Научная статья на тему 'СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАЛОГИЧЕСКОГО И АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ'

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАЛОГИЧЕСКОГО И АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жибелева Т.В., Костенко А.А.

В данной статье производится сравнительный анализ таких альтернативных стилей педагогического взаимодействия, как диалогический и авторитарный, с описанием особенностей образовательных ценностей и приоритетов, характерных для этих стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF PEDAGOGICAL INTERACTION. COMPARATIVE ANALYSIS OF DIALOGICAL AND AUTHORITARY STYLE

This article provides a comparative analysis of such alternative styles of pedagogical interaction as dialogic and authoritarian, with a description of the features of educational values and priorities characteristic of these styles.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАЛОГИЧЕСКОГО И АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ»

Жибелева Т.В. студент 3 курса бакалавриата социально-психологический факультет Костенко А.А., к.псх.н.

доцент

ФГБОУВО «Армавирский государственный педагогический университет» Россия, г.Армавир

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАЛОГИЧЕСКОГО И АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ

Аннотация: в данной статье производится сравнительный анализ таких альтернативных стилей педагогического взаимодействия, как диалогический и авторитарный, с описанием особенностей образовательных ценностей и приоритетов, характерных для этих стилей.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; образовательная среда; авторитарный стиль; диалогический стиль; профессиональная компетентность.

Zhibeleva T. V.

3rd year undergraduate student socio-psychological faculty Kostenko A.A., Ph.D. associate professor FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University"

Russia, Armavir

STYLES OF PEDAGOGICAL INTERACTION. COMPARATIVE

ANALYSIS OF DIALOGICAL AND AUTHORITARY STYLE

Abstract: this article provides a comparative analysis of such alternative styles of pedagogical interaction as dialogic and authoritarian, with a description of the features of educational values and priorities characteristic of these styles.

Key words: pedagogical interaction; educational environment; authoritarian style; dialogic style; professional competence.

Эффективность образовательного процесса в современном вузе зависит не только от дидактической и содержательной составляющих образовательной среды, но в значительной степени от коммуникативных

составляющих, связанных с оптимальным выбором стилей педагогического взаимодействия.

Очевидно, что правильно выбранный стиль педагогического общения не менее важен для сохранения здоровья учащихся, чем правильное освещение в учебных аудиториях, здоровое питание в столовых, спорт и т. д. Также стили педагогического общения с разной степенью эффективности могут влиять на развитие профессионально важных качеств студентов - будущих специалистов. В большинстве случаев выпускники вуза в своей профессиональной деятельности воспроизводят в процессе обучения те коммуникативные традиции, которые доминировали в образовательном пространстве вуза, копируют стили педагогического взаимодействия своих преподавателей. Современная психолого-педагогическая наука выделяет достаточно широкий спектр стилей общения. Однако все стилевое разнообразие общения в той или иной степени перемещается между двумя принципиально разными стилями педагогического взаимодействия -авторитарным и диалогическим.

Авторитарный стиль (от лат. auctoritas - власть, влияние) характеризуется централизацией образовательного процесса на личности педагога (учителя, администратора), специфичным для этого стиля является только выполнение управленческих функций, использование в основном приказов, указаний, команд. Представители авторитарного стиля склонны жестко регламентировать структуру и содержание образования; к нормативным оценкам его эффективности; ограничивать инициативу и различные виды субъективной активности со стороны учащихся.

Диалогический стиль (от греч. dia — проходить; от греч. logos — понятие, мысль, разум) — стиль общения, построенный на диалоге, предполагающий симметричные, равноправные межличностные отношения и подразумевающий взаимное принятие и взаимное уважение.

По своей природе диалог ориентирован на проявление субъектной позиции в образовании, на самостоятельность, творчество и способность к самооценке результатов обучения.

Вышеупомянутые стили общения также определяют различные приоритеты общения. Например, авторитарный стиль педагогического общения культивирует такие ценности, как нормативность (соблюдение установленных норм, стандартов) и управляемость (пассивность), что приводит к возникновению у учащихся нежелательных характеристик -нерешительности, неуверенности в своих силах и способностях, отсутствие самостоятельности, инициативы, «выученная беспомощность» и отсутствие стремления к индивидуальному самовыражению.

В области диалогического стиля приоритет отдается формированию таких личностных качеств, как самостоятельность и независимость суждений и действий, критичность по отношению к своим и чужим

поступкам, инициативность в постановке новых задач, способность и склонность к преобразованиям.

Эффективное решение учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач будущими специалистами во многом зависит от того, насколько в образовательной среде вуза развиваются самостоятельность, внутренний локус контроля, способность к самореализации.

Разумеется, указанные выше свойства личности студентов вузов -будущих специалистов не могут формироваться стихийно, их следует целенаправленно развивать в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования. В то же время ясно, что диалогический стиль педагогического взаимодействия способствует формированию таких профессионально важных качеств, как самостоятельность, внутренний локус контроля и способность к реализации совладающего поведения в большей степени, чем авторитарный.

Таким образом, стиль педагогического взаимодействия педагогов и студентов определяет уровень эмоционального комфорта и психологического благополучия в пространстве совместного общения. Это существенно влияет на способность студента стать субъектом собственного образования и взять на себя ответственность за свое личностное и профессиональное развитие. Стиль педагогического общения может существенно влиять не только на качество обучения, но и на состояние физического и психического здоровья воспитанников, уровень тревожности по поводу обучения в зависимости от наличия или отсутствия дидактогенного напряжения, сохранение личного достоинства учащихся в процессе образовательной деятельности, соблюдение основных прав и насыщение образовательного пространства экзистенциальными компонентами (смыслом, целью, ценностями). Также очевидно, что приоритетными в системе высшего и послевузовского образования должны стать такие направления психолого-педагогической и методической работы, как помощь преподавателям в поиске и подборе оптимального стиля педагогического взаимодействия.

Использованные источники:

1. Балл Г.А., Бурчин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение / Вопр. психологии. - 1994. - № 4. - С. 56.

2. Братченко, С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов / С. Л. Братченко. — Псков, 1997.

3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — Санкт-Петербург: Евразия, 1997. — 430 с. — Текст: непосредственный.

4. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск: Беларус. наука, 1998. -319 с.

6. Салливан, Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г. Салливан, Дж. Роттер. — Москва: Прайм-Еврознак, 2007. — С.35-82.

7. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф., г. Москва, февраль 2012 года. — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16.

8. Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие / М. В. Фалей. -Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. - 116 с.

9. Шиян О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач / Под ред. А.А. Деркача. - Донецк-Москва, - 1994. -170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.