Научная статья на тему 'СТИМУЛЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

СТИМУЛЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ПОСТМОДЕРНА / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тутова Светлана Викторовна

В статье в результате социально-философского анализа делается вывод, что стимулы социального управления в обществе постмодерна играют одновременно роль поведенческого и мировоззренческого регуляторов, так как, интегрируясь с ценностной системой объекта воздействия, они создают связующие звенья между родовыми, общественными, индивидуальными установками, постепенно изменяя ценностное ядро. Указывается, что стимулы социального управления в обществе постмодерна можно разделить на два класса: духовный и наглядно-образный. Выделяются свойства, которыми должен обладать стимул, чтобы социальное управление в обществе постмодерна было эффективным: отражать сущность выражаемого им предмета или символа, быть представленным нам в логической форме, обладать имманентным содержанием, производным от культурных ценностей, учитывать свойства национального характера и трансформации в ценностной сфере и сфере потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCENTIVES FOR SOCIAL MANAGEMENT IN POSTMODERN SOCIETY: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

As a result of the socio-philosophical analysis, the article concludes that the stimuli of social management in postmodern society play both the role of behavioral and ideological regulators, since, integrating with the value system of the object of influence, they create connecting links between generic, social, individual attitudes, gradually changing the value core. It is indicated that the incentives of social management in postmodern society can be divided into two classes: spiritual and visual-figurative. The properties that an incentive must possess in order for social management in a postmodern society to be effective are highlighted: to reflect the essence of the object or symbol expressed by it, to be presented to us in a logical form, to have an immanent content derived from cultural values, to take into account the properties of national character and transformations in the value sphere and the sphere of needs.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Стимулы социального управления в обществе постмодерна: социально-философский анализ

Тутова Светлана Викторовна,

аспирант кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

E-mail: tutova-svetlana @ rambler. ru

В статье в результате социально-философского анализа делается вывод, что стимулы социального управления в обществе постмодерна играют одновременно роль поведенческого и мировоззренческого регуляторов, так как, интегрируясь с ценностной системой объекта воздействия, они создают связующие звенья между родовыми, общественными, индивидуальными установками, постепенно изменяя ценностное ядро. Указывается, что стимулы социального управления в обществе постмодерна можно разделить на два класса: духовный и наглядно-образный. Выделяются свойства, которыми должен обладать стимул, чтобы социальное управление в обществе постмодерна было эффективным: отражать сущность выражаемого им предмета или символа, быть представленным нам в логической форме, обладать имманентным содержанием, производным от культурных ценностей, учитывать свойства национального характера и трансформации в ценностной сфере и сфере потребностей.

Ключевые слова: символ, общество, общество постмодерна, управление, социальное управление.

Актуальность

Социально-философское исследование стимулов социального управления в обществе постмодерна обладает теоретической и практической значимостью. Кризисные процессы современности, затронувшие все сферы жизни общества, нуждаются в переосмыслении стимулов и практик социального управления. В настоящий момент отсутствует теоретическое системное описание социального управления, проявляющее его современные интенции в обществе постмодерна. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы требует анализа обобщенных данных из смежных областей научного знания, и именно социально-философский подход выступает наиболее адекватным методологическим инструментом. В данном контексте социально-философский анализ социального управления, управленческих стимулов и практик предстает как необходимость, поскольку позволяет выйти на высокий уровень обобщения, выявив специфику управления в обществе постмодерна, проявив социальные связи и закономерности и показав неявные механизмы, направляющие динамику изменений.

Материалы и методы исследования

Философия выступает методологической базой для рассмотрения социального управления в обществе постмодерна, в том числе и в сфере стимулирования, так как оформленные в нужном теоретическом ракурсе стимулы, проходя через сознание, сливаются на бессознательном уровне с родовыми, общественными или высшими интересами и активизируют либо уже внедренную на бессознательном уровне схему поведения, либо интегрируют новую из уже имеющихся установок. «Запущенная» модель начинает направлять поведение минуя сознание. И, таким образом, стимулы социального управления в обществе постмодерна играют роль и мировоззренческого регулятора, так как, интегрируясь с ценностной системой объекта воздействия они создают связующие звенья между родовыми, общественными, индивидуальными установками, постепенно изменяя ценностное ядро. В данном контексте тезис «свобода есть осознанная необходимость» [25] приобретает противоположное значение, так как создаваемая социальным управлением иллюзия свободы выбора создает и иллюзию свободы.

Результаты исследований

Стимулирование направлено на формирование определенного типа поведения или вида деятельности [19] в результате инициированной субъектом воздействия у объекта воздействии рефлексии. При этом необходимо отметить, что использование рефлексии в управлении в России не относится к новым достижениям научной мысли, потому что в русской армии уже в 1904 году су-« ществовала школа военной маскировки [14], в недрах

которой, по сути, и были заложены основы данной управленческой концепции, ставшие впоследствии теоретико-методологической базой для дальнейших исследований в этом направлении в советский и постсоветский пери-

u

оды. Надо отметить, что в эти периоды акцент делался на практической стороне использования рефлексии в социальном управлении, конечная цель которого определялась как «управление процессами принятия решений противоположной стороной» [17, с. 28]: маскировка и дезинформация на оперативном и тактическом уровнях в политической и военной сферах. Соответственно, в области применения рефлексии и рефлексивных процессов теории и практики социального управления в военной сфере появились крупные теоретики и практики: Н.И. Турко, С.А. Модестов, [27], М.Д. Ионов [10], Д.С. Кон-торов, С. Леоненко [17].

Развитие компьютерных технологий в конце ХХ века повышает эффективность применения стимулов, основанных на рефлексивных процессах в социальном управление [17], создавая новые, адаптированные к современной реальности стимулы активизации рефлексии [29]. Кроме того, создаются специальные исследовательские группы, специализированно занимающиеся изучением данной проблемы. Например, в РФ, в Институте психологии РАН, активно работает лаборатория психологии рефлексивных процессов, в которой, в том числе, изучаются такие вопросы как теоретические аспекты стимулирования рефлексивного мышления и практические методы применения теоретических разработок на внутригосударственном и международном уровнях [24] для обеспечения госбезопасности [1] от разведки до военных действий [10].

В философском аспекте исследование рефлексивных процессов осуществлялось в контексте формальных правил, определяющих конструирование схем деятельности [22] Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым, М.К. Мамар-дашвили, Г.П. Щедровицким (Московский методологический кружок). В.А. Лефевр [18] ввел понятия «способность к рефлексии», «рефлексивная система», которые стали базовыми в его теоретической концепции рефлексии. Сущность данной концепции заключается в том, что рефлексивный процесс «запускает» через тщательно встроенную в контекст ситуации метафору, инспирирующую зеркальные отражения. А. Корох развил данную теорию, сформулировав на ее основе теоретические схемы, на базе которых стало возможным прогнозировать стратегические решения участников крупномасштабных социальных ситуаций, например, военных конфликтов: «1) расширение и углубление восприятия проблемного пространства; 2) определение или создание какой-либо области пространства решений, достаточно обширной, чтобы охватить все значимые аспекты проблемного пространства .... Основной принцип поиска «пространства решений» заключается в том, что проблему невозможно решить с помощью того же мышления или той же «карты мира», которые её создали. Общая задача эффективного решения проблем заключается в том, чтобы найти способ мышления, неидентичный тому, с помощью которого создана проблема. В этом случае есть надежда, что другой способ мышления приведет к пространству в решении, которое, по меньшей мере, так же широко или шире проблемного пространства, и обеспечит необходимыми альтернативами и ресурсами. Современный взгляд в управлении состоит в расширении и углублении восприятия проблемного пространства, а что такое восприятие - это рефлексия! В рефлексивном управлении требуется переход от ситуации к проблемному пространству по средствам рефлексивного восприятия. Восприятие должно быть интерпретировано в знание как инструмент, для того чтобы принять правильное решение» [15]. То есть, в данном контексте, стимулы социального управления в обществе постмодерна приобретают дополнительный статус регулятора поведения.

Стимулы как регуляция (управление) поведением, влияя на сознание через формирование на уровне бессознательного определенного способа миропонимания, выступают источником целенаправленной деятельности: «все побудительные силы, вызывающие ... действия (человека), неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли» [28, с. 310]. То есть, особенность современного человека, в терминологии Ф. Энгельса, «все пропускать через голову», помещает абстрактные духовные идеи (идеалы, традиции, обычаи, религию, идеологию, этические культурные ценности) в разряд действенных стимулов социального управления, так как они выступают, в данном контексте, теоретизированным отражением материальных отношений. А материальные отношения на теоретическом уровне могут быть отражены только в идеях.

Обсуждение полученных результатов

Таким образом, чтобы стимулы были эффективны: а) сущность выражаемого ими предмета или символа должна быть представлена в логической форме; б) они должны обладать имманентным содержанием, производным от культурных ценностей [7]. Стимулы в виде абстрактных духовных идей условно можно разделить на два класса. Первый - духовный: «в наши дни проблемы, традиционно понимаемые как ценностно-онтологические, предстают проблемами манипулятивно-процессуальными. А основной персонаж современности - личность как автопроект, постоянно корректируемая ... Речь идет о довольно конкретной технологии разработки и реализации такого проекта, включающей выбор жизненной стратегии, формирование, позиционирование и продвижение определенного имиджа и репутации» [26, с. 53], однако, все это может происходить при условии наличия хоть какой-то личной позиции, личного мнения, навыков мыслительной деятельности. Второй класс стимулов можно условно назвать наглядно-образным, поскольку они направлены на ориентацию поведения объекта воздействия на подражание некому образцу, при этом все «формальные и неформальные регламентации и санкции за их нарушения, сопровождающие почти все аспекты социального взаимодействия, нацелены на ограничение разнообразия в поведении и даже в мышлении людей - без этого общество теряет свою жизнеспособность» [21, с. 9]. Важно отметить, что выделяемые классы стимулов различаются не по содержанию, а по направлению активизации: либо рефлексии (духовный класс), либо подражанию (наглядно-образный).

Таким образом, сущность стимулирования социального управления в обществе постмодерна заключается в том, что контекст ситуации и стимул, являясь соза-висимыми переменными, создают рефлекторную дугу при практическом применении социально-философской теоретической модели практик и стимулов социального управления. Однако, для стимулирования наиболее важной является ценностная система, в которой на современном этапе, практически во всех культурах, но с разной интенсивностью, происходит размывание традиционных ценностей. Данная тенденция может быть обозначена как конфликтная, так как проявляет несоответствие между потребностью обновления культурного наследия и необходимостью сохранения духовных ценностей, которые являются базисом культурной идентичности. Парадоксальность данного противоречия заключается в том, что для полноценного развития нужно гармоническое единство обоих составляющих. Кроме того, в научном пространстве появляется все больше публикаций, в которых развивается мысль о том, что совре-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

менное общество есть общество потребления [2, 3, 4, 8, 11, 12, 13, 16] и люди должны научиться потреблять лучше и больше. И эта же мысль, поддерживаемая реформаторскими кругами, в разных вариациях, пиарится СМИ, преподнося материальную выгоду и доминирование товарно-денежных отношений как прогрессивную и единственно правильную позицию в условиях современности. Однако, эти идеи чужды традиционному менталитету [20] и на ценностном уровне их пропаганда ведет к разрушению национальной идентичности [23], традиционных ценностей и моральных норм.

На основании выше сказанного, мы приходим к выводу: при подборе стимулов социального управления в обществе постмодерна необходимо учитывать специфику национального характера, так как традиционные ценности, обладая в основе некой универсальной базой, всегда имеют свои особенности, которые являются производной от национального характера. Особенно важным в контексте данного исследования является тот факт, что, как отмечал Лев Николаевич Гумилёв [5], базовые черты национального характера не меняются. Из этого следует: психологический склад русского человека XV-XVI веков и русского человека ХХ-ХХ1 веков тождественны. Однако, несмотря на этот феномен, на основании выше приведенных фактов и логических построений, можно сделать вывод: стимулы социального управления в эпоху постмодерна должны подбираться с учетом смещений в ценностной сфере и сфере потребностей, произошедших в результате трансформационных процессов и инициировавших формирование новых форм духовно-национальных идентичностей, так как «сознание существует не вне действительности, а в самой действительности тех или иных социально-экономических образований. Другими словами, политико-экономическая реальность контролирует человеческое сознание независимо от того, как эта реальность осознается и воспроизводится в различных теоретических построениях» [6, с. 315]. Именно такой подход, основанный на принципах объективизма и историзма, позволит, при подборе стимулов для формирования практик социального управления в эпоху постмодерна, обеспечить их эффективность.

Таким образом, Указано, что стимулы социального управления в обществе постмодерна играют роль не только поведенческого, но и мировоззренческого регулятора, так как, интегрируясь с ценностной системой объекта воздействия, они создают связующие звенья между родовыми, общественными, индивидуальными установками. Эта особенность определяет сущность стимулирования социального управления в обществе постмодерна, которая заключается в том, что контекст ситуации и стимул являются созависимыми переменными.

Стимулы социального управления в обществе постмодерна можно разделить на два класса: духовный класс, к которому относятся высшие ценности, и наглядно-образный, апеллирующий к подражанию некоему образцу поведения.

Условиями эффективности стимулов социального управления в обществе постмодерна является качественная составляющая стимула, которая должна включать в себя ряд свойств: отражать сущность выражаемого предмета или символа, представленную в логической форме, обладать имманентным содержанием, производным от культурных ценностей, учитывать спец-£2 ифику национального характера и смещения в ценност-^ ной сфере и сфере потребностей, произошедших в ре-^ зультате трансформационных процессов и инициировавших формирование новых форм духовно-национальных г идентичностей.

Литература

1. Амуров М.А. Рефлексивное управление как основа обеспечения военной безопасности современного государства // Управленческое консультирование. 2020. № 8 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ refleksivnoe-upravlenie-kak-osnova-obespecheniya-voennoy-bezopasnosti-sovremennogo-gosudarstva (дата обращения: 27.03.2022).

2. Бодрова Ю.В. Насилие в обществе символического потребления // Идеи и идеалы. 2020. № 4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasilie-v-obschestve-simvolicheskogo-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

3. Водопьянов П.А., Сидоренко И.Н. Сверхрационализация и деструктивность общества потребления // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2017. № 2 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sverhratsionalizatsiya-i-destruktivnost-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022)

4. Воронин С.А. Моральный вакуум общества потребления. XXI век, «Общество потребления» // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-vakuum-obschestva-potrebleniya-xxi-vek-obschestvo-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

5. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. - Москва: Агентство ФТМ, Лтд, 2013. - 302 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_ red&id=459873 (дата обращения: 28.03.2020).

6. Дели М.М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315.

7. Золотова Н.О. Рефлексивность обыденного сознания и естественный метаязык // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/refleksivnost-obydennogo-soznaniya-i-estestvennyy-metayazyk (дата обращения: 27.03.2022).

8. Ильин А.Н. Утилитаризация науки в обществе потребления // Свободная мысль. 2019. № 1 (1673). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utilitarizatsiya-nauki-v-obschestve-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

9. Ильин А.Н. Принцип перманентности в обществе потребления // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-permanentnosti-v-obschestve-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

10. Ионов М.Д. Психологические аспекты управления противником в антагонистических конфликтах (рефлексивное управление) // Прикладная эргономика. Специальный выпуск. - No 1. - 1994. - С. 4445.

11. Кабышева Э.В. Брендинг в концепциях общества потребления и общества просьюмеров // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-v-kontseptsiyah-obschestva-potrebleniya-i-obschestva-prosyumerov (дата обращения: 27.03.2022).

12. Калабекова С.В. Риски общества потребления // Политика и общество. 2018. № 6. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/riski-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

13. Калабекова С.В. Гедонизм и «принудительное счастье» общества потребления // Политика и обще-

ство. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/gedonizm-i-prinuditelnoe-schastie-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 27.03.2022).

14. Коротченко Е, Плотников Н. Информация - тоже оружие: о чем нельзя забывать в работе с личным составом / Красная звезда, 17 февраля, 1994. - С. 2.

15. Корох А.А Рефлексивное управление: концепции, подходы и область применения // Рефлексивные процессы и управление. URL: http://www.reflexion.ru/ Joumal.html(дата обращения: 15.03.2021).

16. Лексин В.Н. Синтез общества потребления и информационного общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sintez-obschestva-potrebleniya-i-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 27.03.2022).

17. Леоненко С. Рефлексивное управление противником / Армейский сборник. No 8, 1995. - С. 28.

18. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. Изд. второе, перераб. и дополн. - М.: Изд-во «Советское радио», 1973. - 158 с.

19. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции Маркс К., Энгельс Ф. соч. Т. 1. - М.: Гос. изд-во Полит. лит-ры,1955. - 698 с.

20. Мартишина Н.И Менталитет и ментальность // ОНВ. 1998. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/men-talitet-i-mentalnost-1 (дата обращения: 27.03.2022).

21. Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд// Вопросы философии № 5, 2009. - 192 с. - С. 3-20.

22. Папковская П.Я. Методология научных исследований. - Минск: Информпресс, 2006. - 184 с.

23. Преображенская К.В., Кудрявцев А.А. Философско-антропологические подходы к формированию национальной и культурной идентичности в условиях современности// Вестник РХГА. 2020. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ filosofsko-antropologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-natsionalnoy-i-kulturnoy-i dentichnosti-v-usloviyah-sovremennosti (дата обращения: 27.03.2022).

24. Прохожев А.А., Турко Н.И. Основы информационной войны / Отчет о конференции «Systems Analysis on the Threshold of the 21 Century: Theory and Practice». - Moscow, February 1996. - p. 251.

25. Сартр Ж.-П. Экзистенционализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

26. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности// Вопросы философии № 4, 2009. - 192 с. - С. 41-57.

27. Турко Н.И., Модестов С.А. Рефлексивное управление развитием стратегических сил, как механизм современной геополитики / Отчет о конференции «Systems Analysis on the Threshold of the 21» Century: Theory and Practice». - Moscow, February, 1996. -p. 366.

28. Энгельс Ф. Людвиг Фейрбах и конец классической немецкой философии. - Маркс К, Энгельс Ф. Соч., Т. 21.

29. Lepsky Vladimir E. Reflexive Control in Multi-Subjective and Multi-Agent Systems / Proceedigs of the Workshop on Multi-Reflexive Models of Agent Behavior. ARL-SR-64, May 1999. - pp. 111-117.

INCENTIVES FOR SOCIAL MANAGEMENT IN

POSTMODERN SOCIETY: SOCIO-PHILOSOPHICAL

ANALYSIS

Tutova S.V.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail

Tugan-Baranovsky

As a result of the socio-philosophical analysis, the article concludes that the stimuli of social management in postmodern society play both the role of behavioral and ideological regulators, since, integrating with the value system of the object of influence, they create connecting links between generic, social, individual attitudes, gradually changing the value core. It is indicated that the incentives of social management in postmodern society can be divided into two classes: spiritual and visual-figurative. The properties that an incentive must possess in order for social management in a postmodern society to be effective are highlighted: to reflect the essence of the object or symbol expressed by it, to be presented to us in a logical form, to have an immanent content derived from cultural values, to take into account the properties of national character and transformations in the value sphere and the sphere of needs.

Keywords: symbol, society, postmodern society, management, social management.

References

1. Amurov M.A. Reflexive management as a basis for ensuring the military security of the modern state // Management consulting. 2020. No. 8 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ refleksivnoe-upravlenie-kak-osnova-obespecheniya-voennoy-bezopasnosti-sovremennogo-gosudarstva (date of access: 03.27.2022).

2. Bodrova Yu.V. Violence in a society of symbolic consumption // Ideas and ideals. 2020. No. 4-1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nasilie-v-obschestve-simvolicheskogo-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

3. Vodopyanov P.A., Sidorenko I.N. Over-rationalization and de-structiveness of consumer society // Proceedings of BSTU. Series 6: History, philosophy. 2017. No. 2 (203). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sverhratsionalizatsiya-i-destruktivnost-obschestva-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

4. Voronin S.A. The moral vacuum of the consumer society. XXI century, "Consumer society" // Bulletin of RUDN University. Series: General history. 2013. No. 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/moralnyy-vakuum-obschestva-potrebleniya-xxi-vek-obschestvo-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

5. Gumilyov L.N. From Rus' to Russia: Essays on ethnic history. -Moscow: FTM Agency, Ltd., 2013. - 302 p. URL: https://biblio-club.ru/index.php?page=book_red&id=459873 (date of access: 03.27.2022).

6. Delhi M.M. Ontology of Consciousness: Historical and Philosophical Aspect // Homo philosophans. Collection for the 60th anniversary of Professor K.A. Sergeyev. Series "Thinkers", issue 12. - St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2002. - P. 312-315.

7. Zolotova N.O. Reflexivity of everyday consciousness and natural metalanguage // Issues of psycholinguistics. 2019. No. 4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnost-obydennogo-soznaniya-i-estestvennyy-metayazyk (date of access: 03.27.2022).

8. Ilyin A.N. Utilization of science in the consumer society // Svo-bodnaya thought. 2019. No. 1 (1673). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/utilitarizatsiya-nauki-v-obschestve-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

9. Ilyin A.N. The principle of permanence in the consumer society. Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2017. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/printsip-permanentnosti-v-obschestve-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

10. Ionov M.D. Psychological aspects of controlling the enemy in antagonistic conflicts (reflexive control) // Applied Ergonomics. Special issue. - No 1. - 1994. - S. 44-45.

11. Kabysheva E.V. Branding in the concepts of the consumer society and the prosumer society // Vestn. Volume. state university Cultural studies and art history. 2020. No. 37. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/brending-v-kontseptsiyah-obschestva-potrebleniya-i-obschestva-prosyumerov (date of access: 03.27.2022).

12. Kalabekova S.V. Consumer Society Risks // Politics and Society. 2018. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-obschestva-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

13. Kalabekova S.V. Hedonism and "forced happiness" in the consumer society // Politics and Society. 2018. No. 7. URL: https://

C3

о

u~

IE

0

1

—I

У

IE

u~

22. Papkovskaya P. Ya. Methodology of scientific research. -Minsk: Informpress, 2006. - 184 p.

23. Preobrazhenskaya K.V., Kudryavtsev A.A. Philosophical and anthropological approaches to the formation of national and cultural identity in modern conditions // Bulletin of the RKhGA. 2020. No. 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/filosofsko-antropologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-natsionalnoy-i-kulturnoy-identichnosti-v-usloviyah-sovremennosti (date of access: 03.27.2022).

24. Prokhozhev A.A., Turko N.I. Fundamentals of Information Warfare / Conference Report's.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Sartre J.-P. L'existentialisme est l'humanisme // Crépuscule des Dieux. - M.: Politizdat, 1989. - 398 p.

26. Tulchinsky G.L. Nouvelle anthropologie: la personnalité dans la perspective de la post-humanité // Questions de philosophie n°4, 2009. - 192 p. - P. 41-57.

27. Turko N.I., Modestov S.A. La gestion réflexive du développement des forces stratégiques comme mécanisme de la géopolitique moderne / Compte-rendu du colloque "Analyse systémi-que au seuil du 21e siècle: théorie et pratique". - Moscou, février 1996. - p. 366.

28. Engels F. Ludwig Feubach et la fin de la philosophie classique allemande. - Marx K, Engels F. Soch., T. 21.

29. Lepsky Vladimir E. Contrôle réflexif dans les systèmes multi-subjectifs et multi-agents / Actes de l'atelier sur les modèles multi-réflexifs du comportement des agents. ARL-SR-64, mai 1999. - p. 111-117.

£2

u

CM

CM

CM

CO

z

116

cyberleninka.ru/article/n/gedonizm-i-prinuditelnoe-schastie-obschestva-potrebleniya (date of access: 03.27.2022).

14. Korotchenko E, Plotnikov N. Information is also a weapon: what should not be forgotten when working with personnel / Krasnaya Zvezda, February 17, 1994. - P. 2.

15. Korokh A.A. Reflexive management: concepts, approaches and scope // Reflexive processes and management. URL: http:// www.reflexion.ru/Journal.html (date of access: 03.27.2022).

16. Leksin V. N. Synthesis of the consumer society and the information society // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sintez-obschestva-potrebleniya-i-informatsionnogo-obschestva (date of access: 03.27.2022).

17. Leonenko S. Reflexive control of the enemy / Army collection. No 8, 1995. - P. 28.

18. Lefevre V.A. conflicting structures. Ed. second, revised and additional - M.: Publishing House "Soviet Radio", 1973. - 158 p.

19. Marx K. Notes on the latest Prussian censorship instruction Marx K., Engels F. Op. T.1. - M.: State. publishing house Polit. literature, 1955. - 698 p.

20. Martishina N.I. Mentality and mentality // ONV. 1998. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalitet-i-mentalnost-1 (date of access: 03.27.2022).

21. Nazaretyan A.P. Meaning formation as a global problem of our time: a synergistic view// Questions of Philosophy No. 5, 2009. -192 p. - S. 3-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.