Экономический потенциал предприятия
СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:
ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Р.Ю. СИМИОНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита Южно-Российского гуманитарного института
Экономический потенциал предприятия имеет две основные составляющие: объективную — совокупность материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов для производства продукции; субъективную — способность работников использовать ресурсы с максимальной отдачей. Это создает определенные методологические проблемы измерения экономического потенциала.
В экономической литературе существовали и существуют различные точки зрения на категорию «экономический потенциал предприятия», которые различаются подходами, глубиной, системностью и комплексностью рассмотрения проблемы. Глобально проблема состоит в том, что сущностная характеристика экономического потенциала применительно к хозяйствующему субъекту коренным образом меняется в условиях рынка, и в частности в условиях переходной экономики. Экономический потенциал конкретного предприятия в рыночных условиях не является абсолютной характеристикой: он существенно зависит от состояния конкурентной среды, конкурентоспособности отрасли, состояния макроэкономики.
Б. Райан дает следующее определение потенциала организации: «Потенциал (capability) организации представляет ее реальную или вероятную способность выполнить целенаправленную работу. Потенциал организации может создаваться ее участниками, согласованно вкладывающими свои индивидуальные усилия, или за счет вклада внешних участников» [1].
В.В. Ковалев дает следующее определение, акцентируя внимание на ресурсных и финансовых составляющих экономического потенциала: «Потенциал предприятия — имущественный — совокупность
средств предприятия, находящихся под его контролем. Потенциал предприятия — финансовый — характеристика финансового положения и финансовых возможностей предприятия, находящихся под его контролем. Потенциал предприятия — экономический — совокупность имущественных и финансовых потенциалов предприятия» [2]. Это иная структура потенциала, нежели приведенная Б. Райаном, и в ней слабо отражены рыночные факторы.
И. Н. Богатая определяет потенциал предприятия как активы и источники образования активов (ресурсный потенциал) и их способность в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности (действующий потенциал) приносить определенные финансовые результаты [3].
Количественно имущественный потенциал имеет стоимостную оценку, что формирует идею стоимостного измерения экономического потенциала в целом. Относительно отдельных составляющих экономического потенциала необходимо искать подходы и методы стоимостного измерения, что позволит сформировать интегральный стоимостный показатель.
Л.С. Сосненко [4] обращает внимание на то, что для предприятия как открытой системы возможности использования имеющихся ресурсов связаны не только с внутренними условиями, но и с совокупностью внешних факторов (политических, правовых, социальных, экономических). Экономический потенциал автор определяет как способность предприятия к дальнейшей его деятельности, основанную на наличии ресурсов. Предлагается стоимостная оценка ресурсов, эффективность дальнейшего использования которых определяется степенью финансовой устойчивости предприятия и условиями внешней среды.
Н.А. Самарская [5] категорию интегрального потенциала строительного предприятия применительно к состоянию раннего или глубокого кризиса рассматривает его как сумму рыночного, инновационного, управленческого, производственного, экономического, экологического, технического, производственно-технологического, информационного и организационного потенциалов. Максимальное значение интегрального показателя устанавливается исходя из того, что каждый из потенциалов имеет максимальное значение 10 баллов. Оценка каждого из потенциалов устанавливается экспертно. В итоге предложены диапазоны показателя интегрального потенциала, соответствующие пяти уровням достижения эффективности его использования: минимальный, средний, нормальный, оптимальный, максимальный. Рассматривается также категория «антикризисный потенциал», отражающая способность сохранять устойчивость в кризисных ситуациях.
Оценку экономического потенциала зачастую связывают с определением капитала предприятия, рассматривая основополагающие теории капитала (теория собственности, теория хозяйствующей единицы, теория остаточного капитала, теория предприятия, теория фонда) [6]. Каждая теория предлагает свои подходы к оценке капитала, трактуя капитал следующим образом:
— чистая стоимость предприятия для собственников (теория собственности);
— инвестированные и реинвестированные средства (теория хозяйствующей единицы);
— чистые активы (теория остаточного капитала);
— совокупность вкладов кредиторов и держателей привилегированных и обыкновенных акций (теория предприятия);
— капитал минус ограничения, предписываемые юридическими и финансовыми соображениями (теория фонда).
Величина собственного капитала определится по данным бухгалтерского баланса, при этом на основании одного и того же баланса могут быть получены разные результаты.
Изучив специфику строительного рынка, бизнеса и продукта, а также опираясь на имеющиеся точки зрения на экономический потенциал зарубежных и отечественных ученых, мы определили данную категорию следующим образом. Экономический потенциал — это способность предприятия создавать, сохранять, развивать и активно использовать материальные и нематериальные активы,
кадровый ресурс и возможности бизнес-среды для обеспечения конкурентоспособной деятельности на рынке строительных работ.
Категория «экономический потенциал» характеризует внутренние возможности строительного предприятия, но в контексте внешней среды. Поскольку внешняя среда весьма динамична, экономический потенциал должен отражать также степень адаптированности предприятия к внешней среде.
Основываясь на авторской трактовке экономического потенциала строительного предприятия, сформулируем требования, которым должен соответствовать показатель, принятый в качестве измерителя экономического потенциала:
— обладать чувствительностью к изменениям внутренней и внешней среды;
— отражать состояние макро-, мезо — и микроуровня бизнес-окружения;
— отражать изменение текущих и потенциальных возможностей предприятия.
В определенной мере развить аналитическую систему стратегического управления предприятием позволяет стоимостная концепция управления бизнесом, распространившаяся в практике стран с развитой рыночной экономикой. Управление, ориентированное на стоимость предприятия, характеризуется тем, что результаты деятельности оцениваются не только с учетом внутренних ресурсов, но и с учетом факторов внешней среды путем применения методик измерения экономической добавленной стоимости, добавленной рыночной стоимости. Накопленный рыночный опыт свидетельствует о том, что такой подход дает возможность своевременно выявлять проблемы и активизировать резервы, которые не обеспечивают традиционные аналитические системы.
Приверженцами данной концепции управления, внесшими значительный вклад в ее теоретическую разработку и практическую реализацию, являются Н. Ольве, Ж. Рей, А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, Т. Коупленд, Т. Коллер, Д. Муррин [7, 8, 9]. Преимущества данного подхода к измерению эффективности деятельности компаний состоят в том, что учитываются не только внутренние ресурсы, но и факторы внешней среды.
Измерителем экономического потенциала целесообразно принять стоимость предприятия, но вид стоимости и методика ее определения должны предлагаться в зависимости от рыночных позиций предприятия. Не определившись с подходом к количественной оценке экономического потенциала, невозможно проанализировать данный показатель,
найти сравнительную базу, применить его для целей стратегического управления.
Особенность применения рыночной стоимости как управленческого показателя состоит в том, что рыночная стоимость основана на ожиданиях инвестора, а не только на фактических результатах деятельности. Если рынок ожидает улучшений в деятельности компании, то рыночная стоимость ее активов будет выше балансовой. То же самое происходит, если компания предпринимает меры по реструктуризации своего бизнеса. Эффективное управление стоимостью означает, что все аналитические методы ориентированы на то, чтобы помочь компании максимизировать свою стоимость, направив процессы управления на ключевые факторы стоимости. В таком случае управление постоянно инициирует изменения, направленные на реструктуризацию компании, ее капитала, управленческой структуры.
Управление на основе стоимостной концепции имеет некоторые опасные стороны. Во-первых, сосредоточившись на внешних факторах бизнес-среды, управление может быть упущено на оперативном уровне. Во-вторых, сама управленческая структура может быть перегружена административным аппаратом, не обладающим знанием производства. Таким образом, чтобы избежать недоработок в системе, управление стоимостью следует рассматривать как интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях управления за счет концентрации общих усилий на факторах стоимости. Управление стоимостью может стать ключевым инструментом повышения эффективности организации.
В процессе анализа деятельности предприятия в рамках стоимостной концепции следует идентифицировать ключевые факторы стоимости. Целесообразно систематизировать эти факторы изначально по двум группам: общие факторы, которые проявляются независимо от отраслевой принадлежности бизнеса; факторы, отражающие специфику отрасли.
Предполагаю, что в рамках стоимостной концепции управления следует вести речь и о систематизации факторов внешнего и внутреннего воздействия, что неоднозначно истолковывается в экономической литературе.
Исследование рыночных концепций управления предприятием позволяет сделать вывод, что применение стоимости бизнеса в качестве показателя эффективности управления организацией позволяет достичь более прочных конкурентных
позиций, реально увеличить стоимость активов компании, привлечь акционеров.
Стоимостную концепцию стратегического управления предприятием относят к одной из новаторских, распространившихся в странах с развитой рыночной экономикой в последние десятилетия. Стержневым моментом данной концепции является признание в качестве одного из главных критериев эффективности управления предприятием изменение рыночной стоимости бизнеса за анализируемый период.
Приверженцы стоимостной концепции управления организацией отмечают, что данная концепция дает возможность одновременно учитывать показатели с двух точек зрения: долгосрочной перспективы и необходимости управлять балансом организации. Особенно результативной стоимостная концепция признается в сферах бизнеса, характеризующихся следующими признаками:
высокая вероятность значительных изменений в отрасли, связанной с государственным регулированием;
длительный инвестиционный цикл; многообразная структура делового портфеля. Всеми перечисленными признаками в полной мере обладает строительная отрасль.
А. Дамодаран [10] связывал стоимостную концепцию управления компанией с такими важнейшими методами создания стоимости, как:
увеличение денежных потоков посредством увеличения посленалоговых доходов от активов и уменьшения потребности в инвестировании;
увеличение темпов роста денежных потоков за счет качества инвестиций;
увеличение продолжительности периода высокого темпа роста денежного потока;
снижение операционных рисков инвестирования капитала.
С. Н. Мордашов [11], исследуя возможности управления на основе стоимостной концепции, рассмотрел чувствительность стоимости по денежному потоку к изменению таких факторов, как скорость роста денежного потока, стоимость привлеченного капитала, дополнительные постоянные инвестиции, управление которыми составляет суть стратегического управления.
Ю. В. Козырь [12] развил данный подход, предложив методику измерения чувствительности стоимости циклов, процедуры управления стоимостью, типовые мероприятия по управлению такими факторами, как показатели деловой активности, денежные потоки по кредиторской и дебиторской
задолженности, длительность производственно-коммерческого цикла.
И. А. Егерев [13] обращает внимание на циклический характер управления бизнесом и предлагает формальную модель управления стоимостью:
Е = Е1 + ДЕ2 + ДЕ3 + ДЕ4 +ДЕ5, где Е — стоимость бизнеса в конце цикла;
Е1 — стоимость бизнеса в начале цикла;
ДЕ2 — разрыв между рыночной и внутренней стоимостью (последняя определяется по данным внутреннего учета);
дЕ3 — приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;
дЕ — приращение внутренней стоимости в результате внешних улучшений;
ДЕ5 — приращение внутренней стоимости в результате финансового конструирования.
Автор обращает внимание на множественность ставок дисконтирования при измерении стоимости, а также на целесообразность применения подхода, когда стоимость бизнеса складывается из стоимости отдельных бизнес-единиц с обязательным измерением синергии. Это очень важно в сферах, когда управление стоимостью бизнеса как единого объекта затруднено либо неадекватно отражает суть анализируемого бизнеса. Строительный бизнес представляет собой очень характерный пример целесообразности такого подхода, когда определяется вклад каждого подразделения (в данном случае это будет объект строительства).
В экономической литературе высказывались разные точки зрения на выбор критерия, который может адекватно характеризовать изменение стоимости бизнеса. В частности, некоторые экономисты связывают управление стоимостью с показателем добавленной стоимости как критерия, понятного управленческому персоналу, акционерам, инвесторам, конкурентам [8]. Согласно данному подходу стоимость компании определяется как балансовая стоимость активов, увеличенная на текущую стоимость будущих доходов.
В экономической литературе достаточно распространен подход к измерению экономического потенциала на основе его структуризации по отдельным элементам с формированием систем показателей для каждого элемента. Автор ставит своей задачей разработку именно интегрального показателя, суммирующего все существенные для рынка характеристики предприятия. Эти недостатки могут быть компенсированы, если для измерения экономического потенциала применять стандартные подходы и методы оценки
стоимости предприятия как бизнеса, достаточно распространившиеся в отечественной практике в сфере обращения собственности. Однако данные методики практически не применялись в целях стратегического управления.
Преимущества методов оценки бизнеса для измерения экономического потенциала состоят в следующем:
- отдельные элементы активов и пассивов предприятия оцениваются по рыночной стоимости;
- для расчетов привлекается ретроспективная, текущая и прогнозная информация;
- в прогнозировании показателей доходности учитываются потенциальные возможности не только средств и предметов труда, но и кадрового потенциала;
- учитываются возможности влиять на доходность нематериальных активов, в том числе деловой репутации предприятия;
- учитываются рыночные позиции предприятия относительно конкурентов;
- будучи агрегированным показателем, рыночная стоимость может быть включена в систему рейтинговой оценки для привлечения акционеров. Показатели, лежащие в основе измерения
экономического потенциала организации, должны быть адекватно отражены в финансовой отчетности предприятия. В основе анализа данных показателей лежат не только учетные, но и внеучетные данные. В случае правильно организованной финансовой отчетности учетные данные позволяют повысить интерпретированность финансовых показателей при оценке качества управления в организации как оперативного, так и стратегического.
Корректировка балансовых показателей может осуществляться путем применения стандартных методов оценки, адекватных конкретной ситуации, которые систематизированы в табл. 1.
В целом вид стоимости бизнеса и методики ее определения как индикатор экономического потенциала должны максимально согласовываться с целями и задачами хозяйствующего субъекта, стратегическими возможностями самого предприятия и рынка. При этом стандартные методики определения стоимости предприятия следует адаптировать к целям стратегического управления организацией, обоснованно применив подходы и методы, максимально согласующиеся с состоянием предприятия, его рыночными позициями. Сферы рационального применения различных оценочных методик определены для сферы обращения собственности (купля, продажа, процедуры, реорганизации), но для сферы
Таблица 1
Методы оценки активов при определении стоимости предприятия
Вид актива Методы оценки
Земельные участки Метод сравнения продаж Метод выделения Метод распределения Метод капитализации земельной ренты Метод остатка Метод предполагаемого использования
Права аренды земельных участков Метод сравнения продаж Метод выделения Метод распределения Метод капитализации дохода Метод остатка Метод предполагаемого использования
Нематериальные активы Метод избыточной прибыли Бухгалтерский метод Метод опционов Метод выделения доли прибыли Метод преимущества в затратах Метод преимущества в прибыли Метод освобождения от роялти Метод стоимости замещения или воспроизводства по стоимости приобретения
Объекты недвижимости Метод капитализации чистого операционного дохода Метод остатка Метод дисконтированного денежного потока Затратный подход (метод стоимости замещения или воспроизводства) Метод парных продаж
Машины и оборудование Индексный метод Метод прямого сравнения продаж Метод процента восстановительной стоимости Метод прямой капитализации чистого операционного дохода Метод равноэффективного аналога Метод дисконтированного денежного потока
Транспортные средства Многомерный косвенный метод Оценка с учетом метода износа и технического состояния
Объекты незавершенного строительства Затратный подход с учетом индекса изменения цен Метод дисконтированного денежного потока
Производственные запасы По текущим ценам с учетом расходов на транспортировку по номинальной стоимости
Расходы будущих периодов По номинальной стоимости
Дебиторская задолженность Метод дисконтированных денежных платежей (по просроченным обязательствам) Вероятностный метод учета риска непогашения обязательств Метод компании-аналога Метод опционов Метод кумулятивного коэффициента уменьшения
Финансовые вложения Средние значения по фактическим сделкам или корректировкам (по ликвидационным ценным бумагам) Метод рынка капиталов Метод капитализации дивиденда Метод дисконтированного денежного потока (по пакетам акций) с поправкой на миноритарный или мажоритарный характер
Денежные средства на валютном счете По курсу валют на дату оценки
стратегического управления хозяйствующим субъектом такого рода рекомендаций не разработано. В приведенной табл. 2 автором предложены сферы рационального применения методов стоимостной оценки экономического потенциала строительного предприятия в соответствии с общепринятой типо-
логией фаз жизненного цикла предприятия и рынка. Рекомендации основаны на следующем:
на авторской трактовке экономического потенциала строительного предприятия как интегрированной характеристике эффективности его деятельности на рынке строительных работ;
Таблица 2
Системно-экономическая логика выбора методов стоимостной оценки экономического потенциала
Фаза предприятия
Фаза рынка Становление Рост Зрелость Спад
Становление 1. Метод чистых активов(балансовая оценка) 1. Метод чистых активов (рыночная оценка активов) с учетом организационно-управленческих расходов на создание предприятия. 2. Метод дисконтированного денежного потока с краткосрочным прогнозированием. 3. Метод рыночных мультипликаторов 1. Метод чистых активов (рыночная оценка активов) с учетом затрат на формирование деловой репутации. 2. Метод капитализации чистой прибыли. 3. Метод рыночных мультипликаторов 1. Метод ликвидационной стоимости
Стабильность 1. Метод чистых активов (балансовая оценка) с учетом организационно-управленческих расходов на создание предприятия 1. Метод чистых активов (рыночная оценка активов) с учетом затрат на формирование деловой репутации. 2. Метод дисконтированного денежного потока с краткосрочным прогнозом. 3. Метод рыночных мультипликаторов 1. Метод чистых активов (рыночная оценка активов) с учетом затрат на формирование деловой репутации. 2. Метод дисконтированного денежного потока с долгосрочным прогнозом. 3. Метод рыночных мультипликаторов 1. Метод разделительной стоимости
Спад 1. Метод чистых активов (балансовая оценка) 1. Метод чистых активов (балансовая оценка). 2. Метод дисконтированного денежного потока с краткосрочным прогнозом 1. Метод чистых активов (рыночная оценка активов). 2. Метод дисконтированного денежного потока с краткосрочным прогнозом 1. Метод ликвидационной стоимости
на изучении теории и практики стратегического управления предприятиями, в том числе и в сфере строительства, как в странах с развитой рыночной экономикой, так и на современном этапе развития экономических отношений в России;
на изучении стандартных подходов и методов определения рыночной стоимости предприятий и рекомендаций отечественных экономистов по их применению для различных целей и состояний предприятий.
Литература
Конкретные методики измерения экономического потенциала должны учитывать фазу жизненного цикла предприятия и рынка, на котором оно функционирует. Аналитическая информация, полученная на основе методик, отражающих стоимостную концепцию управления, позволяет наиболее точно идентифицировать экономическое положение строительного предприятия, дополнив традиционно применяемые методики финансового анализа.
1. Райан Б. Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. — М.: Аудит. — ЮНИТИ, 1998.
2. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Богатая И. Н. Стратегический учет собственности предприятия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Сосненко Л. С. Понятие экономического потенциала // Финансы. — 2003. — № 1.
5. Самарская Н. А. Оценка уровня интегрального потенциала строительной организации в условиях неблагоприятного функционирования // Экономический анализ. — 2006. — №4 (61).
6. Сосненко Л. С. Теория и практика анализа экономического потенциала предприятия: Дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. — Пермь, 2003.
7. Ольве Н, Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
8. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ. — М.: Дело, 2005.
9. Коупленд Т., Коллер Т., МурринД. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
10. Damodaran A. Investment Valuation. — N. Y: Johnwileys Sons, Inc., 2002.
11. Мордашов С. Н. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. — 2001. — № 5.
12. Козырь Ю. В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004.
13. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: искусство управления. — М.: Дело, 2003.