Научная статья на тему '«Страдание священномученика Исидора» как исторический источник и литературный памятник конца ХV - середины ХVI века'

«Страдание священномученика Исидора» как исторический источник и литературный памятник конца ХV - середины ХVI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИСИДОР ЮРЬЕВСКИЙ / ДЕРПТ / ЮРЬЕВ / ТАРТУ / СТРАДАНИЕ / РУКОПИСЬ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ КНИЖНОСТЬ / ИСТОРИОГРАФИЯ / MARTYR ISIDOR OF YURYEV / DORPAT / YURIEV / TARTU / MARTYRDOM / MANUSCRIPT / MEDIEVAL LITERATURE / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костромин Константин Александрович

«Страдание священномученика Исидора» забытый памятник древнерусской книжности, созданный в первые годы Ливонской войны. Вероятно, создание этого произведения сопровождалось канонизацией Исидора как святого. «Страдание» сохранилось в большом количестве списков и повлияло на формирование целого ряда произведений конца ХVI ХVII веков. В годы русско-польской войны середины ХVII века оно было забыто. В статье исследован исторический фон событий, изложенных в «Страдании», приведен перечень известных на сегодняшний день списков и описана история изучения этого произведения в исследовательской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A "Martyrdom of St. Isidor" as a Historical Source and Literary Monument of the late 15th - the mid-16th Century

"Martyrdom of St. Isidor" is a forgotten monument of ancient Russian literature, created in the first years of the Livonian War. Probably, the creation of this work was accompanied by the canonization of Isidor as a saint. "Martyrdom" was preserved in a large number of manuscripts and influenced on some works, created the late 16th-17th centuries. During the Russian-Polish war of the mid-17th century it was forgotten. The article explores the historical background of the events described in "Martyrdom", lists the currently known manuscripts and describes the history of its study in the research literature.

Текст научной работы на тему ««Страдание священномученика Исидора» как исторический источник и литературный памятник конца ХV - середины ХVI века»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях nalaioproarn: ev cpovw, ev ярооюлго, ev ei8ei

Выпуск 8

2017

страницы 149—163

oC^p

Костромин К. А.

«Страдание священномученика Исидора» как исторический источник

и литературный памятник конца XV — середины XVI века

«Страдание святого священномученика Исидора» (далее - Страдание), рукописный памятник конца XV - середины XVI века (более или менее точная его датировка оказалась затруднена, что отражено в историографии памятника) является в определенной степени уникальным произведением русской средневековой литературы. Мученические жития русских святых, обладавшие большой популярностью у православного населения России, были довольно редким явлением вследствие малого числа самих русских мучеников. Кроме того, оно оказалось достаточно широко распространенным, хотя и малоизученным литературным памятником эпохи сложения единого русского государства1, а также вполне достоверным (за исключением некоторых имен) источником по истории русско -ливонских отношений или истории русского конца в городе Дерпте во второй половине XV века2.

Страдание передает, в первую очередь, факт убийства православного священника и его прихожан в Юрьеве в 1472 году. Кроме того, в нем говорится о весьма непростых взаимоотношениях между русскими купцами, торговавшими в Дерпте, крестьянами псковского Причудья и эстонским и немецким населением Дерпта, а также содержится ряд любопытных фактов из церковной жизни России во второй половине XV века.

Что же произошло в начале января 1472 года в ливонском городе Дерпте? Шестого января, на Крещение, сразу по окончании литургии, местный священник Исидор, настоятель храма святителя Николая Чудотворца, который, судя по всему, располагался в русском квартале Дерпта3, находившемся вблизи протекавшей рядом реки Омовжи (по-эстонски - Эмайыги), с внушительной

1 Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 34-35.

2 Костромин К. А. Исидор и Иоанн - православные священники г. Тарту во второй половине XV века // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. тр. междунар. заоч. конф. Вып. 3. Тверь, 2008. С. 295-304.

3 Известно, что изначально в Юрьеве было две церкви - крепостная Георгиевская и церковь Николая Чудотворца в русском квартале. Позднее, после захвата Юрьева в 1224 г. немцами, на месте старой крепости был выстроен епископский замок, а церковь св. Георгия перенесли на другое место, где они и оставались в течение всего XV века (История Эстонской ССР / Под ред. А. Вассара и Г. Наана. Таллинн, 1961. Т. 1. С. 202; Казакова Н. А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. Т. XXV. М., 1970. С. 63; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М., 1908. С. 195 (Житие преп. Серапиона Псковского); Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. №78. С. 133 (русско-ливонский договор 1474 года); Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 1. №75. С. 97 (русско-ливонский договор 1481 года).

толпой прихожан отправился крестным ходом на реку для совершения обряда освящения воды. Во время шествия местный гарнизон получил приказ епископа города Дерпта Андреаса4 арестовать священника. Он уже давно беспокоил местные власти своей активной проповеднической деятельностью и обличением католичества, что было оскорблением местных властей, главой которых являлся епископ. Надо полагать, что во время ареста часть прихожан попыталась заступиться за своего настоятеля, за что были схвачены и они. Без промедления состоялось два судебных заседания, на последнем из которых подсудимым был вынесен смертный приговор. Арестованный священник успел снестись с оставшимися на свободе прихожанами, которые присели ему запасные Дары, которыми он причастил всех находившихся с ним прихожан, уговорив их не сопротивляться приговору. Восьмого января всех арестованных привели на реку Омо-вжу, покрытую льдом, и бросили в прорубь, приготовленную для освящения воды. Тела казненных были обнаружены несколько месяцев спустя, после таяния льда на реке, выше по течению реки, прибитыми к берегу подледными течениями. Священник и прихожане были похоронены подле церкви, где настоятель-ствовал Исидор.

Можно ли сказать, что конфликт был единственным в своем роде, что объяснить его природу трудно, и потому рассказ, содержащийся в Страдании, следует считать вымыслом, как это делали некоторые исследователи? На эти вопросы следует дать отрицательный ответ. Православно-католический конфликт, развивавшийся со второй половины IX века и окончательно разделивший христианский мир в XIII веке, после условно удавшейся Ферраро-Флорентийской унии 1439 года (с 1457 года литовская митрополия приняла флорентийскую унию, оказавшись наиболее близкой к Ливонии униатской территорией, несомненно оказывавшей влияние на Ливонию в эпоху присоединения Новгорода к Москве в 1471 году, т.е. в годы, непосредственно предшествовавшие описанным выше событиям5) и активизации антилатинской полемики, находился во второй половине XV - XVI веках в разгаре6. В 1484 (или 1474) году умер юродивый Исидор Ростовский, который был известен как бывший католик, через Ливонию добравшийся до России и принявший здесь православие7. В 1390-1425 годах в Дерпте жил и вследствие притеснений православных уехал в Псков преподобный Серапион (ум. 1480)8. Наконец, вместе со священномучеником Исидором служил и уехал в Псков будущий основатель Псково-Печерского монастыря преподобный Иона Псково-Печерский, тогда священник Иоанн?. Эти примеры под-

4 Дерпт был столицей епископства, которое в свою очередь входило в Ливонскую конфедерацию; епископ был главой городской администрации, управлявшей городом совместно с городским советом; все члены администрации и городского совета были немцами.

5 См.: Алексеев Ю. Г. «К Москве хотим»: закат боярской республики в Новгороде. Л., 1991.

6 Любый А. В. Церковь в Балтийском мире в конце XV - начале XVI века // Балтийский вопрос в конце XV - XVI в.: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. И. Филюшкин. М., 2010. С. 410; Делекторский Ф. Флорентийская уния (по древнерусским сказаниям) и вопрос о соединении церквей в древней Руси / / Странник. Т. 3. Сентябрь-декабрь. СПб., 1893. С. 442-458.

7 Гладкова О. В. Исидор Твердислов, ростовский юродивый // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 169-170.

8 Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни... С. 195-196.

9 Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни. С. 547.

о«^-^Г3^

тверждают наличие напряженности в регионе, что является лучшим подтверждением достоверности основных фактов, содержащихся в Страдании.

История последнего из упомянутых священников - Иоанна Шестника -позволяет уточнить причины гибели священномученика Исидора. Иоанн когда-то служил в московских пределах, но по неизвестным обстоятельствам уехал оттуда, перебравшись служить в Псков (присоединенный к Москве позже Новгорода, в 1510 году, хотя и находившийся в конструктивных с ней отношениях с 1460-х годов). Через некоторое время он добрался до Дерпта и прослужил здесь два с половиной года, после чего уехал на русскую границу, где спустя год после смерти юрьевских мучеников основал Псково-Печерский монастырь. Георгиевский храм был связан с псковскими купцами, торговавшими в Дерпте. Собственно, русское население Дерпта условно делилось на две части - небольшая часть коренного русского населения обеспечивала проживание приезжавших летом русских купцов. При обеих церквях имелись склады и помещения для совместных застолий10.

Объяснение срока служения Иоанна в Дерпте можно найти у А. Никитского: «.Духовенство в древности было столь же мало оседлым, как и остальное население; оно также находилось в постоянном движении, которое не ограничивалось пределами одного родного края; нередко духовенство переходило из одной местности Древней Руси в другую. Так, в позднейшее время священнослужители, принадлежавшие как к белому, так и черному духовенству, являлись во Псков не только из новгородских, московских и тверских пределов, но и из Литвы, вступали в сделку с прихожанами церкви и по заключении условий приступали к отправлению своих обязанностей. Таким образом, правило презентации, предоставленное каноническими законами мирянам, превратилось в Древней Руси в чистый наем священнослужителей, в котором многие историки несправедливо искали следов выборной службы, - ибо даже самая презентация в строгом смысле еще не может считаться за право выбора духовных лиц. В контрактах, заключаемых духовенством с прихожанами об условиях найма, определялись время, в продолжение которого священник обязывался совершать богослужение, например, годичный срок; службы, которые он должен был совершать в различные дни; требы, за отправление которых ему не полагалось брать пошлин с прихожан; в контракты же включались и условия о том, чтобы прихожанам не удалять без вины священника даже в том случае, когда последний захотел бы остаться при церкви и по прошествии срока найма»11. Очевидно, что срок контракта Иоанна с прихожанами Дерптского Георгиевского храма составлял два с половиной года. Предположительная причина нежелания продлить контракт - угроза начала гонений. Как раз в это время в Дерпт был поставлен новый католический епископ Андреас, который сразу объявил о своем негативном отношении к православным12.

Исидор не уехал из Дерпта, что говорит о наличии в ливонских городах и другой практики. Можно утверждать, что был коренным жителем Дерпта. Имя

10 История Эстонской ССР. Т. 1. С. 208.

11 Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873. С. 199-200.

12 За что, вероятно, и был смещен уже в 1473 году (Будилович А. Историческая заметка о русском Юрьеве старого времени в связи с житием св. Исидора и 72 юрьевских мучеников (Сборник Учено-литературного общества при имп. Юрьевском Университете. Т. IV). Юрьев, 1901. С. 34-35.

Исидор в России было очень редким. Из широко известных русских Исидоров XV века ни один не был родом из России. Митрополит Исидор, известный деятель Ферраро-Флорентийского собора, был по происхождению не то греком, не то болгарином13. Уже упоминавшийся юродивый Исидор Ростовский Твердислов «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе»14, хотя некоторые литературоведы XIX века считали, что он мог происходить и из самого Дерпта15. Будучи явно эстонцем по национальности, Исидор не мог бросить приход, разорвав контракт, как это сделал Иоанн. Гибель священника в январе, когда русских купцов в Дерпте не было16, также является свидетельством того, что он был эстонцем или (что менее вероятно) немцем. Если бы они были гражданами Пскова или Новгорода, то городские власти обязательно подняли бы по поводу казни скандал. Такие случаи конфликтов не были редкостью17.

Имела ли право немецкая администрация судить русских жителей Дерпта и по каким законам судили священника с прихожанами? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует отметить, что постановка вопроса о русском конце на переговорах в 1474 году, завершившихся подписанием нового крестоцелова-ния, косвенно свидетельствует о резонансе, который имели события 1472 года. Первый пункт договора касался вопроса о неприкосновенности русских храмов Дерпта: «Што светыи божьи церкви у Юрьеве у Рускомъ конъцы и рускии ко-нецъ, а то честному бискупу юръевъскому, и посадникомь юръевъскимъ, и всемъ юръевъцомъ держати чисто, по старыне и по крестному целованью, и ни обиди-ти»18. В той же грамоте оговаривался и принцип суда над русскими в Дерпте: «а немъцомъ судити новгородца и пъсковитина своею пошлиною, какъ и своего немьчина, право, безъ хитрости, по крестъному целованью»19. Эстонцев судили более жестко, именно поэтому священник был казнен, но его судьба не была оговорена в международном договоре. Кроме того, статус юрьевских храмов является довольно неясным: они явно подчинялись псковской церковной администрации,20 а через нее, в свою очередь, и новгородскому владыке. Договор подписали псковские послы.

Исидора судил суд епископа, т. е. суд высшей инстанции21. Это свидетельствует о важности разбиравшегося вопроса. Казнь последовала за проповедь православия. И сам Исидор, как отмечает Страдание, и Серапион Псковский, покинувший Юрьев раньше, проповедовали православие среди местного эстонско-

13 Акишин С. Ю., Флоря Б. Н. Исидор, митрополит Киевский // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 177.

14 Гладкова О. В. Исидор Твердислов, ростовский юродивый. С. 170.

15 Шевырев С. История русской словесности. М., 1860. Ч. 4. С. 62.

16 Торговый сезон в Тарту приходится на ноябрь-март (История Эстонской ССР. Т. 1.

17 См.: Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV -начало XVI в. Л., 1975.

18 ГВНП. №78. С. 134.

19 ГВНП. №78. С. 135.

20 Иоанн служил в «церкви святаго Николы, поставленной от пскович». Повесть о начале Псково-Печерского монастыря // Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни... С. 547.

21 Bunge F. G. Geschichte des Gerichtswesens und Gerichtverfahrens in Liv-, Est- und Cur-land. Reval, 1874. S. 24.

c. 311).

о«^-^Г3^

го населения. А если учесть, что немцы были привилегированными жителями Ливонии, то миссионерская деятельность русских священников (а тем паче эстонца-Исидора) не могла не быть успешной среди эстонцев22.

Фактически, священник стал заложником большой политики, а не только личных предпочтений епископа Андреаса (как бы католическая церковь в Ливонии ни была независима от остальных католических церквей региона), так как конфликт между Псковом и Дерптом как раз в 1472 году был в самом разгаре. Хотя сам факт гибели Исидора не отразился ни в псковских или новгородских ле-топиях, ни в ливонских хрониках, ни в документах дерптского архива, который, к сожалению, практически не сохранился23, нельзя говорить, что в исторических памятниках совершенно отсутствует указание на события в Дерпте. В Третьей псковской летописи под 1472 годом есть сообщение, что «того же лета прислал князь местер рыскыи своего посла во Псков, и спор положи с Псковом, что быти съездоу на Рождество святей Богородици», а «месяца сентября в 8 день прислал князь местер с ответом посла своего в Псков, что ныне князю местеру недосуг, на съезд не быти, ни людей своих так же не слати»24. Казалось бы, этот съезд был необходим по нескольким причинам - для решения давних территориальных споров (еще в марте 1471 года претензии Ливонии предъявлял в Пскове посол магистра25), для обсуждения изменившейся политической обстановки (Новгород проиграл Шелонскую битву), для продления мирного договора, заключенного в 1448 году, срок действия которого составлял 25 лет и заканчивался в 1473 году, и ситуации в Дерпте26. Если Исидор был постоянным жителем Дерпта и эстонцем по национальности, являясь священником для коренного русского населения города и немногочисленных православных эстонцев, ясно, почему о нем не говорится в псковских летописях. И в то же время недовольство фактом нападения властей Дерпта на псковский храм в городе могло подтолкнуть власти Пскова к попытке начать переговоры с ливонцами. В этой связи неслучайно, что в заключенном в 1474 году мирном договоре прежде всего рассматривалось положение русских церквей в Дерпте. До сих пор ни один договор подобных вопросов не решал27.

С середины XV века Дерпт оказался в центре внимания и Ивана III как один из городов, через который можно с наибольшим эффектом осуществлять внешнеполитические контакты. Поэтому неслучайно, что именно через Дерпт

22 Piirimäe H. Wechselvolle Zeiten. Die Entwicklung Dorpats zu einem Zentrum von Wissenschaft und Kultur. Piirimäe H., Sommerhage C. Zur Geschichte der Deutschen in Dorpat. Tartu, 1998. S. 14.

23 Гилъдебранд Г. Отчеты о разысканиях, произведенных в рижских и ревельском архивах по части русской истории // Приложение к XXIX-му тому Записок императорской АН. СПб., 1877. С. 90.

24 Третья Псковская летопись / / ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Псковские летописи. М., 2000. С. 188.

25 Там же. С. 174.

26 Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. С. 75, 147. Псковские летописи значительно реже упоминают об усобицах, чем новгородские, даже о псковских (Исаев М. М. Уголовное право Новгорода и Пскова XIII-XV вв. // Труды научной сессии Всесоюзного института юридических наук 1-6 июля 1946 г. М., 1948. С. 127).

27 Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. С. 136, 140-141. В тексте договора есть упоминание о неких «псковских обидах». Возможно, речь идет, в том числе, о ситуации в 1472 году в дептском храме псковичей. Вопрос о церквях опережает все прочие вопросы, что говорит о его особой значимости (ГВНП. С. 133).

153

«Страдание священномученика Исидора» как исторический источник

и Псков в сентябре-октябре 1472 года ехала в Москву Зоя Палеолог, чтобы стать женой Ивана III. Чтобы не расстроить брак, Иван III вел чрезвычайно осторожный диалог с папским двором в Риме, который начался еще в 1469 году28. Поэтому Иван III не хотел начинать московско-ливонский конфликт до венчания на Зое (получившей имя Софьи), и потому предъявление претензий по поводу гибели священника Исидора Москва была не готова предъявлять, по крайней мере, весь 1472 год. Присоединнеый за год до того к Москве Новгород и двигавшийся в кильватере политики Москвы Псков не могли вести переговоры самостоятельно, тем более что позитивные отношения России с римским папой позволили выстроить острожно-доверительные отношения с Польшей29.

«Страдание святаго священномученика презвитера Исидора Нового и иже с ним пострадавших за Христа седмидесяти и двою мученик во граде Юрьеве Ливонском от немец поганых» это литературный памятник, который существует в двух редакциях - краткой и пространной. Краткая редакция не имеет внутренних данных для определения времени ее создания, чем вызван разброс мнений исследователей относительно причин и времени ее появления - от гипотезы, что она представляет собой историческую записку, составленную современниками события, до предложения считать краткую редакцию сокращением пространной для помещения жития в Прологи. На данном этапе изучения текста Страдания выяснить, как дело обстояло в действительности, невозможно.

Краткая редакция Страдания представлена семью списками, самый ранний из которых датируется 1555-1560 годами и действительно помещен в Пролог, а самый поздний - серединой XVII века. Вот перечень этих списков:

1. РГБ, Собр. Егорова, №1299. Пролог, 1555-1560.

2. РНБ, Собр. Титова, №1220, л. 34506.-347. Пролог, 1570-15753. СПбИИРАН, Собр. Лихачева, №689, л. 317-32006. Сборник, 3 четв. XVI в.

4. ГИМ, Музейское собр., №813, л. 104-107. Сборник, XVI -XVII в.

5. РГБ, Собр. Троице-Серг. Лавры 304/I, №626, л. 669-67206. Трефологий, нач. XVII в.

6. СПбИИРАН, Собр. Лихачева, №294, л. 4906.-52. Сборник, сер. XVII в.

7. РГАДА, Собр. Оболенского №20 (быв. №91), л. 79706.-79906. Сборник житий. сер. XVII в.

Текст представляет собой лаконичный, без литературных подробностей рассказ о событии, содержит все необходимые имена и географические названия в Дерпте, не имеет авторского надписания30. Все рукописи в целом одинаково

28 Успенский Ф. И. Брак царя Ивана Васильевича III с Софьей Палеолог // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002. С. 497-502.

29 Базилевич К. В. Внешняя политика русского централизованного государства (вторая половина XV века). М., 1952. С. 221.

30 По мнению В. О. Ключевского, «появление и размножение с XV века простых биографических записок, авторы которых, не принимая на себя обязанности писать полную биографию, и не стесняясь рамками жития, тем с большей простотой и откровенностью излагали наиболее близкие и дорогие для них воспоминания. Характер этих записок разделяют и жития, написанные до канонизации, независимо от церковной службы.» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 368.). Это замечание соответствует тому, что представляет собой краткая редакция Страдания, о которой во времена Ключевского еще не было известно.

о«^-^Г3^

передают содержание Страдания, различаясь между собой только орфографией и пунктуацией. Текст краткой редакции был однажды опубликован, однако не специально, а «заодно», в сноске, в статье, посвященной Похвальном слове князю Борису Александровичу Тверскому31.

В отличие от краткой, подробная редакция имеет надписание автора -это инок Василий-Варлаам, псковский священник, сотрудник архиепископа Новгородского, а затем митрополита Московского Макария («Списано священ-ноиноком Варлаамом смиренным мнихом по благословению преосвященнаго Макария митрополита Московского и всеа Руси»32), автор нескольких житий, написанных в стиле «плетения словес». Созданный им текст Страдания отличается витиеватым слогом, наличием большого количества вымышленных диалогов, подробностей, которые были заимствованы из житий других святых и приноровлены им к ситуации в Дерпте, а также большого введения. Сказать однозначно, какая редакция была первоначальной, мешает наличие в подробной редакции ряда фактических ошибок, отсутствующих в краткой редакции. Например, в подробной редакции утверждается, что события произошли «при архиепископе великаго Новаграда Ионе чюдотворце»33, в то время как Иона уже полгода как скончался34.

И. И. Фетисовым была сделана попытка выделить изводы этой редакции жития, однако она была явно преждевременной. На данный момент имеются сведения о 17 рукописях Страдания подробной редакции, часть из которых, вероятно, утрачена. Все они относятся к ХУП-ХК векам. Почти все они сохранились если не целиком, то хотя бы фрагментами, сохранившимися в изданиях. Подробная редакция издавалась трижды35, по разным спискам, однако сами издания были сделаны совершенно бессистемно.

1. БАН, Архангельское собр., №Д-234, л. 480-498. Сборник житий и сказаний за первую половину года, 1630-40-е г.

2. БАН, Архангельское собр., №Д-2б4, л. 55-65. Сборник слов, житий и сказаний за январь, 2 пол. XVII в.

3. ПГОИАХМЗ, Фонд Никандровой пустыни №13 по оп. (128), л. 495-513. Сборник житий и повестей об иконах, 2 пол. XVII в.

4. ГИМ, Синодальное собр. №850, л. 20-2906. Сборник, XVII в.

5. Список прот. Долговского. XVII в. (выдержки изданы А. С. Будиловичем, судьба рукописи неизвестна).

6. ГИМ, Музейское собр., №1510, л. 169-175. Сборник, 1 пол. XVIII в.

31 Лихачев Н. П. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908. С. VIII-XI.

32 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения. М., 1969. С. 322.

33 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском». С. 327.

34 Вторая Псковская летопись // ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 54.

35 Будилович А. Историческая заметка о русском Юрьеве.; Фетисов И. И. К литературной истории повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. (СОРЯС АН СССР. Т.101. №3). Л., 1928. С. 218-221; Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения. С. 322-328.

о«^-—-^Г3^

7. ГИМ, Собр. Уварова, №911 (быв. №1248), л. .-33106. Сборник, XVIII в.

8. ГИМ, Собр. Царского, №136, л. 320-331. Жития русских святых, XVIII в.

9. БНАН Украины, Собр. Киевской Духовной Академии, №32, л. 22206.-233. Сборник, кон. XVIII в.

10. ИРЛИ, Причудское собр., №25, л. 521, Сборник, XIX в.

11. Ярославский областной краеведческий музей, №675 (398). Сборник, XIX в.

12. Список Юрьевского Ученого общества, №422. XIX в. (выдержки изданы А. С. Будиловичем, судьба рукописи неизвестна).

13. Собр. Черниговской Дух. Семинарии №63. Сборник служб и житий, XIX в. (рукопись погибла во время Великой Отечественной войны вместе со всем собранием).

14. Доброхотовское собр. XIX в. (изданы отдельные фрагменты еп. Павлом (Доброхотовым), епископом Псковским и Порховским (1869-1882)36, судьба рукописи неизвестна).

15. РГБ, Оптинское собр., №234. л. 63-80. Сборник житий, 2 пол. XIX в.

16. ИРЛИ, Причудское собр., №46. Тетрать юрьевским мучеником, 1865.

17. Старообрядческая община г. Тарту. 2 пол. XX в.

Одновременно с житием он работал и над созданием службы юрьевским мученикам. Рукописи службы немногочисленны. В трех рукописях служба читается без жития:

1. РГИА, Ф. 834 (Синодальное собр. Санкт-Петербурга), оп. 1, №817, л. 90 об. -9706. Сборник служб, XVII в.

2. ИРЛИ, Причудское собр., №15 (Р. IV Оп. 19), л. 26-43. Сборник, 1886 год.

3. Кабинет редкой книги Эрмитажа, РК9.3.3, №150543, л. 93-10606. Сборник служб русским святым, ХУЛ-ХК в.

4. Старообрядческая община г. Тарту. XIX в. (?)

Кроме того имеются (имелись) службы в сопровождении жития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ИРЛИ, Причудское собр., №46 (Р. IV Оп. 19).

2. Список прот. Долговского.

3. Список еп. Павла (Доброхотова).

4. Собрание Черниговской Духовной Семинарии №63.

Встречаются и отдельно тропарь и кондак.

1. РНБ, Соловецкое собр., №553/572, л. 148-14806. XVII в.

2. БАН, Каргопольское собр., №118, л. 225-226. Сборник старообрядческий, 3 четверть XVIII в.

3. БАН, Основное собр., 33.4.21, л. 14. Тропари и кондаки русским святым, XVIII в.

4. ИРЛИ, Собр. М. С. Лесмана, №13, л. 119. Богослужебный сборник, 1716 год.

5. БАН, Зал редкой книги, №291СП, л. 371-37106. Часослов печатный 1652 года с рукописными вставками начала XIX в. Тропарь.

6. РНБ, Собр. П. И. Савваитова, №15. Тропари и кондаки русским святым. Начало XIX в.

Жития и службы, написанные Василием-Варлаамом, использовались для канонизаций, проводимых митрополитом Макарием. Из семи русских святых, чьи жития написал Василий-Варлаам, шесть были канонизированы на соборах

36 Павел (Доброхотов), еп. Кое-что из прежних занятий Псковского и Порховского еп. Павла. Псков, 1872. С. 40.

о«^-^Г3^

1547, 1549 и 1553 года. При этом только одно житие было написано им непосредственно перед канонизацией (Житие преп. Евфросина Псковского написано в 1547, прославлен в 1549), а остальные - после нее, причем иногда значительно позднее (Жития святителей Нифонта и Никиты Новгородских были написаны через десять с лишним лет после канонизационных соборов 1547 и 1549 годов)37. Страдание священномученика Исидора Юрьевского не должно было быть исключением. Оно было написано не раньше 1558 и не позднее 1563 года, когда скончался митрополит Макарий. После смерти своего покровителя Варлаам прекратил свою писательскую деятельность38.

Митрополит Макарий значится заказчиком Страдания, однако, священ-номученик Исидор не значится в списках святых, прославленных на соборах 1547, 1549, 1553, 1560-61 годов. Возникает закономерный вопрос, почему канонизации при Иване Грозном не произошло или почему о ней до сих пор неизвестно достоверно39. Для ответа на этот вопрос требуется более детально остановиться на событиях, сопутствовавших написанию Страдания, а также выяснить, имелись ли последствия написания данного жития. В 1558 году началась Ливонская война, 19 июля уже был взят Дерпт. Захвату города придавалось исключительное значение. Не говоря уже о том, что это был один из крупнейших и наиболее значительных городов Ливонии, представлявший интерес для русских купцов и находившийся, не считая Нарвы, ближе всех других к русской границе, начало войны с Ливонией было легче всего начать с предъявления претензий по поводу неуплаты известной «Юрьевской дани», которая стояла в центре внимания всех дипломатических миссий последних двух столетий. Кроме того, взятие Дерпта позволяло рассчитывать на начало освободительного движения эстонцев и латышей против немецкой аристократии, и эти надежды в целом оправдались. После взятия Дерпта титул Ивана Грозного пополнился еще одним эпитетом: «обладатель Ливонские земли града Юрьева и иных»40. Потому неслучайно появление Страдания было поставлено в историографии в прямую связь с Ливонской войной41. Псковский автор мог без особых проблем восстановить обстоятельства гибели священномученика, поскольку память о нем должна была сохраняться именно в Пскове.

Политическая ситуация эпохи начала Ливонской войны была сильно непохожей на политическую ситуацию в 1472 году. Еще более значительно различалась ситуация религиозная. В начале XVI века в Ливонии прошла Реформа-

37 Дмитриева Р. П. Василий (в иноках Варлаам) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). Часть 1. А-К / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1988. С. 112-114; Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI в.). М., 1986. С. 170-171, 177-

38 Охотникова В. И. Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в. // Псков. 1999- №10. С. 3-4.

39 А. С. Хорошев на основании косвенных данных считал, что канонизация священномученика Исидора имела место где-то до 1581 года, т.е. до окончания Ливонской войны (Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации. С. 191 (сн. 36), 199). Едва ли ни единственный раз было высказано мнение, что Исидор был канонизирован в XVI веке (Город Юрьев (Дерпт) в его прошлом. Юрьев, 1915. С. 7).

40 Королюк В. Д. Ливонская война. Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI века. М., 1954. С. 34-39; Шапошник В. В. Иван Грозный. СПб., 2015. С. 127.

41 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском». С. 317; Селарт. А. Реформация в Ливонии и Ливонская война (1558-1582) // Балтийский вопрос в конце XV - XVI в. С. 443-444.

о«^-—-^Г3^

ция. Массовые народные выступления немцев, на исторической родине которых Реформация приобрела столь широкие формы, заставили несогласное духовенство покинуть регион, а остальных - перейти в лютеранство. Этот процесс сопровождался погромами православных и католических церквей, борьбой с иконами и захоронениями. Известны подробности про погромы католических храмов в Дерпте в 1525 году. Вероятно, в это же время пострадал и православный храм Николая Чудотворца42, при котором были похоронены священномученик Исидор и другие мученики 1472 года. Поэтому антилатинская полемика в Страдании была актуальной только после вступления в войну католической Литвы и Польши в феврале 1562 года43.

Страдание стало литературным памятником, получившим довольно широкое признание в русском обществе второй половины XVI - первой половины XVII веков. Уже в XVI веке появилось два памятника, в которых были использованы сюжеты из Страдания.

Первым произведением является Повесть о Псково-Печерском монастыре. Она имеет четыре редакции, причем лишь первые две являются произведением игумена Корнилия. В 1526-28 годах инок Корнилий написал первую Повесть о Псково-Печерском монастыре, еще по благословению игумена Дорофея. Уже в 1529 году Корнилий стал игуменом и поручил доработку этого произведения своему помощнику. Возможно, им был его соавтор по III Псковской летописи Вассиан Муромцев, создавший т. н. промежуточную редакцию, дошедшую в единственном списке. Этот вариант повести не удовлетворил игумена, и в том же 1531 году Корнилий доработал готовый текст, создав расширенную подробную редакцию. Составление третьей редакции иноком Григорием в 1581 году и переработка ее в 1586-1587 годах в четвертую последовали вскоре после гибели игумена Корнилия, и обе эти редакции уже содержат рассказ об Исидоре44.

Вторым произведением является Житие преподобного Серапиона Псковского. Этот памятник примыкает к традиции Жития преподобного Евфросина Псковского, которое также связано со Страданием, но скорее как памятник, создававшийся параллельно, в то время как Житие Серапиона создавалось позднее и имеет следы влияния на него Страдания. Впрочем, судить об этом достаточно сложно, так как Житие Серапиона, выделенное когда-то Н. И. Серебрянским, не издавалось как отдельный житийный памятник, не числится в справочных изданиях и перечнях и совершенно не изучено. Однажды был издан русский пересказ Жития (со ссылками на рукописный текст) с попыткой встроить его в исторический контекст45.

В XVII веке таких памятников стало еще больше.

42 Павел (Доброхотов), еп. Кое-что из прежних занятий. С. 47; Селарт. А. Реформация в Ливонии и Ливонская война (1558-1582). С. 434-439. Пострадали храмы и в других городах.

43 Королюк В. Д. Ливонская война. С. 49.

44 Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском монастыре (к истории сложения свода монастырских сказаний) // Книжные центры Древней Руси: XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 174-179.

45 Платон, архим. Преподобный Серапион, что на Толве реке - псковский чудотворец // Странник. 1874. Июнь. С. 159-170. Имеется и издание русского перевода-пересказа без элементов научной обработки: Житие преподобного Серапиона Псковского // Псковские епархиальные ведомости. 1906. №13-14. С. 323-330.

158

о«^-^Г3^

В начале XVII века сведения о священномученике Исидоре попали в хронографы русской редакции. Найдено несколько списков, где упоминаются события в Дерпте:

1. ГИМ, Собр. Черткова, №1156, л. 171 06.-172. 1 треть XVII в.

2. РГАДА, Собр. Оболенского, №46, л. 282 06.-283 об. 2 пол. XVII в.

3. РНБ, F. IV. 244, л. 861 06.-862 об. XVII в.

4. СПбИИРАН, Собр. Лихачева, №513, л. 324 06.-325. 1711 год.

Имя священномученика Исидора можно встретить и в святцах. В них страдание Исидора упоминается под 3 января, кроме святцев, указанных архиепископом Сергием (Спасским)46, и все списки относят событие к разным годам. Мы нашли порядка 7 рукописей, однако поиск может быть продолжен.

Апогеем почитания священномученика Исидора было помещение фрагмента его жития в Предисловие к печатному служебнику 1646 года (в статье «О том, еже православным християном брад не брити»), перепечатанная также в служебнике 1649 года и исчезнувшая сразу после начала никоновской справы.

«Такоже и в мучении святаго священномученика Исидора пишет, иже пострада от безбожных немец в Юриеве граде Ливонском, егда святыи обличая мучители глаголаше: Увы прелести вашея богомерския, увы отступления пагуб-наго. Якоже учитель вашь злоименитыи папа Евгении, иже подтвержение веры своея от него приясте, и от италийскаго Григориа и от инех учитель злочестивыя вашея веры, иже брады своя и усы постригают. Такоже и вы окаянии творите. К Моисею бо рече Бог в первом законе, да не взыдет постризало на брады ваша. Паче же и сами весте, о латини, яко таковая творящии проклята в сем веце и в будущем от святых апостол и от святых отец седми собор, и имате поити в муку вечную с бесы и во огнь вечный негасимыи во тму кромешную. Якоже отцы ваши творящии таковая, яже и вы ныне творите нечестивии латини, снидошася ко отцу своему сатане в подземная места, в землю мгляну, идеже несть света, ни жизни человеком»47.

Этот статью или даже сам фрагмент неоднократно переписывали в качестве важной цитаты или самостоятельного произведения. На данный момент известно четыре рукописи с этой выпиской.

1. ИРЛИ, Оп. 24 №27, л. 27206.-273. Сборник 3 четв. XVIII в.

2. БНАН Украины. Собр. Киевской Духовной Академии, №542, л. 47-4806. Сборник XVIII в. (упомянута в статье И. Фетисова).

3. БНАН Украины, Собр. Киевской Духовной Академии, №82, л. 10206.10306. Сборник XIX в. (упомянута в статье И. Фетисова).

4. РНБ, Собр. Титова, №4336, л. 175. Старообрядческий сборник XIX в.

Однако в середине XVII века, по невыясненным пока причинам почитание священномученика Исидора пресеклось, равно как практически прекратилось переписывание Страдания. Все рукописи ХУШ-ХК веков - исключительно старообрядческие, из района Причудья.

До конца XIX века Страдание и сам Исидор вовсе оставался забытым в русской истории и литературе, как в светской, так и в церковной. Когда в самом начале XX века на них обратили внимание, изучение и бытование этого произ-

46 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов православного Востока. М., 1997Т. 1. С. 357; Т. 2. Ч. 1. С. 8.

47 Служебник. М., 1646. Л. 62906.-63006.

о«^-—-^Г3^

ведения было внезапно прервано революцией, после которой началась новая пора забвения.

Хотя Страдание и осталось незамеченным большинством исследователей, оно все же имеет свою историю изучения. Впервые священник Исидор и юрьевские события 1472 года были упомянуты в историческом труде митр. Евгения (Болховитинова), однако только в перечне святых и без указания на житие48. Впервые на Страдание обратил внимание митр. Макарий (Булгаков), упомянув о неточностях в тексте и различных списках. Он не счел нужным подвергать сомнению подлинность рассказа, приведя его как эпизод во взаимоотношениях православных с инославными на территории сопредельных с Россией государств49. Однако уже В. О. Ключевский сомневался в подлинности рассказа свя-щенноинока Варлаама (о существовании разных редакций Страдания узнали позднее)50. Еще более пристальное внимание обратил на текст Страдания еп. Павел (Доброхотов), который привел отдельные, заинтересовавшие его пассажи из Страдания, освещая и общую канву событий 1472 года в Дерпте51. Впервые сведения о списках Страдания с упоминанием века и местонахождения были собраны в работе Н. Барсукова52. Первой статьей, посвященной непосредственно событиям 1472 года в Дерпте, была статья Бг. Ве^е53. Тем не менее, этот сюжет по-прежнему привлекал к себе внимание исследователей крайне редко.

Усиление интереса к Страданию и сюжету, в нем изложенному, произошло благодаря канонизации священномученика Исидора в 1897 по инициативе архиепископа Рижского Арсения (Брянцева)54. Канонизация вызвала небольшую уже вполне научную полемику о действительности событий, описанных в Страдании. Лютеранская немецкая профессура Дерптского университета сомнева-

48 Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. - Киев, 1851 (первое издание - 1831). Т. 3. С. 10, 77. До тех пор единственной общедоступной книгой, в которой упоминалось о страдании Исидора, была «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взята из древних летописцев, обретающихся в книгохранилище оного монастыря» (Псков, 1807). Эта книга, переработка Повести о Псково-Печерском монастыре, выдержала не одно издание. Архиепископ Евгений основательно проработал письменное наследие псковских монастырей (Жерве H. Н. Усердный ревнитель просвещения // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах [Вып. 1] / Под ред. д.и.н. П. И. Гайденко. СПб.; Казань, 2014. С. 219-220). Благодаря митр. Евгению сведения о священномученике Исидоре стали появляться в справочной литературе: Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Изд. 2-е, неправ. и дополн. СПб., 1862 (первое издание - 1835). С. 108-109, 257.

49 Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви в период разделения ее на две митрополии. Изд. 2-е. СПб., 1898. Т. 8. Кн. 3. С. 373, 378-381.

50 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 259.

51 Павел (Доброхотов), еп. Кое-что из прежних занятий. С. 40.

52 Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Ст. 231.

53 Beise Dr. Das Ereignis in Dorpat am 8. Januar 1472 und die Gründung des Klosters Petschur an der Livländischen Grenze den 15. August 1473. Sitzungsberichte der gelehrten Estnischen Gesellschaft zu Dorpat. 1877. S. 51-60.

54 Иоаким (Левицкий), архим., Плисс В., свящ. Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев), архиепископ Рижский и Митавский и десятилетнее управление его Рижской епархией. Историко-статистическое исследование. Рига, 1897. С. 364-365, 468; Рижские епархиальные ведомости. 15 октября 1897. №20. С. 850.

о«^-^Г3^

лась в этом55, а русская православная доказывала обратное56. Мнения разделились. Несмотря на весьма серьезное исследование и даже первую вполне научную публикацию Страдания А. С. Будиловичем, бывшим на момент издания брошюры 9 лет ректором Дерптского университета, большинство историков согласилось с критическим мнением Ф. Кейсслера. Только в 1908 году стало известно о существовании краткой редакции Страдания, которую опубликовал

H. П. Лихачев57. В 1916 и 1928 годах большое внимание этому памятнику, его филологическим особенностям и соотношению списков уделил И. И. Фетисов, и хотя его статьями изучение Страдания не было исчерпано, они являются важнейшим вкладом в изучение этого памятника по сей день (он опубликовал Страдание по киевским спискам), наряду с брошюрой А. С. Будиловича58, а также статьей 1969 года А. И. Рогова, который впервые нащупал связь между работой Василия-Варлаама и Ливонской войной, а также еще раз опубликовал текст Страдания по осмотренному им списку59.

Источники и литература

I. Акишин С. Ю, Флоря Б. Н. Исидор, митрополит Киевский // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 177-181.

2. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 1.

3. Алексеев Ю. Г. «К Москве хотим»: закат боярской республики в Новгороде. Л.: Лениздат, 1991.

4. Базилевич К. В. Внешняя политика русского централизованного государства (вторая половина XV века). М.: МГУ, 1952.

5. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882.

6. Будилович А. Историческая заметка о русском Юрьеве старого времени в связи с житием св. Исидора и 72 юрьевских мучеников (Сборник Учено- литературного общества при имп. Юрьевском Университете. Т. IV). Юрьев, 1901.

7. Гилъдебранд Г. Отчеты о разысканиях, произведенных в рижских и ревель-ском архивах по части русской истории // Приложение к ХХК-му тому Записок императорской АН. СПб., 1877. С. 90.

8. Гладкова О. В. Исидор Твердислов, ростовский юродивый // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 169-177.

9. Город Юрьев (Дерпт) в его прошлом. Юрьев, 1915.

10. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л.: АН СССР. 1949.

11. Делекторский Ф. Флорентийская уния (по древнерусским сказаниям) и вопрос о соединении церквей в древней Руси // Странник. Т. 3. Сентябрь-декабрь. СПб., 1893. С. 442-458.

55 Keussler Fr. Die Aufzeichnungen über den Märtyrertod des heiligen Isidor und seiner 72 Genossen. Sitzungsberichte der Gesellschaft für Geschichte und Altertumskunde der Ostseeprovinzen Russlands aus dem Jahre 1898. Riga, 1899, S. 139-141.

56 Будилович А. Историческая заметка о русском Юрьеве.

57 Лихачев Н. П. Инока Фомы слово похвальное. С. VIII-XI.

58 Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая -10 июня 1915 года. С приложением описания древних рукописей и старопечатных книг Киево-Выдубицкого монастыря. Киев, 1916. С. 160-162; Фетисов И. И. К литературной истории повести о мученике Исидоре Юрьевском. С. 218-221.

59 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском». С. 313-322.

12. Дмитриева Р. П. Василий (в ииоках Варлаам) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). Часть 1. А-К / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1988. С. 112-114.

13. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1851 Т. 3.

14. Жерве Н. Н. Усердный ревнитель просвещения // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах [Вып. 1] / Под ред. д.и.н. П. И. Гайденко. СПб.; Казань, 2014. С. 200-224).

15. Житие преподобного Серапиона Псковского // Псковские епархиальные ведомости. 1906. №13-14. с. 323-330.

16. Иоаким (Левицкий), архим, Плисс В., свящ. Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев), архиепископ Рижский и Митавский и десятилетнее управление его Рижской епархией. Историко-статистическое исследование. Рига, 1897.

17. Исаев М. М. Уголовное право Новгорода и Пскова XIII-XV вв. // Труды научной сессии Всесоюзного института юридических наук 1-6 июля 1946 г. М., 1948. С. 126-142.

18. История Эстонской ССР / Под ред. А. Вассара и Г. Наана. Таллинн: АН ЭССР, 1961. Т. 1.

19. Казакова Н. А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. Т. XXV. М., 1970. С. 60-72.

20. Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV - начало XVI в. Л.: Наука, 1975.

21. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

22. Королюк В. Д. Ливонская война. Из истории внешней политики Русского централизованного государства во второй половине XVI века. М.: АН СССР, 1954.

23. Костромин К. А. Исидор и Иоанн - православные священники г. Тарту во второй половине XV века // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. тр. междунар. заоч. конф. Вып. 3 / Научно исследовательский центр церковной истории и православной культуры им. В. В. Болотова. Тверской государственный университет. Тверь, 2008. С. 295-304.

24. Лихачев Н. П. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908.

25. Любый А. В. Церковь в Балтийском мире в конце XV - начале XVI века // Балтийский вопрос в конце XV - XVI в.: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. И. Фи-люшкин. М.: Квадрига, 2010. С. 406-411.

26. Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви в период разделения ее на две митрополии. Изд. 2-е. СПб., 1898. Т. 8. Кн. 3.

27. Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском монастыре (к истории сложения свода монастырских сказаний) // Книжные центры Древней Руси: XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1991. С. 163-199.

28. Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.

29. Охотникова В. И. Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в. // Псков. 1999. №10. С. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Павел (Доброхотов), еп. Кое-что из прежних занятий Псковского и Порхов-ского еп. Павла. Псков, 1872.

31. Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915 года. С приложением описания древних рукописей и старопечатных книг Киево-Выдубицкого монастыря. Киев, 1916.

о«^-^Г3^

32. Платон, архим. Преподобный Серапион, что на Толве реке - псковский чудотворец // Странник. 1874. Июнь. С. 159-170.

33. Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взята из древних летописцев, обретающихся в книгохранилище оного монастыря. Псков, 1807.

34. Рижские епархиальные ведомости. 15 октября 1897. №20.

35. Селарт. А. Реформация в Ливонии и Ливонская война (1558-1582) // Балтийский вопрос в конце XV - XVI в.: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. И. Фи-люшкин. М.: Квадрига, 2010. С. 432-444.

36. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов православного Востока. М.: Паломник, 1997. Т. 1.

37. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов православного Востока. М.: Паломник, 1997. Т. 2.

38. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М., 1908.

39. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Изд. 2-е, исправ. и дополн. СПб., 1862.

40. Служебник. М., 1646.

41. Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 34-35.

42. Третья Псковская летопись // ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Псковские летописи. М.: Языки русской культуры, 2000.

43. Успенский Ф. И. Брак царя Ивана Васильевича III с Софьей Палеолог // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 497-502.

44. Фетисов И. И. К литературной истории повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. (СОРЯС АН СССР. Т.101. №3). Л., 1928. С. 218-221.

45. Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяногерманские культурные связи и отношения. М.: Наука, 1969. С. 322-328.

46. Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI в.). М.: МГУ, 1986.

47. ШапошникВ. В. Иван Грозный. СПб.: Академия исследования культуры, 2015.

48. Шевырев С. История русской словесности. М., 1860. Ч. 4.

49. Beise Dr. Das Ereignis in Dorpat am 8. Januar 1472 und die Gründung des Klosters Petschur an der Livländischen Grenze den 15. August 1473. Sitzungsberichte der gelehrten Estnischen Gesellschaft zu Dorpat, 1877, S. 51-60.

50. Bunge F. G. Geschichte des Gerichtswesens und Gerichtverfahrens in Liv-, Est-und Curland. Reval, 1874.

51. Keussler Fr. Die Aufzeichnungen über den Märtyrertod des heiligen Isidor und seiner 72 Genossen. Sitzungsberichte der Gesellschaft für Geschichte und Altertumskunde der Ostseeprovinzen Russlands aus dem Jahre 1898. Riga, 1899, S. 139-141.

52. Piirimäe H. Wechselvolle Zeiten. Die Entwicklung Dorpats zu einem Zentrum von Wissenschaft und Kultur. Piirimäe H., Sommerhage C. Zur Geschichte der Deutschen in Dorpat. Tartu, 1998, S. 3-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.