Научная статья на тему 'СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА'

СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
социальное партнерство / трудовые отношения / работник / работодатель / social partnership / labor relations / worker / employer

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серая Елена Андреевна

В статье рассмотрена стороны социального партнерства в сфере труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the parties to social partnership in the world of work.

Текст научной работы на тему «СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА»

1 SCIENCE TIME ■

I м_h* СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА Серая Елена Андреевна, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар E-mail: seraya1405@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена стороны социального партнерства в сфере труда.

Ключевые слова: социальное партнерство, трудовые отношения, работник, работодатель.

Annotation. The article deals with the parties to social partnership in the world of work.

Keywords: social partnership, labor relations, worker, employer.

В социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений. Сторонами социального партнерства в сфере труда, в первую очередь, являются работники, а также работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Формой взаимодействия данных категорий является заключение коллективных договоров и соглашений, создание органов социального партнерства, принятие на себя обязательства, согласовывая интересы.

Ввиду того, что стороны социального партнерства могут действовать только через своих представителей (органов профсоюзов или иных уполномоченных органов), а не иначе, законодатель уделил большое внимание данной проблеме. Он специально ввел в содержание ТК РФ целую главу, которая определяет лиц, представляющих сторон, и их правовое положение[1].

По установленной форме представительские правомочия перечисленных должностных лиц оформляются приказом работодателя. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работника в социальном партнерстве могут быть установленные органы. Такие как:

- профессиональные союзы;

- их объединения;

| SCIENCE TIME |

- иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

- иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ[2].

Ст. 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, в том числе право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Согласно Конвенции МОТ № 87, трудящиеся и предприниматели имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации при единственном условии подчинении уставам этих организаций [3].

Конвенция МОТ № 98 содержит в себе нормы, согласно которым трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, которые направлены на ущемление свободы объединения в области труда [4].

Права работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управление организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Правовую базу деятельности профсоюзов, их право на представительство перечислены в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[5]. Согласно данному ФЗ, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов.

Возможности профсоюзов во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их союзами, ассоциациями, иными общественными объединениями и госгарантии их деятельности устанавливаются не только Конституцией РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами, но и законами субъектов РФ.

Права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами, не могут ограничиваться законодательством субъектов РФ.

ТК РФ содержит в себе значительное число статей предусматривающих участие профсоюзов в решении работодателем вопросов, которые затрагивают интересы работников[6].

Права работников в отношениях социального партнерства, чаще всего, представляет первичная профсоюзная организация. Основываясь на ст. 30 ТК

| SCIENCE TIME |

РФ, определяющей общее правило, на локальном уровне интересы работников работодателя, который является членом данных профсоюзов, должны быть представлены профсоюзом и ее органами. Но законодательством предусмотрены такие исключения, как: первичная профсоюзная организация отстаивает права всех без исключения работников у настоящего работодателя без учета их членства в профсоюзах.

Существует несколько случаев, при которых созданный профсоюзными организациями орган вправе, выражая мнение всех работников данного работодателя, выступить в коллективных переговорах:

- при условии, что действующая первичная профсоюзная организация объединяет больше одной второй общего числа работников;

-при условии, что две или более первичные профсоюзные организации сформировали единый представительный орган, который объединяет больше половины работников определенного работодателя;

- при условии, что поручено представлять интересы всех работников в коллективных переговорах той первичной профсоюзной организации, которая избрана на конференции работников как первичная профсоюзная организация [7]. Вдобавок ко всему не допускается передача полномочий первичной профсоюзной организации от имени работников, которые не были членами профсоюзов. В случаях, перечисленных ранее, представительство осуществлялось всех без исключения работников в силу того, что есть прямое указание в законе.

ТК РФ предоставляет право представлять интересы работников, которые не являются членами соответствующих организаций, профсоюзами исключительно для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, разрешения коллективных трудовых споров[8].

Существуют иные случаи, при которых представляется возможным создание иного представительного органа на общем собрании, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации.

Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций.

Аналогичные правила действуют, когда ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников.

Рассмотрев положения ст. 31 ТК РФ следует обратить внимание на то, что в случае отсутствия либо малочисленности первичной профсоюзной организации представителем работников могут выступать или представительный орган, или представители (специально избранное лицо из общего состава работников).

| SCIENCE TIME |

Разрешение указанного вопроса и проблемы, касающейся наименования и состава представительного органа и т.д. относится к полномочиям конференции (общего собрания) [9].

Таким образом, в социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений. Сторонами отношений социального партнерства в сфере труда являются работники, работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными законами. Равными правами обладают как представители работников, так и представители работодателей на участие в коллективных переговорах, в заключении соглашений от имени представляемого лица. Органы государственной власти и органы МСУ, не являясь стороной в социальном партнерстве, лишь оказывают помощь в подготовке проектов и заключение соглашений различного уровня.

Литература:

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ с изм. и доп. от 30 декабря 2015 года // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 3; 2016. - № 1. -Ст. 54.

2. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10 - ФЗ с изм. и доп. от 22 декабря 2014 года // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148; 2014. - № 52. - Ст. 7555.

3. Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров: Конвенция МОТ № 98 от 1 июля 1949 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4. Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию: Конвенция МОТ № 87 от 9 июля 1948 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5. Басаков М.И. Трудовое право. Сто экзаменнационых ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Март, 2006. - С. 89.

6. Васильев В., Костромина Е. Непрофсоюзные представители работников в России и за рубежом // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. - № 11. -С. 24.

7. Кязимов К.Г. Социальное партнерство: Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. - СПб.: ЭНАС, 2008. - С. 125.

8. Татарникова С.Н. Коллективно-договорные отношения: опыт социологического анализа // Труд и социальные отношения. 2008. - № 1. - С. 131 -138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.