[культура речи]
Е. А. Баранова
Екатерина Андреевна Баранова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, связей с общественностью и социальной рекламы социально-гуманитарного факультета Российского государственного социального университета ► [email protected]
«СТОРИ» КАК НОВЫЙ ЖАНР НА РАДИО
EKATERINA A. BARANOVA "STORY" AS A NEW RADIO GENRE
В данной статье популярные на российском разговорном и музыкальном радио короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых — истории на различные темы, рассматриваются как новый радиожанр. Автор изучил историю жанра «стори» на российском радио и проблемы, связанные с использованием программ в этом жанре.
Ключевые слова: «стори», радиожанры, «фичер», короткие записные передачи на радио.
The article examines short radio programs (1 to 3 minutes), based on the history of various topics, as a new genre in Russian talk and music broadcasting. The author studies the history of the “story” genre at Russian radio, and the concomitant problems.
Keywords: story, radio genres, feature.
На разговорном и музыкальном российском радио все большую популярность получают короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых истории на различные темы: о людях из прошлых эпох (известных и малоизвестных), исторических событиях, географических объектах и др. Мы считаем, что такую форму подачи контента можно рассматривать как новый жанр на радио — жанр «стори» (англ. story — рассказ, история).
В 2014 году автором было проведено исследование, в котором приняли участие авторы радиорубрик и топ-менеджеры российских разговорных и музыкальных радиостанций: Сергей Бунтман, 1-й заместитель главного редактора «Эхо Москвы»; Андрей Светенко, автор и ведущий рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM»; Андрей Родионов, заместитель главного редактора «Коммерсантъ FM»; Егор Серов, с 2008 по 2014 г. — генеральный продюсер Радио «Звезда»; Илья Подгорный, программный директор «Relax FM»; Игорь Паньков, креативный директор радио «Монте-Карло» и представители других радиостанций. Были учтены мнения сотрудников продакшн-студий, которые занимаются производством программ для радиостанций.
Основной целью исследования был не количественный (определение того, какой процент в сетке вещания занимают программы в жанре «стори», или точный подсчет радиостанций, на которых они присутствуют), а качественный анализ. Метод глубинного интервью позволил комплексно подойти к изучению вопроса: описать историю возникновения программ в жанре «стори» на российском разговорном и музыкальном радио, понять, почему радиостанции стали создавать такие программы,
38
[мир русского слова № 3 / 2015]
выяснить, насколько успешными они являются, и, наконец, проанализировать проблемы, которые возникают при внедрении таких программ в сетку вещания. Респонденты, создававшие программы в жанре «стори» на радио, дали подробные ответы на вопросы, связанные с историей возникновения и причиной появления таких программ на отечественных радиостанциях, а также дали оценку их успешности/неуспешности и по-пулярности/непопулярности в целом на российских радиостанциях.
При проведении исследования были использованы также метод контент-анализа радиотекстов, исторический и сравнительный методы; автор опирался и на личный опыт написания текстов для двухминутной программы «Великие люди» на радио «Комсомольская правда».
Для проведения исследования были выбраны разные радиостанции: разговорные, музыкальные, информационные, информационноразговорные — выборка показала, что программы в жанре «стори» присутствуют на разных радиостанциях, независимо от их вида и типа. Автор рассматривал радиостанции, на которых «стори» идут достаточно давно («Радио России»), и радиостанции, на которых программы в этом жанре появились сравнительно недавно (радио «Комсомольская правда»). Опыт радиостанций по включению «стори» в сетку передач представляется интересным.
Жанрообразующие факторы «стори»
Чтобы доказать, что короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых истории на различные темы: о людях прошлых эпох (известных и малоизвестных), исторических событиях, географических объектах и др., можно считать новым жанром на радио, обратимся к определению термина «жанр». В традиционном понимании — это «форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи»1. Содержание таких межпрограммок можно рассматривать как особую форму организации контента для решения определенной задачи: переключения внимания слушателя, удержания аудитории.
[Е. А. Баранова]
В теории журналистики выделяют следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения2. Предметом отображения в журналистике, как правило, являются события настоящего. Короткие истории на российском радио — это рассказ о прошедших событиях и людях. Интерес к прошлому сейчас возрос: появились популярные исторические журналы: «Story», «Загадки истории», «Тайные истории». Взлетели рейтинги у программы «Какие наши годы» Парфенова.
С мнением о том, что исторический контекст становится сегодня особенно востребованным, согласен и А. Светенко, автор рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM». Эта программа — не только рассказы о крупных исторических фигурах или масштабном событии, но и истории о занимательном, казусном. Например, история «День рождения Кузькиной матери». «Цель программы — пропагандировать ценность исторических знаний. Ведь ответственное понимание истории взращивает патриотизм»3, — отмечает Светенко.
Целевая установка как жанрообразующий фактор иногда предполагает определенное идеологическое воздействие на аудиторию (например, воспитание патриотизма в «Уроках истории» на «Вестях FM») или удовлетворяет коммерческие интересы радиостанции (Проект «Relax география» на радио «Relax FM» — проект, привлекающий турагентства). Основная цель подобных историй на радио — короткий рассказ о ком- или чем-либо с целью переключения внимания слушателя, отвлечения его от сложных тем политики и экономики (на разговорном радио) или от песен (на музыкальном). Еще одна важная цель таких историй — реализация культурно-образовательной функции журналистики.
Метод отображения как жанрообразующий фактор предполагает рерайт различных текстов (статьи на интернет-сайтах, в периодических изданиях, материалы из книг и энциклопедий) о конкретном человеке, историческом событии и т. д. При написании историй автор также может использовать материалы документальных филь-
[мир русского слова № 3 / 2015]
39
[культура речи]
мов. Однако он не использует традиционные методы: наблюдение, интервью, опрос.
«Стори» и документально-художественные жанры радиожурналистики
«Стори» не подходит под описание какого-либо другого радиожанра. Наиболее близкими ему являются документально-художественные жанры радиожурналистики, радиоочерк и радиорассказ. Некоторые теоретики и практики радио (например, С. А. Бунтман, 1-й заместитель главного редактора «Эхо Москвы») отмечают, что «„стори“ на отечественном разговорном и музыкальном радио — это современная форма радиорассказа, радиоорчерка»4. В этих жанрах, популярных в XX веке, «документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями — авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом»5.
По мнению автора, истории на современном музыкальном и разговорном радио едва ли можно назвать новой формой радиорассказа, радио-орчерка. Они не предполагают художественного вымысла, серьезного анализа жизненных ситуаций, а также публицистических отступлений. Это невозможно сделать за 1-3 минуты. Цель таких историй другая — переключить внимание слушателя, удержать его интересным рассказом, например, о том, что Н. В. Гоголь — горе-профессор6.
В основе радиоочерка и радиорассказа «лежат яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек — творец события, его дела, желания, поступки, действия»7. Современные истории на радио также могут быть о людях, малоизвестных фактах их биографии (если речь идет о знаменитостях прошлых эпох) или о неизвестных большинству слушателей личностях, вошедших в историю благодаря интересным биографическим фактам. Однако истории на российском радио — не только о людях. Это может быть рассказ о крупном историческом событии («Уроки истории» на «Вестях FM»), исто-
рии о том, как кафе или ресторан получил широкую известность («Истории со вкусом» на радио «Монте-Карло»), истории успеха и неуспеха компаний («Бизнес-кейс» на «Коммерсантъ FM»).
Как видим, жанры радиоочерка и радиорассказа отдаленно напоминают то, что мы называем жанром «стори». В истории развития радиовещания XX века сложно найти несколькоминутные передачи, межпрограммки. Есть один пример, который напоминает жанр «стори». «Во время Второй мировой войны в Англии драматург Джон Пристли после сводок новостей на „Би-би-си“ (BBC) зачитывал небольшие рассказы. Это были очерки на военную тему. Хронометраж их составлял 5-7 минут»8. Например, «История колесного парохода», который сделал несколько рейсов меду Дувром и Кале, эвакуировал людей и «погиб». Но их хронометраж больше, это короткие рассказы о событиях современности, а передачи, в основе которых истории о людях или исторических событиях на современном российском радио, — о прошлом.
«Фичер» или «стори»?
При проведении исследования автор спрашивал респондентов, как корректнее называть межпрограммки на радио, в основе которых короткие истории на различные темы. Российские радиожурналисты часто называют такие истории на радио английским термином «фичер» (feature или feature story). Представляется, что понятие «фичер» не удачное. Во-первых, оно имеет различные значения: тематическая статья в газете или журнале, сенсационный материал в газете или сообщение по радио или ТВ, центральная передача телепрограммы; большая статья в газете или журнале9.
Во-вторых, в наиболее распространенной интерпретации feature story — газетный очерк интересный для широкой публики или материал для радио/ТВ, в основе которого всестороннее освещение проблемы10. Как было отмечено выше, основная цель истории на современном разговорном и музыкальном российском радио — короткий интересный рассказ о ком-либо или чем-либо.
Мы считаем, что «стори» — отдельный новый жанр на российском радио. С этим мнением
40
[мир русского слова № 3 / 2015]
согласны и некоторые профессиональные радиожурналисты, и теоретики радио, например, Егор Серов, с 2008 по 2014 г. — генеральный продюсер Радио «Звезда», академик Российской Академии Радио, академик Евразийской Академии телевидения и радио11.
Возникает вопрос: когда появился новый жанр на российском радио?
История развития жанра «стори» на российском радио
На советском радио межпрограммок не было, были передачи, в которых говорили об истории, о том, кто из великих людей родился в определенный день, т. е. оперативная информация. «Возможно, эти короткие сводки на советском радио стали прародителем современных историй на российском радио»12, — отмечает Андрей Светенко.
Программы в жанре «стори» стали появляться на российском музыкальном и разговорном радио в нулевых годах. Первой российской радиостанцией, которая начала разрабатывать новый жанр, стало «Радио России». Еще в 1997 году журналист и историк Андрей Светенко начал делать трехминутную программу «Хранитель времени» (рассказы об исторических событиях). Программа «Уроки истории» (тоже трехминутная), продолжение «Хранителя времени», проявилась в 2007 году на «Маяке», а через год — на «Вестях FM».
В этом же году в продакшн-студии «Апельсин FM», которая производит самый разнообразный контент для радиостанций, появилась первая стори-программа, проект «Деньги» (хронометраж передач 3 мин.). Многие люди тогда брали ипотеки и потребительские кредиты. «Мы написали различные истории о происхождении денег, банков, о миллиардерах, о пиратах и сокровищах, о громких мошенничествах. И поняли, что на подобные программы есть спрос»13, — рассказывает руководитель студии радиопрограмм «Апельсин FM» Юлия Андреева.
В нулевые несколькоминутные специализированные программы, в основе которых лежала история о людях из прошлых эпох (известных и малоизвестных), географических объектах, ис-
[Е. А. Баранова]
торическом событии, возникают на радио «Relax FM», «Монте-Карло», «Коммерсантъ FM» и др.
Появление таких программ во многом связано с общей тенденцией к сокращению хронометража передач, так как «современная аудитория большой формат не воспринимает»14. Сокращение хронометража передач «связано с появлением Интернета и тем, что стали доступны многие источники информации. Человек в единицу времени может получать из разных источников самый разнообразный контент»15. Поэтому не-сколькоминутные записные передачи получают всю большую популярность. Это могут быть информационные (проект «Тема дня за 60 секунд» на «Серебряном дожде», «Сказано на КП» на радио «Комсомольская правда») или тематические межпрограммки, в основе которых «голые» факты о чем-либо, например, о различных видах российского оружия (программа «Арсенал» на радио «Звезда», которая длится полторы минуты).
Особое место среди таких записных передач занимают межпрограммки «стори». В основе их не «голые» факты, а именно интересно рассказанная история, позволяющая переключить внимание слушателей радиостанции, удержать аудиторию. Такие проекты пользуются популярностью на разных радиостанциях. Проанализировав продажи за два года (2008-2009) проекта «Деньги», в продакшн-студии «Апельсин FM» определили, что «он звучал на 20 региональных радиостанциях и после 2009 года продолжал пользоваться спросом»16.
На радио «Звезда» после смены формата в 2010-м (теперь в дневное время в сетке вещания нет программ длиннее 4 минут) резко поднялся рейтинг радиостанции. На «Звезде» после 2010 года появилось множество программ в жанре «стори» («Есть! Что рассказать...»; «Интересное кино»; «История награды» и др.). На радио «Relax FM» проводили исследование: «отправляли слушателям по электронной почте анкеты с вопросами о том, какие рубрики им нравятся. По отзывам, которые приходили, можно сказать, что аудитории такие программы интересны и они действительно удерживают аудиторию»17. На радио «Комсомольская правда» «стори» стали появ-
[мир русского слова № 3 / 2015]
41
[культура речи]
ляться с осени 2013 года. Аудитория за год выросла больше чем в двое.
Проблема интеграции «стори» с другими программами в сетке вещания
Как правило, передачи в жанре «стори» «привязаны» к конкретному новостному поводу. Например, в 2012 году, когда отмечалось двухсотлетие войны 1812 года, каждая история программы «Уроки истории» на «Вестях FM» была посвящена конкретному дню военных действий (А. Светенко рассказывал, что было в этот день 200 лет назад), а летом 2014 года была украинская тема — цикл историй «Украинцы в русской истории» (рассказы о «деятелях украинской истории»: Грушевском, Петлюре, Махно).
Но бывает, что такие передачи не связаны с новостным поводом. Как отмечает Е. Серов, «такие истории не обязательно должны быть к чему-то привязаны. „Тайное и неизведанное" „Теперь буду знать“ на „Звезде“, как правило, не привязаны к какой-то дате или событию. Главное: выбрать такую тему для историй, чтобы она „западала“»18.
По мнению С. Бунтмана, «если мы заинтересованы в протяженном прослушивании, то программы, в основе которых короткие истории о ком-либо, чем-либо, необходимо связывать с другими программами, иначе они не имеют смысла»19. «Не совсем уместно давать их перед новостями: слушатели ждут новостей, а такая программа может рассеять внимание. Человек, ожидая новостей, может вообще ее не слушать, и получается, что многие малые рубрики теряют-ся»20. Поэтому, если у таких программ плавающее время (а в большинстве случаев это так, например, «Жил-был дом» на «Культуре» или «Великие люди» на «Комсомольской правде»), они должны быть включены в контекст.
«Еще лучше делать из коротких историй сериал, чтобы человек именно эту рубрику слушал каждое время и лучше каждый день, еженедельный маленький рассказ делать бессмысленно. И, что очень важно, — обязательно в определенное время»21. Это верное замечание, ведь современный человек мыслит сериально, люди
смотрят сериалы, а у сериала должно быть фиксированное время.
Жанр «стори»
и проблема профессиональной этики
Проект «Великие люди» на радио «Комсомольская правда» сделан по модели сериала. Про каждого великого человека пишется 10-15 историй, каждая история (за исключением последней) заканчивается словами «но это уже другая история», т. е. каждая история, кроме последней, перетекает в другую, истории идут в разное время.
Вопрос интеграции «стори» с другими программами в сетке вещания — не единственная проблема, которая возникает при развитии таких проектов. Как автор историй для двухминутной программы «Великие люди» на радио «Комсомольская правда» я столкнулась с еще одной проблемой — этической. Для программ в жанре «стори» важно сразу «зацепить» слушателя. Роль такой «зацепки» в проекте «Великие люди» играет заголовок, который формулируется по единому принципу: упоминается сначала всем известный факт о человеке, а потом — факт малоизвестный. Например, «Юрий Гагарин — не только первый космонавт, но и воднолыжник». Чтобы «зацепить» слушателя, порой выбираются некорректные заголовки. Например, «Иван Тургенев — не только великий русский писатель, классик мировой литературы, но и отец-кукушка».
Проанализировав жанрообразующие факторы «стори», приходим к выводу о том, что «стори» можно считать новым жаром на российском радио, который набирает все большую популярность. Сейчас нет единого мнения о том, как интегрировать передачи в жанре «стори» в сетку вещания. Как отмечают эксперты, новый жанр позволяют удержать и даже повысить аудиторию в условиях возрастающей конкуренции. На некоторых радиостанциях («Коммерсантъ FM», «Relax FM») — «стори» не только один из инструментов развлечения слушателя, но и предложение для рекламного рынка.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Радиожурналистика / Под ред. проф. A. A. Шереля. М., 2000. URL: http:// evartist.narod.ru/text5/49.htm.
42
[мир русского слова № 3 / 2015]
[Е. А. Баранова]
2 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text2/03.htm
3 Интервью автора с А. Светенко, автором рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM».2014. Июнь. 06.
4 Интервью автора с 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014, Сент.
5 Радиожурналистика...
6 История под заголовком «Николай Гоголь — не только русский писатель, но и горе-профессор» звучала на радио «Комсомольская правда» в цикле историй о Н. В. Гоголе в рамках проекта «Великие люди». 2014. Апр.
7 Радиожурналистика...
8 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сент.
9 Feature. URL: http://dictionary.reference.com/browse/
feature/
10 How To Write a Feature Story. URL: http://www2. uncp.edu/home/acurtis/Courses/ResourcesForCourses/ WritingFeatureStories.html
11 Интервью автора с Е. Серовым, с 2008 по 2014 генеральным продюсером Радио «Звезда», академиком Российской Академии Радио, академиком Евразийской Академии телевидения и радио. 2014. Сент. 26.
ВТОРОЙ педагогическим
Форум под названием «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве» состоялся 1-2 ноября во Владимире.
В работе форума приняло участие около 500 человек — преподаватели русского языка и литературы учреждений всех уровней образования, методисты, представители общественных объединений и органов власти из 60 регионов России и 20 зарубежных стран. Мероприятие было организовано фондом «Русский мир», Российской академией образования и Российским обществом преподавателей русского языка и литературы.
Мероприятия форума проходили на высоком представительском уровне: на нём прозвучали выступления заместителя руководителя Администрации президента РФ Магомедсалама Магомедалиевича Магомедова, председателя Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслава Алексеевича Никонова, председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиды Фёдоровны Драгункиной, губернатора Владимирской области Светланы Юрьевны Орловой. Выступавшие отметили высокую значимость проблем преподавания и изучения русского языка в контексте разработки концепции филологического образования в современной школе, охарактеризовали ключевые проекты в сфере популяризации и распространения русского языка как на федеральном, так и на региональном уровне.
Участники форума вели дискуссии по таким актуальным для современной русистики темам, как качество филологического образования в современной школе, развитие читательской культуры, применение новых методов и техноло-
12 Интервью автора с А. Светенко, автором рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM».2014. Июнь. 06.
13 Интервью автора с Ю. Андреевой, руководителем студии радиопрограмм «Апельсин FM». Окт. 10.
14 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сентябрь. 04, Е. Серовым и др. топ-менеджерами российских радиостанций.
15 Интервью автора с А. Родионовым, заместителем главного редактора «Коммерсантъ FM». 2014. Июнь. 06.
16 Интервью автора с Ю. Андреевой, руководителем студии радиопрограмм «Апельсин FM». Окт. 10.
17 Интервью Автора с И. Подгорным, программным директором «Relax FM». 2014. Июнь. 06.
18 Интервью автора с Е. Серовым, с 2008 по 2014 генеральным продюсером Радио «Звезда», академиком Российской Академии Радио, академиком Евразийской Академии телевидения и радио. 2014. Сент. 26.
19 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сент.
20 Там же.
21 Там же.
[ хроника]
ФОРУМ РУССКОГО МИРА
SECOND PEDAGOGICAL FORUM OF THE RUSSIAN WORLD
гий в процессе обучения, интеграция преподавания русского языка в программы высшей школы. Наиболее интересные педагогические программы и проекты были представлены к защите, по итогам которой были определены победители в номинациях «качество филологического образования в современной школе», «развитие читательской культуры», «современный русский язык в вузе», «новые методы технологии на службе у русского языка и литературы».
По итогам форума была подготовлена резолюция, текст которой зачитала на церемонии закрытия Людмила Алексеевна Вербицкая, президент РОПРЯЛ, президент Российской академии образования, президент СПбГУ, председатель попечительского совета фонда «Русский мир». Рассуждая о приоритетах государственной политики в области преподавания русского языка и литературы, Л. А. Вербицкая обратила внимание собравшихся на необходимость формирования широкой читательской аудитории внутри страны и поисков новых путей развития интереса молодежи к чтению, в том числе и посредством различных форм внеурочной деятельности.
В рамках Второго педагогического форума также состоялись заседания Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы, на которых представители ведущих центров русистики России и зарубежья поделились своим видением тенденций функционирования русского языка, подвели предварительные итоги работы в 2015 году и определили планы на следующий год.
[мир русского слова № 3 / 2015]
43