СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОГИ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВАМ
Терехова Т.Н., Леонович О.М.
Белорусский государственный медицинский университет, Минск
Terekhova T.N., Leonovich O.M. Belarusian State Medical University, Minsk Dental status in children with different level of anxiety to dental interventions
Резюме. Во всем мире актуальна проблема адаптации детей с разным уровнем тревоги к стоматологическому вмешательству. Изучен уровень стоматологической помощи и гигиеническое состояние полости рта. Проанализирована взаимосвязь высокого уровня тревожности и интенсивность кариеса зубов. Полученные результаты могут быть использованы в разработке эффективных профилактических мероприятий и адаптации ребенка к стоматологическим манипуляциям. Ключевые слова: тревожность ребенка на приеме у стоматолога, интенсивность кариеса, стоматологическая помощь.
Современная стоматология. — 2016. — №1. — С. 56-59.
Summary. Worldwide topical issue of adaptation of children with different anxiety level to dental intervention. We investigated the level of dental care and hygiene of the oral cavity. We analyze the relationship between high anxiety levels and intensity of dental caries. The results can be used in the development of effective preventive measures and adaptation of the child to dental procedures. Keywords: child anxiety at the dentist, the intensity of caries, dental care.
Sovremennaya stomatologiya. — 2016. — N1. — P. 56-59.
На протяжении длительного времени одной из проблем в детской стоматологии является сложность адаптации ребенка к стоматологическому лечению, усугубляющаяся значительной распространенностью и интенсивностью кариозного процесса, а также трудностью преодоления медицинских страхов у детей.
Каждый маленький пациент индивидуален. Невозможно предсказать, как будет вести себя ребенок на приеме. Большинство детей боятся лечить зубы, выражая протестное поведение, тем самым усугубляя свое состояние. Интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ у детей в возрасте 3-6 лет, лечение зубов которым проводилось под наркозом, в среднем составляет 11,45, что соответствует очень высокому уровню интенсивности кариеса (Горбачева К.А., Петрович Н.И.) [1, 2].
Для того чтобы успешно провести лечение, врач-стоматолог должен уметь определить наличие тревоги у маленького пациента и оценить ее уровень, а также адаптировать ребенка к стоматологическому лечению. Если маленького пациента не готовить к посещению стоматологического кабинета, то после первого опыта лечения у ребенка может сформироваться негативное отношение к стоматологическим манипуляциям, которое в последующем устранить крайне сложно [3].
Цель исследования - изучить стоматологический статус детей с разным уровнем тревоги к стоматологическому лечению.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 306 детей в возрасте от 2 до 6 лет (147 девочек и 159 мальчиков), проводившемся на базе Республиканской клинической стоматологической поликлиники и 1-й детской клинической стоматологической поликлиники Минска. У детей определяли интенсивность кариеса временных зубов (КПУ зубов и УИК), гигиеническое состояние полости рта с помощью индекса PLI (Silness, Loe, 1964), уровень оказания стоматологической помощи по индексу УСП (Леус П.А., 1992). С целью установления психологического контакта с детьми и их родителями оценены уровень тревоги, поведение и способность к коммуникации с врачом, а также проведено стоматологическое обследование.
Уровень тревоги детей определяли с использованием поведенческой шкалы Франкла. В зависимости от уровня тревоги на стоматологическом приеме дети были разделены на 4 группы:
• группа 1 - 52 ребенка с позитивным «Fr+» и абсолютно позитивным поведением «Fr++»;
• группа 2 - 101 ребенок с негативным «Fr-» поведением;
• группа 3 - 103 ребенка абсолютно негативным «Fr- -» поведением;
• группа 4 - 50 детей с негативным «Fr-» и абсолютно негативным «Fr—» поведением (родители изъявили желание провести санацию полости рта под общей анестезией).
Результаты и обсуждение
При изучении стоматологического статуса детей с разным уровнем тревоги в возрасте от 3 до 6 лет установлено, что распространенность кариеса зубов у детей с различным уровнем психоэмоционального напряжения по обращаемости составила 100% случаев на 100 обследованных, что соответствует высокому оценочному критерию.
В табл. 1 представлены сведения об интенсивности кариеса зубов у детей с разным уровнем тревоги перед стоматологическими мероприятиями.
Интенсивность кариеса временных зубов по индексу КПУ у детей с позитивным отношением к проведению стоматологических мероприятий в группе 1 составила 4,52±0,32, что соответствует средней интенсивности кариеса зубов, однако была достоверно (р1-23 4<0,01) ниже, чем у детей в группах 2', 3 и 4, у которых среднее значение индекса КПУ составило 6,49±0,21, 8,93±0,26 и 9,04±0,71 соответственно. Среднее значение индекса КПУ (6,49±0,21) у детей в группе 2 соответствует высокой, а в груп-
Таблица 1
Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей с разным уровнем тревоги перед стоматологическими мероприятиями
Показатель Интенсивность кариеса зубов и его уровень у детей с разным уровнем тревоги перед стоматологическими мероприятиями
группа 1 группа 2 группа 3 группа 4
Распространенность, % 100 100 100 100
Интенсивность, КПУ 4,52±0,32 6,49±0,П 8,93±0,26 9,04±0,71
Таблица 2
Индекс интенсивности кариеса у детей с разным уровнем тревоги перед стоматологическими мероприятиями
Индекс КПУ у детей с разным уровнем тревоги перед стоматологическими
Группа детей мероприятиями
К П У
абс. % абс. % абс. %
1 88 37,45 142 60,43 5 2,12
2 561 85,52 81 12,35 14 2,13
3 741 80,54 132 14,35 47 5,11
4 417 92,25 21 4,65 14 3,10
Таблица 3
Индекс КПУ у детей с разным уровнем тревоги к стоматологическому лечению
Индекс КПУ у детей с разным уровнем тревоги
Группа детей к стоматологическому лечению
К П У
абс. среднее число зубов абс. среднее число зубов абс. среднее число зубов
1 88 1,69±0,11 142 2,73±0,25 5 0,10±0,06
2 561 5,55±0,19 81 0,80±0,08 14 0,14±0,04
3 741 7,19±0,21 132 1,28±0,08 47 0,45±0,09
4 417 8,34±0,44 21 0,42±0,15 14 0,28±0,12
Рис. 1. Структура индекса КПУ у детей, %
пах 3 и 4 (8,93±0,26 и 9,04±0,71) - очень высокой интенсивности кариеса зубов.
У детей всех групп по мере увеличения возраста интенсивность кариеса
возрастает, но у пациентов с позитивным отношением значение индекса КПУ во всех возрастных группах достоверно ниже, чем у детей аналогичного
возраста в группах 2, 3 и 4, у которых отмечено негативное отношение к стоматологическому лечению (%2=63,0; р<0,001).
Анализ структуры индекса КПУ позволил выявить в группах детей с психоэмоциональным напряжением значительное преобладание элемента «К» (кариозные зубы). Так, доля компонента «К» у детей в группах 2, 3 и 4 составила 561 (85,52%), 741 (80,54%) и 417 (92,25%) соответственно, что в 2,20, 2,15 и 2,46 раза выше, чем у детей с позитивным отношением. У детей группы 1 доля компонента «К» составила 88 (37,45%), что достоверно ниже, чем у детей групп 2 (%2=202,1; р12<0,001), 3 (%2=171,6; р31<0,001) и 4 (%2=238,5; р4-1<0,001). У детей группы 4, лечение зубов которым проводили под общим обезболиванием, компонент «К» в структуре индекса КПУ был достоверно выше (х2=31,6; р4-3<0,001) (х2=11,7; р4-2<0,001), чем у детей с абсолютно негативным отношением к проведению стоматологического лечения (табл. 2, рис. 1).
В структуре индекса КПУ доля компонента «П» (пломбированные зубы) в группе 1 составила 142 (60,43%), в группе 2 - 81 (12,35%), в группе 3 - 132 (14,35%) и в группе 4 - 21 (4,65%). Значение показателей, указывающих долю компонента «П», достоверно выше у детей группы 1 по сравнению с детьми групп 2 (%2=213,1; р21<0,001), 3 (%2=219,6; р31<0,001) и 4 (%2=265,8; р4-1<0,001). Дети группы 4 имели в полости рта достоверно меньшее число пломб, чем дети групп 3, 2, 1 (%2=19,0; р4-2<0,001; ^=28,8; р4-3<0,001; %2=265,8; р^<0,001).
Доля удаленных зубов (компонент «У») в группах 1, 2, 3 и 4 соответственно составила 5 (2,12%), 14 (2,13%), 47 (5,11%) и 14 (3,10%). У детей с позитивным отношением группы 1 компонент «У» в структуре индекса КПУ был достоверно ниже (х,2=3,9; р2-1<0,05), чем таковой у детей с негативным отношением к проведению стоматологических мероприятий группы 2 и несколько ниже, чем у детей групп 3 (%2=0,1; р3-1>0,05) и 4 (^=1,4; р4_1>0,05).
В среднем у каждого ребенка группы 1 зарегистрировали 1,69±0,11 временных зубов, пораженных кариесом, 2,73±0,25 запломбированных и 0,1±0,06 удаленных (табл. 3). Число кариозных и удаленных временных зубов у детей группы 1 было достоверно ниже, чем у детей групп 2, 3 и 4 (р,2Д4<0,001).
Таблица 4
Уровень интенсивности кариеса зубов у детей с разным уровнем тревоги к стоматологическому лечению
Группа Число детей УИК Активность кариеса
1 52 1,00±0,06 Высокая
2 101 1,72±0,06 Очень высокая
3 103 2,48±0,09 Очень высокая
4 50 1,90±0,12 Очень высокая
Рис. 2. Структура индекса УИК у детей с различным уровнем тревоги, %
Рис. 3. Медианное значение индекса гигиены у детей с различным уровнем тревоги
У каждого ребенка группы 2 компонент «К» составил 5,55±0,19, что достоверно выше, чем у детей группы 1 (р1-2<0,001), и достоверно ниже, чем у детей групп 3 и 4. Компонент «П» в среднем составил 0,80±0,08, что достоверно ниже (р1_2<0,001), чем у детей с позитивным отношением к стоматологическому лечению группы 1 и у представителей группы 3 (р3-2<0,05), и выше, чем у детей группы 4 (р4-2<0,05). В среднем у каждого
ребенка группы 2 зарегистрировано по 0,14±0,04 временных удаленных зубов, но различия показателя между группами недостоверны (табл. 3).
У каждого ребенка группы 3 компонент «К» составил 7,19±0,21, что достоверно выше, чем у детей групп 1 (р1-3<0,001) и 2 (р2-3<0,001). Компонент «П» в среднем составил 1,28±0,08, что достоверно ниже, чем у детей с позитивным отношением к стоматологическому лечению группы
1 (р1-3<0,001), и выше, чем у детей групп
2 (р2-3<0,001) и 4 (р4-3<0,001). В среднем у каждого ребенка группы 3 зарегистрировано 0,45±0,09 временных удаленных зубов, что больше показателя в группах 1 (р1-3<0,05), 2 и 4 (р2-3<0,001).
Следовательно, дети с абсолютно негативным и негативным отношением к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий имели в полости рта в 4,93, 4,25 и 3,28 раза больше кариозных зубов (р3-12<0,001), в 6,5, 2,13 и 3,4 раза меньше пломбированных (р32-1<0,001) и в 2,8, 4,5 и 1,4 раза больше удаленных зубов ((р1-2<0,001), (р3-1<0,05)), чем дети с позитивным отношением к посещению стоматологического кабинета.
Проводя анализ уровня интенсивности кариеса (УИК) зубов, установлено, что у детей с позитивным отношением к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий преобладает высокий уровень интенсивности кариеса, в то время как у детей с негативным отношением к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий зарегистрирован очень высокий уровень интенсивности кариеса (табл. 4).
Среднее значение уровня интенсивности кариеса, определенного по индексу УИК, у детей группы 1 составило 1,00±0,06 и было достоверно ниже, чем у детей в группах 2, 3 и 4, у которых значения УИК составили 1,72±0,06, 2,48±0,09, 1,90±0,12 соответственно. Различия статистически достоверны
(х2= р1.2,3,4<0,05).
Анализ структуры индекса УИК показал, что низкий уровень интенсивности кариеса зубов зарегистрирован у 5 (9,6%) детей группы 1, что достоверно выше (х,2=10,0; р1-2<0,01), чем показатель у детей групп 2 и 3 (^2=10,1; р3-1 <0,01), и не отличался от индекса у детей группы 4 (р>0,05). Среди пациентов групп 2 и 3 не было ни одного ребенка с низкой интенсивностью кариеса зубов. У детей группы 4 реже (х,2=2,7; р4-1>0,05), чем у детей группы 1, наблюдали низкую активность кариеса зубов.
Средний уровень интенсивности кариеса зубов отмечен у 13 (25,0%) детей группы 1, что достоверно выше, чем у детей в группах 2 (%2=11,5; р1-2<0,001), 3 (^=28,1; р1-3<0,001) и 4 (%2=9,0; р1-4<0,01), где аналогичный показатель составил 6 (5,94%), 0 (0%) и 2 (4,0%) детей соответственно (рис. 2).
Высокий уровень интенсивности кариеса имели 18 (34,6%) детей группы 1, что
Рис. 4. Медианное значение индекса УСП у детей с различным уровнем тревоги
достоверно выше, чем у детей групп 2 (%2=4,7; p1-2<0,05), 3 (^=2,68; p1-3<0,001) и 4 (^2=7,2; p14<0,01), среди которых 19 (18,81%), 4 (3,88%) и 6 (12%) детей соответственно имели высокий уровень интенсивности кариеса зубов.
Очень высокий уровень интенсивности кариеса зубов отмечен у 16 (30,8%) детей группы 1, у 76 (75,25%) группы 2, у 99 (96,12%) группы 3 и у 41 (82,0%) ребенка группы 4. Различия в доле лиц, имеющих очень высокий уровень интенсивности кариеса, достоверны между группами 1 и 2 (%2=28,3; p12<0,001), 3 (^=77,1; p13<0,001 ) и 4 (%2=27,1; p1-4<0,001 ) (рис. 2).
Гигиеническое состояние полости рта у детей с разным уровнем тревоги к стоматологическим вмешательствам по индексу PLI у детей различных групп представлено на рис. 3.
Среднее значение индекса гигиены полости рта PLI было выше у детей с негативным и абсолютно негативным поведением на стоматологическом приеме, чем у пациентов с позитивным поведением. Так, значение индекса гигиены у детей группы 2 составило 1,71±0,03
балла, у детей группы 3 -1,91±0,03 балла (р2-3>0,05), у детей группы 4 -1,95±0,05 балла, в то время как у детей группы 1 аналогичный показатель составил 1,36±0,03 балла и был достоверно ниже
(Р1-2,3,4<0,001).
Медианное значение индекса гигиены полости рта PLI у детей группы 1 с позитивным поведением составило 1,3 [1,2-1,5] (n=52, p<0,05) и было статистически значимо ниже, чем у детей с негативным и абсолютно негативным поведением на стоматологическом приеме групп 2, 3 и 4 соответственно (1,7 [1,5-1,8] (n=101, p<0,05), 1,91 [1,7-2,1] (n=103, p<0,05), 1,95 [1,7-2,0] (n=50, p<0,05). Оценка индексов гигиены у детей с разным уровнем тревоги с помощью U-критерия Манна - Уитни подтвердила статистически значимые различия в величине показателей у представителей всех групп (U12=757,500; U13=296,000; U1-4=129,000 при р12; р1-3; р1-4<0,05).
Анализ структуры индекса уровня стоматологической помощи (УСП) детям с разным уровнем тревоги показал, что медианное значение у детей груп-
пы 1 в целом составляет [50-66] (n=52, p1<0,001) и оценивается как удовлетворительное, что достоверно выше, чем у детей групп 2 ([0-20] (n=101, p2<0,001)), 3 ([10-22] (n=103, p3<0,001)) и 4 ([0-0] (n=50, p4<0,001)), имеющих недостаточный и плохой уровень стоматологической помощи соответственно.
Анализ структуры индекса УСП показал, что в группе 1 доля лиц, имеющих хороший уровень стоматологической помощи, составила 4 (7,7%), что достоверно выше, чем у детей групп 2 (х2=10,5; p1-2<0,01) и 3 (%2=44,4; p1-3<0,001). Удовлетворительный уровень стоматологической помощи установлен у 40 (76,9%) детей группы 1, что достоверно выше, чем у детей групп 2 (^2=174,3; p1-2<0,01) и 3 (^2=63,3; p1- 3<0,001). Плохой уровень стоматологической помощи отмечен у 8 (15,4%) детей группы 1, что достоверно ниже, чем у детей групп 2 (%2=10,5; p1-2<0,01) и 3 (%2=44,4; p1-3<0,001), недостаточный уровень не выявлен (рис. 4).
Заключение
В результате исследования установлено, что у детей с высоким уровнем тревоги перед стоматологическим лечением состояние гигиены полости рта и интенсивность кариеса зубов (кПу) достоверно выше, а уровень стоматологической помощи хуже, чем у детей с позитивным отношением, что подтверждает необходимость дифференцированного подхода при оказании стоматологической помощи детям с разным уровнем тревоги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбачева, К.А. Особенности стоматологического статуса детей, не способных к сотрудничеству, санированных под общим обезболиванием / К.А. Горбачева, Н.И. Петрович // Стоматолог. -
2012. - №3. - С.83-82.
2. Райт, Дж.З. Управление поведением детей на стоматологическом приеме / Дж.З. Райт, Д.Э. Гарднер; пер. с англ.; под общ. ред. Т.В. Попруженко, Т.Н. Тереховой. - М., 2008. - 304 с.
3. Велбери, Р.Р. Детская стоматология: руководство / Р.Р. Велбери, М.С. Даггал, М.-Т. Хози; пер. с англ.; под ред. Л.В. Кисельниковой. - М.,
2013. - 456 с.
Поступила 15.12.2015