Научная статья на тему 'Формирование миссионерской образовательной политики в среднем Поволжье во второй половине XIX века'

Формирование миссионерской образовательной политики в среднем Поволжье во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / НАРОД / ХРИСТИАНСКОЕ ПРСВЕЩЕНИЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ПОЛИТИКА / КРЕЩЕ-НЫЕ ТАТАРЫ / КРЕЩЕНО-ТАТАРСКИЕ ШКОЛЫ / ШКОЛЫ "БРАСТВА СВЯТИТЕЛЯ ГУРИЯ" / THE SCHOOLS OF "BROTHERHOOD OF ST. GURY" / MIDDLE VOLGA REGION / NATION / CHRISTIAN EDUCATION / MISSIONARY POLICY / BAPTIZED TATARS / BAPTIZED TATAR SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батыршин Р. Р., Миниханов Ф. Г., Хабибуллин М. З.

В статье представлены основные этапы формирования миссионерской политики государства и Русской Православной церкви в сфере образования народов Среднего Поволжья в пореформенный период. На примере деятельности ряда религиозных учебных заведений показаны особенности реализации образовательной политики России в 1860-70-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOR-MATION OF MISSIONARY EDUCATIONAL POLICY IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article presents the main stages of formation of the missionary policy of the state and the Russian Orthodox Church in the sphere of education of the peoples of the Middle Volga region in the post-reform period. For example, the work of a number of religious educational institutions demonstrates the particular implementation of the educational policy of Russia in 1860-1870 years

Текст научной работы на тему «Формирование миссионерской образовательной политики в среднем Поволжье во второй половине XIX века»

УДК- 271

Р.Р.Батыршин, Ф.Г.Миниханов, МЗХабибуллин

ФОРМИРОВАНИЕ МИССИОНЕРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В статье представлены основные этапы формирования миссионерской политики государства и Русской Православной церкви в сфере образования народов Среднего Поволжья в пореформенный период. На примере деятельности ряда религиозных учебных заведений показаны особенности реализации образовательной политики России в 1860-70-х гг.

Ключевые слова: Среднее Поволжье, народ, христианское прсвещение, миссионерская политика, креще-ные татары, крещено-татарские школы, школы "Браства святителя Гурия".

Batyrshin Rustam Rafaelevich, Minikhanov Fidail Gimranovich, Khabibullin Mars Zabirovich THE FORMATION OF MISSIONARY EDUCATIONAL POLICY IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article presents the main stages of formation of the missionary policy of the state and the Russian Orthodox Church in the sphere of education of the peoples of the Middle Volga region in the post-reform period. For example, the work of a number of religious educational institutions demonstrates the particular implementation of the educational policy of Russia in 1860-1870 years.

Key words: Middle Volga region, the nation, Christian education, missionary policy, baptized Tatars, baptized Tatar schools, the schools of "Brotherhood of St. Gury".

Положение в системе школьного образования в Российской империи стало меняться во второй половине XIX в. В пореформенный период произошли глубокие изменения во внутреннем соци-ально-политическом курсе Российской империи. Реформы 1860-х гг. способствовали модернизации всех сторон жизни и деятельности государства и стали мощным толчком для духовного и культурного развития коренных народов Среднего Поволжья. В рамках проводимых реформ значительные изменения произошли в национальной политике, они были крайне необходимы для развивающегося государства. В этот период в миссионерской политике, появилось новое направление, которое, с одной стороны, своими составляющими опиралось на православное вероучение и политику самодержавного строя - с другой, на новую систему педагогических идей, получившую известность как «система Ильминского». Основная идея новой системы заключалась в христианском просвещении народов Среднего Поволжья через школьное образование и церковную проповедь на родном языке.

Еще во время работы в противомусульманском отделении Казанской духовной академии Н.И. Ильминский задумался об использовании двуязычного метода обучения в школах нерусских народов. Он указывал на необходимость введения в крещено-татарских школах преподавания религиозных предметов в течение трех-четырех лет по книгам, переведенным на татарский язык. Н.И. Ильминский высказался также за организацию школ для крещеных татар с новым методом обучения и предложил начать переводы учебной литературы религиозного характера [1, С. XII].

Предложения Н.И. Ильминского по обновлению и развитию «инородческого образования» ока-зались своевременными и востребованными как официальной властью, так и значительной частью российского общества. В то же время просветительские идеи находили поддержку у формирующейся национальной интеллигенции. Так, в одной из своих статей Н.И.Ильминский писал, что среди крещеных татар пробудилось стремление к образованию, и призывал воспользоваться этим: «направить его в свою сторону, доказать на опыте превосходство нашего образования и нашей религиозности» [2, С.89].

Важным законодательным актом, оказавшим влияние на развитие новой системы христианского просвещения в Поволжском регионе, стало утверждение 14 июля 1864 г. «Положения о начальных народных училищах», регламентировавшего правила организации и функционирования начальных школ. В соответствии с положением основной целью организации этих учебных заведений было «утверждать и в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [3, Стб.1226-1281]. Наряду с Министерством народного просвещения, Министерством внутренних дел, Министерством государственных имуществ, Удельным и Горным ведомством право учреждать вышеназванные школы было предоставлено приходскому духовенству и частным лицам. Разрешалось содержать эти школы за счет пожертвований и сумм, собираемых местным населением. Таким образом, создавалась юридическая база для организации широкой сети низших общеобразовательных школ,

направленных, в том числе, и на утверждение в народной массе религиозно-нравственных основ, что представляло деятелям православной церкви реальные механизмы миссионерского воздействия на крещеных «инородцев» посредством школьного дела.

Практическим завершением большого количества предложений и пожеланий, возникших в начале второй половины XIX в., по реформированию политики христианизации нерусских народов в Средневолжском регионе стало открытие Казанской центральной крещено-татарской школы, осно-ванной Н.И.Ильминским при непосредственной помощи и содействии В.Т.Тимофеева. Это была первая и единственная в своем роде школа для детей нерусских народов Среднего Поволжья, организованная на новых принципах, полностью отличавшихся от тех начал, на которых были построены все предыдущие школы.

Школа работала по программе второклассных церковно-приходских учительских школ. Воспи-танники школы учились по книгам, написанным на татарском языке русскими буквами, а так же по учебникам на русском языке. Три года они должны были изучать общеобразовательные предметы, а в четвертом классе - педагогику и методику отдельных предметов [4, С. 34-35]. Обучение в школе с первых дней существования велось в религиозном русле. Н.И. Ильминский и

B.Т. Тимофеев, прежде всего, обращали внимание на ту сторону христианского учения, которая была связана с понятиями об общечеловеческих ценностях. Поэтому, в школе важное значение придавалось изучению известных христианских книг. Изучив букварь, ученики переходили к чтению «Бытия», «Премудрости Иисуса», «Евангелия от Матфея», переведенных на татарский язык [5, С.14]. Особое внимание уделялось изучению «Священной истории» и «Закона Божьего». Обязательным для всех учеников было их присутствие на богослужении в церкви, на утренней и вечерней молитве.

В период становления школы В.Т.Тимофеев и Н.И.Ильминский вырабатывали приемы разумного преподавания. Именно тогда, по мнению Ильминского, они, наконец, «сошли с высоты отвлеченных теорий в жизнь действительную» [6, с.33]. Совершенно новая система школьного образования, с одной стороны, базировалась все на тех же религиозных принципах Русской Православной церкви, с другой - имела определенную поддержку в среде крещеных татар, чего до этого не было. Методы и приемы обучения, которые В.Т.Тимофеев практиковал в новой школе, легли в основу устройства всех инородческих учебных заведений, открвавшихся во второй половине XIX в.

Изначально Казанская центральная крещено-татарская школа принимала на обучение крещеных татар. Чуть позже в нее стали зачислять и вотяков Мамадышского уезда Казанской губернии, которые проживали по соседству с татарами и хорошо владели татарским языком. Иногда в школу поступали татары-магометане, «по изъявлению ими желания креститься, помещались епархиальным начальством в школу для научения их символам веры и молитвам» [7,

C.13-15].

Открытие Казанской центральной крещено-татарской школы и возведение просветительских идей Н.И.Ильминского в ранг церковно-государственной миссионерской программы были встречены далеко неоднозначно. На заседаниях высших правительственных учреждений и в периодической печати развернулась многолетняя дискуссия о формах и методах христианского просвещения нерусских народов империи. Наиболее реакционные сановники, ревностно защищая старые методы национально-колониальной политики, выступали яростными противниками новых веяний в миссионерском деле.

Опыт деятельности крещено-татарской школы в Казани показал возможность учреждения подобных учебных заведений в других селениях. Сторонников школы становилось больше, а возможности ее были ограничены, поэтому открывались филиалы центральной школы непосредственно в селениях крещеных татар. Первая сельская школа («отрасль центральной») возникла в 1865 г. на родине В.Т. Тимофеева в д. Никифорово Мамадышского уезда.

Важным моментом в деле дальнейшего становления и развития системы инородческих школ в Казанской губернии стало основание в 1867 г. «Братства святителя Гурия». Целью Братства стало христианское просвещение нерусских народов Среднего Поволжья и Приуралья. В основу деятельности Братства были положены принципы, которые в течение многолетнего опыта и тщательных наблюдений выработали Н.И. Ильминский и его единомышленники. Одной из основных задач в деятельности Братства, провозглашенной в его уставе было учреждение в крае сети инородческих школ [8, с.161-168]. Братство взяло под свое покровительство крещено-татарскую школу в Казани, ставшую «центральной и руководственной», ряд других

миссионерских школ и постоянно расширяло сеть учебных заведений. По отчету 1870 г., в его ведении состояло уже 108 школ, из них 69 — крещено-татарские, расположенные преимущественно в Казанской губернии (51), а также в Уфимской (8), в Вятской (8), в Оренбургской (2). Остальные школы были учреждены среди чувашей — 13, марийцев - 17, удмуртов - 5 [9, С.5]. «Численность школ зависела от уровня распространения «угрозы ислама» и где существовала вероятность «отпадания» местных жителей от христианства в ислам. Например, в 1860-1870-е гг. такие школы открываются в с. Апазово, деревнях Н. Азяк Казанского уезда, Старая Икшурма, Три Сосны, Шемордан, Елышево, Большие Савруши Мамадышского уезда, Шемурбаши, Толкиш Лаишевского уезда и др.» [10, с. 121] Учителями в них работали воспитанники Казанской центральной крещено-татарской школы.

Создание сети инородческих школ нашло поддержку и среди представителей Русской Право-славной церкви. Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я.Т. Амфитеатров) уделял особое внимание учебным заведениям нового типа. Посещение ряда учебных заведений в 1869 г., беседы с учителями и законоучителями, проверка знаний учащихся убедили его в целесообразности школьного обучения на родном языке.

Деятельность Казанской центральной крещено-татарской школы и ее филиалов, а также «братских» школ выявила острую необходимость законодательного урегулирования вопросов христианского просвещения нерусских народов. Убедительные и аргументированные выступления Н.И. Ильминского, П.Д.Шестакова на страницах печати, позиция епархиального начальства, поддержка К.П. Победоносцева и Д.А. Толстого убедили правительственные органы в необходимости использования родного языка в христианском просвещении «инородцев». Так, согласно «Правилам о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. в школах был установлен двуязычный метод изучения русского языка, при котором чтение текстов сопровождалось переводом на родной язык [11, Стб.1554-1555].

Таким образом, активное законотворчество в образовательной сфере, деятельность Казанской центральной крещено-татарской школы и «братских» школ стали важным этапом на пути создания целой системы просвещения нерусских народов Среднего Поволжья. Внедрение миссионерско-просветительской системы Н.И. Ильминского привело к возникновению сети миссионерских школ. Независимо от ведомственного подчинения новые учебные заведения решали задачу христианского просвещения не только учащихся, но и семьи и общины. Школа способствовала пробуждению у народов тяги к знаниям, формированию и развитию письменности нерусских народов, появлению народного учительства, духовенства, деятелей науки и культуры.

Литература

1. Ильминский Н.И. Переписка о чувашских изданиях Переводческой комиссии.

- Казань, 1890. - XVI. -204 с.

2. Ильминский Н.И. Еще о школе для первоначального обучения детей крещеных татар / / Православное обозрение. - Казань, 1865. - Т. XVI.

3. Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - T.III. - 1855-1864. - СПб.,1865.

4. Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX - начале XX века / / Ученые записки.

- Казань: Казан. гос. ун-т, 1979.

5. Витевский В.Н. Н.И. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии (ум. 27 декабря 1891 года). - Казань: Тип.ун-та, 1892 г. - 64 с.

6. Ильминский Н.И. Казанская центральная крещено-татарская школа// Материалы для истории христианского

1. Il'minskij N.I. Perepiska o chuvashskih izdanijah Perevodcheskoj komissii. - Kazan', 1890.

- XVI. -204 s.

2. Il'minskij N.I. Eshhe o shkole dlja pervonachal'nogo obuchenija detej kreshhenyh tatar / / Pravoslavnoe obozrenie. - Kazan', 1865. -T. XVI.

3. Polozhenie o nachal'nyh narodnyh uchilishhah ot 14 ijulja 1864 g. // Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshhenija. - T.III. - 1855-1864. - SPb.,1865.

4. Pedagogicheskaja mysl' v Kazanskom krae v konce XIX - nachale XX veka / / Uchenye zapiski.

- Kazan': Kazan. gos. un-t, 1979.

5. Vitevskij V.N. N.I. Il'minskij, direktor Kazanskoj uchitel'skoj seminarii (um. 27 dekabrja 1891 goda). - Kazan': Tip.un-ta, 1892 g. - 64 s.

6. Il'minskij N.I. Kazanskaja central'naja kreshheno-tatarskaja shkola/ / Materialy dlja istorii hristianskogo prosveshhenija kreshhenyh tatar-. Kazan', 1887.- 484 s.

просвещения крещеных татар-. Казань, 1887.484 с.

7. Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае Н.И. Ильминского (Из сочин. еще не бывших в печати). - Казань, -1910. - 15 с.

8. 'Устав «Братства святителя Гурия» при Казанском кафедральном соборе. 1867 г. // Известия по Казанской епархии. - Казань, 1867 -№6.

9. Отчет о деятельности «Братства святителя Гурия» от 4-го окт. 1871 г. по 4-е окт. 1872 г. - Казань: [Б.и.], 1873. - 79 с.

10. Миниханов Ф.Г., Хабибуллин М.З. Казанская центральная крещенно-татарская школа: Реализация православной миссии в Поволжье.//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014, - № 2. - С.118-122

11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1874. - Т.4.

7. Il'minskij N.I. Sistema narodnogo i v chastnosti inorodcheskogo obrazovanija v Kazanskom krae N.I. Il'minskogo (Iz sochin. eshhe ne byvshih v pechati). - Kazan', -1910. - 15 s.

8. 'Ustav «Bratstva svjatitelja Gurija» pri Kazanskom kafedral'nom sobore. 1867 g. // Izvestija po Kazanskoj eparhii. - Kazan', 1867 -№6.

9. Otchet o dejatel'nosti «Bratstva svjatitelja Gurija» ot 4-go okt. 1871 g. po 4-e okt. 1872 g. -Kazan': [B.i.], 1873. - 79 s.

10. Minihanov F.G., Habibullin M.Z. Kazanskaja central'naja kreshhenno-tatarskaja shkola: Realizacija pravoslavnoj missii v Povolzh'e.//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014, - № 2. -S.118-122

11. Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshhenija. - SPb., 1874. - T.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.