СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА
В 1978 году мы собрались в экспедицию на Пай-Хой. Наш отряд состоял из пяти человек. Кроме обыгчного состава, Володи Носкова, Васи Триппеля, Валеры Усачева и меня, в нашем отряде был (в последний момент вклинился) Никол-ка Беляев, мой давний и многолетний попутчик в тайге и тундре. Беляев должен быш поехать в поле с М. В. Фишманом, но тот затянул с выездом, а Николке надо было выехать в поле на более длительный срок. Последовали краткие переговоры, и Н. Беляеву удалось пристроиться в наш отряд.
В том году нам предстояло пройти значительный отрезок Пай-Хоя: сначала по правобережью р. Кары дойти до оз. Бол. Осовей-То, где сделать ряд мар-шрутнык пересечений по изучению отложений С2 с вмещающими породами, затем по р. Осовейяха дойти до устья, откуда перейти на р. Хейяха, пройти по ней с маршрутами, далее — выход на р. Сибирчатаяха, совершить переход на реки Путью, Сааяха и вернуться через р. Сибирчатаяха в Воркуту в конце августа. Планы большие, но вполне выполнимые, учитывая наличие в нашем распоряжении вездехода ГАЗ-71 и опытного водителя — Васи Триппеля.
Хотя из-за затянувшейся весны выехали из Сыктывкара позже обычного — только 3 июля, мы успешно выполнили первый этап работ: 8 июля завершили заброску бензина на вертолете по маршруту следования, причем сделали две бензиновые базы — одну на горе Николаева, недалеко от оз. Бол. Осовей-То, другую — на р. Хейяха. До 20 июля прошли маршрутом по р. Каре, дошли до
оз. Бол. Осовей-То, где намеревались поработать числа до 25, но, как всегда, человек предполагает, а бог располагает — вечером 20 июля по рации получили неожиданное сообщение, что вездеход В. А. Молина, водителем которого был Н. П. Калмыков, застрял в тундре, и там ждут нашей помощи. Утром следующего дня несколько уточнили положение дел: вездеход застрял в висе
менять планы и схемы маршрутов и мчаться на выфучку попавшему в беду отряду. Просто съездить, выггащить застрявший вездеход и вернуться обратно мы не могли, учитывая большие расстояния: до р. Сааяха от нас было более 200 км, что потребовало бы до 400 л бензина, учшывая средний расход бензина на вездеход — до 2 л/км.
Короче, мы помчались на выфучку. Проехали р. Ямбуяха, оставив осмотр интереснейших обнажений на этой реке на более поздний срок, возможно, на следующий год. 23 июля форсировали р. Кару ниже по течению от Карского Буредана. Побывали в лагере А. И. Елисеева, доехали до р. Си-
В лагере А. И. Елисеева, на р. Каре. Слева направо: А. Елисеев, В. Усачев, В. Хлыбов, В. Триппель, Н. Беляев, В. Носков, Н. Сорвачев
у р. Сааяха, наполовину затоплен, аккумулятор и двигатель залиты, так что нам нужно не только вытащить вездеход из виса, но помочь завести его и транспортировать до базы отряда В. А. Молина на р. Табью.
На всем пайхойском пространстве вездеходов, кроме нашего, больше не было, так что пришлось нам спешно
бирчатаяха, на берегу которой нашли крепкую еще избушку, где и решили сделать нашу временную базу, оставив ее на попечение Володи Носкова. Разгрузили максимально наш вездеход, взяли из избушки пару крепких бревен для спасательной операции. Связались по рации с отрядами, работающими на Пай-Хое, договорились с ними о даль-
В заголовке на фото: отряд Н. И. Тимонина. Слева направо: Н. Беляев, В. Носков, В. Усачев, В. Триппель.
нейшей связи, и утром 25 июля поехали дальше.
В пятом часу вечера подъехали к месту аварии. Впечатление жуткое, усугубленное неприветливой дождливой погодой: вездеход Н. П. Калмыкова лежал на боку, зарывшись носом в яму, попав, видимо, в термокарстовую воронку, глубина которой превышала 2 м — багром не могли достать дна, хотя в 5 м дальше мерзлота прощупывалась уже на глубине 1 м. Хорошо, что вис оказался нешироким, иначе вездеход погрузился бы целиком, и как добывать его оттуда...
На наш вопрос, как им удалось попасть в такую ямину, Коля Калмыков сказал, что, когда ехали по тундре, приняли яркую зеленую полосу травы за оленью воргу, совпадающую с их маршрутом, и пошли по ней, вдруг впереди показалась вода, и вездеход погрузился.
Раз приехали, надо действовать. Посоветовавшись, решили тянуть застрявший вездеход за корму. Подцепили тросом за фаркоп и рванули — вездеход немного поддался. Еще рывок, еще рывок — так по сантиметру и отвоевали вездеход у болота. Наконец, около 10 часов, вечера вездеход полностью вытянули из ямы. Отбуксировали его на пригорок и оставили там на просушку до утра.
На следующий день выдалась хорошая солнечная погода со слабым ветер-
Место аварии
ком, что после предыдущих шести дождливых дней было для нас, как награда. Пользуясь солнечной погодой, высушили хорошенько вездеход Коли Калмыкова, вскрыли двигатель и выгнали из цилиндров воду. Поставили аккумулятор от нашего вездехода и от ручки попытались завели вездеход Калмыкова. С полчаса он выплевывал воду, потом раза два чихнул и завелся! На следующее утро поменяли генератор с нашего вездехода на калмыковский вездеход, ибо во время аварии их генератор вышел из строя. Нам снова улыбнулась удача — аккумулятор начал принимать заряд! Значит, буксировать аварийный вездеход не придется, он будет двигаться са-
мостоятельно. 27 июля в 15:40 мы начали двигаться к лагерю В. А. Молина. Следующая трудность — переправа через р. Сааяху, так как дверца кабины при ударе была немного помята и не закрывалась герметически. Но опасения наши оказались напрасными — переправа прошла успешно, и в 19:40 мы были уже в лагере Молина.
Вся операция «спасение вездехода» заняла у нас 6 дней! Побыв пару дней в лагере В. А. Молина, мы повернули на нашу временную базу на р. Сибирча-таяха, где забрали Володю Носкова с грузом, и отправились завершать прерванный маршрут по Пай-Хою.
Д. г.-м. н. Н. Тимонин
ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ КАРБОНАТНЫХ АНАЛИЗОВ
(к 25-летию работы Р. И. Нефедовой в Институте теологии)
1 апреля 2005 года исполнилось роено 25 лет работы в Институте геологии Розы Ивановны Нефедовой — технолога II категории лаборатории химии минерального сырья. Роза Ивановна пришла в наш институт после окончания Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума, и ей пришлось осваивать новую профессию — химика-аналитика. Исключительная аккуратность, добросовестность, ис-
1£х
1 Ж;
полнительность плюс точность и внимательность помогли ей стать классным специалистом. Она неизменный и главный исполнитель карбонатных анализов, легко справляется с определением отдельных элементов силикатных пород. В последние годы успешно проводит градуировку фотометров на ряд элементов, а это — добрый десяток графиков, от качества которых зависят результаты всей «мокрой химии». Спокойная и неторопливая по характеру, Роза Ивановна тем не менее многое успевает. Кроме основной работы аналитика она поддерживает порядок на кислотном складе института, освоила работу на исти-рателях в кабинете пробоподготовки. Она человек надежный и ответственный, ей можно доверять.
Мы глубоко ценим, любим и уважаем Розу Ивановну и желаем ей дальнейших успехов в работе, счастья и благополучия в семье.