СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА О. АЛЕКСЕЕВА
Серенев Кирилл Дмитриевич, Луганская государственная
академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск E-mail: kserenev2006@gmail.com
Научный руководитель: Тихомирова Наталья Федоровна, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск
E-mail: tichom57@gmail.com
Аннотация. В данной статье анализируется поэтическое творчество луганского поэта Олега Константиновича Алексеева с точки зрения стилевых особенностей, тематики произведений и жанрового своеобразия. Рассматривается влияние поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина на формирование индивидуального стиля поэта.
Ключевые слова: русская поэзия, традиции, индивидуальный стиль.
Луганщина славится талантливыми писателями и поэтами. Рассматривая индивидуальное творчество авторов во взаимосвязи с важнейшими закономерностями историко-литературного процесса, мы стремимся воссоздать историко-литературную перспективу в тесной связи с жизненными реалиями.
Олег Константинович Алексеев начал писать стихотворения еще в школьные годы. Окончив Луганский государственный медицинский институт, работал врачом-психиатром в городе Первомайске Луганской области. Увлечение поэтическим творчеством переросло в жизненную потребность. Так, в 2006 году вышел сборник стихов О.К. Алексеева «О Родине, любви и о себе», в состав которого вошло 438 произведений, написанных в разные периоды: 1992-1997 гг., 1997-2001 гг. и 2002-2005 гг.
Цель данной работы: изучить поэтическое творчество Олега Константиновича Алексеева с точки зрения стилистики, тематики и жанрового своеобразия. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить воплощение традиций русской поэзии в произведениях Алексеева;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- определить характер поэтической структуры, образности и стиля произведений автора;
- определить тематическую направленность лирики поэта;
- проанализировать поэтику Алексеева с позиции жанровых закономерностей его творчества.
Объект исследования: поэтическое творчество О.К. Алексеева.
Предмет исследования: характерные особенности индивидуального стиля
поэта.
Понятие «стиль» появилось в культуре античной Греции и относилось к искусству слова. Оно выступает в «Риторике» и «Поэтике» Аристотеля в качестве характеристики ораторского и поэтического языка. В понятие стиля входит «определенный комплекс закономерностей, которые точно регламентируют и приобретают значение обязательных» [4, с. 7].
Попытаемся выявить эти закономерности посредством анализа поэтических произведений О. Алексеева.
Автор сборника не скрывает, что учился у С. Есенина поэтическому творчеству и благодарит великого поэта за это:
Милый гений, рад, что ты родился,
Я могу учиться и творить [1, с. 157].
Для меня ты стал святым, Есенин,
Бога буду за тебя молить [1, с. 140].
Алексеев подчеркивает значение, яркое эмоциональное впечатление, которое оказал поэтический мир С. Есенина на его творчество:
И березы, весны, твои клены
Мне покой, Есенин, не дают [1, с. 157].
Сила есенинской поэзии в пронзительной искренности чувства, в том, что в каждом слове, в каждой интонации мы слышим нечто родное, русское. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем кровную связь с народом, остро сознаем неповторимость и ценность человеческих чувств, сострадаем герою лирики. Подобное отношение мы испытываем, прочитывая стихотворения Алексеева:
Человека нет без края [1, с. 189].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Город мой, Луганск родной [1, с. 148].
Быть первым - это, брат, важнее, Но честь старайся не терять [1, с. 53].
Я люблю народ, страну и женщин, Не хочу я клад такой терять [1, с. 270].
Есенин пришел в литературу после распада символизма как литературного течения. Художественный мир и язык его произведений свидетельствовали о приобщенности поэта к глубинным истокам национальной культуры, о посвященности в сокровенные тайны народного духа. Тем не менее, художественный опыт символистов оказался для Есенина актуальным. У Есенина не случайно рождается потребность в диалоге с представителем направления (А. Белым), определившего литературный облик первой четверти XX века. Для Есенина освоение «чужого слова» (термин М.М. Бахтина) выступает как освоение чужой - младо символистской культуры - «Слова-культуры» (термин Ю.М. Лотмана). Нужно иметь в виду, что здесь речь не идет о вторичности или зависимости. Диалог предполагает равноправные свободные сознания, обогащающие и созидающие друг друга.
Подобный диалог О. Алексеева с С. Есениным мы встречаем и в представленном сборнике:
Меня послушай, мой Есенин, Поговорить с тобой хочу [1, с. 280].
Не писал давно тебе, Сергей, В ручке аж чернило пересохло [1, с. 376].
Ах, Есенин, я хотел бы ранью Поскакать на розовом коне, Но душа окутана печалью, Не под силу многое уж мне [1, с. 203].
Выдающейся заслугой Есенина в разработке жанра элегии стало полноценное возвращение угасавшего жанра в живой, актуальный жанровый слой поэзии новой исторической эпохи. Поэту удалось доказать, что исповедальная искренность, благоговение перед вечной красотой природного мира, сожаление о быстротечности земного бытия, мятежная жизнь
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
человеческого духа - все, чем жила классическая русская элегия, - будет востребовано и новыми поколениями. Реставрация элегии, восстановление жанра в его художественных правах стало важнейшим достижением Есенина в дальнейшем развитии жанровой системы русской лирики. Продолжает традиции классической русской элегии и Алексеев.
Не святой, как и все, тоже смертный,
И по этим законам живу [1, с. 280].
Откроем смысл мы всей природы,
Узнаем действие внутри и вне [1, с. 285].
Есенинский взгляд на мир - светлый и грустный одновременно. Потому что родной край внешне неброский, но он близок сердцу. Чем так трогают эти стихи? Тем, что поэт умеет увидеть красоту во всем. А ведь любовь к малой родине - это основа и подлинного патриотизма, и нравственности, и духовности: «Ненавязчиво и неназойливо творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени. Любящий свою Родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут множиться и возрастать» [3, с. 84].
Вы идите с природою в связке
И впитайте ее красоту [1, с. 289].
Послушай, матушка-природа,
Не все могу в тебе понять.
То с корня ты растишь урода,
А то готова жизнь отнять [1, с. 21].
С образом Родины слит у Есенина образ матери. На всю жизнь мать осталась для него воплощением нравственной чистоты («Письмо матери» и «Снежная замять дробится и колется...»).
Читаем у Есенина:
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь.
Не правда ли, перекликается по стилю написания со стихотворением Алексеева?
Не хандри ты, милая старушка, Тепл очаг, горит в углу свеча, Обогреет старая избушка, Свитер дам со своего плеча [1, с. 272].
Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием идей символизма на его эстетические взгляды. Для А. Белого и А. Блока с самого начала и до конца их творческого пути многое значили идеалы Вечной Женственности и Христа, которые они воспринимали сквозь призму творчества Вл. Соловьева, но по-разному, в соответствии со своими индивидуальными творческими способностями. Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира [2, с. 7].
Алексеева также притягивает лирика, раскрывающая отношение к женщине, возвеличивание ее.
Быть может, Вас теперь я не узнаю, Только сердце помнит Вас всегда [1, с. 153].
Даже в конфликтных ситуациях автор обращается к женщине только на
«Вы».
Вы дурного, видимо, приплода, У Вас душа вся черная от зла [1, с. 206].
Язык Блока выражал некое поэтическое таинство. Не случайно само слово «таинственный» играло важную образно-смысловую роль в стихах поэта: таинственная заря, таинственный сумрак, таинственное дело. [5, с. 90].
О подобном таинстве в своих произведениях пишет О. Алексеев: Думаю, природа необычна, Смысл Вселенной потаенный есть.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Но познать се трудно и трагично,
Кто поймет, тому большая честь [1, с. 278].
В чем же смысл несчастия и счастья, И всего земного бытия? [1, с. 277]
А есть ли смысл всей нашей жизни, Где истина заложена сия? [1, с. 284].
Творчеству О.К. Алексеева характерна фрагментарность. Фрагментарность пришла в русскую поэзию в результате распада классицистической жанровой системы, в разной степени была свойственна романтикам. Ю. Тынянов утверждал, что А.А. Фет «узаконяет» фрагмент, вводит его «в круг литературы» [7, с. 74]. Фрагмент у Алексеева обусловлен тяготением к мыслям поэта в данный момент, обретает вид фрагмента, то есть части большого, оставшегося в подтексте целого.
Помимо описания природы, малой родины, любви к женщине и матери, особое место поэт отводит теме шахтерского труда, подчеркивая его значимость. На стихи О. Алексеева «Гимн пусть звучит» на музыкальном отделении колледжа Академии Матусовского в 2008 году был проведен конкурс юных музыкантов. Из 6 строф данного стихотворения за основу было взято 4 строфы: 1, 2, 5, 6. Были представлены вокальные и инструментальные произведения. Поэт был прав:
В их честь звуки лиры родятся,
Гимн храбрым пусть вечно звучит [1, с. 305]!
Таким образом, прочитав и проанализировав сборник стихов «О Родине, любви и о себе», можно утверждать о стилевой приближенности творчества Олега Константиновича Алексеева к поэтическому наследию Сергея Александровича Есенина. Выстраивается диалогическая линия: А. Белый - А. Блок - С. Есенин - О. Алексеев.
Недаром в стихотворении «Уходящий XX век» мы читаем:
Век прилета к нам комет,
Покорения планет.
Век Есенина и Блока,
Альфа-бетта-гамм потока [1, с. 212].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
И хотя в творчестве Алексеева много характерных черт современной жизни, проявляется чуткая восприимчивость автора сборника к жизни природы, описание ее таинственного величия и красоты, преданность родным местам, поклонение женскому началу. Простота изложения, напевность, фрагментарность, элегические черты продолжают традицию есенинского письма и раннего периода творчества Блока.
В дальнейших работах хотелось бы раскрыть песенное начало произведений О.К. Алексеева (песни, частушки), детскую тематику в его творчестве, выполняя просьбу поэта:
Мне бы в памяти многих остаться,
А дороже и нет ничего [1, с. 287].
Литература:
1. Алексеев О. О Родине, любви и о себе / О.К. Алексеев. - Луганск: РИО ОАО «Луганская областная типография», 2006. - 464 с.
2. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / сост. М.Ф. Пьяных. - М.: Высш. шк., 1990. - 687 с.
3. Лихачев Д.С. Земля родная / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983. -
256 с.
4. Михайлов М.К. Стиль в музыке: исследование / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.
5. Неженец Н.И. Реалистическая символика Александра Блока / Н.И. Неженец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 4 (78). - С. 88-101.
6. Серегина, С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Светлана Андреевна Серегина. - М, 2009. - 145 с.
7. Сухова Н.П. Мастера русской лирики: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Пособие для учителя / Н.П. Сухова. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
11