Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РФ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / ИНФРАСТРУКТУРА ТЕХНОПАРКА / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / РЕЗИДЕНТ ТЕХНОПАРКА / СУБСИДИИ НА СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕХНОПАРКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрин Ю.Н.

В статье исследуется региональный аспект развития технопарков в РФ. Проведен анализ динамики ключевых показателей деятельности технопарков, уровня распределения технопарков по федеральным округам. Автором разработаны рекомендации по совершенствованию механизма и инструментов стимулирования развития технопарков в субъектах РФ, ориентированные на приоритетную государственную поддержку технопарков в дотационных регионах. Особое внимание уделяется стимулированию частных инвесторов и резидентов технопарков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOPARKS DEVELOPMENT STIMULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The regional aspect of the technology parks development in the Russian Federation is examined in the article. The analysis of the dynamics of key indicators of the technology parks activity, the level of distribution of technology parks by federal districts was carried out. The author has developed recommendations for improving the mechanism and tools for stimulating the development of technology parks in the constituent entities of the Russian Federation, focused on priority state support for technology parks in subsidized regions. Particular attention is paid to stimulating private investors and residents of technology parks.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РФ»

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РФ

Ю.Н. Александрин, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-9-13

Аннотация. В статье исследуется региональный аспект развития технопарков в РФ. Проведен анализ динамики ключевых показателей деятельности технопарков, уровня распределения технопарков по федеральным округам. Автором разработаны рекомендации по совершенствованию механизма и инструментов стимулирования развития технопарков в субъектах РФ, ориентированные на приоритетную государственную поддержку технопарков в дотационных регионах. Особое внимание уделяется стимулированию частных инвесторов и резидентов технопарков.

Ключевые слова: технопарк, инфраструктура технопарка, бюджетные инвестиции, частный инвестор, резидент технопарка, субсидии на создание инфраструктуры технопарка, импортозамещение.

Диверсификация российской экономики, переход к инновационной модели развития объективно предполагает создание современной инновационной инфраструктуры, ориентированной на разработку, внедрение в производство и вывод на рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг). Ключевым элементом инновационной инфраструктуры является технопарк, в котором создаются необходимые объекты для проведения резидентами НИОКР, освоения промышленного производства и коммерциализации инновационной продукции. В РФ функционирует 3 типа технопарков: технопарк в сфере высоких технологий, промышленный технопарк и агропромышленный технопарк [1]. Общими требованиями

для указанных типов технопарков являются: минимальная площадь офисно-производственных помещений 5000 м2, земельного участка - 1 га, управление инфраструктурой технопарка осуществляется управляющей компанией, инновационная активность резидентов, ориентация на выпуск импортозамещающей и экспортной продукции.

Исследуем далее динамику развития технопарков в РФ с 2014 по 2020 гг. Как следует из данных на рисунке 1, количество технопарков за анализируемый период в субъектах РФ увеличилось в 2,6 раза, при этом с 2017 г. наблюдается снижение темпов роста строительства новых технопарков.

Рис. 1. Динамика строительства технопарков в РФ за 2014-2020 гг. [2]

Общая площадь территории технопарков (рис. 2) увеличилась в 2020 г. по сравнению с 2014 г. в 2,43 раза, офисно-производственной недвижимости - в 2,36

раза. Следует подчеркнуть, что основные направления использования технологической инфраструктуры российских технопарков в основном связаны с инновацион-

lO

ной деятельностью резидентов: 45% - на проведение НИОКР, 29% - опытное про-

изводство.

Рис. 2. Динамика общей площади и площади офисно-производственных помещений технопарков в РФ за 2014-2020 гг. [2]

Быстрыми темпами растет как количество резидентов российских технопарков, так и среднесписочная численность персонала у резидентов: за анализируемый пе-

риод: +185,43% и +233,28% соответственно (рис. 3). Следует подчеркнуть, что по данным 2020 г. 93,2% резидентов технопарков относятся к субъектам МСП.

Рис. 3. Динамика количества резидентов технопарков РФ и численности работников у резидентов за 2014-2020 гг. [2]

Положительная динамика деятельности российских технопарков наблюдается и по таким показателям, как выручка и налоговые отчисления резидентов (рис. 4). С 2014 по 2020 гг. совокупная выручка рези-

дентов технопарков увеличилась в 2,7 раза, налоговые отчисления - в 3,2 раза. Выросла и среднегодовая выручка резидентов: с 42,0 млн. руб. в 2014 г. до 70,1 млн. руб. в 2020 г. (+166,9%).

«с

Ï50 ТС IÏD И ISO IDC ÏD

_IS*_Щ-

L L I.

Kiiù

Й L31.

JDI5Í.

smг

гам г.

рсзгдснгщ М)Щ руй

Gatean, й oüíh ¡йлйгосых оч!™»^

ftïtf ÍÜTS ШЩН, WfÜ р>f±

Рис. 4. Динамика совокупной выручки и налоговых отчислений резидентов технопарков

РФ за 2014-2020гг. [2]

Следует отметить и положительную динамику показателей инновационной деятельности резидентов технопарков РФ (рис. 5). В 2020 г. по сравнению с 2017 г. количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности на одного резидента увеличилось с 0,22 до 0,37, средний объем затрат на НИОКР - в 2,1 раза. Вырос в 1,9 раза и объем производства импортозамещающей продукции, удельный вес которой в совокупной выручке резидентов увеличился с 13,3 до

16,6% (среднегодовой прирост 1,1%). Удельный вес экспортно ориентированной продукции в 2020 г. составил 4% в общем объеме производства. Еще более высокими темпами растет и бюджетная эффективность инвестиций в технопарки: с 2017 по 2020 гг. налоговые отчисления резидентов на 1 руб. бюджетных инвестиций в инфраструктуру технопарков увеличились с 1,4 до 4,6 руб. (в 3,3 раза) (рассчитано автором по [2, 3]).

Рис. 5. Основные результаты инновационной и производственной деятельности резидентов технопарков РФ в 2020 г. [2]

Если рассматривать географию размещения технопарков в РФ, то следует отметить их значительную неравномерность по федеральным округам (рис. 6). Наибольшее количество технопарков функционирует (строится) в Центральном (49,

Приволжском (18,6%), Северо-Западном (9,3%) федеральном округах. Минимальный удельный вес технопарков в Южном федеральном округе (1,6%), СКФО и ДФО (по 3,8% от общего количества технопарков РФ).

Рис. 6. Количество технопарков по федеральным округам РФ в 2020 г. [2]

С 2018 г. не меняется количество регионов, в которых действуют (строятся) технопарки (54), в 31 субъекте РФ технопарки отсутствуют. Среднее количество технопарков по субъектам РФ в 2020 г. составило 2,2, при этом в Москве функционирует 41 технопарк, в Московской области - 26, Санкт-Петербурге - 7, Республике Татарстан - 6, Свердловская область - 5. Все указанные регионы относятся к регионам-донорам, то есть субъектам РФ, не получающим дотации из федерального бюджета. По данным 2021 г. к регионам-донорам относятся 13 (15,3%) субъектов РФ, к дотационным - 72 (84,7%) [4].

По результатам проведенного исследования следует отметить следующие тенденции развития технопарков в регионах РФ:

- с 2014 по 2020 гг. отмечается значительный рост по количеству технопарков, резидентов, созданных рабочих мест, объемам совокупной выручки и налоговых отчислений резидентов, что свидетельствует о социально-экономической эффективности и перспективности данного элемента инновационной инфраструктуры регионов;

- если рассматривать инновационную составляющую в деятельности технопарков как стратегическое направление их

развития, то средний объем затрат резидентов на НИОКР вырос в 2,1 раза, но при этом на 1 резидента в среднем приходится 0,37 зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, удельный вес импортозамещающей продукции около 1/6 в совокупной выручке (16,6% в 2020 г., среднегодовой прирост за последних 3 года 1,1%), минимальный объем экспортно-ориентированной продукции - 4% в совокупной выручке;

- география размещения технопарков в РФ характеризуется их значительной неравномерностью по федеральным округам: наибольшее количество технопарков функционирует в Центральном (49,7% от общего количества технопарков РФ), Приволжском (18,6%), Северо-Западном (9,3%) федеральном округах. Самые низкие показатели обеспеченности технопарками в ЮФО, СКФО, ДФО (от 1,6 до 3,8%);

- с 2018 г. не меняется количество регионов, в которых функционируют (строятся) технопарки (54), в 31 субъекте РФ технопарки отсутствуют. Среднее количество технопарков по субъектам РФ в 2020 г. составило 2,2, при этом в Москве функционирует 41 технопарк, в Московской области - 26, Санкт-Петербурге - 7, Республике Татарстан - 6, Свердловская область -

5. Все указанные регионы относятся к регионам-донорам, в них создано 46,4% технопарков от общего количества в РФ;

С учетом указанных тенденций предлагаем следующие изменения в механизме и инструментах государственной поддержки создания технопарков в регионах РФ:

- исходя из уровня дотационности субъектов РФ в 2021 г. (72 региона (85%) - дотационные, 13 (15%) - регионы-доноры) субсидирование за счет средств федерального бюджета затрат регионов на создание (модернизацию) технопарков осуществлять в указанных пропорциях;

- приоритетным правом на получение субсидий из федерального бюджета должны пользоваться регионы, не имеющие технопарков;

- для стимулирования частных инвестиций в строительство технопарков предо-

ставлять налоговые льготы инвесторам в виде снижения ставок по федеральным и региональным налогам на 30-50% (в регионах-донорах) и «налоговые каникулы» на срок окупаемости проекта по строительству технопарка (в дотационных регионах);

- для повышения инновационной активности резидентов технопарков предоставлять пониженную ставку (до 50%) на аренду производственной и научно-технологической недвижимости технопарка, налоговые льготы, льготные кредиты в зависимости от результатов НИОКР: количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, увеличение удельного веса импортозамещающей и экспортно-ориентированной высокотехнологичной продукции в общем объеме выручки.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 56425-2021 «Технопарки. Требования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akitrf.ru/upload/medialibrary/266/46ku94ptqceb96dkdv2y1ayilrdssepn.pdf

2. Технопарки России и Беларуси - 2021: ежегодный обзор. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://akitrf.ru/upload/iblock/b88/6lgutsd70wvwolst281gi2sa0j8iqzzp.pdf

3. Технопарки России - 2018: ежегодный обзор. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akitrf.ru/upload/ot2018.pdf

4. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/9f2c407b4ef03a4bf2ccaa07213119 2348d359d8/

THE TECHNOPARKS DEVELOPMENT STIMULATION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Yu.N. Aleksandrin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The regional aspect of the technology parks development in the Russian Federation is examined in the article. The analysis of the dynamics of key indicators of the technology parks activity, the level of distribution of technology parks by federal districts was carried out. The author has developed recommendations for improving the mechanism and tools for stimulating the development of technology parks in the constituent entities of the Russian Federation, focused on priority state support for technology parks in subsidized regions. Particular attention is paid to stimulating private investors and residents of technology parks.

Keywords: technopark, technopark infrastructure, budget investments, private investor, technopark resident, subsidies for the creation of technopark infrastructure, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.