Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса различными уровнями бюджета на основе принципа равной эффективности'

Стимулирование инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса различными уровнями бюджета на основе принципа равной эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саакян А.М.

Рассмотрено современное состояние и выявлены проблемы финансирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Показана необходимость участия различных уровней бюджета в инвестировании инновационного развития предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саакян А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING INNOVATION IN DIC ENTERPRISES BY DIFFERENT LEVELS OF THE BUDGET BASED ON THE PRINCIPLE OF EQUAL EFFECTIVENESS

The authors consider the current state and indentify the problems of financing innovation of DIC companies and underline the need for participation of different budget levels in investment to innovation development of defense industry.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса различными уровнями бюджета на основе принципа равной эффективности»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

УДК 338.45

А. М. Саакян

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РАВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Рассмотрено современное состояние и выявлены проблемы финансирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Показана необходимость участия различных уровней бюджета в инвестировании инновационного развития предприятий отрасли.

Эффективность инновационной деятельности в значительной степени определяется организацией ее осуществления и способами финансовой поддержки. Для того чтобы обеспечить непрерывность и систематичность инновационной деятельности, нужны значительные объемы вложений. Процесс финансирования инновационной деятельности достаточно капиталоемкий. Основная роль в финансировании инновационной деятельности предприятий должна принадлежать государству, поскольку система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности.

Важнейшим инструментом реализации государственного финансирования инновационной деятельности являются программы инновационного развития, реализуемые посредством форм и методов финансового стимулирования [1]. Предоставляя льготы в осуществлении инновационной деятельности, государство оказывает финансовую поддержку в развитии инновационной сферы. Вместе с тем, в настоящее время существует проблема недостаточности объемов государственного финансирования [2]. Бюджетные средства носят ограниченный характер, поэтому зачастую предоставляемые суммы отдельными уровнями бюджета являются недостаточными для успешной реализации проектов. Кроме того, в результате реформирования предприятий ОПК, перехода к рыночным отношениям, меняются условия и цели развития предприятий. В связи с наметившимися тенденциями снижения инновационного потенциала, а также необходимостью его коммерциализации, в том числе в рамках региональных инвестиционных программ, должны быть изменены и принципы финансирования и стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК. В частности, возникает необходимость введения принципа привлечения всех уровней бюджета для предоставления необходимых объемов финансирования.

Задача распределения объемов финансирования между уровнями бюджета может быть решена согласно принципу равной эффективности. Эффективность вложения средств для каждого уровня бюджета определяется соотношением результата к инвестиционным затратам [3]. Согласно предлагаемому принципу, эффективности различных уровней бюджета должны быть равны между собой. Формально данный прин-

цип может быть представлен следующим соотношением:

Др _Дф

И"" Иф,

где Др,ф - доходы регионального, федерального уровня бюджета; Ир,ф - инвестиции, предоставляемые региональным, федеральным уровнем бюджета.

Доход может быть получен в разных формах: в виде дивидендов, процентов, налоговых поступлений. В любом случае налоговые выплаты будут всегда. Налоговые поступления определяются как

£ (НБ • ук - Л) ■ й

к,

где £ НБ • гк - сумма налоговых поступлений по ви-

к

дам налогов; НБ - налоговая база налога к-го вида; Л - суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством; К - количество налогов; гк -ставка к-го налога, %; йк - норма дисконта.

В первую очередь, определяются налоги, поступающие в бюджет того или иного уровня. Суммы налоговых поступлений и виды уплачиваемых налогов будут зависеть от видов инновационной деятельности и стадий инновационного процесса. От определенной суммы вычитаются суммы налоговых льгот (Л), предоставляемые законодательством в связи с осуществлением инновационной деятельности. Для каждого уровня указанные суммы определяются отдельно, в зависимости от предоставляемых законодательством каждого уровня налоговых стимулов.

Инвестиционные вложения осуществляются всеми уровнями бюджета в различных формах: приобретение акций, облигаций; в форме капитальных вложений; целевое финансирование; субсидирование; налоговые льготы и другие формы.

Общая сумма инвестиционных вложений, предоставляемая всеми уровнями бюджета, необходимая для покрытия потребностей, эффективной реализации инновационного проекта, может быть определена следующим образом:

И = Ир + Иф,

тогда сумма инвестиций, предоставляемая федеральным уровнем бюджета, равна

Иф = И - Ир.

к

Решетневскце чтения

Согласно принципу равной эффективности определяется объем инвестиционных ресурсов, предоставляемый каждым уровнем бюджета в различных формах:

Др _ дф

И И - И '

р р

Распределение объемов финансирования инновационной деятельности согласно рассмотренному принципу равной эффективности позволяет достичь экономически обоснованного распределения инвестиционных потоков между уровнями бюджета. Так-

же указанный принцип позволяет повысить эффективность и учесть нагрузку каждого уровня бюджета.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.vpk.ru.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http:www.minfin.ru.

3. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия : учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфин-келя. М. : ЮНИТИ-Дана, 2009.

A. M. Saakyan

Siberian State Aerospace University named after academician M. E. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

STIMULATING INNOVATION IN DIC ENTERPRISES BY DIFFERENT LEVELS OF THE BUDGET BASED ON THE PRINCIPLE OF EQUAL EFFECTIVENESS

The authors consider the current state and indentify the problems of financing innovation of DIC companies and underline the need for participation of different budget levels in investment to innovation development of defense industry.

© CaaraH A. M., 2011

УДК 378

В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматривается необходимость исследования процесса формирования правового компонента сознания специалиста авиакосмической отрасли. Формирование духовного мира личности, его сознания, в том числе правового, представляет собой очень сложную и необычайно трудную задачу. Социальная необходимость давно требовала от науки изучения возможности управления этим процессом, однако, ограниченность конкретных знаний о явлениях сознания зачастую искажала действительную картину развития правового сознания лиц, получающих высшее образование.

Для каждого образованного человека является бесспорным и очевидным тот факт, что любые общественные отношения должны быть урегулированы нормами права. Не являются исключением и отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением профессиональной деятельности специалистами авиакосмической отрасли. Так, в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел необходимо соблюдать нормы международного космического права. Более того, вопросы правовой регламентации деятельности специалиста авиакосмической отрасли обусловлены особым статусом объекта данного правоотношения, так как такая деятельность связана с эксплуатацией космических объектов, по своиму характеру и конструктивным особенностям относящихся в правовом смысле к категории источников повышенной опасности. В связи с

чем представляется необходимым уделить должное внимание вопросу правового образования специалиста авиакосмической отрасли. В процессе формирования правового сознания следует актуализировать следующую идею: «Единым средством изменения человеческой природы, формирующим новые человеческие качества, есть и будет образование». Понятие «образование» рассматривается как относительный результат процесса обучения и воспитания, выражающийся в формировании у лица необходимых знаний, умений и навыков. Таким образом, образование -это цель всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями. «Образование - целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан фундаментальными (обширными, глубокими, научными, систематизированными, комплексными) знаниями, отвечающими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.