Научная статья на тему 'Страницы истории Казанской учительской (инородческой) семинарии'

Страницы истории Казанской учительской (инородческой) семинарии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
641
95
Поделиться
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАРОДОВ ВОЛГО-УРАЛЬЯ / ИСТОРИЯ КАЗАНСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОРЕФОРМЕННОЙ КАЗАНИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / SCHOOL EDUCATION OF THE PEOPLE OF THE VOLGA-URALS / THE HISTORY OF KAZAN TEACHERS'' SEMINARY / THE EDUCATIONAL SYSTEM SINCE THE REFORMS OF KAZAN

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Исхаков Р.Р.

В статье расмотрена история создания и развития Казанской учительской (инородческой) семинарии во второй половине XIX-начале ХХ в. Проанализированы система преподавания и подготовки семинаристов, контингент учащихся. На историческом материале показана роль этого учебного заведения в развитии школьного просвещения крещеных татар, удмуртов, марийцев, мордвы и чувашей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Исхаков Р.Р.,

HISTORY OF KAZAN TEACHERS SEMINAR

The article examined the history of creation and development of Kazan teacher (inorodcheskoy) seminary in the second half of XIX early XX century. This school was opened in Kazan in 1872, led by N.I.Ilminskiy to prepare teachers for the elementary schools of the Kazan school district. Unlike other teachers' seminaries Russia could come here to study, along with representatives of local students Russian nationalities of baptized tatars, udmurts, mari and chuvash, mordovians. Since its foundation, the seminary has become an important educational institution baptized non-russian peoples of the Volga-Urals region. Most of the representatives of non-russian intelligentsia of these nations the second half of XIX early XX century were her pupils. The paper analyzed in detail the system of teaching and training of seminarians enrollment. Features of training at this institution was bilingual teaching and emphasis on religious and moral education of students. The article on the historical material shows the role of the institution in the development of school education of non-russian peoples of Eastern Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Страницы истории Казанской учительской (инородческой) семинарии»

УДК 94 (470.40/43)

Р.Р.Исхаков

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КАЗАНСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ (ИНОРОДЧЕСКО Й) СЕМИНАРИИ

В статье расмотрена история создания и развития Казанской учительской (инородческой) семинарии во второй половине XIX-начале ХХ в. Проанализированы система преподавания и подготовки семинаристов, контингент учащихся. На историческом материале показана роль этого учебного заведения в развитии школьного просвещения крещеных татар, удмуртов, марийцев, мордвы и чувашей.

Ключевые слова: школьное просвещение народов Волго-Уралья, история Казанской учительской семинарии, образовательная система пореформенной Казани, история педагогики.

R.R.Iskhakov. HISTORY OF KAZAN TEACHERS SEMINAR

The article examined the history of creation and development of Kazan teacher (inorodcheskoy) seminary in the second half of XIX - early XX century. This school was opened in Kazan in 1872, led by N.I.Ilminskiy to prepare teachers for the elementary schools of the Kazan school district. Unlike other teachers' seminaries Russia could come here to study, along with representatives of local students Russian nationalities of baptized tatars, udmurts, mari and chuvash, mordovians. Since its foundation, the seminary has become an important educational institution baptized non-russian peoples of the Volga-Urals region. Most of the representatives of non-russian intelligentsia of these nations the second half of XIX - early XX century were her pupils. The paper analyzed in detail the system of teaching and training of seminarians enrollment Features of training at this institution was bilingual teaching and emphasis on religious and moral education of students. The article on the historical material shows the role of the institution in the development of school education of non-russian peoples of Eastern Russia.

Keywords: school education of the people of the Volga-Urals, the history of Kazan Teachers' Seminary, the educational system since the reforms of Kazan.

Вторая половина XIX в. стала временем «культурной мобилизации» нерусских народов обширной Волго-Уральской историко-культурной области. Именно в эту эпоху начался процесс формирования удмуртской, марийской, чувашской, мордовской, крещено-татарской «высокой» культуры, были созданы национальные алфавиты на основе кириллицы, стала действовать сеть начальных учебных заведений с преподаванием на родном для учеников языке. Важную роль в этих процессах сыграли православные просветители и созданные ими культурно-образовательные учреждения. Одним из таких институтов может по праву считаться Казанская учительская (инородческая) семинария (КУС), ставшая в пореформенный период кузницей кадров для национальных школ нерусских народов края.

Официальное признание в конце 1860-х гг. системы Н.И.Ильминского в качестве основы школьной политики в отношении коренных народов Восточной России, законодательно закрепленной в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. [7, с. 42-45], привела к расширению сети начальным «инородческих» министерский, земских, миссионерских и церковно-приходских школ и открытию в 1872 г. в Казани учительской (инородческая) семинарии, директором которой был назначен главный идеолог и реализатор нового религиозно-просветите-льского движения Николай Иванович Ильминский (1822-1891) [1, с. 1].

КУС стала первым средним специальным учебным заведением педагогического профиля, в которое могли поступать, наряду с русскими, представители коренных народов России, назначавшиеся после окончания курса учителями в народные училища [4, д.4, л. 8-9]. В соответствии с «Положением о Казанской учительской семинарии» 1872 г. в круг изучаемых здесь предметов вошли: Закон Божий (12 часов в неделю), русский и церковнославянский языки (19 часов), естествознание (5 часов), арифметика и геометрия (8 часов), русская история и география (16 часов), основы педагогики и дидактики (11 часов), письмо и черчение (12 часов). Первоначально срок обучения в семинарии составлял 3 года. Как и в других государственных среднеобразовательных учебных заведениях ученики здесь делились на казеннокоштных -обучавшихся за счет средств казны, и своекоштных, ежегодно вносивших за свое образование 130 руб. Были стипендиаты земских организаций и различных благотворительных обществ [5, д. 83].

При семинарии были организованы 4 образцовые начальные школы (чувашская, черемисская, мордовская, вотская). Эти школы должны были готовить будущих семинаристов, в них проходили педагогическую практику воспитанники старших классов КУС. Ученики из числа крещеных татар проходили практику в стенах созданной в 1863 г. Казанской центральной

крещено-татарской школы (КЦКТШ). Всего в семинарию предусматривалось принимать 150 чел. Но вскоре из-за большого количества желающих поступить сюда руководству КУС пришлось увеличить количество учеников до 180. В дальнейшем количество семинаристов достигло 240 чел. О высоком статусе и популярности этого учебного заведения свидетельствует тот факт, что на 30 вакантных мест поступало до 300 заявлений на поступление.

В 1877 г. для повышения образовательного уровня поступающих при семинарии открывается подготовительный класс. В зависимости от успехов учеников срок обучения в нем составлял от одного года до двух лет [6, с.12-14.]. Сюда могли поступать юноши от 14 до 17 лет [3, д. 12715, л. 7-8.].

Образцом для ее деятельности, как впрочем, и для других «инородческих» учебных заведений педагогического профиля (Симбирская чувашская учительская школа, Карлыганская центральная вотская школа, Унжинская центральная черемисская школа), становится КЦКТШ. Следует отметить, что вплоть до строительства отдельного здания КУС располагалась в здании КЦКТШ, а семинаристы занимались вместе с учениками школы. Тесная связь между этими учебными заведениями сохранилась и позже.

В семинарии была двуязычная система обучения. Изучение русского языка начиналось в подготовительном классе по учебникам П.И.Смирнова и А.Н.Незеленова. Церковнославянский язык изучался по пособиям, разработанным Н.И.Ильминским, арифметика и геометрия - по работам Н.П.Верещагина, А.П.Киселева, педагогика - по учебникам И.Л.Белова, Н.А.Корфа, К.Д.Ушинского. В образовательном процессе активно использовались книги, переведенные на языки нерусских народов Переводческой комиссией Православного миссионерского общества при Братстве св. Гурия. Сами ученики из числа нерусских народов, как природные носители языка, принимали активное участие в переводах. На протяжении всей истории существования этого учебного заведения переводческая деятельность являлась важной составляющей частью учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семинария обладала, особенно в начальный период существования, блестящим профессорско-преподавательским составом. Сам Н.И.Ильминский преподавал здесь педагогику и татарский язык. Его приемный сын Н.А.Бобровников, автор сочинений по теории педагогики, вел занятия по арифметике и дидактике. В.Н.Витевский, известный историк Оренбургского края, занимался с учениками историей и географией. С.В.Смоленский, талантливый музыковед, впоследствии управляющий При-дворной певческой капеллой в Петербурге, заведовал уроками музыки и пения. Благодаря ему и учителю Н.А.Александрову многие ученики в годы обучения в семинарии осваивали игру на скрипке, виолончели и других музыкальных инструментах. Особое внимание обращалось на хоровое церковное пение. Церковный хор, созданный С.В.Смоленским, считался лучшим в Казани [9, с.145]. В начале ХХ в. при семинарии были образованы отдельные хоры из представителей народностей, обучавшихся здесь: славянский (общий), татарский, удмуртский, мордовский, чувашский и марийский. Церковные дисциплины вел известный теоретик православного богословия и экзегетики, кандидат богословия священник Н.Т. Каменский (впоследствии казанский архиепископ Никанор) (1847-1910).

Важной новацией в системе обучения, внедренной Н.И.Ильминским, было использование разговорных уроков, направленных на изучение русского языка. Для каждого класса определялся необходимый словарный объем, который ученики должны были освоить в течение года. Для первых двух классов он включал 100-300 русских слов. По окончании третьего класса обучающийся должен был знать до 1500 слов [5, д.16, л.37]. Для проверки знания русского языка ежегодно проводились специальные экзамены.

Результатом многолетних практических и теоретических разработок в области преподавания русского языка для представителей нерусских народов в КУС стали подготовка и издание преподавателем удмуртской образцовой начальной школы при семинарии Иваном Степановичем Михеевым (1876-1937) учебных пособий: «Руководство к ведению разговорных уроков по русскому языку в инородческих школах» (Казань, 1912), «Русская грамматика» (Казань, 1914), принесших ему широкую известность как в России, так и за рубежом.

По уставу учительских семинарий при них предусматривалось устройство учебных мастерских, на что ежегодно предусматривалось выделение от казны средств в размере 400 руб. Но до 1889 г. в КУС занятия в них не были обязательными. Каждый желающий занимался тем, что его интересовало [8, с.3]. В 1889-1890 учебном году было принято решение придать этим занятиям систематический характер. Ильминским была разработана специальная программа, в

соответствии с которой занятия ремеслами начинались в приготовительном классе. В первом году изучалось переплетное дело, во втором - столярное, в третьем - кузнечно-слесарное, в четвертом - слесарное и паяльное ремесло [2, с.1]. Уроки делились на теоретические (черчение, техническое рисование и материаловедение) и практические. Учителем теоретических предметов был назначен капитан артиллерии А.Г. Левитский [6, с.27]. Полученные навыки воспитанники должны были реализовывать при поступлении на должности сельских учителей -обучать школьников и их родителей новым методикам ремесленного производства.

В 1902-1903 учебном году в семинарии вводятся новый учебный план и штаты. Срок обучения увеличивается до 4 лет, начинают преподаваться новые дисциплины: физика, рисование, гимнастика, гигиена. Число недельных занятий увеличивается с 26 до 36 часов в каждом классе [4, д. 4, л. 10]. В это время в педагогическую практику вводятся внеклассные занятия. Из учеников была создана небольшая театральная труппа, которая ставила импровизированные спектакли по произведениям русских классиков.

КУС являлась учебным заведением закрытого типа. Н.ИИльминский стремился привить ученикам аскетизм и высокую духовность, сохранить насколько возможно их крестьянский быт и мировоззрение. Эти качества, по его мнению, были необходимы для будущего деятеля сельского просвещения. Для этого в семинарии были введены жесткая дисциплина и ограничения на свободное передвижение по городу. Покидать здание разрешалось только при крайней необходимости и с разрешения классного наставника. При этом ученик должен был предоставить официальную записку, в которой указывалось, куда он идет и какое время будет отсутствовать. С этими же целями для семинаристов была введена особая учебная форма простого покроя, резко выделявшая их на фоне учеников других учебных заведений Казани. В КУС особое внимание обращалось на поведение и наклонности учеников. Отсутствие достаточных нравственных качеств, религиозности, различные проступки могли стать поводом к отчислению. Н.И.Ильминский и его преемники жестко пресекали любые проявления политизации учебного процесса, ксенофобии и национальной нетерпимости среди учеников.

Являясь крупнейшим педагогическим учебным заведением региона с национальным компонентом КУС становится центральным культурно-просветительским институтом крещеных нерусских народов Волго-Уралья. Большинство представителей городской и сельской «инородческой» интеллигенции сформировавшейся во второй половине XIX-начале ХХ в. были ее воспитанниками. В начале ХХ в. в эпоху «эмансипации» из числа учеников семинарии выходят первые деятели культурно-национального и революционного движения. Многие из них, уже в советское время стали активными строителями государственности и национальной культуры нерусских народов региона. Всего с 1872 г. по 1919 г. в семинарии получили образование 1500 чел. Из них 686 - русские, 243 -кре-щеные татары, 179 - чуваши, 128 - марийцы, 110 - мордва, 70 -удмурты, 20 - казахи, 20 - пермяки, 12 - калмыки, 12 - корейцы, 10 - коми, 7 - якуты, 6 - арабы, 6 -башкиры, 6 - зыряны, 4 - алтайцы, 1 - абхаз, 1 - эстонец [9, с. 22]. Таким образом, Казанская учительская семинария воспитала целую плеяду талантливый деятелей национального просвещения, дав им «дорогу в жизнь», способствовала формированию интеллектуальной элиты нерусских народов Восточной России, что стало важным фактором развития их культуры во второй половине XIX - начале ХХ в.

Литература и источники

1. Акт открытия Казанской учительской 1. Akt otkrytija Kazanskoj uchitel'skoj seminarii. семинарии. Казань, 1872. - 12 с. Kazan', 1872. - 12 s.

2. Ильминский Н.И. Программа в учебных 2. Il'minskij N.I. Programma v uchebnyh masterskih pri мастерских при Казанской учительской семинарии. Kazanskoj uchitel'skoj seminarii. Kazan', 1891. - 18 s. Казань, 1891. - 18 с. 3. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (NA RT).

3. Национальный архив Республики F.92. Op.1. Татарстан (НА РТ). Ф.92. Оп.1. 4 nA RT F 93 Op 1

4. НА РТ. Ф.93. Оп.1. 5. nA RT. F.968. Op.1.

5. НА РТ. ф.968. ОпЛ. 6. Otchet Kazanskoj uchitel'skoj seminarii za 1889-90 i

6. Отчет Казанской учительской семинарии за 1890-91 uchebnye gody Kazan' 1892 - 24 s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1889-90 и 1890-91 учебные годы. Казань, 1892. - 24 7. gvod glavnejshih zakonopoloz'henij i rasporjazhenij o с. nachal'nyh narodnyh uchilishhah i uchitel'skih

1. Свод главнейших законоположений и seminarijah. Ch.1. Zakonopolozhenija i rasporjazhenija

расп°ряжений о начальных народных училищах и o nachal'nyh narodnyh uchilishhah v gubernijah, v koih учительских семинариях. Ч.1. Законоположения и , , • , ,, •• CT1U 100,

' v vvedeny zemskie uchrezhdeniia. SPb., 1882. - 364 s.

распоряжения о начальных народных училищах в „ тт , , . „ , . т, , .

^ 8. Uchebnaia masterskaia Kazanskoi uchitel'skoi губерниях, в коих введены земские учреждения. J J J J

СПб., 1882. - 364 с.

8. Учебная мастерская Казанской учительской семинарии // Отдельный оттиск из каталога Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. Казань, 1890. - 8 с.

9. Чекменева Т.М. Казанская «инородческая» учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1985. - 186 с.

semmaш // Otdel'nyj ottisk iz kataloga Kazanskoj nauchno-promyshlennoj vystavki 1890 g. Ка7ап', 1890. - 8 s.

9. Chekmeneva T.M. Kazanskaja «morodcheskaja» uchitel'skaja seminarija i ee rol' v prosveshhenii nerusskih narodov Povolzh'ja: dis. ... kand. ist. nauk. Kazan', 1985. - 186 s.