Научная статья на тему 'СТРАХИ МАТЕРЕЙ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА'

СТРАХИ МАТЕРЕЙ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХИ / МАТЕРИ / РЕБЕНОК / ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / FEARS / MOTHERS / CHILD / PRENATAL PERIOD / EARLY POSTNATAL PERIOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухарева Надежда Федоровна, Шелепнева Анастасия Александровна

Перинатальный период обычно бывает насыщен различными родительскими страхами. Необоснованные, иррациональные, вымышленные страхи имеют крайне негативные последствия, так как психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от состояния мамы. В исследовании выявлены наиболее распространенные страхи: болезни близких; изменений в личной жизни; ответственности; медицинских процедур; некомпетентности врачей; ненамеренного причинения вреда здоровью ребенка; осложнений во время родов; рождения ребенка с ОВЗ; смерти ребенка; изменений внешности женщины; одиночества; осуждения за невыполнение своих обязанностей и др. Перечисленные страхи наиболее характерны для матерей с тревожным типом гестационной доминанты. Важное значение должно быть отведено психопрофилактике страхов беременных женщин и молодых родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухарева Надежда Федоровна, Шелепнева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEARS OF MOTHERS IN PRENATAL AND EARLY POSTNATAL PERIOD OF CHILD DEVELOPMENT

The perinatal period is usually saturated with various parental fears. Unreasonable, irrational, fictional fears have extremely negative consequences, since the child’s psycho-emotional well-being directly depends on the state of the mother. The study identified the most common fears: diseases of loved ones; changes in personal life; responsibility; medical procedures; incompetence of doctors; unintentional harm to the health of the child; complications during childbirth; birth of a child with disabilities; death of a child; changes in the appearance of a woman; loneliness; convictions for failure to fulfill their duties, etc. The listed fears are most characteristic of mothers with an alarming type of gestational dominant. The importance should be given to the psychoprophylaxis of fears of pregnant women and young parents.

Текст научной работы на тему «СТРАХИ МАТЕРЕЙ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

стратегия планирования решения. Созависимые женщины не знают, что можно поступать по-другому, они очень ригидны, и вместо осознанной стратегии и эффективного рационального поведения выбирают реактивное ответное поведение на ситуацию, реагируют на нее автоматически, снимая накопившийся стресс. Такое сочетание копинг-стратегий как модель поведения созависимых женщин (бегство избегание конфронтация компенсация у жен / гиперкомпенсация у матерей) ведет к снижению эффективности совладающего поведения, особенно в ситуациях, требующих рациональных действий, направленных на решение проблемы. Использование неэффективных стратегий приводит к сохранению и углублению травмирующей ситуации, которая непрерывно запускает в действие механизмы психологических защит. Психологические рекомендации по профилактике созависимости у женщин будут более эффективными при условии учета особенностей выявленных нами моделей совладающего поведения.

Литература:

1. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 222 с.

2. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе. / Пер. с англ. Э. Мельник - М., Издательство "Э", 2017. - 384 с.

3. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости / Пер. с англ. - М., Физкультура и спорт, 1997. - 331 с.

4. Будасси С.А. Защитные механизмы личности, М.: Просвещение,1998. - 384 с.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия М.; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 460 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. - СПб.: Питер, 2017 - 832 с.

7. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). - М.: Анахарсис, 2002. - 112 с.

8. Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. - М.: Психотерапия, 2006. - 224 с.

9. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-ое издание, перераб. и допол. - М.: ПЕРСЭ, 2004. - 336 с.

10. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. / Пер. с англ., М.: Независимая фирма "Класс", 2003. 223 с.

11. Хемфелт Р., Минирт Ф., Майер П. Выбираем любовь. Борьба с созависимостью. М.: Триада, 2007. 320 с.

Психология

УДК: 159.9:618.29 (045)

кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка факультета психологии и дефектологии Шелепнева Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СТРАХИ МАТЕРЕЙ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

Аннотация. Перинатальный период обычно бывает насыщен различными родительскими страхами. Необоснованные, иррациональные, вымышленные страхи имеют крайне негативные последствия, так как психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от состояния мамы. В исследовании выявлены наиболее распространенные страхи: болезни близких; изменений в личной жизни; ответственности; медицинских процедур; некомпетентности врачей; ненамеренного причинения вреда здоровью ребенка; осложнений во время родов; рождения ребенка с ОВЗ; смерти ребенка; изменений внешности женщины; одиночества; осуждения за невыполнение своих обязанностей и др. Перечисленные страхи наиболее характерны для матерей с тревожным типом гестационной доминанты. Важное значение должно быть отведено психопрофилактике страхов беременных женщин и молодых родителей.

Ключевые слова: страхи, матери, ребенок, пренатальный период, ранний постнатальный период. Annotation. The perinatal period is usually saturated with various parental fears. Unreasonable, irrational, fictional fears have extremely negative consequences, since the child's psycho-emotional well-being directly depends on the state of the mother. The study identified the most common fears: diseases of loved ones; changes in personal life; responsibility; medical procedures; incompetence of doctors; unintentional harm to the health of the child; complications during childbirth; birth of a child with disabilities; death of a child; changes in the appearance of a woman; loneliness; convictions for failure to fulfill their duties, etc. The listed fears are most characteristic of mothers with an alarming type of gestational dominant. The importance should be given to the psychoprophylaxis of fears of pregnant women and young parents.

Keywords: fears, mothers, child, prenatal period, early postnatal period.

Введение. В последние десятилетия растет интерес к вопросам перинатальной психологии, которая включает в себя, по данным отечественных ученых (И.В. Добряков, М.Е. Ланцбург, Г.Г. Филиппова и др.) [1; 5], психологию зачатия, беременности, родов, раннего постнатального периода. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, высокой значимостью пренатального и раннего постнатального периода для развития всех психических процессов ребенка. Во-вторых, обусловленностью становления психики и поведения ребенка его общением и взаимодействием с семьей, начиная с пренатального периода. Этот контакт, как важнейшая потребность организма, дает основную почву для развития, и именно семья формирует эмоционально-информативную среду ребенка на ранних этапах его жизни.

Специалистами отмечается крайне низкий уровень знаний в области перинатальной психологии, недостаточное понимание родителями значимости пренатального и раннего постнатального периода

развития ребенка в его последующем интеллектуальном, личностном и социальном формировании, неполное осознание ответственности за жизнь малыша, а иногда, напротив, гиперответственность и сверхобязательность по отношению к ребенку.

Перинатальный период обычно бывает насыщен различными страхами. В той или иной степени их испытывают многие родители, включая молодые пары, которые только мечтают стать родителями; пары, которые уже ожидают рождения своего ребенка; пары, у которых есть дети до трех лет. Страхи несут как положительные, так и отрицательные последствия.

В качестве позитивных моментов можно отметить следующие: во-первых, мобилизацию сил, ресурсов и воли человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации; во-вторых, возможность действовать в условиях дефицита информации, когда ее не хватает для принятия всесторонне обоснованного решения; в-третьих, осторожное поведение, связанное с поиском безопасной среды существования, предупреждением возникновения опасных ситуаций, самосохранением и др.

Очень часто в силу ряда причин родители поддаются необоснованным страхам за жизнь и здоровье ребенка. Некоторые девушки вообще боятся стать мамами. Подобные страхи могут перерасти в тревожный невроз, который имеет негативные последствия, так как психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от состояния мамы. В то же время отсутствие тревожности и страхов также негативно сказывается на малыше: его психика оказывается не подготовленной к внешним воздействиям. Через переживания мамы ребенок учится реагировать на внешние раздражители негативного характера.

В связи с вышесказанным, изучение страхов матерей в пренатальный и ранний постнатальный период развития ребенка представляется весьма актуальным как в теоретическом плане - для научного осмысления данной, недостаточно хорошо разработанной, проблематики, так и в практическом отношении - для дальнейшей разработки психопрофилактических программ работы с родителями.

Изложение основного материала статьи. Изучением страхов занимаются ученые разных отраслей науки [2, 3, 7]. Существует достаточно много интерпретаций понятия страх. В современном психологическом словаре под редакцией В. В. Юрчук дано следующее определение: «страх - это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [8].

Анализ литературы показывает, что существует множество классификаций страхов. Одну из них предлагает Ю. В. Щербатых. Он делит все страхи на три группы: природные, социальные, внутренние. К числу природных явлений, внушающих сильнейший страх, относятся извержения вулканов, землетрясения и др., ассоциирующиеся со страхом конца мира. Социальные страхи включают боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Внутренние страхи - рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства [7].

Перинатальный период имеет большое значение как для родителей, так и для ребенка. В данный период закладываются основы физического, психического и психологического здоровья ребенка, формирования его психических функций, взаимоотношений детей и родителей.

Тревога и волнение при беременности - нормальные и естественные чувственные проявления, которые вытекают из психологических особенностей человека. Людей волнует, тревожит и пугает все неизвестное и неопределенное. Беременность относится к подобным событиям. Усиливают эмоциональную окраску этих чувств гормональные изменения, которые снижают эмоциональную устойчивость женщин.

При некоторых условиях эмоции выражаются наиболее остро:

1. Возраст будущей мамы. Чрезмерная молодость (до 17 лет) или возраст после 30 лет усиливают степень переживания. Страхи и тревогу обостряют стереотипы в социуме, страх из-за возможностей своего организма.

2. Опыт рождения детей. Рожавшая женщина уже знает особенности ее положения, что снижает эмоциональную и психологическую напряженность.

3. Опыт участия в воспитании детей. Находясь рядом с маленькими детьми, человек понимает, что предстоит ему самому в статусе родителя.

Страхи данного периода могут быть совершенно разными, наиболее часто встречающимися являются: страх осложнений во время беременности, выражающийся в волнениях за жизнь ребенка и матери; генетические страхи, характеризующиеся боязнью родить неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин и социального фактора; страх родов, связанный с боязнью боли, ощущением беспомощности и отсутствием власти над своим телом; эстетические страхи, связанные с боязнью тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой женщины; страх стать плохими родителями, выражающийся в сомнениях по поводу собственной способности ухаживать за ребенком; страх ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь маленького ребенка; страх изменения привычного образа жизни после рождения ребенка; страх изменения отношений, когда появится ребенок и др.

Страх может иметь положительное направление и стимулировать какую-либо положительную реакцию. Соответственно, из всего этого следует, что сработала психологическая защита и началась адаптация к новым условиям жизни. Психика родителей, поняв, чего следует бояться в перинатальный период, делает первый шаг к борьбе с тревожностью и страхами; затем к расширению представлений об опасности; и предпринимает действия по ее устранению или уменьшению.

Однако, не исключено отрицательное воздействие страхов родителей на ребенка. На фоне всех страхов может развиваться один какой-либо навязчивый страх, который сопутствует с человеком повсюду и постепенно перерастает в фобию. При этом человек прекрасно понимает всю нелепость своих действий, но никак не может им противостоять. В ряде исследований выявлено, что частым следствием эмоционального стресса матери при беременности будет невропатия у ребенка как нервно-соматическая дисфункция организма [6].

С целью изучения страхов матерей нами были использованы методы: «Тест отношений беременной» (авторы: И.В. Добряков, Э.Г. Эйдемиллер, И.М. Никольская), «Опросник иерархической структуры актуальных страхов» (ИСАС) (авторы: Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева), авторская методика «Незаконченные предложения». В исследовании приняли участие 17 матерей. Исследование проходило в два этапа: первоначально на этапе ожидания ребенка, повторно - после рождения в семье ребенка.

«Тест отношений беременной» проводился на первоначальном этапе. В нем выявляется пять типов психологического компонента гестационной доминанты: 1) оптимальный тип отмечается у женщин, которые

относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги (в ходе нашего исследования выявлен у 7 женщин, что составляет 41,2 % испытуемых); 2) игнорирующий (гипогестогнозический) тип нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой, а также у некоторых матерей, отказывающихся от детей (выявлен у 2 женщин, что составляет 11,8 % испытуемых); 3) эйфорический тип отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у женщин, длительно лечившихся от бесплодия (выявлен также у 2 женщин - 11,8 %); 4) депрессивный тип проявляется прежде всего резко сниженным фоном настроения у беременных, в тяжелых случаях появляются сверхценные идеи, суицидальные тенденции (выявлен у 1 женщины - 5,9 %); 5) тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние (выявлен у достаточно большого количества беременных - 5 женщин - 29,4 %).

Далее с помощью «Опросника иерархической структуры актуальных страхов личности» мы провели сравнительный анализ страхов у женщин с разным типом гестационной доминанты. Опросник включает 24 страха, интенсивность переживаний которых оценивается по 10-балльной шкале. Наиболее часто встречающиеся страхи беременных представлены в таблице 1.

Таблица 1

Интенсивность наиболее актуальных страхов беременных женщин с разным типом гестационной

доминанты по опроснику ИСАС

Страх Сред. показатель интенсивности страха у женщин с разным

типом гестационной доминанты

Опт. Игн. Эйф. Депр. Трев.

Страх болезни близких 7 6 5 8 9

Страх изменений в личной жизни 5 7 4 7 7

Страх ответственности 6 4 4 5 7

Страх перед будущим 5 6 4 9 8

Страх смерти 4 3 2 8 5

Страх перед каким-либо заболеванием 5 4 4 7 7

Интегральный показатель 112 108 101 132 143

Как показывает анализ данных таблицы 1, при тревожном типе психологического компонента гестационной доминанты наблюдается наибольшее количество всевозможных страхов. При депрессивном типе отдельные виды страха имеют крайне высокую выраженность - страх перед будущим, страх смерти. При игнорирующем типе наиболее выраженным оказывается страх изменений в личной жизни. Наименьшая интенсивность переживания страхов отмечается у женщин с эйфорическим типом - они зачастую не видят всех рисков, связанных с беременностью и родами. При оптимальном типе у большинства женщин наблюдаются показатели, близкие к средним значениям (или же чуть завышенные) по разным видам страхов.

Для уточнения выявленных страхов у беременных и определения дополнительных страхов, не вошедших в список опросника иерархической структуры актуальных страхов личности, была проведена авторская методика «Незаконченные предложения», которая предполагает развернутые ответы беременных женщин на ряд незаконченных предложений. Например: «жизненными ситуациями, порождающими наиболее сильную тревогу и страх, являются ...», «наиболее часто я беспокоюсь за ...», «в настоящее время меня пугает ...», «будущее видится мне ...» и др.

В ходе проведения данной методики выявлены следующие страхи у беременных женщин, в первую очередь с тревожным типом гестационной доминанты (приведены в порядке убывания частоты встречаемости): медицинских процедур / вмешательств / манипуляций; некомпетентности / непрофессионализма / грубости врачей; ненамеренного причинения вреда своему здоровью / здоровью ребенка; физической боли / осложнений во время родов; рождения ребенка с ОВЗ / инвалидностью / патологией / «уродствами»; смерти ребенка; выкидышей; изменений, которые происходят с внешностью женщины; одиночества; потери мужа / развода; стать плохой матерью; осуждения за ошибки / невыполнение своих обязанностей.

Как видим, наиболее выраженными во время беременности оказываются страхи «медицинские» (врачей, болезней, боли), «экзистенциальные / витальные» (смерти, выкидыша), «социальные» (одиночества, осуждения).

На втором этапе (примерно через три месяца после рождения ребенка) мы также провели «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности». Данные по представленным выше страхам рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Интенсивность наиболее актуальных страхов молодых мам по ИСАС

Страх Сред. показатель интенсивности страха у женщин с разным

типом гестационной доминанты

Опт. Игн. Эйф. Депр. Трев.

Страх болезни близких 7 6 6 9 9

Страх изменений в личной жизни 4 7 5 7 6

Страх ответственности 6 5 6 5 7

Страх перед будущим 4 5 4 9 6

Страх смерти 3 3 2 8 5

Страх перед каким-либо заболеванием 5 4 4 7 7

Интегральный показатель 106 107 108 135 140

Сравнительный анализ результатов двух срезов (во время беременности и после рождения малыша) показывает, что наличный уровень страхов изменился у женщин незначительно. При оптимальном типе переживания беременности у большинства женщин уменьшились показатели по страху изменений в личной жизни, страху перед будущим, а также страху смерти. Игнорирующий тип характеризуется увеличением показателей по страху ответственности и уменьшением - по страху перед будущим. При эйфорическом типе увеличились показатели по ряду страхов: болезни близких, изменений в личной жизни, ответственности. При депрессивном типе наблюдается увеличение показателей по страху болезни близких (в первую очередь, ребенка). У молодых мам, характеризующихся тревожным типом гестационной доминанты во время беременности, уменьшились показатели по страху изменений в личной жизни и страху перед будущим. В целом, изменения относительно разных видов страхов незначительны; кардинальных перемен в интенсивности переживания страхов (до рождения ребенка и после) не выявлено. Это свидетельствует об устойчивости отдельных видов страхов у женщин.

Методика «Незаконченные предложения», кроме выявленных ранее, показывает наличие еще ряда других страхов. Вместе с тем, отдельные страхи оказываются менее выраженными. Ниже приведены страхи молодых мам: заболеваний ребенка; смерти ребенка; некомпетентности врачей; ненамеренного причинения вреда здоровью ребенка; ответственности за жизнь ребенка; неумения хорошо выполнять обязанности мамы; снижения материального и финансового благополучия; одиночества; ухудшения отношений с супругом; осуждения за собственные ошибки и др.

Эти страхи объясняются разными причинами: во-первых, объективной реакцией организма женщины на происходящие физиологические изменения; во-вторых, повышенной утомляемостью, снижением физических способностей, раздражительностью; в-третьих, отсутствием жизненного опыта воспитания ребенка; в-четвертых, кардинальным изменением привычного уклада жизни.

Выводы. В ходе проведенного исследования были выявлены разнообразные страхи у беременных женщин и в последующем - молодых мам. Особенно большое их количество наблюдается у женщин с тревожным типом психологического компонента гестационной доминанты.

Наиболее выраженными оказываются страхи «медицинские» (болезней, боли, некомпетентности врачей, медицинских процедур), «экзистенциальные / витальные» (выкидыша, смерти, рождения ребенка с инвалидностью), «социальные» (ответственности, изменений в личной жизни, одиночества, осуждения).

Перечисленные страхи являются относительно стабильными, без специальной психологической работы достаточно трудно поддающимися коррекции. В связи с этим, важное значение должно уделяться профилактике страхов беременных женщин и молодых родителей.

Литература:

1. Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

2. Ильин, Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 261 с.

3. Пустовойт, Ю.В. Рефлексия проблемы страха в гуманитаристике / Ю.В. Пустовойт // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3. - С. 38-41.

4. Топорова Я.С. Эмоциональные барьеры в общении родителей с детьми раннего возраста / Я.С. Топорова, А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии [Электронный ресурс]; под ред. М.И. Каргина, А.Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2016.

5. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 240 с.

6. Шелковникова, Н.И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей / Н.И. Шелковникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - Сер. 12. Вып. 2. Ч. 1. -С. 44-51.

7. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.

8. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - М.: Элайда, 2000. - 704 с.

Психология

159.9.075

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Хажуев Ислам Сайдахмедович

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); старший преподаватель кафедры психологии Саидов Асланбек Арбиевич

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СОВЛАДАНИЯ И ПАРАМЕТРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ С РАЗВИТИЕМ АГРЕССИВНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕНСИВНЫХ СТРЕССОВЫХ

ПЕРЕЖИВАНИЙ

Аннотация. В проведенном исследовании показаны результаты исследования специфики развития агрессивных личностных проявлений при переживании интенсивных стрессовых реакций и выработке механизмов совладающего поведения. Эмпирическое исследование проводилось среди респондентов, проживающих в трех регионах Российской Федерации - Чеченская Республика, Ингушетия и Северная Осетия. Целью исследования стало изучение корреляционных взаимосвязей между агрессивными побуждениями личности со стилями совладания и параметрами удовлетворенности жизнью, а также с интенсивными стрессовыми переживаниями у респондентов, проживающих в северокавказском регионе России; выявление корреляционных связей между копинг-стратегиями и интенсивными стрессовыми переживаниями, проявляющимися в виде реакций посттравматического стресса.

Ключевые слова: агрессия, агрессивные побуждения, интенсивный стресс, удовлетворенность жизнью, копинг-механизмы.

Annotation. The study shows the results of a study of the specifics of the development of aggressive personal manifestations when experiencing intense stressful reactions and developing mechanisms of coping behavior. An empirical study was conducted among respondents living in three regions of the Russian Federation - the Chechen Republic, Ingushetia and North Ossetia. The aim of the study was to study the correlation between the aggressive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.