Научная статья на тему 'Определение принципов стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Определение принципов стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / INVESTMENT IN INNOVATION ACTIVITY / PRINCIPLES / MOTIVATION OF INNOVATION ACTIVITY / COMPANIES OF DEFENSEINDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Юрий Владимирович, Саакян Аревик Маисовна

Рассмотрена роль предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в осуществлении инновационного развития экономики. Определены принципы государственного стимулирования их инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгин Юрий Владимирович, Саакян Аревик Маисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE PRINCIPLES OF INNOVATION MOTIVATION IN DEFENSE COMPANIES

The authors consider the role of defense-industrial complex (DIC) in the implementation of innovative economic development. And determine the principles of the state motivation of innovation activity of enterprises of DIC.

Текст научной работы на тему «Определение принципов стимулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса»

O. F. Demchenko

SYSTEM POSITIONING OF SYSTEMS OF ORGANIZATIONAL STRUCTURAL DESIGN OF FACILITIES OF RUSSIAN AVIATION-INDUSTRIAL COMPLEX

The consequent system position of a system of organizational structural designing of organizational segregations of the modern Russian aviation-industrial complex - corporations, enterprises and divisions - in the general systems of the corresponding self-management is revealed in the article.

Keywords: organizational design, adaptation, contour of management, hierarchical management, modeling, organizational structure, aviation-industrial complex, background of management decisions.

© Демченко О. Ф., 2011

УДК 338.245.001.76

Ю. В. Ерыгин, А. М. Саакян

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рассмотрена роль предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в осуществлении инновационного развития экономики. Определены принципы государственного стимулирования их инновационной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции в инновационную деятельность, принципы, стимулирование инновационной деятельности, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Роль и значение ОПК определяются не только его основным целевым назначением - созданием вооружения и военной техники. ОПК играет важную роль в развитии ряда отраслей и подотраслей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира. ОПК отводится ключевая роль в осуществлении инновационного развития экономики, что, в свою очередь, требует на современном этапе усиления государственного стимулирования данной сферы.

Создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности инновационной деятельности, обеспечения конкурентоспособности экономики и устойчивого роста является одной из приоритетных задач государственной политики. Для эффективной реализации программ инновационного развития необходима соответствующая государственная поддержка. Государство формирует концепции и стратегии, реализует конкретные мероприятия через систему стимулов. С помощью государства через формы и методы финансового стимулирования инновационной деятельности ОПК возможно решить проблемы обеспечения производства конкурентоспособной гражданской и оборонной продукции [1; 2].

Инновационная деятельность является важным условием обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности предприятий. Переход на инновационную модель промышленного развития может содействовать насыщению рынка конкурентоспособной про-

дукцией, которую практически невозможно создать без применения инноваций.

Современное состояние ОПК в определенной степени является следствием его реформирования, которое было инициировано в начале 1990-х гг. На протяжении 10-15 лет, пока шли эти преобразования, на каждом из этапов ставились и решались различные задачи с учетом состояния и развития экономики страны. Со стороны государства в переходный период развития экономики посредством ряда программ и других мер оказывалась поддержка развитию сферы коммерциализации инновационного потенциала, направленной на инновационное развитие экономики страны. Предприятия и организации ОПК находятся в критическом состоянии. Одной из проблем является невосприимчивость большинства предприятий к инновациям. Отсутствует механизм применения высоких технологий, используемых при производстве военной продукции, для гражданского производства, повышения его технологического уровня. Разрыв в научно-технологическом развитии оборонного и гражданского секторов экономики проявляется в том, что высокие технологии оборонных предприятий, высокий интеллектуальный потенциал ОПК крайне слабо используются в создании конкурентной наукоемкой продукции, в повышении технологического уровня, усилении инновационной активности промышленных предприятий [1]. Возможности инновационной деятельности практически полностью определяются объемами и структурой инвестиций. Один из важных вопросов преобразований ОПК - финансирование.

Процесс финансирования инновационной деятельности достаточно капиталоемкий. Основная роль в финансировании инновационной деятельности предприятий должна принадлежать государству, поскольку система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности.

Важнейшим инструментом реализации государственного финансирования инновационной деятельности являются программы инновационного развития, реализуемые посредством форм и методов финансового стимулирования. Предоставляя льготы в осуществлении инновационной деятельности, государство оказывает финансовую поддержку в развитии инновационной сферы. Вместе с тем, в настоящее время существует проблема недостаточности объемов государственного финансирования [3]. Бюджетные средства носят ограниченный характер, поэтому, зачастую, суммы, предоставляемые отдельными уровнями бюджета, являются недостаточными для успешной реализации проектов. Кроме того, в результате реформирования предприятий ОПК, перехода к рыночным отношениям, меняются условия и цели развития предприятий.

В связи с наметившимися тенденциями снижения инновационного потенциала, а также необходимостью его коммерциализации, в том числе в рамках региональных инвестиционных программ, должны быть изменены и принципы финансирования и стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК.

К таким принципам относятся:

1) принцип достаточности объемов финансирования;

2) принцип финансирования инновационной деятельности различными уровнями бюджета;

3) принцип зависимости использования форм и методов стимулирования от стадий инновационного процесса;

4) принцип оптимального соотношения форм и методов стимулирования на возвратной и безвозвратной основе.

Принцип достаточности объемов финансирования. Проведенный анализ современного состояния инновационной деятельности предприятий позволил сделать вывод о том, что многие предприятия, нацеленные на осуществление инновационной деятельности, не имеют достаточного объема финансовых ресурсов.

Данный принцип предполагает решение следующих задач:

1) обеспечение дополнительного объема денежных средств, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

2) облегчение механизма получения денежных средств;

3) снижение стоимости предоставляемых средств.

Для того чтобы обеспечивать непрерывность и

систематичность инновационной деятельности, нужны значительные объемы вложений. Процесс финан-

сирования инновационной деятельности достаточно капиталоемкий. Из-за нехватки собственных средств предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, нередко возникает вопрос о дополнительном объеме финансовых ресурсов. Однако инновационная деятельность характеризуется трудностью привлечения средств на финансовом рынке. Неразвитость финансового рынка, с одной стороны, усложняет процесс размещения акций и облигаций. С другой стороны, несмотря на то, что предприятия в результате реформирования стали акционерными обществами, основным акционером предприятий ОПК остается государство. Все предприятия включены в реестр ОПК. Из них 58 % являются федеральными государственными унитарными предприятиями, 19 % - акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59 %; 23 % - АО - с долей государства менее 50 % [4]. Государство, как основной держатель акций, определяет деятельность предприятий, тем самым способствуя снижению инвестиционной привлекательности, сложности привлечения частных инвестиций. Данная ситуация на сегодняшний день усиливает роль государства в финансировании инновационной деятельности предприятий ОПК.

Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. Государство должно решать задачу предоставления достаточного объема финансирования, необходимого для успешной реализации инновационных проектов. Через совокупность различных форм и методов государство может стимулировать процесс осуществления инновационной деятельности.

Решение задачи предоставления объемов финансирования заключается не в факте предоставления средств, а в том, чтобы сумма была достаточной для успешной реализации инновационного проекта. Государство должно решать задачу как прямого финансирования, так и стимулирования инновационной деятельности.

В настоящее время существует проблема недостаточности объемов государственного финансирования. Далеко не каждое предприятие может получить необходимую сумму. В большинстве случаев средства, выделяемые государством, предоставляются на конкурсной основе. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств. Таким образом, должна быть решена задача, способствующая облегчению получения необходимого объема финансовых ресурсов.

В связи с тем, что прямое финансирование характеризуется ограниченными возможностями бюджета, финансовое стимулирование приобретает более значимую роль. Государство должно создавать такие условия осуществления инновационной деятельности, которые бы сделали предприятия инвестиционно привлекательными для других инвесторов. Через прямое финансирование и стимулирование должна быть решена задача получения объемов финансирования, достаточных для покрытия существующих потребностей.

Принцип финансирования инновационной деятельности разными уровнями бюджета. Он вытекает из предыдущего, задачей достижения которого является предоставление суммы, которая была бы достаточной для эффективного результата реализации инновационного проекта. Необходимость привлечения различных уровней бюджета также определяется процессом коммерциализации инновационного потенциала предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Со стороны регионов возникает интерес к развитию инновационного потенциала этих предприятий, задачей которого является вопрос стимулирования их развития. В связи с возникновением задачи стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне, возникает и необходимость участия регионов в процессе финансирования.

Задача распределения объемов финансирования между уровнями бюджета может быть решена двумя способами:

- распределение согласно принципу инициативности;

- распределение согласно принципу равной эффективности.

Принцип равной эффективности. Эффективность вложения средств для каждого уровня бюджета определяется соотношением результата к инвестиционным затратам.

Согласно предлагаемому принципу эффективности различных уровней бюджета должны быть равны между собой.

Доход может быть получен в виде дивидендов, процентов, налоговых поступлений. Инвестиционные вложения осуществляются всеми уровнями бюджета в различных формах: приобретение акций, облигаций; капитальные вложения; целевое финансирование; субсидирование; налоговые льготы и другие формы.

Общая сумма инвестиционных вложений, предоставляемая всеми уровнями бюджета, необходимая для эффективной реализации инновационного проекта, может быть определена следующим образом:

И = Ир + Иф,

где И - общая сумма инвестиционных вложений; Ир - объем инвестиций, предоставляемый региональным уровнем бюджета; Иф - объем инвестиций, предоставляемый федеральным уровнем бюджета.

Тогда сумма инвестиций, предоставляемая федеральным уровнем бюджета, равна Иф = И - Ир.

Инвестиционные ресурсы, предоставляемые каждым уровнем бюджета в различных формах, определяются как

Др _ Дф

Ир _ Иф,

где Дф - доходы, поступающие в федеральный бюджет; Др - доходы, поступающие в региональный бюджет.

Принцип инициативности. При осуществлении инновационной деятельности инвесторы могут вкладывать средства не в один, а в несколько объектов.

Средства, выделяемые на разработку и реализацию инновационных проектов, носят ограниченный характер. Одним из важных вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является распределение инвестиций между центром и регионами.

В регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью. В данном случае между региональными проектами возникает конкуренция за финансовые ресурсы федерального бюджета. Именно регион, выступая инициатором, может взять на себя большую часть вложений. Конкурируя с проектами других регионов, инициатор берет на себя также и большую степень риска вложений, тем самым повышая эффективность федерального уровня бюджета, становясь для него инвестиционно привлекательным. При этом уровень доходности инвестируемого проекта должен оставаться выше альтернативных вариантов вложений, т. е. проект должен оставаться рентабельным и инвестиционно привлекательным для инвестора.

Распределение объемов финансирования инновационной деятельности согласно рассмотренным принципам инициативности и равной эффективности позволяет достичь экономически обоснованного распределения инвестиционных потоков между уровнями бюджета. Также указанные принципы позволяют повысить эффективность и учесть нагрузку каждого уровня бюджета.

Зависимость использования форм и методов стимулирования от стадий инновационного процесса. Этот принцип может быть реализован посредством решения задачи соотношения государственных денег, предоставляемых в форме стимулирования, в зависимости от стадий инновационного процесса.

Традиционно инновационный процесс принято делить на следующие стадии: фундаментальные исследования, прикладные НИР, опытно-конструкторские и проектно-конструкторские разработки, процесс коммерциализации инновационного продукта (от запуска в производство и выхода на рынок и далее - по основным фазам жизненного цикла продукта).

С точки зрения задачи стимулирования, инновационный процесс можно разделить на две стадии: первая стадия включает в себя научные исследования и конструкторские разработки (фундаментальные исследования, прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы), вторая стадия представляет собой процесс коммерциализации инновационного продукта (от запуска в производство и выхода на рынок и далее - по основным фазам жизненного цикла продукта) [5; 6].

Разные этапы инновационной деятельности могут быть профинансированы из разных источников.

Начальные стадии инновационного процесса должны быть финансово обеспечены государством. Это связано с тем, что в этой области невозможен прямой возврат вложений, что делает их непривлекательными для инвесторов. Не все результаты таких

исследований реализуются в новые продукты. Первые стадии инновационного процесса характеризуются высоким риском вложений.

Таким образом, соотношение государственных вложений, собственных средств предприятия или заемных должно быть определено для каждой стадии инновационного процесса в зависимости от величины риска. Чем больше риск, тем больше должна быть доля государственных финансовых средств, предоставляемых в виде прямого финансирования. Государство, как основной собственник ОПК, должно рисковать и предоставлять большую часть необходимых денежных средств. Причем предоставление должно осуществляться на безвозвратной основе.

По мере осуществления инновационного процесса и перехода к опытному производству и промышленному освоению, суммы, предоставляемые государством, должны уменьшаться. На данных стадиях возрастает роль стимулирования, причем оно должно осуществляться посредством форм и методов на возвратной основе. Это связано с тем, что на конечных стадиях инновационного процесса появляется возможность коммерциализации разрабатываемого инновационного продукта, тогда как фундаментальная наука ни продавать, ни патентовать результаты исследований не может. Для предприятий становится возможным получение дохода, поэтому на данном этапе возможно финансирование предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в форме косвенного стимулирования на возвратной основе.

Принцип оптимального соотношения форм и методов стимулирования на возвратной и безвозвратной основе. Организация финансирования должна быть направлена на сочетание источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от вложений.

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных финансовых ресурсов.

В связи с тем, что инновационная деятельность характеризуется непредсказуемостью результатов, в качестве оптимизационного критерия соотношения собственных и заемных денежных средств рекомендуется использовать показатель риска.

Риск зависит от стадий инновационного процесса. В зависимости от определенной величины риска и устанавливается оптимальное соотношение собственных и заемных средств для каждой стадии инновационного процесса. Чем выше риск, тем больше должна быть доля собственного капитала по сравнению с заемным, чтобы закрыть оборотные активы предприятия без возникновения риска [7].

Определение соотношения собственных и заемных источников финансирования инновационной деятельности используется в качестве инструмента, который позволяет определить необходимость наращивания собственного и (или) заемного капитала. Далее определяется форма предоставления денежных средств, их оптимальное соотношение, т. е. какими средствами

финансировать активы предприятия, предоставляемые на возвратной или безвозвратной основе.

Безусловно, в первую очередь, выгодны те источники финансирования, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Это государственное финансирование, которое носит ограниченный характер. В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением. В большинстве случаев бюджетные средства предоставляются на возвратной основе. Как следствие, возможными источниками финансирования инновационной деятельности предприятий становятся заемные источники.

Использование заемных источников затрудняет деятельность предприятия. Возникает риск снижения финансовой устойчивости, платежеспособности. Использование средств на возвратной основе предполагает принцип возвратности, платности, срочности. Высокая степень риска невозврата предоставляемых денежных средств приводит к их выдаче под какое-либо материальное обеспечение. Устанавливаются сроки возврата, определенная плата за предоставленные денежные средства в виде процента. Средства предприятия, образованные за счет заемных источников, приносят меньшую прибыль за счет выплаты процента во всех его формах. Но, вместе с тем, использование заемных источников может привести к повышению эффективности выделяемых бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость решения задачи установления оптимального соотношения денежных средств на возвратной и безвозвратной основе. Решение задачи установления оптимального соотношения позволит повысить эффективность инновационной деятельности предприятий.

Сформулированные принципы учитывают особенности инновационной деятельности предприятий ОПК и способствуют решению задач эффективного развития инновационной деятельности, ее финансирования и стимулирования.

Библиографические ссылки

1. Ерыгин Ю. В., Саакян А. М. Обороннопромышленный комплекс России: тенденции развития. ЭКО. 2010. № 8.

2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://fcp.vpk.ru.

3. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. иКЬ: www.minfin.ru.

4. ТС ВПК Информационное агентство. [Электронный ресурс]. иКЬ: www.vpk.ru.

5. Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования. Конспект экономиста [Электронный ресурс]. иКЬ: http://konspekts.ru.

6. Евграфова И. Ю., Красникова Е. О. Инновационный менеджмент // Библиотека Либрусек [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://lib.rus.ec.

7. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия : учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфин-келя. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Yu. V. Erygin, A. M. Saakyan

DETERMINATION OF THE PRINCIPLES OF INNOVATION MOTIVATION

IN DEFENSE COMPANIES

The authors consider the role of defense-industrial complex (DIC) in the implementation of innovative economic development. And determine the principles of the state motivation of innovation activity of enterprises of DIC.

Keywords: investment in innovation activity, principles, motivation of innovation activity, companies of defense-industrial complex.

© EptiraH ro. B., CaaraH A. M., 2011

УДК 911.3(470)

А. А. Кисуркин

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ПО ХАРАКТЕРУ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Устойчивый социально-экономический рост обеспечивается эффективностью управления региональной экономикой, поэтому основным моментом является построение системы критериальных показателей по характеру управляющего воздействия со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов управления.

Ключевые слова: критерии регионального развития, эффективность управления.

Достижение долгосрочного устойчивого социально-экономического роста России требует разработки и реализации эффективных программ. В решении поставленного вопроса необходимо учитывать роль и место государственного регионального управления экономическими ресурсами, что воплощается в жизнь через программные механизмы модернизации регионального хозяйственного комплекса, а также повышения прозрачности и грамотности управления процессом социально-экономического развития со стороны законодательных и исполнительных органов федеральной, региональной и муниципальной власти. От успешности совместных действий субъектов управления (федеральных, региональных, муниципальных) напрямую зависит эффективность принимаемых решений и, соответственно, динамика развития каждого конкретного территориального образования.

Основными проблемами управления территориальным образованием любого масштаба являются отсутствие оперативной достоверной информации о его социально-экономическом состоянии, недостаточность единой комплексной методики и подходов к управлению территориальными ресурсами в соответствии с уровнем, статусом и спецификой субъекта управления; отсутствие комплексного механизма перераспределения уровней ответственности между управляющими структурами при изменении внутренних и внешних условий развития региона; недостаточность исследований по эффективности управления региональными ресурсами в зависимости от полномочий субъектов управления и учёта глобальных и локальных региональных и муниципальных социально-

экономических факторов развития; отсутствие методики устойчивого развития территории при разграничении, распределении и перераспределении полномочий субъектов управления [1].

Для решения перечисленных проблем необходимо исследовать теоретические и практические аспекты управления региональным развитием с позиции реализации возможностей в сфере хозяйственного воспроизводства субъектов управления при распределении полномочий управления региональными ресурсами. Вопрос о распределении полномочий по управлению экономическими ресурсами между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления закреплён в Федеральном законе № 199 (в ред. от 18.07.11 г.). Изменения, внесённые данным законом, позволяют приобрести относительную независимость в принятии управленческих решений федеральных, региональных и муниципальных субъектов управления, что, несомненно , является генератором возможностей, открывающихся перед ними.

Изучение особенностей влияния существующих полномочий государственного и муниципального управления на показатели эффективности территориального развития позволит выявить наиболее значимые направления управленческого воздействия (экономические ресурсы) и принять такие управленческие решения, которые дают возможность в согласовании действий субъектов управления [2]. Всё это позволяет говорить о необходимости совершенствования инструментов распределения полномочий по уровням государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.