Научная статья на тему 'СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ'

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рождаемость / демографическая политика / суммарный коэффициент рождаемости / материнский (семейный) капитал / демографические проблемы / стимулирование рождаемости / Республика Калмыкия. / birth rate / demographic policy / total birth rate / maternity (family) capital / demographic problems / birth rate stimulation / Republic of Kalmykia.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С.Н.

Целью данной статьи является систематизация результатов исследования репродуктивных установок населения одного из субъектов Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия). Материалы были получены в ходе массового опроса населения (общий объем выборки составил 583 респондента). Срез общественного мнения дает понимание о степени готовности иметь детей, наличии стимулирующих и сдерживающих факторов рождаемости и позволяет выработать научно-практические рекомендации для решения демографических проблем на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Немгирова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING FACTORS OF FERTILITY

The purpose of this article is to systematize the results of a study of the population reproductive attitudes in one of the constituent entities of the Russian Federation (on the example of the Republic of Kalmykia). The materials were obtained in the course of a mass survey of the population (the total sample size was 583 respondents). The public opinion section gives an understanding of the degree of readiness to have children, the presence of stimulating and deterrent factors for fertility, and makes it possible to develop scientific and practical recommendations for solving demographic problems on the regional level.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ»

СОЦИОЛОГИЯ, политология

D01; 10.24412/2071 -7830-2022-144-58-63 НЕМГИРОВА С.Н

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ

ННУ РК «Институт комплексных исследований аридных территории», г. Элиста, Россия,

nerealsofta,mail, ru

Аннотация. Целью данной статьи является систематизация результатов исследования репродуктивных установок населения одного из субъектов Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия). Материалы были получены в ходе массового опроса населения (общий объем выборки составил 583 респондента). Срез общественного мнения дает понимание о степени готовности иметь детей, наличии стимулирующих и сдерживающих факторов рождаемости и позволяет выработать научно-практические рекомендации для решения демографических проблем на региональном уровне.

Ключевые слова: рождаемость, демографическая политика, суммарный коэффициент рождаемости, материнский (семейный) капитал, демографические проблемы, стимулирование рождаемости, Республика Калмыкия.

Ни для кого не секрет, что в последние годы численность населения России существенно сократилась, это вызвано не только повышенной смертностью, но и падением рождаемости. Снижение рождаемости обусловлено действием как объективных, так и субъективных факторов (это и социально-экономическая обстановка в стране, и отсутствие уверенности в завтрашнем дне, и многое другое) и влечет за собой последствия, которые негативно сказываются на функционировании общества и самого человека. Человеческие ресурсы - это основной двигатель любой экономики, поэтому российские власти предпринимают целый ряд мер по стимулированию рождаемости.

В своем послании Федеральному Собранию президент традиционно определил демографическую проблему как одну из основных проблем нашей страны, назвав «сбережение народа России высшим национальным приоритетом» [6]. В области стимулирования рождаемости существенные изменения начались в 2007 г, когда была утверждена «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года», в которой одним из приоритетных направлений обозначено решение задач по повышению уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей [2]. Также были значительно увеличены размеры пособий и увеличен перечень лиц, имеющих право на получение государственной поддержки.

Принятие Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регламентировало действие программы «материнский (семейный) капитал» [5], что вкупе с увеличением размеров пособий дало рост рождаемости на 8,8% в 2007 г. по сравнению с показателями 2006 г. По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2006 по 2015 гг в Российской Федерации резко сократилась естественная убыль населения, а суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,305 до 1,777 [8, с. 20]. С этих позиций программу «материнский (семейный) капитал» можно считать достаточно эффективной - за счет улучшения условий реализации имеющейся у населения потребности семьи максимум в двух детях, но не за счет роста самой потребности в детях. Результаты выборочных опросов семей показали, что не произошло роста репродуктивных установок и ориентаций, напротив, ценность наличия детей в семье понизилась, а одобрение однодетности и добровольной бездетности повысилось. После полного удовлетворения потребности в одном-двух детях сразу в нескольких возрастных когортах женщин суммарный коэффициент рождаемости вновь стал снижаться, составив в 2020 г 1,505 [8, с. 20].

Данный коэффициент показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель, независимо от смертности и от изменений возрастного состава [3]. При этом для сохранения простого воспроизводства населения для стран с высокой продолжительностью жизни и низкой смертностью необходимо, чтобы 100 женщин производили на свет 205 детей.

На сегодняшний день в России сложилась разветвленная система денежной поддержки рождаемости и семей с детьми. Федеральный закон от 01.03.2020 г. №35 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» значительно простимулировал рождаемость - увеличил размер материнского (семейного) капитала, позволил получать капитал уже за первого ребенка (466,6 тыс. руб.), увеличил его сумму за второго (третьего и последующих или усыновленного с 2020 г) ребенка до 616,6 тыс. руб., сделал распоряжение средствами капитала более простым и удобным, сократил сроки и упростил порядок получения капитала (теперь сертификаты на капитал оформляются без заявления, автоматически, на основе данных ЗАГС о регистрации рождения) и распоряжения им, закрепил новые возможности использования материнского капитала, продлил срок действия программы до 2026 г.

Предусматривается также помощь беременным и оплата больничных по уходу за ребенком до семи лет в полном объеме вне зависимости от стажа. В 2021 г. минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для работающих граждан, которое выплачивается на протяжении 1,5 лет с момента его рождения и может быть оформлено как на мать, так и на отца, составлял 7 082,85 руб. (эта сумма не зависит от того, какой по счету ребенок), максимальная сумма - 29 600,48 руб. [7]. Если в 2020 г. средняя заработная плата в стране в 2020 г. была 51,1 тыс. руб., то в 2021 г. она составила лишь 42,5 тыс. руб., потому как стала рассчитываться медианная или так называемая модальная заработная плата, и она оказалась гораздо ближе к реальной. Соответственно, пособие по уходу за ребенком для работающих граждан в среднем было около 17,0 тыс. руб. (40%), а для женщин, получающих, как правило, меньше, снижается еще на 15-18%). «Такой доход может поставить родителей ребенка в положение официально учитываемых бедняков, и значительная часть населения должна будет претендовать на пособие на детей в малоимущих семьях» [9, с. 8]. «Путинские выплаты» как раз и направлены на социальную поддержку семей с детьми. Так, при рождении (усыновлении) первого или второго ребенка семья могла получать дополнительную ежемесячную выплату в 2021 г., пока ребенку не исполнится три года в том случае, если среднедушевой доход семьи не превышал двукратный прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный в регионе за ТТ квартал года, предшествующего году обращения за выплатой, а с 2022 г. - просто двукратный прожиточный минимум трудоспособного населения в соответствующем регионе.

Принимаются дополнительные меры по стимулированию рождаемости и на региональном уровне. В рамках реализации в Республике Калмыкия регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» [4] предоставляются следующие меры поддержки:

1. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по достижению им 3-хлетнего возраста семьям, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения За 2018-2020 гг данной выплатой воспользовались 2 023 семей, из которых 859 семей подали заявление на ежемесячную выплату в размере 10 211 руб. в 2020 г.

2. Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения после 1 января 2018 г (включительно) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, размер которой в 2020 г составил 10 211 руб.

3 . Единовременная денежная выплата женщине, родившей ребенка (детей) в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г, в возрасте 25 лет и моложе в размере 30,0 тыс. руб. В 2020 г. эта выплата назначена 674 женщинам.

4.Продление срока действия регионального материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2026 г. с увеличением его размера с учетом индексации до 103,8 тыс. рублей.

Одной из ключевых целей национального федерального проекта «Демография», утвержденного в конце 2018 г, является обеспечение роста численности населения, в том числе путем повышения суммарного коэффициента рождаемости, поскольку численность женщин молодого, детородного возраста в стране сегодня сократилась из-за демографических трендов прошлого столетия. Анализируя динамику изменения процентного соотношения женщин префертильного, фертильного и постфертильного возрастов в Республике Калмыкия, можно сказать, что уменьшение абсолютного числа женщин фертильного возраста за последние годы обусловлено не только общим снижением численности населения региона, но и «старением» населения: наблюдается увеличение доли женского населения в постфертильном периоде и снижение долей пре- и собственно фертильного населения женского пола (табл. 1). Группа 25-29-тилетних, т.е. тех, на кого возлагаются самые большие репродуктивные надежды, на четверть меньше своих старших соплеменниц - многочисленной когорты 30-34-летних, которая внесла большой вклад в формирование краткосрочного бэби-бума 2008-2015 гг Численность женщин в возрасте 20 24 лет еще на 12,5% меньше (на 967 человек), чем когорта 25-29-тилетних [Рассчитано по: 1]. Именно поэтому, несмотря на все предпринимаемые меры, в Республике Калмыкия сформировалась чёткая тенденция снижения численности детей: суммарный коэффициент рождаемости падает на протяжении последних десяти лет, составив в 2020 г. 1,530.

Таблица 1.

Численность женщин префертильного, фертильного и постфертильного возрастов в Республике Калмыкия [Рассчитано по: 1, 10]

2010 г. На начало 2022 г.

Чел. % Чел. %

0-14 26 268 17,7 25 685 18,5

15-49 77 507 52,1 60 664 43,6

50 и старше 44 947 30,2 52 668 37,9

Всего 148 722 100 139017 100

Для выяснения мотивов рождения детей в 2021 г. по репрезентативной выборке городского и сельского населения в г. Элисте и 11 районных муниципальных образованиях Республики Калмыкия был проведен социологический опрос на тему: «Стимулирующие и ограничивающие факторы рождения детей». Часть эмпирических данных была получена благодаря интернет-опросу, часть респондентов опрашивалась очно. Всего в исследовании приняло участие 583 чел. в возрасте от 18 лет и старше. Для анализа данных в данной статье была отобрана подвыборка мужчин в возрасте от 18 до 54 лет и женщин в возрасте от 18 до 44 лет. В качестве верхней возрастной границы были выбраны 44 года для женщин, а не конец репродуктивного периода 49 лет, так как в возрасте от 45 до 49 лет рождаемость близка к нулю. В результате исследование базировалось на следующей структуре выборки: женщины составили 56,4% респондентов, мужчины, соответственно, - 43,6%. Возраст опрошенных распределился по следующим группам: 18-25 лет - 25,6%; 26-35 лет - 35,0%; 36-54 лет - 39,4%. 80,7% женщин и 70,7% мужчин имеют высшее образование, 10,3% - среднее специальное образование, 13,7% - среднее общее Большинство живут в зарегистрированном браке, однако каждый третий респондент еще ни разу в браке не состоял (среди мужчин данный показатель составляет 41,9%, среди женщин -27,5%). 42,3% опрошенных имеют одного или двух детей, то есть сформированы малодетные семьи (одного ребенка среди опрошенных женщин и мужчин имеют соответственно 22,0% и 12,0% респондентов, двух - соответственно 26,6% и 23,0%). Три ребенка имеют 17,0% женщин и 11,5% мужчин, четыре - 2,8% женщин и 3,1% мужчин, пять и более детей - 2,3% и 0,5% соответственно по полу. При этом 29,4% женщин и 49,7% мужчин от числа опрошенных каждой

тендерной категории указали, что у них нет рожденных детей. Среди не имеющих детей абсолютное большинство моложе 30 лет (75,5%), столько же имеют высшее или неоконченное высшее образование; 40,9% составляют студенты; у 81,1% материальное положение среднее и выше среднего; 45,9% проживают в райцентрах республики и лишь 12,6% - в селах. Только каждый третий респондент этой группы имеет свое жилье, в основном это респонденты, не состоящие в браке (88,0%).

На сегодняшний день наиболее распространенная желаемая модель семьи по числу детей у жителей республики - трехдетная, что отличается от общероссийской двухдетной модели. О том, что хотели бы иметь троих детей, если бы для этого были все условия, сказал каждый третий опрошенный. Немало и тех, кто желал бы (в идеальном случае) иметь четверых и более детей - 28,4%. Согласно нашему опросу, лишь 5,9% хотели бы ограничиться только одним ребенком и 3,7% в принципе не хотели бы иметь детей.

Что касается распределения по ожидаемому числу детей, то необходимо зафиксировать, что среднее ожидаемое число детей у жителей Республики Калмыкия составляет 2,47, и у женщин оно выше, чем у мужчин (2,41 и 2,34 соответственно). 2,4% респондентов отметили, что вообще не собираются иметь детей. Кросс-табуляция ожидаемого числа детей и возраста респондентов показала, что о бездетности заявили 13,0% мужчин и 2,3% женщин в возрасте 18-25 лет, но, вероятно, их планы будут в дальнейшем скорректированы. Между тем сравнение желаемого и ожидаемого числа детей для женщин показало, что среди ориентированных на трехдетность реализовать свои намерения планируют 89,3%.

Материальные трудности - основное препятствие, не позволяющее иметь большее число детей (две третьих респондентов его указали). Также среди основных сдерживающих факторов, которые весомы по совокупному проценту ответов иметь большее число детей, чем ожидается в реальной жизни семей, назывались: неуверенность в завтрашнем дне (чуть больше половины опрошенных), жилищные трудности (28,0% женщин и 34,2% мужчин) и неудовлетворительное состояние здоровья мужа (жены) (28,0% женщин и 16,5% мужчин). Женщины чаще мужчин отмечают такие проблемы, как «стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка/детей», «боязнь ущемить интересы имеющихся детей».

Нацелены на рождение еще одного ребенка, среди тех, кто планирует большее число детей, чем имеет на момент проведения опроса, 21,5% респондентов; 54,3% из желающих иметь еще одного ребенка пока не планируют его рождение (расчеты с учетом старших репродуктивных возрастов - 40-54 года). Пока не сложилось четких планов относительно времени рождения ребенка у каждого четвертого респондента. Основными мотивационными стимулами, оказывающими влияние на принятие решения о рождении ребенка жителями республики, являются доступность, качество медицинского обслуживания как детей, так и беременных рожениц, наличие собственного благоустроенного жилья, уверенность в завтрашнем дне, уровень заработной платы, доступность, качество услуг организаций культурного обслуживания и физкультурно-спортивных учреждений для детей, а также доступность детских садов (средние значения в оценках респондентов составляют 4,8-4,5 баллов).

Лишь 25,7% опрошенных сказали, что получение материнского (семейного) капитала повлияло на их намерения завести еще одного ребенка (табл. 2). Любопытно, что мужчины в среднем чаще склонны учитывать эту меру поддержки, чем женщины. Это может объясняться разными причинами решения завести ребенка. Женщина, поскольку на ней до сих пор больше ответственности в отношении воспитания детей, принимая решение завести ребенка, учитывает не только финансовую стабильность и материальные возможности, но и оценивает свою готовность выпасть на время с рынка труда, поменять привычный образ жизни, приоритеты. Тогда как образ жизни мужчины с появлением ребенка меняется менее разительно, а потому сдерживающих факторов у них зачастую меньше.

ВК( "ШИК!HR 1HT\ TA

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Повлияет(-ло) лн получение «материнского капитала» на Ваше решение о рождении ребенка?» (в зависимости от пола, в %)

Мужчины Женщины Всего

Да, это достаточно сильно повлияло (бы) на мое решение 16,3 9,3 12,3

Возможно, это было (бы) одним из факторов, повлиявших на мое решение 17,5 10,3 13,4

Нет, мы так и так хотели еще одного ребенка, но «материнский капитал» не будет (был) лишним 38,8 52,3 46,5

Нет, это (бы) никак не повлияло на мое решение 27,5 28,0 27,8

Когда респондентам задали вопрос о том, помогло (поможет) ли им принять решение о рождении ребенка тот факт, что начали реализовываться дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми, были даны почти идентичные ответы по аналогии с получением «материнского (семейного) капитала». Поэтому, принимая решение заводить ребенка или нет, люди руководствуются в первую очередь личными мотивами. В то же время 75,9% респондентов отмечают значимость получения регионального материнского капитала, что снова подтверждает мысль о том, что программа «материнский (семейный) капитал» простимулировала более ранее рождение вторых и третьих детей в семьях, которые и так планировали рождение еще одного ребенка, и эта же категория лиц теперь готова завести еще одного ребенка, если сумма будет весомой. Среднее значение, которое подвигнет рождение в семьях еще одного ребенка составляет 750 тыс. руб.

Согласимся с Щербаковым А., который считает, что необходима «гораздо более акцентированная и целенаправленная государственная поддержка рождаемости третьего ребенка. Важен акцент на весомость федеральной (и региональной) поддержки его рождения Необходима поддержка мотивации не простого воспроизводства народонаселения (стимулирование рождения вторых детей) и, тем более, не суженного его воспроизводства (стимулирование рождения первенцев), - от такого наследия в демографической политике следует отказаться. Необходимо расширенное воспроизводство народонаселения, иными словами - стимулирование рождения третьего ребенка в семье» [11]

Таким образом, сложившаяся структура населения, резкое снижение численности женщин репродуктивного возраста, существующая система ценностных ориентиров населения по прежнему будут являться основными факторами, сдерживающими рост рождаемости до показателей, обеспечивающих простое воспроизводство населения. Для изменения этих факторов и преодоления сокращения численности населения потребуется длительное время Научное понимание и объяснение этих процессов необходимо для выработки прогнозов и принятия социально-экономических и политических решений и на региональном уровне Следует повышать ценность семейно-детного образа жизни, нормы среднедетности (34 ребенка), то есть усиливать потребность семьи в детях, добиваться распространения потребности в трехдетной семье за счет усиления социальной мотивации деторождения От показателей рождаемости зависят конкурентные преимущества экономики любого региона, возможность ее модернизации. Количественное воспроизводство населения является основой для формирования и развития человеческого капитала, устанавливающего границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества.

1. Возрастно-половой состав населения Республики Калмыкия на 1 января 2022 г. [Электронный ресурс]//Население. Основные показатели. 23.03.2022/Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. URL: https://astrastat.gks.ru/folder/35673 (датаобращения: 04.04.2022).

2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ № 1351 от 09.10.2007 г. (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс] URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7 1 673/ 7a46cbl3de731db3333fcd77a4f7887e46 8287еЗ/(дата обращения: 28.04.2022).

3. Методика расчета показателя «Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет), единиц»: утв. приказом Росстата от 30 декабря 2019 года № 828 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564115666 (дата обращения: 18.05.2022).

4. О государственной программе Республики Калмыкия «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия»: Постановление Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. № 379-п (с изменениями на 30 ноября 2021 года) [Электронный ресурс] // URL: https:// docs.cntd.ru/document/550310391 (дата обращения: 18.05.2022)

5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения: 18.02.2022).

6. Послание Президента Федеральному Собранию. 21 апреля 2021 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 18.05.2022).

7. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2021 году [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/law/ref/poleznye-sovety/detskie-posobija/posobie-po-uhodu-za-rebenkom/ (дата обращения: 25.05.2022).

8. Семья и дети в России. 2021: Стат. сб./ Росстат, Общественная палата Российской Федерации, 202 1. [Электронный ресурс]. URL: https://demography.econ.msu ru/sys/ raw.php?o=1995&p=attachment (датаобращения: 25.05.2022).

9. Сченснович ВН. Демография и миграционные процессы в современной России //Россия и мусульманский мир. 2020. №1 (3 15) С. 5-19.

10. Численность постоянного населения на 1 января 2010 года по полу, возрасту и субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // ДeмocкonWeekly. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/ssp/rus_reg_pop_y php?yeai=2010&region=56 (датаобращения: 28.04.2022).

11. Щербаков А.И. Повышение рождаемости - основная цель демографической политики России [Электронный ресурс] // Социально-трудовые исследования 2019. №3. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_39261 998_49130227.pdf(датаобращения: 28.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.