Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перминова Е.А.

Настоящее исследование направлено на формирование предложений по стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации в условиях нарастания мировых кризисов, связанных с влиянием нестабильной международной ситуации в связи с событиями на Украине и вводом санкций по отношению к Российской Федерации, а также воздействия как на мировую, так и на российскую экономику последствий значительных ограничений из-за ситуации с коронавирусом.Цель. Формирование предложений для ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации на основе использования стратегических инвестиционных проектов в условиях воссоздания территориально-производственных комплексов, что позволит сформировать предпосылки для опережающего развития регионов.Задачи. Рассмотреть подходы к стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации и его оценки на основе: применения ключевых индикаторов эффективности; диверсификации экономического потенциала регионов, а также применения венчурного финансирования; внедрения в стратегические программы развития регионов понятий стратегических инвестиционных проектов и стратегических инвестиционных инициатив; использования теории территориально-производственного комплекса в современных условиях хозяйствования.Методология. В настоящей работе с помощью методов факторного, статистического и количественного анализа разработаны предложения по формированию мер для достижения максимальных успехов в инновационном развитии передовых отраслей регионов Российской Федерации.Результаты. Исследование показало, что для достижения задач по ускоренному инновационному развитию регионов Российской Федерации при формировании документов стратегического планирования необходимо ориентироваться на основные «комплексы развития», участие в реализации новой модели экономического роста на принципах государственно-частного партнерства на основе комплексного теоретико-методологического подхода к формированию социально-экономической политики и активного использования стратегических инвестиционных проектов.Выводы. Целесообразно в стратегических программах регионов определить создание высокотехнологичных инновационных проектов по переработке имеющихся на территории сырьевых ресурсов с целью выхода из сырьевой зависимости экономики; создать необходимые условия для улучшения инвестиционного климата с целью привлечения высокотехнологичных проектов лидирующих мировых государств для дальнейшего их использования в собственных нуждах; активно диверсифицировать имеющиеся собственные высокотехнологичные проекты с целью получения максимальной прибыли и создания имиджа высокоразвитого, конкурентоспособного региона; на базе финансовых и экономических институтов создать высокотехнологичные подразделения для запуска и финансирования инновационных, наукоемких проектов с целью их дальнейшей диверсификации и интеграции как на территории региона, так и с третьими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF STRATEGIC INVESTMENT PROJECTS

The present study is aimed at forming proposals to stimulate accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation in the conditions of increasing global crises associated with the influence of the unstable international situation in connection with the events in Ukraine and the introduction, as well as the prospect of sanctions against the Russian Federation, as well as the impact on both the world and the Russian economy of the consequences of significant restrictions due to the situation with coronavirus.Aim. Formation of proposals for accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation based on the use of strategic investment projects in the conditions of reconstruction of territorial production complexes, which will form the prerequisites for the advanced development of the regions.Tasks. To consider approaches to stimulating accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation and its assessment based on: the use of key performance indicators; diversification of the economic potential of the regions, as well as the use of venture financing; introduction of the concepts of strategic investment projects and strategic investment initiatives into strategic regional development programs; the use of the theory of the territorial-industrial complex in modern economic conditions.Methods. In this paper, using the methods of factorial, statistical and quantitative analysis, proposals have been developed for the formation of measures to achieve maximum success in the innovative development of advanced industries in the regions of the Russian Federation.Results. The study showed that in order to achieve the objectives of accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation, when forming strategic planning documents, it is necessary to focus on the main “development complexes”, participation in the implementation of a new model of economic growth based on the prin ciples of public-private partnership based on a comprehensive theoretical and methodological approach to the formation of socio-economic policy and the active use of strategic investment projects.Conclusions. It is advisable in the strategic programs of the regions to determine the creation of hightech innovative projects for processing raw materials available on the territory in order to get out of the dependence of the economy on raw materials; to create the necessary conditions for improving the investment climate in order to attract high-tech projects of leading world states for their further use in their own needs; actively diversify existing own high-tech projects in order to maximize profits and create an image of a highly developed, competitive region; create high-tech divisions on the basis of financial and economic institutions to launch and finance innovative, knowledge-intensive projects with a view to their further diversification and integration both in the region and with third entities.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

РО! 10.22394/2073-2929-2022-01-57-67

Стимулирование инновационного развития регионов Российской Федерации в рамках стратегических инвестиционных проектов1

Перминова Е. А.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация; vice.csp@gmail.com

РЕФЕРАТ

Настоящее исследование направлено на формирование предложений по стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации в условиях нарастания мировых кризисов, связанных с влиянием нестабильной международной ситуации в связи с событиями на Украине и вводом санкций по отношению к Российской Федерации, а также воздействия как на мировую, так и на российскую экономику последствий значительных ограничений из-за ситуации с коронавирусом.

Цель. Формирование предложений для ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации на основе использования стратегических инвестиционных проектов в условиях воссоздания территориально-производственных комплексов, что позволит сформировать предпосылки для опережающего развития регионов.

Задачи. Рассмотреть подходы к стимулированию ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации и его оценки на основе: применения ключевых индикаторов эффективности; диверсификации экономического потенциала регионов, а также применения венчурного финансирования; внедрения в стратегические программы развития регионов понятий стратегических инвестиционных проектов и стратегических инвестиционных инициатив; использования теории территориально-производственного комплекса в современных условиях хозяйствования.

Методология. В настоящей работе с помощью методов факторного, статистического и количественного анализа разработаны предложения по формированию мер для достижения максимальных успехов в инновационном развитии передовых отраслей регионов Российской Федерации. Результаты. Исследование показало, что для достижения задач по ускоренному инновационному развитию регионов Российской Федерации при формировании документов стратегического планирования необходимо ориентироваться на основные «комплексы развития», участие в реализации новой модели экономического роста на принципах государственно-частного партнерства на основе комплексного теоретико-методологического подхода к формированию социально-экономической политики и активного использования стратегических инвестиционных проектов. Выводы. Целесообразно в стратегических программах регионов определить создание высокотехнологичных инновационных проектов по переработке имеющихся на территории сырьевых ресурсов с целью выхода из сырьевой зависимости экономики; создать необходимые условия для улучшения инвестиционного климата с целью привлечения высокотехнологичных проектов лидирующих мировых государств для дальнейшего их использования в собственных нуждах; активно диверсифицировать имеющиеся собственные высокотехнологичные проекты с целью получения максимальной прибыли и создания имиджа высокоразвитого, конкурентоспособного региона; на базе финансовых и экономических институтов создать высокотехнологичные подразделения для запуска и финансирования инновационных, наукоемких проектов с целью их дальнейшей диверсификации и интеграции как на территории региона, так и с третьими субъектами.

1 Статья подготовлена в рамках фундаментальной научно-исследовательской работы «Цикличность развития мирохозяйственных укладов» по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2019-2021 гг.

Ключевые слова: инновационное развитие, территориально-производственный комплекс, стратегический инвестиционный проект, стратегическая инвестиционная инициатива, технологический уклад, промышленная революция

Для цитирования: Перминова Е. А. Стимулирование инновационного развития регионов Российской Федерации в рамках стратегических инвестиционных проектов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 1. С. 57-67.

Stimulating the Innovative Development of the Regions of the Russian Federation within the Framework of Strategic Investment Projects

Elena A. Perminova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation; vice.csp@gmail.com

ABSTRACT

The present study is aimed at forming proposals to stimulate accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation in the conditions of increasing global crises associated with the influence of the unstable international situation in connection with the events in Ukraine and the introduction, as well as the prospect of sanctions against the Russian Federation, as well as the impact on both the world and the Russian economy of the consequences of significant restrictions due to the situation with coronavirus.

Aim. Formation of proposals for accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation based on the use of strategic investment projects in the conditions of reconstruction of territorial production complexes, which will form the prerequisites for the advanced development of the regions.

Tasks. To consider approaches to stimulating accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation and its assessment based on: the use of key performance indicators; diversification of the economic potential of the regions, as well as the use of venture financing; introduction of the concepts of strategic investment projects and strategic investment initiatives into strategic regional development programs; the use of the theory of the territorial-industrial complex in modern economic conditions.

Methods. In this paper, using the methods of factorial, statistical and quantitative analysis, proposals have been developed for the formation of measures to achieve maximum success in the innovative development of advanced industries in the regions of the Russian Federation. Results. The study showed that in order to achieve the objectives of accelerated innovative development of the regions of the Russian Federation, when forming strategic planning documents, it is necessary to focus on the main "development complexes", participation in the implementation of a new model of economic growth based on the principles of public-private partnership based on a comprehensive theoretical and methodological approach to the formation of socio-economic policy and the active use of strategic investment projects.

Conclusions. It is advisable in the strategic programs of the regions to determine the creation of hightech innovative projects for processing raw materials available on the territory in order to get out of the dependence of the economy on raw materials; to create the necessary conditions for improving the investment climate in order to attract high-tech projects of leading world states for their further use in their own needs; actively diversify existing own high-tech projects in order to maximize profits and create an image of a highly developed, competitive region; create high-tech divisions on the basis of financial and economic institutions to launch and finance innovative, knowledge-intensive projects with a view to their further diversification and integration both in the region and with third entities.

Keywords: innovative development, territorial production complex, strategic investment project, strategic investment initiative, technological structure, industrial revolution

For citing: Perminova E. A. Stimulating the Innovative Development of the Regions of the Russian Federation within the Framework of Strategic Investment Projects // Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics. 2022. Vol. 16. No. 1. P. 57-67.

Введение

Вопросы стимулирования ускоренного инновационного развития регионов Российской Федерации в настоящее время приобретают все более масштабный характер и регулируются как на федеральном, так и на региональном уровнях в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., утвержденным Правительством РФ (07.05.2019 № 4043п-П13, раздел 5.2).

Согласно данному плану на стимулирование инновационного и научно-технологического потенциала регионов Российской Федерации направлены следующие меры1:

1) реализация региональных программ инновационного и научно-технологического развития;

2) создание в субъектах Российской Федерации научных инновационно-технологических центров [4].

Реализация мер по стимулированию инновационного развития регионов должна основываться на

принципах стратегического планирования и прогнозирования, обеспечивающих взаимодействие региональных экономик, которые реализуют стратегические инвестиционные проекты (СИП).

Особую актуальность вопросы взаимодействия региональных экономик с мировой экономической системой приобрели в условиях расширения масштабов мировых кризисов, которые, в соответствии с теорией академика С. Ю. Глазьева, связаны с происходящей в настоящее время сменой технологических укладов [2].

Ключевые индикаторы эффективности для стратегического планирования и прогнозирования развития российских регионов

Оценку эффективности стратегического планирования и прогнозирования на уровне регионов Российской Федерации наиболее оптимально проводить с точки зрения оценки «последней мили» — показателей диверсификации региональной экономики и показателей институционального капитала. Оценить эффективность стратегического планирования возможно в основном косвенными методами на основе оценки влияния на макроэкономические показатели через определенный период времени. Согласно В. В. Левшину, «к данным показателям можно отнести накопление организационного опыта, кадрового потенциала, опыта нормативного регулирования, гармонизации и повышения ритмичности работы экономики региона, проведение единой (согласованной) конкурентной, ценовой, торговой и промышленной политики» [3]. При этом оценка эффективности осуществляется с учетом определенных показателей (индикаторов) — «ключевых индикаторов эффективности». В статье В. Д. Андрианова указано: «Ключевые индикаторы эффективности должны удовлетворять следующим требованиям:

- относительная простота и однозначность в интерпретации;

- иметь оптимальные, пороговые и критические значения для сравнения и оценки;

- быть оцениваемыми и сравнимыми во временной динамике;

- иметь возможность обновления на регулярной основе;

- быть репрезентативными для международных сравнений;

- иметь возможность интегрироваться в экономико-математические модели, информационные системы и системы прогнозирования;

- быть сопоставимыми на страновом и региональном уровнях» [1].

07.05.2019 № 4043п-П13 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_398015/ (дата обращения: 05.01.2022).

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утв. Правительством РФ

В качестве ключевых показателей эффективности стратегического планирования регионов наиболее целесообразно выбрать критерии эффективности, которые еще в далеком 1961 г. предложил известный экономист Роберт Александр Манделл (Robert Alexander Mundell) [9], но которые не утратили свою актуальность и по сегодняшний день и могут применяться на региональном уровне. Данные критерии, адаптированные автором под показатели официальной статистики Российской Федерации, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии эффективности стратегического планирования и соответствующие им ключевые индикаторы эффективности

Table 1. Criteria for the effectiveness of strategic planning and their corresponding key performance

indicators

Критерий KPI критерия и его номер

Корреляционное движение бизнес-циклов 1.1. Изменение ВРП в % к соответствующему периоду предыдущего года

1.2. Изменение ВРП в текущих ценах

Мобильность рабочей силы 2.1. Численность населения

2.2. Изменение численности населения от изменения ВРП

2.3. Изменение уровня зарегистрированной безработицы в зависимости от изменения ВРП

2.4. Движение миграционных потоков в зависимости от изменения ВРП

2.5. Эмиграция (иммиграция) населения в зависимости от изменения ВРП

Степень торговой интеграции 3.1. Изменение внешнеторговых показателей

3.2. Доля региона во взаимном импорте и экспорте России

Индекс открытости экономики 4.1. Изменение товарооборота по отношению к ВРП

4.2. Индекс и рейтинг экономических свобод региона

Система распределения рисков 5.1. Притоки и оттоки прямых иностранных инвестиций

5.2. Доля региона в общем объеме притока прямых иностранных инвестиций в страну

5.3. Доля региона в общем объеме оттока прямых иностранных инвестиций из страны

Степень гибкости внутренних цен и реальной заработной платы 6.1. Динамика среднего уровня заработных плат

6.2. Динамика среднего уровня заработных плат по отношению к ВРП

6.3. Индекс потребительских цен, в процентах к исходному году

6.4. Динамика изменения индекса потребительских цен по отношению к индексу изменения ВРП

Синхронность инфляции и инфляционных шоков 7.1. Изменение уровня инфляции к предыдущему году

Диверсификация экономики 8.1. Товарная структура экспорта и импорта по основным группам товаров

8.2. Рейтинг глобальной конкурентоспособности

8.3. Количество транснациональных компаний в регионе

Уровень государственного долга субъекта РФ 9.1. Изменение уровня государственного долга (в % к ВРП)

КР1 — ключевой индикатор эффективности ВРП — валовой региональный продукт

Подобные показатели при оценке уровня развития региона с целью разработки и реализации мер поддержки со стороны государства активно применяются и на международном уровне, что подтверждает правильность выдвинутой автором идеи использования критериев эффективности Роберта Манделла при оценке эффективности инновационного развития регионов в Российской Федерации. Например, в Великобритании, США, Германии в качестве критериев оценки регионов используются уровень безработицы, интенсивность миграции из региона, уровень предпринимательской активности [8].

Оценка товарной структуры экспорта и импорта

Основной целью стратегического развития регионов является ориентирование на инновационные отрасли экономики и уход от сырьевой зависимости. В связи с этим основным способом диверсификации экономики регионов является привлечение инвестиций с целью создания высокотехнологичных инновационных проектов на территории регионов и дальнейший переход от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту высокотехнологичных продуктов.

Во многих регионах Российской Федерации не достигнуто в должной мере рациональное использование природных ресурсов. В качестве примера можно привести один из наиболее богатых с точки зрения природных ресурсов регионов России — Иркутскую область. В таблице 2 представлены данные по товарной структуре экспорта и импорта Иркутской области за январь-ноябрь 2021 г.1

Таблица 2

Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области за январь — ноябрь 2021 г.,

млн долл. США

Table 2. Commodity structure of exports and imports of the Irkutsk region for January — November 2021,

USD million

Коды ТНВЭД ЕАЭС Наименование товара Всего

Экспорт Импорт

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 40,0 40,1

25-27 Минеральные продукты 2 219,8 39,5

27 Топливно-энергетические товары 2 217,4 37,9

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 101,2 815,0

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,02 1,7

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2 672,1 2,0

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,3 10,6

72-83 Металлы и изделия из них 2 254,7 88,6

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 113,0 886,1

68-71, 91-97 Другие товары 70,4 17,9

Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод, что экспорт сырьевой продукции в Иркутской области, такой как минеральные продукты, древесина, металлы, значительно превышает импорт данной продукции из других стран. И напротив, наблюдается значительное превышение импорта высокотехнологичной продукции из других стран над экспортом аналогичной продукции, которая поставляется Иркутской областью в другие страны. Аналогичная ситуация прослеживается во многих регионах Российской Федерации, что подтверждается данными таможенной статистики на федеральном уровне. В таблице 3 представлены данные по товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации за январь — ноябрь 2021 г.2

Целью диверсификации экономики регионов является эффективное управление природными ресурсами, создание высокотехнологичных предприятий их переработки. Преобразования на основе диверсификации экономического потенциала регионов и применение системы венчурного финансирования позволят повысить уровень экономического развития, выровнять отраслевую рентабельность, устранить диспропорции воспроизводства.

1 Статистическая информация об итогах внешней торговли Иркутской области за январь — ноябрь 2021 года [Электронный ресурс] // Сибирское таможенное управление Федеральной таможенной службы России. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/321847 (дата обращения: 28.01.2022).

2 Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам за январь — ноябрь 2021 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба России. URL: https://customs.gov.ru/folder/502 (дата обращения: 28.01.2022).

Таблица 3

Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации за январь — ноябрь 2021 г.,

млн долл. США

Table 3. Commodity structure of exports and imports of the Russian Federation for January — November

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021, USD million

Коды ТНВЭД ЕАЭС Наименование товара Всего

Экспорт Импорт

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 24 731,6 24 295,3

25-27 Минеральные продукты 227 188,8 1 946,1

27 Топливно-энергетические товары 220 478,4 1 298,5

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 25 071,1 44 435,3

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 110,0 1 119,4

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 12 664,7 3 127,8

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 332,5 13 217,2

72-83 Металлы и изделия из них 37 545,6 13 517,4

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 17 566,6 124 418,9

68-71, 91-97 Другие товары 4 350,5 9 195,8

В работе Е. А. Матченко отмечено: «Приоритетным направлением венчурного бизнеса являются научно-технические инновации. На этапе замещения доминирующего технологического уклада такими направлениями становятся его ключевые факторы, а именно нано-, биотехнологии, информационно-телекоммуникационные технологии. Для того чтобы данные технологии развивались, необходимы денежные стимулы инновационных и нанотехнологических производств в частности. В России недостаточно развит институт долгосрочного кредитования, слабо развиты механизмы конкуренции как в государственном, так и в частном секторах. В такой ситуации приоритет развития отечественного венчурного финансирования, как основного инструмента развития нанотехнологических производств, очевиден» [5].

К вопросу о роли концепции территориально-производственных комплексов

При внедрении крупных инвестиционных проектов недостаточно использована концепция территориально-производственных комплексов (ТПК), которая, по мнению ряда экспертов, не утратила своего значения. Так, В. Ю. Малов и О. В. Тарасова считают, что «новые крупные проекты по освоению ресурсов, транспортные и инфраструктурные проекты показывают, что альтернативы использованию подхода ТПК нет» [4]. Примером этого является реализация проекта развития Ангаро-Енисейского макрорегиона («Русский ковчег»), на основе которого планируется создание опорных городских агломераций. Также инвестиции планируется привлекать на формирование транспортной инфраструктуры (Транссиб 2.0).

Концепция ТПК обобщает системный взгляд на особенности организации хозяйственной деятельности. С помощью экономико-математических инструментов прогнозируются свойства региональной экономики. Предприятия, входящие в Т ПК, выступают в качестве проекции наиболее сбалансированного, скоординированного обсуждения на отраслевом, экспертном и общественном уровне. Формирование территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Байкальском регионе и на Дальнем Востоке является элементами теории формирования ТПК. Газопровод «Сила Сибири» в настоящее время транспортирует газ с Чаяндинского месторождения, являющегося базой для Якутского центра газодобычи, российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китае. В конце 2022 г. начнется подача газа в «Силу Сибири» еще с одного месторождения — Ковыктинского, на базе которого формируется Иркутский центр газодобычи1.

1 «Сила Сибири». Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Газпром». URL: https://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения: 05.01.2022).

В ходе разработки стратегий регионального развития также используются стратегические инвестиционные проекты. На официальном сайте «АО Межрегиональная компания "Белкомур"» представлена следующая информация: «Проект "Белкомур" — железная дорога, которая по планам должна связать промышленные предприятия Пермской области и порт Архангельск. В рамках глобальной китайской инициативы Нового шелкового пути сформировался новый интерес к проекту. "Белкомур" имеет большое значение для развития экономики Арктической зоны России и должен стать логическим продолжением Северного морского пути»1. По последним данным, проект «Белкомур» должен быть актуализирован до декабря 2022 г. Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 декабря 2019 г. № 3120-р дает новый импульс проработке строительства железной дороги «Белкомур». Проект включен в План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года как один из крупнейших инвестиционных проектов Арктической зоны Российской Федерации2.

С данным проектом тесно связана, как считают В. Н. Харитонова и И. А. Вижина, «республиканская стратегия модернизации экономики и социальной сферы Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в рамках территориального комплексного стратегического проекта "Инновационное развитие экономики и систем жизнеобеспечения Арктической зоны Восточной Якутии"» [7].

В начале 2018 г. была запущена концессионная процедура строительства Северной широтной железной дороги (Северный широтный ход [СШХ]), которая является, как указано на официальном сайте РЖД, «важнейшим элементом арктической транспортной системы, предполагающей создание 700-километрового железнодорожного коридора, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги». 15 сентября 2018 г. между специальной проектной компанией ООО «СШХ» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключено Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры общего пользования «Обская — Салехард — Надым»3.

Некоторые стратегические инвестиционные проекты временно заморожены. Одним из них является проект «Урал Промышленный — Урал Полярный». На официальном сайте АО «Корпорация развития» указано: «Начальной целью проекта было обеспечение экономической доступности богатейших минеральных ресурсов Приполярного и Полярного Урала в уральское промышленное производство на основе создания транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор. 30 августа 2006 года при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе было создано ОАО «Корпорация "Урал Промышленный — Урал Полярный"» для управления Проектом и синхронизации всех его процессов. Данная корпорация была сформирована в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации. В 2012 году ОАО «Корпорация "Урал Промышленный — Урал Полярный"» с целью привлечения новых инвесторов и расширения географии реализации проекта было переименовано в ОАО «Корпорация развития». Она реализует ряд инвестиционных проектов в регионах Уральского федерального округа без основной транспортной оси проекта — железной дороги Полуночная — Обская»4. В этом году корпорация завершает свой последний проект — полигон для «Транснефти» в Тарко-Сале (ЯНАО)5.

Проект комплексного развития Нижнего Приангарья можно отнести к небольшому числу относительно успешных стратегических инвестиционных проектов. Он был сформирован в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП), которая была разработана в середине 1990-х гг. ФЦП была разработана по поручению Правительства Российской Федерации научными группами Сибирского отделения Академии наук. ФЦП «Развитие Нижнего Приангарья» была утверждена на федеральном уровне,

1 «Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «Межрегиональная Компания «Белкомур"». URL: http://www.belkomur.com/news/index.php?ELEMENT_ID=2965 (дата обращения: 05.01.2022).

2 Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 № 3120-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564069513/titles/2J6IH06 (дата обращения: 05.01.2022).

3 Создание железнодорожного Северного широтного хода [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: https://company.rzd. ru/ru/9382/page/103290?redirected&id=16988 (дата обращения: 05.01.2022).

4 О Корпорации развития [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «Корпорация развития». URL: http://www.cupp.ru/o-korporacii/ (дата обращения: 05.01.2022).

5 «Корпорацию развития» могут ликвидировать в 2022 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт издания «КоммерсантЪ». URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4799104 (дата обращения: 05.01.2022).

но, в связи с финансовым кризисом 1998 г., в 2003 г. была исключена из перечня федеральных целевых программ1. Тем не менее в 2005 г. правительством Красноярского края проекту была дана «вторая жизнь» и разработаны новая программа и проект комплексного развития Нижнего Приангарья. 30 ноября 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708-р утвержден «Паспорт инвестиционного проекта, реализуемого за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на основе государственно-частного партнерства»2.

Инвестиционный проект на первом этапе включает три основных объекта: Богучанскую ГЭС — крупный инфраструктурный объект, Богучанский алюминиевый завод и Богучанский ЦБК. Логика установления технологических связей между ними продолжает традицию формирования ТПК в регионах освоения Сибири.

Итогом внедрения инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» является ввод в эксплуатацию крупных объектов, которые в совокупности создадут новый промышленный кластер. Среди них Богучанская ГЭС, Богучанский алюминиевый завод, Богучанский ЛПК.

Стратегические инвестиционные проекты и инициативы

При формировании перечня стратегических инвестиционных проектов необходимо руководствоваться применением более масштабного понятия стратегической инвестиционной инициативы (СИИ), под которой, как отмечают Д. А. Митяев и Е. А. Матченко, следует понимать: «... деятельность по разработке, представлению и запуску крупного межотраслевого проекта (комплекса взаимосвязанных инвестиционных и иных сопряженных проектов), потенциально способного оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, федерального округа (макрорегиона), региона, муниципального образования, имеющего федеральное, макрорегиональное и общерегиональное значение» [6].

В статье Д. А. Митяева и Е. А. Матченко отмечено: «При формировании стратегических инвестиционных проектов (СИП) необходимо учитывать необходимость широкого использования технологий четвертой индустриальной революции (Индустрия 4.0) и шестого технологического уклада (6 ТУ), основой которых является децентрализованное автономное производство в режиме реального времени» [Там же]. В зависимости от своей значимости СИП условно могут быть разделены на3:

- глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в мире;

- национальные (общероссийские), реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других странах;

- макрорегиональные (межрегиональные) и межотраслевые, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в нескольких регионах (макрорегионе, федеральном округе) и нескольких отраслях;

- крупномасштабные (региональные и отраслевые), реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других регионах или отраслях;

- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

1 Федеральная целевая программа освоения Нижнего Приангарья: этапы разработки и создания [Электронный ресурс] // Официальный сайт издания Европейской экономической комиссии при ООН. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ppt_presentations/2008/ppp/Moscow/ svetlitsky2.pdf (дата обращения: 05.01.2022).

2 Комплексное развитие Нижнего Приангарья : паспорт инвестиционного проекта, реализуемого при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.11.2006 № 1708-р) [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://rlw.gov.ru/in_pr_priangar (дата обращения: 05.01.2022).

3 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Вторая редакция, исправленная и дополненная (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/ (дата обращения: 05.01.2022).

При реализации СИП необходимо разрабатывать методические подходы к оценке эффективности СИИ, с использованием которых возможно осуществить объективное сравнение нескольких крупномасштабных инвестиционных проектов в разных сферах экономики и социального развития. Использование предлагаемых подходов предполагает сведение к обобщенному виду большого количества разнообразных воздействий, которые плотно взаимосвязаны с претворением в жизнь мегапроектов и их воздействием на совокупное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и межрегиональные коммуникации, а также с потенциальным вкладом мегапроектов в решение приоритетных стратегических задач регионов страны, на которые они ориентированы.

Для обеспечения возможности формирования единой сводной итоговой оценки СИИ необходимо сформировать процедуру, которая основана на принципах и традициях балльного оценивания с привлечением экспертов.

В соответствии с общей логикой такого подхода общее множество потенциально ожидаемых эффектов разделено на относительно однородные группы, внутри которых оценивание производится на основе единообразных принципов.

Стимулирование инновационного развития регионов

В целях формирования региональных СИИ важно опираться на широкий региональный предпринимательский слой, который будет являться главным инициатором инвестиционных инициатив. Следует использовать инновационные возможности, сосредоточенные в системообразующих кластерах регионов; приоритет отдавать проектам, которые направлены на использование эндогенных источников развития и получение нового знания.

Также необходимо активно привлекать экспертов различного уровня для проведения оценки развития регионов на основе анализа ключевых индикаторов эффективности.

Разработка списка конкретных стратегических проектных инвестиционных инициатив будет зависеть от принятия мультипликативного и гибкого характера проектов, необходимости вызвать серьезный контринтерес со стороны Агентства стратегических инициатив, федеральных и региональных институтов развития, предпринимательских сообществ субъектов Российской Федерации, которые заинтересованы в реальном результате.

СИИ реализуются в условиях естественных ограничений различного рода ресурсов, таких как кадровые, природные, инвестиционные и другие. Поэтому выбор приоритетов должен происходить на строго обоснованной научной основе, с использованием современных методов математического и компьютерного имитационного моделирования, которые позволят обеспечить оптимальный выбор наиболее необходимых (среди возможных) векторов развития, выявить наиболее важные проекты и разработать наиболее благоприятные способы их реализации, включающие подбор инструментов поддержки со стороны государства.

По мнению Д. А. Митяева и Е. А. Матченко, при выборе приоритетов социально-экономического развития регионов необходимо особое внимание обращать на наиболее «важные векторы развития перспективных экономических проектов, а также проекты развития энергетической, транспортной, телекоммуникационной сетей. Особое внимание необходимо уделять проектам, направленным на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Все эти проекты имеют первостепенное значение для решения главных задач социально-экономического развития регионов и ввиду этого должны получать поддержку со стороны государства» [6].

Также необходимо усилия направить на решение проблемы, которая заключается в том, что применяемые в настоящее время инструменты методологической оценки общественной значимости мегапроектов, с одной стороны, не позволяют в полной мере применять ни один из методов без их переработки для сравнения нескольких СИИ по единообразной системе критериев, но, с другой стороны, на основе данных методов и с учетом применяемых в них принципов оценки общественной значимости можно разработать специализированные методы оценки СИИ, которые основываются на использовании информационной и статистической баз данных.

Необходимо предусмотреть возможности привлечения международных и федеральных (бюджетных и внебюджетных) источников (включая государственные программы, федеральные целевые программы, ведомственные и корпоративные программы и проч., федеральные институты развития, Агентство стратегических инициатив и др.) к реализации стратегических инвестиционных инициатив. Необходимо выбрать пул организаций, которым были бы потенциально интересны крупные производственные компании с большим экспортным потенциалом.

Заключение

Для достижения максимальных успехов в инновационном развитии передовых отраслей регионов Российской Федерации необходимо предпринять следующие меры:

- стратегическими программами регионов определить создание высокотехнологичных инновационных проектов по переработке имеющихся на территории сырьевых ресурсов с целью выхода из сырьевой зависимости экономики;

- создать необходимые условия для улучшения инвестиционного климата с целью привлечения высокотехнологичных проектов лидирующих мировых государств для дальнейшего их использования в собственных нуждах;

- активно диверсифицировать имеющиеся собственные высокотехнологичные проекты с целью получения максимальной прибыли и создания имиджа высокоразвитого, конкурентоспособного региона;

- на базе финансовых и экономических институтов создать высокотехнологичные подразделения для запуска и финансирования инновационных, наукоемких проектов с целью их дальнейшей диверсификации и интеграции как на территории региона, так и с третьими странами.

Предметом разработки документов стратегического планирования региона в целом, его основных «комплексов развития», участия в реализации новой модели экономического роста на принципах государственно-частного партнерства с целью создания условий для стратегического развития является комплексный теоретико-методологический подход к формированию социально-экономической политики и документов стратегического планирования региона на основе активного использования стратегических инвестиционных проектов.

Литература

1. Андрианов В. Д. Система сбалансированных показателей устойчивого развития экономики России до 2020 г. // Общество и экономика. 2013. Выпуск 1-2. С. 5-25.

2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса : монография. М. : Экономика, 2010. 255 с.

3. Левшин В. В. Принципы системного подхода к гармонизации валютной политики стран Евразийского экономического союза // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. № 3.

4. Малов В. Ю., Тарасова О. В. Сибирские ТПК в модернизационных процессах: не утраченное значение // Разработка и реализация проектов экономической и социальной модернизации Сибири в XX веке / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Ин-т истории РАН, 2015. С. 208-233.

5. Матченко Е. А. Стратегии повышения конкурентоспособности российских производителей нано-продукции (на примере сектора «медицина и биотехнологии») : дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2011. 167 с.

6. Митяев Д. А., Матченко Е. А. Обоснование необходимости реализации стратегических инвестиционных инициатив в субъектах Российской Федерации с учетом развития технологий четвертой индустриальной революции // Вопросы новой экономики. 2019. № 3 (51). С. 18-27.

7. Харитонова В. Н., Вижина И. А. Территориальный мегапроект модернизации экономики арктической зоны Восточной Якутии в системе стратегического планирования // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. № 1.

8. Governing Regional Development Policy: The Use of Performance Indicators. OECD : Paris, 2009. 198 p.

9. MundellR. A Theory of Optimum Currency Areas // American Economic Review. 1961. No. 53. P. 657-665.

Об авторе:

Перминова Елена Александровна, ведущий научный сотрудник Центра исследований долгосрочных закономерностей развития экономики кафедры макроэкономического прогнозирования и планирования Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Москва, Российская Федерация), кандидат экономических наук, vice.csp@gmail.com

References

1. Andrianov V. D. The system of balanced indicators of sustainable development of the Russian economy until 2020 // Society and Economics [Obshchestvo i ekonomika]. 2013. Issue 1-2. P. 5-25. (In Rus.)

2. Glazyev S. Yu. Strategy of advanced development of Russia in the conditions of the global crisis : monograph. Moscow : Economics, 2010. 255 p. (In Rus.)

3. Levshin V. V. Principles of a systematic approach to the harmonization of the monetary policy of the countries of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the RUDN. Series: Legal Sciences [Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki]. 2014. No. 3. (In Rus.)

4. Malov V. Yu., Tarasova O. V. Siberian TPC in modernization processes: not lost significance // Development and implementation of projects of economic and social modernization of Siberia in the XX century [Razrabotka i realizatsiya proektov ekonomicheskoi i sotsial'noi modernizatsii Sibiri v XX veke] / ed. V. A. Lamin. Novosibirsk : Institute of History of the Russian Academy of Sciences, 2015. P. 208-233. (In Rus.)

5. Matchenko E. A. Strategies for increasing the competitiveness of Russian manufacturers of nanoproducts (on the example of the sector "medicine and biotechnology") : diss. ... Candidate of Economic Sciences. Moscow, 2011. 167 p. (In Rus.)

6. Mityaev D. A., Matchenko E. A. Justification of the need to implement strategic investment initiatives in the subjects of the Russian Federation, taking into account the development of technologies of the Fourth Industrial Revolution // Issues of the new economy [Voprosy novoi ekonomiki]. 2019. No. 3 (51). P. 18-27. (In Rus.)

7. Kharitonova V. N., Vizhina I. A. Territorial megaproject of modernization of the economy of the Arctic zone of Eastern Yakutia in the strategic planning system // Interexpo Geo-Siberia [Interekspo Geo-Sibir']. 2014. No. 1. (In Rus.)

8. Governing Regional Development Policy: The Use of Performance Indicators. OECD : Paris, 2009. 198 p.

9. Mundell R. A Theory of Optimum Currency Areas // American Economic Review. 1961. No. 53. P. 657-665.

About the author:

Elena A. Perminova, Leading Researcher at the Center for Research of Long-Term Patterns of Economic Development, Department of Macroeconomic Forecasting and Planning of Federal State Educational Budgetary Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Moscow, Russian Federation), PhD in Economics, vice.csp@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.