Научная статья на тему 'Стокгольмский синдром: несколько замечаний о новейшем альбоме группы «Strachy na Lachy»'

Стокгольмский синдром: несколько замечаний о новейшем альбоме группы «Strachy na Lachy» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стокгольмский синдром: несколько замечаний о новейшем альбоме группы «Strachy na Lachy»»

9 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).

10 Испанская драма «Ьа Се^йпа».

11 Песня «ЛРОСЛЬУРТО», альбом «Дневник Тани Савичевой» (2008 г.).

12 См.: ШемаховаА.С. Человек периода «распутья» (на материале текстов альбома «Дневник Тани Савичевой» рок-группы «ЛихоЛесье») // Седьмые ознобишенские чтения: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под ред. О.М. Буранка, В.Н. Шкунова. - Инза-Самара: ПГСГА, 2009. - Т. I. - С. 65-67.

13 Песня неизвестного автора «Крутится, вертится».

14 Ранее вошла в альбом «Третий берег» (2004 г.).

15 Марченко Т. Указ. соч.

16 Там же.

17 Лермонтов М.Ю. «Тучи».

18 Песня посвящена другу погибшему в шахте.

19 Ассоциация с «Крыльями» «Наутилуса» возникает сама собой.

20 Ранее вошла в альбом «Желание чтобы» (2001 г.).

21 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).

22 Ранее вошла в альбом «Одна тоска» (2002 г.).

23 Ранее вошла в альбом «Третий берег» (2004 г.).

24 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).

25 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье».

26 Интервью с фронтменом группы Д. Дубровым [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1iho1esie.ru/pub1/dubrov_interv.

27 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье».

© А.С. Шемахова, 2010

Д. ГАНЦАЖ

Краков

СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ: НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О НОВЕЙШЕМ АЛЬБОМЕ ГРУППЫ «STRACHY ЫД LACHY»

Кшиштоф «Грабаж» Грабовски известен польским поклонникам с 1986 года - тогда артист, студент исторического факультета Познаньского университета, принял участие в фестивале независимой музыки молодого поколения в г. Яроцин. Вскоре после этого, образовался коллектив «Pidzama Рото». Творчество панк-группы насчитывает двадцатилетнюю историю. В 2007 году официально было заявлено о завершении существования команды.

Грабовски продолжил свою деятельность в рок-группе «^йасЬу па Lachy», основанной в 2002 году им и Анджеем Козакевичем. В настоящее время музыканты записали пять альбомов, последний был издан в феврале 2010 года. Именно об этом диске под заглавием «Dodekafoma» хотелось бы сказать пару слов в настоящей статье.

<Юойека&та» содержит одиннадцать песен. Автором текстов и музыки ко всем произведениям является «Грабаж». Стихи Грабовского всегда отличались высокой художественной ценностью. В новейшем альбоме поэт бьёт по современной Польше, разоблачает ложную, примитивную и

284

лишенную фантазии жизнь в стране, где обитают уроды, которых ежедневно можно встретить в гипермаркетах вроде «Tesco». «Dodekafonia» -это панихида по умершим мечтам и желаниям, печальное подведение итогов. В интервью журналу «Teraz Rock» поэт объясняет работу над альбомом следующим образом: «Это происходит так, что время от времени Г ос-подь выбрасывает мусор в окно, а я стараюсь все это аккуратно собрать»1.

Грабовски подчёркивает, что создавал альбом с большим воодушевлением - к имеющимся у него уже текстам и наброскам присоединил новые стихи, а вся работа продолжалась лишь две недели2.

«Dodekafonia» открывается песней под многозначительным заглавием «Chory na wszystko» («Болен всем»). Уже первые слова произведения вводят слушателей в переполненный грустью, мраком и предчувствием катастрофы внутренний мир лирического героя:

Zolc si^ leje mi z wqtroby jak tramwaj na Patriarszych Prudach

Moja poduszka - milimetr od szyn, wi^c mam twarz jak stary Bulgar3

(Желчь льется из моей печени как трамвай на Патриарших Прудах / Моя подушка миллиметр от рельсов - у меня лицо старого болгарина)

Сравнения с романом «Мастер и Маргарита» редко бывают случайными. Г ерой находится на краю, с большой скоростью надвигается смерть, а покрытое морщинами, потасканное и усталое лицо свидетельствует о болезненном жизненном опыте. Что стало причиной такого состояния? Ответ найдем в той же песне:

Spiewam juz tylko o Polsce i o zlej milosci zle piosenki o zlym systemie

Polska przychodzi do mnie tylko po autograf dla milosci zas jestem zludzeniem4

(«Я пою лишь о Польше и о злой любви злые песни о плохой системе / Польша приходит ко мне только за автографом для любви являюсь привидением»)

«Грабаж» строго оценивает события происходящие на родине. Польша представляется как страна проданных идей, грязной осени, подлецов, обманщиков, вещизма. В Польше можно получить по рылу во имя Бога и мира:

Zwykla swojska parasolka zaciska si^ w piqstkach5 «Ten wiatrak, ta l^ka»

(«Кулачки сжимают обычный зонтик», «Эта ветряная мельница, этот луг»)

Это явный намёк на сторонников (а скорее - сторонниц) основанной священником Тадеушем Рыдзыком6 радиостанции «Radio Maryja», постоянно вызывающей споры и разногласия. Деятельность ксендза в идейном и финансовом смысле поддерживают, главным образом, юркие старушки-пенсионерки, называемые в Польше «мохеровыми беретами». Невзрачные женщины ни один раз употребляли зонты в качестве оружия, направленно-

285

го против насмешников и слишком навязчивых, по мнению защитниц отца Тадеуша, журналистов7. Грабовски подозревает, что эти дамы владеют зонтами лучше, чем Зорро шпагой8.

Другую проблему затрагивает поэт в песне «Zyj§ w kraju» («Я живу в стране»):

Mieszkam w teczce tekturowej Mole chodzq mi po glowie Czyjes gumowe r^kawiczki Otwierajq do mnie drzwiczki Scierajq kurz z moich ust9

(«Я живу в картонной папке / Моль ходит по моей голове / Чьи-то резиновые перчатки открывают ко мне дверцы / Стирают пыль с моих губ»)

В этом отрывке кроется очередное больное место современной Польши. Прошлое возвращается бумерангом. В последнее время замечается усиленное стремление к разоблачению бывших тайных сотрудников коммунистической службы безопасности. Ведущую роль играют в этом процессе, конечно, политики, однако с проблемой может столкнуться каждый гражданин. Работники органов безопасности заводили папки, содержащие информацию и о лицах, никогда с ними не сотрудничавших. Несмотря на тот факт, что материалы являются секретными, в масс-медиа беспрестанно поступают сообщения, в которых кто-то обвиняется в стукачестве.

Однако смысл текста «Грабажа» несомненно глубже. Во-первых, автор приходит к выводу, что люди, которые обещали полякам светлое будущее, всё же роются в прошлом. Во-вторых, те, кто громко кричит и обвиняет, зачастую являются отвратительными мерзавцами, позорившими честь и настоящий патриотизм.

Лидер группы «Strachy na Lachy» резко относится к событиям, происходящим в его стране в течение последних лет, и тем не менее не представляет себе другого места для жизни:

Ty ciqgle i wciqz masz mi za zle, ze juz nie mieszkam w Punk Rock City Mieszkam w calkiem innym miejscu Polski i cierpi^ na syndrom sztokholmski10

«Chory na wszystko»

(«Ты всё время упекаешь меня в том, что я уже не живу в Punk Rock City / Я живу сейчас в другой части Польши и страдаю стокгольмским синдромом», «Болен всем»

Стокгольмским синдромом называют необъяснимую симпатию заложника к террористу, для которой, кажется, нет никаких оснований. Это сложный защитный механизм, позволяющий жертве привыкнуть к опасной ситуации. Польша захватила в плен поэта, не как государство с его сегодняшним обликом, а, скорее всего, как патриотическая идея.

«Dodekafonia» - это произведения о ходе времени, о смерти. Упоминаются те, кто ушел в мир иной (например, Яцек Куронь), поражают личные признания поэта. Завершающая альбом песня заканчивается словами:

Zostawiam pozegnalny list i

Kopert^ z moim DNA

Dalej po cichutku gra Radio Dalmacija

Zgasiiem swiatio juz

Bardzo chce mi si^ spac11

«Radio Dalmacija»

(«Я прощальное письмо оставляю I Конверт с моим ДНК I Продолжает потихоньку играть Радио Дальмация I Я уже погасил свет I Мне очень хочется спать», «Радио Дальмация»)

Среди большого количества посредственных альбомов на польском музыкальном рынке, проект группы «Strachy na Lachy» можно считать маленьким шедевром. «Грабаж» доказал, что еще не все сказано.

1 Smieci Pana Boga [в:] «Teraz Rock», nr 3 (85) I2010, с. 20; все переводы с польского мои -Д.Г.

2 Там же.

3 Все отрывки стихотворений цитируются по книжке, являющийся приложением к диску: «Strachy na Lachy», «Dodekafonia», 2010.

4 Там же.

5 Там же.

6 Редемпторист Тадеуш Рыдзык (р. 1945), кандидат теологических наук, основатель и директор радиостанции «Radio Maryja» и телеканала TV Trwam, ректор Высшей школы общественной и медийной культуры в Торуни.

7 Особенно враждебными считаются представители ежедневника «Gazeta Wyborcza» и телеканала TVN, которым якобы управляет Сатана.

8 Smieci Pana Boga... Указ. соч. С. 21.

9 «Strachy na Lachy», «Dodekafonia», 2010.

10 Там же.

11 Там же.

© Д. Ганцаж

О.А. МАРКЕЛОВА

Москва

СОВЕТСКИЙ ТЕКСТ ИСЛАНДСКОГО РОКА? АЛЬБОМ ВАЛЮРА ГЮННАРССОНА «VODKA SONGS»

Альбом «Vodka Songs» (2008) - первый совместный проект двух молодых авторов, уже успевших зарекомендовать себя на исландской рок-сцене1 Автор музыки к альбому - gimaldin, лидер группы «5ta herdeildin» («Пятая колонна»), музыкальный стиль которой определяют по-разному, от инди-попа и шансона до фолка, а тексты - экспериментальная ироническая поэзия, тяготеющая к эстетике абсурда. Автор текстов, Валюр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.