И.Л. Галинская
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА В.В. НАБОКОВА (Обзор)
Аннотация: обзор рассматривает ряд стилистических приемов в творчестве В.В. Набокова.
Ключевые слова: В.В. Набоков, проза, драматургия.
Annotation: the review considers some stylistic devices of V.V. Nabokov's creative work.
Keywords: V.V. Nabokov, the prose, the dramatic composition.
Подобно Марселю Прусту, искавшему в своем романе «утраченное время», Владимир Набоков воссоздает «огромное здание воспоминания», т.е. навсегда утраченный эмигрантами блистательный Санкт-Петербург. Противопоставление скорбного мира эмиграции великолепному Санкт-Петербургу подчеркивается и цветовой гаммой романов «Машенька», «Защита Лужина», «Дар», «Бледный огонь», где превалирует тусклый загробный мир серых теней, неотвязных сновидений, потустороннего зазеркалья. А Санкт-Петербург и усадьбы Выра и Батово, где писатель жил в детстве и юности, в романах и рассказах Набокова «предстают обычно в ореоле радужной и цветовой гаммы» (1).
Т.Н. Белова считает, что в изображении реалий Санкт-Петербурга у Набокова прослеживаются литературные параллели с «Алисой в стране чудес» и с «Алисой в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Используя прием уменьшения и увеличения петербургских реалий, Набоков придает им символический смысл. Санкт-Петербург «представлен и в ореоле радужных красок "счастливой невозврати-
мой поры детства", и одновременно в сопряжении с разнесенными во времени трагическими утратами - возлюбленных, близких, Родины -и противопоставлен мертвенному безликому миру эмиграции», - заключает Т.Н. Белова (1).
Стилистическая особенность использования Набоковым такого пунктуационного знака, как скобки, анализируется в работе А.В. Ле-денёва. Автор считает, что скобки употребляются писателем, чтобы «обозначить дистанцию между точками зрения героя и повествователя» (4). Особенно часто Набоков использует скобки в жанре рассказа. Наибольшее количество скобок автор находит в рассказе «Круг» (18 на 10 страницах). «Скобки пунктуационно оформляют в этом рассказе вставные конструкции, являющие собой вторжение одного речевого потока в другой» (4). Рассказ повествует о встрече героя Иннокентия в эмиграции, когда он был проездом в Париже, с Таней, в которую он влюбился в России за двадцать лет до этого. Главное содержание «скобочных» вставок - это вербализация чувств героя, потрясенного встречей с прежней возлюбленной, отчего линия жизненного сюжета превращается в неподвластный времени «круг памяти» (4). Автор работы напоминает читателю высказывание Андрея Белого из книги «Символизм», что «каждое слово поэта, каждый знак препинания не рождается случайно, а медленно кристаллизуется в сложном, как мир целом» (цит. по: 4, с. 857).
Использованию сравнений в романе Владимира Набокова «Дар» посвящена работа С.В. Буланковой. Она пишет: «Компаративные конструкции в романе "Дар", обладая способностью расширять пространство текста», реализуют важнейшую часть авторского замысла, «способствуют привлечению читательского внимания и активизации его творческого воображения» (2). В качестве примера автор работы приводит рассказ героя романа о домовом музее его отца, «где стояли рядами узкие дубовые шкапы с выдвижными стеклянными ящиками, полными распятых бабочек (остальное - растения, жуков, птиц, грызунов и змей - он отдавал на изучение коллегам), где пахло так, как пахнет, должно быть в раю»1.
Особый интерес в романе Набокова «Дар» представляют распространенные сравнения, благодаря которым создается законченный образ. Примером такого распространенного компаратива, согласно
1 Набоков В. Дар. - М., 1990. - С. 110.
Стилистические аспекты творчества В.В. Набокова
С.В. Буланковой, является сравнение творческого процесса с воспоминаниями о сне в третьей главе романа: «Как только я приступал к тому, что мнилось мне творчеством <...>, все гасло на гибельном словесном сквозняке, а я продолжал вращать эпитеты, налаживать рифму, не замечая разрыва, унижения, измены, - как человек, рассказывающий свой сон (как всякий сон, бесконечно свободный и сложный, но сворачивающийся как кровь, по пробуждении)»1.
Автобиографию и свои воспоминания В. Набоков, можно сказать, писал трижды - два раза на английском языке и один раз по-русски: «Conclusive evidence», «Speak, Memory» и «Другие берега». Автобиографический роман «Другие берега» (1954) писатель определил как «исповедь синэстета», которую «назовут претенциозной те, кто защищен от таких просачиваний и смещений чувств более плотными перегородками, чем защищен я»2. В психологии синэстезией называют явление «смешения чувств» или «пересечения чувств», т.е. восприятие сопровождается другим, дополнительным ощущением.
Е.В. Омельченко, исследуя тему памяти в «Других берегах», приходит к выводу, что память у Набокова - «это дом, страна, хранилище историй и коллекций, вечный механизм, позволяющий не просто воспроизвести алгоритм, а вспомнить с эмоциональной точностью диапазон вкуса, цвета, запаха, ощущений, память - это оптический прибор, позволяющий разглядеть прошлое издалека» (5). Е.В. Омель-ченко приводит целый ряд ключевых художественных образов, связанных с памятью в «Других берегах»: «винтик наставленной памяти», «столица памяти», «красный угол памяти», «полка памяти», «стеклянный стеллаж памяти», «взгляд памяти», «энергия памяти» (5, с. 719).
В написанной в мае 1923 г. в Берлине драме в двух действиях «Смерть» В. Набоков рассказывает о событиях, которые происходят в Кембридже в 1860 г. В пьесе идет речь о том, что магистр наук Гонвил хочет выяснить у студента Эдмонда, который часто бывает у него в доме, любит ли юноша молодую жену Гонвила Стеллу. Гонвил велит сказать Эдмонду, что Стелла умерла. Юноша просит учителя, чтобы тот дал ему яду. Гонвил дает ему пузырек с ядом, и Эдмонд умирает. Так заканчивается первое действие пьесы.
Во втором действии через несколько мгновений Эдмонд то ли
1 Набоков В. Дар. - М., 1990. - С. 110.
2 Набоков В. Другие берега. - М., 1989. - С. 28.
приходит в себя, то ли он уже очутился на том свете. Расспросив Эд-монда о его отношениях со Стеллой, Гонвил сообщает, что раствор был безвредный и что Стелла жива, и зовет ее. Юноша вначале не верит, думает, что это потустороннее видение, но в конце концов осознает, что и он, и Стелла живы. Вдова писателя Вера Евсеевна Набокова говорила, что в пьесе «Смерть» тема «потусторонности» является основной.
И.Н. Коржова полагает, что в пьесе «Смерть» эстетическая доминанта принадлежит звуковым образам. «Герой внимает звукам с неба, хотя это не музыка сфер, а невнятный гул» (3). Чувства героя совпадают с гулом небес, «что заставляет рассмотреть любовь Эдмонда к Стелле в символическом ключе. Это не личная симпатия, а проявление зачарованности мировыми тайнами, доносящимися как смутный звук» (3, с. 706). Ведь кульминационный момент развития отношений Эдмонда и Стеллы - приобщение к миру звездного гула, согласно И.Н. Коржовой.
Заметим в заключение, что знания, которые имеются у писателя, обычно входят в контекст культуры, в контекст времени и ведут к созданию в художественном произведении эзотерического смысла, т.е. смысла для «посвященных». Именно таким «посвященным» и становится литературовед, находящий ключи к загадкам произведения, к источникам тех или иных композиционных и стилистических приемов, а также к литературным аллюзиям в творчестве писателя.
Список литературы
1. Белова Т.Н. Художественные аспекты изображения Санкт-Петербурга в романах
B. Набокова-Сирина // Русский язык: исторические судьбы и современность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - С. 855-856.
2. Буланкова С.В. Изобразительно-выразительная функция компаративов в тексте романа В.В. Набокова «Дар» // Там же. - С. 694.
3. Коржова И.Н. Семантическое поле «звук» в пьесе В. Набокова «Смерть» // Там же. -
C. 706-707.
4. Леденёв А.В. Художественные функции скобочных конструкций в произведениях В. Набокова // Там же. - С. 856-857.
5. Омельченко Е.В. Языковые средства выражения темы памяти в романе В. Набокова «Другие берега» // Там же. - С. 718-719.