ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, так как именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества должны служить важным критерием выбора методов.
Важным здесь является активизация учебной деятельности, под которой понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучающегося в усвоении знаний; формированию способности прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
В современных условиях стратегическим направлением активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс школьников не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
Какие бы методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — ни применялись, для повышения эффективности обучения важно создать такие педагогические условия, в которых выпускник может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. И здесь все более актуальным становится применение активных методов обучения.
Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой; именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения.
Активных методов в педагогике много. В преподавании каждого учебного предмета есть свои специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины; есть и более общие. Однако все они классифицированы и расписаны в методической литературе с позиции дидактики, т.е. в педагогическом аспекте.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляю-
О.Н. АРТЕМЕНКО, кандидат педагогических наук;
Е.А. ЭМ,
кандидат педагогических наук, доцент
щиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания выступает интерес как мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика и состоит в том, что они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, может ее завершать. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувство долга и ответственности, активизирующее учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй его части, когда наступает естественное утомление и учащиеся нуждаются в снятии напряжения, перегрузки, с тем чтобы дальше активно усваивать учебный материал.
Проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Применение в практике проблемного и развивающегося обучения привело к возникновению методов, получивших название активных. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, В.И. Рабальского,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
А.М. Смолкина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.
Два основных направления развивающегося обучения системно разработаны В.В. Давыдовым и Л.В. Зан-ковым.
В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Данная система обучения должна развивать мышление, эмоциональную сферу обучаемых, учить понимать и выделять общий смысл, основное содержание читаемого. Но эта система повлекла за собой увеличение объема учебного материала и усложнила теоретический уровень образования, что привело к перегрузке обучения и отрицательно сказалось на качестве успеваемости обучаемых. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. В связи с этим не все из предложенных Л.В. Занковым принципов обучения утвердились в педагогической науке.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционной системе обучение идет от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова — наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа усвоения их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения.
М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе «Дидактика» сформулировали некоторые правила
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях хорошо выражена цель преподавания, но не указаны процесс обучения, средства и пути достижения цели. В 1965 г. М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентировал внимание на практике педагогов-новаторов и говорил о начале своего исследования как нового направления в дидактике.
Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Мах-мутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др.
В состав исходных положений теории активных методов обучения входит концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н. Леонтьевым, в которой познание предстает деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, познание есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.
Таким образом, рассмотрев и проанализировав теоретические подходы и направления в изучении познавательной деятельности школьников, можно утверждать, что данная проблема является актуальной на современном этапе и находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых. Концептуальное различение разных пластов познавательной деятельности школьников служит необходимым условием научной организации всего учебного процесса и превращает усвоение отдельного предмета в процесс развития метакогнитивных способностей обучающихся, а не только в процесс усвоения узкодисциплинарного знания.