Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ НА РАЗНЫХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ НА РАЗНЫХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ / ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ / ATTITUDE OF MOTHER TO CHILD / DYNAMICS OF THE ATTITUDE OF MOTHER TO CHILD DURING PREGNANCY / PSYCHOLOGICAL COMPONENT GESTATIONAL DOMINANT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Продовикова А.Г., Епишина М.А.

Ставится задача выявления особенностей отношения матери к ребенку в разных триместрах беременности. Проверяется и находит поддержку гипотеза о том, что отношение матери к ребенку меняется в течении беременности. Обнаружены статистически значимые различия в аффективном и когнитивном компоненте отношения матери к ребенку в группах женщин на первом и третьем триместрах беременности. В группе женщин на первом триместре беременности доминирует тревожное отношение к ребенку, выражен гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты. В группе женщин на третьем триместре беременности преобладает оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты, женщины говорят о чувстве любви к ребенку, в сознании женщины формируется триада «отец-мать-ребенок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Продовикова А.Г., Епишина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ATTITUDE OF THE MOTHER TO THE CHILD AT VARIOUS TRIMESTERS OF PREGNANCY

The article deals with the study of the features of the mother’s attitude to the child in different trimesters of pregnancy. The hypothesis that the mother’s attitude to the child changes during pregnancy is tested and supported. Statistically significant differences in the affective and behavioral component of the mother’s attitude to the child were found in the groups of women in the first and third trimester of pregnancy. In the group of women in the first trimester of pregnancy a disturbing attitude to the child is dominated, there is the hypogestagnostical type of psychological component gestational dominant. In the group of women in the third trimester of pregnancy, the optimal type of psychological component gestational dominant prevails. Women describe a feeling of love to child, a triad «father-mother-child» is formed in the woman’s consciousness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ НА РАЗНЫХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ»

УДК 159.922-055.26

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ НА РАЗНЫХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ

А.Г. Продовикова, М.А. Епишина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Ставится задача выявления особенностей отношения матери к ребенку в разных триместрах беременности. Проверяется и находит поддержку гипотеза о том, что отношение матери к ребенку меняется в течении беременности. Обнаружены статистически значимые различия в аффективном и когнитивном компоненте отношения матери к ребенку в группах женщин на первом и третьем триместрах беременности. В группе женщин на первом триместре беременности доминирует тревожное отношение к ребенку, выражен гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты. В группе женщин на третьем триместре беременности преобладает оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты, женщины говорят о чувстве любви к ребенку, в сознании женщины формируется триада «отец-мать-ребенок».

Ключевые слова: отношение матери к ребенку, динамика отношения матери к ребенку в период беременности, психологический компонент гестационной доминанты.

В настоящее время активно исследуются психологические аспекты материнства в период беременности, обсуждается профилактика неврозов у нерожденного ребенка, изучаются факторы, влияющие на физиологическое и психологическое благополучие протекания беременности [1-6]. Отмечается кризис традиционного материнства [7]. В современном обществе присутствует тенденция к снижению престижности статуса материнства, двойственность путей реализации женщин: карьера или материнство.

Изучение отношения матери к ребенку часто проводится в системе симбиотической диады «мать-дитя» [4, 5]. Вслед за

© Продовикова А.Г., Епишина М.А., 2018

В.Н. Мясищевым отношения понимаются как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и самим собой, которые имеют влияние на личные качества и реализуются в деятельности. Теоретической моделью отношений в системе «мать-ребенок» нами была выбрана модель, предложенная Л.А. Базалевой и А.А. Смирновой [8]. Авторы дают следующее определение отношениям: «отношения как соотношения, подразумевается отсутствие в них различий роли двух объектов связи». Отношения «мать-ребенок» подчиняются структурным характеристикам межличностных отношений и состоят из трех элементов отношений:

1) когнитивный элемент отношений (или понятийный) - восприятие и понимание объекта;

2) аффективный (или эмоциональный) - переживание относительно взаимосвязи с объектом. Эмоциональная составляющая движется в двух направлениях: в сторону сближения или в сторону негатива. Существует также индифферентное, т.е. безразличное отношение. Иногда можно говорить о противоречивом или амбивалентном отношении;

3) конативный (или поведенческий) - отражает конкретные действия участников взаимодействия, направленные на построение конструктивного диалога между ними, на оказание взаимопомощи и т.п., либо при антипатии или затруднениях действия, соответствующие социокультурным нормам среды [8].

В литературе выделяются наиболее значимые факторы, влияющие на отношения матери к ребенку в период беременности: супружеские отношения [4], отношения к беременности [5], удовлетворенность браком [5], эмоциональные особенности [9].

По результатам исследований С.С. Савенышевой [4]: более позитивные отношения к беременности наблюдаются у женщин с высшим образованием, состоящих в официальном браке, планировавших беременность. Также обнаруживается, что положительные отношения с мужем имеют обратную зависимость с положительными отношениями к ребенку. Но в последующих исследованиях С.С. Савенышевой [5] наблюдается обратный эффект: положительные отношения с супругом имеют прямую связь с положительными отношениями к ребенку. При позитивном отношении к ребенку, беременности и благополучных су-639

пружеских отношениях наблюдается меньшая выраженность различных страхов, ниже уровень тревожности.

Поясним, почему мы остановились на понятии «ребенок» в теме работы и как мы его понимаем. Используя понятие «ребенок», мы имеем в виду субъективный образ, который появляется в сознании матери еще в момент осознания материнства и становление личности матери на ранних сроках беременности. Однако в случае неготовности к материнству этот образ может быть не сформирован. Если в период беременности у матери не формируется отношение к ребенку как субъекту, это может оказывать негативное влияние на последующее психическое и физическое развитие ребенка. Исследования, проведенные Л.В. Копыл, О.Л. Баз, О.В. Баженовой доказали, что образ ребенка, возникающий в сознании матери в ходе беременности закономерно меняется. Наблюдаются две тенденции в изменениях образа ребенка: движение к большей реалистичности или же наоборот к обобщенности образа ребенка, выделению младенческих качеств, особенностей характера и т.п. [10].

Предметом нашего исследования выступили особенности отношения матери к ребенку на разных сроках беременности. Целью исследования было выявление особенностей отношения матери к ребенку на разных сроках беременности.

В качестве гипотезы было принято положение: отношение матери к ребенку различается у женщин на разных сроках беременности.

Участники исследования. Исследование особенностей отношения матери к ребенку на разных сроках беременности проходило с февраля по май 2018 г. Исследование проводилось на базе Женской консультации № 1 ГБУЗ ПК «ГКП № 4». В нем приняли участие 62 беременные женщины, находящиеся на сроке от 5 до 40 недель в возрасте от 20 до 40 лет, средние значения по возрасту составили 27,2 лет. Испытуемые были условно разделены нами на три группы в зависимости от срока беременности: первый триместр: 0-12 недель (п = 14), второй триместр: 13-28 недель (п = 18), третий триместр: 29-40 недель (п = 30). Использовалось определение срока беременности по акушерским стандартам: с момента последнего цикла.

Исследование носило индивидуальный характер. Беременные были приглашены к участию в исследовании во время лекционных занятий «Школы материнства» при Женской консультации № 1 ГБУЗ ПК «ГКП № 4», количество участников в группе варьировалось от 10-15, методики выдавались на домашнее заполнение. Также к участию в исследовании привлекались беременные посредством социальных сетей.

Методики исследования были подобраны исходя из трехком-понентной модели отношений в системе «мать-ребенок», предложенной Л.А. Базалевой и А.А. Смирновой [8]:

1. Авторская анкета, разработанная для получения биографических сведений и данных о других факторах, влияющих на течение беременности (возраст, социально-экономическое, семейное положение, положение в родительской семье, образование, посещение курсов, желанность и запланированность беременности, планирование декрета в обучении и работе, субъективная оценка собственного состояния, чувства, испытываемые к ребенку, отношения с близкими людьми);

2. «Тест отношений беременной» (ТОБ) И.В. Добрякова, предназначенный для определения отношения к беременности, к смене образа жизни, к родам, к себе как к матери, к ребенку, к кормлению грудью, к мужу (отцу ребенка), к родственникам и близким людям, к реакции посторонних людей, для определения типа психологической компоненты гестационной доминанты;

3. «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда направлен на диагностику значимых фигур, преобладания позитивных эмоций или широкого спектра переживаний у беременной;

4. Метод самоотчета использовался для получения данных о субъективном отношении матери к ребенку. Испытуемым задавалась тема самоотчета - «Мой ребенок».

Статистический анализ. Использовались следующие методы: частотный анализ, сравнительный анализ с использованием критерия ф - угловое преобразование Фишера и U-критерия Манна-Уитни.

Для обработки данных полученных методом самоотчета использовался метод контент-анализа. В основу разработанной нами системы категорий легла трехкомпонентная модель отношения матери к ребенку Л.А. Базалевой и А.А. Смирновой [8]. 641

Так, аффективная компонента включала в себя: отношение к себе, к ребенку, к окружающим, к беременности, родам. Когнитивная компонента включала в себя: самоотношение, оценку ситуации, описание ситуации, стереотипы и другое. Конативный компонент включал в себя поведение, связанное с саморегуляцией, конкретные действия, образ жизни. Была проведена экспертная оценка контент-аналитического исследования.

Анализ результатов эмпирического исследования по аффективному компоненту отношений матери к ребенку. По результатам анкетирования, нами были выделены вопросы, касающиеся аффективного компонента отношений: закрытый и открытый вопросы о самочувствии беременной; открытый вопрос о чувствах, испытываемых к ребенку; вопрос о чувствах, испытываемых к близким людям и родственникам и об изменении чувств в связи с беременностью.

Обнаружено, что в целом по выборке испытуемые склонны оценивать свое состояние, как нормальное (48,4 %). Вместе с тем обнаруживаются различия по триместрам. Так, беременные первого триместра выбирают ответы тревожного эмоционального состояния (42,9 %), беременные второго триместра чаще оценивали свое эмоциональное состояние как нормальное (44,4 %), женщины, находящиеся на третьем триместре беременности, также преимущественно оценивали свое эмоциональное состояние как нормальное (60 %) или оптимальное (23,3 %). Различия в оценке собственного состояния, как тревожного между группой первого и третьего триместров (ф = 2,422, р < 0,01) достигает уровня статистической значимости.

Отвечая на открытый вопрос анкеты, 48,4 % от общей выборки женщин отмечали хорошее самочувствие, 32,3 % испытуемых говорили о тревоге, страхе, 29 % респондентов писали об усталости. Здесь также обнаруживаются различия в группах по триместрам. 57,1 % женщин, находящихся на первом триместре беременности, чаще описывали свое состояние как тревожное и испуганное, 42,9 % - как необычное, непонятное, 35,7 % беременных отметило нормальное состояние, 35,7 % испытуемых описывали свое состояние как радостное. Женщины на втором триместре беременности чаще употребляли слово «хорошо» (44,4 %), 38,8 % испытуемых писали о физической или эмоцио-

нальной усталости, 27,7 % беременных испытывали страх и тревогу, вместе с тем 33,3 % респондентов из этой группы отмечали уютность своего состояния. Более половины (60 %) беременных третьего триместра описали свое самочувствие, как хорошее, 23,3 % обследованных женщин отметили страх и тревогу, 43,3 % беременных характеризовали свое состояние как волнительное. Сравнение результатов ответов на открытый вопрос о самочувствии беременных посредством критерия ф-углового преобразования Фишера не выявило статистически значимых различий.

В вопросе о чувствах, испытываемых к ребенку, наиболее популярным ответом для всей выборки беременных женщин было чувство радости (82,3 %), кроме того 20,9 % испытуемых говорили о волнении, трепете и смятении по отношению к ребенку. 35,5 % беременных описывали тревожность и страх, 43,5 % говорили о любви к нерожденному ребенку. Теперь отметим различия между группами женщин на разных сроках беременности. Все респонденты второго триместра написали о радости, испытываемой к ребенку, 85,7 % беременных первого триместра отмечали радость в отношении ребенка и лишь 70 % беременных на третьем триместре отметили радость в отношении ребенка. 42,9 % беременных первого триместра писали о воодушевлении, 28,6 % испытуемых этой группы чувствовали смятение, волнение и трепет. Только в группе испытуемых первого триместра присутствовали слова как о единении с ребенком, так и о безразличии к нему. 55,6 % беременных второго триместра написали о тревожности и страхе перед ребенком, 44,4 % женщин говорили о зарождавшемся чувстве любви к ребенку, 27,7 % испытуемых писали о стремлении заботится и об общем воодушевлении. 53,3 % беременных третьего триместра отмечали любовь, 36,7 % испытуемых этой группы переживали заинтересованность, ожидание, 30 % женщин - воодушевление, столько же беременных женщин испытывали страх, тревогу, 23,3 % беременных третьего триместра отмечали смятение, волнение, 20 % испытуемых - желание заботиться о ребенке. Вместе с тем, различия в частоте встречаемости ответов в трех группах испытуемых не достигает уровня статистической значимости.

Большая часть испытуемых всех трех выборок писали о том, что чувства к родным и близким не изменились с наступлением и течением беременности. 35,5 % респондентов писали о любви к родным и близким, 12,9 % беременных женщин говорили о благодарности. Лишь 8 % беременных испытывали раздражение из-за своего положения. 35,5 % испытуемых все-таки наблюдали изменение чувств в связи с беременностью. Так, у 24,1 % беременных женщин изменились отношения с мужем, 16,1 % испытуемых отмечали изменение отношений с близкими и родными, 9,8 % женщин говорили об изменении отношений с матерью. Есть определенные различия и по триместрам. 64,3 % женщин, находящихся на первом триместре беременности, отмечали, что отношения с близкими людьми не изменились. Испытуемые не склонны описывать отношения с мамой, уже имеющимися детьми. У половины испытуемых (50 %) второго триместра отношения к родным и близким изменились, 27,7 % женщин отмечали изменение отношений с мужем, 16,7 % беременных писали об изменениях в отношениях с матерью и с близкими людьми. Раздражение отмечали у себя 11,1 % беременных. В вопросе об отношении с близкими людьми 33,3 % беременных третьего триместра отмечали отсутствие изменений в чувствах к близким людям в период беременности, 43,3 % женщин описывали любовь к близким, 16,7% респондентов упоминали благодарность, 6,6 % беременных испытывали раздражение. 23,3 % беременные третьего триместра говорили об изменении отношений с мужем, такое же количество женщин видели изменения отношений с близкими людьми, 10 % испытуемых этой группы заметили изменение отношений с мамой. Беременные на последнем триместре единственные упомянули о тревоге за здоровье ребенка и по поводу изменения в отношении к уже имеющимся детям. Здесь также при оценке различий с помощью критерия ф-угловое преобразование Фишера, значимых различий между группами беременных обнаружено не было.

Перейдем к описанию результатов, полученных с помощью «Цветового теста отношений» А.М. Эткинда. Значимые фигуры для беременных женщин весьма разнообразны. Чаще всего у респондентов встречались понятия «муж», «я», «ребенок». Кроме этих фигур, беременные также говорили о работе, свадьбе, важ-

ных датах, венчании, дочерях, маме, родителях мужа, солнце, море, заботе, ответственности, врачах и т.п. Если говорить о статистике в целом по выборке, то 48,4 % испытуемых оценивают отношения с ребенком как самые позитивные отношения, 40,3 % женщин в качестве таковых называют отношение с самой собой, 32,3 % беременных - отношения с мужем.

Теперь обозначим различия, полученные между группами беременных женщин. 57,1 % женщин, находящихся на первом триместре беременности, ставят значимую фигуру «ребенка» на первое место, 35,7 % испытуемых ставят фигуру «я» на второе место, такое количество испытуемых ставят значимую фигуру «муж» на третье место. Половина женщин на втором триместре беременности (50 %) ставят значимую фигуру «ребенка» на первое место, 61,1 % испытуемых ставят фигуру «я» на первое место и у 33,3 % женщин фигура «мужа» оказывается на первом месте. Также 43,3 % женщин на третьем триместре беременности ставят значимую фигуру «ребенка» на первое место (43,3 %), у 33,3 % испытуемых на этом месте оказывается фигура «я», и еще у такого же количества респондентов на этом месте оказывается фигура «мужа» (33,3 %). Интересно, что матери первого триместра предпочитают расставлять фигуры по одной на место, а беременные женщины второго и третьего триместров предпочитают ставить по несколько фигур на первое место. Это может быть объяснено формированием триадных отношений «отец-мать-ребенок» по И.В. Добрякову [11]: есть тенденция к единению с фигурами ребенка и мужа в сознании женщин на втором и третьем триместре беременности.

Результаты диагностики с помощью «Теста отношений беременной» И.В. Добрякова также обнаруживают аффективный компонент отношения матери к ребенку [11]. Оптимальный, эй-форический, тревожный, депрессивный типы психологического компонента гестационной доминанты предполагают особенности эмоционального восприятия беременной. Для всей выборки характерно преобладание ответов оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты (55,4 % испытуемых). Оптимальный тип психологического компонента ге-стационной доминанты свидетельствует о благополучном протекании беременности участниц исследования. 645

Обнаружены статистически значимые различия Блоке Б - отношение к системе «мать-дитя» - в эйфорическом типе психологического компонента гестационной доминанты между группами первого и третьего триместра (ф = 2,357, p < 0,01). Другими словами, у беременных женщин в третьем триместре происходит значимое увеличение эйфорического настроя, что может говорить о здоровьесберегающей функции организма [11].

Также между группами женщин в первом и третьем триместре беременности обнаружены статистически значимые различия отношении к реакции близких и родственников (ф = 2,425, p < 0,01) в сторону оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты. Аналогичные различия были обнаружены и между группами женщин на первом и втором триместрах беременности (ф = 2,425, p < 0,01). Сдвиг в сторону оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты с увеличением срока беременности выражается и в улучшении отношения к реакции близких и родственников.

Анализ текстов самоотчетов выявил статистически значимые различия в эмоциональном отношении к себе между группами женщин на первом и втором триместрах беременности (ф = 1,82, p < 0,01), и также значимые различия в текстах женщин на первом и третьем триместре беременности (ф = 2,1, p < 0,01). Выяснилось, что беременные первого триместра склонны более описывать эмоции, связанные с собственным состоянием, в отличии от беременных на более поздних сроках. В остальных подкатегориях по данным контент-анализа текстов самоотчетов по эмоциональному компоненту значимых различий не обнаружилось.

Анализ результатов эмпирического исследования по когнитивному компоненту отношений матери к ребенку. К этому компоненту мы отнесли ответы на вопросы, касающиеся оценки материальной и психологической готовности к рождению и воспитанию ребенка. 45,9 % испытуемых отмечало, что денежных средств достаточно на текущие расходы, но покупка недвижимости или автомобиля вызывает сложности. 98,4 % женщин назвали свою беременность желанной, кроме того, 57,8 % всех респонденток считают свою беременность запланированной. Есть небольшие различия. Так, 92,9 % женщин на первом триместре беременности характеризуют беременность как же-

ланную. На втором и третьем триместре уже все беременные так оценивают свое состояние. Оценка беременности как запланированной также чаще встречается в группе с большим сроком беременности. Свою беременность оценивают как запланированную 35,7 % женщин на первом триместре беременности, 61,1 % беременных второго триместра и 70 % беременных третьего триместра.

О когнитивном компоненте отношения матери к ребенку мы можем косвенно судить и по результатам «Теста отношений беременной» И.В. Добрякова. И.В. Добряков выделяет гипогесто-гнозический или «игнорирующий» тип психологического компонента гестационной доминанты, характеризующийся явным или скрытым (бессознательным) непринятием беременности. Женщины как бы забывают об имеющейся беременности, игнорируют ее проявления, и не испытывают эмоции по поводу нее. Обнаруживаются статистически значимые различия между группами женщин на первом и втором триместрах беременности по шкале гипогестогнозического типа психологического компонента геста-ционной доминанты (U = 74,5, p = 0,038). Это говорит о том, что беременные первого триместра чаще, чем беременные второго триместра выбирают ответы «игнорирующего типа».

По результатам, полученных с помощью метода самоотчета, обнаружены статистически значимые различия по подкатегории оценки ситуации между группами женщин на первом и втором триместрах беременности (ф = 1,65, p < 0,01) и между группами беременных на первом и третьем триместре (ф = 2,19, p < 0,01). Это свидетельствует о том, что беременные первого триместра менее склонны оценивать ситуацию в отношениях с ребенком.

Анализ результатов эмпирического исследования по конатив-ному компоненту отношений матери к ребенку. Для оценки результатов по поведенческому компоненту нами были отобраны вопросы о поведении, характеризующем готовность к материнству. 56,4 % всей выборки говорило о посещении курсов дородовой подготовки, из них 17,4 % женщин посещало эти курсы постоянно. Были и различия между группами испытуемых. И здесь намечалась следующая тенденция: с увеличением срока беременности беременные женщины чаще и регулярнее посещали эти курсы. Так на первом триместре беременности курсы дородовой 647

подготовки посещало лишь 35,7 % женщин, на втором триместре посещало 33,3 % беременных, причем еще 33,3 % женщин планировало начать посещение курсов, на третьем триместре беременности курсы дородовой подготовки посещали 76,6 % женщин, из них 43,3 % женщин это делали постоянно.

В текстах самоотчетов беременные говорят о деятельности и действиях, которые ими совершаются для благоприятного протекания беременности и родов, что, по их мнению, приведет к рождению здорового ребенка. Были обнаружены значимые различия между группами женщин первого и третьего триместра в подобных действиях (ф = 1,8, p < 0,01). Это свидетельствует о том, что женщины, находящиеся на третьем триместре беременности более склонны к действиям, направленным на взаимодействие с ребенком и соблюдений рекомендаций врача. Возможно, к третьему триместру беременности, у женщин появляется большее осознание ответственности за рождение здорового ребенка.

Анализ результатов эмпирического исследования по мотива-ционному компоненту отношений матери к ребенку. Этот компонент отношений матери к ребенку был выделен нами самостоятельно по результатам обработки самоотчетов. В текстах самоотчетов мотивационный компонент представлен ожиданиями/ желаниями/ намерениями, а также стремлениями. Эта категория выделяется примерно одинаково в самоотчетах всех групп испытуемых. В группе женщин на первом триместре беременности категория ожидания/желания/намерения встречаются в 10 % случаев, в двух других группах частота встречаемости чуть выше - по 11,2 %. Все беременные пишут о том, что жаждут увидеть малыша, что будут о нем заботится. Наблюдается даже увеличение этих ожиданий и стремлений от первого к третьему триместру. Но статистически значимых различий между группами женщин с разным сроком беременности не обнаружено.

В целом, статистически значимые различия были обнаружены лишь по некоторым аспектам отношения матери к ребенку. Так, наблюдаются отличия в аффективном и поведенческом компоненте отношений матери к ребенку беременных первого и третьего триместров. Следовательно, полученные эмпирические данные свидетельствуют о частичном подтверждении гипотезы. Для дальнейшего изучения этого вопроса видится необходимым про-

ведение лонгитюдного исследования, в котором группа женщин будет обследована на протяжении всего периода беременности.

Выводы

1. В аффективном состоянии женщин на первом триместре беременности преобладает тревожность, встречается гипогесто-гнозический тип психологического компонента гестационной доминанты. Только в этой группе испытуемых присутствовали слова как о единении с ребенком, так и о безразличии к нему. Беременные первого триместра чаще описывали эмоции, связанные с собственным состоянием, а не с ребенком. Эта группа женщин не отмечала изменений в отношениях с близкими людьми. Лишь третья часть испытуемых на первом триместре беременности курсы дородовой подготовки.

2. Все респонденты второго триместра написали о радости, испытываемой к ребенку. Более половины беременных второго триместра написали о тревожности и страхе перед ребенком. Обнаруживается тенденция к формированию триадных отношений «отец-мать-ребенок». У половины испытуемых второго триместра отношения к родным и близким изменились, улучшились. Наблюдается сдвиг в сторону оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты. Беременные на втором триместре склонны оценивать свою беременность как запланированную. Треть группы беременных на втором триместре посещают курсы дородовой подготовки, и столько же еще планируют начать посещение курсов.

3. Женщины в третьем триместре беременности оценивают свое состояние как нормальное и оптимальное, вместе с тем часто встречаются оценки состояния как тревожного или волнительного. Беременные на этом сроке склонны анализировать, оценивать свою беременность, предстоящие роды, а также действия, направленные на взаимодействие с ребенком. Женщины на этом сроке беременности ответственно относятся к рекомендациям врача. Это говорит о большей осознанности, рефлексивности беременных третьего триместра. Большинство беременных третьего триместра переживали любовь к ребенку. Беременные на последнем триместре единственные упомянули о тревоге за здоровье ребенка, за изменение в отношении к уже

имеющимся детям. В сознании женщин формируется триадные отношения «отец-мать-ребенок» по И.В. Добрякову [11]. Также преобладает оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты. Улучшаются отношения с близкими и родственниками. Беременные на третьем триместре свою беременность оценивают как запланированную.

4. Значимые различия обнаружены между группами женщин на первом и третьем триместрах беременности. Особенности женщин, находящихся на втором триместре беременности занимают промежуточное положение.

Библиографический список

1. Бабикова Е.А., Добряков И.В. Особенности психологического компонента гестанционной доминанты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы // Медицинская психология, психиатрия, психотерапия. 2012. № 4(45). С. 56-60.

2. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 18-21.

3. Макарова А.А., Щукина Е.Г., Чумакова Г.Н. Влияние тревожности за ребенка во время беременности на особенности материнского поведения и отдельные состояния ребенка в период младенчества // Перинатальная психология и психология родительства. 2006. № 1. С. 85-98.

4. Савенышева С.С. Особенности супружеских отношений и отношения к будущему ребенку в период беременности // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. Вып. 4. С. 106-112.

5. Савенышева С.С. Удовлетворенность браком и отношение к беременности и к ребенку у беременных женщин // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-11.

С. 239-246.

6. Филоненко А.Л. Особенности становления «перинатальной психологической общности» беременных женщин с нормальным физиологическим течением беременности и с угрозой ее прерывания // Вестник ТГПУ. 2011. № 12(114). С. 212-217.

7. Субочева А.Р., Каргина Н.В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труды московского гуманитарного университета. 2017. № 1. С. 33-39.

8. Базалева Л.А., Смирнова А.А. Специфика отношений в системе «мать-ребенок» // Человек. Искусство. Вселенная. 2016. № 1. С. 231-240.

9. Добряков И.В. Показатель тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах гестанционной доминанты // Вестник военно-медицинской академии: клинические исследования. 2014. № 1(45). С. 46-50.

10. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 240 с.

11. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 234 с.

FEATURES OF THE ATTITUDE OF THE MOTHER TO THE CHILD AT VARIOUS TRIMESTERS OF PREGNANCY

A.G. Prodovikova, M.A. Epishina

Perm State University

The article deals with the study of the features of the mother's attitude to the child in different trimesters of pregnancy. The hypothesis that the mother's attitude to the child changes during pregnancy is tested and supported. Statistically significant differences in the affective and behavioral component of the mother' s attitude to the child were found in the groups of women in the first and third trimester of pregnancy. In the group of women in the first trimester of pregnancy a disturbing attitude to the child is dominated, there is the hypogestagnostical type of psychological component gesta-tional dominant. In the group of women in the third trimester of pregnancy, the optimal type of psychological component gestational dominant prevails. Women describe a feeling of love to child, a triad «father-mother-child» is formed in the woman's consciousness.

Keywords: attitude of mother to child, dynamics of the attitude of mother to child during pregnancy, psychological component gestational dominant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.