Научная статья на тему 'Изображение Варшавского восстания 1944 г. В современной массовой культуре'

Изображение Варшавского восстания 1944 г. В современной массовой культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАРШАВСКОЕ ВОССТАНИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КИНО / МУЗЫКА / ФОТОГРАФИЯ / ПОЭЗИЯ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / WARSAW UPRISING / MASS CULTURE / CINEMA / MUSIC / PHOTOGRAPHY / POETRY / MUSEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ротт Дариуш

В статье представлен ряд современных масс-культурных проектов, осуществленных в Польше и за ее пределами, задача которых с помощью разных видов искусства, новых способов реализации художественной рефлексии, новейших компьютерных технологий привлечь внимание современников, в том числе молодого поколения, к событиям Варшавского восстания 1944 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The depiction of the Warsaw Uprising of 1944 in the contemporary mass culture

The article represents a series of contemporary mass culture projects implemented in Poland and abroad aimed at driving the public attention (including the youth) to the events of Warsaw Uprising of 1944. To fulfi l that, different arts, new kinds of realisation of artistic refl exion and modern computer technologies were applied

Текст научной работы на тему «Изображение Варшавского восстания 1944 г. В современной массовой культуре»

Д. Ротт (Катовицы)

Изображение Варшавского восстания 1944 г. в современной массовой культуре

В статье представлен ряд современных масс-культурных проектов, осуществленных в Польше и за ее пределами, задача которых - с помощью разных видов искусства, новых способов реализации художественной рефлексии, новейших компьютерных технологий привлечь внимание современников, в том числе молодого поколения, к событиям Варшавского восстания 1944 г.

Ключевые слова: Варшавское восстание, массовая культура, кино, музыка, фотография, поэзия, музейное дело.

Есть такой город, который ежегодно 1 августа - в годовщину Варшавского восстания - останавливается на одну минуту. Это столица Польши - Варшава1.

Восстание, которое вспыхнуло 1 августа 1944 г. и продолжалось шестьдесят три дня, до 3 октября, организовала Армия Крайова. Это был беспрецедентный подвиг - попытка освобождения польской столицы еще до прибытия Красной Армии. По сегодняшний день в разных кругах продолжаются споры и сохраняются разногласия по поводу целесообразности и эффективности Варшавского восстания2.

Я не историк, в мою задачу не входит представление дискуссии о смысле Варшавского восстания, которая не утихает и имеет весьма эмоциональный характер. Я не пытаюсь оценить стратегическую и политическую обусловленность произошедшего, решение, принятое командирами. Было ли это своего рода отчаянное самоубийство или глубокий, благородный и романтический порыв молодых патриотов? Нет никаких сомнений, что восстание является одним из самых жестоких событий в истории польской столицы и во всей истории Польши. Это также одно из наиболее драматических событий Второй мировой войны. Мы не выиграли восстания в военном смысле, так как оно закончилось поражением. Его жертвами стали восемнадцать тысяч повстанцев и почти двести тысяч мирного населения -жителей столицы. Город сровняли с землей. Статистика разрушений ужасает. В 1945 г. в Варшаве было двадцать миллионов кубических метров щебня. Были уничтожены все мосты, 90% школ, заводов,

больниц, железнодорожных узлов и 84% зданий левобережной Варшавы. Это огромные, немыслимые жертвы и разрушения. Несмотря на все - вопреки истории - Варшава по-прежнему существовала (в марте 1945 г. среди руин города жило почти четверть миллиона человек) и была восстановлена. Сегодня в городе живет около миллиона семисот тысяч жителей.

Главнокомандующий Армией Крайовой генерал Тадеуш Комо-ровский (псевдоним Бур) отдал приказ о начале восстания 1 августа 1944 г. в 17 часов (так называемый час <^»). Крайне слабо вооруженные и плохо обученные повстанцы в первые дни боев захватили центральные районы Варшавы - Старый город, Волю и часть нескольких других кварталов. Несмотря на героизм повстанцев и активную помощь гражданского населения, через два месяца было принято решение о капитуляции. Затем Германия начала систематическое разрушение города, квартал за кварталом, и его сровняли с землей.

Несмотря на споры и разногласия о целесообразности и эффективности Варшавского восстания, его тема присутствует в современной популярной культуре Польши и в Швеции. При этом до 1989 г. польская официальная пропаганда эту тему замалчивала.

Из года в год число участников восстания и людей, которые помнят то время, сокращается. Однако благодаря массовой культуре Варшавское восстание все больше укореняется в сознании следующих поколений, в том числе молодежи. До недавнего времени за пределами Польши его ошибочно ассоциировали и идентифицировали с восстанием в Варшавском гетто в 1943 г. В данной статье представлены некоторые нетрадиционные способы воссоздания тех событий и сохранения памяти о них.

В 2004 г., в шестидесятую годовщину начала Варшавского восстания, в квартале Воля на улице Гжибовской, д. 79, был открыт музей Варшавского восстания - один из самых современных в Польше. Он находится в здании бывшей трамвайной электростанции начала ХХ в. Постоянная экспозиция занимает площадь 3000 кв. м, количество экспонатов превышает 30 000 тысяч единиц. В интерактивном музее используются инновационный дизайн сцены, свет, звуковые и мультимедийные эффекты. Например, уже у самого входа в музей мы ходим по мостовой, в которой находится створ канализационного люка, на плазменном экране можно увидеть передвигающихся по каналам3 повстанцев. Можно «позвонить», набрав номер на старом эбонитовом аппарате, и прослушать запись рассказа участника боев. В зале бывшей котельной находится макет бомбардировщика Либе-

ратор (такие самолеты снабжали повстанцев оружием и продуктами питания). В подвале музея реконструирован темный и узкий подземный канал (длиной 22 м, высотой от 110 до 175 см), по которому можно пройти. Интерьер музейного кафе стилизован под довоенный дизайн. Не забыли и о самых маленьких посетителях - в зале Маленького повстанца экспонируются игрушки военного времени, паззлы и настольные игры, посвященные Варшавскому восстанию, копии довоенных книг для детей. Здесь нет агрессивных игрушек для игры в войну, здесь родители могут оставить детей во время экскурсии. В течение первых десяти лет музей посетило почти пять миллионов человек4.

В октябре 2004 г. в музее Варшавского восстания был создан Архив устной истории, задачей которого является сохранение вербальных свидетельств живых участников восстания. До настоящего времени проведены и записаны беседы с более чем 2700 человек5.

К другим инициативам музея относятся музыкальные альбомы Дариуша Малеенка, озаглавленные «Morowe Panny» («Муаровые девушки», 2012), диск, посвященный женщинам, сражавшимся в Варшавском восстании, а также альбом «Gajcy!» («Гайцы!», 2009) со стихами Тадеуша Гайцы, двадцатидвухлетнего поэта, погибшего во время восстания. Он и Кшиштоф Камил Бачиньский были самыми известными польскими поэтами периода войны и оккупации. Песни на стихи Гайцы исполняли известные польские музыканты Лех Янерка, Казик и группы «Armia», «Dezerter», «Pogodno» и «Pustki». На песню «Milosc bez jutra» («Любовь без завтра») в исполнении Каролины Цихей снят видеоклип6. К теме Варшавского восстания несколько раз возвращалась группа «Armia», которая записала новые версии известных повстанческих песен «Palacyk Michla» и «War-szawskie dzieci» («Дворец Михля» и «Варшавские дети»)7.

Наиболее интересным музыкальным проектом является альбом «Варшавское восстание» (2005) польской рок-группы «Лао Че»8, созданной в Плоцке в 1999 г. Ее фронтменом является гитарист и вокалист Хуберт Добачевский (псевдоним Спенты). Альбом включает 10 композиций («1939 / Przed Burz^», «Godzina W», «Ba-rykada», «Zrzuty», «Stare Miasto», «Przebicie do Srodmiescia», «Czer-niakow», «Hitlerowcy», «Kanaly», «Koniec» - «1939 / Перед бурей», «Час W», «Баррикадa», «Скриншоты», «Старый город», «Прорыв в центр», «Черняков», «Гитлеровцы», «Каналы», «Конец»), включающие авторское творчество, цитаты, парафразы повстанческих стихотворений и песен, а также документальные материалы. В зву-

ковой дорожке, немного напоминающей радиоспектакль, использованы оригинальные выступления генерала Владислава Сикорского, фрагменты повстанческой поэзии Юзефа Щепаньского и Кшиштофа Камиля Бачиньского. Этот альбом, продолжительностью 45 минут, в доступной современному слушателю форме передающий повстанческий порыв, получил весьма положительный отклик у польской аудитории. В комментариях к текстам песен подчеркивается, что эта работа посвящена «Варшаве августа 44»9. «Не будет преувеличением сказать, что именно этот альбом группы «Лао Че» разбудил патриотические чувства и историческое сознание тысяч людей (не только молодежи)... чего не удавалось сделать никаким образовательным системам в течение последних десятилетий», - отмечает Артур Зи-онтек»10. В интервью в марте 2015 г. лидер группы Спенты сказал: «Тема Варшавского восстания на сегодняшний момент для меня закрыта. Между прочим, из-за этого мы не исполняем этих песен на концертах. Мне было довольно трудно полностью разобраться в этой теме, стоять на тех баррикадах. Но это уже прошло. Мы можем сыграть это раз в год, на специальном концерте, в хорошей постановке, чтобы оказаться на большой сцене - тогда да. В этом году сыграем его во Вроцлаве. В определенных кругах этот альбом затмевает другие наши альбомы, которые в итоге остаются без внимания. Мне это не мешает, но также не хотелось бы до конца карьеры петь о восстании. В этом не было бы никакого смысла»11. В другом интервью он добавил: «Мы были группой с узкой целевой аудиторией. Мы думали, что диск будет пользоваться популярностью исключительно в узких кругах варшавских историков. Но из-за содержания текстов получилось так, как получилось. Это был стиль, в котором мы хорошо себя чувствовали. Создавая этот альбом, мы даже не догадывались, что он получит такой широкий отклик в обществе. Острая форма музыки в некотором смысле связана и совместима с брутальностью событий 1944 года»12. Сегодня группа «Лао Че» является одной из ведущих на польской музыкальной сцене. Этому способствовал в частности и альбом «Варшавское восстание».

Музыкальный альбом «www.wawa2010.pl» (CD)13 благодаря новым звучаниям композиций и новым интерпретациям известных песен представляет историю Варшавы со времени Второй мировой войны и до сегодняшнего дня. Исполняет песни молодая польская во-калистка Каролина Цихы14 совместно с исполнителями и инструменталистами разных поколений и стилей. В альбоме можно найти одну из самых популярных песен восстания «Ма^ Mokotowa» («Марш

Мокотова»), написанную 20 августа 1944 г., а также текст «Czerwo-na zaraza» («Красная зараза») в исполнении дуэта К. Цихы и лидера группы «Acid Drinkers» Титуса15. Отрывки из него использовали рок-группы «Лао Че»16 в песне «Czerniaków» («Черняков») и польско-норвежский рок-коллектив «De Press» в альбоме «My rebelianci» («Мы ребелянты») (2009). «Красная зараза»17 - последнее стихотворение поэта Юзефа Щепанского, солдата Армии Крайовой (псевдоним Зю-тек)18, написанное им 29 августа 1944 г. В нем автор выражает гнев и разочарование, чувство одиночества от неизбежности поражения охваченной сражениями Варшавы, ярость за бездействие Красной Армии, которая находилась тогда на правом берегу Вислы.

1 августа 2010 г. состоялась премьера короткометражного фильма «Город руин», режиссер Дамиан Ненов19. Это выполненная в стробоскопической SD-перспективе первая в Польше цифровая реконструкция руин уничтоженной Варшавы, показанная с борта самолета, летящего с реальной скоростью и ограниченной площадью маневра (здесь были использованы материалы аэрофотосъемки). Для пятиминутного фильма была подготовлена база данных, включающая картографические, урбанистические, геодезические материалы о состоянии города весной 1945 г. Фильм составляют 1600 фотографий, 75 тыс. пикселей, 63 тыс. вручную вставленных моделей объектов, в 35 случаях удалось учесть все детали. Команда из тридцати графических дизайнеров в течение полугода работала над соединением отдельных частей изображения в единое целое, чтобы не было заметно каких-либо стыков. Исполнителем проекта была студия Pla-tige Image20.

15 марта 2013 г. на экраны вышел фильм «Бачиньский» режиссера Кордиана Пивоварского с замечательными съемками оператора Петра Немыйского. Фильм в жанре поэтической легенды представляет военную судьбу поэта Кшиштофа Камиля Бачиньского (1921-1944). Сюжет соединяет эпизоды его жизни с современными мотивами -документальными кадрами слэма (групповых действий публики) во время концерта, посвященного девяностолетию поэта в 2011 г., высказываниями людей, помнящих Бачиньского. По мнению критиков, это новаторский фильм, в поэтически-документальной форме показывающий всю бессмысленность войны. Несмотря на новаторство картины, зрители расценили ее скорее как режиссерский и актерский (невыразительная игра исполнителя главной роли) провал.

Фильм «Варшавское восстание» - первая в мире игровая военная драма нон-фикшн, полностью смонтированная из оригинальных

киноматериалов, снятых в августе и сентябре 1944 г. Черно-белые кадры плохого качества (проявленные и хранившиеся в ненадлежащих условиях) были отреставрированы и колоризированы. В течение шести месяцев шесть часов оригинальной хроники консультировали историки, военные эксперты, знатоки моды и архитектуры того времени. 1000 часов продолжалось обсуждение колористики фильма, а колоризация и реконструкция пленки длилась 1440 часов. После монтажа фильм составили более чем 100 тысяч кадров, объемом 22 971 520 мегабайт. Создателем сюжета был Ян Комаса, колоризацией руководил известный польский оператор Петр Собоцинский-младший. Диалоги были написаны специально для картины. Фильм идет 86 минут, его можно рассматривать как своего рода дань памяти кинооператорам, снимавшим хронику восстания. Зритель видит военные события глазами двух операторов, очевидцев, которые снимают хронику повстанческой борьбы21. Популярности фильма способствовала песня «Tyle nadziei, tyle milosci» («Столько надежды, столько любви») на слова Адама Новака22 и музыку Карима Марту-севича23. Для западного рынка была создана специальная версия с немного измененным сюжетом, названная «Warsaw Uprising».

Самым резонансным фильмом последних лет о Варшавском восстании является «Город 44»24, производства Akson Studio. Его поставил по собственному сценарию представитель молодого поколения польских режиссеров Ян Комаса25, оператором работал Мариан Прокоп. Это самая дорогая и масштабная картина в современном польском кино (бюджет фильма составил около шести миллионов евро). Авторы утверждают, что это фильм о любви, молодости и борьбе, а не о политике, его нельзя назвать ни документальным, ни историческим. В материалах, сопровождающих ленту, сказано: «Комаса снял романтическую историю о безумии чувств в пожаре войны, экспрессионистское зрелище о любви во время апокалипсиса. Благодаря сильным переживаниям и эмоциям картина перестает быть реалистической, а становится субъективной, импрессионистической. Надежда повстанцев-подростков умирает на баррикадах. Их страдание трансформируется в отчаяние, абсурд, огонь и транс»26. В фильме много ссылок на киноклассику: «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Отвращение» Р. Полански, «Иди и смотри» Э. Климова. Есть ссылки на многочисленные поп-культурные тропы. Сцены сражений сравнимы с известными эпизодами из фильма «Спасти рядового Райана» С. Спилберга. В процессе съемок были использованы широкие объективы, позволяющие наблюдать за действием в нескольких

планах одновременно. В польских кинотеатрах фильм посмотрело почти два миллиона зрителей. Премьерный показ состоялся 30 июля 2014 г. на Национальном стадионе в Варшаве в присутствии двенадцати тысяч зрителей, среди которых были и участники восстания. 2 августа 2015 г. немецкое общественное телевидение ZDF показало этот фильм под названием «Warszau 44» в прайм-тайм. В Германии ленту посмотрело более миллиона зрителей, а показанный с ней вместе документальный фильм о Варшавском восстании - более семисот тысяч. Моя мечта, чтобы этот фильм и его онлайн-обсуждение были показаны на одном из главных российских телеканалов. Наверное, это могло бы помочь улучшить наши двусторонние отношения.

Продюсер фильма Михал Квечинский на вопрос, чего современный зритель может ожидать от «Города 44», ответил: «Молодой зритель пойдет в кино, чтобы посмотреть на молодых актеров, на военный фильм с удивительными спецэффектами. Изначально тема фильма может не иметь для него значения. Но, посмотрев его, он отождествит себя с героями, определенно не останется равнодушным и столкнется с вопросом: что бы я сделал на их месте? В свою очередь, повстанцы, которые видели фильм во время первых показов, были абсолютно очарованы, отождествляли себя с героями, и это наш огромный успех. В столь современном фильме они нашли свое прошлое, свою личность, свои эмоции. "Город 44" - фильм современный не только благодаря спецэффектам, но и потому, что он объединяет поколения. Основой достигнутого успеха является то, что Янек Комаса делал его с огромным уважением к повстанцам, настоящим героям тех событий. Надеюсь, что это будет оценено по достоинству. Также надеюсь, что необычная атмосфера, в которой родился фильм,

27

ощущение исключительности, передастся зрителям»2'.

Несколько месяцев назад был реализован еще один проект: альбом известной польской группы «Voo Voo» под названием «Pla-cowka'44» («Ячейка'44»). Коллектив сочинил музыку к двенадцати стихотворениям, ставшим результатом поэтического конкурса, проходившего в августе 1944 г. в правобережном районе Варшавы Праге. Призами тогда стали гранаты и оружие. «Я понял, чем для тех людей были четыре с половиной года оккупации и порабощения, когда близкие умирали физически и психически. Эти эмоции трудно представить, о них не поболтаешь с кофейком за столиком. Этих молодых людей, в самом деле, все это достало и они хотели, наконец, покончить с тем, что не давало им дышать, хотя веры в выживание у них было немного»28, - заметил лидер группы Войцех Ваглевский.

«Молодой повстанец прощается с матерью, казалось бы, без эмоций, как будто сообщает, что собирается кататься на скейтборде. Другой молится, чтобы доставили боеприпасы, так как именно пуль ему не хватает», - говорит Ваглевский29.

Также недавно в книжных магазинах появилась оригинальная объемная (400 страниц) книга Марцина Дзедзица и Михала Вуйчи-ка «Teraz'44 historie» («Сейчас 1944-й. Истории»). Это альбом коллажей, составленных из снимков сегодняшней Варшавы и архивных фото города периода Варшавского восстания. Например, на одной фотографии мы видим молодую санитарку, отдыхающую после эвакуации из Старого города через сеть канализационных труб, и смотрящую на нее ныне живущую родственницу. Девушка в повстанческом мундире поправляет перед зеркалом сережку, а на заднем плане виднеется... дворец Культуры и Науки, построенный в 1955 г., через десять лет после окончания Второй мировой войны. Дзедзиц позаботился о каждой детали - современные фотографии делал в августе и сентябре, в тех же погодных условиях и в то же время суток, что и снимки военного времени. Фотографии сопровождают необычные рассказы, в которых нет пафоса, только любопытные подробности и анекдоты. Их записал соавтор проекта М. Вуйчик, который, перефразируя название одного из популярных фильмов про агента 007, сказал: «Мы хотели показать, что вчера не умрет никогда. Пока мы

" 30

снимаем, восстание продолжается здесь и сейчас»30.

Дзедзиц, отвечая на вопрос, откуда взялась идея соединения в технике фотошопа двух фотографий одного места - времени восстания и современности, сказал: «Не знаю. Сначала я подумал, что было бы интересно сделать что-то вроде этого, а потом проверил, не опередил ли кто-то меня. Выяснил - голландка, Джо Хедвиг Ти-увисс первой сделала проект в подобной технике. Взяла фотографии голландских нацистов, замазала ненужное и оставила их полупрозрачными. В результате получились как бы призраки, ходящие по улицам. Потом был еще русский фотохудожник Сергей Ларенков. Но они плохо разбирались в фотошопе, и съемки были технически некачественными. Был также проект музея Варшавского восстания под названием «Город Феникса», но в нем все было черно-белое, так что действительность, неизвестно почему, потеряла цвета. Рядом с грудой щебня ехал современный, но черно-белый автобус. А я хотел качественно совместить две реальности. Чтобы возникло изображение одного пространства, но с черно-белыми сценами восстания и

31

цветными современными»31.

C темой Варшавского восстания связаны также интересные песни шведских рок-групп «Marduk» и «Sabaton». Первая играет блэк-метал (песня «Warschau» из альбома 2004 г. «Plague Angel»), вторая в 2010 г. выпустила альбом «Coat of Arms» с песней «Uprising», исполнение которой один из пользователей Интернета назвал «музыкальной ковровой бомбардировкой»32. В Польше этот альбом быстро получил статус золотого, песня продержалась в хит-параде 3-й программы Польского радио двадцать восемь недель, а министр обороны Польши в марте 2013 г. вручил исполнителям памятные офицерские кортики.

Девять лет продолжается еще один необычный проект: концерт «Варшавяне поют (не)запрещенные песни». Это совместная инициатива музея Варшавского восстания и жителей польской столицы, которая дает возможность активной интеграции представителей разных поколений варшавян и гостей города. Ежегодно 1 августа, в годовщину начала Варшавского восстания, на площади Пилсудского собираются все желающие исполнять песни, сначала их были тысячи, теперь десятки тысяч. Всем раздают песенники, на экранах возле сцены появляется текст, что облегчает задачу. В качестве гостей приглашаются все здравствующие участники восстания.

В данной статье представлено лишь несколько проектов, большинство из них было осуществлено по инициативе музея Варшавского восстания, многие получили международный отклик. Все анализируемые произведения показывают, как и сегодня, семьдесят с лишним лет спустя, тема Варшавского восстания актуальна в Польше и за ее пределами, как она воплощается в современной массовой культуре и как разнообразны способы ее реализации. Это важно не только для сохранения памяти об этом трагическом событии, но и для адекватной его оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Юзеф Щепаньский «Красная зараза» (отрывки)

Мы ждем тебя, красная зараза, чтобы спасла нас от черной смерти, чтоб четвертованный край наш встретил

освобождение твое, как проказу. [•••]

Непобедимые красные полчища встали у стен озаренной пожаром Варшавы,

тешится стая могильщиков болью кровавой горстки безумцев, гибнущих в грудах развалин.

Месяц прошел от начала Восстания, громом орудий ты радуешь нас временами, знаешь - как страшно себе не найти оправдания, совесть загложет, что вновь посмеялся над нами.

Мы ждем тебя - не ради повстанцев спасения, а ради раненых - тысячи их в муках мрут, много детей тут, кормящие матери тут, а по подвалам гуляет уже эпидемия.

Мы ждем тебя - но войска твои все не спешат, ты нас боишься - мы знаем о том, безусловно, хочешь, чтоб пали мы здесь, как один, поголовно,

ждешь под Варшавой, когда нас тут всех порешат. [•••]

(материал из Википедии, автор перевода неизвестен)

Кшыштоф Камиль Бачиньский

Когда в бою - в дыму в огне -винтовку выроню устало -не надо звезд посмертных мне, не воздвигайте пьедестала.

Пять револьверов дул - река, Как зазвучать ее застанешь? Любовь не оживет, пока рукою не коснешься клавиш.

В глазах свинцовая река, и гибели в них слишком много -любовь не оживет, пока ты не сумел увидеть Бога.

Но нужно путь пройти во мгле, изжив остаток темной силы,

как солнце, повелев земле тяжелой кровью хлынуть в жилы.

Я возвращусь мастеровым из мрачных стран под небом хмурым в свет полдня яркого, к моим еще не созданным скульптурам.

Но взор в минувшие года вонзаться с болью будет снова тех, кто вовек не знал труда, как запаха цветка чужого, -

о чем заговорят со мной: к одной стрельбе привыкли руки, и вера взорвана волной, и сердце очерствело в муке?..

Но если юность в страшный год я сжег, как боевое знамя, -о, все же будет жив народ, и Бог зажжет над сердцем пламя.

И с дерева слетавший лист на ветку не взлетит обратно, и голос птицы будет чист, и я отвечу ей: понятно.

И птичий шум в родном краю опять напомнит о любви мне, и оживу, и вновь солью цветы и звезды в мощном гимне, -

воспрянет песнею огонь, и станет мир стократ чудесней -и тихо ляжет мне в ладонь земля, воскреснувшая в песне.

9 марта 1944

(перевод Евгения Витковского33 )

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 https://www.youtube.com/watch?v=ykBTvP6ZX9s

2 Интересный сайт на русском языке ведет Общество памяти Варшавского восстания 1944: http://www.sppw1944.org/index_ru.html. См. также: Davies N. Rising '44. The Battle for Warsaw. London, 2003; New York, 2004.

3 Такие каналы, средняя высота сточных вод от 10 до 15 см, часто использовались повстанцами, особенно для эвакуации.

4 Виртуальный тур по музею Варшавского восстания может быть проведен на сайте: http://en.1944.wp.pl/

5 Некоторые интервью доступны на канале You Tube: https://www. youtube.com/user/1944pl.

6 https://www.youtube.com/watch?v=oDDQvlzh09U&hd=1.

7 Там же.

8 Фрагмент концерта группы, сыгранного в музее Варшавского восстания, можно посмотреть на сайте: https://www.youtube.com/ watch?v=Ptszytv-x4o.

9 Лао Че. Варшавское восстание // Ars Mundi. Варшава, 2005.

10 ZiontekA. Zakorzenienie. Pami^c/polityka kulturowa i historyczna // ZiontekA. Siedleckie miniatury. Eseje o literaturze i kulturze. Siedlce, 2009. S. 298.

11 http://muzyka.onet.pl/rock/spiety-z-lao-che-jestesmy-poszukiwa-czami-dobrych-piosenek/csl36.

12 http://www.polskieradio.pl/5/3/Artykul/894583,Lao-Che-wraca-do -Powstania-Warszawskiego.

13 Издателем выступил музей Варшавского восстания.

14 http://karolinacicha.eu/main.

15 Доступен на сайте https://www.youtube.com/watch?v=AH3uz_ BQRsc&hd=1. В 2009 г. Каролина Цихы приняла участие в другом проекте музея Варшавского восстания - альбоме «Гайцы», который включает 18 музыкальных композиций на тексты Тадеуша Гайцы, поэтa, в 22 года погибшего во время восстания.

16 См. выше.

17 На диске www.wawa.2010.pl звучат две строфы стихотворения Щепанского.

18 Юзеф Щепанский (30.11.1922-10.09.1944), самым известным его произведением является песня «Palacyk Michla» («Дворец Михля»). Рок-версию этой песни в исполнении группы «Armia» можно послушать на сайте: https://www.youtube.com/watch?v=8D1NCTihwug&hd=1.

19 http://www.miastoruin.pl/.

20 www.platige.com/.

21 См. также: www.powstaniewarszawskiefilm.pl.

22 Адам Новак - лидер и вокалист известной польской группы «Raz Dwa Trzy».

23 https://www.youtube.com/watch?V=YvxMZt0VGGI&hd=1.

24 Видеоматериалы можно посмотреть на сайте: http://miasto44.pl/#.

25 Комаса дебютировал полнометражным фильмом «Зал самоубийц» («Sala samobójców», 2011), в котором создал портрет молодого поколения, страдающего интернет-зависимостью.

26 http://miasto44.pl/edu/Biuletyn_informacyjny.pdf.

27 Там же.

28 http://muzyka.onet.pl/wywiady/voo-voo-w-powstancach-nie-bylo-zadnej-kalkulacji-wywiad/dj04em.

29 См. выше.

30 http://www.polskatimes.pl/artykul/zdjecia/4784835,teraz-44-hi-storie-sa-44-powody-dla-ktorych-warto-na-nowo-sie-przyjrzec-warszawie -zdjecia,7252151,id,t, zid.html.

31 См. подробнее: http://www.polskatimes.pl/artykul/4784835,teraz-44-historie-sa-44-powody-dla-ktorych-warto-na-nowo-sie-przyjrzec-war-szawie-zdjecia,id,t.html.

32 https://www.youtube.com/watch?v=ie8Pry4vgWE.

33 http://www.sppw1944.org/index_ru.html.

D. Rott

The depiction of the Warsaw Uprising of 1944 in the contemporary mass culture

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article represents a series of contemporary mass culture projects implemented in Poland and abroad aimed at driving the public attention (including the youth) to the events of Warsaw Uprising of 1944. To fulfil that, different arts, new kinds of realisation of artistic reflexion and modern computer technologies were applied. Keywords: Warsaw Uprising, mass culture, cinema, music, photography, poetry, museology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.