Научная статья на тему 'Базовые показатели многоуровневой модели фундаментальной стоимости предприятий сервиса'

Базовые показатели многоуровневой модели фундаментальной стоимости предприятий сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ СФЕРЫ СЕРВИСА / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна

Статья посвящена проблеме выбора и обоснованию базовых показателей составляющих фундаментальной стоимости предприятий сферы сервиса. Рассмотрено понятие фундаментальной стоимости, предложено ее использование как базового вида стоимости в управлении развитием предприятий сферы сервиса. Предложен подход к определению показателей и составляющих элементов фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые показатели многоуровневой модели фундаментальной стоимости предприятий сервиса»

fa ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Пирогова О.Е.

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора и обоснованию базовых показателей составляющих фундаментальной стоимости предприятий сферы сервиса. Рассмотрено понятие фундаментальной стоимости, предложено ее использование как базового вида стоимости в управлении развитием предприятий сферы сервиса. Предложен подход к определению показателей и составляющих элементов фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса.

Ключевые слова. Предприятие сферы сервиса, рыночная стоимость, фундаментальная стоимость, система показатели стоимости предприятия.

Pirogova O.E.

BASELINE MULTILEVEL MODELS OF THE FUNDAMENTAL VALUE

OF SERVICE ENTERPRISES

Abstract. The article is devoted to the problem of selection and substantiation of the basic indicators of the fundamental value of enterprises in the service sector. The concept offundamental value is considered, its use as a basic type of value in the management of development of enterprises in the service sector is proposed. An approach to the definition of indicators and components of the fundamental value of the enterprise service sector.

Keywords. The company of sphere of service, market value, fundamental value system of indicators of enterprise value.

Введение

В настоящее время в России продолжается процесс интеграции национальной экономической системы в мировую и повышение конкуренции во всех сферах деятельности экономических субъектов. Постоянное изменение рыночной ситуации, действие современных факторов требует расширения арсенала аналитических инструментов, позволяющих управлять развитием предприятия. Для предприятий сферы сервиса, вклад которых в структуру ВВП Российской Федерации составляет приблизительно 20%, сохраняются значительные возможности роста и развития.

В этих условиях не до конца проработанными остаются вопросы экономического развития предприятий сферы сервиса в условиях неопределенности, а именно требуются исследования, направленные на интеграцию подходов устойчивого развития и управления на основе стоимости в рамках разработки эффективных стратегий и систем управления развитием предприятий [1, 2]. Разработанные модели и методы управления позволят отечественным предприятиям сферы сервиса успешно конкурировать с зарубежными предприятиями и фирмами [3].

ГРНТИ 06.39.41 © Пирогова О.Е., 2019

Оксана Евгеньевна Пирогова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с автором: 196000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). E-mail: [email protected].

Разработка новых подходов к управлению развитием предприятий сферы сервиса, возникающая в процессе текущей деятельности и реализации планов стратегического управления, невозможна без глубокого анализа взаимоотношений между предприятием сферы услуг и заинтересованными сторонами (его стейкхолдерами) [4]. Концепция управления на основе стоимости заключается в том, что предприятие, являясь открытой социально-экономической системой, в ходе своей деятельности должно стремиться к максимизации своей стоимости.

Внедрение стоимостной концепции в деятельность предприятий сферы сервиса встречает различные трудности. Эти трудности связаны, прежде всего, со следующими аспектами [5, 6]: разработанные в настоящее время методические подходы и экономические модели в основном применимы для крупных предприятий, в то же время, для средних и мелких предприятий данная концепция остается малоприменимой; показатели, используемые в оценке стоимости предприятия или ее роста имеют различную форму и, как правило, несопоставимы; большое количество показателей в оценке роста стоимости являются коммерческим продуктом, так как в методологии их применения содержится ряд запатентованных и охраняемых ноу-хау, которые известны только производителю, кроме того, внедрение таких продуктов требует существенных организационных и финансовых затрат, в том числе на адаптацию продукта под конкретное предприятие, а также на поддержание коммерческого продукта.

Несмотря на перечисленные трудности внедрения, стоимостной подход на современном этапе развития экономики представляется наиболее прогрессивным подходом, позволяющим осуществлять планирование и оценку деятельности предприятия на основе интегрированного показателя -стоимости. Отсюда вытекает вопрос: «Какой вид стоимости необходимо определять при построении систем управления и управления развитием предприятий сферы сервиса?» Сложность выбора вида стоимости связана со следующими факторами: неоднозначность позиции специалистов по вопросам определения стоимости; широкое разнообразие задач и целей оценки стоимости при построении системы управления развитием предприятием; необходимость учета специфики экономики России; необходимость интегрировать оценки, полученные на базе различных подходов с учетом их особенностей и внутреннего содержания. Понятие фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса

В работах, посвященных вопросам управления стоимостью предприятий сферы сервиса, показано, что рост стоимости должен охватывать как оперативный (тактический) уровень создания стоимости, который показывает, насколько эффективно создается стоимость в результате использования внедренных в деятельность предприятия бизнес-идей и инвестиционных проектов, так и второй уровень - стратегический, который отвечает за перспективы развития предприятия, поиск направлений развития, которые обеспечат ему в будущем конкурентные преимущества [7, 8]. Понятие «стоимость» имеет достаточно глубокий экономический смысл и может в зависимости от ситуации достаточно широко трактоваться [9].

Виды стоимости, применяемые в управлении развитием предприятий сферы сервиса, представлены в таблице. Рассмотренные виды стоимости ориентированы на внешнюю оценку деятельности предприятия и не отражают внутренний потенциал роста стоимости. Фундаментальная стоимость учитывает перспективы создания стоимости на уровне предприятия, а также формируется на основе существующего ресурсного потенциала предприятия сферы сервиса [10, 11]. Поэтому, в качестве базового вида стоимости предлагается рассматривать фундаментальную стоимость, состоящую из трех основных взаимодействующих слагаемых:

• балансовой составляющей стоимости (т.е. бухгалтерской стоимости);

• операционной составляющей стоимости, отражающей способность предприятия генерировать доход не ниже среднерыночного;

• инвестиционной составляющей стоимости, включающей чистую приведенную стоимость, либо дисконтированную сумму экономической добавленной стоимости реализуемых инвестиционных проектов, а также потенциальных денежных потоков долгосрочной перспективы развития компании на основе финансирования стоимости ее роста за счет внешних эффектов.

Таблица

Экономическая характеристика видов стоимости, применяемых для управления

развитием п редприятия сферы сервиса

Виды стоимости Экономическое содержание Объективность Зависимость от эффективности рынка Возможность манипуляции величиной стоимости

Рыночная Цена, по которой объект может быть отчужден на рынке в условиях конкуренции, на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства Подвержена влиянию субъективных и объективных рыночных факторов Существенная Высокая в силу возможности применения специальных рыночных приемов

Инвестиционная Стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данных лицом или группой лиц инвестиционных целях Подвержена влиянию субъективных рыночных факторов, а также взглядов конкретного инвестора Существенная Достаточно высокая

Ликвидационная Стоимость чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным условиям продажи Подвержена влиянию субъективных внешних факторов и объективных внутренних факторов Несущественная Невысокая, так как привязана к основным показателям деятельности предприятия

Стейкхол-дерская Дисконтированный денежный поток всех выгод для финансовых и нефинансовых стейк-холдеров (заинтересованных сторон) предприятия Наименее объективна, так как выгоды стейкхолдеров субъективны по своей природе Несущественная Высокая, так как оценка выгод стейкхолдеров связана с высоким уровнем неопределенности

Справедливая Цена, выраженная в деньгах или их эквивалентах, при которой собственность (предприятие) перешла бы из рук в руки Подвержена влиянию субъективных взглядов продавца и покупателя Существенная Достаточно высокая

Фундаментальная Прогнозная стоимость предприятия, основанная на анализе финансовых и производственных показателей его деятельности, а также текущего состояния ресурсного потенциала Наиболее объективна, так как учитывает влияние значимых факторов деятельности предприятия Несущественная Низкая, так как привязана к базовым показателям деятельности предприятия

Выбор базовых показателей составляющих фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса

На следующем этапе необходимо провести выбор базовых показателей составляющих фундаментальной стоимости, позволяющих отслеживать величину и динамику стоимости предприятия сервиса. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество показателей, отражающих стоимость предприятия [12, 13]. Одни показатели основаны на рыночных оценках, другие - на внутренних оценках, учитывающих эффективность протекающих на предприятии бизнес-процессов. Одни показателя являются абсолютными, другие относительными. Предлагается для оценки фундаментальной стоимости использовать иерархическую систему показателей, которая включает внутреннее ресурсное обеспечение предприятия и внешнее ценностное ориентирование (собственники, стейкхолдеры и т.д.).

Структурная схема показателей предлагаемой фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса представлена на рисунке. На нём представлены показатели, которые отвечают за оценку той или иной составляющей фундаментальной стоимости. При этом часть показателей стоимости можно отнести на стоимость задействованного капитала всего предприятия (суммарной капитали-

зации), а другую часть показателей можно отнести на весь инвестированный капитал, и эта часть стоимости отражает операционную деятельность.

При определении суммы балансовой и операционной стоимости предприятия предлагается использовать расчет инвестированного в основной вид деятельности капитала. Важный момент здесь заключается в выделении основного вида деятельности, а также анализа инвестированного и задействованного капитала. При определении операционной стоимости предлагается рассчитать на основе двух подходов - подхода на основе капитализации свободного денежного потока или подхода на основе капитализации экономической прибыли. При определении составляющей динамической гибкости фундаментальной стоимости предлагается использовать следующие виды капитала: интеллектуальный, человеческий, социальный (сетевой).

Составляющая динамической гибкости

Инвестиционная составляющая

Операционная составляющая

Балансовая составляющая

Элементы интеллектуального каптала,

CIV

О

NPV, объем реальных инвестиций

> EP, EVA, FCFF

NC, EC, IC

~1—'

Фундаментальная стоимость предприятия сервиса

Рис. Схема формирования структуры показателей фундаментальной стоимости предприятия сервиса

Подходы к определению показателей и составляющих элементов фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса

В настоящее время многие авторы предлагают рассчитывать показатели стоимости, игнорируя ее внутреннюю сложную структуру, нами представляется принципиально необходимым отделять инвестиционную деятельность предприятия и соответствующее задействование в ней капитала (инвестиции), так как планируемая норма отдачи от них, а также средневзвешенная стоимость капитала может существенным образом отличаться от аналогичных показателей основной операционной деятельности предприятия.

При расчете балансовой стоимости предприятия могут быть использованы такие показатели, как совокупные активы (TA - Total Assets), чистые активы (NA - Net Assets), задействованный капитал (СЕ - Capital Employd), инвестированный капитал (С - Invested Capital), а также величина собственного капитала (E - Eqity) и величина долга (D - Debts), а также абсолютные и относительные показатели, основанные на комбинации указанных выше показателей. При оценке балансовой стоимости могут быть использованы данные бухгалтерского учета или методы затратного подхода, применяемые к оценке стоимости предприятия, например, метод чистых активов.

Изменение балансовой составляющей стоимости в динамике будет связано с трансформацией активов в отчетном периоде. В разрезе основных средств предприятия это - изменение структуры основных средств предприятия (доля амортизируемых и неамортизируемых активов), выбытие (износ) и ввод в строй основных средств, амортизация, сверхнормативные амортизационные отчисления на поддержание активов, а также изменение их рыночной стоимости (моральный износ). В разрезе оборотных средств предприятия это - изменение размера запасов и дебиторской задолженности.

Базовая формула для определения балансовой составляющей стоимости по методу чистых активов имеет следующий вид:

NA=TA - D ,

где NA - чистые активы предприятия (Net assets); TA - совокупные активы предприятия (Total assets); D - долг предприятия (Debts).

Расчет чистых активов в системе управления стоимостью может осуществляться как на основе данных бухгалтерского баланса, так и на основе скорректированных данных, с учетом рыночной оценки компонентов актива и пассива предприятия. Недостатком метода чистых активов можно считать неопределенность в оценке долговых обязательств.

Два элемента фундаментальной стоимости балансовая и операционная составляющие выступают единым комплексом. Дело в том, что, как таковая, операционная стоимость возникает только в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия, материальной основой которой является балансовая составляющая фундаментальной стоимости. Показателем положительного изменения операционной составляющей фундаментальной стоимости за отчетный период может служит показатель экономической прибыли EP, либо EVA - экономическая добавленная стоимость, как ее модификация. Свободный денежный поток предприятия (FCFF), который, согласно теории стоимости, за время прогнозного и постпрогнозного периода деятельности предприятия должен полностью заместить балансовую стоимость, т.е. стоимость инвестированного капитала, является интегральной характеристикой создания стоимости на балансовом и операционном уровне.

На уровне инвестиционной составляющей фундаментальной стоимости рост стоимости может быть определен на основе изменения величины чистого дисконтированного потока денежных средств от инвестиции за отчетный период. Факторами, определяющими стоимость инвестиционной составляющей, будут: количество реализуемых инвестиционных проектов; сроки реализации проектов; длительность прогнозного и постпрогнозного периодов получения положительного денежного потока от каждого проекта; ставка дисконтирования проекта; индекс рентабельности.

Наиболее сложной для стоимостной оценки, на наш взгляд, представляется составляющая стоимости динамической гибкости, которая включает в себя три вида капитала: человеческий, интеллектуальный и сетевой. В настоящее время вопросы оценки этих видов капитала развиваются, однако общепринятых подходов еще не выработано. Наиболее простым представляется затратный подход к оценке данных видов капитала, который предполагает капитализацию затрат по соответствующим направлениям. Также можно отметить методику CIV Стюарта.

Выводы

В статье предложено в управлении развитием предприятий сферы сервиса использовать в качестве базового понятия фундаментальную стоимость. Для оценки фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса предлагается использовать иерархическую систему показателей с учетом составляющих фундаментальной стоимости. Предложен подход к определению показателей и составляющих элементов фундаментальной стоимости предприятия сферы сервиса, включающий оценку балансовой, операционной, инвестиционной стоимости и стоимости динамической гибкости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудина М.В. Теория стоимости компании. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. 368 с.

2. Николаевская О.А. Стоимостная оценка эффективности управления компанией. М.: ИД «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2013. 256 с.

3. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2008. 236 с.

4. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

6. Чернозуб О. Жизнь после кризиса. Стоимостной подход к управлению частной компанией. М.: Альпина Паблишер, 2009. 246 с.

7. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. Ценностно-ориентированный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2012. 447 с.

8. Блинов А.О., Николаевская О.А. К вопросу о развитии стоимостного управления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 2. C. 113-126.

9. Пирогова О.Е., Плотников В.А. Чем управляют в экономике: стоимостью или ценностью? К вопросу об отечественной интерпретации концепции «Value Based Management» // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 13-18.

10. Пирогова О.Е. Фундаментальная стоимость - основа формирования системы управления развитием торгового предприятия // Экономика и управление. 2015. № 5. С. 49-55.

11. Пирогова О.Е. Управление развитием предприятия на основе конвергенции концепций стоимостного управления и устойчивого экономического развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 3. С. 69-75.

12. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies. New York: McKinsey & Company, Inc., 1996.

13. Stern J., Stewart G., Chew D. The EVA Financial Management System // Journal of Applied Corporate Finance. 1995. Vol. 8 (2). P. 32-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.