УДК 37.0+317
Рыжова Гульнара Алимовна
Преподаватель английского языка Вольского военного института тыла, [email protected], Вольск
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИя ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ самостоятельности в отечественной педагогике
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к формированию познавательной самостоятельности обучаемых в средней и высшей школе, существовавшие в истории отечественной педагогики. Предпринимались попытки решить эту проблему, в том числе, с помощью активизации самостоятельной работы, методами проблемного и развивающего обучения, индивидуального и дифференцированного подходов.
Ключевые слова: развитие, творчество обучаемых, процесс обучения, активные методы
Ryzhova Gulnara Alimovna
A teacher of English, Volsk military institute of logistics, [email protected], Volsk
THE PROBLEM OF FORMING COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICS
Abstract. In this article various approaches to the problem of forming cognitive independence of secondary and higher school students are considered. In the history of pedagogics in our country there were attempts to solve this problem with the help of independent work activation, methods of problem and developmental teaching, individual and differentiated methods.
Keywords: development, creative work of students, learning process, active methods.
Формирование познавательной само-
стоятельности обучающихся представляется одним из ключевых вопросов современной системы образования, в связи с возросшими требованиями к выпускникам, а также с необходимостью непрерывного образования для специалиста. История отечественной педагогики предоставляет нам богатый практический опыт формирования познавательнойсамостоятельностиучащихся. В различные периоды истории передовые ученые, педагоги-практики предлагали внедрение отдельных методов или целых систем обучения и воспитания, которые должны способствовать развитию личности обучаемого.
М. В. Ломоносов, разработавший оригинальную, передовую для своего времени педагогическую теорию, особо выделял проблему методов воспитания и обучения [4]. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. В целях стимулирования познания гимназистов, формирования их познавательной
активности он призывал использовать практические методы обучения, ведущими из них называл упражнения. В особую группу методов обучения М. В. Ломоносов относил самостоятельную работу, «домашние экзер-циции», которые необходимо «позволить школьникам по своей охоте для показания каждому своего особливого рачевания и понятия» [там же, с. 156]. В широком использовании методов самостоятельной работы М. В. Ломоносов видел источник развития активности детей, критического осмысления действительности. Эти идеи М. В. Ломоносова нашли отражение в решении им дидактических вопросов о методах, принципах обучения, об организации классно-урочной системы, разработке методики преподавания.
Выстраивая собственную педагогическую систему, Л. Н. Толстой большое внимание обращал на развитие творческой самостоятельности детей, сознательной деятельности ученика по овладению знаниями («самодеятельности ребенка»), способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, важнейшей задачей школы считал раз-
витие творческой личности. В Яснополянской начальной школе для детей крестьян он осуществлял на практике свои мысли об обучении и воспитании; кроме того, создал учебники для начальной школы «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения».
С начала 1990-го года действует экспериментальная педагогическая система “Школа Л. Н. Толстого” на основе Тульского областного института развития образования и нескольких школ Тулы и Тульской области. “Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую инновационную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. В концепции “Школы Л. Н. Толстого” используются основные педагогические и общегуманистические идеи Толстого. Базовая идея концепции: создание школы, формирующей творческую созидательную личность в единстве развития нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека.
Решающее значение самостоятельности ученика в совершенствовании процесса обучения придавал К. Д. Ушинский. В своей дидактической системе он опирался на сотрудничество учителя и ученика. Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «... следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [6, с. 170]. Приоритетным методом воспитания самостоятельности ученика он считал «сократический» метод наводящих вопросов, позволяющий ученику самому прийти к правильному решению.
Известный российский педагог начала ХХ в., К. Н. Вентцель, в своих теоретических трудах и педагогической практике отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими людьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразо-вания:«... этот метод (преподавания) должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества,
методом приведения ребенка в состояние наибольшей активности» [2, с. 36].
В первые годы Советской власти проводилось большое количество педагогических экспериментов, в которых прямо или косвенно исследовалась самостоятельность школьников. В 20-30-х гг. ХХ века активно внедрялись такие формы организации групповой работы, как бригадно - лабораторный и метод проектов, заимствованные из практики американских школ.
В 60-70 гг. ХХ в. в СССР начали создаваться школы-лаборатории (творческие коллективы В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амо-нашвили, В. В. Давыдова, В. В. Репкина, Л. В. Занкова и др.). В таких научно - педагогических центрах содержание образования школьников определяется в ходе реального учебного общения детского сообщества и взрослых: группы ученых и учителей. При этом не только учитель, но и автор предметной разработки находятся в состоянии поиска нового содержания образования. В ходе учебных дискуссий возможное содержание образования уточняется и преобразуется, дети являются реальными участниками процесса построения учебной жизни. Основное внимание в подобных школах уделяется вопросам об условиях и педагогических средствах воспитания самостоятельности.
В 80-х гг. ХХ в. в педагогической практике стали актуальными гуманистические и демократические направления педагогических поисков - «педагогика сотрудничества». С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Н. Н. Палтышев и другие педагоги - новаторы предоставляли ученикам право выбора в познавательных ситуациях. В. Ф. Шаталов разработал систему учебной деятельности, обеспечивающую высокую активность, успеваемость и самостоятельность учащихся. Большое значение в педагогическом опыте В. Ф. Шаталова имеет метод стимулирования познавательной инициативы и самостоятельности с помощью оценки и «открытых перспектив». Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей учащихся, И. П. Волков пришел к выводу, что все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача школы - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности [3], создать механизм выявления твор-
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2012
177
ческих способностей ребят и их развития.
Одно из важнейших направлений в воспитании познавательной самостоятельности связано с использованием возможностей проблемного обучения (Т. А. Капитонова, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Т. И. Шамова и др.). Последовательное решение познавательных задач проблемного типа позволяет включать обучающегося в процесс активного поиска решения. Экспериментально установлено, что проблемное обучение пробуждает у учащихся интерес, создаёт положительную мотивацию, развивает креативность, в результате чего создаются предпосылки для достижения высоких творческих уровней познавательной самостоятельности. И. Я. Лернер показал, что проблемные задачи ориентируют учащегося на самостоятельное добывание и применение знаний, способствуют осознанию их личностной значимости.
Использование активных методов обучения на лекционных, семинарских и других видах занятий стимулирует познавательную самостоятельность студентов. В. В. Афанасьев и Е. И. Смирнов в целях активизации учебно-познавательной деятельности студентов совершенствуют методику обучения, обогащая ее научными методами. По мнению Г. И. Железовской, в формировании самостоятельности успех определяется мыслительными способностями учащегося и его умениями использовать при самостоятельном выполнении задания предварительно отработанные интеллектуальные операции.
Одним из направлений повышения познавательной самостоятельности является стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Причем научноисследовательская работа в вузе может быть «встроена» в учебный процесс - выполнение рефератов, лабораторных работ, курсовых и дипломных работ, а может представлять собой работу в научных кружках, в студенческих конструкторских, проекторных, переводческих и других бюро, - быть частью научной работы преподавателя. Занятия наукой не только помогают овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт, но и способствуют подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Одним из новых направлений педагогических исследований является изучение воз-
можностей использования информационных технологий (компьютерного обучения) для повышения познавательной самостоятельности обучающихся. Расширение сферы познавательной деятельности, возможность моделирования, проведения исследований с помощью компьютера, доступ к неограниченным источникам информации (интернет) повышают познавательную мотивацию, способствуют появлению новых познавательных потребностей. Использование компьютерных обучающих программ является мощным средством развития познавательной самостоятельности, которое позволяет индивидуализировать самостоятельную работу, облегчить педагогический контроль ее результатов, определить исходный уровень познавательной самостоятельности.
Таким образом, в истории отечественной педагогики можно найти немало примеров разнообразных подходов к решению проблемы формирования познавательной самостоятельности обучаемого. Основными направлениями формирования познавательной самостоятельности являются следующие: организация различных форм самостоятельной работы, решение учебных задач, развитие самостоятельности мышления методами проблемного и развивающего обучения, активизация учебно-познавательной деятельности, овладение организационно-техническими навыками, знаниями и умениями самостоятельной работы, привлечение студентов к научному исследованию, использование индивидуального и дифференцированного подходов, применение информационных технологий.
Библиографический список
1. Алеева Ю. В. Развитие познавательной активности студентов в целостном педагогическом процессе // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 5. - С. 56-64.
2. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М.: Изд-во Земля и фабрика, 1923. - 152 с.
3. Волков И. П. Учим творчеству. Опыт работы учителя труда и рисования. - М.: Педагогика, 1988 - 96 с.
4. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании // Сост. Т. С. Буторина; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 350 с.
5. Толстой Л. Н. Собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 16. - 412 с.
6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в шести томах. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.