Научная статья на тему 'СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лямцева М.П., Добролежева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

можно отметить, что у детей с гломерулонефритом, находящихся на гормональной терапии более выражена стоматологическая патология и соответственно отмечаются более низкие показатели качества жизни по всем исследуемым параметрам.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют об ухудшении стоматологического статуса и качества жизни у детей с гломерулонефритом. Отмечается взаимосвязь между тяжестью стоматологических проявлений и качеством жизни детей с гломерулонефри-том. При длительном приеме гормональной терапии отмечаются более низкие показатели качества жизни. Данные результаты необходимо учитывать при профилактики и лечения стоматологических заболеваний у данных пациентов.

Список литературы

1. Зуева Т. Е., Кисельникова Л. П., Алибекова А. А., Романовская В. Н. Влияние гигиенического состояния полости рта на качество жизни детей подросткового возраста. Российская стоматология. 2016; 9(1): 66-66.

2. Мельниченко Э.М., Белик Л.П. Состояние органов полости рта у детей с хроническим гломерулонефритом. Стоматология. 2002; № 2: 53-54.

3. Elheeny AAH. Oral health status and impact on the oral health-related quality of life of Egyptian children and early adolescents with type-1 diabetes: a case-control study. Clin Oral Investig. 2020 Nov;24(11):4033-4042. DOI: 10.1007/ s00784-020-03273-w. Epub 2020 May 28. PMID: 32468484.

4. Jokovic A, Locker D, Stephens M, Kenny D, Tompson B, Guyatt G. Validity and reliability of a questionnaire for measuring child oral-health-related quality of life. J Dent Res. 2002 Jul;81(7):459-63. DOI: 10.1177/154405910208100705. PMID: 12161456.

5. Najirad M, Ma MS, Rauch F, Sutton VR, Lee B, Retrouvey JM; Members of the BBD, Esfandiari S. Oral health-related quality of life in children and Teenagers with osteogenesis imperfecta: cross-sectional study. Orphanet J Rare Dis. 2018 Oct 25;13(1):187. DOI: 10.1186/s13023-018^935-y. PMID: 30359278; PMCID: PMC6202869.

6. Subramaniam P, Gupta M, Mehta A. Oral health status in children with renal disorders. J Clin Pediatr Dent. 2012 Fall;37(1):89-93. DOI: 10.17796/jcpd.37.1.7l913347q0232v01. PMID: 23342573.

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Лямцева М.П.1, Добролежева Т. А.1 1Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Актуальность. Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется нарушением в общении и социальных отношениях и узким, повторяющимся стереотипным репертуаром деятельности, поведением и интересами [1]. Как показывают исследования, для детей с РАС характерны те же проблемы со

здоровьем полости рта, что и у здоровых, но из-за таких факторов, как проявление нежелательного поведения, неспособности самостоятельно позаботиться о себе, склонности к самотравматизму, эти дети подвержены большему риску развития основных стоматологических заболеваний [2, 3, 4].

У детей, страдающих расстройствами аутистиче-ского спектра, наблюдается высокая интенсивность и распространенность кариеса, что связано со сложностью оказания им стоматологической помощи, неудовлетворительной гигиеной полости рта, особенностями соматического статуса и психологического состояния каждого отдельного ребенка [2, 5, 6, 7].

Причинами возникновения кариеса у детей с аутизмом является характер питания и плохая гигиена полости рта. Дети с РАС часто проявляют полное отсутствие сотрудничества в стоматологическом кабинете, что заставляет откладывать стоматологическое лечение этих детей [5]. Еще одной из причин является употребление большого количества сладкой и мягкой пищи и длительное пережевывание в ротовой полости (вялое жевание) [7]. Кроме того, проведенные исследования показали, что дети с РАС в отличии от нормотипичных детей, имеют низкое слюноотделение, низкую буферную емкость [8, 9].

Состояние здоровья полости рта у детей с аутизмом оценивается как плохое по следующим причинам: низкий уровень развития навыков самообслуживания, дефицит внимания и гиперактивность, низкая способность к обучению. У детей с РАС присутствуют сенсорные проблемы, например, гиперчувствительность к щетинкам щетки и вкусу пасты или зубного порошка, что заставляет их избегать чистки зубов. [10].

Нарушение социальной адаптации существенно снижает, а иногда делает невозможным способность к поддержанию гигиены полости рта, приводя к возникновению, или уже отягощению имеющихся заболеваний полости рта, таких как кариес и воспалительные заболевания пародонта. Так около 25% осмотренных детей с РАС не чистят зубы [11].

У большинства детей с РАС выявлена плохая гигиена полости рта, и почти у всех имеются воспалительные заболевания пародонта. Эти изменения могут быть связаны с нерегулярной чисткой зубов из-за трудностей, с которыми родители сталкивались во время чистки зубов детям, так как многие дети с РАС не могут самостоятельно чистить зубы, а родители осуществляют эту функцию нерегулярно [12].

Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в обучении элементарным навыкам, общению. Одним из главных нарушений, которое препятствует успешной адаптации при расстройствах аутистического спектра, является недостаток коммуникативных навыков. Способность к коммуникации — это умение находить взаимосвязь с другими людьми; навыки продуктивного общения.

Раздел 14. КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Уровень развития личности определяет коммуникация — взаимный обмен информацией, который происходит в словесной форме (вербальной) и в невербальной [13, 14].

При планировании стоматологической реабилитации детей с РАС необходимо изучить уровень знаний родителей детей с РАС по профилактике стоматологических заболеваний и стоматологический статус в зависимости от способности детей с расстройством аутистического спектра к коммуникации.

Целью нашего исследования явилось изучение стоматологического статуса детей с расстройством аути-стического спектра в зависимости их коммуникативных навыков и оценка уровня знаний родителей детей с РАС по профилактике стоматологических заболеваний.

Материалы и методы: В рамках проекта «Дружелюбная стоматология для детей с РАС», который реализуется Фондом «Импульс развития» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в партнерстве с МГМСУ им. А.И. Евдокимова и Ассоциацией «Аутизм-Регионы», было проведено анкетирование 143 родителей детей с расстройством аутистического спектра возрасте от 4 до 16 лет, проживающих в Москве и Московской области, которое выполнялось на базе клиники детской стоматологии Клинического центра челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии Клиники Московского государственного медико-стоматологического факультета имени А.И. Евдокимова. Для оценки уровня гигиенических знаний родителей нами была разработана анкета, состоящая из 2 частей с 52 вопросами. Первая часть включала в себя общую информацию о ребенке (наличие диагноза РАС, посещение ребенком общеобразовательных учреждений, занятий с использованием прикладного анализа поведения и др.) Вторая часть включала с себя информацию о стоматологическом статусе ребенка. На каждый вопрос анкеты предоставлялось от 2 до 5 вариантов ответов. Также было обследовано 160 детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 4 до 16 лет, проживающих в Москве и Московской области, которое выполнялось на базе клиники детской стоматологии КЦЧЛПХ и стоматологии Клиники Московского государственного медико-стоматологического факультета имени А.И. Евдокимова. Дети были разделены на 3 группы по возрастным критериям. Первая группа включала 51 ребенка со временным прикусом в возрасте от 3 до 5 лет, из них 30 невербальных детей и 21 вербальный ребенок. Вторая группа включала 63 пациента со сменным прикусом в возрасте от 6 до 11 лет, из них 26 неговорящих и 37 с развитой речью. В третью группу входили 46 детей с постоянным прикусом в возрасте от 12 до 16 лет, среди которых 21 пациент имел неразвитую речь и 25 развитую. В соответствии с поведенческими реак-

циями пациентов для оценки стоматологического статуса нами были выбраны индексы гигиены -Федорова-Володкиной, OHI-S; для оценки и регистрации интенсивности кариеса кп, КПУ+кп, КПУ; для оценки состояния тканей пародонта — PMA.

Для регистрации полученных данных обследования нами были разработаны карты обследования для данной категории пациентов.

Результаты и их обсуждение. Полученные данные показали, что 34,7% опрошенных родителей не получали рекомендаций по гигиене полости рта, в то время как 32% опрошенных родителей получали информацию по уходу за полостью рта от врача-стоматолога.

На вопрос о знании правил чистки зубов, 46,7% опрошенных родителей ответили, что получали данную информацию от врача-стоматолога. Вторым источником информации был интернет (28%), 24% опрошенных родителей не получали информацию о чистке зубов.

На вопрос «Требуется ли ваша помощь ребенку при чистке зубов?» почти 49,3% опрошенных родителей ответили, что ребенок не может чистить зубы самостоятельно, 30,2% родителей отметили, что ребенку нужна частичная помощь, 20,5% детей с РАС чистят зубы самостоятельно.

На вопрос «Об отношении к фторидсодержащим зубным пастам» 41,7% опрошенных родителей ответили, что не знают о существовании фторидов в зубной пасте, 29,2% отмечают вред фторидов, содержащихся в зубной пасте, 25% не считают наличие фторидов в зубной пасте вредным.

Уровень гигиены полости рта у всех пациентов неудовлетворительный. В первой группе детей индекс Федо-рова-Володкиной у невербальных детей выше (4.5±0.12), чем у вербальных (3.4±0.11). Однако уровень гигиены, выявленный с помощью индекса OHI-S, у второй и третей групп детей одинаково плохой как у говорящих, так и у неговорящих (4.5±1,59 у невербальных и 4.2±2,32 у вербальных детей во второй группе и 4.4±1,24 у невербальных и 4.5±2,34 у вербальных в третьей группе соответственно) (рис.1).

Распространенность кариеса среди детей с расстройствами аутистического спектра во всех группах составила 100%. В первой группе у вербальных детей индекс кп(з) ниже (6.6± 2,91), чем у невербальных (11.5±3,84). Во второй группе индекс КПУ(з) у говорящих детей составил 2.69 ±1,02, у неговорящих — 6.8±1,68, а индекс кп(з) у вербальных 8,34±2,93, у невербальных 16,78±2,48. В третьей группе индекс КПУ(з) у обеих групп очень высокий: у невербальных 18.6±2,65 и 8.9±3,89 у вербальных.

Индекс PMA показал легкую степень воспаления десны в первой (7,8±4,24% у вербальных и 19,1±3,49% у невербальных и третьей группе детей (11,3±2,78% у вербальных и 25,1±2,34% у невербальных). Во второй группе индекс РМА показал среднюю тяжесть воспаления десны (31,1±3,21% у вербальных

OHI-S

5,00

Рис. 1. Значения упрощенного индекса гигиены полости рта

(OHI-S) во второй и третьей группах детей с РАС.

Fig. 1. Values of the simplified oral hygiene index (OHI-S) in the

second and third groups of children with ASD.

children with ASD.

и 48,2±4,54% у невербальных) (рис.5). Индекс PMA у вербальных детей, участвующих в исследовании 16,7±3,47, у невербальных - 30,8±4,25.

Заключение. Проведенное исследование показало, что уровень знаний родителей детей с РАС о профилактике стоматологических заболеваний низкий, 34,7 % не получали рекомендаций по уходу за полостью рта.

Результаты анкетирования родителей детей с РАС показали, что лишь 20,5% детей чистят зубы самостоятельно, в большинстве случаев детям с РАС необходима либо полная, либо частичная помощь при чистке зубов.

Проведенное исследование показало неудовлетворительный уровень гигиены полости рта во временном прикусе как у вербальных, так и невербальных детей с расстройством аутистического спектра во временном прикусе. В сменном и постоянном прикусе у детей с РАС был выявлен плохой уровень гигиены. Также у детей во всех возрастных группах была выявлена высокая распространенность кариеса: в обеих группах она составила 100%. При оценке состояния тканей пародонта как у вербальных, так и невербальных детей была выявлена легкая степень воспаления десны.

Таким образом, при планировании профилактических мероприятий у детей с расстройством аути-стического спектра необходимо учитывать уровень знаний родителей детей с РАС о профилактике стоматологических заболеваний и способность этих детей к навыкам коммуникации.

Список литературы

1. G.F. Ferrazzano, C. Salerno, C. Bravaccio, A. Ingénito, G. Sangianantoni, T. Cantile. Autism spectrum disorders and oral health status: review of the literature. DOI 10.23804/ejpd.2020.21.01.02

2. Christopher D, Prater MD, Robert G. Autism: a medical primer. Am Fam Physician 2002; 66:1667-74

3. Medina AC, Sogbe R, Gomez-Rey A, M Mata. Factitial oral lesions in an autistic paediatric patient. Int J Paediatr Dent 2003; 13:130-7

4. Jaber MA. Dental caries experience, oral health status and treatment needs of dental patients with autism. J Appl Oral Sci 2011; 19:212-7.

5. Loo, C. Y., Graham, R. M., & Hughes, C. V. (2009). Behaviour guid- ance in dental treatment of patients with autism spectrum dis- order. International Journal of Paediatric Dentistry, 19(6), 390-398.

6. Morinushi, T., Ueda, Y., Tanaka, C. (2001). Autistic children: Expe- rience and severity of dental caries between 1980 and 1995 in Kagoshima City, Japan. Journal of Clinicial Pediatric Dentistry, 25, 323-328.

7. Orellana, L. M., Silvestre, F. J., Marti nez-Sanchis, S., Marti nez-Mihi, V., & Bautista, D. (2012). Oral manifestations in a group of adults with autism spectrum disorder. Medicina Oral, Patologia Oral y Cirugia Bucal, 17(3), 415-419.

8. Bassoukou, I. H., Nicolau, J., & dos Santos, M. T. (2009). Saliva flow rate, buffer capacity, and pH of autistic individuals. Clinical Oral Investigations, 13(1), 23-27.

9. Rai, K., Hegde, A. M., & Jose, N. (2012). Salivary antioxidants and oral health in children with autism. Archives of Oral Biology, 57(8), 1116-1120.

10. Кисельникова Л.П., Дроботько Л.Н., Милосердова К.Б. Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 9—15. DOI: 10.17759/ autdd.2017150302

11. Characteristics of Pre-school Children with Autistic Syndrome Disorder. J Clin Pediatr Dent 2016;40:21-5. DOI: 10.17796/1053-4628-40.1.21

12. Fakroon S, Arheiam A, Omar S. Dental caries experience and periodontal treatment needs of children with autistic spectrum disorder. Eur Arch Paediatr Dent 2015;16:205-9. DOI: 10.1007/s40368-014-0156-6

13. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. // Лебединская К.С., Никольская О.С. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

14. Калинина О.В., ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ, //Новая наука: Опыт, традиции, инновации, 2016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смелянец М.П.

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова МЗ РФ

Актуальность. Полноценное и правильное заполнение первичной медицинской документации важно не только для хранения полученной диагностической информации, составления адекватного плана лечения, сохранения сведений о проведенных манипуляциях, но и для внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Цель. Совершенствование системы контроля качества деятельности стоматологических медицинских организаций при лечении пульпита временных зубов у детей дошкольного возраста.

Пациенты и методы. На базе «Клинического центра челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии МГМСУ» был проведен ретроспективный анализ 115 медицинских карт детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.