Научная статья на тему '«Стори» как новый жанр на радио'

«Стори» как новый жанр на радио Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1709
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«CТОРИ» / РАДИОЖАНРЫ / «ФИЧЕР» / КОРОТКИЕ ЗАПИСНЫЕ ПЕРЕДАЧИ НА РАДИО / STORY / RADIO GENRES / FEATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баранова Екатерина Андреевна

В данной статье популярные на российском разговорном и музыкальном радио короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых истории на различные темы, рассматриваются как новый радиожанр. Автор изучил историю жанра «стори» на российском радио и проблемы, связанные с использованием программ в этом жанре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Story” as a New Radio Genre

The article examines short radio programs (1 to 3 minutes), based on the history of various topics, as a new genre in Russian talk and music broadcasting. The author studies the history of the “story” genre at Russian radio, and the concomitant problems.

Текст научной работы на тему ««Стори» как новый жанр на радио»

[культура речи]

Е. А. Баранова

Екатерина Андреевна Баранова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, связей с общественностью и социальной рекламы социально-гуманитарного факультета Российского государственного социального университета ► Kat-journ@yandex.ru

«СТОРИ» КАК НОВЫЙ ЖАНР НА РАДИО

EKATERINA A. BARANOVA "STORY" AS A NEW RADIO GENRE

В данной статье популярные на российском разговорном и музыкальном радио короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых — истории на различные темы, рассматриваются как новый радиожанр. Автор изучил историю жанра «стори» на российском радио и проблемы, связанные с использованием программ в этом жанре.

Ключевые слова: «стори», радиожанры, «фичер», короткие записные передачи на радио.

The article examines short radio programs (1 to 3 minutes), based on the history of various topics, as a new genre in Russian talk and music broadcasting. The author studies the history of the “story” genre at Russian radio, and the concomitant problems.

Keywords: story, radio genres, feature.

На разговорном и музыкальном российском радио все большую популярность получают короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых истории на различные темы: о людях из прошлых эпох (известных и малоизвестных), исторических событиях, географических объектах и др. Мы считаем, что такую форму подачи контента можно рассматривать как новый жанр на радио — жанр «стори» (англ. story — рассказ, история).

В 2014 году автором было проведено исследование, в котором приняли участие авторы радиорубрик и топ-менеджеры российских разговорных и музыкальных радиостанций: Сергей Бунтман, 1-й заместитель главного редактора «Эхо Москвы»; Андрей Светенко, автор и ведущий рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM»; Андрей Родионов, заместитель главного редактора «Коммерсантъ FM»; Егор Серов, с 2008 по 2014 г. — генеральный продюсер Радио «Звезда»; Илья Подгорный, программный директор «Relax FM»; Игорь Паньков, креативный директор радио «Монте-Карло» и представители других радиостанций. Были учтены мнения сотрудников продакшн-студий, которые занимаются производством программ для радиостанций.

Основной целью исследования был не количественный (определение того, какой процент в сетке вещания занимают программы в жанре «стори», или точный подсчет радиостанций, на которых они присутствуют), а качественный анализ. Метод глубинного интервью позволил комплексно подойти к изучению вопроса: описать историю возникновения программ в жанре «стори» на российском разговорном и музыкальном радио, понять, почему радиостанции стали создавать такие программы,

38

[мир русского слова № 3 / 2015]

выяснить, насколько успешными они являются, и, наконец, проанализировать проблемы, которые возникают при внедрении таких программ в сетку вещания. Респонденты, создававшие программы в жанре «стори» на радио, дали подробные ответы на вопросы, связанные с историей возникновения и причиной появления таких программ на отечественных радиостанциях, а также дали оценку их успешности/неуспешности и по-пулярности/непопулярности в целом на российских радиостанциях.

При проведении исследования были использованы также метод контент-анализа радиотекстов, исторический и сравнительный методы; автор опирался и на личный опыт написания текстов для двухминутной программы «Великие люди» на радио «Комсомольская правда».

Для проведения исследования были выбраны разные радиостанции: разговорные, музыкальные, информационные, информационноразговорные — выборка показала, что программы в жанре «стори» присутствуют на разных радиостанциях, независимо от их вида и типа. Автор рассматривал радиостанции, на которых «стори» идут достаточно давно («Радио России»), и радиостанции, на которых программы в этом жанре появились сравнительно недавно (радио «Комсомольская правда»). Опыт радиостанций по включению «стори» в сетку передач представляется интересным.

Жанрообразующие факторы «стори»

Чтобы доказать, что короткие записные передачи (хронометраж от 1 до 3 минут), в основе которых истории на различные темы: о людях прошлых эпох (известных и малоизвестных), исторических событиях, географических объектах и др., можно считать новым жанром на радио, обратимся к определению термина «жанр». В традиционном понимании — это «форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи»1. Содержание таких межпрограммок можно рассматривать как особую форму организации контента для решения определенной задачи: переключения внимания слушателя, удержания аудитории.

[Е. А. Баранова]

В теории журналистики выделяют следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения2. Предметом отображения в журналистике, как правило, являются события настоящего. Короткие истории на российском радио — это рассказ о прошедших событиях и людях. Интерес к прошлому сейчас возрос: появились популярные исторические журналы: «Story», «Загадки истории», «Тайные истории». Взлетели рейтинги у программы «Какие наши годы» Парфенова.

С мнением о том, что исторический контекст становится сегодня особенно востребованным, согласен и А. Светенко, автор рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM». Эта программа — не только рассказы о крупных исторических фигурах или масштабном событии, но и истории о занимательном, казусном. Например, история «День рождения Кузькиной матери». «Цель программы — пропагандировать ценность исторических знаний. Ведь ответственное понимание истории взращивает патриотизм»3, — отмечает Светенко.

Целевая установка как жанрообразующий фактор иногда предполагает определенное идеологическое воздействие на аудиторию (например, воспитание патриотизма в «Уроках истории» на «Вестях FM») или удовлетворяет коммерческие интересы радиостанции (Проект «Relax география» на радио «Relax FM» — проект, привлекающий турагентства). Основная цель подобных историй на радио — короткий рассказ о ком- или чем-либо с целью переключения внимания слушателя, отвлечения его от сложных тем политики и экономики (на разговорном радио) или от песен (на музыкальном). Еще одна важная цель таких историй — реализация культурно-образовательной функции журналистики.

Метод отображения как жанрообразующий фактор предполагает рерайт различных текстов (статьи на интернет-сайтах, в периодических изданиях, материалы из книг и энциклопедий) о конкретном человеке, историческом событии и т. д. При написании историй автор также может использовать материалы документальных филь-

[мир русского слова № 3 / 2015]

39

[культура речи]

мов. Однако он не использует традиционные методы: наблюдение, интервью, опрос.

«Стори» и документально-художественные жанры радиожурналистики

«Стори» не подходит под описание какого-либо другого радиожанра. Наиболее близкими ему являются документально-художественные жанры радиожурналистики, радиоочерк и радиорассказ. Некоторые теоретики и практики радио (например, С. А. Бунтман, 1-й заместитель главного редактора «Эхо Москвы») отмечают, что «„стори“ на отечественном разговорном и музыкальном радио — это современная форма радиорассказа, радиоорчерка»4. В этих жанрах, популярных в XX веке, «документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями — авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом»5.

По мнению автора, истории на современном музыкальном и разговорном радио едва ли можно назвать новой формой радиорассказа, радио-орчерка. Они не предполагают художественного вымысла, серьезного анализа жизненных ситуаций, а также публицистических отступлений. Это невозможно сделать за 1-3 минуты. Цель таких историй другая — переключить внимание слушателя, удержать его интересным рассказом, например, о том, что Н. В. Гоголь — горе-профессор6.

В основе радиоочерка и радиорассказа «лежат яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек — творец события, его дела, желания, поступки, действия»7. Современные истории на радио также могут быть о людях, малоизвестных фактах их биографии (если речь идет о знаменитостях прошлых эпох) или о неизвестных большинству слушателей личностях, вошедших в историю благодаря интересным биографическим фактам. Однако истории на российском радио — не только о людях. Это может быть рассказ о крупном историческом событии («Уроки истории» на «Вестях FM»), исто-

рии о том, как кафе или ресторан получил широкую известность («Истории со вкусом» на радио «Монте-Карло»), истории успеха и неуспеха компаний («Бизнес-кейс» на «Коммерсантъ FM»).

Как видим, жанры радиоочерка и радиорассказа отдаленно напоминают то, что мы называем жанром «стори». В истории развития радиовещания XX века сложно найти несколькоминутные передачи, межпрограммки. Есть один пример, который напоминает жанр «стори». «Во время Второй мировой войны в Англии драматург Джон Пристли после сводок новостей на „Би-би-си“ (BBC) зачитывал небольшие рассказы. Это были очерки на военную тему. Хронометраж их составлял 5-7 минут»8. Например, «История колесного парохода», который сделал несколько рейсов меду Дувром и Кале, эвакуировал людей и «погиб». Но их хронометраж больше, это короткие рассказы о событиях современности, а передачи, в основе которых истории о людях или исторических событиях на современном российском радио, — о прошлом.

«Фичер» или «стори»?

При проведении исследования автор спрашивал респондентов, как корректнее называть межпрограммки на радио, в основе которых короткие истории на различные темы. Российские радиожурналисты часто называют такие истории на радио английским термином «фичер» (feature или feature story). Представляется, что понятие «фичер» не удачное. Во-первых, оно имеет различные значения: тематическая статья в газете или журнале, сенсационный материал в газете или сообщение по радио или ТВ, центральная передача телепрограммы; большая статья в газете или журнале9.

Во-вторых, в наиболее распространенной интерпретации feature story — газетный очерк интересный для широкой публики или материал для радио/ТВ, в основе которого всестороннее освещение проблемы10. Как было отмечено выше, основная цель истории на современном разговорном и музыкальном российском радио — короткий интересный рассказ о ком-либо или чем-либо.

Мы считаем, что «стори» — отдельный новый жанр на российском радио. С этим мнением

40

[мир русского слова № 3 / 2015]

согласны и некоторые профессиональные радиожурналисты, и теоретики радио, например, Егор Серов, с 2008 по 2014 г. — генеральный продюсер Радио «Звезда», академик Российской Академии Радио, академик Евразийской Академии телевидения и радио11.

Возникает вопрос: когда появился новый жанр на российском радио?

История развития жанра «стори» на российском радио

На советском радио межпрограммок не было, были передачи, в которых говорили об истории, о том, кто из великих людей родился в определенный день, т. е. оперативная информация. «Возможно, эти короткие сводки на советском радио стали прародителем современных историй на российском радио»12, — отмечает Андрей Светенко.

Программы в жанре «стори» стали появляться на российском музыкальном и разговорном радио в нулевых годах. Первой российской радиостанцией, которая начала разрабатывать новый жанр, стало «Радио России». Еще в 1997 году журналист и историк Андрей Светенко начал делать трехминутную программу «Хранитель времени» (рассказы об исторических событиях). Программа «Уроки истории» (тоже трехминутная), продолжение «Хранителя времени», проявилась в 2007 году на «Маяке», а через год — на «Вестях FM».

В этом же году в продакшн-студии «Апельсин FM», которая производит самый разнообразный контент для радиостанций, появилась первая стори-программа, проект «Деньги» (хронометраж передач 3 мин.). Многие люди тогда брали ипотеки и потребительские кредиты. «Мы написали различные истории о происхождении денег, банков, о миллиардерах, о пиратах и сокровищах, о громких мошенничествах. И поняли, что на подобные программы есть спрос»13, — рассказывает руководитель студии радиопрограмм «Апельсин FM» Юлия Андреева.

В нулевые несколькоминутные специализированные программы, в основе которых лежала история о людях из прошлых эпох (известных и малоизвестных), географических объектах, ис-

[Е. А. Баранова]

торическом событии, возникают на радио «Relax FM», «Монте-Карло», «Коммерсантъ FM» и др.

Появление таких программ во многом связано с общей тенденцией к сокращению хронометража передач, так как «современная аудитория большой формат не воспринимает»14. Сокращение хронометража передач «связано с появлением Интернета и тем, что стали доступны многие источники информации. Человек в единицу времени может получать из разных источников самый разнообразный контент»15. Поэтому не-сколькоминутные записные передачи получают всю большую популярность. Это могут быть информационные (проект «Тема дня за 60 секунд» на «Серебряном дожде», «Сказано на КП» на радио «Комсомольская правда») или тематические межпрограммки, в основе которых «голые» факты о чем-либо, например, о различных видах российского оружия (программа «Арсенал» на радио «Звезда», которая длится полторы минуты).

Особое место среди таких записных передач занимают межпрограммки «стори». В основе их не «голые» факты, а именно интересно рассказанная история, позволяющая переключить внимание слушателей радиостанции, удержать аудиторию. Такие проекты пользуются популярностью на разных радиостанциях. Проанализировав продажи за два года (2008-2009) проекта «Деньги», в продакшн-студии «Апельсин FM» определили, что «он звучал на 20 региональных радиостанциях и после 2009 года продолжал пользоваться спросом»16.

На радио «Звезда» после смены формата в 2010-м (теперь в дневное время в сетке вещания нет программ длиннее 4 минут) резко поднялся рейтинг радиостанции. На «Звезде» после 2010 года появилось множество программ в жанре «стори» («Есть! Что рассказать...»; «Интересное кино»; «История награды» и др.). На радио «Relax FM» проводили исследование: «отправляли слушателям по электронной почте анкеты с вопросами о том, какие рубрики им нравятся. По отзывам, которые приходили, можно сказать, что аудитории такие программы интересны и они действительно удерживают аудиторию»17. На радио «Комсомольская правда» «стори» стали появ-

[мир русского слова № 3 / 2015]

41

[культура речи]

ляться с осени 2013 года. Аудитория за год выросла больше чем в двое.

Проблема интеграции «стори» с другими программами в сетке вещания

Как правило, передачи в жанре «стори» «привязаны» к конкретному новостному поводу. Например, в 2012 году, когда отмечалось двухсотлетие войны 1812 года, каждая история программы «Уроки истории» на «Вестях FM» была посвящена конкретному дню военных действий (А. Светенко рассказывал, что было в этот день 200 лет назад), а летом 2014 года была украинская тема — цикл историй «Украинцы в русской истории» (рассказы о «деятелях украинской истории»: Грушевском, Петлюре, Махно).

Но бывает, что такие передачи не связаны с новостным поводом. Как отмечает Е. Серов, «такие истории не обязательно должны быть к чему-то привязаны. „Тайное и неизведанное" „Теперь буду знать“ на „Звезде“, как правило, не привязаны к какой-то дате или событию. Главное: выбрать такую тему для историй, чтобы она „западала“»18.

По мнению С. Бунтмана, «если мы заинтересованы в протяженном прослушивании, то программы, в основе которых короткие истории о ком-либо, чем-либо, необходимо связывать с другими программами, иначе они не имеют смысла»19. «Не совсем уместно давать их перед новостями: слушатели ждут новостей, а такая программа может рассеять внимание. Человек, ожидая новостей, может вообще ее не слушать, и получается, что многие малые рубрики теряют-ся»20. Поэтому, если у таких программ плавающее время (а в большинстве случаев это так, например, «Жил-был дом» на «Культуре» или «Великие люди» на «Комсомольской правде»), они должны быть включены в контекст.

«Еще лучше делать из коротких историй сериал, чтобы человек именно эту рубрику слушал каждое время и лучше каждый день, еженедельный маленький рассказ делать бессмысленно. И, что очень важно, — обязательно в определенное время»21. Это верное замечание, ведь современный человек мыслит сериально, люди

смотрят сериалы, а у сериала должно быть фиксированное время.

Жанр «стори»

и проблема профессиональной этики

Проект «Великие люди» на радио «Комсомольская правда» сделан по модели сериала. Про каждого великого человека пишется 10-15 историй, каждая история (за исключением последней) заканчивается словами «но это уже другая история», т. е. каждая история, кроме последней, перетекает в другую, истории идут в разное время.

Вопрос интеграции «стори» с другими программами в сетке вещания — не единственная проблема, которая возникает при развитии таких проектов. Как автор историй для двухминутной программы «Великие люди» на радио «Комсомольская правда» я столкнулась с еще одной проблемой — этической. Для программ в жанре «стори» важно сразу «зацепить» слушателя. Роль такой «зацепки» в проекте «Великие люди» играет заголовок, который формулируется по единому принципу: упоминается сначала всем известный факт о человеке, а потом — факт малоизвестный. Например, «Юрий Гагарин — не только первый космонавт, но и воднолыжник». Чтобы «зацепить» слушателя, порой выбираются некорректные заголовки. Например, «Иван Тургенев — не только великий русский писатель, классик мировой литературы, но и отец-кукушка».

Проанализировав жанрообразующие факторы «стори», приходим к выводу о том, что «стори» можно считать новым жаром на российском радио, который набирает все большую популярность. Сейчас нет единого мнения о том, как интегрировать передачи в жанре «стори» в сетку вещания. Как отмечают эксперты, новый жанр позволяют удержать и даже повысить аудиторию в условиях возрастающей конкуренции. На некоторых радиостанциях («Коммерсантъ FM», «Relax FM») — «стори» не только один из инструментов развлечения слушателя, но и предложение для рекламного рынка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Радиожурналистика / Под ред. проф. A. A. Шереля. М., 2000. URL: http:// evartist.narod.ru/text5/49.htm.

42

[мир русского слова № 3 / 2015]

[Е. А. Баранова]

2 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text2/03.htm

3 Интервью автора с А. Светенко, автором рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM».2014. Июнь. 06.

4 Интервью автора с 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014, Сент.

5 Радиожурналистика...

6 История под заголовком «Николай Гоголь — не только русский писатель, но и горе-профессор» звучала на радио «Комсомольская правда» в цикле историй о Н. В. Гоголе в рамках проекта «Великие люди». 2014. Апр.

7 Радиожурналистика...

8 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сент.

9 Feature. URL: http://dictionary.reference.com/browse/

feature/

10 How To Write a Feature Story. URL: http://www2. uncp.edu/home/acurtis/Courses/ResourcesForCourses/ WritingFeatureStories.html

11 Интервью автора с Е. Серовым, с 2008 по 2014 генеральным продюсером Радио «Звезда», академиком Российской Академии Радио, академиком Евразийской Академии телевидения и радио. 2014. Сент. 26.

ВТОРОЙ педагогическим

Форум под названием «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве» состоялся 1-2 ноября во Владимире.

В работе форума приняло участие около 500 человек — преподаватели русского языка и литературы учреждений всех уровней образования, методисты, представители общественных объединений и органов власти из 60 регионов России и 20 зарубежных стран. Мероприятие было организовано фондом «Русский мир», Российской академией образования и Российским обществом преподавателей русского языка и литературы.

Мероприятия форума проходили на высоком представительском уровне: на нём прозвучали выступления заместителя руководителя Администрации президента РФ Магомедсалама Магомедалиевича Магомедова, председателя Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслава Алексеевича Никонова, председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиды Фёдоровны Драгункиной, губернатора Владимирской области Светланы Юрьевны Орловой. Выступавшие отметили высокую значимость проблем преподавания и изучения русского языка в контексте разработки концепции филологического образования в современной школе, охарактеризовали ключевые проекты в сфере популяризации и распространения русского языка как на федеральном, так и на региональном уровне.

Участники форума вели дискуссии по таким актуальным для современной русистики темам, как качество филологического образования в современной школе, развитие читательской культуры, применение новых методов и техноло-

12 Интервью автора с А. Светенко, автором рубрики «Уроки истории» на «Вестях FM».2014. Июнь. 06.

13 Интервью автора с Ю. Андреевой, руководителем студии радиопрограмм «Апельсин FM». Окт. 10.

14 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сентябрь. 04, Е. Серовым и др. топ-менеджерами российских радиостанций.

15 Интервью автора с А. Родионовым, заместителем главного редактора «Коммерсантъ FM». 2014. Июнь. 06.

16 Интервью автора с Ю. Андреевой, руководителем студии радиопрограмм «Апельсин FM». Окт. 10.

17 Интервью Автора с И. Подгорным, программным директором «Relax FM». 2014. Июнь. 06.

18 Интервью автора с Е. Серовым, с 2008 по 2014 генеральным продюсером Радио «Звезда», академиком Российской Академии Радио, академиком Евразийской Академии телевидения и радио. 2014. Сент. 26.

19 Интервью автора с С. Бунтманом, 1-м заместителем главного редактора «Эхо Москвы». 2014. Сент.

20 Там же.

21 Там же.

[ хроника]

ФОРУМ РУССКОГО МИРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SECOND PEDAGOGICAL FORUM OF THE RUSSIAN WORLD

гий в процессе обучения, интеграция преподавания русского языка в программы высшей школы. Наиболее интересные педагогические программы и проекты были представлены к защите, по итогам которой были определены победители в номинациях «качество филологического образования в современной школе», «развитие читательской культуры», «современный русский язык в вузе», «новые методы технологии на службе у русского языка и литературы».

По итогам форума была подготовлена резолюция, текст которой зачитала на церемонии закрытия Людмила Алексеевна Вербицкая, президент РОПРЯЛ, президент Российской академии образования, президент СПбГУ, председатель попечительского совета фонда «Русский мир». Рассуждая о приоритетах государственной политики в области преподавания русского языка и литературы, Л. А. Вербицкая обратила внимание собравшихся на необходимость формирования широкой читательской аудитории внутри страны и поисков новых путей развития интереса молодежи к чтению, в том числе и посредством различных форм внеурочной деятельности.

В рамках Второго педагогического форума также состоялись заседания Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы, на которых представители ведущих центров русистики России и зарубежья поделились своим видением тенденций функционирования русского языка, подвели предварительные итоги работы в 2015 году и определили планы на следующий год.

[мир русского слова № 3 / 2015]

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.