Научная статья на тему 'Стили лидерства'

Стили лидерства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5228
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ОСОБЕННОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ФОРМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ануфриенко Людмила Валерьевна

В данной статье рассматриваются основные стили лидерства, дается их краткая характеристика и отмечаются их слабые и сильные стороны, а также описывается поведение лидера, выбравшего тот или иной стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стили лидерства»

УДК 316.46.058 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Людмила Валерьевна Ануфриенко, преподаватель кафедры иностранных языков

Полоцкий государственный университет, Республика Беларусь

В данной статье рассматриваются основные стили лидерства, дается их краткая характеристика и отмечаются их слабые и сильные стороны, а также описывается поведение лидера, выбравшего тот или иной стиль.

Ключевые слова: стиль; лидерство; лидер; особенности; характеристика; форма; содержание.

Понятие стиля лидерства охватывает собой все возможные взаимодействия и взаимоотношения, которые складываются между лидером и другими членами группы, где инициатором отношений выступает именно лидер. Сам термин «стиль лидерства» можно определить как совокупность средств и методов психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на остальных членов группы [5]. Другими словами, стиль лидерства - это типичная для лидера система приемов воздействия на подчиненных или ведомых [1].

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократичный (коллегиальный) и либеральный (попустительский, анархичный). Данные три стиля были выделены К. Левином еще в 30-е годы. Авторитарный стиль предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций [2]. Демо-

кратическое лидерство отличается тем, что лидер учитывает интересы, потребности, стремления и мнения членов группы, лидер привлекает команду к разработке и реализации решений различных проблем или задач. При либеральном стиле влияние лидера на деятельность группы невелико, и она (группа) функционирует стихийно, при малой степени организованности действий [2].

Характерными особенностями авторитарного стиля являются: выраженная властность лидера, дирек-тивность, единоличие, систематический контроль за действиями подчиненных, склонность настаивать на неукоснительном исполнении решений, невнимание к работникам как к личностям, сосредоточенность в основном, на деловых взаимоотношениях в группе [4].

Демократический стиль говорит о том, что лидер постоянно обращается к мнению подчиненных, советуется с ними, привлекает их к принятию решений. Более того, дан-

ному стилю поведения лидера присуще уважение к людям, признание за ними права поступать по-своему; общение с коллективом происходит на равных, а обращение - в форме просьб и советов, а не приказов и требований.

При либеральном стиле лидер в значимой степени самоустраняется от руководства и передоверяет свои функции или ответственность заместителям, а также предоставляет подчиненным полную свободу действий, кроме того, какой-либо контроль за работой подчиненных при выборе данного стиля поведения лидера вообще отсутствует.

По мнению Л.В. Плаховой, Т.М. Ануриной, С.А. Легостаевой, каждый из вышеприведенных стилей имеет свою содержательную и формальную стороны [6], с этой позицией также согласны ученые С.И. Самыгин и Л. Д. Столяренко [8]. Данные, полученные в ходе их научных исследований, можно представить в виде таблицы (таблица 1).

Доказано, что сильными сторонами авторитарного стиля являются: внимание к срочности и порядку, предсказуемость результатов; слабая сторона заключается в сдерживании индивидуальной инициативы. Для демократического стиля сильной стороной будет усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении; к слабой стороне можно отнести необходимость во времени для принятия решения. Сильной сторо-

ной либерального стиля можно назвать возможность начинать дело так, как это видится самим подчиненным, однако без вмешательства лидера группа может потерять направление движения и снизить скорость выполнения работы [6].

Важно учитывать и то, что авторитарное руководство хоть и дает выполнение большего объема работы, чем демократичное, но ведет к низкой мотивации, меньшей оригинальности, почти полному отсутствию дружелюбия в группах и большой агрессивности. И несмотря на то что авторитарный стиль обеспечивает достаточно высокую продуктивность, такой стиль все же имеет более низкую степень удовлетворенности у подчиненных. Если стиль выбран либеральный, то объем работы уменьшается, качество работы становится низким, появляется больше игры.

Важно помнить, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки и может быть уместен в одних обстоятельствах и неуместен в других. Например, авторитарный стиль прост и оперативен, однако ведет к пассивности подчиненных и лицемерию по отношению к руководителю. Демократический стиль делает возможным участие всех в управлении, однако мешает при необходимости быстрому принятию решений. Попустительский стиль ориентируется на самостоятельность членов группы, но это возможно только при их высочайшей квалификации [1].

Таблица 1 - Стили лидерства, их форма и содержание

Форма Содержание

Авторитарный стиль

Деловые краткие распоряжения в форме приказов Запреты с угрозами и в беспрекословном тоне Неприветливый тон с подчиненными Похвала и поощрения субъектны, осуществляются единолично Позиция лидера - вне группы, выше группы В отношениях с подчиненными - командная речь Дела в группе планируются лидером заранее За реализуемость распоряжений отвечают уполномоченные на это люди Все разделы работ осуществляются неукоснительно Решения принимаются единолично Голос руководителя - решающий Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений Товарищеский тон, уважительное отношение к подчиненным Распоряжения и запреты - с дискуссиями Похвала и порицание - с советами Позиция лидера - внутри группы Мероприятия планируются не заранее, а в группе Решения принимаются на основе коллегиального обсуждения Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются За реализацию предложений отвечают все (и руководитель, и подчиненные) Власть основана на доверии

Попустительский стиль

Отсутствие похвалы или запретов Полная отстраненность Никакого сотрудничества Инструкции и распоряжения - конвенциональны, могут изменяться по согласованию с группой или ее отдельными членами Отношения с сослуживцами формально-безразличные Отсутствие делового сотрудничества Позиция лидера - незаметна, в стороне от других Дела в группе идут сами по себе Лидер не дает указаний Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп За реализацию предложений не отвечает никто

А это значит, что для лидера важно уметь менять свой стиль поведения, подстраиваясь под ситуации и задачи. Поэтому работы по исследованию и описанию наилучшего стиля лидерства продолжаются, а авторы пытаются найти и описать именно тот стиль, который будет наиболее приемлемым для эффективного руководства. К примеру, так появился комбинированный стиль. Комбинированным называется стиль, при котором один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы элементы всех трех описанных выше стилей, причем они представлены в его действиях примерно в одинаковой пропорции.

Гибким (адаптивным) называется стиль, в котором так же, как и в комбинированном, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства, однако они в данном случае не являются стабильными, а поведение лидера время от времени меняется, в зависимости от складывающейся в группе ситуации [5].

Партнерский стиль часто применяется в сочетании с авторитарным. То есть, авторитарный лидер формулирует задачу и объясняет, как ее решить, но при этом призывает других участвовать в разработке решений на равных, заботясь о комфорте каждого сотрудника.

При образцовом стиле лидер задает высочайшие стандарты работы и на собственном примере показывает, что их можно соблюдать. Он стремится выполнять задачи все быстрее и лучше и требует того же от подчиненных. Отстающих, которые не исправляются, заменяют другими сотрудниками.

Наставнический стиль присущ тем лидерам, которые помогают подчиненным распознать их слабые и сильные стороны, а также адекватно оценивают личные и карьерные перспективы. Такие лидеры поощряют подчиненных ставить себе долгосрочные цели и содействуют в их достижении. Лидеры-наставники делегируют полномочия, дают интересные, способствующие росту, задания. Но исследования показали, что наставнический стиль самый редкий, этот стиль особенно эффективен, когда подчиненные хотят научиться лучше работать или продвинуться вперед [7].

Ситуативный стиль гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Непоследовательный стиль проявляется в непредсказуемом переходе лидера от одного стиля к другому (например, то авторитарный, то либеральный, то демократический, то вновь авторитарный), что обусловливает крайне низкие ре-

зультаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем [8].

В заключение еще раз подчеркнем, что эффективный лидер -это, прежде всего, личность, которая выделяется из группы людей и занимает данную позицию благодаря наличию определенных личностных качеств, умений и навыков, а, кроме того, его действия соответствуют

прототипу лидера (по мнению окружающих), такой человек имеет свой собственный стиль, который зачастую зависит от типа организации, задачи, которую надо решить и самих последователей. Важно помнить, что выбор стиля зависит от адекватности ситуации, от поведения лидера, от уровня его квалификации и от предпринимаемых им действий.

Список литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко: под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 264 с.

2. Бабосов Е.М. Социальное управление / Е.М. Бабосов. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 432 с.

3. Киселев И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. - Мн.: Экопер-спектива, 2000. - 214 с.

4. Немов Р. С. Социальная психология / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

5. Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

6. Основы менеджмента / Л.В. Плахо-ва, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. -М.: КНОРУС, 2009. - 496 с.

7. Романчик Н.В. Лидерство в учреждении профессионального образования / Н.В. Романчик. - Мн.: РИВШ, 2012. -130 с.

8. Самыгин С.И. Психология управления / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 512 с.

E-mail: liudmila.anufryenka@gmail .com

211440 Витебская область, г. Новополоцк, улица Блохина, дом 29, ПГУ. Тел.: 8-10-214-53-58-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.