Научная статья на тему 'СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ И БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЕГО ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ И БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЕГО ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН / ЗАКОННОСТЬ / ПРОГРАММА РЕФОРМ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казанина Лариса Юрьевна, Шурухнов Николай Григорьевич

К 160-летию со дня рождения реформатора Российской Империи Петра Аркадьевича Столыпина В статье приводятся отдельные факты биографии великого российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, выделяются некоторые составляющие его программы переустройства России. На базе результатов исследований Л.Ю. Казаниной, в основе которых эмпирико-теоретический, историографический подход к изучению и анализу периодической печати, в которой были представлены основные общественно-политические взгляды начала ХХ в.; документов, составляющих концепцию реформ П.А. Столыпина; программ основных политических партий России указанного периода; материалов I и II Государственной Думы, Государственного Совета царской России, содержащих базовые компоненты модернизации России, разработанные П.А. Столыпиным. Делается акцент на отдельных положениях построения правового государства, гражданского общества, входящих в программу модернизации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STOLYPIN PETR ARKADYEVICH AND THE BASIC COMPONENTS OF HIS PROGRAM MODERNIZATION OF RUSSIA: BUILDING A LEGAL STATE AND CIVIL SOCIETY

The article provides separate facts of the biography of the great Russian reformer Pyotr Arkadyevich Stolypin, some of the components of his program for the reconstruction of Russia stand out. Based on the results of research by L.Yu. Kazanina, which are based on an empirical and theoretical, historiographic approach to the study and analysis of the periodical press, which presented the main socio-political views of the early twentieth century; documents that make up the concept of reforms of P.A. Stolypin; programs of the main political parties of Russia of the specified period; materials of the I and II State Duma, the State Council of Tsarist Russia, containing the basic components of the modernization of Russia, developed by P.A. Stolypin. Emphasis is placed on certain provisions for building a legal state, civil society, which are part of the program for the modernization of Russia.

Текст научной работы на тему «СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ И БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЕГО ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

RUSSIAN GOVERNMENT:

PAGES OF HISTORY AND MODERNITY

12.00.01 Теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Theory and History of Law and State; History of Law and State Teachings

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-52-57

УДК 340,1; 351 ББК 67.0; 67.1

К 160-летию со дня рождения реформатора Российской Империи Петра Аркадьевича Столыпина

Столыпин Петр Аркадьевич и базовые компоненты его программы модернизации России: построение правового государства и гражданского общества

Л.Ю. Казанина1 ©, Н.Г. Шурухнов1, 2 ©

1 Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России),

г. Тула, Российская Федерация

2 ФКУ Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье приводятся отдельные факты биографии великого российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, выделяются некоторые составляющие его программы переустройства России. На базе результатов исследований Л.Ю. Каза-ниной, в основе которых эмпирико-теоретический, историографический подход к изучению и анализу периодической печати, в которой были представлены основные общественно-политические взгляды начала ХХ в.; документов, составляющих концепцию реформ П.А. Столыпина; программ основных политических партий России указанного периода; материалов I и II Государственной Думы, Государственного Совета царской России, содержащих базовые компоненты модернизации России, разработанные П.А. Столыпиным. Делается акцент на отдельных положениях построения правового государства, гражданского общества, входящих в программу модернизации России.

Ключевые слова: Петр Аркадьевич Столыпин, программа реформ, формирование правового государства, принципы; законность, гражданское общество

Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г.

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-52-57

Stolypin Petr Arkadyevich

and the Basic Components

of his Program Modernization of Russia:

Building a Legal State and Civil Society

L.Yu. Kazanina1 ©, N.G. Shurukhnov1, 2 ©

1 Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Tula, Russian Federation

2 PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected], 8-960-599-90-69

Abstract. The article provides separate facts of the biography of the great Russian reformer Pyotr Arkadyevich Stolypin, some of the components of his program for the reconstruction of Russia stand out. Based on the results of research by L.Yu. Kazanina, which are based on an empirical and theoretical, historiographic approach to the study and analysis of the periodical press, which presented the main socio-political views of the early twentieth century; documents that make up the concept of reforms of P.A. Stolypin; programs of the main political parties of Russia of the specified period; materials of the I and II State Duma, the State Council of Tsarist Russia, containing the basic components of the modernization of Russia, developed by P.A. Stolypin. Emphasis is placed on certain provisions for building a legal state, civil society, which are part of the program for the modernization of Russia.

Key words: Petr Arkadyevich Stolypin, reform agenda, formation of a legal state, principles, legality, civil society

ВСТУПЛЕНИЕ

В апреле 2022 г. исполнилось 160 лет со дня рождения великого гражданина, убежденного российского реформатора, человека, который просматривал будущее России, Петра Аркадьевича Столыпина. За свою короткую жизнь он осуществил множество прозорливых реформ. Его можно назвать рулевым корабля, попавшего в мощный шторм, но прекрасно ориентировавшегося в обстановке и способного спасти судно, команду и пассажиров, если бы не роковая пуля в спину.

В соответствии с записью в метрической книге (это основной источник персональных данных) Пётр Аркадьевич Столыпин родился 14 (2) апреля 1862 г. (есть сведения о других датах) в столице Саксонии Дрездене. Место рождения обусловлено нахождением его бе-

ременной матери1 у родственников. Новорожденного крестили 24 мая в православной церкви Дрездена.

Со второго по шестой класс Петр обучался в Вилен-ской (современный Вильнюс) гимназии. После переезда семьи в Орел проходил обучение в мужской гимназии, а с 31 августа 1881 г. - в Санкт-Петербургском Императорском университете.

Формулярный список о службе Саратовского Губернатора указывает, что 27 октября 1884 г. он был зачислен в Министерство внутренних дел. Можно предположить, что этот факт, наряду с другими обстоятельствами,

1 Отец будущего российского реформатора (генерал от артиллерии) Аркадий Дмитриевич Столыпин участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. После ее завершении состоял в должности губернатора Восточной Румелии (автономная турецкая провинция) и Адрианопольского санджака (административный округ в дореволюционной Турции).

послужил основанием назначения его Министром внутренних дел Российской империи. В качестве такового он пробыл с 26 апреля 1906 г. по 5 сентября 1911 г., одновременно будучи Председателем Совета Министров Российской империи [1-5].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

Петр Аркадьевич Столыпин как человек, наделенный незаурядным умом, прозорливостью, имеющий громадный опыт управленца высокого уровня, способный аналитически анализировать ситуации, просчитывать их разрешение, на основе российской действительности и менталитета населения разработал программы, которые были направлены на реформирование деятельности Российского государства начала ХХ в.

Если объединить предложенные Столыпиным программы воедино, то получится концепция, включающая оптимальные положения, направленные на эволюционное социально-экономическое и политико-правовое развитие страны. Справедливости ради следует сказать о том, что идеи Петра Аркадьевича - это живой источник, из которого и его современники, и сегодняшнее поколение ученых, законодателей черпали и черпают мысли и соображения, которые современны в веках. Приведенное можно легко подтвердить, анализируя отдельные законодательные проекты, предлагаемые субъектами законодательной инициативы. Что касается положений, заимствованных в прошлом, то отдельные «примеры» мы покажем и в этой статье, и в последующих.

Возвращаясь к анализу инновационных положений, составляющих программы Петра Аркадьевича, следует сказать, что он был последовательным сторонником базовых традиционных институтов, социокультурных и духовных традиций - монархия, православие, культура, которые должны сохраняться. Как представляется, эту его позицию, в определенной степени, можно объяснить двумя основными обстоятельствами:

1) близостью к Николаю II, уважительным и проникновенно-человеческим отношением к царю;

2) личностными качествами, в которых преобладала

преданность царской династии, неприятие разрушения всего существовавшего.

«В сфере политики, - по оценке Л.Ю. Казаниной, -Столыпин выступал в качестве консерватора... в области экономики и социальных отношений, считая необходимым создание среднего класса и укрепление частной собственности, которая является базовым элементом этого класса, он выступал как либерал. Столыпин прекрасно понимал, что «незыблемость» основ исторической власти затрагивать нельзя, ибо это было самой «болевой точкой» авторитарного режима. Николай II болезненно относился к изменениям в сфере надстройки, поскольку это противоречило его мировоззрению и психологическому настрою, интересам династии, а, следовательно, в его представлении, и общегосударственным интересам» [6: 78]. Осмысливая в целом концепцию П.А. Столыпина, можно сделать вывод о том, что его подходы к изменению отдельных составляющих экономического строя и политической

системы базировались на власти монарха, незыблемости монархии.

На этой странице следует привести высказывание одного из современников П.А. Столыпина, общественного и политического деятеля, П.Б. Струве (1870-1944). Он говорил, что промышленная политика Витте 1892-1902 гг. подготовила элементы новой России. «Точно также и аграрная политика Столыпина кажется консервативной, но в существе своем она есть попытка перестроить Россию в самых ее глубинах» [7: 269].

Программные положения П.А. Столыпина сохраняли базовые российские традиции с вплетением в них инноваций, в том числе связанных с назначением Правительства, его правовым статусом, взаимоотношениями с Государственной Думой, что и позволяло относить их к консервативно-либеральным [8: 98]. Для России, сложно выходящей из системного кризиса после жесткого подавления революции 1905-1907 гг., такой тип модернизации вписывался в исторические реалии и соответствовал общественно-политическому настрою [9].

П.А. Столыпин относился к категории политических деятелей, которые адекватно оценивали содержание, характер эпохи, особенности революционного движения начала XX в., с которым он столкнулся непосредственно, «время переустройства всех государственных законодательных устоев» [10: 50-51].

В подобную эпоху перемен всякий раз задаются вопросом: а сколько времени потребуется для этого? Столыпин, отвечая на вопрос подобного содержания, говорил следующее: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» [11]. По его мнению, за этот период произойдет процесс переустройства государства.

Промежуток времени, когда Столыпин задумал реализовать свою концепцию переустройства, был наиболее сложным для российской действительности. На него давили несколько взаимосвязанных, разносторонних факторов: революционное движение; разные подходы в понимании; экономический кризис; последствия русско-японской войны; отсутствие желания самодержца осуществлять преобразования, которые привели бы к стабилизации и последующему динамическому развитию России. Программные положения Петра Аркадьевича Столыпина по реформированию государства должны были удовлетворять всему перечисленному, а ему как инициатору приходилось идти лабиринтами, чтобы продвинуться вперед.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Одним из базовых компонентов столыпинских реформ было формирование правовых основ и создание правового государства. Следует заметить, что обозначенная идея не была нова и не являлась порождением П.А. Столыпина или существовавших в то время обществ. Идеи правового государственного устройства прорабатывались, начиная с античной истории и до конца ХХ в. Это позволило правоведам выделить следующие его основные признаки (принципы):

Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г.

1) господство права во всех сферах жизни общества;

2) незыблемость, гарантированность и реальность

прав и свобод человека и гражданина;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) разделение властей [12: 362-363].

Российский историк, писатель, правовед, профессор Московского университета, политический деятель С.А. Котляровский в работах, изданных в период первой русской революции, поддерживал идею взаимной ответственности государства и личности, самостоятельности каждой из ветвей власти, формирования независимого суда, пользующегося доверием народа [13-16].

Что касается «...марксистской теории, то она относилась к правовому государству отрицательно, считая государство и право классовыми явлениями. Поэтому в советском обществе, - отмечает Л.А. Морозова, - господствующая официальная марксистско-ленинская идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (вторая половина 80-х гг. ХХ в.) в нашей стране началась разработка теории социального правого государства» [12: 363].

Столыпин, в одном из своих выступлений в 1907 г., высказал две оригинальные, но, как представляется, не совсем точные с позиций теории права идеи. В них говорилось, что все законопроекты для Думы содержат нормы материального права, напрямую порождающие правоотношения, а «.преобразованное по воле монар -ха отечество наше должно превратиться в государство правовое» [10: 51]. На первое место Петр Аркадьевич ставил воспитание соотечественников, а не реализацию реформ. «Я полагаю, - говорил П.А. Столыпин, -что, прежде всего, надлежит создать гражданина. -гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, потом гражданственность. А у нас обыкновенно думают наоборот» [Там же].

По П.А. Столыпину, в правовом государстве господствующими должны быть права и свободы человека и гражданина, их реальная гарантированность, что сближало его позицию с представителями либерального лагеря. Но, опять же, гарантировать порядок и стабильность в обществе должна «власть, находящаяся в руках монарха и правительства» [6: 81]. Он не только ратовал за монархическую форму правления государства, но и был ее последовательным сторонником, убеждая в этом других. В одном из своих выступлений он сказал: «Историческая самодержавная власть и свободная воля монарха являются драгоценным достоянием русской государственности, так как единственно эта Власть и эта Воля, создав существующие установления и охраняя их, призвана, в минуты потрясений и опасности для государства, к спасению России и обращению ее на путь порядка и исторической правды» [10: 102].

В правовом государстве П.А. Столыпин был сторонником «сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем» [17: 28], без права выхода за пределы установленной компетенции. Применительно к чрезвычайным ситуациям, как представляется, реформатор высказывал оптимальную позицию, считая, что при их наступлении урезать правовой статус государственных учреждений не следует, даже если они нарушают права человека. Он подчеркивал: «Бывают, господа, роковые моменты

в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права.» [10: 64]. При этом уточнял, что такие меры должны быть временными, ибо «когда они становятся длительными, то, во-первых, теряют свою силу, а затем могут отразиться на самом народе, нравы которого должны воспитываться законом» [Там же: 75]. «В экстремальной ситуации, непосредственно угрожающей распаду государства, власть не только может, - указывал П.А. Столыпин, - но и обязана использовать все меры внеправового характера, чтобы сохранить единство и неделимость страны» [18: 20].

Прозорливость П.А. Столыпина подтверждает Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», который был принят спустя почти столетие. В ст. 3 этого закона указывается, что в современной России «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер» [19].

Считается, что в основе программных положений П.А. Столыпина был принцип, провозглашенный М.М. Сперанским и Б.Н. Чичериным, - «либеральные реформы и сильная власть»: «.государство имеет свои требования, и политическая свобода может быть допущена в нем настолько, насколько она в состоянии им удовлетворять» [20: 324].

П.А. Столыпин считал, что сильная вертикаль власти является гарантом нового государственного устройства: «.при новом строе Россия не развалится, не расчленится на части, а окрепнет и познает себя», установит «стройный правовой строй» [10: 148, 304]. Программные радикальные преобразования России должно осуществлять правительство, только оно может привести к прогрессу всего государства российского. С особой рельефностью это может проявляться в переходный период при формировании политической системы. Многое здесь зависит от разворотливой команды единомышленников, новаторов, готовящих соответствующие реформы отдельных направлений государственной деятельности. «В тех странах, - подчеркивал он, - где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях» [Там же: 65, 158].

П.А. Столыпин поддерживал передовую правовую мысль о том, что формировать и совершенствовать развитие правового государства и гражданского общества должно соединение сильного государства с творческой энергией свободной личности. «Выступая за сильную государственную власть и широкие полномочия монарха и правительства, реформатор считал необходимым расширение гражданских и политических прав населения, выражавшихся, прежде всего, в возможности граждан участвовать в управлении государством через органы местного самоуправления» [6: 83].

Во взаимной ответственности личности и государства П.А. Столыпин усматривал знаковый признак правового государства. При этом на чаше весов перевес видел со стороны государства, отдавая ему всестороннее обеспечение защиты людей. «Стратегическая задача П.А. Столыпина, - по мнению Л.Ю. Казаниной, - за-

ключалась в том, чтобы в кратчайшие исторические сроки сформировать в России средний класс, являющийся прочным фундаментом гражданского общества и правового государства, гарантом внутренней стабильности общества, отождествляющий свои личные интересы с интересами государства и способный стать надежной опорой государственной власти, в том числе через создание массовой политической партии» [6: 98].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя краткий итог изложенному в данной статье, дополнительно, с конкретизацией, акцентируем внимание на отдельных положениях, авторских обозначениях, точках зрения и представленных оценках.

1. Петр Аркадьевич Столыпин был неординарной личностью, преданным государственником и реформатором, приверженцем монархии, сильного российского правительства, при наличии базовых традиционных институтов, социокультурных и духовных традиций, присущих российскому обществу. Судьба выделила ему сложнейший период времени, в рамках которого он жил и пытался внедрить в российскую действительность свои прогрессивные взгляды.

2. Анализируя выступления Столыпина, делаем вывод о том, что в сфере политики он был консерватором. В определенной мере это связано с тем, что он пре-

ЛИТЕРАТУРА

1. П.А. Столыпин. Программа реформ: документы и материалы (посвящается 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина). В 2 т. Т. 1 / Фонд изучения наследия П.А. Столыпина; Российский гос. исторический архив; под общ. ред. П.А. Пожигайло. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2011. 763 с.

2. Струков Д.Б. Столыпин. М.: Вече, 2012. 544 с.

3. Табачник Д.В.,ВоронинВ.Н. Пётр Столыпин: крестный путь реформатора. М.: Молодая гвардия, 2012. 406 с.

4. П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М.: РОССПЭН, 2012. 622 с.

5. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с.

6. Казанина Л.Ю. Столыпинские реформы в оценке российского общественного мнения (1906-1911): Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2012. 550 с.

7. Струве П.Б. Ра^юйка. Политика, культура, религия социализма. Сборник статей за пять лет (1905-1910 гг.). СПб.: Изд. Д.Е. Жуковского, 1911. 625 с.

8. Казанина Л.Ю. Российский либерализм и реформы П.А. Столыпина (1906-1911). Новомосковск: НФ УРАО, 2009. 213 с.

9. Казанина Л.Ю. Столыпинские реформы в оценке российского общественного мнения (1906-1911). М.: АПКиППРО, 2012. 370 с.

10. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия // Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911. М., 1991. С. 50-51.

11. Голос Москвы. 1909, 4 октября.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. М.: Российское юридическое образование, 2010. 384 с.

13. Котляровский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. М.: Г.Ф. Львович, 1907. 250 с.

14. Котляровский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М.: Международные отношения, 1993. 363 с.

15. Котляровский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М.: Тип. «Мысль» Н.П. Мяснянкина и К, 1915. 417 с.

красно понимал, что нельзя затрагивать власть, так как Николай II психологически, мировоззренчески, династийно, переводя все это на общегосударственные интересы, отрицал изменения надстройки. Предлагая осуществить изменения в экономике и социальных отношениях (средний класс, частная собственность), выступал как либерал. Его программа преобразований, в основе которой сохранение российских традиций с инновациями деятельности государства, была консервативно-либеральной.

3. В правовом государстве, по П.А. Столыпину, неприкосновенность личности и законность, гражданские (личные) и политические свободы были основополагающими. При этом акцентировалось внимание на воспитании гражданина, гражданственности, создании гражданского общества. Основой правового государства считал нормы материального права, которые должны создать новые правоотношения. Из этого можно сделать вывод, что в его команде отсутствовали юристы, могущие уточнить позицию, включив нормы процессуального права, которые создают «жизнь» правоотношениям.

4. История показала справедливость его пророческих высказываний о том, что в чрезвычайных ситуациях, возникающих в жизни отечества, государственность стоит выше личных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в таких специфических условиях отдельные нормы права могут временно не работать.

REFERENCES

1. P.A. Stolypin. Reform program: documents and materials (dedicated to the 150th anniversary of the birth of P.A. Stolypin). In 2 vols. Vol. 1. Foundation for the Study of the Heritage of P.A. Stolypin; Russian State Historical Archive. Under total ed. by P.A. Pozhigailo. 2nd ed. Moscow: ROSSPEN, 2011. 763 p.

2. StrukovD.B. Stolypin. Moscow: Veche, 2012. 544 p.

3. Tabachnik D.V., Voronin V.N. Pyotr Stolypin: The way of the cross of a reformer. Moscow: Young Guard, 2012. 406 p.

4. P.A. Stolypin: The limits of a politician's talent. Moscow: ROSSPEN, 2012. 622 p.

5. Avrekh A.Ya. P.A. Stolypin and the fate of reforms in Russia. Moscow: Politizdat, 1991. 286 p.

6. KazaninaL.Yu. Stolypin's reforms in the assessment of Russian public opinion (1906-1911): Dis. ... Dr. Sci. (Hist.). Moscow, 2012. 550 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Struve P.B. Patriotika. Politics, culture, religion of socialism. Collection of articles for five years (1905-1910). St. Petersburg: Ed. of D.E. Zhukovsky, 1911. 625 p.

8. Kazanina L.Yu. Russian liberalism and reforms of P.A. Stolypin (1906-1911). Novomoskovsk: NF URAO, 2009. 213 p.

9. Kazanina L.Yu. Stolypin's reforms in the assessment of Russian public opinion (1906-1911). Moscow: APKiPPRO, 2012. 370 p.

10. Stolypin P.A. We need Great Russia. In: Complete collection of speeches in the State Duma and the State Council. 1906-1911. Moscow, 1991. Pp. 50-51.

11. Voice of Moscow. 1909, October 4.

12. Morozova L.A. Theory of state and law: Textbook. 4th ed. Moscow: Russian Legal Education, 2010. 384 p.

13. Kotlyarovsky S.A. Constitutional state. Experience of political and morphological review. Moscow: G.F. Lvovich, 1907. 250 p.

14. Kotlyarovsky S.A. Rule of law and foreign policy. Moscow: International Relations, 1993. 363 p.

15. Kotlyarovsky S.A. Power and law. Problems of the rule of law. Moscow: Typ. "Mysl" of N.P. Myasnyankin & K, 1915. 417 p.

Казанина Л.Ю., Шурухнов Н.Г.

16. Савицкая А.Е. Политико-правовая теория С.А. Котляров-ского: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2005. 25 с.

17. Пожигайло П.А.,Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин. Интеллект и воля. М., 2005. 239 с.

18. Пожигайло П.А. Столыпинская программа преобразования России (1906-1911). М., 2007. 240 с.

19. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 22.05.2022).

20. Чичерин Б.Н. Свобода и государство // Собственность и государство. М., 1883. С. 324.

16. Savitskaya A.E. Political and legal theory of S.A. Kotlyarovsky: Abstr. Dis. ... Cand. Sci. (Law). St. Petersburg, 2005. 25 p.

17. Pozhigailo P.A., Shelokhaev V.V. Pyotr Arkadyevich Stolypin. Intelligence and will. Moscow, 2005. 239 p.

18. Pozhigailo P.A. Stolypin program for the transformation of Russia (1906-1911). Moscow, 2007. 240 p.

19. On the State of Emergency: Federal Constitutional Law No. 3-FKZ of May 30, 2001 (as amended on July 3, 2016). Con-sultantPlus: Official website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 22.05.2022).

20. Chicherin B.N. Freedom and the State. In: Property and the State. Moscow, 1883. P. 324.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Карнишин В.Ю., доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой «История отечества, государства и права» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Статья поступила в редакцию 24.04.2022, принята к публикации 30.05.2022 The article was received on 24.04.2022, accepted for publication 30.05.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Казанина Лариса Юрьевна, доктор исторических наук, доцент; директор Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Тула, Российская Федерация

Шурухнов Николай Григорьевич, доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры организации правоохранительной и правозащитной деятельности Тульского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Тула, Российская Федерация; ведущий научный сотрудник ФКУ Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-1132-760Х; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Larisa Yu. Kazanina, Dr. Sci. (Hist.), Associate Professor; Director of the Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Tula, Russian Federation

Nikolay G. Shurukhnov, Dr. Sci. (Law), Professor; Professor at the Department of Organization of Law Enforcement and Human Rights Activities of the Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Tula, Russian Federation; leading researcher at the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-1132-760Kh; E-mail: [email protected], 8-960-599-90-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.