СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАКУРСЕ ПСИХОТЕРАПИИ
О.Н. Лебедева, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрено назначение страхования в российской экономике в рамках системы здравоохранения и формирования качественных медицинских услуг, в частности, роль страхования профессиональной ответственности в психотерапии.
Ключевые слова: психотерапия, психотерапевт, клинический психолог, страхование профессиональной ответственности, медицинские услуги, психотерапевтический контракт
INSURANCE OF PROFESSIONAL LIABILITY IN THE ASPECT OF PSYCHOTHERAPY
O.N. Lebedeva. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In this article has been considered the importance of insurance in russian economy within the limits of healthcare system and of forming high quality medical services in particular about how the insurance of professional liability in psychotherapy important is.
Key words: psychotherapy, psychotherapist, clinic psychologist, insurance of professional liability, medical services, psychotherapeutic contract
В настоящее время в условиях развития российской экономической системы, возрастает роль государственной политики в создании и реконструкции правовых, налоговых, экономических систем, для полноценного функционирования и развития хозяйственного субъекта и оптимального взаимодействия потребителя и субъекта удовлетворяющего его потребности.
Зарубежный опыт страхования показывает, что страховая отрасль позволяет решить вопрос защиты населения от недоброкачественных услуг и способна обеспечить надежные гарантии возмещения убытков физических и юридических лиц. В то же время в России место страхования сейчас не выполняет тех государственных стратегических задач, которые позволили бы скоординировать и улучшить развитие многих секторов экономики, в частности в системе психотерапевтической помощи.
Страхование, как отдельная отрасль любой развитой экономики выполняет ряд функций в системе, одной из которых является превентивная.
Превентивная функция страхования позволяет в рамках профессиональной деятельности страховых компаний проводить широкую систему мер предупреждающего характера, для снижения вероятности наступления риска и убытков от него. Однако страхование ответственности - специфическая подотрасль имущественного страхования, имеющая ряд особых характеристик:
Во-первых, с правовой точки зрения в России вариант точного определения страховой суммы при страховании ответственности невозможен.
Во-вторых, согласно ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В-третьих, лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо в договоре страхования. Если это лицо в договоре не названо, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя.
И, в-четвертых, договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.
Из этого следует, что с точки зрения действующего российского законодательства страхование ответственности можно подразделить на два вида:
1) страхование ответственности за причинение вреда;
2) страхование ответственности по договору.
Востребованность потребителя в гарантированности выполнения качественных психотерапевтических услуг не вызывает сомнений, также присутствует потребность быть защищенным психотерапевту и клиническому психологу.
С точки зрения вышеизложенного в данной статье, можно с уверенностью сказать, что превентивную функцию страхование не выполняет, так как точно не определить риск ответственности самого страхователя и риск ответственности другого лица, в нашем случае психотерапевта. Из этого следует, что без дополнительных гарантий, позволяющих снизить вероятность наступления рискового случая страховщику сложно определить страховую сумму.
Однако, основное назначение страхования профессиональной ответственности связано с возможностью предоставления защиты лиц определенного круга профессий против юридических претензий к ним со стороны клиентов (в данном ракурсе пациентов). Вот тут возникает другой вопрос, каким образом страховщику определить насколько профессионален и компетентен врач, ведь в настоящее время это не представляется возможным в полной мере.
В страховании профессиональной ответственности медицинских работников страхователями (застрахованными лицами) могут выступать хозяйствующие субъекты в сфере здравоохранения, осуществляющие страховую защиту своего персонала (медицинские клиники, частнопрактикующие врачи). Тогда застрахованное лицо должно обладать специальными знаниями и навыками или отвечать предъявляемым квалификационным требованиям. И второй аспект, предупреждение риска предоставления некачественных услуг пациенту.
Объектом страхования профессиональной ответственности, является имущественный интерес страхователя (застрахованного лица), связанный с возмещением расходов на оплату ущерба, причиненного здоровью пациента в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, в ГК указано, что при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о страховом случае, то есть характере события, при наступлении которого должна быть произведена страховая выплата.
В отличие от других видов страхования при страховании профессиональной ответственности наступление страхового случая обычно зависит не от внешних факторов, а зависит от квалификации лица, осуществляющего профессиональную деятельность, случая, а также индивидуальных особенностей организма пациента (потерпевшего) [2].
Страховым случаем по договору страхования профессиональной ответственности врачей признается факт возникновения обязанности страхователя (застрахованного лица) в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ компенсировать расходы, произведенные вследствие причинения вреда жизни и здоровью пациента при оказании услуг, связанных с профессиональной медицинской деятельностью. Договор страхования может быть заключен как по совокупности, так и по отдельным рискам причинения вреда жизни или здоровью пациента.
Страховым случаем по договору профессиональной ответственности медицинских работников, может быть признано [2]:
1) причинение вреда здоровью пациента в силу ошибки страхователя (застрахованного лица) при установлении диагноза;
2) причинение вреда здоровью пациента в результате ошибки страхователя (застрахованного лица) при проведении лечения;
3) смерть пациента в результате ошибки страхователя (застрахованного лица) [2].
В случае оказания психотерапевтической помощи по статье 159 ГК РФ, в психотерапии психотерапевтический контракт представляет собой устную сделку, то есть сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно и, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых, влечет их недействительность, при этом сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
А в статье 162 ГК РФ «Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки» четко указано, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
При этом в статье 421 «Свобода договора» указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а принуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством [1].
То есть психотерапевтический контакт не имеет никакой полноценной юридической силы для страховщика, психотерапевта и пациента, а носит только психологический характер.
Справедливо отметим, что в процессе лечения психотерапевт может оказаться в определенной неосознаваемой зависимости от пациента, поскольку общение с ним может повышать его самооценку, способствовать самоутверждению. Одна из профессиональных болезней психотерапевта - его желание выступать в роли пророка и волшебника, он не всегда учитывает границы своих возможностей. На практике это приводит к инфантилизации больного, затягиванию лечения и формированию, в свою очередь, зависимости больного от врача. Стремление к сохранению своего личностного и профессионально престижа «за счет больных».
В условиях платной помощи ожидания и требования клиента возрастают, а психотерапевтические модели отношений и некоторые параметры указанных моделей взаимоотношений, в частности, эмпатичность, ответственность, искренность психотерапевта подвергаются определенным испытаниям. Для оптимального решения этих проблем и индивидуализации психотерапии возможно заключение, так называемого, психотерапевтического контракта - «контрактная (договорная) модель взаимоотношений «психотерапевт-пациент». С одной стороны психотерапевтический контракт соответствует духу частного предпринимательства, рыночных отношений спроса и предложения, этике купли-продажи, а с другой он позволяет структурировать и контролировать процесс оказания помощи обоими его участниками. Для некоторых людей сочетание таких слов как «контракт» и психотерапевтическое искусство кажется несовместимым. Однако структура психотерапевтического контракта может быть наполнена творческим, личностно-интимным и даже духовным содержанием. По мнению многих экспертов в работе с пациентами возникает следующая закономерность: чем выше уровень оплаты, тем важнее контракт и тем ниже удовлетворенность результатами психотерапевтической помощи [3].
Психотерапевтический контракт может быть рассмотрен с позиции оценки его психотерапевтической полезности. Основными сферами действия его лечебных механизмов являются: когнитивная, эмоциональная и мотивационно-поведенческая. В данном дискурсе нас интересует психотерапевтический контракт, как правовая основа, направленная на повышение эффективности лечения, большую свободу для пациента в выборе врача, повышения престижа здоровья. Ведь в условиях новых механизмов хозяйствования в здравоохранении необходим эффективный контроль стоимости и качества психотерапевтической помощи [3].
Что важно включить в содержание психотерапевтического контракта с позиции оценки его психотерапевтической полезности:
- степень подчинения клиента психотерапевту и характер эмоциональной дистанции между ними;
- оптимальный уровень власти в отношении клиента, то есть какой объём ответственности за результаты каждый из них будет нести;
- направление и метод психотерапии, сроки и результаты оказанной психотерапевтической помощи.
Пациент нанимает психотерапевта и должен быть уверен, что заключение контракта гарантирует ему квалифицированную помощь, право прервать процесс и найти другого психотерапевта и ожидает, что психотерапевт будет согласовывать с ним важнейшие шаги в ходе лечения. Психотерапевтический контракт - это способ структурировать неструктурированное - процесс психотерапевтической помощи.
Вторая составляющая психотерапевтического контракта должна соответствовать правовым аспектам, иметь юридическую силу и позволять определить сроки психотерапии, направленность действий психотерапевта и возможность определения результата лечения, чтобы в случае наступления потребности в психологической помощи была возможность включать индивидуальную психотерапию в рамки добровольного медицинского страхования ответственности.
Несомненно, страхование обязано будет покрывать вред, нанесенный здоровью пациентов в рамках психотерапевтической помощи, если он явился следствием:
- халатности, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения психотерапевтом своих обязанностей;
- неправомерного поведения психотерапевта;
- не должного профессионализма психотерапевта;
- не выполнения запроса пациента на психотерапию;
- ошибки в диагнозе и плане лечения, как следствие доказанной экспертами некомпетентности специалиста;
- ухудшение состояния пациента, как следствие доказанной ошибки в ходе психотерапии.
Вероятно, одним из пунктов не наступления страхового случая будет являться не соблюдение пациентом правил предусмотренных контрактом при прохождении лечения. Страховая компания также компенсирует застрахованному медицинскому учреждению или частнопрактикующему психотерапевту понесенные им необходимые и целесообразные расходы по уменьшению вреда здоровью потерпевшего в результате врачебных действий лица. При этом применение лицензирования профессиональной компетенции психотерапевтов позволит страховым компаниям снизить риск вероятности наступления страхового события. Лицензирование и определенную гарантированность качества психотерапевтических услуг можно предложить в рамках создания ассоциация гарантий ответственности психотерапевтов (Guarantee liability assosiation of psichotherapists)1 или ассоциация для возмещения убытков по профессиональной ответственности психотерапевтов (Assosiation of liability indemnity of psychotherapists)2.
1 Организация (группа, общество взаимного страхования), образованная клиническими психологами, психотерапевтами, лечебными учреждениями и другими субъектами сферы психологических услуг с целью компенсации затрат на случай предъявления претензий по любому из аспектов профессиональной деятельности, включая претензии по гражданской (профессиональной) ответственности и злоупотреблению доверием в психотерапевтической практике.
2 В страховании профессиональной ответственности: допущение небрежности или нарушение профессиональных обязанностей практикующим специалистом, которое приводит к причинению вреда; необеспечение обычного уровня обслуживания, неприменение тех необходимых знаний или навыков, которыми должен обладать профессионал. Практикующим специалистом может быть психотерапевт, работник службы экстренной психологической помощи или любое другое лицо, предоставляющее услуги в области здравоохранения, для которых имеются установленные стандарты профессиональной этики, квалификации, знаний или умений (включая соблюдение установленных требований по образовательному уровню, лицензированию или сертификации определенного специалиста), являющиеся общепринятыми для данного профессионального объединения.
А так же создать внутреннюю систему аудита, это повысит качество услуг, пациенту дает возможность выбора специалиста. А страховщик не будет заключать договор с психотерапевтом при возникновении частых исков со стороны пациентов, то есть страховая компания будет сотрудничать с теми специалистами, где профессионализм является подтвержденным, а пациент будет защищен и с точки зрения страхования и дополнительно от некачественных психотерапевтических услуг. Все это позволяет выполнить предупредительную функцию страхования в экономической системе и выравнить качество психотерапевтических услуг.
В настоящее время правительство России готовит законопроект, согласно которому в стране будет введено обязательное страхование ответственности медицинских работников. Но в рамках психотерапии, нужно тогда разделять какую психотерапевтическую помощь вносить в обязательную систему страхования, а что должно осуществляться в рамках добровольного страхования профессиональной ответственности психотерапевтов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что при создании должной внутренней системы психотерапевтического аудита, возрастет роль качества профессиональной подготовки психологов и психотерапевтов, а функцию предупреждения и контроля выполнит страхование и аудит.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. ст. 931, ст. 158-174, ст. 421.
2. Капранова С.З. Нормативно-правовая база страхования профессиональной ответственности медицинских работников в современных условиях // Медицинское право. 2006. № 3. С. 28-31. Режим доступа: [rosmedstrah.ru].
3. Психотерапия: учебник. 3-е изд. / под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2008. С. 146-151.
4. Профессиональная психотерапевтическая газета (Официальный психотерапевтический орган профессиональной психотерапевтической лиги), № 1(75) янв.2009. Режим доступа: [http://www.oppl.ru/files/ppg/2008/11_2008.pdf].