Научная статья на тему 'Стоит ли стимулировать экономику рублем?'

Стоит ли стимулировать экономику рублем? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / КУРС РУБЛЯ / БАЗОВЫЕ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / MONETARY POLICY / CENTRAL BANK / ECONOMIC GROWTH RATES / EXCHANGE RATE / BASE INTEREST RATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловов Никалай Иванович

Темпы экономического роста в России снижаются четвертый год подряд данной проблемой озаботилось высшее руководство страны. Президент дал поручение соответствующим ведомствам подготовить предложения по изменению ситуации. в связи с этим развернулась активная дискуссия по поводу необходимости смягчения денежно-кредитной политики и девальвации курса рубля. автор статьи высказал свою точку зрения по этому поводу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Declining economic growth rates in Russia for the fourth consecutive year is a significant problem for the country's leadership. the President instructed the relevant departments to prepare proposals to rectify the situation. there is an active discussion as to whether the government should run a loose monetary policy and set course towards ruble devaluation. the author shares his insights on this matter.

Текст научной работы на тему «Стоит ли стимулировать экономику рублем?»

н и. соловов стоит ли стимулировать экономику рублем?

33

УДК 338.1

стоит ли стимулировать экономику рублем?

Темпы экономического роста в России снижаются четвертый год подряд данной проблемой озаботилось высшее руководство страны. Президент дал поручение соответствующим ведомствам подготовить предложения по изменению ситуации. в связи с этим развернулась активная дискуссия по поводу необходимости смягчения денежно-кредитной политики и девальвации курса рубля. Автор статьи высказал свою точку зрения по этому поводу.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; центральный банк; темпы экономического роста; курс рубля; базовые процентные ставки.

Declining economic growth rates in Russia for the fourth consecutive year is a significant problem for the country's leadership. The President instructed the relevant departments to prepare proposals to rectify the situation. There is an active discussion as to whether the government should run a loose monetary policy and set course towards ruble devaluation. the author shares his insights on this matter.

Keywords: monetary policy; Central Bank; economic growth rates; exchange rate; base interest rates.

Соловов Николай Иванович

исполнительный директор компании «Бейкер Тилли Русаудит» E-mail: solovov@ bakertillyrussaudit.ru

Правительство РФ ищет рецепты против замедления экономики

Экономический рост России в последние годы замедляется. Статистика такова. В 2011 г. ВВП страны увеличился на 4,3%, в 2012 г. — на 3,4%, в 2013 г. этот показатель продолжает снижаться. Уже в апреле текущего года Минэкономразвития России скорректировало свой же прогноз на 2013 г. В базовом сценарии рост ВВП снижен с 3,6 до 2,4%, увеличение промышленного производства в лучшем случае по прогнозам составит 2%. Новый глава МЭР, бывший первый зампред Банка

России А. В. Улюкаев рассматривает низкие темпы экономического роста как «институциональный, структурный и макроэкономический фактор» на долгосрочную перспективу. В связи с чем пересмотру подвергнется прогноз на ближайшие три года и долгосрочную перспективу по темпам роста российской экономики, им будет дана «более консервативная оценка» [8].

Пытаясь изменить ситуацию и запустить механизмы ускорения экономического развития, Правительство РФ пытается призвать на помощь Банк России и ждет от него смягчения денежно-кредитной политики. С соответствующими обращениями неоднократно выступали в этом году первый вице-премьер И. И. Шувалов и руководители ряда ключевых министерств. Правда, после того как Президент Российской Федерации недвусмысленно высказался на эту тему, заявив, что политика Банка России оправданно жесткая и она в значительной степени обоснована, потому что направлена на подавление инфляции, тональность сторонников монетарного ослабления стала менее агрессивной, и даже прозвучало, что борьба с инфляцией остается приоритетом экономической политики Правительства РФ.

Применение денежно-кредитных стимулов для оживления экономики

Денежно-кредитные стимулы, как известно, представляют собой мощные рычаги государственного регулирования, и центральные банки многих стран в кризисные времена используют их для скорейшего оживления национальных экономик. Основная цель — добиться от банковского сектора снижения процентных ставок, что позволит рассчитывать на увеличение кредитного спроса со стороны предприятий и населения страны и приведет в конечном счете к росту спроса на производимые товары и услуги. Конечно, эта формула работает не автоматически. Так, в России значительный рост потребительского кредитования в 2012 г. на 40% не дал значительного импульса отечественному производству, так как большая часть дополнительного спроса пришлась на импортные товары, помогая тем самым выживать зарубежным производителям и обозначив низкую эффективность российского производства и неконкурентоспособность отечественных товаров.

в России значительный рост потребительского кредитования в 2012 г. на 40% не дал значительного импульса отечественному производству, так как большая часть дополнительного спроса пришлась на импортные товары

В настоящее время, когда экономические показатели в большинстве стран остаются по-прежнему слабыми, практически все мировые центральные банки идут по пути смягчения денежно-кредитной политики. Федеральная резервная система США реализует программу QE 3, покупая ежемесячно государственные и ипотечные бумаги на общую сумму 85 млрд долл. США и, несмотря на положительные сдвиги, вряд ли прекратит в полном объеме дополнительное финансовое стимулирования в этом году, во всяком случае снижение ключевого ориентира — уровня безработицы до показателя не выше 6,5% и стабильное его сохранение в этом диапазоне представляется возможным не раньше 2014-2015 гг. В Европе продолжается цикл снижения базовой

учетной ставки Европейского центрального банка: с 8 мая 2013 г. она уменьшена на 25 базисных пунктов до исторического минимума в 0,5% годовых. Кроме того, на фоне обострения проблем, связанных с региональной «фрагментацией» кредитного рынка, дальнейшее увеличение ликвидности взамен операций долгосрочного рефинансирования (longer-term refinancing operations — LTRO) представляется неизбежным, вопрос лишь в сроках. В Японии проводится агрессивная денежно-кредитная политика, направленная на борьбу с дефляцией и предусматривающая ослабление курса иены.

Помогут ли монетарные стимулы российской экономике?

Что касается нашей страны, то использование в сегодняшних финансово-экономических условиях монетарных стимулов, а именно снижение базовых процентных ставок и повышение уровня ликвидности Банком России без соответствующей корректировки экономического курса, будет не только безрезультатным, но и приведет к негативным последствиям, так как само по себе увеличение денежной массы не вызывает автоматического роста кредитного спроса со стороны реального сектора и увеличения объемов промышленного производства. Для этого необходимо производительно использовать дополнительные финансовые средства, выделяемые Банком России, а с этим у нас существуют определенные проблемы. Можно поверить на слово экс-министру финансов А. Л. Кудрину, который на протяжении десятка лет наблюдал ситуацию изнутри и сделал вывод, что российская экономика не способна абсорбировать дополнительную ликвидность, ее значительная часть уйдет в инфляцию, а часть — в отток, и только минимальная повлияет на прирост производства [1]. Для изменения ситуации необходимо осуществить комплекс мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране, снижению коррупционных барьеров, развитию внутреннего рынка государственного и корпоративного долга и других. Только тогда можно рассчитывать на положительные сдвиги в динамике роста ВВП.

Иными словами, для роста российской экономики нужны структурные реформы и эффективные программы государственной поддержки предпринимательской деятельности, в процессе реализации которых возникнет необходимость

Н И Соловов стоит ли СТИМУЛИРОВАТЬ ЭКОНОМИКУ РУБЛЕМ?

35

в долгосрочном и дешевом кредитовании реального сектора. Вот тогда можно будет говорить об ослаблении денежно-кредитной политики. В противном случае, если сначала в экономику направлять деньги, а потом проводить реформы, мы не сможем улучшить экономическую ситуацию, а лишь создадим новые проблемы. Дополнительная ликвидность, оказавшись на внутреннем валютном рынке, создаст дополнительное давление на курс рубля, а также приведет к увеличению инфляционного навеса. В свою очередь это заставит банки закладывать увеличение рисков в свои процентные ставки. Кроме того, негативному влиянию подвергнется внутренний долговой рынок, на котором обычно вслед за ослаблением курса рубля следует сокращение спроса со стороны нерезидентов, а при определенных обстоятельствах начинается активный вывод капитала, что еще больше способствует нарастанию негативных тенденций. Если проследить взаимосвязь стоимости нашей валюты и ставок на внутреннем долговом рынке, то можно заметить следующее. С июля 2012 г. по февраль 2013 г. рубль укрепился с 34 до 30 руб. за 1 долл. США, соответственно доходность 10-летних рублевых долговых бумаг за этот же период снизилась с 8,2 до 6,7%. После того как рубль развернулся и цена доллара к началу апреля выросла до 31,7 руб., доходность 10-летних рублевых долговых бумаг за это же время подскочила до 7,2%, затем курс рубля вернулся к значению 31 руб. за 1 долл. США, доходность ОФЗ опустилась до 6,5% и, наконец, рубль упал до 32,40 за 1 долл. США к 11 июня, а доходность государственных бумаг достигла 7,5%. Тенденция роста ставок по долговым бумагам вслед за снижением курса рубля просматривается довольно четко. А поскольку рынок рублевого долга является определенным ориентиром для банковского сектора, рост долговых ставок повлечет увеличение стоимости заимствований.

Таким образом, ослабление денежно-кредитной политики с целью снижения кредитных ставок и увеличения деловой активности без соответствующих изменений экономического курса, скорее всего, приведет к противоположному результату. Ставки по кредитам вырастут, спрос на них сократится, а производственные показатели соответственно окажутся еще ниже сегодняшних. В связи с этим представляется чрезвычайно важным сохранение Банком России долгосрочной политики развития финансового рынка, основанной

на стабильности валютного курса и снижении инфляции до уровней, при которых становится выгодно инвестировать в рублевые инструменты и кредитовать в российской валюте. Увеличение объемов внутреннего долгового рынка, особенно деноминированного в рублях, обеспечит большую доступность финансовых ресурсов для реального сектора и позволит насытить рынок необходимой ликвидностью без повышения уровня рисков. Рыночная конкуренция между кредиторами и снижение рисковой премии за счет соблюдения заявленных ориентиров по инфляции приведут к снижению процентных ставок в банковском секторе и увеличению сроков кредитования.

Для роста российской экономики нужны структурные реформы и эффективные программы государственной поддержки предпринимательской деятельности, в процессе реализации которых возникнет необходимость в долгосрочном и дешевом кредитовании реального сектора

Говоря о нынешнем уровне развития российского финансового рынка, следует признать, что он уступает не только рынкам сопоставимых с Россией развитых, но и многих развивающихся стран. Данный вывод основывается на показателе общего долга всех секторов российской экономики относительно национального ВВП. В нашей стране он составляет 75%. В Индии этот показатель равен 100%, в Бразилии — 125%, в Китае — 220%, в Канаде — 275%, в Австралии — 285%, в Норвегии — почти 400% [2]. Особенно мала в России доля правительственного долга. Другое дело, что государство должно научиться не только занимать, но и эффективно использовать полученные средства.

Низкий уровень развития рынка капиталов не позволяет эффективно работать соответствующим рыночным механизмам. Поэтому кредиты у нас дорогие. Выход из данной ситуации один: надо развивать долговой рынок. Пока получается плохо, и приходится заниматься данной проблемой в режиме ручного управления. На апрельском экономическом совещании в Сочи О. В. Вьюгин заметил,

что на риски и свою маржу госбанки закладывают минимум 8% сверх инфляции и в результате получается 14% стоимость кредита для корпоративных заемщиков, а это много. Президент Российской Федерации В. В. Путин согласился с этим и добавил, что в проблемной Европе банки риски свои оценивают ниже и маржу закладывают более скромную. У нас же при более благоприятной ситуации ставки по кредитам в 14 и больше процентов лишают реальный сектор длинных и дешевых денег и замедляют развитие российской экономики [3]. В ответ Сбербанк с 15 мая снизил ставки по кредитам для юридических лиц на 0,4-1,4 процентных пункта в рублях и на 0,15-0,6 в валюте. В июне В. В. Путин поручил Правительству РФ совместно с Банком России разработать до19 июня комплекс мер по снижению стоимости кредитования предприятий реального сектора, включая мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки на банки, защиту прав кредиторов и развитие конкуренции в банковском секторе [4]. Большинство участников рынка, на взгляд автора данной статьи, справедливо полагают, что директивными методами исправить ситуацию не удастся, нужны реформы, которые позволят запустить рыночные механизмы.

Низкий уровень развития рынка капиталов не позволяет эффективно работать соответствующим рыночным механизмам

Рассматривая стабильность валютного курса рубля как важнейшую часть денежно-кредитной политики Банка России, важно отметить, что в ее основе лежит поддержание достаточного уровня ликвидности исходя из состояния золотовалютных резервов, а также учета общемировых тенденций на глобальном валютном рынке, цен на нефть и уровня внешнего спроса на российские финансовые инструменты. Заданные правила игры понятны внутренним и внешним инвесторам, и их неизменное сохранение в последние годы ограничивает панические настроения в периоды повышенной волатильности на международных финансовых рынках. Говоря о другой неотъемлемой составляющей монетарной политики в России — борьбе с инфляцией, — следует

обратить внимание на логику изменения ключевых процентных ставок Банком России. В мае и июне текущего года ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне — 8,25%, в то же время некоторые долгосрочные ставки и ставка годового РЕПО сократились на 0,25%. Это свидетельствует о том, что регулятор внимательно следит за поведением инфляции и ожидает ее замедления в ближайшие месяцы. Когда годовые темпы роста цен опустятся до целевых ориентиров в 5-6% или приблизятся к ним, подтвердив устойчивый характер снижения инфляции, очевидно, последует снижение более коротких ставок и ключевой ставки рефинансирования, а также, в случае необходимости, снижение депозитной ставки Банка России.

Анализируя возможные последствия от изменения монетарной политики, необходимо посмотреть на текущий уровень ставок, по которым Банк России предоставляет ликвидность на рынок. Условия проведения операций по предоставлению обеспеченных кредитов, объявленные Банком России 6 июня 2013 г., предусматривали ставки на уровне 6,5-7,5% годовых. Величина инфляции на тот момент составляла 7,4% в годовом выражении. В июле, после снижения инфляции до 6,5% в годовом выражении, Банк России провел первый аукцион по рефинансированию банков на год под залог нерыночных активов. По итогам аукциона ставка составила 5,75% годовых. Таким образом, реальная стоимость заимствований коммерческими банками средств Банка России является отрицательной. Данный факт представляет собой весомый аргумент в пользу того, что проводимая денежно-кредитная политика не является причиной высокой стоимости кредитования в российской экономике. По мнению автора данной статьи, не следует искать основную причину снижения инвестиционной активности бизнеса в действиях Банка России. Темпы роста инвестиций в основной капитал действительно снижаются. Прогноз на этот год уже скорректирован до 4,6% с первоначальных 7,2%. «Это невысокий рост»,— отметил заместитель министра экономического развития А. Н Клепач,— «но если бизнес продолжит сдвигать свои инвестпроекты, то, возможно, рост данного показателя снизится до 3% за год» [5]. Главной причиной такого положения вещей являются не отсутствие ликвидности или высокая ставка заимствований, а плохой инвестиционный климат в России и нежелание бизнеса в этих условиях

н и Соловов стоит ли стимулировать экономику рублем?

37

брать на себя долгосрочные риски. Лучшим подтверждением этого являются данные по оттоку капитала из страны. Если в начале 2013 г. речь шла о 10 млрд долл. США [6], затем планку подняли до 30-35 млрд долл. США [7], то в июле Минэкономразвития России озвучило новую цифру по этому показателю: 50 млрд долларов США уйдет из страны по итогам 2013 г. [8].

заключение

Возвращаясь к вопросу об экономическом росте и смягчении денежно-кредитной политики в России, необходимо еще раз подчеркнуть, что в первую очередь для роста нашей экономике нужны не дополнительные дешевые деньги, а структурные реформы, институциональные изменения в соответствии с рыночными требованиями, доверие бизнеса властям... Можно продолжить этот список, но главное заключается в том, что реформы объективно назрели и их необходимо проводить, если даже это непопулярно. Попытки же обойтись полумерами и заменить все дутыми показателями, обеспеченными лишь дополнительными финансовыми вливаниями со стороны Банка России, ни к чему хорошему не приведут. Эти деньги не

найдут адекватного применения, а только повысят уровень инфляционных ожиданий и нарушат стабильность курса рубля со всеми вытекающими негативными последствиями.

литература

1. Кудрин о беседе с Путиным: «О таких вещах не принято распространяться». (URL: http:// rbcdaily.ru/politics/562949986710252).

2. Данные предоставлены информационно-аналитическим порталом medelle-finance. com.

3. URL: http://www.kremlin.ru/news/17947.

4. URL: http://www.kremlin.ru/assignments/ 18315.

5. URL: http://top.rbc.ru/economics/24/05/2013/ 859108.shtml.

6. URL: http://quote.rbc.ru/person/2013/ 03/26/33912823.html.

7. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2013/ 04/11/1116781.html.

8. URL: http://top.rbc.ru/economics/19/07/2013/ 866863.shtml.

9. URL: http://top.rbc.ru/economics/12/08/2013/ 869703.shtm.l

Из выступления В.В. Путина на Инвестиционном форуме «Россия зовет» 2 октября 2013 г.

Один из определяющих факторов экономического роста, повышения эффективности экономики -это снятие инфраструктурных ограничений. Уверен, что вы уже об этом упоминали, наверняка мои коллеги об этом говорили, но тем не менее отмечу, что в прошлом, 2012 году объём инвестиций только в транспортную систему страны составил около 1,3 триллиона рублей, это исключая трубопроводный транспорт. И в ближайшие годы мы намерены увеличить эти инвестиции. Также рост инвестиций планируется в энергетике, в сфере связи и телекоммуникаций, других инфраструктурных направлениях. Мы уже приняли решение о модернизации Транссиба и БАМа, о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, Центральной кольцевой дороги здесь, в Центральном регионе, вокруг Москвы. Суммарный объём инвестиций в эти три проекта - свыше 1,8 триллиона рублей. Причём из них более 660 миллиардов рублей планируются в качестве частных инвестиций.

Мы сталкиваемся с усилением протекционистских мер в мировой торговле. Я вначале говорил о том, что договорились на «двадцатке» продлить до 2016 года меры, которые ограничивают протекционизм. Почему об этом так активно говорят на всех форумах? Потому что количество таких протекционистских мер увеличивается, и мы не можем не видеть этого и не считаться с этим, и на это не реагировать. Об этом, об увеличении мер протекционизма, говорили присутствовавшие на саммите «двадцатки» руководители ВТО и ОЭСР - основных организаций, «курирующих» мировую торговлю. Ряд стран продолжает субсидировать своих производителей или поддерживать их иным способом, причём фактически в обход норм ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.