Научная статья на тему 'СТОЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ'

СТОЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МЕБЕЛЬ / СТОЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Низовкина С. А.

В статье рассмотрено понятие общественного пространства и его функционал на примере кофеен г. Новосибирска. Потребность общественного пространства на человека является актуальной темой, так как каждый человек так или иначе оказывается внутри данного пространства и принимает на себя особую роль в социуме. При изучении темы были использованы семиотический, теоретический и эмпирический метод исследования. Важными аспектами в формировании современных городских общественных пространств являются их функциональность и комплексность, которая определяет компоненты данной среды. Общественные пространства выполняют задачу трансляции городской культуры от поколения к поколению, а также обладают способностью приспосабливаться к быстро меняющимся потребностям жителей. Анализ гендерных, возрастных и психологических особенностей посетителей кофеен позволил понять причины посещения кофеен, а также актуальность этого общественного пространства в целом. В статье дан анализ роли столов в социальных практиках социума и возрастного состава посетителей кафе города. В результате исследования обнаружено, что мебель внутри общественных пространств влияет не только на эстетическую составляющую, но и на изменение социальных взаимоотношений между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Низовкина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TABLE AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SPACES

The article is devoted to the concept of public space and its functionality during the study of coffee shops in Novosibirsk. The necessity for public space per person is an urgent topic, since every person somehow finds himself inside this space and assumes a special role in society. Semiotic, theoretical and empirical research methods were used in the study of the topic. Important aspects in the formation of modern urban public spaces are their functionality and complexity, which determines the components of this environment. Public spaces fulfill the task of broadcasting urban culture from generation to generation and have the ability to adapt to the rapidly changing needs of residents. An analysis of the gender, age and psychological characteristics of coffee shop visitors makes it possible to understand the reasons for visiting coffee shops, as well as the relevance of this public space in general. The article analyzes the role of tables in the social practices of society and the age composition of visitors to the cafe of the city. As a result of the study, it was found that furniture inside public spaces affects not only the aesthetic component, but also the change in social relationships between people.

Текст научной работы на тему «СТОЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ»

СТОЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Низовкина С.А.

Студент 5 курса, направление «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», профили «Культурология и иностранный (китайский/японскийязык)», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

Россия, Новосибирск

THE TABLE AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SPACES

Nizovkina S.A.

5th year student, direction "Pedagogical education with two training profiles", profiles "Cultural Studies and Foreign (Chinese/Japanese)", Institute of History, Humanities and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University,

Novosibirsk, Russia DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2022.4.75.566

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено понятие общественного пространства и его функционал на примере кофеен г. Новосибирска. Потребность общественного пространства на человека является актуальной темой, так как каждый человек так или иначе оказывается внутри данного пространства и принимает на себя особую роль в социуме. При изучении темы были использованы семиотический, теоретический и эмпирический метод исследования. Важными аспектами в формировании современных городских общественных пространств являются их функциональность и комплексность, которая определяет компоненты данной среды. Общественные пространства выполняют задачу трансляции городской культуры от поколения к поколению, а также обладают способностью приспосабливаться к быстро меняющимся потребностям жителей. Анализ гендерных, возрастных и психологических особенностей посетителей кофеен позволил понять причины посещения кофеен, а также актуальность этого общественного пространства в целом. В статье дан анализ роли столов в социальных практиках социума и возрастного состава посетителей кафе города. В результате исследования обнаружено, что мебель внутри общественных пространств влияет не только на эстетическую составляющую, но и на изменение социальных взаимоотношений между людьми.

ANNOTATION

The article is devoted to the concept of public space and its functionality during the study of coffee shops in Novosibirsk. The necessity for public space per person is an urgent topic, since every person somehow finds himself inside this space and assumes a special role in society. Semiotic, theoretical and empirical research methods were used in the study of the topic. Important aspects in the formation of modern urban public spaces are their functionality and complexity, which determines the components of this environment. Public spaces fulfill the task of broadcasting urban culture from generation to generation and have the ability to adapt to the rapidly changing needs of residents. An analysis of the gender, age and psychological characteristics of coffee shop visitors makes it possible to understand the reasons for visiting coffee shops, as well as the relevance of this public space in general. The article analyzes the role of tables in the social practices of society and the age composition of visitors to the cafe of the city. As a result of the study, it was found that furniture inside public spaces affects not only the aesthetic component, but also the change in social relationships between people.

Ключевые слова: пространство, общественное пространство, городская среда, мебель, стол.

Keywords: space, public space, urban environment, furniture, table.

Городские общественные пространства - это территории внутри города, которые открыты для всех граждан в городе и выполняющие общественно полезные функции, способствующие коммуникации горожан.

Нехватка подобных мест привела к возникновению «третьих мест». Термин ввел Р. Ольденбург [12], где первым местом является дом, вторым - работа, а остальное относится к частным коммерческим заведениям - кафе, магазинам и т. д., но перечисленные автором функции «третьих мест» почти не отличаются от функций общественных пространств.

«Третьи места» часто служат тому, чтобы впервые свести людей вместе - людей, которые позже создадут и другие формы общения [12, с.22]. Город, имеющий третьи места, способствует

сближению людей, вызывает чувство принадлежности к определенному пространству и сообществу в целом.

Благодаря пространству, окружающее нас, можно исследовать развитие социальной коммуникации через призму изменения роли «третьих мест» в истории.

Проблема существования человека в городском пространстве является одной из самых актуальных. Для ее детального исследования Р. Линд и Х. Линд, Р. Редфилд [17], У. Уорнер [18] разработали антропологический подход к рассмотрению города. Сосредоточение внимания научной мысли на проблемах горожан способствует становлению теорий,

рассматривающих жизнь людей в городе в едином

комплексе как «социокультурное явление» [9, с. 12].

Целью статьи является исследование изменения формы столов в течение нескольких веков и влияние этих изменений на (виды коммуникативных связей, формы коммуникации, типы взаимодействий между людьми).

В процессе изучения данной темы были анализ исторических данных об изменении мебели и соотношение их с наблюдением поведенческих характеристик людей внутри пространств (была выявлена зависимость между формами мебели и типами коммуникации в общественных местах). Семиотический подход, разработанный Ю.М. Лотманом, позволил выявить определенный код поведения, основываясь на человеческом опыте, схемах поведения человека и его деятельность внутри пространства при взаимодействии с исследуемыми предметами.

Культура в ходе своей истории сформировала различные формы столов, их символическое наполнение и утилитарное предназначение. Начиная с греческой мебели, можно увидеть, что столы тогда были портативными объектами. Низкие столы «трапедза» круглой и прямоугольной формы ставились посередине, а вокруг располагались люди, лежа на клинэ. После окончания трапезы, столы задвигались под кровати [13, с.23].

Круглый стол создает атмосферу легкости. Это лучше всего подходит для проведения беседы людей с одинаковым социальным статусом, ведь за этим столом каждый имеет одинаковое место и свое личное пространство. В Греции было неформальное общение, сначала проходила трапеза, а затем симпозиум (совместная выпивка и общение с философами).

В древнем Риме вокруг четырехугольного стола ставились ложа, стол с тремя ложами вокруг имел название «триклиниум». Чуть позже в моду начали входить круглые столы [13, с.40]. Круглые столы изменили поведение людей внутри пространств. Трапеза начала приобретать общественный характер. Теперь участники трапезы не располагались на ложах, а садились за стол, диалоги начали приобретать формальность.

Мебель романского стиля, в основном была проста, лаконична и игнорировала вопросы удобства. Прямоугольные столы не имели ножек, а стояли на двух боковых щитах. Однако были интересные восьмиугольные столы, которые наибольшее распространение получили в эпоху ренессанса и барокко [13, с.61].

Ренессанс славился так же большими продолговатыми столами, роскошно украшенными со всех сторон. Главной целью столов тогда были не столько удобство и комфорт в использовании, сколько красота и богатство. Существовал формальный тип общения, не переходящий в свободную и непринужденную коммуникацию между людьми.

Но затем начинает развиваться неформальный тип общения. Происходят значительные изменения

в пользу удобства пользования предметами комфорта в процессе коммуникации.

В России все было значительно проще, использовались прямоугольные массивные столы, долгое время отвечающие только за практичность, неформальное общение за такими столами не предусматривалось. При Екатерине II мебели начали уделять больше внимания. В своих записках она упоминала, что стоял острый недостаток мебели даже во дворцах. Постепенно появились столы, которые уже были предназначены как для общения, так и для наблюдения за всеми действиями на балу.

Во все периоды так или иначе использовали столы с углами. Квадратный стол создает отношение соперничества и вызывающего поведения людей, равных по положению [12, с.226]. Очень удобно подчеркнуть отношение субординации, выбрав такую форму стола для деловой беседы. Прямоугольный стол выбирают те люди, которым необходимо оказывать влияние на других, держать все под своим контролем. В зависимости от выбора места, можно организовать контроль за собеседниками. Прямоугольный стол выбирают те люди, которым необходимо оказывать влияние на других, держать все под своим контролем. В зависимости от выбора места, можно организовать контроль за собеседниками. За такой стол в основном садятся, если свободных мест больше нет или, если компания включает в себя более 4-х человек.

Исходя из большого социального значения использования столов и их форм для существования общества и личности в пространстве, было проведено исследование, посвященное выбору посетителями кафе различных форм столов. Целью исследования стала характеристика того, какие места занимают люди, посещая кофейни города Новосибирска, на основе опроса, проведенного внутри данных общественных пространств. Люди опрашивались по заранее разработанной анкете, один из вопросов которой звучал так: «Какой бы стол Вы выбрали?». Опрос проводился анонимно. Таким образом, удалось собрать 91 ответ на поставленный вопрос.

По итогам данного исследования, можно обнаружить, что практически половина (мужчины в возрасте 16-24 лет и женщины в возрасте от 16 до 24 лет или 49%) опрошенных предпочитают сидеть за круглым столиком, что можно объяснить и достаточно молодым возрастом, в котором еще только предстоит занять устойчивые позиции внутри социума. Эта же категория составляет большинство посетителей кафе - 78,7%.

Круглый стол создает атмосферу легкости. Это лучше всего подходит для ведения беседы людей с одинаковым социальным статусом, ведь за этим столом каждый имеет одинаковое место и свое личное пространство.

Очень удобно подчеркнуть отношение субординации, выбрав квадратную форму стола для деловой беседы.

Примерно в равном соотношении 7% людей распределяются между этими двумя формами. В основном, это происходит при деловых и рабочих встречах, где каждый человек знает свое место в социальной градации и принадлежности.

Мы садимся, чтобы отдохнуть, садимся за стол, чтобы поесть. Современные столы делают акцент на общительности, на участии в беседе, ведь в сидячей позе подчеркивается не конфронтация, а широкая открытость современного социального индивида. Изменение формы столов и личный выбор каждого являются способом взаимодействия человека со своим окружением.

Список литературы / References

1. Бавбеков Р.И. История возникновения кафе, их индивидуальность и особенность интерьера [электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2016. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-kafe-ih-individualnost-i-osobennost-interiera (дата обращения 2016 г.).

2. Баталина Т.С. Анализ особенностей формирования общественного пространства // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1(5). 15 с.

3. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // пер. с нем. А. Воробьева, М. Вильковский // Социологические исследования, 2011. № 5. С. 114-122.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: РУДОМИНО. 1999. 224 с.

5. Бурдье П. Социология социального пространства // Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

6. Добрицына И.А. Общественное пространство города и дизайн // Городская среда. Дизайн. Архитектура: Сборник научных трудов. М.:1999. Т1. С. 55-110.

7. Зукин Ш. Культуры городов. М.: Новое литературное обозрение. 2018. 424 с.

8. Иконников А.В. Формирование городской среды. М.: Знание. 1973. 65 с.

9. Ильиных С.А., Табарков А.В. Городское пространство: специфика управления [электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoe-prostranstvo-spetsifika-upravleniya (дата обращения 2015 г.).

10. Линч К. Образ города // Перевод с английского В.Л. Глазычев; Составитель А.В. Иконников; Под редакцией А.В. Иконникова. М.: Стройиздат. 1982. 328 с.

11. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве // перевод с английского В.Л. Глазычева, под редакцией А. В. Иконникова. М.: Стройздат. 1986. 264 с.

12. Назалова Р.И. Типы ресторанов [электронный ресурс] // Все о ресторанном деле. 2011. URL: http://grandmenu.org/tipy-restoranov.html (дата обращения 2011 г.).

13. Ольденбург Р. Третье место: Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок». М.: Новое литературное обозрение. 2018. 456 с.

14. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Издательство «Ай Кью». 1992. 272 с.

15. Соболев Н. Н. Стили в мебели // Издательство всесоюзной архитектуры, М. 1939.

16. Чапля Т. В. Пространство архитектуры: от пространства мест к пространству отношений// Вестник славянских культур, 2018. № 3. С. 51-63

17. Redfield R. The Folk Society // American Journal of Sociology // Перевод с английского В.Г. Николаева // ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2009. №1. С. 46-47.

18. Warner W.L. Yankee City. New Haven. // Перевод с английского О.Лукша. Press. 1963. P.35-61.

Список литературы на английском языке / References in English*

1. Bawbekov R.I. The history of the cafe, their individuality and the peculiarity of the interior [electronic resource] // Scientific electronic library "Cyberleninka". 2016. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-kafe-ih-individualnost-i-osobennost-interiera (accessed 2016). [in Russian]

2. Batalina T.S. Analysis of the features of the formation of public space // Business and design review. 2017. Vol. 1. No. 1(5). 15 p. [in Russian]

3. Baudrillard J. Architecture: truth or radicalism? // trans. from German A. Vorobyov, M. Vilkovsky // Sociological research, 2011. No. 5. pp. 114-122. [in Russian]

4. Baudrillard J. The system of things. M.: RUDOMINO. 1999. 224 p. [in Russian]

5. Bourdieu P. Sociology of social space // Trans. from French; ed. of translation by N. A. Shmatko. M.: Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg: Aleteya, 2007. 288 p. [in Russian]

6. Dobritsyna I.A. Public space of the city and design // Urban environment. Design. Architecture: Collection of scientific works. M.:1999. T1. pp. 55110. [in Russian]

7. Zukin Sh. Culture of cities. M.: New Literary Review. 2018. 424 p. [in Russian]

8. Ikonnikov A.V. Formation of the urban environment. M.: Znanie. 1973. 65 p

9. Ilinykh S.A., Tabarkov A.V. Urban space: specificity of management [electronic resource] // Scientific electronic library "Cyberleninka". 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7gorodskoe-prostranstvo-spetsifika-upravleniya (access date 2015). [in Russian]

10. Lynch K. The image of the city // Translated from English by V.L. Glazychev; Compiled by A.V. Ikonnikov; Edited by A.V. Ikonnikov. M.: Stroyizdat. 1982. 328 p. [in Russian]

11. Lynch K. The perfect form in urban planning // translated from English by V.L. Glazychev, edited by A.V. Ikonnikov. M.: Stroyzdat. 1986. 264 p. [in Russian]

12. Nazalova R.I. Types of restaurants [electronic resource] // All about the restaurant business. 2011. URL: http://grandmenu.org/tipy-restoranov.html (accessed 2011). [in Russian]

13. Oldenburg R. Third place: Cafes, coffee shops, bookstores, bars, beauty salons and other places of "hangouts". M.: New Literary Review. 2018. 456 p.

14. Piz A. Body language. Nizhny Novgorod: Publishing house "Ai Q". 1992. 272 p. [in Russian]

15. Sobolev N. N. Styles in furniture // Publishing House of All-Union architecture, M. 1939. [in Russian]

16. Chaplya T. V. The space of architecture: from the space of places to the space of relations// Bulletin of Slavic Cultures, 2018. No. 3. pp. 51-63 [in Russian]

17. Redfield R. The Folk Society // American Journal of Sociology // Перевод с английского В.Г. Николаева // ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2009. №1. С. 46-47.

18. Warner W.L. Yankee City. New Haven. // Перевод с английского О.Лукша. Press. 1963. P.35-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.