МАМАЕВ Э.А., ТАРАЕВ Э.Л., ФИЛАТОВ И.Н.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
Логистические технологии товародвижения в нашей стране имеют три этапа развития: период плановой экономики (советский период); 90-е годы - период полномасштабной децентрализации и спада экономики России, включая и логистических технологий; после 2000 года - современный период становления логистических технологий товародвижения.
В период плановой экономики, хотя практически не использовался термин логистика в определении соответствующих транспортно-экономических процессов, существовала правовая и политическая основа для реализации в совершенной форме механизмов логистики товародвижения. Преимущества плановой экономики узрели многие транснациональные корпорации и промышленные гиганты - технологии производства «КАНБАН» или «Точно в срок (JIT)», по сути, плановые системы организации производства в «капиталистическом хозяйстве».
В 90-е годы российская экономика переживала тяжелые времена, одной из причин которых явилась полное разрушение производственно-экономических связей, потеря сырьевых источников и сбытовых центров продукции предприятий. Ощутимый удар получила и транспортная система страны, которая, при анализе статистики в настоящее время обращается на 1989 или 1990 годы как базовые (стабильные) годы для объемов транспортной работы. В этот период появляются логистические технологии в виде «посредников» товарообмена во всех отраслях экономики. Для национальной экономики этот период можно охарактеризовать полной или частичной потерей некоторых видов (сегментов) транспортных услуг.
На рубеже веков вместе с национальной экономикой появляются положительные тенденции в логистических технологиях и в транспортной системе России. Главным для этого периода развития можно считать осознание связующей роли транспорта в развитии экономики, переход к полномасштабному реформированию транспортной системы.
В настоящее время ни один стратегический документ по социально-экономическому развитию не обходится без упоминания и определения роли логистических технологий в перемещении населения и грузов.
Экономика логистических систем складывается из затрат (издержек) организации товародвижения в цепях поставок [1, 9], где значимый вес имеют транспортные расходы. Большой износ основных фондов железнодорожного транспорта в настоящее время является одним из негативных моментов для транспортной системы страны, ибо безопасность и надежность доставки грузов непосредственно зависит от их состояния [2-4].
Обратимся к стратегическим программам развития транспортных систем развитых стран и России . Не претендуя на полноту, основные приоритеты их развития приведены ниже:
о
I—
ф
I— ^
о а ф
m ^
X >
О
О х х Ф m
I—
О
а о
£ и о
о
о ^
о
m О
I—
О
о
CL
о ф
m
О Ф
ZT
О х
О ^
О
Как видно из анализа, транспортные системы развитых стран имеют проблемы связанные с экологией и безопасностью, которые вынесены в приоритеты развития. В тоже время транспортная сеть России требует доведения уровня развития до международных, которые должны определять место России в трансконтинентальном транзите.
На современном этапе транспортная система «отчитывается» объемом роста перевозок, который, несомненно, имеет большое значение. Но для интеграции в международную транспортную существенны другие показатели - показатели качества. Качество и конкурентоспособность «популярные» и «приевшиеся» экономические категории для транспорта имеют вполне конкретные измеримые значения. Для оценки качества, накануне вступления в ВТО, следует оценивать работу транспортной системы сопоставляя с развитыми странами показатели, т.е. по: цене организации товародвижения; сроку доставки груза; надежности; транспортной доступности; комплексности услуг; экологичности; стабильности тарифной и экономической политики и другим показателям.
Международная практика оценки макроэкономических систем в том числе и транспор-^ тной отрасли имеет надежный механизм отслеживания динамики показателей и конку-^ рентоспособности, реализуемые в стандартах качества [5]. Именно стандарты определяют (0 множество индикаторов формирующих пространство состояний транспортных систем, их месторасположение, определяет направления их перемещения в результате реализации ин-^ вестиционных и инновационных программ, комплексных целевых программ развития. Й Переход к рыночным механизмам функционирования предприятий транспорта определяет у-) проектный подход к разработке инвестиционных программ, суть которого заключается в пер;> воочередной реализации финансово-эффективных инвестиционных проектов. В этих условиях социальная роль транспорта и ее роль инфраструктуры национальной экономики в оценке проектов нивелируется, проекты со значительным внетранспортным эффектом без поддержки со стороны бюджетов разных уровней не реализуются. Усилия государства по реализации госу-□ дарственно-частного партнерства не имеют достаточных для стратегического уровня масшта-^ бов. Уровни взаимодействия транспортных предприятий в предоставлении транспортных услуг О а равно и в стратегических проектах в зависимости от согласованности интересов и выгод до-0 пускают формы: сотрудничества, кооперации, соперничества, конкуренции [6]. Государственен ное регулирование и надзор над транспортными предприятиями должны обеспечиваться с ^ учетом перечисленных конкурентных стратегий развития предприятий транспорта.
Правовые аспекты реализации логистических технологий в транспортной системе Рос-§ сии характеризуются разработками - национальных нормативно-правовых актов сближаю> щие транспортную систему к международным нормативам. Процесс идет по пути от час-2 тного к общему, хотя накопленный мировой опыт показывает возможность качественного ° скачка (синергетического) эффекта за счет реализации правовых механизмов регулировали ния конкуренции с учетом эффективности каждого вида транспорта в своем сегменте. Так, о на сегодняшний день железнодорожный транспорт, имея большой резерв в организации о трансконтинентальных перевозок, не имеет достаточной правовой базы для оперирования > грузопотоками в международных сообщениях [2].
о Информационное обеспечение смешанных перевозок (представляющие узкое место на-о шей транспортной системы), также как и технологии взаимодействия большого числа опе-9 раторов на рынке транспортных услуг, давно уже отработано за рубежом. В то же время т появление таких интеллектуальных координационных центров в современной России за-£ держивается. Так, информационная система логистического центра порта Гамбург оперирует ^^ около тысячи перегрузочными комплексами (причалами) и несколькими тысячами операто-;= ров. Обязательным условием вхождения предприятия в рынок транспортных услуг является Е его подключение к соответствующим информационным системам.
ф Информационные системы современности обеспечены тремя условиями реализации эффективного документооборота: защита информации, единые стандарты, аутентификация до-^ кументооборота. В рамках реализации логистических технологий происходит формирование ю нового направления в информационных технологиях - информационная логистика, включа-| ющая вопросы обеспечения систем телематики транспортных процессов, грузовых единиц, £ подвижных средств, создания интернациональных и национальных информационных пор-9 талов интегрированных логистических систем, оптимизации информационного обеспечения ^ реальных товаропотоков и других вопросов.
Составной частью информационной логистики должна стать система электронного документооборота на базе унифицированных форм и единых правил информационного оповещения, подтверждения и контроля прохождения грузопотоков.
В этих условиях единственной парадигмой сохранения и даже совершенствования управляемости материально-транспортных потоков остается создание межотраслевой (государственной) унифицированной информационно-справочной и управляющей логистической системы «ПЕРЕВОЗКИ» (ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»). Такая система может создаваться и представляться самой крупной и консолидирующей транспортной компанией России - ОАО «РЖД».
Идеология ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» обеспечит информационную платформу для функционирования логистических центров крупных компаний, отраслевых и региональных логистических центров.
Какие цели и задачи может преследовать ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»?
1. Формирование на принципах «открытых систем» распределенной информационной базы данных мониторинга состояния грузовых потоков.
ЛИТЕРАТУРА
Ш
2. Создание информационной инфраструктуры логистики процессов товародвижения, .о позволяющее реализовать равный доступ пользователей к системе (регламентирован- о ный только статусом на рынке транспортных услуг). ®
3. Предоставление участникам рынка транспортных услуг информационной платформы для разработки собственных информационно-управляющих систем. ?
4. Создание на базе ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» системы краткосрочного и оперативного про- ^ гнозирования перевозок. Ш
5. Формирование системы электронного документооборота организации грузовых пере- ^ возок между государственными (надзорными) и коммерческими структурами. I-
N
Интеграционные процессы в экономике на основе информационных систем и использова ния эффективного аутсорсинга процессов товародвижения предприятиями экономики, безу- □ словно, приведут и в нашей стране до реализации полномасштабных логистических проектов. й
Ш
О
1. Джонсон Д. Современная логистика. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. о
2. елисеев С.Й.Построение и оптимизация функционирования международных транспортно- ® логистических систем. М.: ВИНИТИ РАН, 2006. о
3. КуренковП.В.,Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Эко- ш номика. Логистика. Управление. Самара: СамГАПС, 2002. х
4. ЛапидусБ.М. Техническая политика как инструмент реализации экономической стратегии д на железнодорожном транспорте. Подходы к методологии. М.: Маршрут, 2004. о
5. Мамаев Э.А. Железнодорожный транспорт в транспортном стандарте региона: проблемы ^ управления стратегическими изменениями // Наука и техника транспорта. 2005. № 1.
6. Мамаев Э.А. Управление региональными транспортными системами в условиях измене- а ний: проблемы и модели. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005. с
7. Миротин Л.Б. и др. Логистика: Управление в грузовых транспортно-логистических систе- о мах. М.: Юрист, 2002. £
8. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. М.: ВИНИТИ РАН, 2002. о
9. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. о
о
I—
0
- о
о.
МАТВЕЕВА Л.Г., НИКИТАЕВА А.Ю. ==
1
СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: § ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА |
о ш
т
Эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений мезоэко- |
номического масштаба в значительной степени сопряжена с полнотой применения инстру- £
ментария системного подхода для интеграции потенциала государственного, коммерческого 9
П)
и некоммерческого секторов в процессе постановки и достижения целей экономических сис- ^'