Научная статья на тему 'Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода'

Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Л. Г., Никитаева А. Ю.

Эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений мезоэкономического масштаба в значительной степени сопряжена с полнотой применения инструментария системного подхода для интеграции потенциала государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в процессе постановки и достижения целей экономических систем различных уровней иерархии, комплексного учета факторов, определяющих динамику развития региона, и оценки последствий управленческих воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода»

Составной частью информационной логистики должна стать система электронного документооборота на базе унифицированных форм и единых правил информационного оповещения, подтверждения и контроля прохождения грузопотоков.

В этих условиях единственной парадигмой сохранения и даже совершенствования управляемости материально-транспортных потоков остается создание межотраслевой (государственной) унифицированной информационно-справочной и управляющей логистической системы «ПЕРЕВОЗКИ» (ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»). Такая система может создаваться и представляться самой крупной и консолидирующей транспортной компанией России - ОАО «РЖД».

Идеология ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» обеспечит информационную платформу для функционирования логистических центров крупных компаний, отраслевых и региональных логистических центров.

Какие цели и задачи может преследовать ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»?

1. Формирование на принципах «открытых систем» распределенной информационной базы данных мониторинга состояния грузовых потоков.

ЛИТЕРАТУРА

Ш

2. Создание информационной инфраструктуры логистики процессов товародвижения, .о позволяющее реализовать равный доступ пользователей к системе (регламентирован- о ный только статусом на рынке транспортных услуг). ®

3. Предоставление участникам рынка транспортных услуг информационной платформы для разработки собственных информационно-управляющих систем. ?

4. Создание на базе ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» системы краткосрочного и оперативного про- ^ гнозирования перевозок. Ш

5. Формирование системы электронного документооборота организации грузовых пере- ^ возок между государственными (надзорными) и коммерческими структурами. I-

N

Интеграционные процессы в экономике на основе информационных систем и использова ния эффективного аутсорсинга процессов товародвижения предприятиями экономики, безу- □ словно, приведут и в нашей стране до реализации полномасштабных логистических проектов. й

Ш

О

1. Джонсон Д. Современная логистика. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. о

2. елисеев С.Й.Построение и оптимизация функционирования международных транспортно- ® логистических систем. М.: ВИНИТИ РАН, 2006. о

3. КуренковП.В.,Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Эко- ш номика. Логистика. Управление. Самара: СамГАПС, 2002. х

4. ЛапидусБ.М. Техническая политика как инструмент реализации экономической стратегии д на железнодорожном транспорте. Подходы к методологии. М.: Маршрут, 2004. о

5. Мамаев Э.А. Железнодорожный транспорт в транспортном стандарте региона: проблемы ^ управления стратегическими изменениями // Наука и техника транспорта. 2005. № 1.

6. Мамаев Э.А. Управление региональными транспортными системами в условиях измене- а ний: проблемы и модели. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005. с

7. Миротин Л.Б. и др. Логистика: Управление в грузовых транспортно-логистических систе- о мах. М.: Юрист, 2002. £

8. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. М.: ВИНИТИ РАН, 2002. о

9. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. о

о

I—

0

- о

о.

МАТВЕЕВА Л.Г., НИКИТАЕВА А.Ю. ==

1

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: § ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА |

о ш

т

Эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений мезоэко- |

номического масштаба в значительной степени сопряжена с полнотой применения инстру- £

ментария системного подхода для интеграции потенциала государственного, коммерческого 9

П)

и некоммерческого секторов в процессе постановки и достижения целей экономических сис- ^'

тем различных уровней иерархии, комплексного учета факторов, определяющих динамику развития региона, и оценки последствий управленческих воздействий.

С позиций системного подхода региональная экономика - это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка - макроэкономической системы. Взаимосвязь элементов региональной системы проявляется по вертикали (уровням иерархии российской экономики) и по горизонтали (между компонентами одного уровня). При этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах, что связано с ключевой ролью крупных структурных единиц самостоятельного ме-зоэкономического статуса, которые зачастую формируют базовые звенья, соединяющие лидирующие и отстающие функциональные зоны территориально-хозяйственного комплекса.

Новый подход к исследованию структуры региональной экономики является актуальным в силу проявляющихся в полной мере системных свойств территориально локализованных ^ экономик, в значительной степени корреспондирующих с законом наименьших теории ор-.0 ганизации. Иными словами, принимая во внимание тот факт, что система региональной эко-0 номики может быть представлена как сложная организационная структура, согласно закону ® наименьших «структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Суммарная устойчивость комплекса (системы) по отношению к данной среде есть ? сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к ^ направленным на них воздействиям» [4, с. 53]. То есть, эффективность развития региональной Ш экономики определяется не только и не столько позитивными результатами в подсистемах ре-| гиональной системы, являющихся полюсами роста, сколько своевременными результативными I- управленческими воздействиями на ее лимитирующие компоненты, выступающие в качестве ^ ограничителей поступательной динамики мезоэкономических трансформаций [5]. □ Не менее важной системной функцией региональной экономики является самоорганиза-^ ция, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. При этом важно отметить, что неравновесие является таким же фундаментальным свойством экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный о выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионально-| го развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного

0 существования мезоэкономической системы, то неравновесное состояние представляет соси бой существенный момент перехода в новое состояние, в котором она приобретает более

1 высокий уровень организации и продуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая о система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы о формирования новых эффективных структур. Приобретая в новых условиях функциониро-^ вания стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои

равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорга-£1 низации [1].

< Концептуальной основой системно-ориентированной декомпозиции элементов сложен ных систем служит методология системного анализа, поскольку универсальные принципы, ф лежащие в его основе, обеспечивают не только корректность производимых действий, но и о определенную унифицированность, существенная причина которой заключается в единстве о методологического подхода на базе системного анализа.

¡2 С позиции системного подхода основной целью управления мезоэкономикой является

0 выработка и осуществление таких управляющих воздействий, которые приводили бы ее эле-^ менты и систему в целом в состояние, соответствующее достижению стратегических целей. | Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что эффективность управления регио-^ нальной экономикой как открытой социально-экономической системой напрямую корреспондирует с развитием механизма взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого

1 сектора, обеспечивающего в процессе разработки и реализации стратегий социально-эконо-ф мического развития региона интеграцию потенциала и объединение усилий государствен-| ных структур, коммерческих компаний и некоммерческих организаций (как компонентов о территориально локализованной системы мезоуровня) для достижения целей отдельных хо-9 зяйственных подсистем и получения синергетического эффекта, положительно влияющего ^ на региональную систему в целом.

В свою очередь, воздействие региональных детерминант на механизм сотрудничества государства, бизнеса и негосударственных некоммерческих организаций проявляется в невозможности применения универсальных партнерских цепочек без учета мезоэкономических характеристик территориально локализованных целостностей. То есть региональная среда обусловливает наполняемость корзины управленческого выбора в сфере взаимодействия частных и государственных институтов конкретным набором форм, технологий и инструментов. При данном ракурсе рассмотрения именно дифференциация территориальных экономик выступает основной причиной разнообразия моделей взаимодействия государства, бизнеса и третьего сектора в современных российских условиях и определяет величину, плотность и полярность поля взаимодействия частных, общественных и государственных структур.

При этом говорить о полноценной системе межсекторного взаимодействия целесообразно при условии достижения минимальной критической массы партнерских практик, когда отдельные примеры сотрудничества перерастают в устойчивые связи экономических субъектов, реализующиеся посредством различных форм и технологий, интегрирующихся за счет

Ш

прямых и обратных связей в мезоэкономическое институциональное пространство. л

В методологическом аспекте повышение эффективности взаимодействия государствен- ц ного, коммерческого и некоммерческого секторов выступает предпосылкой комплексной ре- ® ализации потенциала системно-нормативного подхода в управлении экономикой и повышения качества управленческих решений органов государственной власти за счет: 1) перехода ^ от принятия несогласованных внутри государственного сектора и между секторами краткос

И

рочных и среднесрочных решений к стратегическому управлению экономикой как открытой Ш социально-экономической системой; 2) выработки целевых установок и стратегии развития ^ на макроуровне посредством формирования непрерывно функционирующих симметричных Ь двухсторонних вертикальных и горизонтальных коммуникационных потоков и выделения ^ ключевых дискретных позиций (соответствующих различным этапам планирования и реали- □ зации стратегий), обеспечивающих учет интересов экономических субъектов и привлечение ^ их к солидарному процессу управления экономическими системами; 3) обеспечения непре рывного процесса взаимодействия, так как в открытой системе возможны различные вариан

О

I

>

ты восприятия входных параметров и достижение запланированных результатов с той или о

иной степенью вероятности, при этом процессы, происходящие внутри системы, не являются |

однажды заданными, их направленность и интенсивность может меняться, что требует орга- о

низации мониторинга и соответствующей корректировки. ш

Некоторые результаты исследования процесса взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций позволяют заключить что, с одной стороны, основные проблемы в рассматриваемой области относятся к классу слабоструктурированных (наблюдается о тенденция доминирования неопределенных, не поддающихся количественному анализу за- ^ кономерностей, зависимостей, признаков, характеристик); с другой стороны, ряд эффектов, возникающих в результате взаимодействия государственных структур, коммерческих компа- а ний и некоммерческих организаций, поддается количественной оценке. с В этой связи решение задачи моделирования мезоэкономического развития с учетом о межсекторных взаимодействий возможно на основе методологии системного и когнитивного ^ подходов (последний предполагает последовательное комбинирование различных методов о моделирования сложных систем, включая методы, направленные на активизацию использо- о вания интуиции и опыта специалистов, и методы формализованного представления сложных систем [2]). о Методы когнитивного моделирования дают возможность в полной мере применить для ^ определения наиболее эффективных векторов управленческих воздействий, обеспечиваю- | щих перевод системы региональной экономики в желаемое состояние, системный подход, ^ предполагающий максимально полный учет всех аспектов существующих проблем в их целостности и взаимосвязи, выделение наиболее важных моментов, определение характера

о

связи между свойствами и характеристиками. ш

т

Применение системного и когнитивного подходов для развития инструментария управ ления региональной экономикой позволило построить экономико-математическую модель, в о которой представлены базовые элементы системы взаимодействия государственных и част- 9 ных организаций во взаимосвязи с компонентами региональной экономики и отражены фун- ^

кциональные зависимости между выделенными блоками факторов, определяющих сущностные характеристики указанного взаимодействия в мезоэкономической проекции. Поскольку основная задача некоммерческих организаций заключается в выражении и реализации интересов различных групп населения, в явном виде данные хозяйствующие субъекты в модели не представлены.

С формальных позиций разработанная системно-функциональная модель представляет собой знаковый ориентированный граф G = V, Е , где: V - множество вершин (концептов У^, i =1, 2,..., к), которые являются элементами системы региональной экономики: «региональный бюджет», «государство», «население региона», «региональные рынки товаров и услуг», «институциональная среда», «бизнес», «инвестиции», «инновации», «взаимодействие государства и бизнеса» и «региональные рынки»; Е - множество дуг (ец Е, ц=1, 2, ..., Ы), которые отражают положительную (+) или отрицательную (-) взаимосвязь между вершинами Vi и V]', преобразованный в дальнейшем в векторный функциональный граф G, X, Б, где: ^ G=V,E - ориентированный граф; X - множество параметров вершин V; Х={Х^)}, 1=1,2,.,к, л Х^)={х(Цд}, д=1,2,...т (то есть каждой вершине ставится в соответствие вектор независи-0 мых друг от друга параметров Х^)); Е=Е(Х,Е)= Е^ , х] , ец) - функционал преобразования

? дуг.

В ходе апробации указанной модели с применением циклических процедур был про? веден сценарный анализ влияния взаимодействия государства и бизнеса на изменение це-^ левых факторов регионального развития («население региона», «региональный бюджет», Ш «бизнес») для определения направлений, масштабов и силы управленческих воздействий, | обеспечивающих перевод системы региональной экономики в желаемое состояние и оценки I- перспектив применения указанной методологии для повышения обоснованности и качест-^ ва принимаемых решений мезоуровня. Для проведения эксперимента использована разра-□ ботанная Радченко С.А., Гореловой Г.В. программная система когнитивного моделирования ^ (ПСКМ), реализующая методологию когнитивного моделирования сложных систем [3]. При этом основной акцент сделан на программирование и реализацию функций структурного анализа: выяснение закономерностей развития ситуаций, выявление «хороших» и «плохих» о сценариев, анализ взаимодействия различных подсистем и взаимодействующих компонен-| тов, поиск механизмов воздействия на систему управления.

0 Проведенный эксперимент позволил сделать вывод о том, что позитивные и негативные ш импульсы в вершину «взаимодействие государства и бизнеса» (имеющие на практике четкую

1 экономико-управленческую интерпретацию) оказывают более сильное влияние на состоя-о ние целевых факторов, чем управленческие импульсы в другие концепты построенной моде-о ли. Более того, при одновременном внесении разнонаправленных импульсов в управляющие ^ концепты, одним из которых является «взаимодействие государства и бизнеса», через несколько тактов моделирования динамика изменения целевых показателей практически пол-

£1 ностью определяется тенденциями развития отношений государства и бизнеса (в частности, < на рис. 1 представлен сценарий развития событий при одновременном внесении отрицатель-о ных единичных импульсов в вершины «институциональная среда» и «инвестиции» и поло-ф жительного единичного импульса в вершину «взаимодействие государства и бизнеса»). о Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности повышения эффективнос-о ти управления процессом взаимодействия государства и бизнеса в сопряжении со страте-¡2 гическим управлением региональной экономикой, поскольку несогласованные решения в

0 лучшем случае дают краткосрочный эффект и выступают лимитирующим компонентом ме-^ зоэкономической динамики.

| Предложенная сценарная модель позволяет усовершенствовать механизм принятия ре-^ шений мезоэкономического масштаба за счет оценки всего комплекса последствий регулирующих воздействий субъекта управления с учетом сложности и взаимосвязанности компо-

1 нентов социально-экономических систем в условиях неопределенности внешней среды.

ф Значительную роль в реализации механизма взаимодействия экономических субъектов | в ходе управления регионом играет создание соответствующей информационно-коммуника-о ционной среды, стимулирующей сотрудничество государственных, коммерческих и неком-9 мерческих организаций и формирующей информационную базу принятия управленческих ^ решений. Ее развитие целесообразно по следующим направлениям: 1) организация опера-

тивного взаимодействия региональных органов власти и хозяйствующих субъектов посредством введения системы электронного документооборота; 2) формирование многоканального механизма коммуникаций государственных, частных и общественных структур, построение и информационное наполнение инфокоммуникационного каркаса государственно-частного партнерства, играющего ключевую роль в развитии взаимодействия государства, бизнеса и негосударственных некоммерческих структур, поскольку подавляющее большинство технологий сотрудничества базируется на информационном обмене; 3) интеграция управленческого, инновационного и финансового потенциала государственных, частных и общественных структур в процессе информатизации всех сфер жизнедеятельности. В этом случае осуществляется выход на другой уровень системного анализа, когда рассматривается не информационно-коммуникационное обеспечение взаимодействия государства, бизнеса и третьего сектора в регионе, а само сотрудничество государственных, частных и общественных организаций является одним из механизмов информатизации различных сфер жизнедеятельности, корреспондирующей с уровнем жизни населения и реализацией демократических ^ свобод за счет получения экономических и социальных преимуществ на основе применения л ИТ-средств. о

Таким образом, применение системного подхода в управлении региональной экономикой ® дает возможность существенно повысить качество управленческих решений мезоэкономи-ческого масштаба за счет предварительной оценки последствий регулирующих воздействий ? на основе анализа взаимовлияния разнообразным функциональных звеньев системы регио- ^ нальной экономики и ее отдельных подсистем. Ш

н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.

литература °

1. Берталанфи Л. фон. Теория систем и системный анализ. М.: Наука, 1970.

2. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплекс- □ ных исследований. Майкоп, 2002. 3

3. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных про блем социально-экономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Д, 2006.

4. ФатхутдиновР.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА- о М, 2000.

5. Чикатуева Л.А. Теоретико-методологические основы системного управления воспроиз- о водственным потенциалом базовой отрасли в регионе: методы, модели, механизмы. Ростов ш

N □

Ш

О

I

>

0

1 I

ш

со

МАТЫЦЫН В.В. о

СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ И ВОЗМОЖНЫЕ % ПРЕИМУЩЕСТВА КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В о

АГРАРНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

со

В научных публикациях последнего времени, посвященных региональной проблематике,

все больше встречается работ, исследующих феномен кластерной организации ведущих сек- о

торов регионального производства, особенно в контексте выявления факторов инновацион- ^

ного развития мезоэкономики. Уже многие годы использующаяся в зарубежной литературе, £

кластер, как понятийно-терминологическая конструкция, едва появившись в отечественных ф исследованиях, завоевала прочные позиции «модной» научной категории, которая, однако,

отражает вполне объективные, быстро распространяющиеся в границах территориально- §

локализованных экономических систем (регионов), экономические тенденции последнего ш

времени. В силу этого данная экономическая категория, описывающая радиальные преоб- |

разования в структуре региональной экономики, постепенно приобретает все присущие °

подобным категориям атрибуты. Структурно-функциональная сложность этой дефиниции 9

определяется многими факторами, в числе которых, в частности, состав участников класте- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.