Научная статья на тему 'Стимулирование экспортной деятельности российских компаний в условиях международной экономической интеграции'

Стимулирование экспортной деятельности российских компаний в условиях международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА / ИМПОРТНЫЕ ТАРИФЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / HE EXPORT POTENTIAL / WORLD TRADE ORGANIZATION / CUSTOMS UNION / GOVERNMENT SUPPORT IN THE SPHERE OF DEVELOPMENT AND EXPORT STIMULATION / IMPORT TARIFFS / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатуров Л.Э.

В статье рассматриваются вопросы повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности экономики Российской Федерации за счет участия в международных интеграционных процессах. Анализируются методы и инструменты государственной поддержки российской экономики в условиях растущей мировой конкуренции, используя и сочетая преимущества от вступления России в ВТО и участия в Таможенном союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF RUSSIAN COMPANIES EXPORT ACTIVITY IN THE FACE OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION

The article examines the questions of improvement of export potential and competitiveness of the Russian economy by participating in the international integration processes. The analysis of methods and instruments of government support for the Russian economy in conditions of growing global competition was made by using and combining the advantages of Russia's WTO accession and participation in the customs union.

Текст научной работы на тему «Стимулирование экспортной деятельности российских компаний в условиях международной экономической интеграции»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339

Л.Э. Цатуров

аспирант, кафедра мировой экономики, ФГБОУВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва,

e-mail: regfar@bk.ru

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности экономики Российской Федерации за счет участия в международных интеграционных процессах. Анализируются методы и инструменты государственной поддержки российской экономики в условиях растущей мировой конкуренции, используя и сочетая преимущества от вступления России в ВТО и участия в Таможенном союзе.

Ключевые слова: экспортный потенциал, Всемирная торговая организация, Таможенный союз, государственная поддержка в сфере развития и стимулирования экспорта, импортные тарифы, международная кооперация.

L.E. Tsaturov, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Moscow, e-mail: regfar@bk.ru

STIMULATION OF RUSSIAN COMPANIES EXPORT ACTIVITY IN THE FACE OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION

Abstract.The article examines the questions of improvement of export potential and competitiveness of the Russian economy by participating in the international integration processes. The analysis of methods and instruments of government support for the Russian economy in conditions of growing global competition was made by using and combining the advantages of Russia's WTO accession and participation in the customs union.

Keywords: the export potential, world trade organization, the customs union, government support in the sphere of development and export stimulation, import tariffs, the international cooperation.

Рост экономики Российской Федерации напрямую зависит как от потенциала увеличения экспорта, так и от повышения эффективности отечественных компаний и грамотной макроэкономической политики государства. Как и многие страны мира, Россия в последнее время усилила свою международную деятельность и принимает активное участие в различных экономических интеграционных процессах. До недавнего времени это участие носило несистематический характер, не подкрепленный общей стратегией экономического развития и не в полной мере направленный на достижение устойчивого развития экономики страны. В последние годы Россия начала проводить активную международную политику, направленную на создание собственных союзов и объединений, которые с первого дня своего существования отвечают национальным интересам страны и ее экономической системе.

Расширение внешнеэкономической деятельности России и реализации ее экспортного потенциала возможно посредством грамотного государственного

36

№ 9 (37) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

стимулирования внешнеэкономической деятельности при одновременном повышении качества стратегического планирования и управления самих экспортно-

ориентированных компаний. При этом эффективность совместного использования данных видов деятельности существенно повышается, если они производятся в рамках участия России в международных экономических союзах и организациях при использовании всех их потенциальных возможностей и предоставляемых механизмов управления внешнеэкономической деятельностью.

В настоящий момент, несмотря на существующие проблемы в отношениях России и стран ЕС, связанных с продолжающимся политическим кризисом на Украине, России, по мнению автора, необходимо сконцентрировать свои усилия на расширении своего участия в двух ключевых на сегодняшний день международных процессах: Всемирная торговая организация (ВТО) и Таможенный союз (ТС).

ВТО и Таможенный союз - две различные по своему существу организации, имеющие разные цели и предоставляющие свои уникальные возможности для российской экономики. В связи с этим использование их преимуществ должно проводиться на сбалансированной основе, предполагающей соблюдение интересов всех участвующих в них сторон при четком следовании взятых Россией обязательств. Всемирная торговая организация в первую очередь координирует внешнеторговую деятельность стран-участниц и обеспечивает равноправие торговых отношений между странами с учетом существующих ограничений и обязательных условий членства. С другой стороны, Таможенный союз направлен на экономическую интеграцию России, Белоруссии, Казахстана и Армении (в ближайшей перспективе и Киргизстана), что повышает их общую экономическую силу, и ведет к повышению эффективности производственных процессов компаний этих стран. Тем самым развитие Таможенного союза и лидерство в нем России связано в первую очередь с разработкой и выпуском более конкурентоспособной продукции, которая может, в том числе, и

экспортироваться за рубеж с использованием инструментов внешней торговли, предоставляемых Всемирной торговой организацией.

Вступление России в ВТО принесло как новые риски, так и дополнительные возможности для развития отечественной экономики. Эксперты в настоящее время расходятся в масштабах последствий ВТО, однако, по нашему мнению, потенциальные выгоды все же превосходят негативное влияние взятых на себя обязательств. На рисунке 1 показаны те принципиально важные возможности, которые Россия получила как страна-участница ВТО.

Улучшение имиджа страны

Обеспечение защиты интересов экспортеров

Рисунок 1 - Потенциальные возможности участия России в ВТО

№ 9 (37) - 2014

37

Проблемы экономики и менеджмента

Представленные потенциальные выгоды от участия в ВТО не могут быть реализованы моментально только от вступления страны в эту организацию. Вхождение в ВТО дает лишь каждой из своих стран-участниц инструменты для их последующего использования, при этом фактические результаты, как правило, ожидаются в долгосрочном периоде и зависят от эффективности и качества предпринимаемых страной мер по продвижению своих интересов на международных рынках.

Прежде всего, участие России в данной организации означает признание ее значимости в мировой экономике и ее заслуг в сфере развития международных экономических отношений. Это позволяет российским экспортерам на равных вести диалог с потенциальными и существующими контрагентами и партнерами, а также отстаивать свои внешнеторговые интересы. Очевидно, что само по себе членство в ВТО не дает возможности рассчитывать на повышение имиджа России и ее инвестиционной привлекательности.

Необходимо внедрение в законодательство Российской Федерации предсказуемых и стабильных правил игры в сфере защиты собственности, ведении экспортной и импортной деятельности, снижении бюрократического давления на бизнес и т. д. Наконец, участие в ВТО обязывает Россию принять более жесткую позицию относительно защиты интеллектуальной собственности, что также положительно влияет на международный имидж страны. Инструменты ВТО по защите интеллектуальной собственности, с другой стороны, позволят российским предприятиям более эффективно защищать свои научные разработки на экспортных рынках, снижая тем самым риски международной торговли.

Инструментарий Всемирной торговой организации подразумевает защиту внешнеторговых интересов стран-участниц и обеспечение им равных прав при осуществлении экспортной деятельности. До недавнего времени Россия не была полноправным деловым партнером и против нее нередко использовали различного рода дискриминационные меры, особенно в отношении продукции таких отраслей, как металлургия и химия.

Членство России в ВТО предопределяет снятие всех существующих заградительных барьеров при торговле продукцией российского происхождения. Это, однако, требует от государства активной деятельности в сфере отстаивания интересов отечественного бизнеса и использования, имеющихся в рамках ВТО возможностей по предотвращению появления новых ограничений и дискриминации на каких бы то ни было региональных или товарных рынках. Со стороны же компаний-экспортеров требуется проведение постоянного мониторинга ситуации на внешних рынках и в случае обнаружения какой-либо формы дискриминации ведение активной работы с соответствующими государственными органами для инициирования межправительственных переговоров.

Система ВТО при правильном ее использовании должна обеспечивать предсказуемость доступа к рынкам сбыта, что связано с обязательством стран-частниц по использованию единых таможенных правил, включая обязательные требования по

38

№ 9 (37) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

стандартизации, таможенной инспекции и очистке товаров. Данная стандартизация и обязательства стран-импортеров помогают экспортерам в ведении своей деятельности, так как снижают издержки и неопределенности внешнеторговой деятельности и повышают ее предсказуемость. Наконец, стабильность доступа к экспортным рынкам, наличие стандартизированных таможенных правил, единые условия ведения бизнеса улучшают возможности компаний по формированию долгосрочной торговой деятельности и разработке инвестиционных и стратегических планов развития, включая и планы по модернизации производственных мощностей и разработке и освоению новых видов продукции.

Помимо обеспечения защиты интересов российских компаний на международных рынках, членство в ВТО также имеет потенциал для снижения их издержек и, соответственно, повышения конкурентоспособности (рис. 2). Стоит отметить, что использование инструментов ВТО для снижения издержек ведения бизнеса является достаточно сложным процессом, требующим значительных управленческих навыков и эффективных стратегических планов развития.

Рисунок 2 - Направления снижения издержек для российских компаний

от участия России в ВТО

Одним из основных направлений по оптимизации издержек является использование компаниями возможностей по ожидаемому снижению тарифов на импорт в Россию технологического оборудования. Несмотря на то, что это направление по снижению издержек является косвенным и не влияет напрямую на стоимость экспорта продукции, оно ведет к возможному уменьшению инвестиционных затрат экспортно-ориентированных производств, находящихся в процессе обновления основных средств и освоения современных технологий. Глубокая модернизация компаний и повышение качества продукции - ключевые направления стратегии развития отечественных экспортных отраслей, что требует существенных инвестиционных ресурсов в закупку нового технологического оборудования, машин и информационных систем. В связи с тем, что многое из данного оборудования в России не производится, его импорт становится существенной статьей инвестиционных расходов. При этом в текущей ситуации многие компании не имеют возможности привлечь достаточный объем ресурсов для покрытия всех своих потребностей, что

№ 9 (37) - 2014

39

Проблемы экономики и менеджмента

значительно тормозит модернизацию и не позволяет отечественным производителям быть конкурентоспособными на международных рынках.

Одним из условий вступления России в ВТО было снижение данных импортных тарифов на отдельные виды технологического оборудования, в связи с этим у отдельных компаний появляются возможности по закупке большего количества оборудования лучшего качества, что в полной мере соответствует стратегическим целям развития, направленным на повышение конкурентоспособности и эффективного использования экспортного потенциала. С другой стороны, даже в случае снижения импортных пошлин, инвестиционные затраты отечественных компаний ожидаются на высоких уровнях в связи с острой необходимостью преодоления ими технологического отставания от зарубежных конкурентов, поэтому повышение эффективности их инвестиционной стратегии все равно остается одним из ключевых направлений для обеспечения устойчивых рыночных позиций на экспортных рынках.

В соответствии с принятыми обязательствами при вступлении во Всемирную торговую организацию Россия должна постепенно реформировать у себя финансовый и страховой рынки и, прежде всего, позволить зарубежным банкам и страховым компаниям открывать в стране свои филиалы. При осуществлении данных изменений допустимо ожидать рост конкуренции на рынке финансовых услуг, а также приход на рынок новых игроков с инновационными продуктами и более широкими возможностями по организации финансирования. Это, по нашему мнению, должно способствовать активизации притока финансовых ресурсов в промышленность, к тому же способно обеспечить определенное снижение стоимости кредитования вместе со снижением ставок по страхованию. Российские производители будут способны в определенной мере снизить издержки производства.

Получение более широкого доступа к новым источникам финансирования является быстрым процессом, так как, во-первых, потребуется определенное время для прихода на рынок новых финансовых институтов, а, во-вторых, их активность на российском рынке зависит от стимулирующей деятельности государства по активизации экономического роста, снижению бюрократических барьеров и повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики. Также более дешевое финансирование зарубежных партнеров будет доступно только высокоэффективным компаниям с четкими стратегиями развития, наличием экспортного потенциала, достаточным уровнем управленческих и кадровых ресурсов и способностью производить требуемую рынком продукцию.

В случае активной государственной политики в сфере развития экспорта и использования механизмов ВТО для достижения целей развития отечественной экономики у российских компаний есть перспективы снижения своих расходов за счет оптимизации различного рода административных, информационных и накладных расходов. Создание единой базы данных, стандартизация таможенных процедур, а также упрощение бюрократических процессов будут способствовать снижению себестоимости российских экспортеров. Это, однако, также может быть достижимым

40

№ 9 (37) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

при проведении государством соответствующей политики в отношении экспортноориентированных отраслей, включая и те, которые относятся к производству конечной, в том числе и высокотехнологичной продукции.

ВТО была создана и функционирует для обеспечения стандартов и правил международной торговли, и в рамках этих задач Россия способна наращивать свои экспортные операции и вести активную внешнеэкономическую деятельность. Если ВТО - это система внешних экономических отношений, то Таможенный союз создан для обеспечения промышленной кооперации между входящими в него странами, что должно привести к росту экономик этих стран и созданию новых эффективных производств, единой таможенной системы и объединенной транспортной инфраструктуры. Кроме того, Таможенный союз преследует несколько иные цели, направленные на стимулирование внутренних производственных и торговых процессов между участниками такого союза.

Многие из потенциальных преимуществ Таможенного союза не влияют напрямую на экспортную деятельность и нацелены в первоочередном порядке на активизацию внутреннего промышленного производства, а также защиту национальных производителей от экспансии международных корпораций и зарубежных поставщиков. Несмотря на это, выгоды Таможенного союза и его механизмы могут и должны быть использованы и для продвижения продукции на экспортные рынки. В данном случае речь идет о следующих выгодах, грамотное использование которых ведет к стимулированию внешнеторговых операций:

• Отсутствие таможенных пошлин при перемещении сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции между странами-участницами.

• Снижение транспортных издержек при перевозке грузов внутри Таможенного

союза.

• Стандартизация административных процедур внутри Союза, ведущая к сокращению расходов предприятий на ведение бизнеса.

• Создание в перспективе единой системы научно-исследовательских разработок и взаимодействия в рамках инновационных проектов и высокотехнологичных производств.

Представленные преимущества направлены на снижение себестоимости производства внутри стран Таможенного союза и стимулирование создания новых, в том числе и совместных производств, для выпуска конкурентоспособной продукции с последующим ее сбытом как внутри стран-участниц, так и за рубежом. Научнотехнический, кадровый, сырьевой потенциалы стран Таможенного союза позволяют в наилучшей степени использовать имеющиеся возможности для совместного выхода на экспортные рынки. При этом общий экономический вклад России в Таможенный союз представляется наиболее весомым, соответственно российские компании должны получать наибольшие преимущества и выгоды при использовании механизмов Союза для экспорта своей продукции на зарубежные рынки. Другими словами, Россия не должна выступать исключительно в качестве поставщика дешевого сырья для копаний

№ 9 (37) - 2014

41

Проблемы экономики и менеджмента

стран-участниц ТС, а стремиться к выстраиванию вокруг себя кооперационных связей с наиболее эффективными производствами соседних стран для повышения конкурентоспособности собственной продукции, как для внутреннего сбыта, так и для поставок на международные рынки. При этом следует использовать механизмы ВТО, которые не могут в настоящее время быть применены, напрямую другими странами Союза.

Уникальность положения российской экономики состоит в наличии у нее больших запасов сырьевых ресурсов, а также значительного производственного и научно-технического потенциала, которые сейчас используются не в полной мере. Россия в последние годы провела существенную работу по налаживанию внешнеэкономических отношений со многими странами и регионами и активно участвует в наиболее перспективных международных альянсах и союзах, представляющих разнообразные возможности по расширению присутствия отечественной продукции на экспортных рынках и укреплению международных позиций страны. Участие в этих международных союзах имеет и обратную сторону, так как Россия берет на себя и определенные обязательства, невыполнение которых нежелательно и может привести к негативным последствиям для экспортеров и экономики в целом. Эти обязательства, однако, не должны приводить к ущемлению интересов страны на международной арене и предоставлять конкурентам возможности по захвату доли рынка России и снижению устойчивости отечественных компаний. Активная защита собственных интересов должна проводиться на постоянной основе, при одновременном использовании механизмов международной экономической интеграции с целью продвижения продукции на традиционные и новые экспортные рынки. Опыт взаимодействия стран в рамках международных интеграционных процессов показывает, что использование этих механизмов является сложным видом деятельности, требующим активной государственной поддержки, создания

благоприятных инвестиционных и предпринимательских условий и эффективного стратегического управления самими экспортно-ориентированными компаниями.

Список литературы:

1. Бабкин К.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К. А. Бабкин, А.В. Кузнецов. ВТО Информ, 2012.

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика. - М.: ВАВТ Минэкономразвития, 2012.

3. Оболенский В.П. Условия присоединения России к ВТО и его последствия для отечественной экономики. - М.: Всерос. акад. внеш. торговли Минэкономразвития РФ, 2012.

4. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / под ред. Д.Г. Тарра. - М.: Весь мир, 2006.

5. Халевинская Е.Д. Всемирная торговая организация и российские интересы. -М.: Магистр, 2009.

42

№ 9 (37) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.