Научная статья на тему 'Страницы истории научно-педагогической школы "гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда"'

Страницы истории научно-педагогической школы "гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / УЧЕНИКИ / НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна

В течение 20 лет (с 1994 г. по 2014 г.) сформирована и активно функционирует научно-педагогическая школа по гигиене детей и подростков, гигиены питания и труда, руководителем которой является доктор медицинских наук, профессор Н. П. Сетко. Описана история школы, ее ученики, основные направления научных исследований, научная результативность и публикационная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGE OF HISTORY OF THE ACADEMIC SCHOOL "PEDIATRIC HYGIENE, FOOD AND FACTORY HYGIENE"

The academic school of pediatric hygiene, food and factory hygiene has been developing already for 20 years (from 1994 to 2014) and nowadays it is working actively. The head of the academic school is Doctor of Medicine professor Setko N. P Here is given the information about school history, its followers, the main lines of scientific research, the result of scientific work and frequency of scientific publications.

Текст научной работы на тему «Страницы истории научно-педагогической школы "гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда"»

УДК [613.65 + 613.2 + 613.6] (091) СЕТКО Н. П.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ГИГИЕНА ПИТАНИЯ И ТРУДА»

Оренбургский государственный медицинский университет SETKO N. P.

PAGE OF HISTORY OF THE ACADEMIC SCHOOL «PEDIATRIC HYGIENE, FOOD AND FACTORY HYGIENE»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, УЧЕНИКИ, НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

РЕЗЮМЕ.

В течение 20 лет (с 1994 г. по 2014 г.) сформирована и активно функционирует научно-педагогическая школа по гигиене детей и подростков, гигиены питания и труда, руководителем которой является доктор медицинских наук, профессор Н. П. Сетко. Описана история школы, ее ученики, основные направления научных исследований, научная результативность и публикационная активность.

KEY WORDS: THE ACADEMIC SCHOOL, THE FOLLOWERS, THE LINES OF SCIENTIFIC RESEARCH.

SUMMURY.

The academic school of pediatric hygiene, food and factory hygiene has been developing already for 20 years (from 1994 to 2014) and nowadays it is working actively. The head of the academic school is Doctor of Medicine professor Setko N. P. Here is given the information about school history, its followers, the main lines of scientific research, the result of scientific work and frequency of scientific publications.

Началом формирования научно-педагогической школы «Гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда» считается 1 августа 1994 года, когда Н. П. Сетко создала и начала заведовать курсом гигиены, который развивался до 1999 года. Первыми преподавателями стали ассистенты к. м. н. К. В. Попков и М. М. Мокеева, а первыми аспирантами были Т. А. Фатеева, И. А. Ис-кандерова, Э. М. Шереметьева, Г. Н. Ларионова, Е. А. Захарова.

Именно в этот период времени начинают проводиться многопрофильные научные исследования, посвященные установлению закономерностей формирования состояния здоровья, физического и пси-

Сетко Нина Павловна - з. р. в. ш. РФ, д. м. н., проф., заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; 8(3532)403564; nauka@orgma.ru

хического развития детей и подростков; выявлению факторов, формирующих здоровье; разработке методов управления им в организованных коллективах. Полученные данные позволили на данном этапе совершенствовать методологические основы комплексной оценки состояния здоровья (физического, репродуктивного и нервно-психического) детей и подростков; разработать новые скрининг-тесты для массовых профилактических осмотров детей и подростков и социально-гигиенического мониторинга.

С образованием медико-профилактического факультета 24 мая 1999 г. курс «Гигиена детей и подростков» был преобразован в кафедру «Гигиена детей и подростков с гигиеной питания и труда». С ее образованием расширились научные направления и увеличилось количество учеников.

Коллектив кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда. 1997 г.

Сидят слева направо: М. М. Мокеева, проф. Н. П. Сетко, асп. Э. М. Шереметьева.

Стоят слева направо: ст. лаб. Н. С. Оловягина, ст. лаб. В. П. Савин, асп. Т. А. Фатеева

Основными теоретическими задачами проводимых в этот период научных исследований явилось:

- определение функциональной готовности растущего организма к воздействию различных факторов среды на разных возрастных этапах;

- гигиена обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста;

- закономерности морфофункционального, психофизиологического развития и адаптационных возможностей организма детей и подростков;

- гигиена индивидуального и коллективного питания детей и подростков;

- научное обоснование роли наиболее значимых факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения (физическое воспитание, питание), ранняя социализация (курение, алкоголизация); разработка научных основ формирования здорового образа жизни; разработка критериев оценки сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и подростков.

В 2008 году Н. П. Сетко организовала и возглавила кафедру гигиены и эпидемиологии факультета последипломного образования.

Коллектив кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда в 2000 г. Слева направо: ст. лаб. В. В. Крылова, асс. Л. А. Иоффе, преп. Д. Р. Бибикова, к. м. н. В. Н. Никулин, к. б. н. Н. Н. Абза-лилова, асс. Н. Н. Кузько, к. м. н. Т. А. Фатеева, асп. Г. Н. Ларионова, проф. Н. П. Сетко, к. м. н. М. М. Мокеева

Кафедра гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда. 2009 г.

Сидят слева направо:

асс. Ф. Ф. Халиулина,

проф. Н. П. Сетко, к. м. н.

Е. В. Булычева, к. м. н. Е. Б. Бейлина.

Стоят: к. м. н. Е. А. Квашеннико-

ва, доц. М. М. Мокеева, доц.

Т. А. Фатеева, проф. А. Г. Сетко,

доц. Е. А. Володина, орд. С. П. Три-

шина, асп. А. В. Вахмистрова

Кафедра гигиены и эпидемиологии в 2010 г.

Слева направо: к. м. н. А. Г. Яковлев, доц. М. М. Мокеева, доц. А. Г. Кор-неев, асс. С. П. Тришина, орд. Н. В. Черномырдина, орд. Н. А. Лав-рухина, асс. Е. С. Чистякова, проф. Н. П. Сетко, асп. А. С. Лозинский, к. м. н. Е. В. Булычева, доц. И. М. Сетко, асп. А. В. Вахмистрова, к. м. н. А. И. Неплохов, асс. Н. М. Амерзянова

Школа успешно развивает методологические и теоретические основы гигиены, в том числе гигиены детей и подростков. Разработанные закономерности и специфические особенности формирования адаптационных резервных возможностей организма и их связь с неблагоприятными факторами среды обитания имеет практическое значение для принятия адекватных управленческих решений и выделения приоритетов при разработке и финансировании перспективных природоохранных региональных программ, а также программ по оказанию специализированной адекватной медицинской помощи детям с экологически обусловленными нарушениями здоровья.

Основатель научно-педагогической школы профессор Н. П. Сетко является одним из ведущих ученых России в области гигиены и профилактической

медицины. Востребованность научных разработок и трудов отражена в 597 научных публикациях, в том числе 15 монографиях, 58 методических пособиях и рекомендациях, 135 журнальных статьях, 5 патентах РФ на изобретения. Научно обоснованные критерии, показатели и методы оценки влияния неблагоприятных факторов окружающей и производственной среды на здоровье населения и работающих целесообразны и необходимы для практического применения в деятельности организаций Роспотребнадзора при проведении социально-гигиенического мониторинга и при проведении исследований в системе «среда обитания - здоровье» для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения России.

На базе проведенных экспериментальных и кли-нико-гигиенических работ обоснованы механизмы токсико-кинетических и токсико-динамических процессов распределения, метаболизма и элиминации чужеродных химических соединений в организме, что имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение для разработки и внедрения эффективных способов и средств коррекции нарушений здоровья в условиях воздействия химических факторов окружающей и производственной среды.

Основные научные исследования явились основанием для получения патентов РФ на 5 изобретений, имеющих большое практическое значение для ранней диагностики заболеваний, адекватного специфического лечения и проведения превентивных и коррекционных мероприятий (патент РФ на изобретение № 2143114 «Способ диагностики доно-зологических изменений в организме детей», патент РФ на изобретение № 2099714 «Способ диагностики отравлений многосернистым природным газом», патент РФ на изобретение № 2234251 «Способ прогнозирования патологии почек у детей, проживающих в регионе с высокой антропогенной нагрузкой

Ученики проф. Н. П. Сетко (2011 г.)

Слева направо: к. м. н. Е. В. Булычева, орд. Н. В. Черномырдина, асс. Ф. Ф. Халиулина, асп. Е. И. Кузнецова, доц. Е. А. Володина, асп. С. Г. Пономарева, к. м. н. Е. А. Квашенникова, к. м. н. А. С. Лозинский, орд. Е. П. Щербинина, к. м. н. С. П. Тришина, доц. Т. А. Фатеева, орд. С. А. Кудисов, доц. М. М. Мокеева, орд. В. П. Якин, проф. А. Г. Сетко

тяжелыми металлами», патент РФ на изобретение № 2009128382/14 (039428) «Способ прогнозирования вокальных способностей индивидуума», патент РФ на изобретение № 2495431 «Способ прогнозирования развития репродуктивных нарушений»).

Развитие общих теоретических основ в гигиене, в том числе на стыке с другими науками - педиатрией, организацией здравоохранения, экологией, химией, -по медико-гигиеническим и экологическим аспектам охраны здоровья позволило сформировать под руководством Н. П. Сетко межотраслевой научно-инновационный центр координации исследований, деятельность которого направлена на внедрение результатов научных исследований и разработок в практику, что способствует повышению эффективности и востребованности научного потенциала России.

Полученные в ходе многочисленных исследований данные реализованы в ряде нормативных документов, в частности постановлении правительства Оренбургской области «О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области» (№ 267), «Об областной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний» (№ 1455), постановлении главного государственного санитарного врача по Оренбургской области «О порядке применения методологии риска для здоровья населения Оренбургской области».

Профессором Н. П. Сетко предложен неинва-зивный метод кристаллографии слюны для ранней диагностики экологически обусловленных заболеваний детского населения, а также алгоритм диагностики и лечения экологически обусловленного пиелонефрита у детей, которыми пользуются детские больницы и нефрологический центр области.

В центр медицинской профилактики и лечебно-профилактические учреждения внедрена комплекс-

ная программа поэтапной дезинтоксикации организма населения, проживающего на территориях химического загрязнения.

В состав научно-педагогической школы «Гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда» входит 61 сотрудник. Среди них 5 докторов медицинских наук, 42 кандидата медицинских наук, 5 работающих над докторскими и 9 над кандидатскими диссертациями в настоящее время. Члены научно-педагогической школы, кроме г. Оренбурга, работают в различных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Научно-педагогическая школа представлена поколением исследователей - учениками профессора, д. м. н. Сетко Н. П. Ученики и последователи активно участвуют в различного уровня конференциях, публикуются в различных изданиях, становятся лауреатами премий, участниками и победителя конкурсов.

Так, Е. С. Бородина выиграла стипендию Правительства РФ, А. С. Лозинский является стипендиатом Правительства РФ, а их научные доклады в 2011 году отмечены дипломом лауреатов Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России». И. М. Сетко в 2005 году стала лауреатом конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Оренбуржья, в 2007 году награждена дипломом участника областного конкурса молодых ученых «Наука - технологии - производство - рынок». Е. Б. Бейлина и Е. А. Володина в 2010 году награждены дипломом II степени лауреата премии губернатора Оренбургской области для молодых учёных за проект «Методические подходы к оценке адаптационных резервов организма школьников как основа рационализации образовательного процесса». В 2012 году Е. Б. Бейлина, Е. А. Володина и Е. В. Булычева выиграли грант правительства Оренбургской области в сфере научной и научно-технической деятельности. В 2011 году Е. В. Булычева и А. С. Лозинский участвовали в международном конкурсе научно-исследовательских и организационных проектов молодых ученых и студентов «Молодежная инновационная медицина XXI века», Е. А. Квашен-никова стала лауреатом Международного конкурса научно-исследовательских и организационных проектов молодых ученых и студентов «Молодежная инновационная медицина XXI века». В 2013 году очная аспирантка Е. Ю. Федичева выиграла грант правительства Оренбургской области в инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аспирантов. В 2014 году С. М. Бейлин выиграл конкурс на соискание премии губернатора Оренбургской области, а доцент Е. Б. Бейлина выиграла областной грант в сфере научной и научно-технической деятельности.

В настоящее время все научные направления и традиции школы «Гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда» сохранены и получили дальнейшее развитие. Теоретические данные, полученные в научных исследованиях, явились основой для проведения многочисленных научных исследований, направленных на научное обоснование и внедрение в практику гигиенических регламентов и нормативов умственных, физических, трудовых, профессиональных, средовых нагрузок для детей и подростков разного возраста и пола, методов профилактики, психологической и социальной помощи детям и подросткам.

В настоящее время в рамках школы проходят обучение 3 очных аспиранта, 4 заочных аспиранта, 5 человек выполняют научную работу в порядке соискательства при выполнении докторских и кандидатских диссертаций.

В настоящее время разрабатываются новые и совершенствуются существующие методические подходы и методы оценки влияния внешне-средовых воздействий на организм детей и подростков; в частности, проводят научное обоснование сенситивных периодов наибольшей средовой и биологической детерминации; изучают соответствия биологических функций детей социальным ритмам жизнедеятельности; разрабатывают оценочные таблицы для индивидуальных характеристик физического развития, критерии отдельных параметров функционального состояния основных систем организма и адаптации детей и подростков к различным условиям жизнедеятельности.

Диссертации, подготовленные в рамках научной школы «Гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда»

Докторские диссертации

1. Кайсаров Г. А. Клинико-эпидемиологиче-ская характеристика остеопороза и остеоартроза у рабочих металлургического производства - Оренбург, 2003. (Научное консультирование совместно с профессором В. В. Багировой).

2. Попова Л. Ю. Экологически детерминированная патология почек у детей, проживающих в районах с различной антропогенной нагрузкой. - Оренбург, 2004. (Научное консультирование совместно с профессором А. А. Вялковой).

3. Банникова Л. П. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании здоровья детского населения. - Оренбург, 2007.

4. Боев М. В. Методические основы гигиенической оценки детерминированных факторов среды обитания моногородов и сельских поселений в формировании демографических процессов. - Оренбург, 2014.

5. Райцелис И. В. Методические основы оценки и управления рисками нейросенсорной тугоухости у рабочих газохимического производства. -Оренбург, 2014.

Кандидатские диссертации

1. Калинина Е. Ю. Клинико-морфологическое обоснование судебно-медицинской диагностики острых отравлений сероводородсодержащим газоконденсатом. - Санкт-Петербург, 1996.

2. Делов В. С. Гигиенические аспекты состояния здоровья и репродуктивной функции женщин, работающих на газохимическом комплексе. - Оренбург, 1997.

3. Козлова Л. К. Особенности клинических проявлений системной красной волчанки у лиц, проживающих в районах с различным уровнем экологической нагрузки. - Оренбург, 1997. (Научное руководство совместно с профессором В. В. Багировой).

4. Искандерова И. А. Физиолого-гигиени-ческие критерии профессиональной пригодности подростков, осваивающих профессию оператора, программиста ЭВМ. - Оренбург, 1998.

5. Кучма Г. Б. Особенности синдрома Рейно и легочной гемодинамики у больных системной склеродермией и системной красной волчанкой, проживающих в районах с различным уровнем антропогенной нагрузки. - Оренбург, 1998. (Научное руководство совместно с профессором В. В. Багировой).

6. Фатеева Т. А. Особенности воздействия многосернистого природного газоконденсата на репродуктивную функцию в условиях эксперимента. -Оренбург, 1998.

7. Абзалилова Н. Н. Влияние техногенного загрязнения на эндоэкологический статус организма. -Оренбург, 1999.

8. Мокеева М. М. Эколого-гигиеническая характеристика влияния комплекса факторов школьной среды на организм учащихся младших классов. -Оренбург, 1999.

9. Шереметьева Э. М. Научное обоснование условий адаптации детей к школе на основе физио-лого-гигиенических и медико-социальных характеристик. - Оренбург, 1999.

10. Лаврик Д. В. Региональные клинико-пара-клинические особенности пиелонефрита у детей, проживающих в районах с различным уровнем экологической нагрузки. - Оренбург, 2001. (Научное руководство совместно с профессором А. А. Вялковой).

11. Веккер И. Р. Эколого-гигиенические аспекты формирования акушерской и перинатальной патологии в условиях промышленного города. -Оренбург, 2002. (Научное руководство совместно с профессором В. Б. Сапрыкиным).

12. Захарова Е. А. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на лактогенную функцию женщин и состояние новорожденных. -Оренбург, 2002. (Научное руководство совместно с профессором В. Б. Сапрыкиным).

13. Ларионова Г. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование факторов, формирующих здоровье учащихся образовательных учреждений различного типа. - Оренбург, 2002.

14. Гладкова Л. Г. Экологическая характеристика факторов, формирующих надежность работы оператора газопереработки. - Оренбург, 2004.

15. Иоффе Л. А. Гигиеническая характеристика факторов, влияющих на половое развитие и репродуктивное здоровье городских и сельских девочек-подростков (на примере Оренбургской области). -Оренбург, 2004.

16. Кирнасюк Е. В. Полупансион как современная технология формирования здоровье сберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования. - Оренбург, 2004.

17. Корнева И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования. -Оренбург, 2004.

18. Артемьева Е. К. Влияние различных уровней антропогенной нагрузки на течение первой половины беременности и развития плода. - Оренбург, 2005. (Научное руководство совместно с профессором В. Б. Сапрыкиным).

19. Кузнецова М. В. Особенности физического развития студенческой молодежи Оренбуржья. -Оренбург, 2005.

20. Михайлов А. Н. Вопросы гигиены труда и состояния здоровья рабочих медеплавильного производства и оценка риска здоровью населения, проживающего в районе его размещения. - Оренбург, 2005.

21. Филиппова Ю. В. Особенности комплексного влияния производственных факторов на функциональное состояние организма рабочих (на примере предприятия ОАО «Воздухотехника»). -Оренбург, 2005.

22. Бойчук В. А. Экологическая характеристика факторов, формирующих здоровье младших школьников в условиях крупного промышленного города. - Оренбург, 2006.

23. Лаврухин А. В. Гигиенические основы формирования здоровья работников нефтехимического производства «Салаватнефтеоргсинтез». - Оренбург, 2006.

24. Малахова У. Г. Экологическая характеристика факторов, формирующих питание и алиментарный статус сельских школьников. - Оренбург, 2006.

25. Скрипко И. В. Особенности адаптации де-

тей к условиям среды обитания, родившихся от матерей, работающих в газохимическом производстве. - Оренбург, 2006.

26. Студенникова Э. С. Гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье дошкольников, проживающих в малых промышленных городах. - Оренбург, 2007.

27. Боев М. В. Сравнительная гигиеническая оценка биологических маркеров экспозиции и меж-средового распределения микроэлементов в среде обитания. - Оренбург, 2008.

28. Володина Е. А. Особенности адаптационных резервов организма младших школьников в условиях образовательного пространства. - Оренбург, 2008.

29. Суетнова Ю. Ю. Роль гигиенических и социальных факторов в формировании здоровья городских и сельских подростков-школьников. -Оренбург, 2008.

30. Бейлина Е. Б. Физиолого-гигиенические и психологические аспекты формирования здоровья младших школьников в условиях системы пансиона. - Оренбург, 2009.

31. Вахмистрова А. В. Гигиеническая оценка комплексного влияния факторов среды обитания на физиологический статус и качество жизни сельских подростков. - Оренбург, 2009.

32. Сафронова А. И. Гигиеническая характеристика факторов школьной и окружающей среды и их роль в развитии дисрегуляции вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов. - Оренбург, 2009.

33. Бейлин С. М. Гигиеническая характеристика питания и его влияние на алиментарный статус рабочих основных профессий газоперерабатывающего завода. - Оренбург, 2010.

34. Квашенникова Е. А. Физиолого-гигиени-ческое обоснование организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей в условиях интерната. - Оренбург, 2010.

35. Миронова М. С. Гигиеническая характеристика психофизиологического состояния и адаптационных возможностей организма подростков, употребляющих различные виды психоактивных веществ. - Оренбург, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Макарова Т. М. Влияние различных уровней антропогенной нагрузки на физическое развитие и функционирование основных систем организма детей младшего школьного возраста. - Оренбург, 2011.

37. Чистякова Е. С. Гигиеническая характеристика особенностей питания и алиментарного статуса городских и сельских школьников (на примере Оренбургской области). - Оренбург, 2011.

38. Лозинский А. С. Физиолого-гигиеническая характеристика и оценка эффективности здоровье

сберегающих технологий в формировании адаптационных резервов и здоровья первоклассников в зависимости от уровня морфофункциональной готовности школьнозначимых функций. - Оренбург, 2012.

39. Ивженко Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье воспитанников образовательных учреждений государственной опеки. - Оренбург, 2013.

40. Назмеев М. А. Гигиеническая оценка и управление профессиональными рисками здоровью рабочих нефтехимического предприятия. - Оренбург, 2013.

41. Нефёдова Е. С. Особенности влияния различных уровней антропогенного загрязнения промышленного города на стоматологический статус детей. - Оренбург, 2013.

42. Зверев А. Ф. Характеристика Staphylococcus aureus, выделенных от бактерионосителей, и разработка способа их санации. - Оренбург, 2013. (Совместное руководство с доцентом Карташовой О. Л.).

Библиография монографий научно-педагогической школы «Гигиена детей и подростков, гигиена питания и труда»

1. Багирова В. В., Сетко Н. П., Козлова Л. К., Кучма Г. Б. Влияние антропогенного загрязнения на особенности клинических проявлений системной красной волчанки и системной склеродермии. - М. : Медицина, 2006. - 244 с.

2. Боев В. М., Сетко Н. П. Сернистые соединения природного газа и их действие на организм. - М. : Медицина, 2001. - 216 с.

3. Боев В. М., Сетко Н. П., Колесников Б. Л. и др. Атлас здоровья населения Оренбургской области. - Оренбург, 2007. - 135 с.

4. Боев В. М. Тиньков А. Н., И. Е. Квятков-ский, Н. П. Сетко и др. Атлас здоровья населения Астраханской области. - Астрахань, 2010. - 159 с.

5. Дереча В. А., Сетко Н. П. Как сохранить здоровье учащейся молодежи. - Оренбург : ГУ «РЦРО», 2009. - 47 с.

6. Кайсаров Г. А., Багирова В. В., Сетко Н. П.

Клинико-эпидемиологические особенности остео-пороза и остеоартроза у рабочих металлургического производства. - М. : Медицина, 2005. - 154 с.

7. Михайлова Е. А., Воронина Л. Г., Сетко Н. П., Миронов А. Ю., Харсеева Г. Г., Жербятьева О. О. Ин-фектологические аспекты урогенитальных микробных заболеваний. - Оренбург, 2013.

8. Сетко Н. П., Боев В. М. Медицина труда и экология человека в газовой промышленности. - М. : Медицина, 2009. - 420 с.

9. Сетко Н. П., Веккер И. Р., Сетко И. М., Сапрыкин В. Б. Функциональные особенности системы «мать - плод - дитя» в условиях антропогенного загрязнения среды обитания. - М. : Медицина, 2004. - 176 с.

10. Сетко Н. П., Зайцева Н. В., Сетко А. Г. Особенности гигиенической донозологической диагностики здоровья детского населения. Гл. 3. «Неинва-зивные методы в оценке здоровья населения» / Под ред. акад. Ю. А. Рахманина. - М., 2006. - С. 70-95.

11. Сетко Н. П., Мокеева М. М., Сетко А. Г. Гигиенические проблемы формирования здоровья школьников в системе гимназического образования. - Оренбург, 2009. - 211 с.

12. Сетко Н. П., Немерешина О. Н. Токсикология ядовитых растений Оренбуржья. - Оренбург, 2014.

13. Сетко Н. П., Рындак В. Г., Шамардина Т. В.

Модернизация гимназического образования (теория и практика). - Оренбург, 2003. - Гл. 7. - С. 152-172.

14. Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е. В., Володина Е. А., Бейлина Е. Б., Мокеева М. М., Лозинский А. С. Адаптационные резервы организма учащихся в условиях многофакторного воздействия образовательной среды. - Оренбург, 2010. - 268 с.

15. Сетко Н. П., Стадников А. А., Фатеева Т. А.

Особенности биологического действия сернистых соединений на женский организм. - М. : Медицина, 2004. - 191 с.

УДК 574.5(470.56)

СОЛОВЫХ1 Г. Н., КАНУНИКОВА1 Е. А., НЕФЁДОВА1 Е. М., ФАБАРИСОВА1 Л. Г., ТИХОМИРОВА1 Г. М., КОЛЬЧУГИНА1 Г. Ф., ОСИНКИНА1 Т. В., КАРНАУХОВА2 И. В., МИНАКОВА2 В. В., РЯБЦЕВА1 Е. А., УШАКОВА1 Е. И.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОДОЁМОВ И ВОДОТОКОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

1 Оренбургский государственный медицинский университет

2 Оренбургский государственный педагогический университет

SOLOVYH G. N., KANUNNIKOVA E. A., NEFËDOVA E. M., TIHOMIROVA G. M., KOLCHUGINA G. F., OSINKINA T. V., KARNAUHOV I. V., MINAKOVA V. V., RYABTSEVA E. A.

RESULTS AND PROSPECTS OF ENVIRONMENTAL STUDIES RESERVOIRS AND STREAMS ORENBURG REGION

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГИДРОБИОЛОГИЯ, ВОДОЁМЫ, ВОДОТОКИ, Р. УРАЛ, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. РЕЗЮМЕ.

В статье представлен обзор развития экологических исследований водоёмов на Южном Урале и в Орен-

Соловых Галина Николаевна - з. р. в. ш. РФ, д. б. н., проф., заведующая кафедрой биологии; 8(3532)779201; gal.nik.solovix@mail.ru Кануникова Елена Александровна - к. б. н., доц. кафедры биологии; 89128444444; bio-ogma@mail.ru

Нефёдова Екатерина Михайловна - к. б. н., доц. кафедры биологии; 8903362547; bio-ogma@mail.ru

Фабарисова Лариса Геннадиевна - к. б. н., доц. кафедры биологии; 89112344542; bio-ogma@mail.ru

Тихомирова Галина Михайловна - к. б. н., доц. кафедры биологии; 89878546091; bio-ogma@mail.ru

Кольчугина Гюзель Фариховна - к. б. н., ст. преп. кафедры биологии; 89068302500; bio-ogma@mail.ru

Осинкина Татьяна Владимировна - асс. кафедры биологии; 89228130547; bio-ogma@mail.ru

Рябцева Елена Александровна - к. б. н., доц. кафедры нормальной физиологии; 89225436936; bio-ogma@mail.ru Ушакова Елена Ивановна - к. б. н., доц. кафедры химии и фармацевтической химии; 8(3532)311029; bio-ogma@mail.ru Карнаухова Ирина Владимировна - к. б. н., доц. кафедры химии; 89225400077; karnauhova-irina@mail.ru

Минакова Виктория Валериевна - к. б. н., доц. кафедры химии; 89128416935; minakova@mail.ru

бургской области, формирования Оренбургской школы гидробиологов. Представлен краткий обзор выполненных исследований и развитие научного направления.

KEY WORDS: HYDROBIOLOGY, PONDS, STREAMS, RIVER URAL, ORENBURG REGION.

SUMMARY.

The article presents an overview of the development of environmental studies of reservoirs in the southern Urals and in the Orenburg region, Orenburg formation SQA-ly marine biologists. A brief review of the research and development of a scientific direction.

Первые гидробиологические исследования в Оренбурге были начаты под руководством кандидата биологических наук, доцента Бориса Соломоновича Драбкина, заведующего кафедрой биологии.

Борис Соломонович создал коллектив не только единомышленников, но и научную группу специалистов гидробиологов разного профиля, что позволило на кафедре развернуть всесторонние и глубокие исследования водоемов.

Гидробиологические исследования были начаты гидробиологами Блюминой Л. С. (фитопланктолог), Думовой А. М. (зоопланктолог), Мартыновой Е. Г. (бентолог). Первые исследования по гидробиологии в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.