"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015
78 -
УДК 130.2(470.45)+78(091)
Г. П. КИБАСОВА,
доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного медицинского университета
О. С. ИЛЬИЧЕВА,
соискатель Волгоградского государственного медицинского университета
«СТОЛИЧНОЕ - ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ» В МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XX ВЕКА
(По материалам Волгоградской области)
В данной статье рассматриваются особенности культурного взаимодействия столицы и провинции в отечественной массовой музыкальной культуре конца XX века на примере Волгоградской области.
Ключевые слова: «столичное / провинциальное», отечественная массовая музыкальная культура, Волгоградская область.
UDK 130.2(470.45)+78(091)
G. P. KIBASOVA, O. S. ILICHEVA,
PhD, Professor of Volgograd State applicant of Volgograd
Medical University, State Medical University
«CAPITAL - PROVINCIAL» IN MASS MUSICAL CULTURE AT THE END OF THE XX CENTURY
(On materials of the Volgograd region)
This article discusses the particularities of the cultural interaction between the capital and the province in the domestic mass musical culture of the late twentieth century on the example of the Volgograd region. Key words: «capital-provincial», domestic mass musical culture, Volgograd region.
Диалог культур столицы и провинции является важной составляющей жизни России. Худо -жественные явления провинциальных городов, испытывая значительное влияние столичных тенденций, в то же время и сами обогащают и столичную, и общероссийскую культуру. Столичное и провинциальное в культуре находятся в состоянии глубокой заинтересованности друг другом, по словам О. А. Кривцуна, «как лес и подлесок, как основные и запасные пути магистрали, способные при определенных обстоятельствах меняться местами» [1].
Актуальность темы определяется усилением интереса общественности различных регионов России к возрождению культурно-исторического наследия своей малой родины. Более того, сложившееся устойчивое убеждение многих представителей творческих профессий о возможности более полной самореализации только в столице в последние годы начинает меняться в сторону регионального предпочтения. Этому, в первую очередь, способствуют современные процессы глобализации и регионализации в мировом
пространстве. Большое значение в перемене отношения к провинциальной культуре не как вторичной, а как многомерно взаимодействующей со столичной, имеют тенденции выравнивания информационной оснащенности провинции и центра в свете глобального распространения компьютерных и других новейших технологий.
Централизация и унификация в культуре постепенно сглаживают и, одновременно, обезличивают представления о столично-провинциальном в общественном сознании. Сопротивление провинции таким «инновациям» в силу инерционных, географических и финансовых причин имеет как позитивное, так и негативное значение. Наиболее очевидно эти процессы прослеживаются в современной массовой музыкальной культуре в силу ее мирового превалирования и значительных жанровых, технологических и других трансформаций.
В последнее десятилетие произошли значительные изменения в осмыслении феномена «массовой музыкальной культуры». Например, И. В. Сергеева определяет ее как «систему устойчивых общественных связей, возникающих в
№ 1 (56), 2015
"Этнография. Фольклористика" ^
результате функционирования определенных типов социальных сообщений, использующих в качестве базовых лингвистических элементов звуковые (свето-звуковые) комплексы и популярные жанровые модели» [2]. В. В. Лелеко отмечает, что песня является «основным, наиболее репрезентативным жанром массовой музыкальной культуры» [3]. Появляются работы, непосредственно связанные с развитием массовой музыкальной культуры в конкретных регионах России (И. С. Алексеев, С. А. Беличенко, Л. С. Мархасев, Т. К. Решетникова).
Важно отметить, что проблемам провинциальной культуры, особенностям ее динамики в современном мире посвящен целый ряд исследований, которые позволяют вписать музыкальную культуру в контекст общекультурного развития страны. В последнее время появились такие исследования в различных российских регионах (Туве, Пермском крае, Мордовии, Петербурге, Поволжье, Магнитогорске, Южном Урале и др.). Однако целостной картины пока нет. В связи с этим подчеркнем, что специальных работ по проблемам развития массовой музыкальной культуры в Волгограде и Волгоградской области на сегодняшний день тоже пока нет. Анализ литературы показывает, что категория «столичное / провинциальное» в отечественной культуре существует и как неделимое целое, и как разность автономных укладов. Преобладание столичных тенденций, наличие определенного провинциального консерватизма; взаимопроникновение через контакты межрегиональные, профессиональные, межличностные - вот только некоторые особенности культурного обмена столицы и провинции. Выявление важнейших аспектов и особенностей взаимодействия «столичного - провинциального» в массовой музыкальной культуре 80-90-х годов ХХ века на материале «живых» культурных практик Волгоградской области впервые позволит продвинуться в изучении данного вопроса.
Неповторимый колорит массовой музыкальной культуре Волгоградской области придают поли-этничный и поликонфессиональный состав населения, память о военной истории города, особая роль казачьих культурных традиций. «Особый разговор, - как пишет О. А. Кривцун, - о роли столь необычной связующей "культурной магистрали", как Волга... В русской истории Волга предстает как особый феномен, как важнейшая культурная артерия, помогавшая осуществлять кровообращение между центром и окраиной» [1].
«Сталинградская тема» - одна из самых востребованных со второй половины XX века и до сегодняшнего дня, столь велико было и остается значение великой битвы на Волге. Но история массовой музыкальной культуры Волгограда не ограничивается рамками темы Сталинградской битвы. Преобладание жанра песни в различных проявлениях живых культурных практик в
самодеятельном и профессиональном художественном творчестве свойственно историческому фону советской действительности. Наличие крепких связей в «столичном / провинциальном» на протяжении XX века ярко прослеживается на примере репрезентативной выборки наиболее значимых и жизнеспособных образцов советской массовой музыкальной культуры - песен о Царицыне - Сталинграде - Волгограде [4].
Обзор хоровых массовых песен 30-х годов А. Александрова на слова О. Колычева; песен о Сталинграде военного времени Б. Мокроусова, А. Новикова, М. Фрадкина, Н. Чемберджи на слова Е. Долматовского, В. Лебедева-Кумача, Б. Па-лийчука, М. Талалаевского, З. Каца; послевоенной летописи песен о Сталинграде В. Макарова, О. Строка, М. Табачникова, И. Шамо на слова Л. Давидович, В. Драгунского, Е. Долматовского, И. Луценко; песен времен хрущевской «оттепели» А. Петрова, А. Долуханяна, Г. Пономаренко на слова М. Агашиной, В. Бокова, Ю. Друниной, А. Пришельца; до песен последнего советского (брежневского) периода второй половины 60-80-х годов А. Пахмутовой, В. Мигули, О. Фельцмана на слова М. Львова, М. Агашиной, Л. Дербенева и др. показывает, что авторами «золотого фонда» песен о Царицыне - Сталинграде - Волгограде являются маститые советские поэты и композиторы.
Их произведения известны в исполнении лучших певцов и коллективов: Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии («Налетели на Царицын враны»), хора Большого Театра («Песня о Сталинграде» из кинофильма «Сталинград»), Л. Утесова («Сталинградский вальс» О. Строка), И. Юрьевой («Сталинградский вальс» М. Табачникова), Волжского народного хора («Песня-сказ о Мамаевом кургане»), украинского народного хора им. Г. Веревки («Стоит над Волгою курган»), Л. Зыкиной («Растет в Волгограде березка»), В. Мигули («Песнь о солдате» или «Солдату Сталинграда»), Ю. Гуляева («Горячий снег»), И. Кобзона («Поклонимся великим тем годам») и мн. др.
Важно подчеркнуть, что до 1985 года авторитарно-директивные установки в приобщении к ценностям культуры пропагандировали преимущественно высокохудожественные песенные образцы. Массовая музыкальная культура в СССР официально поддерживалась государством, и в ней господствовали песни профессиональных композиторов и поэтов, преимущественно членов Союза композиторов и писателей СССР. В 1971 году начала свой отсчет история Волгоградского отделения Союза композиторов СССР (в настоящее время Волгоградского областного отделения общественной организации «Союз композиторов России»). Она объединяла и объединяет композиторов, творчество которых охватывает разные жанры, и основной темой является любовь к родному городу и его героическому прошлому.
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015
Значительные изменения в музыкальной культуре 1990-х годов не оказали серьезного влияния на песенное творчество волгоградских композиторов, их сочинения по форме и содержанию верны традициям отечественной композиторской школы: В историю российской массовой музыкальной культуры вошли песни о родном городе профессиональных волгоградских композиторов разных поколений: В. Семенова, Л. Бурова, А. Климова, Ю. Баранова, П. Морозова на слова В. Крысо-ва, В. Костина, А. Красильникова, В. Овчинцева, Т. Павловой, М. Агашиной, Ф. Косицыной и др.
Образцом выдающихся достижений в песенном искусстве является творчество А. Пахмутовой, родившейся в Сталинграде. Она получила образование в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, добилась истинного общественного признания и не утратила связи с родным городом. Ее песенное наследие занимает особое место в отечественной музыкальной культуре. «Беловежская пуща», «Белоруссия», «И вновь продолжается бой», «Как молоды мы были», «Мелодия», «Надежда» (сл. Н. Добронравова); «Глав -ное, ребята, сердцем не стареть!», «Нежность» (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова); «Песня о тревожной молодости» (сл. Л. Ошанина); «Старый клен», «Хорошие девчата» (сл. М. Матусовского) и др. - это произведения, ставшие классикой жанра, олицетворение советской песенной эпохи и настоящий ценностный ориентир в пространстве современной массовой музыкальной культуры.
Влияние личности А. Н. Пахмутовой на культурную жизнь города-героя многогранно. В Волгограде традиционно проходит международный конкурс юных исполнителей современной песни «Детская творческая неделя на родине А. Пахмутовой». Творческие отношения связывают А. Пахмутову с региональным отделением Союза композиторов России, с Волгоградским симфоническим оркестром и другими исполнителями и коллективами. А. Пахмутова - почетный гражданин Москвы и Волгограда, обладатель множества государственных и общественных наград, среди которых орден «Царицынская муза», награда за большой вклад в развитие волгоградской культуры.
Волгоградцы чтят память своего знаменитого земляка В. Мигули, родившегося в Сталинграде и реализовавший свои незаурядные творческие способности в Москве. В. Мигуля - редкий представитель советской эстрады, сочетающий в себе и дар композитора, и талант исполнителя. Его песни на стихи В. Гина, А. Дементьева, Л. Дербенева, Е. Евтушенко, В. Лунина, А. Поперечного, И. Резника, М. Танича и др. популярны по сей день.
Среди соавторов В. Мигули были волгоградские поэты М. Агашина и В. Овчинцев. Широкая известность к М. Агашиной пришла после исполнения Л. Зыкиной песни «Растет в Волгограде березка», созданной в соавторстве с композитором Г. Пономаренко. Творческий союз Агашина -
Пономаренко - Зыкина обогатил отечественную массовую музыкальную культуру песнями «Подари мне платок», «Что было, то было», «А где мне взять такую песню». Поэт-песенник В. Овчинцев не только сотрудничал с В. Мигулей и профессиональными волгоградскими композиторами, но и находился в эпицентре нарождающегося волгоградского шоу-бизнеса в 90-е годы.
Волгоградский продюсер М. Романовский в 80-90-е годы, будучи директором Театра эстрады, Центра российской песни, способствовал становлению и продвижению молодых талантливых певцов и коллективов города. Один из успешных проектов М. Романовского в 90-е - певица О. Гете. Стала популярной песня В. Исаева «Вальс Победы» - результат сотрудничества В. Овчинцева с волгоградской группой «Династия». Альбом песен «Галера любви» был записан на студии Jam Records в Волгограде.
Со студии Jam Records начинался и продолжает развиваться волгоградский шоу-бизнес. С 1993 г. здесь работали звукорежиссеры и аранжировщики В. Бродовский, М. Болдырев, С. Пьянов, В. Числов, С. Крыльцов. Благодаря их высокому профессионализму уровень молодых волгоградских исполнителей значительно возрос, а у состоявшихся творческих коллективов и солистов появилась возможность получить качественные студийные услуги.
Группы «Штурман Жордж», «Андерсен», «Например», «Бюро Находок», «Раут-Бэнд»; артисты Патрик, С. Гросс, Д. Хохлов, И. Величко, А. Го -ловченко (детское «Евровидение»), ансамбли «Карусель», «Лазоревый цветок», «Казачий курень», «Казачья воля», «Царица», «Песенная россыпь», «Фомин день» - вот только некоторые участники процесса становления новых форм бытования музыкальной культуры в постсоветский период на территории Волгоградской области.
В Волгограде начинали свою карьеру ныне московские группы «PLAZMA» («Slow Motion»), «FM», «Точка G» и другие, а также продюсер и композитор К. Бубнов. Его песни звучат в исполнении М. Шуфутинского, И. Понаровской, В. Леонтьева, П. Гагариной, Д. Джокера, Тимати, А. Мон и мн. др. Группа «Джем» была создана при студии Jam Records в 1995 году как детский проект. Коллектив опекали звукорежиссеры студии, М. Романовский, певица Н. Бутусова и известный джазовый музыкант В. Дубцов - художественный руководитель и продюсер проекта.
Впоследствии повзрослевшие дети стали довольно известными людьми и пополнили ряды представителей столичного шоу-бизнеса: М. Фадеева («Монокини»), С. Тайх («Лицей»), П. Шаляпин. Интересно сложилась карьера И. Дубцовой. Сегодня она находится в эпицентре популярности и востребованности как певица и как автор песен, сотрудничая со звездами российского шоу-бизнеса (Ф. Кир-коровым, Алсу, Н. Басковым, Тимати, Зарой и др.).
№ 1 (56), 2015
"Этнография. Фольклористика"
В 90-е годы проблема детско-юношеского песенного репертуара проявилась особенно остро. Процесс создания новых песен для детей у ведущих отечественных композиторов и поэтов-песенников, таких как Е. Крылатов, Г. Гладков, А. Рыбников, В. Шаинский, М. Минков, Ю. Энтин, М. Пляцков-ский, М. Танич, М. Матусовский, Э. Успенский, И. Резник и др. не прерывался. Но перестала существовать налаженная система издания и распространения официальными государственными структурами нотного и аудиоматериала, не производились новые отечественные детские фильмы и мультфильмы.
Сохранению и обновлению детской песни в 90-е годы в отечественной массовой музыкальной культуре способствовала телевизионная программа «Утренняя Звезда» продюсерского центра «Юникс» Ю. Николаева. Многочисленные фестивали эстрадной песни родились в 90-е годы и в столице, и в российских регионах. В Санкт-Петербурге С. Савенковым был придуман и реализован проект Международного детского конкурса «Маленькие звездочки».
Появление в 90-е на Волгоградском областном телевидении конкурса детской эстрадной песни «Маленькие звездочки», как продолжение одноименного Санкт-Петербургского проекта, стимулировало развитие песенного творчества не только в Волгоградской области, но и в соседних регионах. Так, в конце века были созданы и получили широкое распространение песни, написанные на стихи российских поэтов: А. Введенского, З. Петровой, М. Грозовского, И. Векшегоновой, Ю. Мориц, А. Усачева, М. Бородицкой, Т. Боковой,
B. Пермякова - волгоградскими авторами: Д. Арутюновым, С. Балакиным, В. Числовым, В. Юроч-киным, В. Салагубовым, С. Крыльцовым и др. [5].
Современные песни для детей создает композитор Ю. Эрикона, выпускник Волгоградского училища искусств и Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, автор музыкальных сборников для детских музыкальных школ России, недавно вышедших в издательстве «Композитор» при поддержке Правительства Москвы. Начиная с 90-х годов его песни, только «для взрослых», на собственные слова, а также на слова С. Есенина, Л. Алексеева, Ю. Гарина, Н. Зиновьева, И. Резника, Ю. Гуреева становятся известными в исполнении И. Кобзона, И. Аллегровой, И. Понаровской, А. Ма-линина, Н. Караченцова, М. Боярского, Л. Лещенко,
C. Захарова, А. Асадуллина, Н. Носкова и др.
Становление высшего профессионального музыкального образования в Волгограде началось только в 90-е годы XX столетия. Ситуация меняется, когда на базе Волгоградского училища искусств открывается Волгоградский институт искусств им. П.А. Серебрякова (позже - консерватория), а на базе училища культуры формируется Волгоградский институт искусства и культуры. Благодаря этим учебным заведениям в сложных
условиях переустройства российской общественной жизни удалось сохранить исторически сложившиеся традиции отечественного музыкального образования, благотворно влияющие на уровень развития культуры, массовой в том числе.
Выпускники института искусств им. П. А. Серебрякова, яркие представители жанра «авторская песня» в Волгограде, в 90-е участники группы «Альманах» - В. Каменский и Ж. Попова - лауреаты фестивалей авторской песни им. В. Грушина, частые гости столичных и провинциальных концертных площадок.
Отечественная массовая музыкальная культура подвержена влиянию, далеко не всегда благотворному, западных и отечественных средств массовой информации. Попытки приспособиться к условиям рыночной экономики были реализованы в появлении первых частных телевизионных каналов, радиостанций, печатных изданий, реформировании прежней информационной системы. Созданию информационной сферы, прежде всего в молодежной среде, выполнению коммуникативных и развлекательных функций способствовали рожденные в 90-е музыкальные коммерческие радиостанции «Европа Плюс», «Русское Радио», «Maximum» и др. Следование общим тенденциям в развитии телевидения 90-х - развлекательности и ориентации на рейтинг - свойственно профильным музыкальным каналам «МУЗ-ТВ» и «MTV Россия».
Радиостанции «Европа Плюс Волгоград», «Новая Волна», «Ведо» и «Муниципальное телевидение Волгограда» также были созданы в 90-е. Тогда же государственная телевизионная и радиовещательная компания «Волгоград-ТРВ» преобразована из Волгоградского комитета по телевидению и радиовещанию. Несмотря на сокращение государственного финансирования, коммерциализацию масс-медиа и пропаганду унифицированных потребительских ценностей, в 90-е годы были заложены основы для творческого самовыражения, многообразия форм культурной жизни, сосуществования разных стилей и направлений в массовой музыкальной культуре.
Прослеживается тенденция того времени - перемещение деятельности многих молодых музыкантов в систему музыкальных масс-медиа. Так, волгоградский музыкант и радиоведущий Н. Кру-патин в Москве продолжил свою деятельность как автор песен, ведущий радиошоу и музыкальный редактор на телевидении. Участница популярной в 90-е волгоградской группы «Штурман Жорж» Т. Плотникова в Москве работала телеведущей «МУЗ-ТВ», «НТВ», Первого канала и др.
Несмотря на глубокие процессы модернизации социальных функций, способов воспроизводства и практик презентации массовой музыкальной культуры, в ней фиксируются свойства, характерные для предыдущего этапа ее бытования. Уже в последний советский период проявились признаки
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015
82 -
дальнейших культурных трансформаций. Была близка к завершению история безграничного господства советской песни. С конца 80-х годов зарубежная поп- и рок-музыка захватывали российский рынок. В годы перестройки в условиях смягчения идеологического диктата, зарождения различных форм собственности, расширения культурно-информационного пространства массовая музыкальная культура начинает радикально меняться. Реабилитация бардовской песни, легализация рок-музыки, зарождение коммерческой поп-культуры, выход шансона на телевизионные и сценические площадки - вот главные отличительные особенности последних советских лет. Но какими бы особенностями ни характеризовались те или иные культурные трансформации, существуют факторы личностного и профессионального влияния на эволюцию отечественной массовой музыкальной культуры, выравнивающие и частично нивелирующие даже самые негативные ее моменты.
Для российской и волгоградской культуры А. Воронов - фигура легендарная. Пропагандист джаза, художественный руководитель «Combo Jazz Band», организатор всероссийского фестиваля «Джазовое рукопожатие» в Волгограде, вошедшего в музыкальную историю страны. С 1986 г. А. Вороновым и музыкантами «Combo Jazz Band» создано более сотни программ, даны тысячи концертов, многие совместно со звездами отечественного джаза И. Брилем, Г. Гараняном, И. Бутманом, А. Кузнецовым, В. Епанешниковым и др., принято участие в многочисленных джазовых фестивалях по всей стране и за рубежом.
В 1982 году по решению Волгоградского горисполкома для повышения исполнительского, дисциплинарного и имиджевого уровня было создано Объединение Музыкальных Ансамблей (ОМА) под руководством А. Воронова, куда вошли более 100 музыкантов, игравших в ресторанах города. Внедрение вечеров джаза, циклов развлекательно-познавательных программ сначала в ресторанное пространство, а затем и на концертные площадки способствовало росту исполнительской и слушательской культуры города. «Одним из наиболее профессиональных коллективов, игравших джаз, в ту пору был ансамбль «Дельфин» п/у В. Бродовского, куда входили А. Болдырев, В. Дубцов, С. Григорьев» [6].
Представители российской джазовой элиты вол-гоградцы А. Болдырев, П. Чекмаковский, Д. Швы-тов, Д. Мосьпан начинали свою профессиональную музыкальную деятельность в столице в 90-е годы, в настоящее время гастролируют в России и за рубежом в составе ведущих джазовых коллективов.
Поэт, сценарист, кинорежиссер С. Карсаев, лидер волгоградской перформанс-группы «Оркестрион» (совместно с Р. Азизовым и В. Мишиным) организовал знаменитый международный фестиваль современного искусства «Неопознанное движение» (1986-1991), который собирал в Волгограде лучших музыкантов, поэтов авангардистской
направленности - В. Тарасова, В. Чекасина,
B. Пономареву, С. Летова, В. Макарова, В. Волкова, В. Гайворонского, К. Катлер, Д. Пригова; группы «Звуки Му», «Lokomotiv Konkret»; ансамбль М. Пекарского и др.
В центре массовой музыкальной культуры столицы 80-90-х годов находились уроженцы Волгоградского региона: А. Шкуратов, композитор, музыкальный продюсер, автор-исполнитель, режиссер, основатель группы «Аттракцион»;
C. Сарычев, рок-музыкант, композитор, певец, основатель рок-группы «Альфа»; популярная певица в стиле электро-поп М. Журавлева; С. Ефимов, рок-музыкант, барабанщик («Альфа», «Круиз»); Т. Маркова, эстрадная певица, композитор, поэтесса («Альфа»); С. Смольянинов, барабанщик (группа С. Намина, «Экипаж», государственный оркестр «Экспресс» А. Пульвера, оркестр Ю. Антонова); В. Юрин («Интеграл», «На-на») и др.
Процесс трансформации массовой музыкальной культуры в конце XX века происходит особенно интенсивно на фоне политических, экономических, социальных и технологических преобразований. В меняющемся государстве, по уже знакомым нам законам культурной революции начала века - отрицания традиций жанра, массовая музыкальная культура пошла по пути примитивизации и многообразия творческих стилей.
80-90-е годы - это переходный период от советской эстрады к постсоветской поп-культуре. На смену консолидирующей, мировоззренческой, воспитательной функциям, присущим советской массовой музыкальной культуре приходят функции релаксации и развлечения. В условиях формирования шоу-бизнеса созданные по канонам социалистического реализма песни трансформируются в хиты, шлягеры, композиции. Отмечается количественный прирост низинных образцов песнетворчества в связи с малообразованностью сочинителей, вседозволенностью, доступностью технических средств и др.
Творческий потенциал столицы и провинции различен, как и различны условия развития культуры и искусства. В провинции существует дефицит простора для деятельности, недостаток потенциальных возможностей. Тем не менее существование полярных укладов постиндустриальной Москвы и провинциального Волгограда не препятствует наличию столично-провинциаль-ных культурных контактов. Для Волгоградского региона свойственны общие тенденции развития культурной жизни. Провинциальная культура развивается и трансформируется, сохраняя свою субъектность и интегрируясь со столицей.
Массовую музыкальную культуру Москвы и Волгограда репрезентирует соответствующая исполнительская практика. Названные направления объединяют исполнителей, творческая деятельность которых осуществляется в рамках рок-, поп-музыки, джаза и авторской песни. Несмотря на то, что в результате социально-политических преобразований в
№ 1 (56), 2015
"Этнография. Фольклористика"
~ 83
90-е годы традиционные российские культурные институты оказались в очень сложном положении, во многих регионах появились организации, которые эффективно развивали инновационные проекты.
Освещение различных аспектов функционирования массовой музыкальной культуры в столичной и провинциальной среде в настоящий период и ему предшествующий необходимо, так как это позволяет не только реально оценить современное состояние музыкальной жизни и духовный потенциал населения, но и прогнозировать основное направление музыкально-культурного развития.
Литература
1. Кривцун О. А. Центральное и периферийное в культуре». URL: http://www.okrivtsun.narod. rrnarticle -22.htm
2. Сергеева И. В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2004. С. 18.
3. Лелеко В. В. Мифопоэтика советской массовой музыкальной культуры (вторая половина 1950-х - начало 1980-х годов): автореф. дис. ... канд. культ. СПб., 2011. С. 14.
4. Песенная культура России. Царицын-Сталинград-Волгоград. Хрестоматия / Сост. О. Ильичева. Волгоград, 2014.
5. Ильичева О. С. Песенная культура Волгограда. Песни волгоградских авторов из репертуара ансамбля «Карусель». Волгоград, 2013.
6. Воронов А. Н. Из истории Волгоградского джаза. Волгоград, 2008. С. 45.
References
1. Krivtsun O. A. Tsentralnoe i periferiynoe v culture [Central and peripheral in culture]. URL http://www. okrivtsun.narod.ru>article -22.htm.
2. Sergeeva I. V. Osobennocty kommynicatsionnyh protsessov massovoi musicalnoi cultury [Especially communication processes of mass musical culture]: abstract. dis. ... cand. sots. nauk. Saratov, 2004. S. 18.
3. Lelelko V. V. Mifopoetica sovetckoi massovoi musick-alnoi cultury (vtorya polovina 1950 - nachalo 1980 godov) [The myth of the Soviet mass musical culture (the second half of the 1950's-early 1980's)]: abstract. diss. ... cand. cult. SpbB, 2011. S. 14.
4. Pesennay cultura Rossiy. Tsaritsin-Stalingrad-Vol-gograd. Khrestomatiy / Sost. O. Ilicheva [Song culture of Russia. Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd. The anthology / Comp. O. Ilicheva]. Volgograd, 2014.
5. Ilicheva O. S. Pesennay cultura Volgograda. Pesni Volgogradskih avtorov iz repertuara ancambly «Carousel» [Song culture of Volgograd. Songs Volgograd authors from the repertoire of the ensemble «Carousel»]. Volgograd, 2013.
6. Voronov A. N. Iz istorii Volgogradskogo dzhaza [From the history of Volgograd jazz]. Volgograd, 2008. S. 45.
УДК 930.85+379.82
А. ДЖ. МАГОМЕДОВ,
доктор исторических наук, зам. директора Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН
ХМЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ В ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Рассматривая особенности проведения свободного времени, выходных и праздничных дней на Кавказе в Х1Х-ХХ вв., автор показывает, какое место в застолье занимали спиртные напитки, затрагивает историю их происхождения и распространения.
Ключевые слова: история Дагестана, досуговая культура, хмельные напитки. UDK 930.85+379.82
A. DZH. MAGOMEDOV,
doctor of Historical sciences, deputy director of G. Zadacy Institute of Language, Literature and Art of Dagestan scientific
center of RAN
INTOXICATED DRINKS IN LEISURE CULTURE OF DAGESTAN PEOPLE
Considering the features of spare time, weekends and holidays in the Caucasus in the Х1Х-ХХ centuries, author shows what place
in the feast were alcoholic beverages affect the history of their origin and distribution.
Key words: history of Dagestan, leisure culture, intoxicated drinks, a social role of intoxicated drinks in society.