Scientist
Scientist, 2024, 2(28), 7-9._
СТРАХИ И ТРЕВОГИ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Межина Ангелина Сергеевна E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Юсупов П. Р., к. псих. н., доцент кафедры клинической психологии, SPIN-код: 3950-1946
Актуальность. Важными аспектами социальной и учебной адаптации студентов ВУЗов является психологическое совладание с актуальными страхами, тревогами в контексте когнитивных убеждений/искажений. Отталкиваясь от проблемы исследования аффективных негативных состояний, тревожности как факторов социальной и эмоциональной дезадаптации студентов [1], в нашей работе рассмотрена проблема взаимосвязи тревог, страхов студентов с актуальными когнитивными искажениями, убеждениями в контексте разного профиля обучения [2, 3].
Цель: исследовать взаимосвязь тревог и страхов студентов с актуальными когнитивными искажениями, убеждениями, а также с профилем обучения.
Материалы и методы: авторский опросник страхов и тревог, опросник базисных убеждений (адаптация О. Кравцовой), опросник дисфункциональных отношений А. Бека. В исследовании приняли участие студенты института клинической психологии АГМУ и Финансового института (Барнаул).
Scientist
8
Результаты и выводы
На первом этапе нашего исследования мы использовали факторный анализ, с помощью которого получили пятифакторную структуру страхов и тревог студентов:
1) страх быть не успешным в образовательном процессе;
2) страх остаться без поддержки близких;
3) страх профессиональной несостоятельности;
4) страх выбора не той специальности;
5) страх несоответствия формальным стандартом обучения.
На втором этапе с помощью многомерного дисперсионного анализа получены взаимосвязи между первым, третьим и четвертым факторами страхов и соответствующими профилями обучения. Также было замечено, что из трех групп студентов меньше всего из-за возможной учебной неуспеваемости и образовательной несостоятельности переживают студенты института клинической психологии, а из-за профессиональной несостоятельности больше всего переживают студенты-финансисты.
На третьем этапе с помощью метода корреляции были выявлены значимая обратная связь шкалы «ценность собственного Я». Студенты, у которых низкая «ценность собственного Я», склонны испытывать страх и тревогу остаться без поддержки близких, оказаться неуспешным в образовательном процессе. Для студентов с низкой верой в доброжелательность людей характерны страхи и тревоги, связанные с профессиональной несостоятельностью.
На четвертом этапе с помощью одномерного дисперсионного анализа было показано, что наибольший уровень когнитивных искажений характерен для студентов Финансового университета, а наименьший у студентов института клинической психологии АГМУ.
Список литературы:
1. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2011; 1: 140-150.
9
Страхи и тревоги студентов разного профиля обучения.
2. Шабанова Т.Л., Лебедева И.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной зрелости у студентов в процессе обучения в вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; 12-9: 1710-1713.
3. Кочетова Ю.Ю., Герасименко В.А. Оценка социальных причин тревожности студентов медицинского вуза на начальном этапе. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2022; 4: 73-79. -EDN DNGPXU.
Как цитировать:
Межина А. С. Страхи и тревоги студентов разного профиля обучения в контексте базисных убеждений и дисфункциональных отношений. Scientist. 2024; 2 (28): 7-9.