СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
Султанова Е.Р.
Султанова Екатерина Ростиславовна - преподаватель, кафедра "Камерный ансамбль», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан.
Аннотация: статья посвящена творческой биографии выдающегося узбекского композитора А.Ю. Эргашева, а также знакомит с его камерной музыкой, анализирует стилистические особенности сонаты-поэмы и выносит некоторые методические рекомендации по ее исполнению. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.
Ключевые слова: композитор, камерная музыка, камерный ансамбль, соната, поэма, музыка, культуры, анализ.
STYLISTIC FEATURES IN THE ANALYSIS OF THE CHAMBER SONATA-POEM A.YU. ERGASHEVA FOR VIOLIN AND PIANO Sultanova E.R.
Sultanova Ekaterina Rostislavovna - teacher, DEPARTMENT "CHAMBERENSEMBLE", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.
Abstract: the article is devoted to the creative biography of the outstanding Uzbek composer A. Yu. Ergashev, and also introduces his chamber music, analyzes the stylistic features of the sonata-poem and makes some methodological recommendations for its performance. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films. Keywords: composer, chamber music, chamber ensemble, sonata, poem, music, cultures, analysis.
Анвар Юлдашевич Эргашев - выдающееся явление музыкальной культуры Узбекистана рубежа ХХ - XXI
в.в., яркий представитель композиторской школы страны. Его исключительная индивидуальность наполнена неустанным творческим трудом и интересна для исследования и изучения.
Анвар Юлдашевич Эргашев родился 19 апреля 1954 г. в г. Фергана в музыкальной семье. Его отец, Юлдаш Эргашевич Ергашев, окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «Военное дирижирование».
Начальное и среднее музыкальное образование Анвар Юлдашевич получил в Фергане, тогда же начал проявляться и его композиторский талант - в возрасте 16 лет он начал писать прелюдии для фортепиано. В 1972
г. он окончил Ферганское музыкальное училище как пианист и в том же году поступил в Ташкентскую государственную консерваторию по специальности «фортепиано», закончив ее в 1977 г. в классе доцента Евлампиева.
Во время учебы в консерватории Анвар Юлдашевич познакомился со своей будущей супругой Намуной, талантливым музыкантом, музыковедом, с которой он счастливо прожил в браке всю жизнь.
Поскольку композиция всегда оставалась органичной составляющей его творческой жизни, он в 1986 г. также окончил отделение композиции Ташкентской государственной консерватории (класс Таджиева), а в 1994 г. - еще и отделение оперно-симфонического дирижирования (с ним работали такие мастера, как З. Хакназаров, К. Усманов и Б. Мансуров).
Свою композиторскую деятельность А.Ю. Эргашев совмещал с активной концертной деятельностью в качестве дирижера: он являлся художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра ГАБТ им. А. Навои и главным дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана. В его театральном дирижерском репертуаре - «Хумо» (А. Эргашев), «Раймонда» (А.Глазунов), «Сельская честь» (П. Маскани), «Тоска» (Дж. Пуччини), «Паяцы» (Л. Леонкавалло), «Спящая красавица» (П. Чайковский).
А.Ю. Эргашев был очень разноплановым композитором - ему были интересны различные жанры и направления.
Он является автором балетов «Хумо» (2005) и «Чеховиана» (2010), "Doston-musik" для камерного оркестра (1994), Концерта для фортепиано с оркестром (1986), Концерта для виолончели с оркестром (1985).
Значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки - его перу принадлежат Фортепианное трио (1985), Соната для скрипки и фортепиано (1987), Восточное каприччио для кларнета и фортепиано (1994), Поэма для флейты и фортепиано, а также пьесы для различных инструментов.
А.Ю. Эргашеву - автор оперетты «Крошка» (1990), музыкальных комедий «Анковлар чайкови» (1990) и «Убей меня, голубчик» (1995) и мюзиклов «Солнце над мельницей» (1991), «Королева змей» (1995) и «12 месяцев (по мотивам С.Маршака» (1995), «Сказка зимнего леса» (2011).
Его музыкальные сказки для детей «Балли улокча» (1986), «Яраш-яраш» (1988), «В стране волшебных букв» (1989), «Снежная королева» (1997), «Морозко» (1999), «Маленький Мук» (2005), «Золушка» (2019) и другие проходили во время зимних каникул с аншлагом.
А.Ю.Эргашев проявлял большой интерес к драматическому театру. Он написал музыку к драматическим спектаклям «Там, где плачут кони» (1995), «Горизонт» (1995), «Сохибкирон» (2000), «Аль-Фаргони» (2005), «Бир кадам йул» (2005) и др.
Постановки спектаклей осуществлялись на сценах таких театров, как ГАБТ им. А.Навои, Национальный Академический театр драмы, Ташкентский театр оперетты, Музыкальный театр им. Мукими, а также музыкальных театров в различных городах Российской Федерации - Иркутска, Екатеринбурга, Волгограда, Оренбурга, Иваново и других.
А.Ю.Эргашев не обошел вниманием и эстраду - он автор музыки песен многих известных отечественных исполнителей, в том числе ставшей популярной песни «Бахт узи нимадир» в исполнении Насибы Абдуллаевой.
Много музыки написано А.Ю.Эргашевым и для кино - он был членом Художественного совета Национального агентства «Узбеккино». Он является композитором художественных фильмов «Золотая голова мстителя» (1986), «Вечера в белом домике» (1987), «Битва трех королей» (1989), «Шерали и Ойбарчин» (1989), «Исходные данные - смерть» (1990), «Ангел в огне» (1991), «Верни мою звезду» (1995), «Шариф и Мариф» и многих других. Последней работой композитора была музыка к фильму «101», премьера которого состоялась в 2020 г., незадолго до его смерти.
А.Ю.Эргашев - Заслуженный деятель искусств Узбекистана (2002), лауреат Государственной премии «Офарин» (за балет «Хумо»), трижды назывался лучшим композитором года.
В творческом портфеле А.Ю. Эргашева при таком широком диапазоне жанров были и обращения к камерно-инструментальным формам, весьма своеобразным - таким, как Соната-поэма для скрипки и фортепиано, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Каприччио для кларнета и фортепиано.
Соната-поэма является одним из наиболее ранних сочинений композитора и была написана в 1985 г. Она посвящена скрипачке С.Златковской, которая и стала ее первой исполнительницей. Сонату-поэму отличает оригинальная стилистика - создается впечатление, что автор во время ее написания находился в поисках своего индивидуального музыкального языка. В сонате также прослеживается влияние современных ему композиторов.
Небольшая по размеру (одночастной формы), она включает в себя яркие, характерные темы и в целом имеет эпико-драматический склад, при этом сохраняется национальный колорит за счет интонационных оборотов основных тем и своеобразия их ритмического рисунка, ладо-гармонических образований.
Первая тема у скрипки начинается повествовательно. Скрипка как будто рассказывает древнюю эпическую историю широким, выразительным языком. Фортепиано здесь выступает в качестве фона и поэтому его партия должна исполняться на одной педали на тр. При динамическом развитии первой темы у скрипки партии фортепиано необходимо держать ритм и показывать глубокий бас на сильную долю в такте. Здесь чувствуется влияние романтической музыки в восточном стиле, с образами ветров, веющих в пустыни. Игру света и тени и красочных бликов передают неожиданные современные гармонии.
Тема динамически развивается и с каждой новой модуляцией становится все напряженнее и драматичнее, пока не приходит к выразительному соло-речитативу в 30-м такте.
Партия фортепиано как бы подчеркивает этот драматизм своими резкими диссонансными аккордами, а далее своими ниспадающими хроматизмами продолжает драматическое высказывание скрипки
Сонату вообще отличает волнообразность формы, когда драматические кульминации чередуются спадами, причем каждая следующая кульминация поднимается на новую вершину.
В партии скрипки - много речитативов, и сложностью для исполнителя является их смысловое наполнение отчаянием и болью от неотвратимости случившегося. Несмотря на кажущуюся свободу музыкального языка, здесь необходимо четко держать ритм.
Соната заканчивается монументально и торжественно, в жизнеутверждающем характере, первой темой: композитор как бы выстраивает арку, показывая, что все возвращается на круги своя, к своим истокам, но в новом качестве.
Эта соната - свежая и динамичная, ее отличает яркость образов, богатство восточного колорита, многообразие ритмических рисунков, драматизм действия и оригинальность музыкального языка. Своей формой и импровизационностью развития она больше тяготеет к поэме, нежели к сонате. Сложность для исполнителей заключается в способности передать эмоциональную наполненность и разнообразие динамических оттенков, и замысловатый ритмический рисунок.
Изучение этого произведение приносит большую пользу для воспитания ансамблевых навыков у студентов, а также расширяет их репертуар и знакомит с узбекской национальной камерной музыкой.
Список литературы /References
1. Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.commus.uz/index.php/ru/35-struktura/russian/93-ergashev-anvar/(дата обращения: 28.11.2022).
2. Скончался известный композитор и дирижер ГАБТ им. А. Навои Анвар Эргашев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/sobytiya/1162626-skonchalsya-izvestnyj-kompozitor-i-dirizher-gabt-im-a-navoi-anvar-ergashev.html/(дата обращения: 28.11.2022).