Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композитор / камерная музыка / камерный ансамбль / соната / поэма / музыка / культуры / анализ. / composer / chamber music / chamber ensemble / sonata / poem / music / cultures / analysis.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Султанова Екатерина Ростиславовна

статья посвящена творческой биографии выдающегося узбекского композитора А.Ю. Эргашева, а также знакомит с его камерной музыкой, анализирует стилистические особенности сонаты-поэмы и выносит некоторые методические рекомендации по ее исполнению. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES IN THE ANALYSIS OF THE CHAMBER SONATA-POEM A.YU. ERGASHEVA FOR VIOLIN AND PIANO

the article is devoted to the creative biography of the outstanding Uzbek composer A.Yu. Ergashev, and also introduces his chamber music, analyzes the stylistic features of the sonata-poem and makes some methodological recommendations for its performance. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО»

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю. ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО

Султанова Е.Р.

Султанова Екатерина Ростиславовна - преподаватель, кафедра "Камерный ансамбль», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан.

Аннотация: статья посвящена творческой биографии выдающегося узбекского композитора А.Ю. Эргашева, а также знакомит с его камерной музыкой, анализирует стилистические особенности сонаты-поэмы и выносит некоторые методические рекомендации по ее исполнению. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Ключевые слова: композитор, камерная музыка, камерный ансамбль, соната, поэма, музыка, культуры, анализ.

STYLISTIC FEATURES IN THE ANALYSIS OF THE CHAMBER SONATA-POEM A.YU. ERGASHEVA FOR VIOLIN AND PIANO Sultanova E.R.

Sultanova Ekaterina Rostislavovna - teacher, DEPARTMENT "CHAMBERENSEMBLE", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN.

Abstract: the article is devoted to the creative biography of the outstanding Uzbek composer A. Yu. Ergashev, and also introduces his chamber music, analyzes the stylistic features of the sonata-poem and makes some methodological recommendations for its performance. He is the author of a large number of compositions written in various genres: from miniature pieces for piano to ballets and music for drama performances and films. Keywords: composer, chamber music, chamber ensemble, sonata, poem, music, cultures, analysis.

Анвар Юлдашевич Эргашев - выдающееся явление музыкальной культуры Узбекистана рубежа ХХ - XXI

в.в., яркий представитель композиторской школы страны. Его исключительная индивидуальность наполнена неустанным творческим трудом и интересна для исследования и изучения.

Анвар Юлдашевич Эргашев родился 19 апреля 1954 г. в г. Фергана в музыкальной семье. Его отец, Юлдаш Эргашевич Ергашев, окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «Военное дирижирование».

Начальное и среднее музыкальное образование Анвар Юлдашевич получил в Фергане, тогда же начал проявляться и его композиторский талант - в возрасте 16 лет он начал писать прелюдии для фортепиано. В 1972

г. он окончил Ферганское музыкальное училище как пианист и в том же году поступил в Ташкентскую государственную консерваторию по специальности «фортепиано», закончив ее в 1977 г. в классе доцента Евлампиева.

Во время учебы в консерватории Анвар Юлдашевич познакомился со своей будущей супругой Намуной, талантливым музыкантом, музыковедом, с которой он счастливо прожил в браке всю жизнь.

Поскольку композиция всегда оставалась органичной составляющей его творческой жизни, он в 1986 г. также окончил отделение композиции Ташкентской государственной консерватории (класс Таджиева), а в 1994 г. - еще и отделение оперно-симфонического дирижирования (с ним работали такие мастера, как З. Хакназаров, К. Усманов и Б. Мансуров).

Свою композиторскую деятельность А.Ю. Эргашев совмещал с активной концертной деятельностью в качестве дирижера: он являлся художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра ГАБТ им. А. Навои и главным дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана. В его театральном дирижерском репертуаре - «Хумо» (А. Эргашев), «Раймонда» (А.Глазунов), «Сельская честь» (П. Маскани), «Тоска» (Дж. Пуччини), «Паяцы» (Л. Леонкавалло), «Спящая красавица» (П. Чайковский).

А.Ю. Эргашев был очень разноплановым композитором - ему были интересны различные жанры и направления.

Он является автором балетов «Хумо» (2005) и «Чеховиана» (2010), "Doston-musik" для камерного оркестра (1994), Концерта для фортепиано с оркестром (1986), Концерта для виолончели с оркестром (1985).

Значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки - его перу принадлежат Фортепианное трио (1985), Соната для скрипки и фортепиано (1987), Восточное каприччио для кларнета и фортепиано (1994), Поэма для флейты и фортепиано, а также пьесы для различных инструментов.

А.Ю. Эргашеву - автор оперетты «Крошка» (1990), музыкальных комедий «Анковлар чайкови» (1990) и «Убей меня, голубчик» (1995) и мюзиклов «Солнце над мельницей» (1991), «Королева змей» (1995) и «12 месяцев (по мотивам С.Маршака» (1995), «Сказка зимнего леса» (2011).

Его музыкальные сказки для детей «Балли улокча» (1986), «Яраш-яраш» (1988), «В стране волшебных букв» (1989), «Снежная королева» (1997), «Морозко» (1999), «Маленький Мук» (2005), «Золушка» (2019) и другие проходили во время зимних каникул с аншлагом.

А.Ю.Эргашев проявлял большой интерес к драматическому театру. Он написал музыку к драматическим спектаклям «Там, где плачут кони» (1995), «Горизонт» (1995), «Сохибкирон» (2000), «Аль-Фаргони» (2005), «Бир кадам йул» (2005) и др.

Постановки спектаклей осуществлялись на сценах таких театров, как ГАБТ им. А.Навои, Национальный Академический театр драмы, Ташкентский театр оперетты, Музыкальный театр им. Мукими, а также музыкальных театров в различных городах Российской Федерации - Иркутска, Екатеринбурга, Волгограда, Оренбурга, Иваново и других.

А.Ю.Эргашев не обошел вниманием и эстраду - он автор музыки песен многих известных отечественных исполнителей, в том числе ставшей популярной песни «Бахт узи нимадир» в исполнении Насибы Абдуллаевой.

Много музыки написано А.Ю.Эргашевым и для кино - он был членом Художественного совета Национального агентства «Узбеккино». Он является композитором художественных фильмов «Золотая голова мстителя» (1986), «Вечера в белом домике» (1987), «Битва трех королей» (1989), «Шерали и Ойбарчин» (1989), «Исходные данные - смерть» (1990), «Ангел в огне» (1991), «Верни мою звезду» (1995), «Шариф и Мариф» и многих других. Последней работой композитора была музыка к фильму «101», премьера которого состоялась в 2020 г., незадолго до его смерти.

А.Ю.Эргашев - Заслуженный деятель искусств Узбекистана (2002), лауреат Государственной премии «Офарин» (за балет «Хумо»), трижды назывался лучшим композитором года.

В творческом портфеле А.Ю. Эргашева при таком широком диапазоне жанров были и обращения к камерно-инструментальным формам, весьма своеобразным - таким, как Соната-поэма для скрипки и фортепиано, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Каприччио для кларнета и фортепиано.

Соната-поэма является одним из наиболее ранних сочинений композитора и была написана в 1985 г. Она посвящена скрипачке С.Златковской, которая и стала ее первой исполнительницей. Сонату-поэму отличает оригинальная стилистика - создается впечатление, что автор во время ее написания находился в поисках своего индивидуального музыкального языка. В сонате также прослеживается влияние современных ему композиторов.

Небольшая по размеру (одночастной формы), она включает в себя яркие, характерные темы и в целом имеет эпико-драматический склад, при этом сохраняется национальный колорит за счет интонационных оборотов основных тем и своеобразия их ритмического рисунка, ладо-гармонических образований.

Первая тема у скрипки начинается повествовательно. Скрипка как будто рассказывает древнюю эпическую историю широким, выразительным языком. Фортепиано здесь выступает в качестве фона и поэтому его партия должна исполняться на одной педали на тр. При динамическом развитии первой темы у скрипки партии фортепиано необходимо держать ритм и показывать глубокий бас на сильную долю в такте. Здесь чувствуется влияние романтической музыки в восточном стиле, с образами ветров, веющих в пустыни. Игру света и тени и красочных бликов передают неожиданные современные гармонии.

Тема динамически развивается и с каждой новой модуляцией становится все напряженнее и драматичнее, пока не приходит к выразительному соло-речитативу в 30-м такте.

Партия фортепиано как бы подчеркивает этот драматизм своими резкими диссонансными аккордами, а далее своими ниспадающими хроматизмами продолжает драматическое высказывание скрипки

Сонату вообще отличает волнообразность формы, когда драматические кульминации чередуются спадами, причем каждая следующая кульминация поднимается на новую вершину.

В партии скрипки - много речитативов, и сложностью для исполнителя является их смысловое наполнение отчаянием и болью от неотвратимости случившегося. Несмотря на кажущуюся свободу музыкального языка, здесь необходимо четко держать ритм.

Соната заканчивается монументально и торжественно, в жизнеутверждающем характере, первой темой: композитор как бы выстраивает арку, показывая, что все возвращается на круги своя, к своим истокам, но в новом качестве.

Эта соната - свежая и динамичная, ее отличает яркость образов, богатство восточного колорита, многообразие ритмических рисунков, драматизм действия и оригинальность музыкального языка. Своей формой и импровизационностью развития она больше тяготеет к поэме, нежели к сонате. Сложность для исполнителей заключается в способности передать эмоциональную наполненность и разнообразие динамических оттенков, и замысловатый ритмический рисунок.

Изучение этого произведение приносит большую пользу для воспитания ансамблевых навыков у студентов, а также расширяет их репертуар и знакомит с узбекской национальной камерной музыкой.

Список литературы /References

1. Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.commus.uz/index.php/ru/35-struktura/russian/93-ergashev-anvar/(дата обращения: 28.11.2022).

2. Скончался известный композитор и дирижер ГАБТ им. А. Навои Анвар Эргашев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nuz.uz/sobytiya/1162626-skonchalsya-izvestnyj-kompozitor-i-dirizher-gabt-im-a-navoi-anvar-ergashev.html/(дата обращения: 28.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.