Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю.ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю.ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Композиторы Узбекистана / камерная музыка Узбекистана / камерный ансамбль.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е. Р. Султанова

Статья рассматривает стилистические особенности сонаты-поэмы композитора А.Ю.Эргашева и содержит некоторые методические рекомендации по ее исполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю.ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО»

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗБОРЕ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ-ПОЭМЫ А.Ю.ЭРГАШЕВА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО

Е. Р. Султанова

Преподаватель кафедры камерного ансамбля Государственной консерватории

Узбекистана

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает стилистические особенности сонаты-поэмы композитора А.Ю.Эргашева и содержит некоторые методические рекомендации по ее исполнению.

Ключевые слова: Композиторы Узбекистана, камерная музыка Узбекистана, камерный ансамбль.

Annotation:

The article considers the stylistic features of the sonata-poem by the composer A.Yu. Ergashev and contains some methodological recommendations for its performance. Keywords:

Composers of Uzbekistan, chamber music of Uzbekistan, chamber ensemble. Введение

Анвар Юлдашевич Эргашев - выдающееся явление музыкальной культуры Узбекистана рубежа ХХ - XXI в.в., яркий представитель композиторской школы страны. Его исключительная индивидуальность наполнена неустанным творческим трудом и интересна для исследования и изучения. Он является автором большого количества сочинений, написанных в различных жанрах: от миниатюрных пьес для фортепиано до балетов и музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Свою композиторскую деятельность А.Ю. Эргашев совмещал с активной концертной деятельностью в качестве дирижера: он являлся художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра ГАБТ им. А. Навои и главным дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана. В его театральном дирижерском репертуаре - «Хумо» (А. Эргашев), «Раймонда» (А.Глазунов), «Сельская честь» (П. Маскани), «Тоска» (Дж. Пуччини), «Паяцы» (Л. Леонкавалло), «Спящая красавица» (П. Чайковский).

А.Ю. Эргашев был очень разноплановым композитором - ему были интересны различные жанры и направления.

Он является автором балетов «Хумо» (2005) и «Чеховиана» (2010), "Dostonmusik" для камерного оркестра (1994), Концерта для фортепиано с оркестром (1986), Концерта для виолончели с оркестром (1985).

Он также внес значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки - его перу принадлежат Фортепианное трио (1985), Соната для скрипки и фортепиано (1987), Восточное каприччио для кларнета и фортепиано (1994), Поэма для флейты и фортепиано, а также пьесы для различных инструментов.

А.Ю. Эргашеву принадлежит авторство оперетты «Крошка» (1990), музыкальных комедий «Анковлар чайкови» (1990) и «Убей меня, голубчик» (1995) и мюзиклов «Солнце над мельницей» (1991), «Королева змей» (1995) и «12 месяцев (по мотивам С.Маршака» (1995), «Сказка зимнего леса» (2011).

Его музыкальные сказки для детей «Балли улокча» (1986), «Яраш-яраш» (1988), «В стране волшебных букв» (1989), «Снежная королева» (1997), «Морозко» (1999), «Маленький Мук» (2005), «Золушка» (2019) и другие проходили во время зимних каникул с аншлагом.

А.Ю.Эргашев проявлял большой интерес к драматическому театру. Он написал музыку к драматическим спектаклям «Там, где плачут кони» (1995), «Горизонт» (1995), «Сохибкирон» (2000), «Аль-Фаргони» (2005), «Бир кадам йул» (2005) и др.

Постановки спектаклей осуществлялись на сценах таких театров, как ГАБТ им. А.Навои, Национальный Академический театр драмы, Ташкентский театр оперетты, Музыкальный театр им. Мукими, а также музыкальных театров в различных городах Российской Федерации - Иркутска, Екатеринбурга, Волгограда, Оренбурга, Иваново и других.

А.Ю.Эргашев не обошел вниманием и эстраду - он автор музыки к песням многих известных отечественных исполнителей, в том числе ставшей популярной песни «Бахт узи нимадир» в исполнении Насибы Абдуллаевой.

Много музыки написано А.Ю.Эргашевым и для кино - он был членом Художественного совета Национального агентства «Узбеккино». Он является композитором художественных фильмов «Золотая голова мстителя» (1986), «Вечера в белом домике» (1987), «Битва трех королей» (1989), «Шерали и Ойбарчин» (1989), «Исходные данные - смерть» (1990), «Ангел в огне» (1991), «Верни мою звезду» (1995), «Шариф и Мариф» и многих других. Последней работой композитора была музыка к фильму «101», премьера которого состоялась в 2020 г., незадолго до его смерти.

А.Ю.Эргашев - Заслуженный деятель искусств Узбекистана (2002), лауреат Государственной премии «Офарин» (за балет «Хумо»), трижды назывался лучшим композитором года.

Биография А.Ю. Эргашева

Анвар Юлдашевич Эргашев родился 19 апреля 1954 г. в г. Фергана в музыкальной семье. Его отец, Юлдаш Эргашевич Ергашев, окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «Военное дирижирование».

Начальное и среднее музыкальное образование Анвар Юлдашевич получил в Фергане, тогда же начал проявляться и его композиторский талант - в возрасте 16 лет он начал писать прелюдии для фортепиано. В 1972 г. он окончил Ферганское музыкальное училище как пианист и в том же году поступил в Ташкентскую государственную консерваторию по специальности «фортепиано», закончив ее в 1977 г. в классе доцента Евлампиева.

Во время учебы в консерватории Анвар Юлдашевич познакомился со своей будущей супругой Намуной, талантливым музыкантом, музыковедом, с которой он счастливо прожил в браке всю жизнь.

Поскольку композиция всегда оставалась органичной составляющей его творческой жизни, он в 1986 г. также окончил отделение композиции Ташкентской государственной консерватории (класс Таджиева), а в 1994 г. - еще и отделение оперно-симфонического дирижирования (с ним работали такие мастера, как Хакназаров, Куванч и Мансуров).

Стилистические особенности в разборе камерной сонаты-поэмы А.Ю. Эргашева для скрипки и фортепиано

Соната-поэма является одним из наиболее ранних сочинений композитора и была написана в 1985 г. Она посвящена скрипачке С.Златковской, которая и стала ее первой исполнительницей. Сонату-поэму отличает оригинальная стилистика -создается впечатление, что автор во время ее написания находился в поисках своего индивидуального музыкального языка. В сонате также прослеживается влияние современных ему композиторов. Соната была посвящена (скрипачке), которая и стала ее первой исполнительницей.

Небольшая по размеру (одночастной формы), она включает в себя яркие, характерные темы и в целом имеет эпико-драматический склад.

Первая тема у скрипки начинается повествовательно. Скрипка как будто рассказывает древнюю эпическую историю широким, выразительным языком. Фортепиано здесь выступает в качестве фона и поэтому его партия должна исполняться на одной педали на тр. При динамическом развитии первой темы у скрипки партии фортепиано необходимо держать ритм и показывать глубокий бас на сильную долю в такте. Здесь чувствуется влияние романтической музыки в восточном стиле, с образами ветров, веющих в пустыни. Игру света и тени и красочных бликов передают неожиданные современные гармонии.

После 15 тактов первой темы скрипка плавно перетекает во вторую. Она динамически развивается и с каждой новой модуляцией становится все напряженнее и драматичнее, пока не приходит к выразительному соло-речитативу в 30-м такте. Партия фортепиано как бы подчеркивает этот драматизм своими резкими диссонансными аккордами, а далее своими ниспадающими хроматизмами продолжает драматическое высказывание скрипки (такт 38).

Сонату вообще отличает волнообразность формы, когда драматические кульминации чередуются спадами, причем каждая следующая кульминация поднимается на новую вершину.

В партии скрипки - много речитативов, и сложностью для исполнителя является их смысловое наполнение отчаянием и болью от неотвратимости случившегося. Несмотря на кажущуюся свободу музыкального языка, здесь необходимо четко держать ритм.

Далее в 48-и такте музыка опять возвращается к повествованию. Здесь автор демонстрирует свой дар мелодиста и импровизатора. Длинные, как будто плачущие мелодии с длинной фразировкой все время динамически развиваются, чтобы в конце резко оборваться отчаянием. Начиная с 62-го такта проходят драматические переклички фортепиано и скрипки. В этой кульминации есть технические сложности у скрипки - двойные хроматические ноты, выписанные секстами и требующие точного интонирования. После этой сложной кульминации (95 - 102 такты) идет остановка - герой как будто приходит в себя после приступа отчаяния, затем постепенно раскачивается и продолжает путь в свою историю, которая опять накаляется и приходит к новой драматической волне, выраженной в каденции у скрипки.

Сложность исполнения данного произведения заключается в том, что оно требует от скрипача определенной виртуозности.

После нескольких волнообразных драматических кульминаций в 126-м такте происходит остановка. Здесь важно просчитать все паузы.

После остановки начинается новая оптимистическая тема в диатоническом фа-мажоре (такт 130), символизирующая высшую силу справедливости, утверждающая торжество Добра и продолжение жизни. В этой теме важно уловить ритмический синкопированный рисунок. Эта тема также приходит к своему динамическому и драматическому развитию. В 177-м такте происходит последняя, самая громкая кульминация, в ней слышится набатный звон колоколов.

Соната заканчивается монументально и торжественно, в жизнеутверждающем характере, первой темой: композитор как бы выстраивает арку, показывая, что все возвращается на круги своя, к своим истокам, но в новом качестве.

Эта соната - свежая и динамичная, ее отличает яркость образов, богатство колорита, драматизм действия и оригинальность музыкального языка. Сложность для исполнителей заключается в способности передать эмоциональную наполненность и разнообразие динамических оттенков, и замысловатый ритмический рисунок.

Изучение этого произведение приносит большую пользу для воспитания ансамблевых навыков у студентов.

REFERENCES

1. Сайт Союза композиторов и бастакоров Узбекистана -https: //www.commus .uz/index.php/ru/3 5-struktura/russian/93 -ergashev-anvar

2. Скончался известный композитор и дирижер ГАБТ им. А. Навои Анвар Эргашев - https://nuz.uz/sobytiya/1162626-skonchalsya-izvestnyj-kompozitor-i-dirizher-gabt-im-a-navoi-anvar-ergashev.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.