестве примеров можно привести такие ресурсы, как http://www.techwebsound.com/ — интернет-радио, специализирующееся на психоделическом роке 1960-1970- годов; http://www.web420.com/ — профильная социальная сеть; http://www.marmalade-skies.co.uk/ — один из крупнейший сайтов, представляющих британскую психоделию; http:// www.thestraight.com/ — оплот их американских коллег.
Неудивительно, что те же самые опознавательные знаки маркируют и внутреннее киберпространство пользователя, то есть в первую очередь интерфейс рабочего стола. Сюда можно отнести комплекты иконок и курсоров, тематические обои и комплексные темы для рабочего стола. Пожалуй, самый популярный, известный каждому пример психоделического дизайна такого рода — это тема «America the 60's», вошедшая в стандартный набор для Windows-95, которая в числе прочих элементов дизайна содержала звуки, стилизованные под классический американский рок, гитарные, электрогитраные и муговские сэмплы; анимированные курсоры в виде вращающегося пацифика и цветочной гирлянды; значок «корзина», оформленный как цветочный горшок, — все это на фоне яркой радужной кляксы. Компьютерный и веб-дизайн — молодые и стремительно развивающиеся области культуры, их продукция, со временем неизбежно устаревающая, постоянно обновляется. И тем не менее, количество подобного программного обеспечения продолжает нарастать со скоростью снежного кома, позволяя создавать все большее количество комбинаций рабочего интерфейса, отражая, а в какой-то степени и моделируя личность пользователя через семантический облик его личного виртуального пространства.
Идентичные символы помогают унифицировать, подогнать друг под друга «внешнее» пространство сайта и «внутреннее» пространство его гостей, позволяя посетителям тематических сайтов чувствовать себя на них как дома. В то же самое время у пользователей, не включенных в контркультуру, переизбыток символики, которая, как мы можем ви-
деть, весьма и весьма специфична и может вызывать двоякую реакцию. Во-первых, неприятие и отторжение — так маркируются и отсеиваются «чужие»; во-вторых, любопытство и желание разобраться в содержимом ресурса — это один из возможных путей притока в сообщество неофитов. В этом отношении синкретизм декоративной и художественной роли символов, с одной стороны, и конкретного месседжа, зашифрованного в них,
— с другой, служит мощным аттракционным фактором.
В специфике блогов и форумов тоже есть свои нюансы. В отличие от чисто информационных ресурсов, посетители которых анонимны, пассивны и невидимы друг для друга, здесь они выступают полноправными строителями информационнго пространства. Помимо прямого вербального контента оно создается юзерпиками или, как их еще называют, ава-тарами участников сообщества. Аватары (картинки пользователей) здесь предстают в качестве логотипов, формирующих впечатление о личности посетителя и его частной территории (домашнем компьютере). На них можно увидеть цитаты и парафразы знаменитых художников-визионеров и сюрреалистов, фантастические существа, иконы и идолы легендарной эпохи 1960-х, логотипы, коллажи и мандалы, образцы психоактивной флоры и продукты подпольной фармацевтической промышленности — Интернет содержит несметное количество готовых образцов, а Adobe Photoshop предоставляет неограниченный простор для индивидуального творчества. Каждый из юзерпиков, взятый по отдельности, может быть, и не обладает художественной ценностью, однако, собранные в одном месте, подобные графические «высказывания» совершенно по-особому окрашивают атмосферу дискуссии, маркируя ее как территорию исследователей расширенного сознания.
На их примере, пожалуй, наиболее ясно видно, что вся эта пестрая мешанина из образов, идолов, цитат и символов неоднородна и, в принципе, вполне поддается классификации. При всем широчайшем разбросе тематики их все же можно поделить на несколько самостоятельных сегментов, каждый из которых в свою очередь диктует общий стиль оформления как сайта в целом, так и отдельных его страниц. Условно выражаясь, можно выделить три доминирующие семантические зоны: эзотерическую
— отнесем сюда религиозную, каббалистическую, астрологическую, алхимическую символику; научно-фантастическую, в которую входят математические и астрономические символы, графические изображения уже упоминавшихся чуть ниже рекурсий, пространственные и структурные модели молекул и проч.; ну и, наконец, абсурдистско-абстрактную. В каждом случае набор символов будет отличаться существенно, хотя и не кардинально.
Все эти символы в полном объеме могут быть не знакомы рядовому юзеру (и даже, скорее всего, будут незнакомы), так как принадлежат к разным и зачастую не соприкасающимся между собой областям мировой культуры и человеческой деятельности, а многие из них входят в область тайного знания, а поэтому полисемантичны.
Итак, как мы видим, символика выступает едва ли не главным идентификационным фактором, значительно упрощает практику поиска «своих», делает процесс коммуникации более простым и комфортным, в то же время выводя его на подсознательный и бессознательный уровни. Ну и, наконец, необходимо добавить, что психоделическая культура в этом отношении, может быть, наиболее показательна, но, тем не менее, отнюдь не уникальна. Подобные семиотические системы выстраиваются и в других блоках тематических ресурсов. В этой связи можно вспомнить сайты и программное обеспечение, представляющие территорию фанатов того или иного фильма (чаще это блокбастеры типа «Гарри Поттера», «Властелина колец» или «Матрицы»); популярных компьютерных игр и подобных феноменов современной культуры. Такие ресурсы также зачастую связаны между собой системой перекрестных ссылок, имеют более или менее пересекающуюся аудиторию. Тема перспективна, неисчерпаема и ждет своих исследователей.
1http://virgimatechmurders.com/category/simvoПka-i-vizualnaya-metafora/
2 http://www.fontcraft.com/scriptorium/psychedelic.html