Научная статья на тему 'Стилевые особенности жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая: образная сфера, костюм, манера исполнения'

Стилевые особенности жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая: образная сфера, костюм, манера исполнения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
578
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯНГЭ / ОБРАЗ / КОСТЮМ / РЕКВИЗИТ / МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ ЯНГЭ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ / STYLISTIC FEATURES OF YANG GE / IMAGE / COSTUME / PROPERTIES / MANNER OF YANG GE PERFORMANCE / NATIONAL TRADITIONS OF CHINA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ян Сяо Сюй

Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых стилевых особенностей жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая. Автор исследует образы и традиционные сюжеты янгэ, а также уделяет внимание костюму, реквизиту, манере исполнения. Тесное взаимодействие перечисленных составляющих формирует уникальный стиль янгэ и обусловливает огромную популярность данного жанра на северо-востоке Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stylistic Features of the Genre Yang Ge in the North-eastern Provinces of China: figurative sphere, costume, manner of performance

The present article is devoted to consideration of some stylistic features of the genre yang ge in the north-eastern provinces of China. The author analyzes images and traditional plots of yang ge and also pays attention to the suit, properties and manner of performance. Close interaction of the components forms the unique style yang ge and makes for the huge popularity of the given genre in the north-east of China.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая: образная сфера, костюм, манера исполнения»

Ян Сяо Сюй. Стилевые особенности жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая.

УДК 78

Ян Сяо Сюй

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЯНГЭ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЯХ КИТАЯ: ОБРАЗНАЯ СФЕРА, КОСТЮМ, МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых стилевых особенностей жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая. Автор исследует образы и традиционные сюжеты янгэ, а также уделяет внимание костюму, реквизиту, манере исполнения. Тесное взаимодействие перечисленных составляющих формирует уникальный стиль янгэ и обусловливает огромную популярность данного жанра на северо-востоке Китая.

The present article is devoted to consideration of some stylistic features of the genre yang ge in the north-eastern provinces of China. The author analyzes images and traditional plots of yang ge and also pays attention to the suit, properties and manner of performance. Close interaction of the components forms the unique style yang ge and makes for the huge popularity of the given genre in the north-east of China.

Ключевые слова: стилевые особенности янгэ, образ, костюм, реквизит, манера исполнения янгэ, национальные традиции Китая.

Keywords: stylistic features of yang ge, image, costume, properties, manner of yang ge performance, national traditions of China.

Янгэ занимает особое место в культуре Китая. Являясь синтетическим жанром, он соединяет в гармоническом единстве музыкальное, танцевальное и театральное искусства [1]. Наиболее популярными, востребованными и доказавшими свою жизнеспособность в течение нескольких столетий являются северо-восточные янгэ, распространенные в провинциях Хэйлуньцзян, Цзилинь (Гирин) и Ляонин. Специального внимания заслуживают такие стилевые особенности северо-восточных янгэ, как образная сфера, костюм, манера исполнения.

Стилистика северо-восточных янгэ тесно связана с целым рядом религиозных, геополитических, исторических, социальных, бытовых факторов. Специфика данного жанра напрямую зависит от особенностей мышления, моральных норм и эстетических представлений конкретного этноса. На облик янгэ оказывают воздействие условия их исполнения, то есть приурочивание к каким-либо праздникам или событиям. Янгэ служат своеобразной «энциклопедией» народной жизни, раскрывающей самые разнообразные ее аспекты.

Палитра образов, запечатлеваемых в янгэ, чрезвычайно широка и разнообразна. Этот жанр

© Ян Сяо Сюй, 2010

зачастую обладает характером зажигательным, энергичным, даже бесшабашным и в то же время может меняться, тяготея к насмешливости и мягкой иронии, а буйство красок вполне естественно «уживается» в янгэ с камерностью и интимностью «высказывания». Подобные «полюса» являются неотъемлемым и органичным свойством жанра.

В качестве другой яркой характеристики северо-восточного янгэ выступает метафоричность и поэтичность его «языка»: вращается красный платок - это огонь зажегся, выпрямился танцор и застыл в неподвижности - будто стройная, несгибаемая сосна появилась перед взором слушателя-зрителя, бегут танцующие - словно вода струится...

В янгэ северо-восточных провинций Китая большое внимание уделяется плавным, гибким, круговым движениям верхней части тела, технике вращения и игры с платками в обеих руках, а также различным имитациям, например плетения венка из цветов или же срывания или выкапывания цветов. Еще одной важной чертой бытования жанра янгэ в провинциях Хэйлуньцзян, Цзилин, Ляонин становится распределение амплуа между танцующими. Как правило, показ ярких, шутливых, порой даже смешных игровых моментов отводится мужчинам, в то время «удел» прекрасных исполнительниц янгэ - удивлять и радовать зрителей красотой, изяществом, достоинством и тонким юмором.

Во времена правления династии Цин (16441911) северо-восточные янгэ имели наибольшее распространение в крестьянской среде и назывались «крестьянские янгэ». В природе северо-восточного региона Китая, в отличие от, например, юга страны, можно четко выделить четыре сельскохозяйственных сезона: зиму, весну, лето и осень. Зима - традиционное время отдыха для крестьян, кроме того, на зимний период приходятся важные национальные праздники -китайский Новый Год, Праздник Фонарей и Весенний Фестиваль. Китайский Новый Год - пышное, интересное зрелище. Как правило, первые дни проводятся с семьей и друзьями, а потом, в течение почти двух недель, проходят красочные шествия по улицам. Участие в янгэ является одним из способов достойным образом отметить наступление Нового Года. Праздник Фонарей -последний, пятнадцатый день празднования китайского Нового Года. Весенний Фестиваль - это праздник, связанный с религией буддизма и храмовыми действиями. В рамках данного торжества массовое исполнение янгэ - часть торжественного шествия к храму

Названные торжества всегда отмечаются очень пышно, и все жители деревни традиционно принимают в них участие; важная составляющая

Искусствоведение

празднеств - исполнение янгэ. Зимы на северо-востоке Китая очень холодные - земля укрыта снегом, дует ледяной, пронизывающий ветер. Указанные климатические особенности накладывают свой отпечаток на манеру исполнения янгэ: танцевальное действие северо-восточных янгэ отличается стремительным темпом, наполнено энергией, кипящей радостью и энтузиазмом.

Помимо вышеперечисленных общих черт янгэ необходимо также обратить внимание и на такие конкретные вопросы внутренней структуры, составляющие стилевой «портрет» жанра, как костюм, реквизит, манера исполнения, танцевальные движения.

Костюм является одним из наиболее репрезентативных атрибутов народной культуры, отражением социальных, эстетических воззрений и традиций народа. Дух народа обретает форму в его костюме, являясь внешним отражением внутренней сути этноса.

Каждый исполнитель северо-восточных янгэ обладает собственным костюмом, согласующимся с определенной ролью в общем театральном танцевальном действе. Танцоры наряжаются согласно содержанию янгэ, которое нередко базируется на известных театральных пьесах и постановках (народных и авторских). Так, например, существуют костюмы Лаокуэй, шута, костюмы персонажей театральной драмы «Условие -железный лук», костюм старого рыбака, чьим прототипом является Сяоен, герой произведения «Убийство на реке». Дровосек, танский монах, Сунь Укун также частые герои янгэ, легко узнаваемые благодаря ярким костюмам.

Некоторые вышеназванные персонажи, сюжеты и образы составляют «золотой фонд» янгэ: они требуют специального рассмотрения, поэтому имеет смысл остановиться на них подробнее. Например, пожилая женщина Лаокуэй - один из многих юмористических и даже шутовских образов янгэ. Важной особенностью является то, что исполнять эту роль могут, как правило, и мужчины, и женщины. Образ Лаокуэй - неотъемлемая принадлежность янгэ на земле, то есть разновидности янгэ без ходуль.

Огромной популярностью пользуется такой традиционный в Китае сюжет янгэ, как «Условие - железный лук». Данная легенда родом из провинции Шаньси. Ее содержание может быть изложено следующим образом. Двое богатых юношей, наследников древних династий, борются за право жениться на девушке. Девушка отвечает взаимностью только одному из них. Ее отец перед своей смертью поставил условие: кто сможет натянуть тетиву и выстрелить из очень тяжелого железного лука, за того она и должна выйти замуж. В результате интриг отвергнутого претендента по отношению к счастливому сопер-

нику оба они изгоняются из родной местности. В течение долгого времени несчастная девушка собирает доказательства невиновности своего возлюбленного, надеясь вернуть его в родной поселок. Доказательства собраны, и она сама, переодевшись мужчиной, отправляется вершить свою судьбу. Интриган наказан, любимый найден [2].

Другой излюбленной историей, часто разыгрываемой в янгэ, является «Убийство на реке». Сюжет родился в провинции Хэбэй. Суть его заключается в следующем: один бедный рыбак, не имея средств, чтобы платить большие налоги, убивал одного за другим сборщиков денег, а затем убил и себя. Этот рассказ - часть большого сборника народных легенд, собранных Ши Найа-нем и объединенных общим названием «Шуэй Ху чжуань» («Речные заводи»). Сборник появляется в XV в., то есть во времена правления династии Сун (960-1276), он повествует о многочисленных подвигах и приключениях «ста восьми благородных разбойников» из лагеря Ляншань-

бо [3].

Большой известностью пользуются такие персонажи, как Танский монах и Сунь Укун: оба героя имеют древние корни в китайской литературе и связаны с известным в стране романом У Чэнъэня «Путешествие на Запад» [4].

Как видно, многие образы и сюжеты янгэ теснейшим образом сопряжены с сокровищницей национальной культуры. Подобная укорененность в традициях является одним из важнейших факторов, определяющих востребованность и популярность жанра.

Замечательные сюжеты требуют соответствующего воплощения, в том числе при помощи ярких, красочных костюмов. Костюм может рассматриваться не только в качестве внешнего атрибута какого-либо образа, но также и как выразитель определенной манеры исполнения. Северо-восточные янгэ исполняются в том числе и на ходулях, благодаря чему возникают гибкие танцевальные движения с наклонами вперед, а также различные виды танцевальных шагов. Особенности исполнения накладывают отпечаток и на фасон костюма, в частности его длину и форму рукава.

Так, в костюмах янгэ часто используется особенный тип рукава - очень длинный, струящийся вниз, так называемый «водный рукав». Во время выступления актер-танцор, наряду с движениями руками, манипулирует и самим рукавом [5]. Подобные движения постепенно перерастают в самостоятельную технику, а длинный рукав может заменяться различными яркими кусками ткани или платками. Платок в руках танцующего символизирует цветок: исполнитель то сворачивает в жгут, то «распускает» и вращает эти «цветы». Данная принадлежность костюма и од-

H. В. Кривошеина. Образы произведений В. М. Васнецова как образцы.

новременно реквизит обусловливает удивительную, впечатляющую гибкость и ловкость рук исполнителей северо-восточных янгэ.

Платок-«цветок » - неотъемлемый атрибут северо-восточных янгэ. В числе других нередко используемых предметов можно назвать также всевозможные веера, которыми танцоры управляют с не меньшей виртуозностью и свободой.

Палитра танцевальных движений, используемых в северо-восточных янгэ, чрезвычайно богата. Движения обладают огромной экспрессивной мощью и сопровождаются, как правило, манипуляциями с платком - прятанием и вытаскиванием, бросками и взмахами, встряхиванием и оборачиванием им головы. Основа северо-восточных янгэ - совмещение разнообразных движений рук, танцевального шага и ритмического сопровождения - ударов в барабан [6].

В танце используются приемы остановки, смены ритма сопровождения и, как следствие, ритма движений тела, что, в свою очередь, формирует уникальную манеру исполнения [7]. Она также зависит от особенностей мышления, традиций, эстетических воззрений конкретного этноса.

Выше уже было отмечено, что янгэ как самостоятельный жанр формируется на основе цирковых выступлений, в которых обязательно использовались ходули [8]. Северо-восточные янгэ находятся под влиянием «янгэ на высоких ходулях», поэтому в них большое внимание уделяется сохранению равновесия; верхняя половина тела наклонена вперед, чтобы исполнитель мог танцевать на высоких ходулях и выполнять различные па. Таким образом, в северо-восточных янгэ сформировалась манера подбирать живот, распрямлять плечи и наклонять вперед верхнюю часть тела.

Образная сфера, манера исполнения, ритм, танцевальные движения, костюмы, реквизит - все это важные характеристики жанра янгэ. Однако без эмоционального наполнения танец как искусство не может состояться. В танце изливаются чувства исполнителей, раскрывается суть совершаемых ими действий. Движение в танце представляет собой особое, гармоничное слияние вышеназванных составляющих стилевого «портрета» жанра и эмоций: только в этом нерасторжимом синтезе возможна передача глубинного смысла янгэ.

Примечания

1. Ян Сяо Сюй. Вопросы генезиса и развития жанра янгэ в северо-восточных провинциях Китая // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. науч. трудов. СПб.: Астерион, 2009. С. 111-116.

2. Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяолин. Китайская культура. Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 2004. С. 64-65.

3. Там же. С. 70.

4. Там же. С. 68.

5. Северо-восточный янгэ. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 2004. С. 110-112.

6. Ху Тин Йин, Лю Сяо Чжэн. Янгэ - наследие китайского искусства. Пекин: Китайский культурный союз, 2008. С. 22.

7. Там же. С. 28-30.

8. Ян Сяо Сюй. Указ. соч.; Северо-восточный янгэ; Ху Тин Йин, Лю Сяо Чжэн. Указ. соч.

УДК 75(470.342)

Н. В. Кривошеина

ОБРАЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. М. ВАСНЕЦОВА КАК ОБРАЗЦЫ В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ УБРАНСТВЕ ХРАМОВЫХ ИНТЕРЬЕРОВ ВЯТКИ РУБЕЖА XIX-XX вв.

Статья вводит в научный оборот группу сюжетов монументальной церковной живописи Вятки, созданных по образцам росписей В. М. Васнецова для храмов России. Материал наработан в результате научно-исследовательской экспедиционной деятельности по изучению росписей действующих и недействующих храмов Вятской епархии.

The article introduces the class of plots of Vyatka monumental church painting which were reproduced according to the patterns of V. M. Vasnetsov's paintings for Russian temples. The information was gathered during the research expeditions to study the paintings of Vyatka functional and nonfunctional temples.

Ключевые слова: В. М. Васнецов, Вятская епархия, столица, провинция, церковная живопись, росписи, храмовый интерьер, композиция, образец.

Keywords: V. M. Vasnetsov, Vyatka eparchy, capital, province, church painting, paintings, temple interior, composition, pattern.

Объектом исследования, представленным в данной статье, является церковное искусство Вятской земли рубежа XIX-XX вв. Предметом -монументальная храмовая живопись в иконографическом и художественно-стилистическом аспектах.

В настоящее время проявляется большой научный интерес к региональному искусству, что в целом может способствовать созданию полноты картины национальной культуры и обогащению ее новыми интересными явлениями и памятниками [1]. С возрождением духовной жизни на Вятской земле в конце 1980-х гг., развернувшимся строительством новых храмов, ремонтом и реконструкцией старых церковных сооружений в 1990-х одним из насущных оказался вопрос о декоратив-

© Кривошеина Н. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.