Научная статья на тему 'Экономические основы логистических технологий на транспорте'

Экономические основы логистических технологий на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Э. А., Тараев Э. Л., Филатов И. Н.

Логистические технологии товародвижения в нашей стране имеют три этапа развития: период плановой экономики (советский период); 90-е годы период полномасштабной децентрализации и спада экономики России, включая и логистических технологий; после 2000 года современный период становления логистических технологий товародвижения. В период плановой экономики, хотя практически не использовался термин логистика в определении соответствующих транспортно-экономических процессов, существовала правовая и политическая основа для реализации в совершенной форме механизмов логистики товародвижения. Преимущества плановой экономики узрели многие транснациональные корпорации и промышленные гиганты технологии производства «КАНБАН» или «Точно в срок (JIT)», по сути, плановые системы организации производства в «капиталистическом хозяйстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические основы логистических технологий на транспорте»

МАМАЕВ Э.А., ТАРАЕВ Э.Л., ФИЛАТОВ И.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Логистические технологии товародвижения в нашей стране имеют три этапа развития: период плановой экономики (советский период); 90-е годы - период полномасштабной децентрализации и спада экономики России, включая и логистических технологий; после 2000 года - современный период становления логистических технологий товародвижения.

В период плановой экономики, хотя практически не использовался термин логистика в определении соответствующих транспортно-экономических процессов, существовала правовая и политическая основа для реализации в совершенной форме механизмов логистики товародвижения. Преимущества плановой экономики узрели многие транснациональные корпорации и промышленные гиганты - технологии производства «КАНБАН» или «Точно в срок (JIT)», по сути, плановые системы организации производства в «капиталистическом хозяйстве».

В 90-е годы российская экономика переживала тяжелые времена, одной из причин которых явилась полное разрушение производственно-экономических связей, потеря сырьевых источников и сбытовых центров продукции предприятий. Ощутимый удар получила и транспортная система страны, которая, при анализе статистики в настоящее время обращается на 1989 или 1990 годы как базовые (стабильные) годы для объемов транспортной работы. В этот период появляются логистические технологии в виде «посредников» товарообмена во всех отраслях экономики. Для национальной экономики этот период можно охарактеризовать полной или частичной потерей некоторых видов (сегментов) транспортных услуг.

На рубеже веков вместе с национальной экономикой появляются положительные тенденции в логистических технологиях и в транспортной системе России. Главным для этого периода развития можно считать осознание связующей роли транспорта в развитии экономики, переход к полномасштабному реформированию транспортной системы.

В настоящее время ни один стратегический документ по социально-экономическому развитию не обходится без упоминания и определения роли логистических технологий в перемещении населения и грузов.

Экономика логистических систем складывается из затрат (издержек) организации товародвижения в цепях поставок [1, 9], где значимый вес имеют транспортные расходы. Большой износ основных фондов железнодорожного транспорта в настоящее время является одним из негативных моментов для транспортной системы страны, ибо безопасность и надежность доставки грузов непосредственно зависит от их состояния [2-4].

Обратимся к стратегическим программам развития транспортных систем развитых стран и России . Не претендуя на полноту, основные приоритеты их развития приведены ниже:

о

I—

ф

I— ^

о а ф

m ^

X >

О

О х х Ф m

I—

О

а о

£ и о

о

о ^

о

m О

I—

О

о

CL

о ф

m

О Ф

ZT

О х

О ^

О

Как видно из анализа, транспортные системы развитых стран имеют проблемы связанные с экологией и безопасностью, которые вынесены в приоритеты развития. В тоже время транспортная сеть России требует доведения уровня развития до международных, которые должны определять место России в трансконтинентальном транзите.

На современном этапе транспортная система «отчитывается» объемом роста перевозок, который, несомненно, имеет большое значение. Но для интеграции в международную транспортную существенны другие показатели - показатели качества. Качество и конкурентоспособность «популярные» и «приевшиеся» экономические категории для транспорта имеют вполне конкретные измеримые значения. Для оценки качества, накануне вступления в ВТО, следует оценивать работу транспортной системы сопоставляя с развитыми странами показатели, т.е. по: цене организации товародвижения; сроку доставки груза; надежности; транспортной доступности; комплексности услуг; экологичности; стабильности тарифной и экономической политики и другим показателям.

Международная практика оценки макроэкономических систем в том числе и транспор-^ тной отрасли имеет надежный механизм отслеживания динамики показателей и конку-^ рентоспособности, реализуемые в стандартах качества [5]. Именно стандарты определяют (0 множество индикаторов формирующих пространство состояний транспортных систем, их месторасположение, определяет направления их перемещения в результате реализации ин-^ вестиционных и инновационных программ, комплексных целевых программ развития. Й Переход к рыночным механизмам функционирования предприятий транспорта определяет у-) проектный подход к разработке инвестиционных программ, суть которого заключается в пер;> воочередной реализации финансово-эффективных инвестиционных проектов. В этих условиях социальная роль транспорта и ее роль инфраструктуры национальной экономики в оценке проектов нивелируется, проекты со значительным внетранспортным эффектом без поддержки со стороны бюджетов разных уровней не реализуются. Усилия государства по реализации госу-□ дарственно-частного партнерства не имеют достаточных для стратегического уровня масшта-^ бов. Уровни взаимодействия транспортных предприятий в предоставлении транспортных услуг О а равно и в стратегических проектах в зависимости от согласованности интересов и выгод до-0 пускают формы: сотрудничества, кооперации, соперничества, конкуренции [6]. Государственен ное регулирование и надзор над транспортными предприятиями должны обеспечиваться с ^ учетом перечисленных конкурентных стратегий развития предприятий транспорта.

Правовые аспекты реализации логистических технологий в транспортной системе Рос-§ сии характеризуются разработками - национальных нормативно-правовых актов сближаю> щие транспортную систему к международным нормативам. Процесс идет по пути от час-2 тного к общему, хотя накопленный мировой опыт показывает возможность качественного ° скачка (синергетического) эффекта за счет реализации правовых механизмов регулировали ния конкуренции с учетом эффективности каждого вида транспорта в своем сегменте. Так, о на сегодняшний день железнодорожный транспорт, имея большой резерв в организации о трансконтинентальных перевозок, не имеет достаточной правовой базы для оперирования > грузопотоками в международных сообщениях [2].

о Информационное обеспечение смешанных перевозок (представляющие узкое место на-о шей транспортной системы), также как и технологии взаимодействия большого числа опе-9 раторов на рынке транспортных услуг, давно уже отработано за рубежом. В то же время т появление таких интеллектуальных координационных центров в современной России за-£ держивается. Так, информационная система логистического центра порта Гамбург оперирует ^^ около тысячи перегрузочными комплексами (причалами) и несколькими тысячами операто-;= ров. Обязательным условием вхождения предприятия в рынок транспортных услуг является Е его подключение к соответствующим информационным системам.

ф Информационные системы современности обеспечены тремя условиями реализации эффективного документооборота: защита информации, единые стандарты, аутентификация до-^ кументооборота. В рамках реализации логистических технологий происходит формирование ю нового направления в информационных технологиях - информационная логистика, включа-| ющая вопросы обеспечения систем телематики транспортных процессов, грузовых единиц, £ подвижных средств, создания интернациональных и национальных информационных пор-9 талов интегрированных логистических систем, оптимизации информационного обеспечения ^ реальных товаропотоков и других вопросов.

Составной частью информационной логистики должна стать система электронного документооборота на базе унифицированных форм и единых правил информационного оповещения, подтверждения и контроля прохождения грузопотоков.

В этих условиях единственной парадигмой сохранения и даже совершенствования управляемости материально-транспортных потоков остается создание межотраслевой (государственной) унифицированной информационно-справочной и управляющей логистической системы «ПЕРЕВОЗКИ» (ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»). Такая система может создаваться и представляться самой крупной и консолидирующей транспортной компанией России - ОАО «РЖД».

Идеология ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» обеспечит информационную платформу для функционирования логистических центров крупных компаний, отраслевых и региональных логистических центров.

Какие цели и задачи может преследовать ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ»?

1. Формирование на принципах «открытых систем» распределенной информационной базы данных мониторинга состояния грузовых потоков.

ЛИТЕРАТУРА

Ш

2. Создание информационной инфраструктуры логистики процессов товародвижения, .о позволяющее реализовать равный доступ пользователей к системе (регламентирован- о ный только статусом на рынке транспортных услуг). ®

3. Предоставление участникам рынка транспортных услуг информационной платформы для разработки собственных информационно-управляющих систем. ?

4. Создание на базе ГИСУЛС «ПЕРЕВОЗКИ» системы краткосрочного и оперативного про- ^ гнозирования перевозок. Ш

5. Формирование системы электронного документооборота организации грузовых пере- ^ возок между государственными (надзорными) и коммерческими структурами. I-

N

Интеграционные процессы в экономике на основе информационных систем и использова ния эффективного аутсорсинга процессов товародвижения предприятиями экономики, безу- □ словно, приведут и в нашей стране до реализации полномасштабных логистических проектов. й

Ш

О

1. Джонсон Д. Современная логистика. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. о

2. елисеев С.Й.Построение и оптимизация функционирования международных транспортно- ® логистических систем. М.: ВИНИТИ РАН, 2006. о

3. КуренковП.В.,Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Эко- ш номика. Логистика. Управление. Самара: СамГАПС, 2002. х

4. ЛапидусБ.М. Техническая политика как инструмент реализации экономической стратегии д на железнодорожном транспорте. Подходы к методологии. М.: Маршрут, 2004. о

5. Мамаев Э.А. Железнодорожный транспорт в транспортном стандарте региона: проблемы ^ управления стратегическими изменениями // Наука и техника транспорта. 2005. № 1.

6. Мамаев Э.А. Управление региональными транспортными системами в условиях измене- а ний: проблемы и модели. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005. с

7. Миротин Л.Б. и др. Логистика: Управление в грузовых транспортно-логистических систе- о мах. М.: Юрист, 2002. £

8. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. М.: ВИНИТИ РАН, 2002. о

9. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. о

о

I—

0

- о

о.

МАТВЕЕВА Л.Г., НИКИТАЕВА А.Ю. ==

1

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: § ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА |

о ш

т

Эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений мезоэко- |

номического масштаба в значительной степени сопряжена с полнотой применения инстру- £

ментария системного подхода для интеграции потенциала государственного, коммерческого 9

П)

и некоммерческого секторов в процессе постановки и достижения целей экономических сис- ^'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.