Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА О. АЛЕКСЕЕВА'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА О. АЛЕКСЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская поэзия / традиции / индивидуальный стиль

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серенев Кирилл Дмитриевич

В данной статье анализируется поэтическое творчество луганского поэта Олега Константиновича Алексеева с точки зрения стилевых особенностей, тематики произведений и жанрового своеобразия. Рассматривается влияние поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина на формирование индивидуального стиля поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА О. АЛЕКСЕЕВА»

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА О. АЛЕКСЕЕВА

Серенев Кирилл Дмитриевич, Луганская государственная

академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск E-mail: kserenev2006@gmail.com

Научный руководитель: Тихомирова Наталья Федоровна, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск

E-mail: tichom57@gmail.com

Аннотация. В данной статье анализируется поэтическое творчество луганского поэта Олега Константиновича Алексеева с точки зрения стилевых особенностей, тематики произведений и жанрового своеобразия. Рассматривается влияние поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина на формирование индивидуального стиля поэта.

Ключевые слова: русская поэзия, традиции, индивидуальный стиль.

Луганщина славится талантливыми писателями и поэтами. Рассматривая индивидуальное творчество авторов во взаимосвязи с важнейшими закономерностями историко-литературного процесса, мы стремимся воссоздать историко-литературную перспективу в тесной связи с жизненными реалиями.

Олег Константинович Алексеев начал писать стихотворения еще в школьные годы. Окончив Луганский государственный медицинский институт, работал врачом-психиатром в городе Первомайске Луганской области. Увлечение поэтическим творчеством переросло в жизненную потребность. Так, в 2006 году вышел сборник стихов О.К. Алексеева «О Родине, любви и о себе», в состав которого вошло 438 произведений, написанных в разные периоды: 1992-1997 гг., 1997-2001 гг. и 2002-2005 гг.

Цель данной работы: изучить поэтическое творчество Олега Константиновича Алексеева с точки зрения стилистики, тематики и жанрового своеобразия. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- выявить воплощение традиций русской поэзии в произведениях Алексеева;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- определить характер поэтической структуры, образности и стиля произведений автора;

- определить тематическую направленность лирики поэта;

- проанализировать поэтику Алексеева с позиции жанровых закономерностей его творчества.

Объект исследования: поэтическое творчество О.К. Алексеева.

Предмет исследования: характерные особенности индивидуального стиля

поэта.

Понятие «стиль» появилось в культуре античной Греции и относилось к искусству слова. Оно выступает в «Риторике» и «Поэтике» Аристотеля в качестве характеристики ораторского и поэтического языка. В понятие стиля входит «определенный комплекс закономерностей, которые точно регламентируют и приобретают значение обязательных» [4, с. 7].

Попытаемся выявить эти закономерности посредством анализа поэтических произведений О. Алексеева.

Автор сборника не скрывает, что учился у С. Есенина поэтическому творчеству и благодарит великого поэта за это:

Милый гений, рад, что ты родился,

Я могу учиться и творить [1, с. 157].

Для меня ты стал святым, Есенин,

Бога буду за тебя молить [1, с. 140].

Алексеев подчеркивает значение, яркое эмоциональное впечатление, которое оказал поэтический мир С. Есенина на его творчество:

И березы, весны, твои клены

Мне покой, Есенин, не дают [1, с. 157].

Сила есенинской поэзии в пронзительной искренности чувства, в том, что в каждом слове, в каждой интонации мы слышим нечто родное, русское. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем кровную связь с народом, остро сознаем неповторимость и ценность человеческих чувств, сострадаем герою лирики. Подобное отношение мы испытываем, прочитывая стихотворения Алексеева:

Человека нет без края [1, с. 189].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Город мой, Луганск родной [1, с. 148].

Быть первым - это, брат, важнее, Но честь старайся не терять [1, с. 53].

Я люблю народ, страну и женщин, Не хочу я клад такой терять [1, с. 270].

Есенин пришел в литературу после распада символизма как литературного течения. Художественный мир и язык его произведений свидетельствовали о приобщенности поэта к глубинным истокам национальной культуры, о посвященности в сокровенные тайны народного духа. Тем не менее, художественный опыт символистов оказался для Есенина актуальным. У Есенина не случайно рождается потребность в диалоге с представителем направления (А. Белым), определившего литературный облик первой четверти XX века. Для Есенина освоение «чужого слова» (термин М.М. Бахтина) выступает как освоение чужой - младо символистской культуры - «Слова-культуры» (термин Ю.М. Лотмана). Нужно иметь в виду, что здесь речь не идет о вторичности или зависимости. Диалог предполагает равноправные свободные сознания, обогащающие и созидающие друг друга.

Подобный диалог О. Алексеева с С. Есениным мы встречаем и в представленном сборнике:

Меня послушай, мой Есенин, Поговорить с тобой хочу [1, с. 280].

Не писал давно тебе, Сергей, В ручке аж чернило пересохло [1, с. 376].

Ах, Есенин, я хотел бы ранью Поскакать на розовом коне, Но душа окутана печалью, Не под силу многое уж мне [1, с. 203].

Выдающейся заслугой Есенина в разработке жанра элегии стало полноценное возвращение угасавшего жанра в живой, актуальный жанровый слой поэзии новой исторической эпохи. Поэту удалось доказать, что исповедальная искренность, благоговение перед вечной красотой природного мира, сожаление о быстротечности земного бытия, мятежная жизнь

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

человеческого духа - все, чем жила классическая русская элегия, - будет востребовано и новыми поколениями. Реставрация элегии, восстановление жанра в его художественных правах стало важнейшим достижением Есенина в дальнейшем развитии жанровой системы русской лирики. Продолжает традиции классической русской элегии и Алексеев.

Не святой, как и все, тоже смертный,

И по этим законам живу [1, с. 280].

Откроем смысл мы всей природы,

Узнаем действие внутри и вне [1, с. 285].

Есенинский взгляд на мир - светлый и грустный одновременно. Потому что родной край внешне неброский, но он близок сердцу. Чем так трогают эти стихи? Тем, что поэт умеет увидеть красоту во всем. А ведь любовь к малой родине - это основа и подлинного патриотизма, и нравственности, и духовности: «Ненавязчиво и неназойливо творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени. Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут множиться и возрастать» [3, с. 84].

Вы идите с природою в связке

И впитайте ее красоту [1, с. 289].

Послушай, матушка-природа,

Не все могу в тебе понять.

То с корня ты растишь урода,

А то готова жизнь отнять [1, с. 21].

С образом Родины слит у Есенина образ матери. На всю жизнь мать осталась для него воплощением нравственной чистоты («Письмо матери» и «Снежная замять дробится и колется...»).

Читаем у Есенина:

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь.

Не правда ли, перекликается по стилю написания со стихотворением Алексеева?

Не хандри ты, милая старушка, Тепл очаг, горит в углу свеча, Обогреет старая избушка, Свитер дам со своего плеча [1, с. 272].

Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием идей символизма на его эстетические взгляды. Для А. Белого и А. Блока с самого начала и до конца их творческого пути многое значили идеалы Вечной Женственности и Христа, которые они воспринимали сквозь призму творчества Вл. Соловьева, но по-разному, в соответствии со своими индивидуальными творческими способностями. Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира [2, с. 7].

Алексеева также притягивает лирика, раскрывающая отношение к женщине, возвеличивание ее.

Быть может, Вас теперь я не узнаю, Только сердце помнит Вас всегда [1, с. 153].

Даже в конфликтных ситуациях автор обращается к женщине только на

«Вы».

Вы дурного, видимо, приплода, У Вас душа вся черная от зла [1, с. 206].

Язык Блока выражал некое поэтическое таинство. Не случайно само слово «таинственный» играло важную образно-смысловую роль в стихах поэта: таинственная заря, таинственный сумрак, таинственное дело. [5, с. 90].

О подобном таинстве в своих произведениях пишет О. Алексеев: Думаю, природа необычна, Смысл Вселенной потаенный есть.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Но познать се трудно и трагично,

Кто поймет, тому большая честь [1, с. 278].

В чем же смысл несчастия и счастья, И всего земного бытия? [1, с. 277]

А есть ли смысл всей нашей жизни, Где истина заложена сия? [1, с. 284].

Творчеству О.К. Алексеева характерна фрагментарность. Фрагментарность пришла в русскую поэзию в результате распада классицистической жанровой системы, в разной степени была свойственна романтикам. Ю. Тынянов утверждал, что А.А. Фет «узаконяет» фрагмент, вводит его «в круг литературы» [7, с. 74]. Фрагмент у Алексеева обусловлен тяготением к мыслям поэта в данный момент, обретает вид фрагмента, то есть части большого, оставшегося в подтексте целого.

Помимо описания природы, малой родины, любви к женщине и матери, особое место поэт отводит теме шахтерского труда, подчеркивая его значимость. На стихи О. Алексеева «Гимн пусть звучит» на музыкальном отделении колледжа Академии Матусовского в 2008 году был проведен конкурс юных музыкантов. Из 6 строф данного стихотворения за основу было взято 4 строфы: 1, 2, 5, 6. Были представлены вокальные и инструментальные произведения. Поэт был прав:

В их честь звуки лиры родятся,

Гимн храбрым пусть вечно звучит [1, с. 305]!

Таким образом, прочитав и проанализировав сборник стихов «О Родине, любви и о себе», можно утверждать о стилевой приближенности творчества Олега Константиновича Алексеева к поэтическому наследию Сергея Александровича Есенина. Выстраивается диалогическая линия: А. Белый - А. Блок - С. Есенин - О. Алексеев.

Недаром в стихотворении «Уходящий XX век» мы читаем:

Век прилета к нам комет,

Покорения планет.

Век Есенина и Блока,

Альфа-бетта-гамм потока [1, с. 212].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

И хотя в творчестве Алексеева много характерных черт современной жизни, проявляется чуткая восприимчивость автора сборника к жизни природы, описание ее таинственного величия и красоты, преданность родным местам, поклонение женскому началу. Простота изложения, напевность, фрагментарность, элегические черты продолжают традицию есенинского письма и раннего периода творчества Блока.

В дальнейших работах хотелось бы раскрыть песенное начало произведений О.К. Алексеева (песни, частушки), детскую тематику в его творчестве, выполняя просьбу поэта:

Мне бы в памяти многих остаться,

А дороже и нет ничего [1, с. 287].

Литература:

1. Алексеев О. О Родине, любви и о себе / О.К. Алексеев. - Луганск: РИО ОАО «Луганская областная типография», 2006. - 464 с.

2. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / сост. М.Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - 687 с.

3. Лихачев Д.С. Земля родная / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983. -

256 с.

4. Михайлов М.К. Стиль в музыке: исследование / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

5. Неженец Н.И. Реалистическая символика Александра Блока / Н.И. Неженец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 4 (78). - С. 88-101.

6. Серегина, С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Светлана Андреевна Серегина. - М, 2009. - 145 с.

7. Сухова Н.П. Мастера русской лирики: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Пособие для учителя / Н.П. Сухова. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.