СТОХАСТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ДИНАМИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ С ЗАДЕРЖКАМИ С УЧЕТОМ СЛУЧАЙНОГО РАЗБРОСА ВРЕМЕНИ ДОСТАВКИ И ВРЕМЕНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Александров А.Э.
(УрГУПС, Екатеринбург) АА1ехапс1гоу@,соп1гоШпе. 8и Якушев Н.В. (УрГУПС, Екатеринбург) уакУлигаМгапз. ги
Множество задач оптимального управления потоками может быть эффективно решено на основе применения подхода под общим названием «Динамическая транспортная задача с задержками» (ДТЗЗ). ДТЗЗ впервые была разработана доктором технических наук, лауреатом государственной премии П.А.Козловым. Указанный подход представляет собой развитие содержательной постановки задачи линейного программирования в динамическую область. Под «динамикой» здесь понимается учет фактора времени при формировании структуры задачи -продолжительности доставки, распределения объемов производства и потребления во времени, изменение запасов продукта в конечных и промежуточных пунктах. Примерами решаемых задач может служить расчет планов подвода порожняка в соответствии с ритмом погрузки, планов согласованного подвода грузов к морским портам, подвода сырья к крупным потребителям, подвода маршрутов с энергоносителями к ТЭЦ и т.п.
Бурное развитие логистики в последнее десятилетие побуждает к исследованию возможностей применения данного подхода и в транспортно-складских системах. Здесь важно учесть не только транспортные расходы, но и потери на стыке транспорт - потребитель. Потери на стыке могут возникать как следствие случайного разброса времени доставки грузов и
случайных отклонений от планового ритма потребления. Учет случайного разброса параметров требует стохастической постановки ДТЗЗ.
Для формирования задачи оптимизации в стохастической постановке необходимо сделать анализ взаимодействия отправителя и получателя в случайной среде. Сделаем это на примере взаимодействия распределительного склада со складом у получателя.
Распределительный склад Склад у потребителя
Рис. 1. Структура потерь при фиксированном спросе и случайном времени хода
1. Детерминированный спрос и случайное время доставки
Пусть время доставки Т|(0) поставки г/,ДО имеет случайный разброс (рис. 1), то есть в каждый момент отправления t оно будет Ту ±(pj(t), где Ту - нормативное значение, - слу-
чайная величина. В этом случае, если время доставки будет (тy—<Pj(t)), возникнет раннее прибытие и, соответственно, дополнительное хранение груза. Если же время будет
(Ту + <Pj (t)), то появляется эффект позднего прибытия и будет
ущерб от недопоставки (в общем случае). Случайная величина (pit) имеет какое-то распределение. При этом, как правило, удельная стоимость хранения q значительно меньше удельного ущерба от недопоставки с2. ДТЗЗ в стохастической постановке должна учитывать этот эффект (будет рассмотрено ниже).
2. Детерминированное время хода и случайный спрос
Распределительный склад Склад у потребителя
tj~ плановый момент прибытия
Рис. 2. Структура потерь при детерминированном времени доставки и случайном спросе
В этом случае эффекты аналогичны предыдущему примеру, хотя причины различны (рис. 2). Отклонение времени потребления от планового (p,(t) имеет случайный характер. Случайная
величина (p,(t) имеет некоторое распределение. При раннем
потреблении (t j и плановом прибытии возникнет ущерб
от недопоставки. При позднем потреблении О, + <р((/)) и плановом прибытии - затраты на дополнительное хранение.
Распределительный склад Склад у потребителя
Рис. 3. Взаимодействие складов при случайном разбросе во времени доставки и времени потребления
3. Случайное время хода и случайное потребление
Здесь накладываются друг на друга два случайных процесса (рис. 3). Поставка Uy(t) может придти с опережением -
(1,1 -<р,(1)) и с опозданием - (/,, + (р/(1)). В свою очередь, момент потребления может быть раньше планового -(t j —(pt-(t)) и позже - (t j +(pt (t)). Случайные величины <Pj(t) и
(Pj(t) имеют свои распределения. Для упрощения постановки
задачи оптимизации взаимодействия складов в стохастической постановке желательно два случайных процесса свести к одному. Трудность, однако, возникнет в том, что опережение во
времени прибытия и опережение в потреблении приводит к разным последствиям. В первом случае возникают дополнительные затраты на хранение, а во втором - ущерб от недопоставки.
Но возможны различные сочетания.
Рис. 4. Уменьшение потерь при совпадающем характере отклонения во времени прибытия и потребления
А) Совпадающий характер отклонений.
При раннем прибытии и раннем потреблении ущербы уменьшаются (рис. 4а). Возможно даже полное совпадение, при котором дополнительные потери исчезают. Конечно, в зависимости от степени опережения в этих двух процессах будут либо дополнительные затраты на хранение, либо дополнительный ущерб от недопоставки.
Аналогичные эффекты возникают и при совпадающем отклонении - опоздании во времени прибытия и времени потребления (рис. 46).
Рис. 5. Увеличение потерь при несовпадающем характере отклонения во времени прибытия и потребления
Б) Несовпадающий характер отклонений.
При раннем прибытии (Т(; — <р;(0) и позднем потреблении
(tj+(pj(t)) возникают большие затраты на хранение (рис. 5а). Наоборот, при позднем прибытии (г,( + <р,(0) и раннем потреблении (tj—<Pj(t)) будет большой ущерб от недопоставки (рис.
56). Поэтому имеется определенная трудность в наложении этих двух случайных процессов.
Можно было бы перейти от величины (p,(t) к величине
(—(pt (t)). Тогда отклонение в одну и туже сторону случайных
величин <Pj(t) и (—(pt (t)) приводит к одному и тому же содержательному эффекту. При отклонении от момента планового
потребления в сторону «раньше» - дополнительные затраты на хранение, в сторону «позже» - ущерб от недопоставки, то есть мы переходим к задаче с детерминированным временем доставки Ту и случайном разбросе во времени потребления
(1^ ± (р ■ (/)), где случайная величина (р ■ (I ) описывает комбинацию двух случайных процессов.
Стохастическую постановку ДТЗЗ будем формулировать следующим образом - найти оптимальную по минимуму суммарных затрат на перемещение и простои динамическую структуру потоков с учетом ущерба от недопоставок при случайном разбросе в потреблении. Разброс во времени хода мы включили в разброс в потреблении. То есть функционал примет вид 3^ + J2 + */з + */ 4 —^ ШШ , т
где ./, = ^ Хсг/(0%(0 - транспортные расходы,
г=0д,руеР
т
./ 2 = X X сп(/)ип(/) - затраты на хранение запасов.
1=0 р}е Р
Составляющие ./, и J4 зависят от вида и параметров закона распределения. Если груз прибыл в момент /0 и момент потребления I должен был произойти раньше (I <!,,)■ то возникает ущерб от недопоставки, а если / > /0, то появляется дополнительные затраты на хранение. Пусть ^ - единичный ущерб от недопоставки, с2 - единичные затраты на хранение грузов, тогда ущерб от недопоставки равен
го
J з — |м1у(/)С1(/0 — / ) й?/ ,
а дополнительные затраты на хранение
Л = 1мУ(0^(Ос2(?-?о)^-
ч
Так как единичный ущерб от недопоставки с1, как правило, больше единичных затрат на хранение, то привозить груз в
«центр распределения» нецелесообразно. Очевидно, что груз в этом случае необходимо поставлять с некоторым запасом времени, чтобы суммарные потери от случайного разброса J3 +J4 были минимальными. Обоснуем выбор точки рационального прибытия t(). Рассмотрим это для примера единичной поставки «у (0 = 1 (строгость вывода от этого не пострадает). Пусть готовность к потреблению описывается функцией плотности распределения вероятности (p(t). Если t < t(), возникает ущерб от недопоставки. Если ущерб пропорционален — то мате-
^0
матическое ожидание потерь будет равно J(р(1)с} (in — i)dl, В
случае, когда груз придет раньше того времени, когда производство будет готово его принять (правее точки /",->), мы получаем
штраф от простоя груза на складе J<p(t)c2(t- l,,)dl.
to
Рис. 6. Определение наивыгоднейшего t()
Таким образом, общее математическое ожидание штрафа при подводе груза к точке потребления /0 будет равно
tQ со
Ф= J<p(0 Ci(t0 -t)dt + ^cp(t) C2(t-t0)dt =
t0
?0 t0 со со
= Cj/q J (pit) -dt - Cj J (pitydt - C2t0 J(pit) -dt + C2 J (pitydt =
*-0
Cj J <pit)dt-C2^<pit)dt
- Q j(pitydt + C2j<pit)t dt (*)
Так как J<p(XK ^ есть ничто иное, как определение математического ожидания, a J (p(t) -dt = 1, легко в подынтегральных выражениях можно перейти к одному интервалу интегрирования:
<50 tfj tfj
С2 J<pit)t dt = С2 М - J (pit)t dt = С2М - С2 J (pit)tdt
t0 ^ -оо ^
С2 J (р(/) -dt = С2 - С2 j (p(t) ■dt
к
Подставляя полученные выражения в (*), ползаем:
ч
- Cj J (pit)tdt + С2М -
го
- С2 J(pitydt = С2(М-t0) + (Q +С2)/0 J<)£>(/) 'dt -
к
- (Q + С2) J (pitydt
Ф= I,
to Ч
Q J (pit)dt -С2+С2 J (pit)dt
Наша задача - найти такое значение /0 • при котором значение Ф достигает своего минимума. Поэтому берем производную Ф по /0 и приравниваем ее к нулю.
— = -С2 + (Cj +С2)\<p{t) dt + (Q + С2)/0<р(/0) -
VlQ _ж
(Cj + C2)t0(p(t0).
— = -С2 + (Cj + C2)Jp(0<# = 0,
ИЛИ
(C1+C2)|<p(0<fr = с2
Таким образом, мы получили условие минимума функционала, достигаемое в такой точке /0 • ДОЯ которой
J <p(t)dt= ^
-со + ^2
Действительно, при значениях С2, значительно превышаю-
го
щих Сх, выражение J <p(l ) -dt должно быть ближе к единице,
чтобы минимизировать большие штрафы по Q. И, наоборот, при значениях (\, значительно превышающих С2, подынтегральное выражение должно быть ближе к нулю, то есть минимизировать большие штрафы по (\.
Таким образом, в случае со случайным разбросом динамическая задача в стохастической постановке организует прибытие с запасом времени в зависимости от величины возможного ущерба.