анализ // Вопросы экономики. 2009. №1.
3. Локк Дж. Сочинения. 1960. С. 305.
4. Маркс К. Собр. Соч. М.: Изд-во политической литературы, 1985. Т.3. С.212.
5. Медведев Д. Послание Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года
6. Риккардо Д. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955. Т 1. С. 114.
7. Robertson J. The New Economics of Sustainable Development: A Briefing for Policy Makers. London, 1999, pp. 120-121.
8. Сайт Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp//www.nauet.ru
9. Хоппе Ганс-Герман. Экономическая и социологическая теория налогообложения // Отечественные записки. 2002. № 4-5. С.6
УДК 338.242
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РОССИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
19 Я
В.А.Кондратюк1, Н.П.Кожемяко2, А.В.Кондратюк3
Государственный научный центр лесопромышленного комплекса, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 5.
Рассмотрена роль государственно-частного партнерства в развитии лесного комплекса России. Изложены формы государственно-частного партнерства в России. Проведен анализ нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства в России. Представлен механизм привлечения инвестиций для реализации стратегии развития лесного комплекса в формате государственно-частного партнерства. Предложены направления участия государства в развитии лесного комплекса на принципах государственно-частного партнерства. Ил.1. Библиогр. 1 назв.
Ключевые слова: лесной комплекс; управление развитием; государственно-частное партнерство.
STIMULATING RUSSIAN FOREST-BASED SECTOR DEVELOPMENT THROUGH PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
V.A. Kondratyuk, N.P. Kozhemyako, A.V. Kondratyuk
State Research Center of Timber Complex, 5 Nizhnyaya Syromyatnicheskaya St., Moscow, 105120.
The article examines the role of public-private partnership in the development of Russian forest-based sector. It describes the forms of public-private partnership in Russia. The analysis of the legal and regulatory framework of public-private partnership in Russia is performed. The mechanism of attracting investments in order to implement the timber complex development strategy in the form of public-private partnership is presented. Directions of the state's participation in timber complex development on the principles of public-private partnership are proposed. 1 figure. 1 source.
Key words: timber complex; development management; public-private partnership.
В современных условиях модернизация экономики России в целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию невозможна без эффективного взаимодействия между государством и бизнесом. Именно инновационный тип развития страны создаст максимально благоприятные условия для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний.
В целях содействия экономическому развитию территорий субъекты Российской Федерации разрабатывают Стратегии социально-экономического развития, где государственно-частное партнерство рас-
сматривается как форма коммерческого сотрудничества государственного или муниципального и частного секторов в сферах, которые традиционно считались «зоной ответственности государства».
Использование государственно-частного партнерства целесообразно при реализации инфраструктурных проектов, в том числе при расширении использования на региональном и муниципальном уровнях лизинговых и концессионных механизмов, практики долевого финансирования инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры в лесопромышленном комплексе, создании промыш-ленно-производственных, технико-внедренческих,
1Кондратюк Владимир Александрович, доктор экономических наук, генеральный директор, тел.: (495) 9160608, e-mail: gnclpk@mail.ru
Kondratyuk Vladimir, Doctor of Economics, Director General, tel.: (495) 9160608, e-mail: gnclpk@mail.ru
2Кожемяко Николай Петрович, кандидат экономических наук, доцент, заместитель генерального директора по управлению
проектами, тел.: (495) 9163341, e-mail: snip_nk@bk.ru
Kozhemyako Nikolai, Candidate of Economics, Associate Professor, Deputy Director General for Project Management, tel.: (495) 9163341, e-mail: snip_nk@bk.ru
3Кондратюк Александр Владимирович, кандидат экономических наук, начальник отдела экономического развития, тел.: (495) 9163341, e-mail: gnclpk@mail.ru
Kondratyuk Alexander, Candidate of Economics, Head of the Department of Economic Development, tel.: (495) 9163341, e-mail: gnclpk@mail.ru
туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), способствующих в том числе привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации, увеличению темпов роста валового регионального продукта, созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений средств в бюджетную систему.
В настоящее время в России ГЧП осуществляется в следующих основных формах:
- заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров (каждый со своим вкладом в проект) участвуют, с одной стороны, структуры государственной или муниципальной власти, с другой - частный бизнес. Такие проекты могут реализовываться на основании концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных, инвестиционных и иных форм договоров, в которые включаются особые условия:
а) объемы обязательств и прав в рамках проекта государственной (муниципальной) стороны;
б) распределение прав на создаваемые в ходе проекта объекты, продукцию и услуги.
Данная форма ГЧП может быть названа английским термином «Public Private Partnership», что означает «общественно-частное партнерство».
- использование средств Инвестиционного фонда РФ (Постановление Правительства РФ от 23.11.05 № 694, в редакции от 25.04.06, с изменениями от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях;
- создание особых экономических зон: опытно-внедренческих, производственных, туристско-рекреационных, портовых, стимулирующих за счет мер государственной поддержки развитие бизнес-проектов.
- создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных отраслей экономики;
- взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, современных технологий и техники.
Механизмы государственно-частного партнерства используются в первую очередь при реализации приоритетных национальных проектов. При этом частный сектор призван обеспечить предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат и сроки реализации проекта. Государство, в свою очередь, берет на себя согласование общественных интересов, дает долгосрочные гарантии установления справедливых тарифов в случае, если тарифы регулируемые, обеспечивает управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, а также устанавливает стандарты на качество услуг и осуществляет контроль над реализацией проектов.
Государственно-частное партнерство используется и как инструмент привлечения частной инициативы инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими, как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие большое зна-
чение и т.д.). Оно является альтернативой государственному предпринимательству (в форме казенных и унитарных предприятий, акционерных обществ со 100% государственным капиталом) и полной передаче хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию активов. Преимущество такого подхода заключается в том, что здесь частные инвестиции направляются для более эффективного использования государственного имущества.
При этом государственно-частное партнерство способствует преодолению таких «узких мест», как низкое качество управления государственной собственностью, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий, невысокая экономическая эффективность и отсутствие налоговой дисциплины.
В настоящее время оформление государственно-частного партнерства возможно через следующие правовые конструкции:
-концессионные соглашения; -соглашения о разделе продукции; -инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты;
-арендные договоры с инвестиционными обязательствами;
-договоры о совместной деятельности; - различные смешанные договоры. Общие вопросы ГЧП регулируются гражданским законодательством. Особенности правового режима ГЧП определяются положениями бюджетного законодательства, Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ (в ред. от 20.04.07) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ (в ред. от 26.04.07) «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В развитие данной темы следует кратко остановиться на основных законодательных документах в этой области с учетом исторических аспектов, поскольку следует вспомнить, что еще в законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 04.07.91 № 1545-1, с учетом последующих изменений) предусматривались концессионные договоры и соглашения о разделе продукции.
В 1996 г. был принят в первом чтении закон «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», который, однако, был рассмотрен во втором чтении лишь 22.12.2000г., но возвращен на доработку. Согласно данному законопроекту предметом концессионных договоров являлось установление прав и обязанностей в отношении отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление прав на осуществление которых находилось в компетенции органов государственной власти РФ, в том числе в области пользования недрами и другими природными ресурсами на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, объектов государственной или муниципальной собственности.
Виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых мог быть заключен концессионный договор, предполагалось определять в перечнях, утверждаемых в порядке, предусмотренном законом.
Данным законопроектом устанавливались следующие виды концессионных договоров: собственно концессионный договор, соглашение о разделе продукции, соглашение о предоставлении услуг (с риском или без риска).
В концессионных договорах предусматривалось предоставление государством инвестору:
-на возмездной и срочной основе - исключительного права на осуществление видов деятельности и пользование объектами, а также права собственности на произведенную продукцию и полученные доходы согласно условиям договора (собственно концессионный договор);
-на возмездной и срочной основе - исключительного права на осуществление заданных видов деятельности в целях получения прибыли и продукции, которая подлежит разделу между сторонами на условиях, определенных договором (соглашение о разделе продукции). Распределенная продукция в соответствующей части должна была являться собственностью каждой из сторон договора. Осуществление деятельности по договору предусматривало предоставление особого налогового режима;
-на срочной основе - права на осуществление заданных видов деятельности в целях выполнения услуг (с риском или без риска) за вознаграждение (соглашение о предоставлении услуг). При предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору предусматривалось производить при условии достижения им результата, заложенного в договоре, а без риска - за осуществленную им деятельность. Продукция, полученная в результате деятельности инвестора, должна была являться государственной собственностью.
Срок действия концессионного договора не должен был превышать 50 лет (с возможным продлением, но не более чем на 20 лет).
В 1999 г. Президентом был подписан Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 160-ФЗ от 09.07.1999г. (с последующими изменениями)^], который устанавливал правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции, являющихся договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела про-
изведенной продукции между сторонами соглашения.
Включение в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, осуществлялось, если нет возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возможности являлось проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» (в ред. от 03.03.95 № 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Соглашение рассматривается как специальный налоговый режим.
Для привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности на условиях концессионных соглашений, и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, 21.07.05 был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (№ 115-ФЗ), в соответствии с которым по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) должна за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (кон-цеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения считается недвижимое имущество, в состав которого входят: автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры; объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта; морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур; морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов и единой системы организации воздушного движения; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры; метрополитен и другой транспорт общего пользования; объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
Концедент вправе заключать с собственником имущества, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданско-правовой договор, который и определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица).
В целях стимулирования развития инвестиционных проектов законом предусматривается, что конце-дент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование этого объекта и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении.
Сторонами концессионного соглашения являются, с одной стороны, концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; с другой стороны, концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Решения о заключении концессионного соглашения принимаются в зависимости от того, чьи права собственности имеются в отношении объектов концессионного соглашения. Так, если права собственности принадлежат Российской Федерации, то решение, как правило, принимается Правительством РФ; если права собственности принадлежат субъекту РФ, - то органом государственной власти субъекта РФ; если права собственности принадлежат муниципальному образованию, - то органом местного самоуправления. При этом срок действия концессионного соглашения законом не ограничивается. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Она может уплачиваться в течение как всего срока использования (эксплуатации) объекта соглашения, так и отдельных периодов. Концессионная плата установлена в форме (или в сочетании различных форм):
-определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
-доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельно-
сти, предусмотренной концессионным соглашением;
-передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
В процессе исполнения концессионного соглашения концессионер, в частности, обязан: осуществить в установленные сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию; эксплуатировать объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены данным соглашением, обеспечивая потребителей соответствующими товарами, работами, услугами; предоставлять потребителям установленные законодательством льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет содержание, а также текущий ремонт и капитальный ремонт этого объекта.
Российское законодательство предусматривает особые положения, касающиеся налоговых режимов для проектов государственно-частного партнерства. Так, Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ в ст. 256 Налогового кодекса РФ введено положение, что амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения.
Действует правоприменительная практика и по налоговым вопросам концессионных соглашений (так, вопросам исчисления налога на имущество и налога на прибыль посвящены письма от 24.10,05 № 03-0304/1/287 и от 19.01.06 № 03-06-01-04/06 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ).
Очевидная эффективность проектов, осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства, довольно ярко проявляется и на примере лесопромышленного комплекса. Так, реализация «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года» предусматривается именно в формате государственно-частного партнерства.
По приоритетным инвестиционным проектам по освоению лесов и созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры финансирование осуществляется с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда и Банка развития в соответствии с Лесным кодексом и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» и от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». Финансирование лесного хозяйства предусматривается в основном за счет средств Федерального бюджета.
Механизмы привлечения инвестиций для реали-
зации Стратегии развития лесного комплекса в формате государственно-частного партнерства приведены на рисунке.
вестиционных проектов по созданию инфраструктуры: - транспортной (лесовозные дороги, дороги общего пользования, подъездные железнодорожные пути и
ЧАСТНЫЕ СРЕДСТВА
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ; АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ; ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ КРЕДИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ; СРЕДСТВА ОТ ВЫПУСКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ; ЛИЗИНГ; СРЕДСТВА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ; ПРОЧИЕ СРЕДСТВА
Формы участия государства
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ; ® СРЕДСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА;
® ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ЗАЩИТЕ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ;
♦ СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОРПОРАЦИЙ (ФОНДОВ);
• ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТОРОВ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ ПРОЕКТАМ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ._
Государственно-частное партнерст
Таким образом, для стимулирования развития лесного комплекса предоставление государственной поддержки могло бы осуществляться в следующих формах:
- софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ;
- направление средств в уставный капитал юридических лиц;
- предоставление государственных гарантий под обеспечение обязательств коммерческих организаций перед кредитными организациями. При этом размер государственных гарантий составляет до 60% фактически предоставленных кредитных средств для реализации проектов.
Участие государства в софинансировании инвест-проектов и вложение средств в Уставный капитал должно составлять не более 75% сметной стоимости проектов.
Основными инвестиционными проектами лесного комплекса, в которых целесообразно участие государства, могли бы стать следующие:
- модернизация действующих и строительство новых производственных мощностей по выпуску высококачественной бумаги, картона на действующих целлюлозно-бумажных комбинатах (ЦБК), средняя сметная стоимость инвестиционных проектов 5,5 - 8,0 млрд руб.;
- строительство новых ЦБК, средняя сметная стоимость инвестиционных проектов 27-30 млрд руб.;
- строительство новых лесопромышленных комплексов, включающих производства от лесозаготовок до глубокой химико-механической переработки древесины, средняя сметная стоимость инвестиционных проектов 5-6 млрд руб.
Направления участия государства в развитии лесного комплекса на принципах государственно-частного партнерства следующие:
а) софинансирование на договорных условиях ин-
в лесном комплексе Российской Федерации
магистрали, мостовые переходы и т.д.);
- энергетической (газопроводы, линии электропередач, ТЭЦ и т.д.);
- социальной (жилые и другие социальные объекты);
б) субсидирование процентных ставок за пользование кредитными ресурсами финансово-кредитных институтов для финансирования инвестиционных проектов;
в) финансирование разработки проектов строительства ЦБК, лесоперерабатывающих комплексов;
г) предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты на получение инвестиционных ресурсов от кредитно-финансовых институтов.
Кроме того, участие государства в развитии лесного комплекса может быть без привлечения финансовых ресурсов:
- разработка и утверждение программы развития лесного комплекса России и регионов, где определены приоритетные направления развития лесного комплекса и государственной поддержки;
- государственные гарантии обеспечения лесным фондом под реализацию инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины;
- стимулирование технического перевооружения действующих перерабатывающих производств и строительство новых путем установления платы за древесину на корню в зависимости от глубины переработки древесного сырья. При этом, чем больше глубина переработки древесного сырья, тем выше добавленная стоимость на единицу исходного древесного сырья и тем ниже арендная плата за лес на корню;
- совершенствование нормативной базы лесопользования, правил рубок главного пользования, размера лесосек и т.д. (до уровня действовавших нормативов 1993 г.), позволяет снизить потребность в строительстве лесовозных дорог и соответственно затрат в 2-3 раза;
- совершенствование таможенного регулирования экспорта лесобумажной продукции путем поэтапного увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину с целью роста экспорта продукции высокой добавленной стоимости;
- отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, не производимых в России для технического оснащения производств по глубокой переработке древесины;
- установление госзаказа на поставку деревянных домов для социальных нужд, что позволит привлекать частные инвестиции для строительства заводов по производству деревянных домов;
- создание условий наибольшего благоприятствования со стороны администраций регионов, местного населения для реализации проектов по глубокой переработке древесины;
- беспрепятственное получение земельных участков под строительство производств по глубокой переработке древесины и др.
Необходимо более интенсивно развивать государственно-частное партнерство в области финансирования НИОКР в лесном комплексе. Государство могло бы финансировать поисковые научные разработки и совместно с бизнесом внедрять в производство эффективные опытно-конструкторские разработки.
По каждому конкретному инвестиционному проекту, в котором принимает участие государство, составляется инвестиционное соглашение, в котором указываются формы, размеры, условия участия государства, а также бизнеса, обязанности сторон и другие параметры соглашения.
Библиографический список
1. Кожемяко Н.П. Управление стратегическим развитием но-государственного партнерства // М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», лесного сектора Российской Федерации на принципах част- 2011. 160 с.
УДК [001.895:658.7]:37.014.542.3
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СРЕДСТВ НА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Л
А.Б.Курченкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Разработана организационная схема планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, нацеленного на инновации. Предложена новая методика планирования расходов на материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. В основе схемы планирования заложена идея распределения материальных ресурсов, базирующаяся на оценке приоритетности направлений материально-технического оснащения образовательного учреждения в соответствии с актуальными задачами организации, в объемах выделенного финансирования. Предлагаемая методика распределения ресурсов в непроизводственной сфере основывается на методах экспертного оценивания и морфологического синтеза, который позволяет осуществлять последовательное построение плана и его количественную оценку. Ил. 8. Табл. 6. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: управленческо-организационные инновации; образовательные системы; организационная схема планирования расходов; планирование расходов на материально-техническое оснащение в непроизводственной сфере.
INNOVATIVE APPROACH TO FUNDS ALLOCATION FOR MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT IN NON-PRODUCTION SPHERE (ON EXAMPLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS) A.B. Kurchenkova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author develops an organizational scheme to plan costs for material and technical support of educational institutions aimed at innovations. A new procedure to plan costs for material and technical support of educational institutions is proposed. The foundation of the planning scheme is the idea of allocation of material resources, based on the assessment of the priority of courses for material and technical equipping of educational institutions in accordance with the relevant objectives of the organization within the amount of funding allocated. The proposed procedure of resource allocation in non-production sphere is based on the methods of expert evaluation and morphological synthesis, which enables consistent construction of the plan and its quantitative assessment.
1Курченкова Анна Борисовна, соискатель кафедры автоматизированных систем, программист ФГБОУ ВПО «ВСГАО» e -mail: ann-kurchenkova@yandex.ru
Kurchenkova Anna, Competitor for a scientific degree of the Department of Automated Systems, Programmer of Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "East Siberian State Academy of Education" (GOBU VPO "VSGAO")