«STORYLINE» EAR средство обучения
иноязычному общению
Л.А. Митчелл
Аннотация. Рассматриваются особенности метода «Storyline», история его создания, основные принципы. Описывается опыт применения данного метода в процессе обучения иноязычному общению в Национальном исследовательском Томском государственном университете.
Ключевые слова: обучение иноязычному общению; Storyline; Салли Харкнесс; Стив Белл.
Прежде всего, говоря о методе «Storyline», следует отметить, что он используется во многих зарубежных странах уже с 1970 г., но до сих пор не получил должного развития в нашей стране.
Метод «Storyline» широко применяется при обучении в школах в таких странах, как США, Нидерланды, Германия, Греция, Дания, Исландия, Гонконг, Таиланд, Скандинавские страны и, конечно же, Шотландия, где и был разработан в 1965 г. Тогда перед педагогами начальной школы встала следующая задача: как эффективно, интересно и креативно проводить занятия, а также какие методы и подходы использовать. Еще одна задача заключалась в том, чтобы успеть охватить достаточно обширный материал и воодушевить школьников заняться самостоятельной работой. Рассмотрим, как можно применять данный метод при обучении иноязычному общению в вузах.
В 1965 г. Департамент образования Шотландии опубликовал основополагающий документ под названием «Начальная школа Шотландии», в котором содержались советы педагогам о том, как необходимо доносить учебную информацию, используя метод «Storyline», и развивать следующие подходы:
- личностно ориентированный;
- активное и опытное обучение;
- работа в группах;
- объединение дисциплин;
- подход, основанный на умениях и понимании концепции.
Метод «Storyline» был разработан небольшой группой педагогов из колледжа Джорданхилл (Глазго). Еще в 1970 г. Салли Харкнесс (S. Harkness) приняла активное участие в создании данного метода, она издала огромное количество пособий для учителей, которые, в свою очередь, помогали педагогам использовать «Storyline» на своих занятиях. По мнению С. Харкнесс, обучать, применяя «Storyline», очень эффек-
тивно и интересно. Она также считала, что метод позволяет значительно повысить уровень развитости речи и грамотности. Здесь необходимо отметить еще одного ученого, профессора Стива Белла (S. Bell), который также внес неоценимый вклад в разработку указанного метода и который, также как и С. Харкнесс, по сей день занимается его совершенствованием.
Идея создания метода «Storyline» заключалась в следующем: вдохновить обучаться школьников сквозь призму внешнего мира, выражая свой внутренний мир и креативность. Задача преподавателя состояла в том, чтобы научить обучающихся мыслить и решать задачи творчески. Еще одной задачей для педагога явилось то, что теперь им необходимо было строить занятия таким образом, чтобы они вдохновляли обучающихся на активную работату, развивая при этом креативность и мыслительную деятельность.
Как считали исследователи данного метода, главной отличительной особенностью «Storyline» являлось то, что основной упор делался на уже имеющиеся знания обучающегося.
Таким образом, с помощью ключевых (проблемных) вопросов преподаватели имели возможность вдохновить школьников сконструировать их собственную модель того, что им необходимо выучить, используя только свои гипотезы. Это нужно было сделать до того момента, как они ознакомятся с реальными фактами и необходимой информацией.
Соответственно, последовательность вопросов была выстроена так, что можно было создать контекст истории или ее план. На своих занятиях преподаватели совместно придумывали план действий, как пишет С. Харкнесс «scenario» [1. C. 22], с помощью наглядного представления.
На наш взгляд, преподаватели пытались оформить замысел наглядно, создавая коллажи, схемы, картинки, для того чтобы применить художественную и, если так можно назвать, ремесленную техники. Следовательно, планируемая преподавателем деятельность требует решения, детали и содержание для этого разрабатывают студенты.
Большинство заданий базировалось на том, что несколько дисциплин было связано, так как С. Харкнесс считала, что нельзя отделять дисциплины, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, лингвистика и математика тесно связаны с изучением окружающей среды, а музыка и драма - с историей [1. C. 19].
После проведения экспериментальных занятий вышеописанный метод доказал свою эффективность [1. C. 29]. Мы можем отметить следующие достоинства «Storyline»:
1. Метод показал свою эффективность в развитии отношений к различным проблемам в определенных контекстах, создаваемых преподавателем.
2. Ролевые игры, которые являются важной составляющей «Storyline», имеют высокую эффективность в обучении языку и дискурсу.
3. Обучающимся не приходится раскрывать семейные проблемы (например, неполная семья и др.), но они могут легко обсуждать данные темы с помощью выдуманных персонажей.
4. Те приемы, которые используются в «Storyline», не являются сложными или необычными и часто применяются преподавателями. Новизна этого метода - использование ситуации или истории для того, чтобы создать структуру для обучения. Данная структура основывается на постановке таких вопросов, как «Что?», «Почему?» с последующим обсуждением.
5. Метод предполагает создание преподавателем «событий», что дает учащимся более «естественный» контекст для использования иноязычного дискурса.
6. Преподавателям нравится то, что у них есть возможность применить свои профессиональные умения и стать «дизайнерами» образовательного процесса. Их роль в «Storyline» важна и ценна.
7. В анализируемом методе прохождение каждой тематической группы с учащимися завершается проверочной работой, которая позволяет оценить степень освоения материала.
Последователь «Storyline» Джефф Кресвелл [2] активно продвигал данный метод в США. В книге «Creating worlds, Constructing Meaning» [2] он писал, что основополагающие моменты «Storyline» -обстановка, персонажи, сюжет и ключевые вопросы. По его мнению, благодаря ключевым вопросам создается контекст истории, а комбинация первоначальных знаний и представлений позволяет обучающимся дополнить свою разработанную модель теми элементами, которые им необходимо будет освоить согласно учебной программе. Он также выделяет некоторые главные принципы «Storyline», перечисленные ниже:
1. Принцип истории - основополагающий принцип при обучении с использованием данного метода. В процессе обучения ученики создают свою историю, свой ход событий.
2. Принцип ожидания (предвкушения). Обучающиеся всегда с предвкушением ожидают того, что у них получится на выходе.
3. Принцип контроля. Следует отметить, что преподаватель лишь направляет и следит, чтобы в процессе выполнения работы все требования образовательной программы были реализованы и усвоены обучающимися. Если есть необходимость, то преподаватель может выступить и в роли советчика.
4. Принцип вовлеченности. Этот принцип можно назвать одним из самых мотивирующих, что имеет огромное значение при обучении в
общем. При выполнении собственного задания или проекта обучающийся ощущает свою личностно значимую роль, в связи с чем возрастают ответственность, гордость и энтузиазм.
5. Принцип контекстности. Данный принцип тесно связан с первым принципом. Он подразумевает, что понимание темы, предусмотренной для усвоения, идет от того, что обучающиеся уже знают, с постепенным переходом к изучению нового материала. Таким образом, задается контекст, о котором у них есть изначальное представление, а далее обучающиеся развивают его и постигают то, чего они прежде не знали. Контекст как бы дает возможность обучающимся и преподавателям выяснить те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить [2. С. 10].
Нам удалось апробировать данный метод на занятиях со студентами факультета иностранных языков (4-й курс и 1-й курс отделения дополнительных образовательных услуг), а также со студентами 2-го курса физико-технического факультета. На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. Студенты активно вовлечены в процесс выполнения задания, так как, выполняя его, они выражают себя.
2. Студенты активно используют язык, которому они обучаются.
3. Необходимо сразу устанавливать сроки, за которые будет выполнено задание.
4. Задание может быть выполнено как индивидуально, так и в группах.
5. Задание может быть представлено в виде постановки сценки, с помощью коллажей, различных рисунков, в виде презентации в электронном виде, в виде проекта, веб-сайта или снятого самими студентами видеосюжета.
«Storyline» позволяет наглядно представит работу каждого обучающегося. Метод выстраивается по принципу сотрудничества между педагогом и обучающимся, где обе стороны выражают свои идеи и эмоции. Проводя занятия и используя «Storyline», заинтересованность и мотивация обучающихся очень высоки. В каждой группе были студенты, усидчивость которых раньше пропадала к концу занятия, но при использовании «Storyline» они не ждали конца урока, а активно участвовали в работе, так как в том, что они творили, был заложен их личный интерес. Применение «Storyline» создает новую обстановку на занятии, позволяя студентам выражать собственные мысли, причем активно и творчески. Данный метод дает возможность обучать по-новому, вдохновляя и студентов и преподавателей развивать лучшее в себе, с чем мы не можем не согласиться.
Литература
1. ВeU S., Harkness S., White G. Storyline: past, present and future. University of Strathclyde, 2007.
2. Creswell J. Creating Worlds, Constructing Meaning: the Scottish Storyline Method. Heinemann, 1997.
«STORYLINE» AS A MEANS OF TEACHING TO COMMUNICATE IN A FOREIGN
LANGUAGE
Mitchell L.A.
Summary. The peculiarities of the method of «Storyline» together with the main principles and origin are addressed at. The experience of applying the technique in the process of teaching at Tomsk State University is decribed.
Key words: teaching to communicate in a foreign language; Storyline; Sallie Harkness; Steve Bell.