Научная статья на тему 'Страна происхождения товара во внешнеторговой деятельности России'

Страна происхождения товара во внешнеторговой деятельности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3395
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕАЭС / РФ / CUSTOMS CONTROL / COUNTRY OF ORIGIN / ECONOMIC SECURITY / THE EAEU / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыков Андрей Алексеевич, Рыков Иван Андреевич

Страна происхождения товара правило, которое устанавливает критерии для определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товара необходимо для целей применения мер таможенного и государственного регулирования торговли и налоговой политики, а именно для расчета и уплаты таможенных пошлин, акцизов и НДС. Также отражены проблемы определения страны происхождения товара и предлагаются пути их совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Country of origin of goods in foreign trade of Russia

Country of origin a rule that establishes criteria for determining the country of origin of goods. Determination of the country of origin is necessary for the purposes of the application of measures of customs and state regulation of trade and tax policies, namely the calculation and payment of customs duties, excise duties and VAT.The article shows the role of customs control in ensuring economic safety of foreign trade activities of Russia. Also reflects the problem of identifying the country of origin and suggests ways to improve them

Текст научной работы на тему «Страна происхождения товара во внешнеторговой деятельности России»

4. Зыков А.А., Подзоров Р.А. Проблемы и перспективы развития таможенного контроля // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 525-536.

5. Зыков А.А., Котов А.Ю. Перспективы развития системы таможенного администрирования в условиях формирования Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 496508.

6. Кузнецова А.И. Методологические аспекты совершенствования таможенной инфраструктуры: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2002.

Development of Institute for authorized economic operator

Andrei Alexeevich Zykov, Associate professor managing a department Custom business, Moscow university of the name S.U. Witte

Aleksej Yr'evich Kotov, Junior inspector, Central base custom FTS to Russia

The Custom system is inalienable part, and in a number of cases - one of key instruments of adjusting of foreign trade. Changes in strategic tendencies what be going on in the world, regional and national socio-economic systems affect process of custom administration.

Keywords: authorized economic operator (AEO) Framework of standards to secure and facilitate global trade, the Eurasian economic Union (EEU), international integration (MI), the Customs code of the Customs Union (the CC CU), the Customs code of the Eurasian economic Union (EEU TC), the Eurasian economic Commission (EEC), the common economic space (CES), customs administration

УДК 339.544

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

Андрей Алексеевич Зыков, доцент, канд. экон. наук, факультет экономики и финансов, кафедра Таможенное дело, e-mail: azykov@muiv.ru, Московский Университет имени С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru, Иван Андреевич Рыков, студент 5-го курса, факультет экономики и финансов, кафедра таможенного дела, e-mail:lite1993@mail.ru, Московский Университет имени С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru

Страна происхождения товара - правило, которое устанавливает критерии для определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товара необходимо для целей применения мер таможенного и государственного регулирования торговли и налоговой политики, а именно для расчета и уплаты таможенных пошлин, акцизов и НДС. Также отражены проблемы определения страны происхождения товара и предлагаются пути их совершенствования.

Ключевые слова: таможенный контроль, страна происхождения товара, экономическая

безопасность, ЕАЭС, РФ DOI; 10.21777/2307-6135-2016-2-67-71

Таможенная политика [2] призвана обеспечивать экономическую безопасность России. Это достигается за счет мер таможенного регулирования, используемых при ввозе/вывозе товаров. Меры таможенного регулирования позволяют учитывать различ-

ные потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности, способствуя развитию внешней торговли, иных форм деятельности, непосредственно связанных с международным разделением труда. В системе правоохранительных органов Российской федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и обеспечивающих экономическую безопасность государства, особое место занимают таможенные органы [1]. На таможенные органы возложено осуществление таможенного контроля, под которым понимается совокупность методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (контроля), запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу РФ.

Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешнеторговая деятельность предполагает трансграничное перемещение товаров и услуг через границы государств, как указано на схеме 1. К внешней торговле товарами относится импорт и экспорт. В первом случае это ввоз товара или транспортного средства на таможенную территорию определенного государства без обязательств об обратном вывозе, во втором - вывоз товара с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе.

А.А. Зыков

И.А. Рыков

Схема 1. Структура внешнеторговой деятельности

При проведении таможенного контроля одной из наиболее важных проблем является проблема определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и государственную границу РФ [3].

Правильное определение страны происхождения импортируемых товаров является основой таможенного контроля в целях обеспечения экономической безопасности страны во избежание поступления на территорию государства контрафактной, некачественной продукции, а также для правильного расчета и предоставления тарифных преференций, льгот и необходимо для применения основных мер внешнеторговой политики, а также в целях статистической отчетности.

Документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются:

- Из стран дальнего зарубежья: сертификат формы «А». Данный сертификат служит основанием для снижения ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовой ставки (100%) в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, и освобождения от оплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран.

- Из стран ближнего зарубежья (СНГ): сертификат формы «СТ-1». Сертификат происхождения по форме СТ-1 требуется на таможне при ввозе товара на территорию государства - участника Соглашения для подтверждения страны происхождения товара.

- Для стран, образующих с Российской Федерацией зону свободной торговли (ЗСТ): сертификат формы «СТ-2». В данный момент при ввозе товаров этот сертификат предоставляет Сербия вместо сертификата формы «А».

Рассмотрим проведение таможенного контроля и возникающие проблемы на примере ввоза иностранной мясной продукции. Основной проблемой подтверждения правильности применения преференций, возникающей при таможенном контроле мясной продукции, является несовпадение номеров пломб, указанных в документах, предъявляемых в таможенные органы, с номерами пломб отправителя на прибывших контейнерах. Так, при использовании форм таможенного контроля: таможенного осмотра, таможенного досмотра, проверки документов и сведений, проверки маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков - возникают разночтения фактического и документального контроля. К примеру, такое несовпадение выявляется при анализе данных представляемого коносамента с номерами пломб на прибывших контейнерах. Такое несоответствие свидетельствует о возможной небрежности, допускаемой досмотровыми инспекторами при составлении актов таможенного досмотра (неверно указываются номера пломб) или отправителями, перевозчиками при составлении товарно-транспортных накладных. Все перечисленные моменты не позволяют подтвердить правильность предоставления заявляемых тарифных преференций. Статистики по данной проблеме не ведется, но в обобщающих докладах различных таможенных управлений данная проблема оговаривается.

Рассмотрим более подробно проблемы определения страны происхождения товара на примере ввоза иностранного мяса крупного рогатого скота [4]. Сотрудники таможенных органов, ветеринарного надзора часто сталкиваются с проблемой, когда невозможно различить информацию, содержащуюся на клейме, так как в связи с транспортировкой очертания клейма подчас становятся неразличимыми. Определяя страну происхождения на основании проставленных на тушах клейм, мы фактически надеемся только на добросовестность другого государства в исполнении законодательства, что, как показывает практика, не всегда соблюдается. В данный момент при перемещении товаров используются различные пломбы, такие как: фликлок, унисил, крабсил, нейл-сил, стикер, трос, эдсил, даблсил, трексил, наклейка-индикатор, шипбэгсил, экстрасил и т. д. Эти пломбы представляют собой единую конструкцию: металлическую или пластиковую ленту (трос) с надежным устройством замка на конце.

Наклейка на говяжьей тушке никак не может служить клеймом, так как ее можно стереть или в особом случае подправить, и к тому же инструментом определения страны происхождения и индивидуальных особенностей товара. Для решения вышеуказанной проблемы, необходимой для определения страны происхождения на основании клеймения мясных туш, предлагается введение групп идентификации.

Первая группа идентификации - внедрение системы проставления электронных или ультрафиолетовых клейм.

Клеймо будет представлять собой специальный стикер в виде штрих-кода, который будет проставляться на всех тушах после проведения экспертизы. Для распознавания клейма предлагается использовать специальные устройства по типу сканера с использованием ультрафиолетового и прочих излучений. Данная система представляет

собой современные виды кассовых аппаратов, когда с помощью определенного набора цифр можно будет дать почти полную информацию о данном товаре.

Вторая группа идентификации - использование средств, способствующих правильному определению страны происхождения товара, а именно:

- использование специальной защитной бумаги, которая будет обладать необходимыми средствами защиты по принципу водяных знаков. Использование специальных материалов, в которых будут данные о товаре, что не позволит участникам ВЭД специально их повредить. Использование физико-химических показателей, которые будут служить дополнительным контролем качества ввозимой в РФ мясной продукции;

- использование физико-химических изменений, предотвращающих повторное замораживание или проставление клейма на уже замороженное мясо, которые будут сразу отражаться на используемом стикере;

- использование особых чернил, с помощью которых будет наноситься необходимая информация. Также краска, применяемая для нанесения отметки, будет соответствовать всем необходимым нормам безопасности. Это позволит избежать угрозы пе-реклеивания или изменения содержания метки;

- прочие средства защиты. В качестве этих средств защиты может выступать использование графической голограммы. Введение таких средств защиты необходимо, чтобы обеспечить более точный контроль и защиту установленного клейма.

В качестве средства защиты могут быть использованы также различные виды печати, типографическая защита и т. д.

Предлагаемые пути совершенствования системы определения страны происхождения товара необходимы для:

- создания благоприятных условий применения электронного декларирования для участников ВЭД, а именно введения упрощенной процедуры формирования электронной копии деклараций на товары;

- развития системы электронного взаимодействия и получения сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их уполномоченных исполнительных органов Российской Федерации, а не от участников ВЭД, а также в целях:

- расширения внешнеэкономических связей как источника непрерывного экономического роста, наполнения внутреннего рынка качественными товарами,

- усиления контроля за собираемостью таможенных платежей, являющихся одной из наиболее емких доходных статей федерального бюджета.

Исследование проблем, необходимых для правильного определения страны происхождения на основании клеймения мясных туш, позволило нам предложить две группы идентификации: первая, основанная на внедрении системы проставления электронных или ультрафиолетовых клейм; вторая, основанная на использовании специальных средств, которые позволят усовершенствовать таможенный контроль в целях совершенствования таможенного администрирования ввоза иностранной мясной продукции. Необходимо также:

- развивать институт предварительных решений до таможенного оформления товара;

- стандартизировать документацию, представленную для таможенных целей в странах - участниках Евразийского экономического союза;

- проводить тренинги, обучающие семинары;

- обмениваться опытом с таможенными службами государств - членов ЕАЭС;

- ужесточить санкции и дисциплинарную ответственность для сотрудников таможенных органов.

В заключение можно сказать, что существует необходимость как совершенствования таможенного законодательства, регулирующего вопросы определения страны происхождения товара, так и его практического использования в целях обеспечения

экономической безопасности России. Проблема правильности определения страны происхождения товара особенно актуальна в период действия санкций на продовольственные товары, так как имеет место ввоз товаров, запрещенных к ввозу на территорию России российским правительством в рамках ответных санкций.

Литература

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (действующая редакция от 08.05.2015).

2. Зыков А.А., Рыков И.А. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами Российской Федерации // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции, 2016. С. 936-943.

3. Зыков А.А., Манушина А.П., Соболева О.Ю. Проблемы и пути развития механизмов таможенного контроля // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II Международной научно-практической конференции, 2016. С. 965-976.

4. Веселова П.П., Воротынцева Т.М., Криштафович Д.В. Классификация товара как инструмент регулирования международной торговли // Товаровед продовольственных товаров. 2015. № 7. С. 67-71.

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов. URL: http://www.customs.ru/index.php?catid=29:2011-01-24-14-49-58&id=18985:-2014-2015-2017-&Itemid=2025&option=com_content&view=article.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015).

Country of origin of goods in foreign trade of Russia

Andrey Alexeevich Zykov, associate Professor, candidate of economic Sciences, Faculty of Economics and Finance, Department of Customs business, Moscow Witte University

Ivan Andreevich Rykov, student of the 5th course, Faculty of Economics and Finance, Department of Customs business, Moscow Witte University

Country of origin - a rule that establishes criteria for determining the country of origin of goods. Determination of the country of origin is necessary for the purposes of the application of measures of customs and state regulation of trade and tax policies, namely the calculation and payment of customs duties, excise duties and VAT.The article shows the role of customs control in ensuring economic safety of foreign trade activities of Russia. Also reflects the problem of identifying the country of origin and suggests ways to improve them.

Keywords: customs control, country of origin, economic security, the EAEU, Russia.

ДК 334.02

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Валерий Максимович Тумин, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики, организации и управления инновационным развитием предприятий, email: dec_gef@mitht.ru, ФГБОУ ВО Московский технологический университет, http://www.mgutm.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.