Научная статья на тему 'Стилистические аспекты творчества В. В. Набокова. (обзор)'

Стилистические аспекты творчества В. В. Набокова. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
873
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. НАБОКОВ / ПРОЗА / ДРАМАТУРГИЯ / V.V. NABOKOV / THE PROSE / THE DRAMATIC COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галинская И. Л.

Аннотация: обзор рассматривает ряд стилистических приемов в творчестве В.В. Набокова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Annotation: the review considers some stylistic devices of V.V. Nabokov's creative work.

Текст научной работы на тему «Стилистические аспекты творчества В. В. Набокова. (обзор)»

И.Л. Галинская

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА В.В. НАБОКОВА (Обзор)

Аннотация: обзор рассматривает ряд стилистических приемов в творчестве В.В. Набокова.

Ключевые слова: В.В. Набоков, проза, драматургия.

Annotation: the review considers some stylistic devices of V.V. Nabokov's creative work.

Keywords: V.V. Nabokov, the prose, the dramatic composition.

Подобно Марселю Прусту, искавшему в своем романе «утраченное время», Владимир Набоков воссоздает «огромное здание воспоминания», т.е. навсегда утраченный эмигрантами блистательный Санкт-Петербург. Противопоставление скорбного мира эмиграции великолепному Санкт-Петербургу подчеркивается и цветовой гаммой романов «Машенька», «Защита Лужина», «Дар», «Бледный огонь», где превалирует тусклый загробный мир серых теней, неотвязных сновидений, потустороннего зазеркалья. А Санкт-Петербург и усадьбы Выра и Батово, где писатель жил в детстве и юности, в романах и рассказах Набокова «предстают обычно в ореоле радужной и цветовой гаммы» (1).

Т.Н. Белова считает, что в изображении реалий Санкт-Петербурга у Набокова прослеживаются литературные параллели с «Алисой в стране чудес» и с «Алисой в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Используя прием уменьшения и увеличения петербургских реалий, Набоков придает им символический смысл. Санкт-Петербург «представлен и в ореоле радужных красок "счастливой невозврати-

мой поры детства", и одновременно в сопряжении с разнесенными во времени трагическими утратами - возлюбленных, близких, Родины -и противопоставлен мертвенному безликому миру эмиграции», - заключает Т.Н. Белова (1).

Стилистическая особенность использования Набоковым такого пунктуационного знака, как скобки, анализируется в работе А.В. Ле-денёва. Автор считает, что скобки употребляются писателем, чтобы «обозначить дистанцию между точками зрения героя и повествователя» (4). Особенно часто Набоков использует скобки в жанре рассказа. Наибольшее количество скобок автор находит в рассказе «Круг» (18 на 10 страницах). «Скобки пунктуационно оформляют в этом рассказе вставные конструкции, являющие собой вторжение одного речевого потока в другой» (4). Рассказ повествует о встрече героя Иннокентия в эмиграции, когда он был проездом в Париже, с Таней, в которую он влюбился в России за двадцать лет до этого. Главное содержание «скобочных» вставок - это вербализация чувств героя, потрясенного встречей с прежней возлюбленной, отчего линия жизненного сюжета превращается в неподвластный времени «круг памяти» (4). Автор работы напоминает читателю высказывание Андрея Белого из книги «Символизм», что «каждое слово поэта, каждый знак препинания не рождается случайно, а медленно кристаллизуется в сложном, как мир целом» (цит. по: 4, с. 857).

Использованию сравнений в романе Владимира Набокова «Дар» посвящена работа С.В. Буланковой. Она пишет: «Компаративные конструкции в романе "Дар", обладая способностью расширять пространство текста», реализуют важнейшую часть авторского замысла, «способствуют привлечению читательского внимания и активизации его творческого воображения» (2). В качестве примера автор работы приводит рассказ героя романа о домовом музее его отца, «где стояли рядами узкие дубовые шкапы с выдвижными стеклянными ящиками, полными распятых бабочек (остальное - растения, жуков, птиц, грызунов и змей - он отдавал на изучение коллегам), где пахло так, как пахнет, должно быть в раю»1.

Особый интерес в романе Набокова «Дар» представляют распространенные сравнения, благодаря которым создается законченный образ. Примером такого распространенного компаратива, согласно

1 Набоков В. Дар. - М., 1990. - С. 110.

Стилистические аспекты творчества В.В. Набокова

С.В. Буланковой, является сравнение творческого процесса с воспоминаниями о сне в третьей главе романа: «Как только я приступал к тому, что мнилось мне творчеством <...>, все гасло на гибельном словесном сквозняке, а я продолжал вращать эпитеты, налаживать рифму, не замечая разрыва, унижения, измены, - как человек, рассказывающий свой сон (как всякий сон, бесконечно свободный и сложный, но сворачивающийся как кровь, по пробуждении)»1.

Автобиографию и свои воспоминания В. Набоков, можно сказать, писал трижды - два раза на английском языке и один раз по-русски: «Conclusive evidence», «Speak, Memory» и «Другие берега». Автобиографический роман «Другие берега» (1954) писатель определил как «исповедь синэстета», которую «назовут претенциозной те, кто защищен от таких просачиваний и смещений чувств более плотными перегородками, чем защищен я»2. В психологии синэстезией называют явление «смешения чувств» или «пересечения чувств», т.е. восприятие сопровождается другим, дополнительным ощущением.

Е.В. Омельченко, исследуя тему памяти в «Других берегах», приходит к выводу, что память у Набокова - «это дом, страна, хранилище историй и коллекций, вечный механизм, позволяющий не просто воспроизвести алгоритм, а вспомнить с эмоциональной точностью диапазон вкуса, цвета, запаха, ощущений, память - это оптический прибор, позволяющий разглядеть прошлое издалека» (5). Е.В. Омель-ченко приводит целый ряд ключевых художественных образов, связанных с памятью в «Других берегах»: «винтик наставленной памяти», «столица памяти», «красный угол памяти», «полка памяти», «стеклянный стеллаж памяти», «взгляд памяти», «энергия памяти» (5, с. 719).

В написанной в мае 1923 г. в Берлине драме в двух действиях «Смерть» В. Набоков рассказывает о событиях, которые происходят в Кембридже в 1860 г. В пьесе идет речь о том, что магистр наук Гонвил хочет выяснить у студента Эдмонда, который часто бывает у него в доме, любит ли юноша молодую жену Гонвила Стеллу. Гонвил велит сказать Эдмонду, что Стелла умерла. Юноша просит учителя, чтобы тот дал ему яду. Гонвил дает ему пузырек с ядом, и Эдмонд умирает. Так заканчивается первое действие пьесы.

Во втором действии через несколько мгновений Эдмонд то ли

1 Набоков В. Дар. - М., 1990. - С. 110.

2 Набоков В. Другие берега. - М., 1989. - С. 28.

приходит в себя, то ли он уже очутился на том свете. Расспросив Эд-монда о его отношениях со Стеллой, Гонвил сообщает, что раствор был безвредный и что Стелла жива, и зовет ее. Юноша вначале не верит, думает, что это потустороннее видение, но в конце концов осознает, что и он, и Стелла живы. Вдова писателя Вера Евсеевна Набокова говорила, что в пьесе «Смерть» тема «потусторонности» является основной.

И.Н. Коржова полагает, что в пьесе «Смерть» эстетическая доминанта принадлежит звуковым образам. «Герой внимает звукам с неба, хотя это не музыка сфер, а невнятный гул» (3). Чувства героя совпадают с гулом небес, «что заставляет рассмотреть любовь Эдмонда к Стелле в символическом ключе. Это не личная симпатия, а проявление зачарованности мировыми тайнами, доносящимися как смутный звук» (3, с. 706). Ведь кульминационный момент развития отношений Эдмонда и Стеллы - приобщение к миру звездного гула, согласно И.Н. Коржовой.

Заметим в заключение, что знания, которые имеются у писателя, обычно входят в контекст культуры, в контекст времени и ведут к созданию в художественном произведении эзотерического смысла, т.е. смысла для «посвященных». Именно таким «посвященным» и становится литературовед, находящий ключи к загадкам произведения, к источникам тех или иных композиционных и стилистических приемов, а также к литературным аллюзиям в творчестве писателя.

Список литературы

1. Белова Т.Н. Художественные аспекты изображения Санкт-Петербурга в романах

B. Набокова-Сирина // Русский язык: исторические судьбы и современность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - С. 855-856.

2. Буланкова С.В. Изобразительно-выразительная функция компаративов в тексте романа В.В. Набокова «Дар» // Там же. - С. 694.

3. Коржова И.Н. Семантическое поле «звук» в пьесе В. Набокова «Смерть» // Там же. -

C. 706-707.

4. Леденёв А.В. Художественные функции скобочных конструкций в произведениях В. Набокова // Там же. - С. 856-857.

5. Омельченко Е.В. Языковые средства выражения темы памяти в романе В. Набокова «Другие берега» // Там же. - С. 718-719.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.