Воронина Елена Петровна
Страхование в нефтегазовом комплексе -состояние и перспективы развития
Нефтегазовая промышленность России имеет важное значение в общей структуре экономики. Эта сфера является бюджетообразующей. Одновременно нефтяная и газовая промышленность относятся к разряду так называемых высокорисковых отраслей. В связи с высокой степенью опасности, которой подвергаются объекты нефтегазового комплекса, страхование этих объектов является одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день.
Нефтегазовый комплекс (НГК) России, риски нефтегазовой отрасли, страхование объектов нефтегазовой промышленности
Современная экономика России характеризуется повышенным значением нефтегазового комплекса. Нефтегазовая промышленность традиционно играла важную роль в экономической и социальной сферах нашей страны. Сегодня трудно переоценить то важное значение, которое имеет нефтегазовая отрасль в общей структуре экономики современной России. Бюджеты последних лет напрямую зависели от работы нефтяной и газовых отраслей. Подобная ситуация, по-видимому, продолжится и в ближайшем будущем.
Устойчивый рост спроса на углеводородное сырье во всем мире определяет темпы наращивания объемов добычи нефти и газа российскими компаниями [1]. Существенный ресурсный потенциал ряда российских регионов создает возможности для увеличения объемов добычи, однако для освоения новых территорий необходимы весьма значимые капиталовложения.
Как известно, предприятия нефтегазовой отрасли во всем мире относятся к объектам повышенной опасности. Риски, которые возникают при добыче и транспортировке нефти и газа, эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов, могут привести к крупным авариям и даже катастрофам. Поэтому с полным основанием можно констатировать: нефтегазовый комплекс (НГК) - не только один из самых высокоприбыльных, но и одновременно крайне высокорисковый сектор экономики.
Практикой целого ряда мировых нефтегазовых компаний доказано, что обеспечение устойчивого развития при промышленных авариях невозможно осуществить, оставаясь только в рамках традиционных инженерных методов (ибо практически невозможно сделать технический риск нулевым). В связи с этим необходимы программы страховой защиты, т.е. финансовые инструменты. Не делая технический риск нулевым, оно позволяет снизить до минимума риск финансовый, переводя внеплановые по сроку и размеру расходы по покрытию аварийных убытков в разряд плановых и вполне приемлемых по величине страховых платежей.
То обстоятельство, что страхование способно практически полностью компенсировать внеплановые потери, выплачивая возмещение убытков, обусловливает необходимость интеграции их в единую систему страховой защиты. При этом содержание и объемы организационно-технических мероприятий по предупреждению аварий становятся зависимыми от эффективности экономической деятельности компании по снижению внеплановых потерь.
Адекватным решением проблемы внеплановости потерь в нефтяной компании, действующей в условиях рыночной экономики на основе планирования, является «перевод» внезапных и значительных расходов по покрытию аварийных убытков в разряд плановых страховых платежей.
Чрезвычайно важное значение при осуществлении деятельности в нефтегазовом комплек-
О ¡X О
г
к
м
>
и >
£=1 О
К
¡=1
•па
>■
ьа о
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
се должно отводиться управлению (контролю) риском аварийности на потенциально опасных производственных объектах. Этот риск не может быть сведен к нулю благодаря превентивным мероприятиям (которым, безусловно, необходимо уделять первостепенное внимание), так как существуют объективные факторы, имеющие вероятностную природу и приводящие к внеплановым потерям [2].
Всю гамму рисков, присущих топливно-энергетической сфере, можно условно поделить на несколько групп: технико-эксплуатационные, включая те, что связаны с износом используемого оборудования; административно-организационные и иные риски, связанные с воздействием так называемого «человеческого фактора»; риски стихийных бедствий; экологические, финансовые риски и другие.
Основные риски нефтегазовой отрасли [3]
Технико-эксплутационные Оборудование, работающее в сложных эксплуатационных условиях, с пожаро- и взрывоопасными веществами, подвержено угрозе аварий
Износ инфраструктуры Средний возраст трубопроводов - 25 лет. 65% трубопроводов в эксплуатации от 10 до 30 лет, 18% - более 30 лет
Человеческий фактор До 70% и выше аварий в промышленности и на транспорте вызваны человеческим фактором
Стихийные бедствия Из-за большой протяженности нефте- и газотранспортной инфраструктуры увеличивается риск воздействия природных катаклизмов
Угрозы терроризма Нефтегазовый комплекс - одна из вероятных целей террористических актов
Помимо этого присутствуют такие риски, как:
- вторичные эффекты, происходящие на сопредельных опасных объектах (источниках аварийного воздействия);
- преднамеренные акты (поджоги, спланированные взрывы и т.д.);
- ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства;
- неизвестные или достоверно не прогнозируемые на данный момент «механизмы» и причинно-следственные связи ухудшения состояния оборудования;
- недостаток финансовых средств для обновления производственных фондов.
Оценивая техногенную ситуацию, заметим, что большинство ныне действующих в стране
трубопроводов проложено еще в советское время и средний возраст трубопроводной системы сегодня превышает 25 лет, износ основных средств составляет в среднем 70-75% [4]. По статистике, на аварии, вызванные проявлением так называемого «человеческого фактора», приходится до 70%, а по некоторым оценкам - и до 90% страховых случаев.
В нефтегазовом комплексе проявляется тесное взаимовлияние техногенных и природных причин (факторов) аварийности. Природные факторы могут и сами инициировать существенные риски и приводить к значительным финансовым потерям. К числу таких можно отнести:
- паводки и половодья, вызывающие аварийные и чрезвычайные ситуации, поражающие многие элементы инфраструктуры нефтегазодобывающего комплекса;
- эрозионные и русловые процессы, вызывающие разрушение элементов инфраструктуры;
- склоновые и термокарстовые процессы, угрожающие в первую очередь линейным и площадным объектам;
- процессы просадки и провалы, деформация фундаментов и оснований, спровоцированная ускоренная эрозия и солифлюкция, угрожающие площадным объектам;
- внутренняя и внешняя коррозия как природный фактор аварийности - одна из основных причин аварий на линейных объектах (нефтепроводы, водоводы, газопроводы).
Возможно «цепное» взаимовлияние: природные факторы рисков при своей реализации могут инициировать проявление негативного влияния техногенных факторов, последние воздействуют разрушающе на окружающую среду (например, разрыв нефтепровода на переходе через реку вследствие русловых процессов и авария из-за динамического воздействия течения), но обычно «запуск механизма взаимовлияния» начинается с техногенного звена.
Особая угроза исходит от событий, которые мы не в силах предсказать или предотвратить: это так называемые «неконтролируемые риски», связанные, например, со стихийными бедствиями или атаками террористов.
Если обратиться к статистическим данным Госгортехнадзора России, то основными при-
чинами возникновения аварийных ситуаций являются следующие [5]:
39% - нарушения технологической и производственной дисциплины, т.е. неосторожные и несанкционированные действия исполнителей работ; 28% - неправильная организация работ; 17% - неэффективность или отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
16% - неудовлетворительное состояние основных производственных фондов и недостаточные инвестиции в обновление технических средств.
□нарушения технологической и производственной дисциплины □неправильная организация работ □неэффективность или отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности □неудовлетворительное состояние основных производственных фондов
Рис. 1. Причины возникновения аварийных ситуаций
Из вышесказанного видно, что на практике мы обычно имеем дело не с отдельно взятыми рисками, а сразу с несколькими рисками, что и обусловливает необходимость комплексного к ним подхода, рассчитанного на трех-пятилетний период. Страховая защита должна быть организована таким образом, чтобы страховщик и страхователь могли быстро и эффективно вносить в условия страхования необходимые коррективы в зависимости от меняющейся ситуации.
Стабильность компаний во многом зависит от предотвращения незапланированных убытков, связанных как с экономическими катаклизмами, так и с последствиями технических аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий.
Наступление крупного убытка на нефтегазовом предприятии возможно при аварии на любом из объектов производственного цикла. При этом величина убытка существенно возрастает в случае аварии при ведении морской добычи.
Для характеристики масштабности возникающих рисков можно отметить, что протяженность одних только магистральных трубопроводов «Газпрома» и «Транснефти» превышает 200 тыс. км, а среднее расстояние при подаче российского газа потребителям составляет около 2,5 тыс. км [3]. В системе задействованы огромное число сложных участков и масса высокотехнологичного оборудования. С учетом роли и места нашей страны в обеспечении международного энергетического баланса можно утверждать, что от четкой, слаженной работы российского топливно-энергетического комплекса зависит энергетическая безопасность не только нашей страны, но и наших зарубежных партнеров. В настоящее время Россия обеспечивает около 20% потребностей европейских государств в нефти, и около 40% - в газе.
Таким образом, работа всех звеньев нефтегазового комплекса в огромной мере влияет на стабильность выполнения плановых показателей добычи или транспортировки углеводородного сырья и в конечном итоге сказывается на финансовой устойчивости как предприятия, так и отросли в целом.
При возникновении страхового случая требуются дополнительные затраты на ликвидацию аварии, затраты, связанные с необходимостью ускоренного выполнения ремонтных работ, срочной закупки и доставки оборудования и материалов, необходимых для восстановления. Дополнительной нагрузкой на финансовый результат может быть компенсация ущерба, причиненного опосредованным воздействием аварии на скважине и оборудовании, на жизнь и здоровье сотрудников предприятия, на окружающую природную среду, на жизнь, здоровье и имущество третьих лиц (проживающего и работающего рядом с предприятием населения).
Научиться управлять этими рисками, их предвидеть, по возможности предотвращать или рационально перераспределять - одна из насущных задач нефтегазовой отрасли. Важную
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
роль в ее решении, в налаживании действенной системы страхования призваны сыграть страховые компании, профессионально занимающиеся этим.
Непредвиденных финансовых затрат можно избежать или значительно их снизить при реализации комплексных страховых программ.
Страхование является инструментом долгосрочного планирования финансовой устойчивости компании. Это гарантия быстрого получения средств на проведение восстановительных работ при наступлении страхового случая, источник финансирования текущих расходов на время перерыва в процессе производства и защита баланса организации. Одной из основных задач страхования является «перевод» внезапных расходов по покрытию аварийных убытков в разряд плановых страховых платежей.
В связи с этим можно выделить несколько видов страхования [6].
Страхование имущества нефтегазового комплекса
В связи с высокой степенью опасности, которой подвергаются объекты нефтегазового комплекса, широким развитием сети нефте-газопроводов в настоящее время страхование этих объектов является одним из самых актуальных вопросов. Страхование проводится от следующих событий:
- пожар, взрыв, падение пилотируемых летательных аппаратов или их обломков;
- авария водопроводной, отопительной, канализационной системы;
- стихийные бедствия;
- убытки, понесенные страхователем в результате кражи со взломом или ограбления.
Объекты страхования: трубопроводы, нефтегазовые сети, наземные сооружения, компрессорные и насосные станции, АЗС, подземные и наземные хранилища, различное оборудование и машины и др.
В настоящее время этот вид страхования является базовым видом страхового покрытия для предприятий нефтегазовой промышленности, с большинством из которых заключаются договоры страхования на условиях «от всех рисков», общепризнанные на международном рынке.
Страхование машин и механизмов
Включает в себя страхование оборудования по выработке энергии (паровые котлы, турбины, дизель-генераторы и т.п.), установок для ее распределения и передачи (трансформаторы и т.п.), рабочих и вспомогательных агрегатов (насосы, компрессоры и т.п.).
Данный вид страхования отличается от страхования имущества тем, что от рисков, связанных с пожаром, защищаются все основные фонды предприятия, а от поломок - либо наиболее важные и дорогостоящие технологические установки, либо ключевые производства. Данный вид страхования покрывает убытки или гибель оборудования, наступившие в результате действия внутренних причин - таких, например, как дефекты материала или изготовления.
Страхование нефтепроводов и газопроводов
Включает в себя страхование рисков, связанных с непредвиденными и внезапно возникшими повреждениями трубопроводов, приведшими к замене труб (оборудования, арматуры) или вообще приостановке их эксплуатации (в связи с восстановительными работами, либо потерей продукта). К числу страховых случаев относятся возникновение дефектов труб, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц и т.д.
Страхование нефти и газа как груза
Этот вид страхования предусматривает защиту предприятия от убытков, которые могут случиться во время транспортирования нефти, газа и других перевозок.
Объекты страхования: грузы, доставка которых осуществляется любым видом транспорта, с помощью трубопроводов, танкеров, железнодорожных цистерн, спецтранспортом и другими видами транспорта.
Страховая сумма: стоимость груза, определенная на основании контрактов на поставку.
Страховые риски: авария, взрыв, стихийное бедствие, столкновение, ДТП, расходы страхователя по спасению и уменьшению убытков, противоправные действия третьих лиц и др.
Страхование разработки и эксплуатации нефтяных и газовых скважин
Объект страхования: имущественный интерес страхователя, связанный с разработкой и эксплуатацией нефтяных и газовых скважин.
Страховая сумма устанавливается по договоренности сторон.
Страховые риски:
- финансовые убытки, которые могут быть получены в результате неконтролируемого выброса нефти и газа в атмосферу;
- имущественный ущерб, нанесенный нефтегазовому оборудованию и другому имуществу;
- ответственность перед третьими лицами за телесное повреждение или ущерб имуществу, возникшие в результате происшествий во время использования, эксплуатации или техобслуживания скважин.
Необходимо отметить, что при страховании выхода скважины из-под контроля учитывается ряд факторов, влияющих на стоимость страхования: географический район месторождения, опыт буровой бригады и применяемое оборудование, глубина скважины и количество страхуемых скважин, наличие дополнительного покрытия (дополнительное перебуривание, подземный контроль за скважиной, эвакуационные расходы, преднамеренный поджог скважины), тип скважины (вертикальная, горизонтальная, многоствольная, наклонная), страховая сумма (лимит ответственности страховщика, в пределах которого осуществляется выплата страховых возмещений по страховым случаям), франшиза.
Однако страхование перечисленных выше рисков, связанных с буровыми работами, не позволяет добиться полной страховой защиты для предприятия, так как не все имущество и не все виды ответственности подпадают под его действие. Поэтому в программу комплексного страхования включены покрытия, не являющиеся специфичными для добывающего предприятия. В их числе страхование имущества и различных видов ответственности.
Страхование гражданской ответственности
Данный вид страхования обеспечивает компенсацию вреда, который может быть причинен жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или окружающей природной среде при авариях на объектах предприятия.
При этом подлежат возмещению:
- затраты на восстановление трудоспособности, дополнительные медицинские и иные расходы в связи с увечьем и др.;
- расходы на ремонт и восстановление уничтоженного имущества;
- расходы по расчистке загрязненной территории после аварии;
- расходы предприятия по предварительному расследованию и судебной защите.
Учитывая, что нефтегазовые компании осуществляет свою деятельность не только на суше, но и на морском шельфе, комплексные программы страхования включают также дополнительные виды и программы страхования, обеспечивающие страховую защиту стационарной морской платформе и морским судам различного назначения.
Рыночное страхование рисков предприятий нефтяной компании требует со стороны страховых компаний большой подготовительной работы. Для этого необходимо установить:
- наличие функциональной системы всестороннего контроля над рисками;
- соответствие параметров страховой защиты требованиям страхового рынка, прежде всего международного.
Достижение сформулированных выше целей, прежде всего инженерной и экономической, требует разработки и реализации специальной системы менеджмента, обеспечивающей управление рисками сложных производственных систем посредством финансовых рычагов. Следуя сложившейся международной практике, целесообразно называть такую систему «всесторонним контролем рисков» (risk management).
Сегодня, когда стремительно возрастают число и масштаб техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, повышается уровень загрязнения и разрушения окружающей среды, необходимы последовательные шаги по разработке и продвижению механизмов управления рисками. При оценке рисков и страховании необходимо оценивать всю совокупность производственных, социальных и финансовых рисков и определяющих их факторов. Комплексные
О
pq
о S
S
>
tr¡
>
E=i О
S
И
•по Ésta О
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
системы страхования призваны не только минимизировать риски, с которыми сталкиваются предприятия ТЭК, но и гарантировать быстрое и рациональное решение проблем, возникающих при ликвидации последствий аварий и катастроф в нефтегазовой индустрии. Риск-менеджмент в ТЭК - это сложная проблема, решение которой требует совместных усилий со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти, предприятий топливной индустрии, ведущих представителей страхового сообщества, а также экспертов рынка.
Тесная увязка риск-менеджмента и страхования выводит на оптимальный алгоритм управления рисками и обеспечения энергетической безопасности в той мере, в какой это зависит от бизнеса [7].
Таким образом, страхование обеспечивает нефтедобывающему предприятию многостороннюю защиту и позволяет покрыть расходы при наступлении различного рода убытков, которые могут быть весьма значительными.
Страхованием нефтяных и газовых рисков в России занимаются в основном страховщики, аффилированные с энергетическими компаниями. На их долю приходится около 70% премии в этом сегменте. Лидирует среди них СОГАЗ, на долю которого приходится около 35% премии на рынке. На долю остальных страховщиков приходится менее 30% рынка [1].
Страхованием рисков в топливно-энергетическом комплексе занимается специализированное объединение российских страховых компаний, созданное в 1996 г., - «Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса» (АСТЭК). Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса образована для содействия развитию национального страхового дела в топливно-энергетическом комплексе, созданию благоприятных условий для страхового предпринимательства, подготовке специалистов, развитию всех видов страхования, перестрахования, научных и информационных связей страховщиков между собой и с зарубежными страховыми компаниями и ассоциациями, а также согласования позиций всех членов АСТЭК и их представления в национальном Союзе страховщиков, а также в органах государственной власти на территории Российской Федерации и за рубежом.
Объединяя около 10 ведущих страховщиков, Ассоциация обеспечивает страховую защиту большинства производителей и поставщиков российского топлива. Собственные средства участников АСТЭК составляют около млрд дол. Это означает, что они могут оставлять на собственном удержании без передачи другим страховщикам риски с ответственностью порядка 100 млн дол. СОГАЗ является лидером АСТЭК, обеспечивая почти 40% общего объема сборов.
Страхование предприятий нефтяного комплекса является динамичным сегментом страхового рынка России. Российский рынок энергетического страхования имеет большой потенциал развития и позитивные долгосрочные перспективы интегрироваться в международную систему энергетического страхования.
Наибольшие перспективы в Российской Федерации имеют различные виды страхования гражданской ответственности. Два законопроекта в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе: «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и «Об обязательном экологическом страховании». Основная цель введения этих видов страхования - в обязательной форме обеспечить финансовые источники возмещения вреда, причиненного третьим лицам и окружающей природной среде вследствие аварии на потенциально опасных объектах, к которым относятся и объекты МП.
Для дальнейшего перспективного развития страхования предприятий ТЭК необходимо повышение конкурентоспособности российских страховых компаний, нужен мощный национальный страховой рынок, который бы развивался за счет добровольных и обязательных видов страхования и неценовой конкуренции (не простого демпинга страховых тарифов). Повышение роли страхования как необходимого условия нормального функционирования всей российской экономики должно сопровождаться повышением требований, предъявляемых к надежности российских страховых компаний.
Для этого необходимо решение следующих важнейших задач:
- увеличение уровня капитализации страховых компаний, для того чтобы принять возрастающий объем рисков. Начало крупномасштабной энергетической реформы, предполагающей технологическое переоснащение целой отрасли, реконструкцию действующих и появ-
ление многих новых энергетических предприятий, активная подготовка проекта производства и транспортировки на Запад сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения, а в перспективе - и с газовых месторождений полуострова Ямал - все это ведет к возрастающим объемам рисков и соответственно требует правильного построения страховой защиты;
- значительное усиление страховых компаний (объединение в страховые группы), рост их технологического уровня и повышение надежности для страховой защиты имущественных интересов страхователей - нефтегазовых компаний;
- активизация внедрения новых страховых продуктов (целесообразность расширения перечня рисков, покрываемых страховой защитой, и перехода к комплексному страхованию), улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня;
- необходимость совершенствования страхового законодательства правоприменительной практики;
- содействие внедрению современных технологий в области информатизации и автоматизации страхового дела для надежного расчета страховых тарифов и страховых резервов, необходимых для будущих покрытий;
- масштабный выход страховых компаний на международный рынок - объективная необходимость для страховых компаний, участвующих в крупных энергетических проектах. Практически ни одна не только российская, но и западная страховая компания не в состоянии эксклюзивно держать в своем портфеле риски по современным нефтегазовым проектам в силу их огромных масштабов.
Литература
[1] Рынок страхования нефтегазовых рисков в России. For INSURER.com
[2] Орлов В., Попов Д. Страхование проектов обустройства нефтяных месторождений // Нефть России. - 2007 - №10.
[3] Прексин О.М. Страхование на службе новых технологий нефтегазовой промышленности // Материалы XVI-го международного технологического конгресса.
[4] Гребенщиков Э.С. Страхование ТЭК: логика рынка и корпоративная // Страхование рисков ТЭК. - 2006. - №5 (09).
[5] http://www.rbc.ru/
[6] Орлов В. Защита на всех одна // Нефть России. - 2007. - №9. - С. 72-73.
[7] Тихонов А.Н., Грепачевский И.В., Липавский В.Б. Риск-менеджмент и страхование в ТЭК // http://Www.udmnews.ru. -2007. - №8 (10).
О ¡X
о
г
к >
tri
>
t=l О
К
¡=1
•па
>■
bd О