Научная статья на тему 'Страхование в рамках управления рисками процесса лизинга'

Страхование в рамках управления рисками процесса лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
27
4
Поделиться

Текст научной работы на тему «Страхование в рамках управления рисками процесса лизинга»

СТРАХОВАНИЕ ЛИЗИНГА

СТРАХОВАНИЕ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

ПРОЦЕССА ЛИЗИНГА

А. Н. ПОПОВ, кандидат экономических наук, доцент Марийский государственный университет

Риски, традиционно сопровождающие лизинговую сделку, могут привести к существенным финансовым потерям. В целом все инвестиционные риски по изначальной причине возникновения можно разделить на внешние (общесистемные) и внутренние. Первые, как правило, возникают на макроэкономическом уровне и не всегда поддаются управлению. Вторые, в теории, являются прогнозируемыми и зачастую контролируемыми. Один из основных способов минимизации рисков вообще и при лизинге, в частности, — их страхование. С другой стороны, страховые платежи увеличивают финансовую нагрузку на лизингополучателя, сужая круг потенциальных клиентов лизинговой компании, вступая в известное противоречие риска и доходности, выражаемое коэффициентом Шарпа (Sharp Ratio).

При программировании снижения рисков нужно исходить из теоретических предпосылок, что лизинг представляет собой сложный кредит-но-инвестиционный проект. В рамках проектного менеджмента управление рисками должно тяготеть скорее к американской модели сертификации, когда четко расписывается и документируется весь процесс, включая непосредственно управление действиями исполнителей (в отличие от европейской методики, отдающей главенство требованиям к личинным компетенциям менеджеров, их опыту реализации проектов). Отметим, что подобный подходдолжен преобладать при привлечении любого заемного финансирования, ибо кредитору интересно иметь четкие гарантии реализации проекта, характеризуемые определенным алгоритмом

; Кротов Е. Наука «от и до» //Секрет фирмы. - 2004. - № 36. -С. 62-64.

действий и показателями (подчеркнем, что лизинг по своей сущности относится к форме проектного финансирования). Ставить же возврат средств в зависимость от репутации и действий конкретных менеджеров с точки зрения финансовых институтов неоправданно (в России, конечно, этому фактору можно уделять внимание, но нельзя ориентироваться на него целиком)'.

Необходимо иметь в виду, что эффективное уменьшение рисков возможно только при условии использования всех доступных в каждом конкретном случае методов их снижения. Однако следует учитывать, что застраховать все практически невозможно, да и не нужно. Сам по себе лизинговый договор порождает большое количество неопределенностей. Всегда существует опасность развития событий по неблагоприятному сценарию — есть риск, что произойдет одно или несколько событий, влекущих за собой какие-либо убытки как у лизингодателя, так и улизингополучателя. Поэтому главное — предусмотреть возможные существенные риски и постараться заранее их минимизировать.

Например, чтобы минимизировать риски, связанные с ошибками при выборе оборудования и его поставщиков, необходимо оговорить все условия сделки, определить необходимое для потенциального лизингополучателя оборудование и его производителя, а также оценить вероятность его освоения для выпуска новой продукции (метод предотвращения риска).

Для избежания части рисков (как юридического, так неюридического характера) возможна более детальная проработка условий заключаемых договоров. Так, при осуществлении лизинга возможно использовать типовые условия кредитных договоров, предусматриваемые при кредитовании

за рубежом: лизингополучатель берет на себя обязательство не продавать и не обременять активы (в том числе не являющиеся предметом лизинга), не накапливать дебиторскую/кредиторскую задолженность свыше определенной суммы, соблюдать выполнение определенных финансовых коэффициентов (ликвидность, платежеспособность), поддерживать размер чистых активов, собственного капитала.

В то же время снижение рисков не отменяет целесообразности их страхования, как наиболее простого и доступного механизма защиты инвестиций (по сути, это метод перевода риска).

В общем случае, согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы страховые риски, имеющие непосредственное отношение к договору лизинга:

риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Для мирового страхового рынка эти виды страхования достаточно традиционны. Однако значительная стоимость поставляемого по лизингу имущества требует часто использования механизма перестрахования. Чаще всего к такому механизму прибегают при поставках по лизингу зарубежного дорогостоящего оборудования (обычно имеется требование западного партнера на участие в страховой защите западной страховой компании); риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения хозяйствующими субъектами своих обязательств или изменения условий деятельности по не зависящим от хозяйствующего субъекта обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов (предпринимательский риск). Согласно сложившейся сегодня практике страхования по договору лизинга страховщик берет на себя риск в размере 70-80% лизинговых платежей при наступлении страхового случая (остальные 20-30% риска должны нести лизингодатель и (или) лизингополучатель). Это делается для того, чтобы страхователи были заинтересованы в максимальном снижении риска2. В рамках изложенного возможно осуществлять комплексное страхование процесса лизинга (с за-

2 Цыганов А. Риски при лизинге: можно ли их избежать? //Финансовый директор. - 2002. - № 3.

щитой его участников на всех основных стадиях исполнения договора), которое условно включает несколько больших подгрупп:

1. Непосредственно страхование имущества, которое подразумевает классическое страхование предмета лизинга на случай гибели (утраты) или повреждения в результате страхового случая, в том числе причинение ущерба в процессе доставки, монтажа и пусконаладочных работ. Размер ущерба определяется стоимостью ремонта или замены предмета лизинга и связанных с простоем убытков сторон договора. При полной утрате имущества возможна компенсация страховщиком лизингодателю суммы неисполненных лизингополучателем обязательств, а лизингополучателю — оставшейся суммы от фактической стоимости предмета лизинга. Данный подход вполне оправдан, так как у обеих сторон риски повреждения и утраты имущества достаточно близки, различаются лишь их последствия.

В группе страхования имущества при осуществлении лизинга ввиду своей значимости следует выделить отдельные подгруппы:

страхование автотранспортных средств (риски угона, ущерба, гражданской ответственности владельцев транспортных средств и на случай утери товарного вида); страхование от поломок. Страховые риски связаны с использованием и работой как самой техники, так и всевозможных коммуникаций, энерговводов (поломки и скрытые дефекты, отказ измерительных, регулирующих, предохранительных приборов, повышенное напряжение и давление (гидравлический удар), короткое замыкание, перегрузки в электросети и т.д.). Обычно данный вид страхования применяется в комплексе с имущественным страхованием, что позволяет достичь наиболее полную защиту. Тарифные ставки при страховании от поломок в среднем составляют 0,5-3% от страховой суммы (величина тарифной ставки может определяться с привлечением экспертов).

На практике, сдаваемое в лизинг имущество страхуется от пожара, порчи, угона по ставке 0,3-0,5%, что приводит к незначительному увеличению лизинговых платежей.

2. Страхование финансовых рисков сторон, которое включает следующие объекты страховой защиты:

страхование рисков поставщика от несоблюдения условий и сроков выполнения финансо-

вых обязательств контрагента по договору поставки;

страхование финансовых рисков банка, кредитующего сделку, от несоблюдения условий и сроков исполнения финансовых обязательств контрагентом по договору (в том числе от невозможности осуществления страхователем регрессных требований), а также от несоблюдения условий и сроков исполнения им финансовых обязательств;

страхование финансового риска лизингодателя от несоблюдения условий и сроков выполнения финансовых обязательств лизингополучателем, а также от его финансовой несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности. Трактовать последнюю следует шире, нежели это сделано в гражданском законодательстве. Если условиями страхования к страховому случаю приравнен «длительный неплатеж», то следует четко оговорить в договоре его продолжительность (обычно 2-4 месяца — период возможного устранения причин, препятствующих выплате лизинговых платежей). При осуществлении полного лизинга этот пункт приобретает особое значение; страхование риска лизингополучателя от несоблюдения условий и сроков выполнения обязательств лизингодателем (например, при несвоевременной поставке предмета лизинга, его неисправности или некомплектности и т.п.). Помимо указанного, возможно застраховать финансовые риски сторон от риска потери ими своего бизнеса (включая остановку деятельности в результате стихийных бедствий, пожара и т.п.). Страховое возмещение в данной ситуации должно учитывать упущенную выгоду (неполученную прибыль, что, в общем, для России нетипично) и возмещение текущих расходов. Для лизингодателя сумма страхового возмещения в данном случае будет определяться подлежащими уплате лизинговыми платежами.

В целях развития лизинга необходимо широкое применение страхования рисков и ответственности как совокупности элементов риск-менеджмента. Не случайно в качестве одной из причин, препятствующих активному развитию лизинга в стране, многие специалисты указывают практически отсутствие у российских страховщиков таких инструментов, как страхование финансовых рисков. В единичных слу-

Моисееико А. Третий в лизинге не лишний // Финанс. - 2003. — № 19. - С. 30-31.

чаях, когда страховая компания оказывает клиенту данную услугу, стоимость ее настолько велика, что это неизбежно приводит к увеличению общей суммы лизинговых платежей, т.е. лизинговая компания становится неконкурентоспособной.

Тарифные ставки при страховании предпринимательских (финансовых) рисков обычно достаточно велики и могут составлять от 2 до 30% страховой суммы. Такие высокие ставки определяются достаточно большими рисками страховщика, связанными с высокой вероятностью мошенничества по этому виду страхования. С другой стороны, большинство лизинговых компаний неплохо знают своих клиентов. Когда появляются новые клиенты, тщательно проверяется их платежеспособность и лишь после этого заключается договор лизинга. Если возникают сомнения в платежеспособности клиента, рассматривается такой механизм снижения финансовых рисков, как ограничение суммы сделки или заключение договора поручительства (гарантии) зализингополучателя в пользу лизинговой компании с банком или вышестоящей организацией.

На практике практически не покрывается страховыми программами предпринимательский риск, связанный с просчетами в маркетинговой стратегии и, как следствие, с отсутствием спроса на продукцию или спросом, более низким, нежели планируемый. Уменьшить этот риск можно методом избежания (обратившись в специализированные консалтинговые агентства еще на стадии составления бизнес-плана). В таком случае выгодно заключение договора соответствующего опциона с поставщиком оборудования о выкупе его по остаточной стоимости (фактически это общеизвестный метод компенсации риска).

3. Страхование гражданской ответственности лизингополучателя при использовании предмета лизинга, которое наряду со страхованием прямых интересов участников лизинговой сделки, является одним из условий их стабильной деятельности (данное положение следует рассматривать как исходное условие для страхования финансовых рисков). Надо констатировать тот факт, что в целом в России данная отрасль страхования развита слабо. На Западе страхование лизинга развивается по иному пути: у предприятий застрахованы практически все основные средства, а также ответственность по их использованию. Поэтому при покупке объектов по лизингу страховщик автоматически предоставляет клиенту на них страховое покрытие в пределах определенной суммы3.

Во всем мире наиболее сложным признается создание страховой зашиты против коммерческих и финансовых рисков (имеется в виду, прежде всего, страхование риска окончательной неплатежеспособности лизингополучателя; риска несоблюдения лизингополучателем обязательств по уплате лизинговых платежей, когда в качестве страхователя выступает выгодоприобретатель, т.е. лизингодатель).

Отечественные страховые компании предлагают, как правило, четыре стандартные программы страхования лизинговых сделок. Самая распространенная — страхование предмета лизинга от классических имущественных рисков. Большой популярностью также пользуется страхование предмета лизинга на период его доставки от поставщика к лизингополучателю — страхование грузов. Эти услуги предоставляют большинство российских страховщиков4. Страховщики отмечают, что тарифы по страхованию предмета лизинга оказываются на 25-40% меньше, чем при классическом страховании имущества. Это связано с тем, что страхователь уплачивает страховой взнос, как правило, сразу на весь срок аренды или минимум на 3-5 лет. Например, при страховании комбайнов (срок лизинга два года) тарифы от ущерба следующие: отечественные машины — 3%, германские — 4,3%; от автогражданской ответственности и финансового риска независимо от производителя техники (соответственно) 3,3 и 4%.

Существует два распространенных варианта страхования имущества: по остаточной или по восстановительной стоимости. На практике обычно остаточная стоимость ниже восстановительной, и, хотя в этом случае страховая премия существенно ниже, собственник имущества имеет меньшую страховую защиту. Следует учитывать, что при лизинге переоценка имущества в бухгалтерском учете обычно не влияет на сумму задолженности по договору. Страхование по остаточной стоимости невыгодно страхователю также из-за существенно увеличенной суммы амортизации вследствие ее ускорения. Иными словами, лизингодателю гораздо выгоднее страхование предмета лизинга по восстановительной стоимости, чтобы при наступлении страхового случая имелась возможность покупки нового предмета лизинга и продолжения своего бизнес-процесса. Отметим также, что основное ограничение страховщиков — целевое ис-

4 Моисеенко А. Третий в лизинге нелишний //Фипанс. - 2003. - № 19. - С. 30-31.

пользование имущества в конкретном бизнес-процессе, и направление в случае страховой выплаты денежных средств в производство — здесь выполняются практически априори. В таком случае страхование при лизинге следует рассматривать в качестве бюджетирования убытков.

Риски лизингодателя более специфичны, страхуют их не все страховщики. Страховая сумма при страховании финансовых рисков может равняться как всей сумме лизинговых платежей за вычетом амортизационных отчислений, так и нескольким лизинговым платежам исходя из условий досрочного прекращения договора. Обычно страховщик ограничивается двумя арендными платежами подряд или выплатой, равной годовому платежу лизингополучателя. Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования, от финансово-экономических показателей деятельности лизингополучателя и региона использования арендуемого имущества (так, при использовании имущества вдали от крупных городов сложно восстановить достоверную картину страхового случая). Страховые случаи по договору лизинга аналогичны тем, которые устанавливаются для договоров страхования коммерческих кредитов.

У ряда российских страховых компаний имеются специальные условия страхования возврата лизинговых платежей, сформированные на основе накопленного опыта. Например, CAO «Росгосстрах» предусматривает выплату страхователю до 90% от суммы непогашенных платежей. При этом ответственность страховщика возникает в случае, когда страхователь не получал оговоренную графиком сумму в течение 30 дней после наступления срока платежа. Считаем возможным установление в договоре страхования условной франшизы особого рода, ограничивающей размер ответственности страховщика не по сумме ущерба, а по срокам выплат (это и есть описанная выше задержка оплаты) — от ее размера будет зависеть страховой тариф (хотя и не в значительной степени).

Размер страхового возмещения определялся, как разница между страховой суммой и всеми выплатами (исключая проценты по просроченной задолженности), произведенными лизингополучателем в период действия договора лизинга (с учетом имеющихся залоговых обязательств между лизингополучателем и страхователем).

При оценке эффективности договора лизинга

для клиента лизинговые компании на практике используют коэффициент удорожания, который демонстрирует, на сколько процентов сумма всех затрат клиента по лизинговому договору превышает стоимость затрат на приобретение имущества (включая страховку и сервис). Именно структура этого числителя показывает размер антирисковой составляющей договора.

Обычно при выборе страховщика учитывается множество обстоятельств, в том числе финансовые и маркетинговые данные. К основным параметрам, которые следует положить в основу конкурсного отбора страховщика, можно отнести: наличие лицензии на право осуществления страховой деятельности, в том числе на конкретный вид страхования; размеры уставного капитала, собственных средств и накопленных страховых резервов; эффективность и диверсификация размещения страховых резервов; страховые тарифы и их обоснованность. При оценке уровня страховых тарифов необходимо учитывать, что зачастую более низкие тарифы предлагаются при меньшем перечне страховых рисков (т.е. при наличии специализации). С другой стороны, заниженные тарифы нередко предлагает и новый страховщик, недавно вышедший на рынок. В этом случае опасность заключается в том, что можно попасть на удочку строителя «страховой пирамиды», когда страховые выплаты осуществляются только за счет новых страховых взносов, а не за счет формирования и приращения резервов;

установленный в правилах страховщика объем страховой ответственности: перечень страховых случаев, размер страховой суммы, ограничения по перечню страховых случаев и страховой выплате;

порядок рассмотрения страховых случаев, оперативность выплаты страхового возмещения; имеющийся опыт работы на рынке страховых услуг вообще и по конкретному виду страхования, в частности, так как заключение договора с новым страховщиком или со страховщиком, который не работал ранее поданному виду деятельности, может привести к негативным последствиям из-за его недостаточного опыта;

ясность и доступность условий страхования; наличие и качество перестраховочной защиты; репутация и имидж страховщика, в том числе членство в объединениях страховщиков. Для дальнейшего расширения лизинговых операций в России необходимо четкое понимание участниками сделки того, что страхование — не дополнительный налог, а гарантия выполнения сторонами взятых на себя обязательств. С другой стороны, увеличение лизинговых платежей, обусловленное страхованием, делает лизинговые схемы менее привлекательными для лизингополучателя и потому сужает рынок. Лизинговая компания должна сделать выбор: либо она страхует свои финансовые риски и тем самым сужает круг потенциальных клиентов, либо не страхует, имея при этом широкий круг лизингополучателей, но работает в условиях высоких финансовых и коммерческих рисков.