УДК 338.245.001.76
ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК: АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Ю. В. Ерыгин, А. М. Саакян
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Обоснована необходимость государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сформулированы принципы стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК, отвечающие современному состоянию и перспективам развития предприятий отрасли. Проведен анализ форм государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий отрасли, определены особенности каждой из форм. Предложены классификационные признаки. Сделан вывод о том, что группировка существующих форм по предложенным признакам позволяет декомпозировать их на классы, отличающиеся целями, условиями и способом стимулирования, посредством реализации которых возможно решить задачу эффективного стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК.
Ключевые слова: предприятия ОПК, формы стимулирования инновационной деятельности.
FORMS OF STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES:
ANALYSIS AND CLASSIFICATION
U. V. Erygin, A. M. Saakian
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The necessity of the state stimulation of the innovative activity of the defense industry complex enterprises (DIC) is proved. The principles of the stimulation of the innovative activity of the defense industry enterprises, answering to a current state and prospects of the development of the enterprises of branch are formulated. The analysis offorms of the state stimulation of the innovative activity of the enterprises of branch is carried out and the features of each of the forms are defined. The classification signs are offered. The conclusion is drawn that the group of existing forms on the offered signs allows to divide them into the classes, differing by the purposes, conditions and ways of stimulation, by means of which realization it is possible to solve a problem of the effective stimulation of the innovative activity of the defense industry enterprises.
Keywords: defense industry enterprises, forms of stimulation of innovative activity.
Одним из приоритетных направлений политики государства в настоящее время является решение задачи инновационного развития экономики страны и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Оборонно-промышленный комплекс занимает ключевое место в решении данной задачи, сосредоточив в себе значительную часть производственного и инновационного потенциала страны [1; 2].
Проводимые экономические реформы существенно повлияли на современное состояние предприятий ОПК и их возможности в осуществлении инновационной деятельности. Нынешнее состояние и специфика ОПК делают невозможным участие этого комплекса в инновационном развитии России без государственной поддержки. Интеграция ОПК в гражданский сектор экономики, в том числе в региональную экономику, позволяет говорить о том, что в стимулировании должны участвовать все уровни бюджета.
Современное состояние ОПК, изменение условий и целей развития предприятий, возникших в результате
перехода к рыночным отношениям, обусловливают необходимость не только повышения роли государственного стимулирования инновационной деятельности, но и введения новых принципов стимулирования, отвечающих задачам коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК в условиях рыночной экономики.
К таким принципам относятся: повышение инвестиционной привлекательности инновационных проектов на основе использования инструментов государственного стимулирования; вовлечение федерального и регионального уровней государственного управления в процесс стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК; зависимость форм стимулирования от стадии инновационного процесса; оптимальность соотношения объемов стимулирования инновационной деятельности, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе [3].
Стимулирование инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса может осуществляться посредством использования
различных форм (финансовых, экономических, налоговых) [2; 4-6].
С целью выявления отличительных особенностей проведен анализ форм стимулирования, позволивший выявить специфику каждой из форм в зависимости от основы предоставления (возвратная и безвозвратная), периода, на который предоставляется форма стимулирования, условий предоставления; стоимости предоставляемой формы стимулирования (табл. 1).
Проведенный анализ существующих форм стимулирования показал, что все они отличаются друг от друга характером и целями предоставления. Использование тех или иных форм не исключает друг друга. В зависимости от поставленных целей и задачи в основу классификации могут быть положены различные признаки.
Реализация сформулированных принципов стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК требует систематизации имеющихся форм стимулирования, позволяющих выделить однородные классы с точки зрения поставленных задач. Иными словами, классификационные признаки должны учитывать условия, особенности и задачи инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В связи с этим формы стимулирования предлагается классифицировать по следующим признакам:
1) состав стадий инновационного процесса;
2) субъект стимулирования инновационной деятельности;
3) способ стимулирования (на возвратной и безвозвратной основе);
4) форма получения доходов бюджетами на федеральном и региональном уровнях государственного управления, осуществляющими стимулирование инновационной деятельности.
В табл. 2 представлены результаты классификации форм стимулирования инновационной деятельности.
Отдельные стадии инновационного процесса могут быть профинансированы из разных источников. Так, в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127 от 23.08.1996, с изменениями, внесенными от 06.11.2011 № 291-ФЗ, финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на множественности источников финансирования и может осуществляться за счет различных уровней бюджета, посредством финансирования организаций, осуществляющих научную, научнотехническую, инновационную деятельность [7].
Такая же ситуация свойственна и для стимулирования инновационной деятельности. Объемы стимулирования предоставляются как федеральными, так и региональными уровнями государственного управления.
Как правило, федеральный уровень государственного управления берет на себя часть расходов, связанных с реализацией инновационной деятельности (программ, проектов) на всех стадиях инновационного процесса.
Но вместе с тем за счет средств федерального уровня государственного управления осуществляется стимулирование начальных стадий инновационного процесса (фундаментальные исследования, научноисследовательские разработки) посредством следую-
щих форм: субсидии; дотации; субвенции; льготы по видам налога (освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость выполнения НИОКР; освобождение от налога на прибыль доходов от операций по реализации акций инновационного сектора экономики); другие формы стимулирования.
Региональные органы государственного управления, которые в большей степени связаны с коммерциализацией результатов, осуществляют стимулирование инновационной деятельности преимущественно на возвратной основе посредством таких форм, как бюджетный кредит, государственные гарантии, субсидии на возмещение части затрат, отсрочка и рассрочка по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит.
Осуществление инновационной деятельности характеризуется рисками вложений, величина которых зависит от стадий инновационного процесса. В связи с этим возникает необходимость введения такого классификационного признака, как способ стимулирования инновационной деятельности (на возвратной и безвозвратной основе).
Как показал анализ существующих форм стимулирования, на безвозвратной основе оказывается поддержка начальных стадий инновационного процесса посредством предоставления дотаций, грантов, субсидий, субвенций.
По мере перехода к стадиям разработок и коммерциализации результатов инновационной деятельности меняется способ предоставления объемов стимулирования. Стимулирование на стадиях, связанных с коммерциализацией, осуществляется посредством форм, предоставляемых на возвратной основе: налоговые льготы (отсрочка и рассрочка по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит); бюджетный кредит; бюджетные инвестиции в уставный капитал (объекты государственной собственности).
Вместе с тем существуют такие формы, которые предоставляются на безвозвратной основе: субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами; субсидии на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей; субсидии на возмещение части затрат на коммерциализацию инновационных разработок; субсидии на возмещение части затрат, связанных с подготовкой пакета документов, необходимого для участия инновационных проектов в федеральных и международных программах и (или) получения финансирования; субсидии на возмещение части затрат на приобретение новых средств в рамках технического перевооружения, направленного на производство инновационной продукции; субсидии на возмещение части затрат на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; сокращение налогооблагаемого дохода от ассигнований на исследования и разработки вне зависимости от полученного результата (отрицательный или положительный); льготное налогообложение дивидендов, полученных за акции инновационных организаций, а также формы, предусматривающие вариантность основы предоставления: льготы по аренде недвижимого имущества (возврат предоставленного имущества в случае его нецелевого использования), отсрочка и рассрочка по уплате налогов.
Особенности форм стимулирования инновационной деятельности
Форма Класс форм Особенности
Условия предоставления Период, на который предоставляется форма стимулирования Стоимость предоставляемых форм стимулирования
Субсидии * БО Дефицит бюджета субъекта или местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта. Нарушение предельных значений долга Срок не менее 3 лет
Субвенции
Дотации
Бюджетные инвестиции в уставный капитал ВО Предоставление технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации со стороны предприятия, плана передачи земли или сооружений, договора между юридическим лицом и органами исполнительной власти. Отсутствие оформленных договоров служит основанием для блокировки бюджетных инвестиций Предоставляются на соответствующий год и плановый период Не менее 25 % доли в уставном капитале предприятия должна принадлежать государству
Гранты БО Условия и критерии отбора устанавливаются грантодателем в зависимости от тематики конкурса От 1 года до 3 лет
Государственные гарантии БО Не предоставляется при нарушении условий: доля в уставном капитале не менее 10 %; отсутствует просроченная задолженность по налогам и иным обязательным платежам; не возбуждено дело о банкротстве; общий объем государственной поддержки, оказываемой РФ либо субъектами РФ, по осуществляемому им проекту в различных формах не должен превышать 75 % полной стоимости проекта Срок определяется исходя из установленного условиями кредитного договора срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 дней
Бюджетный кредит ВО При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по возврату кредит не предоставляется. Предоставляется субъектам, не имеющим просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему До 12 месяцев. Возможна пролонгация. Устанавливается при утверждении бюджета Предприятия обязаны вернуть кредит и проценты в установленные сроки
Субсидии на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей БО Предоставляются субъектам, не имеющим просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему Устанавливаются законами субъектов (в среднем 2 года)
Субсидии на возмещение части затрат на коммерциализацию инновационных разработок БО Соответствие перечню затрат, связанных с коммерциализацией инновационных разработок (технологий, продуктов, услуг) Устанавливаются законами субъектов ( текущий финансовый год и плановый период)
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с подготовкой пакета документов для участия инновационных проектов в программах БО Соответствие перечню подлежащих субсидированию затрат, связанных с подготовкой пакета документов, необходимого для участия инновационных проектов в федеральных и международных программах Устанавливаются законами субъектов ( текущий финансовый год и плановый период)
Форма Класс форм Особенности
Условия предоставления Период, на который предоставляется форма стимулирования Стоимость предоставляемых форм стимулирования
Субсидии на возмещение части затрат по погашению процентной ставки по кредитам БО Предоставляются субъектам, не имеющим просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему. Заключение организацией кредитного договора с российской кредитной организацией. Продукция отнесена к инновационной согласно критериям, утвержденным правительством субъекта. Отсутствие процедуры банкротства и ликвидации на дату подачи заявления. Доля выручки от реализации продукции составляет не менее 50 % в общей сумме выручки за год, предшествующий году подачи заявления Устанавливаются законами субъектов (в среднем 2 года)
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение новых основных средств БО Предоставляются субъектам, не имеющим просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему. Подтверждение фактически произведенных затрат на приобретение основных средств. Приобретенное основное средство должно быть поставлено на бухгалтерский учет Устанавливаются законами субъектов (в среднем 2 года)
Субсидии на возмещение части затрат на проведение НИОКР БО Предоставляются субъектам, не имеющим просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом, по обязательным платежам в бюджетную систему. Предприятие относит произведенные расходы на НИОКР к расходам в соответствии с бухгалтерским учетом РФ. Предприятие проводит НИОКР самостоятельно Устанавливаются законами субъектов (в среднем 2 года)
Льготы по аренде недвижимого имущества* БО Представление документов, подтверждающих соответствие субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, условиям, установленным Федеральным законом, и условиям, предусмотренным федеральными и региональными программами Устанавливаются законами субъектов
Инвестиционный налоговый кредит ВО Предоставляется предприятиям при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение организацией НИОКР; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности; выполнение особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона; выполнение организацией ГОЗ От 1 года до 5 лет Сумма кредита, начисляемые на сумму кредита проценты
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов* ВО Предоставляется в следующих случаях: причинение предприятию ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы; непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований; угроза возникновения признаков несостоятельности предприятия в случае единовременной уплаты им налога; производство и (или) реализация товаров, работ или услуг предприятием носит сезонный характер; при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу От 1 года до 5 лет Сумма задолженности налоговых обязательств. В отдельных случаях сумма налоговых обязательств и начисленные на указанную сумму проценты
Льготы по видам налога* БО Льготы применяются ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, и в отношении компаний, являющихся резидентами техниковнедренческих особых экономических зон (технопарков) при наличии соответствующих лицензий на осуществление деятельности, договоров и других подтверждающих документов Предоставляются в течение срока осуществления инновационной деятельности (по отдельным видам налога освобождение от уплаты до 5 лет)
Таблица 2
Классификация форм стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК
Окончание табл. 2
Признак Форма Стадии ИП Субъект стимулирования Способ стимулирования Форма получения доходов в бюджет
ФБ РБ МБ ВО БО % Н Д ДС
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение новых средств в рамках технического перевооружения, направленного на производство инновационной продукции ФИ
НИР
ОКР + + + +
К + + + +
Субсидии на возмещение части затрат на проведение научноисследовательских, опытноконструкторских и технологических работ ФИ
НИР + + + +
ОКР + + + +
К + + + +
Инвестиционный налоговый кредит ФИ
НИР + + + + + +
ОКР + + + + + +
К
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов* ФИ
НИР
ОКР + + + + +
К + + + + +
Льготы по видам налога ФИ +
НИР + + +
ОКР + + +
К + + +
Примечание. ИП - инновационный процесс; ФИ - фундаментальные исследования; НИР - научно-исследовательские разработки; ОКР - опытно-конструкторские работы; К - стадия коммерциализации инновационного проекта; ФБ - бюджет федерального уровня государственного управления; РБ - бюджет регионального уровня государственного управления; МБ - бюджет местных административно-территориальных образований; ВО - возвратная основа предоставления объемов стимулирования; БО - безвозвратная основа предоставления объемов стимулирования; % - получение дохода в форме процентов; Д - доход в форме дивидендов; Н - доход в форме налоговых поступлений; ДС - доход в денежной форме.
Использование стимулирования, предоставляемого на возвратной и безвозвратной основе, позволяет реализовать эффект финансового рычага, для оценки которого возникает необходимость деления форм стимулирования инновационной деятельности по такому признаку, как форма получения доходов бюджетами на федеральном и региональном уровнях государственного управления, осуществляющими стимулирование инновационной деятельности.
Формы стимулирования на возвратной основе обеспечивают не только достижение поставленных целей, на которые предоставляются средства, но и получение дохода в различных формах (налоговые поступления, дивиденды, проценты и др.).
Вне зависимости от способа предоставления формы стимулирования доходом всегда будут налоговые платежи, уплачиваемые предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность.
Такие формы стимулирования, как бюджетный кредит, государственные гарантии, субсидии на возмещение части затрат, изменение сроков уплаты на-
логов и другие формы, обеспечивают получение дохода в виде налоговых поступлений.
Кроме того, предоставление бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита предполагает получение дохода не только в виде налоговых поступлений, но и в виде выплаты процентов. Такая форма, как вложение инвестиций в уставный капитал, дополнительно обеспечивает получение дохода в виде дивидендов.
Предоставляемые государством формы стимулирования (как федеральным, так и региональными уровнями управления) способствуют инновационной активности предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Группировка существующих форм по предложенным признакам позволяет выделить классы, отличающиеся целями, условиями и способом стимулирования, посредством реализации которых возможно решить задачу эффективного стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, устойчивого инновационного развития и их конкурентоспособности.
Библиографические ссылки
1. Министерство финансов РФ : офиц. сайт. URL: www.minfin.ru/.
2. Министерствo экономического развития РФ: офиц. сайт. URL: http://fcp.vpk.ru/.
3. Саакян А. М. Стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК: принципы и инструменты выбора форм // Современные технологии управления. 2012. № 4 (16) [Электронный ресурс]. URL: http://sovman.ru.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31.07.1998 № 145-Ф3 [ред. от 03.12.2012 № 378-Ф3, с изм. от 21.11.2012 № 327-Ф3]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая от 03.05.2012 № 47-Ф3, с изм. от 07.12.2012 № 417-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Красноярский край : офиц. портал. URL: http://www.krskstate.ru.
7. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс] : федер. закон от 23.08.1996 № 127-Ф3 [ред. от 06.11.2011 № 291-Ф3]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
References
1. Ministers^о finansov Rossiyskoy Fuderatsii. О fits. sayt [Ministry of Finance of the Russian Federation. Оfficial site]. Available at: www.minfin.ru/.
2. Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF. Ofits. sayt [Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Official site]. Available at: http://fcp.vpk.ru/
3. Saakyan A. M. [Promoting innovation defense
enterprises : principles and tools to choose the form]. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern control technology]. 2012, no. 4 (16 ). Available at:
http://sovman.ru.
4. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii, feder. zakon [Budget Code of the Russian Federation, federal. Law] of 31.07.1998 № 145 -FZ, Ed. from 03.12.2012 N 378-FZ, as amended. from 21.11.2012 № 327 -FZ ]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW ;n=133288;fld=134 ;dst=100466;rnd= 0.22284947675810152.
5. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. [Tax Code of the Russian Federation]. The first part and the second from 03.05.2012 № 47-FZ, as amended. from 07.12.2012 № 417-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ popular/nalog1/.
6. Krasnoyarskiy kray, ofits. portal [Krasnoyarsk region, official. portal]. Available at: http://www. krskstate.ru.
7. O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi
politike [Science and State Science and Technology Policy]. Federal. Law of 23.08.1996 № 127-FZ, Ed. from 06.11.2011 № 291-FZ. Available at: http://base.
consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 152448.
© EpbiraH ro. B., CaaKaH A. M., 2013